Научная статья на тему 'ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СУБДЕПРЕССИВНЫХ ПРЕНЕВРОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ'

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СУБДЕПРЕССИВНЫХ ПРЕНЕВРОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Влах Н.И.

В исследовании предпринята попытка интегрировать ряд подходов к изучению эмоционального выгорания. Был проведен анализ научной мысли по указанной тематике с использованием так называемой «гибридной» методологии, т.е выделения основных направлений, тенденций и подходов, базовых принципов, основных проблем исследовательского поля. Построена модель и описаны методы сбора эмпирических данных. Исследование представлено в виде реального процесса оказания психологической помощи лицам с субдепрессивной симптоматикой при эмоциональном выгорании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION PROGRAM AT SUBDEPRESSIVE PRENEUROTIC STATES IN EMOTIONAL BURNOUT

The study attempts to integrate a range of approaches to the study of burnout. analysis of scientific ideas was held on this topic with the use of so-called «hybrid» methodology, ie the allocation of the main directions, trends and approaches, the basic principles, the basic research field problems. The model and describes methods for collecting empirical data. The study is presented in the form of a real process of providing psychological assistance to persons with symptomatic subdepressive under emotional burnout.

Текст научной работы на тему «ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СУБДЕПРЕССИВНЫХ ПРЕНЕВРОТИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ СУБДЕПРЕССИВНЫХ ПРЕНЕВРОТИЧЕСКИХ _СОСТОЯНИЙ ПРИ ЭМОЦИОНАЛЬНОМ ВЫГОРАНИИ

Влах Н.И.,

Кандидат медицинских наук, профессор РАЕ (Российская академия естествознания), начальник Управления дополнительного образования Сибирский филиал МИЭП, профессор Института бизнес-образования,

Новокузнецк

CORRECTION PROGRAM AT SUBDEPRESSIVE PRENEUROTIC STATES IN EMOTIONAL BURNOUT

Vlakh N.I., Candidate of Medical Sciences, Professor PAE (Russian Academy of Natural Sciences) Head of the Department

of additional education Siberian branch of MIEP, professor at the Institute of Business Education, Novokuznetsk

АННОТАЦИЯ

В исследовании предпринята попытка интегрировать ряд подходов к изучению эмоционального выгорания. Был проведен анализ научной мысли по указанной тематике с использованием так называемой «гибридной» методологии, т.е выделения основных направлений, тенденций и подходов, базовых принципов, основных проблем исследовательского поля. Построена модель и описаны методы сбора эмпирических данных. Исследование представлено в виде реального процесса оказания психологической помощи лицам с субдепрессивной симптоматикой при эмоциональном выгорании.

ABSTRACT

The study attempts to integrate a range of approaches to the study of burnout. analysis of scientific ideas was held on this topic with the use of so-called «hybrid» methodology, ie the allocation of the main directions, trends and approaches, the basic principles, the basic research field problems. The model and describes methods for collecting empirical data. The study is presented in the form of a real process of providing psychological assistance to persons with symptomatic subdepressive under emotional burnout.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональные группы, психологическая помощь.

Keywords: emotional burnout, professional groups, psychological help.

В качестве методологической предпосылки исследования выступила культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, определяющая внутреннюю структуру высших психических функций в качестве «функциональных органов». Антропопсихологичес-кий подход, релевантный периоду постнеклассики в психологии, позволил нам не только последовательно и обоснованно выстроить психологическую модель человеческой реальности, но и систематизировать общенормативные представления о траектории и динамике человеческой жизни (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров), включающей различные препатологические состояния. Согласно концепции развития субъективной реальности в онтогенезе жизненный путь человека представляет собой последовательность двух этапов (биографических эпох). На первом человек овладевает внутренними (телесными, психическими) и внешними (социокультурными) обстоятельствами своего существования, только становится субъектом собственной жизнедеятельности. Апогеем и одновременно переломным моментом первой фазы является точка «обретения души», открытия собственного Я. Социальной фиксацией вступления человека в новое качество в традиционных обществах являлись обряды инициации и посвящения, символизирующие переход от «безответственного детства» к необходи-

мости самоопределения и полноте ответственности за свою жизнь.

