Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБДЕПРЕССИВНОЙ СИМПТОМАТИКИ С СОСТОЯНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБДЕПРЕССИВНОЙ СИМПТОМАТИКИ С СОСТОЯНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБДЕПРЕССИЯ / ПРЕНЕВРОТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Влах Надежда Ивановна

В исследовании рассматриваются личностные детерминанты субдепрессии при эмоциональном выгорании в основной группе в сравнении с контрольной, особенности и типология субдепрессивных преневротических расстройств. Результаты психодиагностики в дальнейшем легли в основу методики психологической помощи лицам с субдепрессивной симптоматикой преневротического уровня при эмоциональном выгорании.The study examines the personal determinants of burnout subdepression when the main group compared with the control, features and typology subdepressive preneurotic disorders. Results psychodiagnosis later formed the basis of methods of psychological assistance to persons with symptomatic subdepressive preneurotic level under emotional burnout.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Влах Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБДЕПРЕССИВНОЙ СИМПТОМАТИКИ С СОСТОЯНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБДЕПРЕССИВНОЙ СИМПТОМАТИКИ

С СОСТОЯНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Влах Надежда Ивановна

Кандидат медицинских наук, профессор РАЕ (Российская академия естествознания), начальник Управления дополнительного образования Сибирского филиала МИЭП, профессор Института бизнес-образования, г. Новокузнецк, Россия

ВВЕДЕНИЕ

В исследовании рассматриваются личностные детерминанты субдепрессии при эмоциональном выгорании в основной группе в сравнении с контрольной, особенности и типология субдепрессивных преневротических расстройств. Результаты психодиагностики в дальнейшем легли в основу методики психологической помощи лицам с субдепрессивной симптоматикой преневротического уровня при эмоциональном выгорании.

Ключевые слова: субдепрессия, преневротические расстройства, эмоциональное выгорание.

INTRODUCTION

The study examines the personal determinants of burnout subdepression when the main group compared with the control, features and typology subdepressive preneurotic disorders. Results psychodiagnosis later formed the basis of methods of psychological assistance to persons with symptomatic subdepressive preneurotic level under emotional burnout.

Keywords: subdepression, preneurotic disorders, emotional burnout.

Цели исследования. Синдром эмоционального выгорания является важным проявлением профессиональной деформации. Он предполагает наступление эмоционального опустошения ещё до того, как психические ресурсы человека-деятеля естественным образом восполнились, исчезновение или деформацию эмоциональных переживаний, являющихся неотъемлемой частью жизни. Часто эти состояния называют пограничными или предбо-лезнью. Поэтому чрезвычайно актуальной является задача выявления личностных детерминант субдепрессии, анализ особенностей субдепрессивных преневротических расстройств и их типологизация.

Цель - выявить взаимосвязь особенностей субдепрессивной симптоматики с состояниями эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий.

Методы и материалы. Выборку исследования составили 968 человек, обратившихся в Центр психологической помощи при Институте бизнеса г. Новокузнецка Кемеровской области с жалобами субдепрессивного характера. У 465 из них был выявлен синдром эмоционального выгорания - они составили основную, экспериментальную группу. Также была создана репрезентативная контрольная группа в 503человека. Конструирование выборки было проведено распространенным способом: вначале были сформирована и обследована основная группа с преневротическими субдепрессивными состояниями, определены ее социально-демографические характеристики; затем была определена контрольная группа, релевантная основной экспериментальной группе по основным социально-демографическим характеристикам. Была применена авторская исследовательская модель, составными частями которой являются:

а) исследование анкетных данных, включающих вопросы отношения к профессии;

б) наличие феномена выгорания по критериям, определенным в первых двух главах;

в) выявление фаз синдрома эмоционального выгорания;

г) определение у них личностных и коммуникативных свойств, взаимосвязанных с наличием/отсутствием феномена выгорания.

