Научная статья на тему 'Методы диагностики и коррекции субдепрессивных расстройств при эмоциональном выгорании: опыт организации и проведения исследования'

Методы диагностики и коррекции субдепрессивных расстройств при эмоциональном выгорании: опыт организации и проведения исследования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
745
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / PROFESSIONAL GROUPS / EMOTIONAL BURNOUT / PSYCHOLOGICAL HELP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Влах Надежда Ивановна

В исследовании участвовало 968 человек. Это были граждане, обратившиеся в Центр психического здоровья негосударственного института «Бизнес-образование» г. Новокузнецка Кемеровской области с жалобами субдепрессивного характера. В качестве методов психологической диагностики применялись как малоформализованные (социально-психологическое анкетирование, наблюдение, беседа, методика «Кто я?», текст-эссе «Я и мое здоровье»), так и высокоформализованные (тестовые) методы. С помощью методов психологической помощи осуществлялось социально-психологическое воздействие на испытуемых с эмоциональным выгоранием в двух направлениях: психологической превенции (предупреждение, психопрофилактика) и психологической интервенции (преодоление, коррекция, психотерапия реабилитация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Влах Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR DIAGNOSIS AND CORRECTION OF SUBDEPRESSIVE DISORDERS IN EMOTIONAL BURNOUT: ORGANIZATION AND RESEARCH EXPERIENCE

The study involved 968 people. There were citizens who turned to the center «Business education», the non-governmental Institute of Mental Health in Novokuznetsk, Kemerovo region with complaints of subdepressive nature. As the methods of psychological diagnosis were used little formalized (social and psychological surveys, observation, conversation, method of «Who am I?», The text essay «I and my health») and high formalized (test) methods. Using the methods of psychological assistance to carry out social and psychological effects on subjects with emotional burnout in two directions: psychological prevention (warning, psychoprophylaxis) and psychological intervention (overcoming, correction, psychotherapy rehabilitation).

Текст научной работы на тему «Методы диагностики и коррекции субдепрессивных расстройств при эмоциональном выгорании: опыт организации и проведения исследования»

Медицинская (клиническая) психология

УДК 616.891.4 + 159.944.07 DOI: 10.14529^у160205

ББК Ю988-6

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ СУБДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ: ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Н.И. Влах

Международный институт экономики и права, Сибирский филиал, г. Новокузнецк Институт бизнес-образования, г. Новокузнецк

В исследовании участвовало 968 человек. Это были граждане, обратившиеся в Центр психического здоровья негосударственного института «Бизнес-образование» г. Новокузнецка Кемеровской области с жалобами субдепрессивного характера. В качестве методов психологической диагностики применялись как малоформализованные (социально-психологическое анкетирование, наблюдение, беседа, методика «Кто я?», текст-эссе «Я и мое здоровье»), так и высокоформализованные (тестовые) методы. С помощью методов психологической помощи осуществлялось социально-психологическое воздействие на испытуемых с эмоциональным выгоранием в двух направлениях: психологической превенции (предупреждение, психопрофилактика) и психологической интервенции (преодоление, коррекция, психотерапия - реабилитация).

Ключевые слова: профессиональные группы, эмоциональное выгорание, психологическая помощь.

Ряд предыдущих публикаций был посвящен особенностям симптоматики, диагностики и коррекции проявлений синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) у представителей «помогающих» профессий. В материалах исследования особое внимание обращалось на различия в уровне выраженности самооценки уровня депрессии. Клинически значимым при этом являлось доминирование психологических феноменов, получивших наименование «редукция профессиональных обязанностей», «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», а также «психосоматические и психовегетативные нарушения». Было установлено, что выраженность и содержание субдепрессивной симптоматики прямо коррелируют с фазностью эмоционального выгорания и субклинической симптоматикой нарушений сердечно-сосудистой системы. Была разработана, апробирована и описана программа психологической помощи работникам «помогающих» профессий, в основе которой лежит положение о том, что источником СЭВ являются прежде всего факторы психологического порядка, вторично опосредованные личностным и организационным

факторами. Терапевтический эффект этой программы является следствием применения приемов переключения внимания с внешних условий деятельности на формирование установки нового отношения к жизни, включающего в себя систему смыслов, определяющих субъективную жизнь. Описаны структурно-динамическая модель оказания психологической помощи и пошаговый алгоритм ее реализации (Влах, 2011; Влах, 2014; Влах, 2015а; Влах 2015б; Влах 2015в и др.).