Эмоциональное выгорание рассматривается как полисистемное образование, которое включено в ряд взаимодействующих систем разного уровня, где базовой системой, в которой зарождается и развивается выгорание, является система профессионального становления личности. Методологические основания данного исследования дали возможность практическому психологу, работающему Центре оказания психологической помощи, использовать методы психологической помощи, предполагающие психодиагностику, психологическое консультирование, психотренинги -методы немедицинской психотерапии. Концептуальной основой психологического сопровождения явилось гипотеза «экзистенциального миропонимания» по Д.А. Леонтьеву, т.е. понимание мира, в котором обнаруживает себя человек, как неопределённого.

В силу сложности объекта изучения (многофакторность индивидуального психического здоровья и эмоционального выгорания, подвижность и противоречивость субдепрессивных проявлений) использовался метод моделирования. В основе построения модели исследования лежал принцип унификации, определяющий необходимость и достаточность объектов, этапов и методов прогнозирования психодиагности-

ческих процедур и средств, критериев оценки, а также субъектов прогнозирования. Представленная в работе модель представляла собой анализ этиологии субдепрессивных расстройств при эмоциональном выгорании, их классификацию и типизацию, включала стратегии психологической помощи с учетом специфики «выгоревших» профессиональных групп, содержала различные методы психодиагностики, психотерапии и профилактики, статистические и методы проверки эффективности проведенной апробации.

Выборка исследования была организована в течение 2002-2010 г.г. на базе консультативных и психотерапевтических сессий Центра психического здоровья негосударственного института «Бизнес-образование» г. Новокузнецка Кемеровской области. Конструирование выборки было проведено распространенным способом: вначале была сформирована и обследована основная группа с преневротическими субдепрессивными состояниями, определены ее социально-демографические характеристики; затем была определена контрольная группа, релевантная основной экспериментальной группе по основным социально-демографическим характеристикам.

Этапы исследования были следующими: а) психодиагностически обследовались люди, обратившиеся в консультационный Центр с жалобами преневротичес-кого субдепрессивного характера; б) им была оказана психологическая помощь; в) параллельно формировалась контрольная группа; г) основная группа обследовалась после оказания им психологической помощи с целью проверки первичной эффективности на предмет приближения результатов к показателям контрольной группы; д) основная группа обследовалась через 6 месяцев на предмет определения эффективности психологической помощи и степени приближения к результатам контрольной группы.

Всего в исследовании участвовало 968 человек, из них 465 составили основную экспериментальную группу исследования, а 503 - контрольную.

Это были граждане, обратившиеся в Центр психического здоровья негосударственного института «Бизнес-образование» г. Новокузнецка Кемеровской области с жалобами субдепрессивного характера. Было замечено, что жалобы на состояние психического здоровья предъявляли, в основном, представители «помогающих профессий» - медики, педагоги, сотрудники правоохранительных органов, а также предприниматели, бизнесмены и менеджеры. Поэтому контрольная группа формировалась прицельно - по схожим социально-демографическим характеристикам, а также по аналогичным профессиональным сферам в количестве 300 человек.

В основную экспериментальную группу вошли 465 человек (мужчин - 219, женщин - 246), обратившихся на консультативный прием к психологу. Основная причина обращения - наличие дискомфорта, ощущения кризиса жизнедеятельности. Это подтверждалось жалобами на плохое настроение, тревогу, волнение, неумение переносить стрессы, неудачи, ощущение беспомощности, тоски и т.д. В основную группу вошли не все лица, обратившиеся к психологу с жалобами и психологическими проблемами. Отбирались лишь те, состояние которых характеризовалось наличием преневротических субдепрессивных реакций и отдель-