Наличие эмоционального выгорания, его выраженность и фазность у консультируемых в количестве 465 человек исследовались по методике В.В.Бойко. Рассмотрены показатели эмоционального выгорания, включающего 3 фазы-стадии, каждая из которых состоит из 4-х симптомов. Фаза «напряжения» служит «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания в виде осознания психотравмирующих факторов профессиональной деятельности. Фаза формирования защиты (резистенции) характеризуется неадекватным избирательным эмоциональным реагированием, эмоционально-нравственной дезориентацией;- расширением сферы экономии эмоций,-редукцией (упрощением) профессиональных обязанностей. Фаза истощения была представлена состояниями эмоционального дефицита -преобладанием отрицательных эмоций над положительными и, в дальнейшем, полным исключением эмоций из сферы своей деятельности;- деперсонализацией, связанной с возникновением равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы, которая по мере накопления раздражения приводит к конфликтам;- психосоматическим и психовегетативным нару-

шениям - сна, памяти, внимания, панические атаки, нервный тик, головные и сердечные боли. Результаты, полученные при помощи этой методики, представлены в таблице 5.

Из Табл.5 видно, что из 465 человек, у которых предварительно (по анамнезу, жалобам и показателям методик ММР1 и SCL-90) был определен СЭВ, он подтвердился окончательно в виде представленности симптомов всех фаз эмоционального выгорания.

Таблица позволяет увидеть, что доминируют симптомы фазы «Напряжение» у 363 (78%) человек. Описание этих симптомов хорошо представляет феноменологию

этой фазы. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер. Клиническая беседа, наблюдение и объективные данные психодиагностических методик показали содержание симптомов тревожного напряжения. Во-первых, это симптом «переживания психотрав-мирующих обстоятельств», проявляющийся усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые, по его мнению, неустранимы.

Таблица 1

Фазы эмоционального выгорания основной и кеонтрольной группы (методика В.В. Бойко)

---------- фазы группы —-------- Напряжение Резистенция Истощение

Основная (п= 465) 363 (78%) 75 (16,1%) 27 (5,9%)

Контрольная (п=503) 0 0 0

Во-вторых, это симптом «неудовлетворенности собой», проявляющийся в том, в результате отказа или невозможности влиять на стрессовые обстоятельства человек испытывает дискомфорт, недовольство собой, своей профессией, должностью, конкретные обязанностями. Здесь действует механизм «эмоциональной передачи», энергия направлена на себя, а не вовне. В этой схеме, особое значение имеют внутренние факторы, которые способствуют возникновению выгорания - добросовестность и чувство ответственности.

В-третьих, симптом «загнанности в клетку» возникает, как описывают консультируемые, не во всех случаях, хотя выступает логическим продолжением развивающегося стресса и часто сопровождается чувством безысходности. Это приводит к усилению психической энергии за счет индукции идеального: работает мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы, подключаются образы должного и желаемого. И если она не находит выхода, если не сработало какое-либо средство психологической защиты, включая «эмоциональное выгорание», то человек переживает ощущение «загнанности в клетку».

В-четвертых, это симптом «тревоги и депрессии». Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности. Симптом «тревоги и депрессии» - крайняя точка в формировании тревожной напряженности при развитии эмоционального выгорания.

В фазе «Резистенция» находилось гораздо меньше человек, чем в первоначальной стадии (75 чел. - 16,1%). Для симптомов фазы характерно избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей. Вычленение этой фазы в самостоятельную условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Здесь у консультируемых также встретился описанный у В.В. Бойко следующий набор симптомов.

Во-первых, симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», когда профессио-

нал перестает улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономное проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование. Во-вторых, симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» как бы углубляющий неадекватную реакцию в отношениях с деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность в самооправдании. В-третьих, симптом «расширения сферы экономии эмоций». Данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области - в общении с родными, приятелями и знакомыми. В-четвертых, симптом «редукции профессиональных обязанностей». Редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

Наименьшее число консультируемых (27чел. (5,9%) находились в фазе «Истощение». Характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Здесь у консультируемых также встретился описанный у В.В. Бойко следующий набор симптомов. Во-первых, симптом «эмоционального дефицита», когда к профессионалу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы - дополняют симптом «эмоционального дефицита».

Во-вторых, симптом «эмоциональной отстраненности». Личность почти ничего не волнует, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни позитивные обстоятельства, ни отрицательные. В-третьих, симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации». Прежде всего, отмечается полная или частичная утрата интереса к человеку - субъекту профессионального действия. В-четвертых, симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Переход реакций с уровня эмоций на уровень психосоматики свидетельствует о том, что эмоции уже не справляются с нагрузками, и энергия эмоций перераспределяется между другими подсистемами индивида. Таким способом организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной энергии.