В настоящей публикации описываются организационно-методические основания и опыт внедрения диагностико-коррекционного комплекса психологической диагностики и психологической коррекции проявлений синдрома эмоционального выгорания, в структуре которого существенное место занимает доклинический уровень проявлений депрессивных нарушений. Исследование выполнялось на протяжении более 10 лет на большой выборке лиц, чья профессиональная деятельность напрямую связана с высоким риском развития СЭВ.

Программа исследования проводилась на протяжении восьми лет (2002-2010 гг.) путем проведения консультативных, диагности-

ческих и коррекционно-терапевтических сессий в Центре психического здоровья Негосударственного образовательного учреждения «Институт бизнес-образования» г. Новокузнецка Кемеровской области.

Этапы исследования:

1) проведение психологической диагностики лиц, обратившихся в консультационный центр с жалобами субдепрессивного характера;

2) проведение мероприятий программы оказания психологической помощи лицам с синдромом эмоционального выгорания, включающих в свою структуру субдепрессивную симптоматику;

3) осуществление формирования и психологического исследования лиц контрольной группы с учетом статистических данных о социально-демографических и клинических характеристиках обследованных лиц;

4) проведение повторного обследования испытуемых основной (экспериментальной) группы после завершения мероприятий программ психологической помощи;

5) обследование испытуемых основной группы в третий раз с помощью батареи психодиагностических методик через 6 месяцев после оказанной психологической помощи;

6) сравнение результатов обследования испытуемых контрольной и основной групп с трехкратным использованием данных обследования основной группы (данные в период до включения в программы, непосредственно по окончании мероприятий программы и в период, отсроченный на полгода от участия в такой программе).

Формирование выборки осуществлялось традиционным способом: первоначально была набрана и обследована основная группа, которую составили представители «помогающих» профессий с проявлениями синдрома эмоционального выгорания, сочетающимися с субдепрессивной симптоматикой пре-невротического уровня. При этом были определены ее основные социально-демографические характеристики с особым акцентом на характер профессии (в выборке преобладали медицинские и педагогические работники, сотрудники правоохранительных органов, а также предприниматели, бизнесмены и менеджеры).

Критериями включения в основную (экспериментальную) группу являлось наличие жалоб на чувство дискомфорта, ощуще-

ние кризиса жизни в сочетании с жалобами на плохое настроение, тревогу, волнение, неумение переносить стрессы, неудачи, ощущение беспомощности, тоски и т. д. Такого рода жалобы верифицировались методами психологической диагностики. В основную группу включались испытуемые, состояние которых по данным клинических и психодиагностических методов характеризовалось на уровне преневротических субдепрессивных реакций и отдельных патологических личностных черт, не укладывающихся в рамки клинически четких психопатологических синдромов и личностных паттернов. Выявленные симптомы рассматривались в качестве индикаторов и собственно психологических факторов, обусловливающих повышенный риск невротических расстройств, клиническая картина которых максимально близко соответствовала критериям раздела F43.2 Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) - «Расстройства адаптации« (Р43,2). Следует отметить, что в бета-версии разрабатываемой новой МКБ-11 эти расстройства могут классифицироваться уже в 2 разделах «Disorders specifically associated with stress» («Расстройства, специфически ассоциируемые со стрессом») и «Bodily distress disorder» («Вызванные дистрессом телесные нарушения»). В то же время наблюдаемые симптомы не вполне соответствуют описаниям и критериям легкого депрессивного эпизода и тревожно-депрессивных реакций в структуре расстройств адаптации как клинико-статистической группы с кодом F43.2 МКБ-10, что лежит в основе квалификации их как «субдепрессивных преневротических состояний». Вышеизложенное обосновывает преимущественно психологический, а не клинический психопатологический (психиатрический) аспект их рассмотрения.

Вслед за этим была сформирована контрольная группа, которая по своим основным социально-демографическим характеристикам была релевантна основной экспериментальной группе.

Критерием исключения лиц с характерными для СЭВ жалобами являлось наличие психопатологического характера декларируемой симптоматики (уровня, превышающего критерии установления преневротической депрессии), который устанавливался по статистическим показателям психодиагностиче-

Влах НИ.

Методы диагностики и коррекции субдепрессивных расстройств при эмоциональном выгорании...

ских данных и при необходимости по данным консультации у врача-психиатра.

Всего выборку исследования составили 968 человек, обратившихся на консультативный прием к психологу, в том числе 465 испытуемых основной (экспериментальной) группы и 503 - контрольной группы.