ных патологических черт, не укладывающихся в рамки четких психопатологических синдромов. Исключалась патология органического характера и психопатология (лица с подобными нарушениями были направлены на консультации психиатра и невропатолога). Эти ограничения были необходимы с целью выявления собственно психологических факторов, обусловливающих формирование повышенной готовности к заболеванию неврозом, укладывающемуся в критерии Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) - «расстройства адаптации« (Р43,2), которые в настоящее время предлагается называть «личностные расстройства». Критерии выделения этих состояний не вполне определены, расстройства, не достигающие степени очерченной депрессии, обозначаются как «субдепрессивные преневротические состояния» и предполагают не клинический, а психологический уровень рассмотрения.

Среди лиц с субдепрессивной симптоматикой были представители различных «помогающих» профессий: педагоги, врачи, социальные работники, сотрудники силовых и правоохранительных учреждений и другие. Лица с этими профессиями были включены в контрольную группу. У лиц, обратившихся за психологической помощью и не обнаруживших признаки эмоционального выгорания, преобладали другие профессии: экономисты, работники торговли, программисты, менеджеры и пр.

В организационном плане психологическая помощь «выгоревшим» строилась следующим образом. Группы численностью 8-12 человек встречалась 10 раз, через день в продолжение сезона, продолжительность встречи составляла 1,5-2 часа. Процесс психологической помощи был условно разделен на 3 этапа - адаптационный, стабилизационный и итоговый (завершающий). При завершении каждого этапа психологи обсуждали динамику и эффективность психологической помощи и намечали программу перехода к следующему этапу. Стиль ведения занятий - недирективный.

Применялась технология дебрифинга (проговари-вания), заключающаяся в том, что, осознавая свои экзистенциальные проблемы, актуализируя экзистенциальные ценности, проговаривая сложности своей профессиональной деятельности на группе, появлялась возможность критически отнестись к происходящему.

Целями программы были: 1. Развитие особо важных качеств личности «выгоревших», способствующих конструктивному взаимодействию с другими людьми. 2. Создание условий для решения экзистенциальных проблем и для личностного роста участников.

Задачами программы были: 1. Сформировать представление о профессиональной деформации личности и ее деструктивном влиянии для всей жизни профессионала в целом. 2. Выработать понимание эмпатии, межличностной чувствительности, рефлексивного слушания у отдыхающих и способствовать их усвоению на поведенческом уровне. 3. Ознакомить с понятием самооценки, самопринятия, самокатегоризации и обучить приемам развития позитивной самооценки. 4. Сформировать умение конструктивно разрешать негативные эмоциональные состояния. 5. Сформировать навыки преодоления проблем в профессиональной

деятельности.

Психологическая помощь лицам с субдепрессивной симптоматикой при эмоциональном выгорании осуществлялось в пяти формах: психодиагностической, психопрофилактической, консультационной, психокоррек-ционной и психотерапевтической.

На основе интеграции идеографического и номоте-тического подходов в исследовании применялись как малоформализованные, так и высокоформализован-ные (тестовые) методы, позволяющие отразить пост-неклассический вектор развития современной психологии.

Малоформализованными методами психодиагностики были: социально-психологическое анкетирование, структура которой включала социодемографический, клинический и психологический разделы, наблюдение, беседа, методика «Кто я?», текст-эссе «Я и мое здоровье» с выделением частот лексических категорий, связанных с этапами психологической, записи личного дневника как средства анализа динамики развития личностных смыслов. А также: метод незаконченных предложений как способ выявления сфер и модальности коммуникации, ассоциативный эксперимент для определения семантических полей экзистенциальных понятий, позволяющих осуществлять психотерапию эмоционального выгорания с точки зрения запроса на аутентичность, и позволяющих двигаться «выгоревшему» к усилению и обогащению своей субъективности, к его выходу за пределы собственной личности.

Высокоформализованными методиками, представленными в отечественных и зарубежных психодиагностических компендиумах и прошедших проверку психометрическими процедурами, были следующие:

1. Опросник выгорания В.В. Бойко.