Результаты исследования и их обсуждение. В связи с тем, что результаты, полученные по методике В.В. Бойко, показались недостаточно полными для прицельной диагностики феномена эмоционального авыгорания,

были подсчитаны корреляции уровня сформированности симптомов «эмоционального выгорания» по методике В.В. Бойко с уровнем выраженности каждого из компонентов «эмоционального выгорания» по методике МВ1. Для корреляционного анализа используем не все уровни

Из таблицы 6 видно, что определенные симптомы по методике В.В. Бойко значимо коррелируют (при р<0,05) с компонентами «эмоционального выгорания» по методике МВ1. Испытуемые из данной подгруппы характеризуются высоким уровнем эмоционального истощения, проявляющегося в избегании чрезмерно насыщенного эмоционально-профессионального общения, ограничении контактов вне профессиональной деятельности, раздражительностью и вспыльчивостью, нежеланием проявлять эмпатию и сочувствие к подопечным.

Обнаружено, что «выгоревшие», у которых личная и профессиональная жизнь наполнена смыслом, лишь в небольшой или средней степени подвержены синдрому выгорания. Напротив, испытуемые с экзистенциальным вакуумом показали по данным теста МВ1 высокую степень выраженности синдрома выгорания (только третий параметр синдрома - переживание собственной нерезультативности затронут со средней интенсивностью). Вместе с тем экзистенциальный вакуум показывает высокие корреляции с деперсонализацией (дистанцией к пациенту) в высокой степени и экстремальной степенью эмоционального истощения. Эмоциональное истощение и деперсонализация остаются неизменно высокими, если работа лишена смысла, даже когда личная жизнь и свободное время ощущаются как наполненные смыслом.

Риск развития СЭВ оказывается высоким для молодых специалистов (стаж 10-5 лет - 37% 172 чел. - Табл. 1), и объясняется это тем, что в этом возрасте еще не пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, не определены конкретные цели, не сформированы профессиональные интересы, не выработаны механизмы профессионального самосохранения [48,113].

Но большой стаж работы (30-20 лет - 31% 144 чел.-Табл. 1) также имеет риски СЭВ, т.к. если в течение долгого времени заниматься профессиональной деятельностью, но не видеть внутренней ценности задачи, то тогда неизбежно возникает внутреннее опустошение, некий

выраженности компонентов, а только наиболее значимые для той или иной подгруппы. Это объясняется тем, что так называемый «метод расщепления» наиболее предпочтителен для проверки надежности измерительного инструмента, характеризуя его гомогенность.

Таблица 2

вид «пред-депрессии», потому что не происходит диалогического обмена, в котором человек не только отдаёт, но также и получает.

Выводы. Таким образом, в психическом статусе и в личностных особенностях, консультируемых - представителей «помогающих профессий» с преневротической субдепрессивной симптоматикой при эмоциональном выгорании выявились по сравнению с контрольной группой следующие изменения:

• в психическом состоянии (по ММР1 и по SCL-90): снижение энергетического потенциала, пониженное настроение, чувство вины, фиксация на неудачах;

• в ценностно-смысловой сфере (по шкале Лэнгле и СЖО)- потеря представления о ценности и престижности своей профессии и своей профессиональной деятельности,

• в самоотношении, отношении к окружающим - неуверенность в себе, в ценности своей личности, отрицательное оценивание своего прошлого и настоящего, затруднения в построении отношений с вышестоящими и подчиненными;

• в эмоциональной сфере (по методике Додонова) -снижение стрессоустойчивости, эмоциональной чувствительности, повышенная тревожность, конфликтность в профессиональной сфере, вегетативные нарушения, появление отрицательного отношения к себе, неудовлетворенность контактами с окружающими, проявления эмоциональной ригидности;

• в когнитивно-волевой сфере (малоформализован-ные методы: беседа. Наблюдение, автобиографический метод, эссе) - снижение психических функций - нарушения памяти, затруднения в концентрации внимания, интеллектуальная истощаемость. Синдром «выгорания» чаще появляется у лиц с низким защитным механизмом компенсации, сниженной общей активностью личности, недостаточной способностью

Результаты корреляционного анализа (по критерию Спирмена) методик Бойко и МВ1 в экспериментальной группе*

Симптомы выгорания по МВ1 Уровень сформиров. симптома Переменные фаз эмоционального выгорания по Бойко