Основные социально-демографические характеристики испытуемых основной и контрольной групп с субдепрессивными симптомами в структуре при эмоциональном выгорании, реальная психологическая помощь которым послужила источником получения эмпирических данных (см. таблицу).

В основную экспериментальную группу вошли 465 человек (мужчин - 219, женщин -246).

По данным таблицы, среди лиц с субдепрессивной симптоматикой в рамках СЭВ преобладали представители 3 из 4 групп «помогающих» профессий (педагоги, врачи, сотрудники правоохранительных учреждений и другие). Вместе с тем, другие обратившиеся за психологической помощью представители этих же 4 профессиональных групп были включены в контрольную группу, поскольку у них не обнаруживались признаки эмоционального выгорания. Следует отметить, что в этой группе отмечается относительное преоб-

ладание представителей 4-й группы профессий (экономисты, работники торговли, программисты, менеджеры и пр.).

Методы психологической диагностики. На основе интеграции идеографического и но-мотетического подходов в исследовании применялись как малоформализованные методы и методики (социально-психологическое анкетирование, наблюдение, беседа, методика «Кто я?», текст-эссе «Я и мое здоровье»), так и вы-сокоформализованные (тестовые) методы.

В целом батарея диагностических методик включала в себя 10 психодиагностических методик:

1. Опросник эмоционального выгорания В.В. Бойко.

2. Методика MBI (Maslach Burnout Iventory) - опросник, позволяющий определить подробную картину синдрома эмоционального выгорания.

3. Опросник Р. Кеттелла, позволивший объективировать личностные качества и психологические характеристики испытуемых.

4. Опросник MMPI для выявления личностного профиля и психопатологической симптоматики.

5. Методика свободного самоописания «Мое здоровье», позволяющая посредством применения феноменологического подхода

Социально-демографические характеристики испытуемых основной и контрольной групп

Социально-демографические характеристики Основная группа (n=465) Контрольная группа (n=503)

N % n %

Медицинские работники 120 26 137 27

Педагогические работники 116 25 129 26

Сотрудники правоохранительных органов 105 23 115 23

Бизнесмены и работники коммерческой сферы 124 27 122 24

Пол Мужской 219 47 191 38

Женский 246 53 312 62

Уровень образования Высшее 260 56 307 61

Средн.спец 205 44 196 39

Стаж работы по специальности 5-10 лет 116 25 141 28

10-20 лет 172 37 146 28

20-30 лет 144 31 166 33

30-40 лет 33 7 50 10

Семейное положение Состоят в браке 98 21 191 38

Гражданский брак 163 35 156 31

Одинокие 205 44 156 31

Возраст 37±12 лет 38 ±11 лет

раскрыть содержание внутреннего мира и отношения к работе испытуемых с СЭВ.

6. Методика исследования самоотношения личности (МИС) - шкальный опросник для исследования самоотношения (в модификации С Р. Пантилеева и В.В. Столина).

7. Методика SCL-90 - Опросник выраженности психопатологической симптоматики, использующийся для определения актуального психологического и симптоматического статуса испытуемых.

8. Опросник Б.И. Додонова (ОЭН), предназначенный для оценки типа эмоциональной направленности личности.

9. Шкала экзистенции А Ленгле и К. Орглер (Тест ШЭ), предназначенная для диагностики экзистенциальной наполненности и осмысленности жизни

10. Тест смысложизненных ориентации (СЖО), являющийся адаптированной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL, Crumbaugh & Maholick).

Методы психологической помощи. В основу программы психологической помощи лицам с СЭВ, клинико-психологическая картина нарушений которых характеризовалась преимущественно преневротическими субдепрессивными симптомами, был положен учет влияния личностных характеристик на развитие синдрома эмоционального выгорания. Как следствие, в программе психодиагностического исследования перспективным является использование личностно-ориентированных методик, в программе психологической помощи и психологической коррекции коррекции - методов нравственно-ценностной регуляции с целью содействия позитивному решению духовных, экзистенциальных проблем, сопровождающих эмоциональное выгорание и отражающихся на фабуле субдепрессии.

В рамках программной реализации методов психологической помощи осуществлялось имеющее социально-психологический характер воздействие на испытуемых с эмоциональным выгоранием. Такое воздействие осуществлялось по двум направлениям: психологической превенции (предупреждение, психопрофилактика) и психологической интервенции (преодоление, коррекция, психотерапия - психологическая реабилитация). Концептуальной основой программы психологической помощи явились теоретические представления об «экзистенциальном миропони-

мания» (Д.А. Леонтьев), базирующиеся на его мультирегуляторной «возможностной» модели личности. Предусматривались различные психотерапевтические методы и возможности их сочетания как в ходе одного сеанса, так и на протяжении всего процесса оказания психологической помощи.