2. MBI (Maslach Burnout Iventory) - опросник, позволяющий определить подробную картину синдрома эмоционального выгорания личности.

3. Опросник Кеттелла, позволивший объективировать состояние когнитивной, эмоциональной и интеллектуальной сферы испытуемых.

4. MMPI (Рожанец, Мирошников), опросниковая методика, обнаруживающая психопатологическую симптоматику и личностные особенности испытуемых.

5. Текст свободного самоописания «Мое здоровье» - применение феноменологического метода, касающегося раскрытия содержания внутреннего мира и отношения к работе «выгоревших» испытуемых.

6. МИС-Опросник исследования самоотношения личности - создан С.Р. Пантилеевым и В.В. Столиным в 1989 году.

7. SCL-90 - Опросник выраженности психопатологической симптоматики как инструмент определения актуального, присутствующего на данный момент психологического и симптоматического статуса.

8. Опросник Додонова (ОЭН), позволяющий выявить тип эмоциональной направленности личности.

9. Шкала экзистенции (ШЭ) Лэнгле.

10. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) является адаптирован-ной версией теста «Цель в жизни» (Purpose-in-Life Test, PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика.

В методах психологической помощи «выгоревшим»

с преневротическими субдепрессивными симптомами, учитывая влияние личностных характеристик на развитие синдрома эмоционального выгорания, перспективным является использование в психодиагностике лич-ностно-ориентированных методик, в психокоррекции - методов нравственно-ценностой регуляции с целью позитивного решения духовных, экзистенциальных проблем, сопровождающих эмоциональное выгорание и отражающихся на фабуле субдепрессии.

С помощью методов психологической помощи осуществлялось социально-психологическое воздействие на испытуемых с эмоциональным выгоранием в двух направлениях: психологической превенции (предупреждение, психопрофилактика) и психологической интервенции (преодоление, коррекция, психотерапия-реабилитация).

Из широкого арсенала индивидуальных и групповых психологических средств в качестве наиболее эффективных представляется «разговорная терапия», основанная Карлом Роджерсом. Цель терапевтических интервенций - предложить клиентам соответствующие отношения, которые тот сумеет принять и ответить на них.

В исследовании разговорная психотерапия осуществлялась в трех моделях:

1) Проблемно-ориентированная психотерапия, преимущество которой перед другими методами состоит в интеграции элементов психоанализа, геш-тальт-терапии, поведенческой и телесно-ориентированной терапии, и которая позволяет работать с экзистенциальными смыслами клиентов.

2) Экзистенциальное консультирование по Эмми Дорцен, позволяющее рассмотреть проблемы «выгоревших» не как возникающие вследствие патологии личности, а как результат сущностных парадоксов человеческого существования, т.е. как экзистенциальные проблемы, и предоставить отдыхающим не ключ к решению проблем, а возможность прийти к соглашению со своей жизнью.

3) Балинтовские сессии - или группы профессионально-личностного роста с целью профилактики эмоционального выгорания.

Выводы. Для достижения оптимальной эффективности психологического сопровождения было важным совместное системное использование индивидуальных и групповых психологических средств. Влияние индивидуальной психологической коррекции позволяет осознать мотивы своего поведения, особенности межличностных отношений, неконструктивный характер эмоциональных и поведенческих стереотипов, причины переживаний и способов реагирования, условия формирования системы отношений. Групповые психологические средства используются в рамках групповой работы и направлены на раскрытие, анализ, осознание и проработку проблем клиента, его внутри-личностных и межличностных конфликтов, коррекцию неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основе анализа и использования межличностного взаимодействия. Цели групповой работы фокусируются на трех основных составляющих: когнитивной (самопонимание), эмоциональной (отношение к себе), поведенческой (саморегуляция).

Литература

1. Влах, Н.И. Факторы возникновения хронического стресса у предпринимателей // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2 (часть 22). - С. 5015-5018.