эмоцион. истощение деперсонализация редукция личных достижений

высокий уровень высокий уровень средний уровень высокий уровень

эмоциональный дефицит сформиров. г=0,51 - - -

эмоциональная отстраненность сформиров. г =0,63 - - -

психосоматические нарушения сформиров. г =0,74 - - -

неадекватное эмоциональное реагирование сформиров. - г =0,72 - -

деперсонализация сформиров. - г =0,61 - -

тревога и депрессия формирующ. - - г =0,82 -

редукция профессиональных обязанностей сформиров. - - - г =0,64

* - указаны только статистически значимые (p<0,05) коэффициенты корреляции

формировать свою точку зрения и реалистично оценивать опасность. Стрессоры, вызывающие развитие синдрома, преимущественно значимые хронические негативные, связанные с нарушением взаимоотношений с начальством и/или коллективом, а также нарушением режима труда-отдыха.

Список литературы

1. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. - 207 с.

2. Влах Н.И. Профилактика невротических и психосоматических расстройств у предпринимателей //Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2011. -№1. - С. 31-35.

3. Влах Н.И. Психологическая помощь различным профессиональным группам в субдепрессивных состояниях при выгорании. //Сборник материалов Международного конгресса по психологии, 2015.

4. Влах Н.И. Типология и феноменология субдепрессивных преневротических расстройств при синдроме эмоционального выгорания у представите-

лей «помогающих профессий». //IV международно-практическая конференция: «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени», 2014. - №4 - С.166-169.

5. Ларенцова Л.И., Соколова Е.Д. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания //Российский стоматологический журнал, 2002. -№2. - С. 34-36.

6. Левина И.Л., Пестерева Д.А. Качество жизни педагога как индикатор его здоровья //Бюллетень ВСНЦ СО РАМН, 2013. - №3 (91). - Часть 1. - С. 81-84.

7. Мониторинг «Образование и здоровье» в системе управления качеством образования: Монография. /В.В. Захаренков, И.В. Виблая, И.Л. Левина, А.М. Олещенко - Новокузнецк, 2010. - 144 с.

8. Bonet J., Suarez-Bagnasco M., Kerbage S. et al. Association between acute coronary events and psychosocial risk factors: vital exhaustion, anxiety and anger in an Argentinian population. A correlation study between risks factors //Vertex. - 2013. -Vol.107. - P. 11-17.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

Данилова Наталья Александровна

Центр саморазвития «Радуга», ведущий психолог, руководитель

PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICHES SUPPORT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF JUNIOR STUDENTS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Natalia Danilova, The center of self-development "Rainbow", a leading psychologist, Director АННОТАЦИЯ

Представлен анализ и характеристика модели психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта ребенка младшего школьного возраста. Суть исследования - теоретический анализ возможностей апробации, разработанной модели развития эмоционального интеллекта младшего школьника, в процессе психолого-педагогического сопровождения. ANNOTATION

The analysis and characterization of models of psychological and pedagogical support of development of emotional intelligence of a child of primary school age. The essence of research - theoretical analysis of the possibilities of testing, developed a model of emotional intelligence of the younger schoolboy in the course of psycho-pedagogical support. Ключевые слова: развитие эмоционального интеллекта, сопровождение, младший школьник. Keywords: development of emotional intelligence, support, junior high school student.

В последние годы внимание специалистов в области психологии одаренности и творчества привлекла проблематика исследования эмоционального интеллекта. Новое направление повлекло за собой не только исследование эмоционального интеллекта, но и разработку, и создание научных методик по развитию эмоционального интеллекта в процессе психолого-педагогического сопровождения. Приоритетом психолого-педагогического сопровождения на сегодняшний день является: обеспечение оптимальных условий для развития эмоционального интеллекта детей на разных возрастных этапах. В качестве результатов начального общего образования, наравне с успешным решением учебно-познавательных и учебно-практических задач, в нем заявлены и достижение учеником прогресса в эмоциональной сфере личностного роста,

развитие способностей к самоорганизации, саморегуляции, коммуникации. Важно, что авторы стандарта рекомендуют планировать актуальное и перспективное развитие эмоциональной сферы младших школьников при активной позиции, поддержке педагога.

На сегодняшний день в научных кругах доминируют общеизвестные факты успешной реализации личности в жизни и деятельности - это способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Высокая адаптивность выживания, которая обеспечивается способностью индивида эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личност-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.