Из широкого арсенала индивидуальных и групповых психологических средств был отдан приоритет «разговорной терапии» (Клиническая психология..., 2002) как основанному Карлом Роджерсом (Роджерс, 1994) методу построения терапевтических отношений, обладающих определенными способствующими изменениям характерными свойствами: принятие, открытость и эмпатическое понимание.

В описываемом исследовании разговорная психотерапия осуществлялась в трех моделях:

1) Проблемно-ориентированная психотерапия в трактовке швейцарских психотерапевтов (Блазер и др., 1998), преимущество которой состоит в интеграции в своем составе элементов психоанализа, гештальт-терапии, поведенческой и телесно-ориентированной терапии, что позволяет работать с экзистенциальными смыслами клиентов в целом и по широкому кругу проблем.

2) Экзистенциальное консультирование по Эмми Дорцен, позволяющее рассмотреть проблемы лиц в СЭВ как экзистенциальные проблемы, возникающие не вследствие патологии личности, а как результат сущностных парадоксов человеческого существования (Дорцен, 2007).

3) Балинтовские сессии (группы профессионально-личностного роста, проводящиеся с целью профилактики эмоционального выгорания), делающие психологическую помощь более эмоционально и интеллектуально насыщенной, направленной на развитие рефлексии.

Для достижения оптимальной эффективности психологического сопровождения представляется важным системное использование индивидуальных и групповых психологических средств совместно либо раздельно. Влияние индивидуальной психологической коррекции позволяет человеку осознать мотивы своего поведения, особенности межличностных отношений, неконструктивный характер эмоциональных и поведенческих стереотипов, причины переживаний и способов реа-

Влах НИ.

Методы диагностики и коррекции субдепрессивных расстройств при эмоциональном выгорании...

гирования. Групповые психологические средства в рамках групповой работы, опирающиеся на анализ и использование межличностного взаимодействия, направлены на раскрытие, анализ, осознание и проработку проблем клиента, его внутриличностных и межличностных конфликтов, коррекцию неадекватных отношений, установок. Цели групповой работы фокусируются на трех основных составляющих: когнитивной (самопонимание), эмоциональной (отношение к себе), поведенческой (саморегуляция).

Целями описываемой и реализованной программы психологической помощи были:

1. Развитие особо важных качеств личности с проявлениями эмоционального выгорания, способствующих конструктивному взаимодействию с другими людьми.

2. Создание условий для решения человеком своих экзистенциальных проблем, а также для личностного роста участников.

Проверка эффективности программы проводилась установлением динамики исследованных психологических характеристик, рассматриваемых в контексте изменений ценностно-смысловой сферы, предполагающих появление в ней новых экзистенциальных смыслов. Другим аспектом эффективности программы является субъективно и профессионально значимое нивелирование субдепрессивных проявлений, подтвержденное результатами повторного и третьего применения психодиагностических методик, а также данными качественного анализа дневниковых записей.

Таким образом, исследовательская программа работы построена как комплексная, междисциплинарная система психолого-медицинского и параклинического характера. Теоретическая модель исследования сконструирована на основе многомерного анализа научной литературы по исследуемой проблеме и рассмотрения прототипных клинико-психологических работ. Эмпирическое исследование представлено в виде системы психо-

логической диагностики с последующим оказанием целенаправленной психологической помощи лицам с субдепрессивной симптоматикой при эмоциональном выгорании. При этом эффективность такого рода подхода и системы помощи подтверждается субклини-чески, психологически и статистически.

Литература

1. Блазер, А. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход / А. Блазер, Э. Хайм, X Рингер, М. Томмен; пер. с нем. Л.С. Каганова. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998. - 272 с.

2. Влах, Н.И. Профилактика невротических и психосоматических расстройств у предпринимателей / Н.И. Влах // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2011. - № 1. - С. 23-27.

3. Влах, Н.И. Типология и феноменология субдепрессивных преневротических расстройств при синдроме эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий / Н.И. Влах // Национальная ассоциация ученых. - 2014. - № 4. - Ч. 2.

4. Влах, Н.И. Эмоциональное выгорание у представителей «помогающих» профессий / Н.И. Влах // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2015. - Т. 8, № 1. - С. 96-103.

5. Влах, Н.И. Особенности симптомов эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий» / Н.И. Влах // Международный журнал экспериментального образования. -2015. - № 8. - Ч. 3.