2. Влах, Н. И. Эмоциональное выгорание у представителей помогающих профессий // Вестник Южно-уральского университета. Серия «Психология». Том 8. - 2015. - №1. - С. 96-103.

3. Влах, Н.И. Модель психологической помощи представителям «помогающих» профессий при эмоциональном выгорании // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия «Психология». Том 8. - 2015. - №4. - С. 24-30.

4. Влах, Н.И. Особенности симптомов эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий» // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - №8 (Часть 3) - С. 356-358.

5. Влах, Н.И. Исследование пациентов с субдепрессивными расстройствами при эмоциональном выгорании: методы выборки, диагностики и психологической

помощи // Юргу. - 2016. - март.

6. Влах, Н.И., Мещерякова Э.И. Психологическая помощь различным профессиональным группам в субдепрессивных состояниях при выгорании // ABSTRACT BOOK,THE 14th EUROPEUM CONGRESS OF PSYCHOLOGY, MILAN, ITALY7-10. - 2015. - JULY. - С. 519.

7. Дорцен Э. Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия - М.: Ассоциация экзистенциального консультирования. - С. 2007. - 216.

8. Елдышова О.А. Синдром выгорания как форма устойчивой личностной деформации //Психологическое консультирование и психотерапия: на стыке наук, времен, культур: материалы Международной научно-практической конференции. 27 сентября - 1 октября 2007 г. / сост. Л.Г. Гончарова, И.А. Монахова. -Астрахань, 2007. - С. 65-67.

9. Трунов Д. О. И снова о «профессиональной деформации». //Психологическая газета. № 6. 2004. С. 32-34.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Зимина Наталия Александровна

кандидат психол. наук, доцент Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

г. Нижний Новгород

PSYCHOLOGICAL READINESS OF YOUNG PEOPLE FOR FAMILY LIFE

Zimina Natalia Alexandrovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor Nizhny Novgorod state University of architecture and construction, Nizhny Novgorod АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема готовности молодежи к семейной жизни. Представлены выводы, полученные в ходе эмпирического исследования личностной зрелости молодежи в сфере психосексуальных отношений. ABSTRACT

The article considers the problem of readiness of young people for family life. Presents findings obtained during the empirical study of personal maturity of the youth in the field of psychosexual relations. Ключевые слова: психологическая готовность к семейной жизни. Keywords: psychological readiness for family life.

Психологическая готовность молодежи к семейной жизни - один из актуальных вопросов современности. Большое количество разводов и их последствия для всех членов семьи, определяют это направление работы как необходимое в семейной политике. С точки зрения психолого-педагогического подхода, готовность к семейной жизни определяется как система различных характеристик субъекта, обеспечивающих успешное вступление в брак, среди которых выделяется физическая, социальная, психологическая, мотивационная, эмоционально-волевая и педагогическая готовность. При этом особый интерес представляет психологический компонент, в наибольшей степени определяющий благополучие семейной жизни. В целом можно отметить, что психологическая готовность к семейной жизни это личностное образование, включающее ценности и установки ориентированные на создание и сохранение семьи, рождение и воспитания детей, опре-

деленные знания и представления о семейной жизни, а также личностные качества, коммуникативные умения и навыки, дающие возможность строить и поддерживать благоприятные внутрисемейные отношения. В широком понимании - это психологическая зрелость человека, успешное решение им задач своего возраста, высокий уровень личностного развития.

Еще один важный вопрос - это определение возраста, в котором подготовка молодежи к семейной жизни будет наиболее близка, интересна и понятна молодежи. В качестве такого времени, как правило, выделяют период поздней юности и молодости. Период юности -это время повышения интереса к вопросам брачно-се-мейных отношений, время осмысления семейных ценностей, поиска себя в них. Начало молодости - это период повышенной социальной активности, время освоения социальных ролей, поиска приемлемых для себя способов нахождения в этих ролях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.