6. Влах, Н.И. Модель психологической помощи представителям «помогающих» профессий при эмоциональном выгорании /Н.И. Влах //Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2015. - Т. 8, № 4. - С. 24-30.

7. Дорцен, Э. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия / Э. Дорцен. - М.: Ассоциация экзистенциального консультирования, 2007. - 216 с.

8. Клиническая психология / под ред. М. Пер-ре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2002. - 1312 с.

9. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. - М.: Прогресс, 1994. -480 с.

Влах Надежда Ивановна, кандидат медицинских наук, профессор, Российская академия естествознания, начальник Управления дополнительного образования, Международный институт экономики и права (Сибирский филиал); профессор, Институт бизнес-образования (Новокузнецк), [email protected]

Поступила в редакцию 21 марта 2016 г

DOI: 10.14529/psy160205

METHODS FOR DIAGNOSIS AND CORRECTION OF SUBDEPRESSIVE DISORDERS IN EMOTIONAL BURNOUT: ORGANIZATION AND RESEARCH EXPERIENCE

N.I. Vlakh, [email protected]

International Institute of Economics & Law Siberian Branch, Novokuznetsk, Russian Federation Institute of Business Education, Novokuznetsk, Russian Federation

The study involved 968 people. There were citizens who turned to the center «Business education», the non-governmental Institute of Mental Health in Novokuznetsk, Kemerovo region with complaints of subdepressive nature. As the methods of psychological diagnosis were used little formalized (social and psychological surveys, observation, conversation, method of «Who am I?», The text essay «I and my health») and high formalized (test) methods. Using the methods of psychological assistance to carry out social and psychological effects on subjects with emotional burnout in two directions: psychological prevention (warning, psychoprophylaxis) and psychological intervention (overcoming, correction, psychotherapy - rehabilitation). Keywords: professional groups, emotional burnout, psychological help.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Blazer A., Khaym E., Ringer X., Tommen M. Problemno-orientirovannaya psikhoterapiya. Integrativ-nyypodkhod [Problem-oriented Psychotherapy. Integrative Approach]. Moscow, Klass Publ., 1998. 272 p.

2. Vlakh N.I. [Prevention of Neurotic and Psychosomatic Disorders Entrepreneurs]. Sibirskiy vestnikpsik-hiatrii i narkologii [Siberian Bulletin Psychiatry and Addiction], 2011, no. 1, pp. 23-27. (in Russ.)

3. Vlakh N.I. [Typology and Phenomenology Subdepressive Preneurotik Disorders at a Syndrome of Emotional Burnout among Representatives of "Helping" Professions]. Natsional'naya assotsiatsiya uchenykh. Chast' 2 [National Association of Scientists]. 2014. no. 4. (in Russ.)

4. Vlakh N.I. [Emotional Burnout among Representatives of "Helping" Professions]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology, 2015, vol. 8, no. 1, pp. 96-103. (in Russ.)

5. Vlakh N.I. [Features of the Symptoms of Burnout among Representatives of "Helping" Professions]. Mezh-dunarodnyy zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education], 2015, no. 8, Ch. 3. (in Russ.)

6. Vlakh N.I. [Model of Psychological Assistance to Representatives of "Help" Profession in Emotional Burnout]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology, 2015, vol. 8, no. 4, pp. 24-30. (in Russ.). DOI: 10.14529/psy150403.

7. Dortsen E. Prakticheskoe ekzistentsial'noe konsul'tirovanie i psikhoterapiya [Practical Existential Counseling and Psychotherapy]. Moscow, Assotsiatsiya ekzistentsial'nogo konsul'tirovaniya Publ., 2007. 216 p.

8. M. Perre, U. Baumann (Ed.) Klinicheskaya psikhologiya [Clinical Psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2002. 1312 p.

9. Rodzhers K., Isenina E.I. (Ed.) Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka [A view at Psychotherapy. Human Formation]. Moscow, Progress Publ., 1994. 480 p.

Received 21 March 2016

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Влах, Н.И. Методы диагностики и коррекции субдепрессивных расстройств при эмоциональном выгорании: опыт организации и проведения исследования / Н.И. Влах // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». -2016. - Т. 9, № 2. - С. 39-44. Ш1: 10.14529^у160205

FOR CITATION

Vlakh N.I. Methods for Diagnosis and Correction of Subdepressive Disorders in Emotional Burnout: Organization and Research Experience. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2016, vol. 9, no. 2, pp. 39-44. (in Russ.). DOI: 10.14529/psy160205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.