Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
697
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА / СОПРОВОЖДЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Данилова Наталья Александровна

Представлен анализ и характеристика модели психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта ребенка младшего школьного возраста. Суть исследования - теоретический анализ возможностей апробации, разработанной модели развития эмоционального интеллекта младшего школьника, в процессе психолого-педагогического сопровождения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICHES SUPPORT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF JUNIOR STUDENTS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The analysis and characterization of models of psychological and pedagogical support of development of emotional intelligence of a child of primary school age. The essence of research - theoretical analysis of the possibilities of testing, developed a model of emotional intelligence of the younger schoolboy in the course of psycho-pedagogical support.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

формировать свою точку зрения и реалистично оценивать опасность. Стрессоры, вызывающие развитие синдрома, преимущественно значимые хронические негативные, связанные с нарушением взаимоотношений с начальством и/или коллективом, а также нарушением режима труда-отдыха.

Список литературы

1. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. - 207 с.

2. Влах Н.И. Профилактика невротических и психосоматических расстройств у предпринимателей //Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 2011. -№1. - С. 31-35.

3. Влах Н.И. Психологическая помощь различным профессиональным группам в субдепрессивных состояниях при выгорании. //Сборник материалов Международного конгресса по психологии, 2015.

4. Влах Н.И. Типология и феноменология субдепрессивных преневротических расстройств при синдроме эмоционального выгорания у представите-

лей «помогающих профессий». //IV международно-практическая конференция: «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени», 2014. - №4 - С.166-169.

5. Ларенцова Л.И., Соколова Е.Д. Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания //Российский стоматологический журнал, 2002. -№2. - С. 34-36.

6. Левина И.Л., Пестерева Д.А. Качество жизни педагога как индикатор его здоровья //Бюллетень ВСНЦ СО РАМН, 2013. - №3 (91). - Часть 1. - С. 81-84.

7. Мониторинг «Образование и здоровье» в системе управления качеством образования: Монография. /В.В. Захаренков, И.В. Виблая, И.Л. Левина, А.М. Олещенко - Новокузнецк, 2010. - 144 с.

8. Bonet J., Suarez-Bagnasco M., Kerbage S. et al. Association between acute coronary events and psychosocial risk factors: vital exhaustion, anxiety and anger in an Argentinian population. A correlation study between risks factors //Vertex. - 2013. -Vol.107. - P. 11-17.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

Данилова Наталья Александровна

Центр саморазвития «Радуга», ведущий психолог, руководитель

PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICHES SUPPORT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF JUNIOR STUDENTS IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Natalia Danilova, The center of self-development "Rainbow", a leading psychologist, Director АННОТАЦИЯ

Представлен анализ и характеристика модели психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта ребенка младшего школьного возраста. Суть исследования - теоретический анализ возможностей апробации, разработанной модели развития эмоционального интеллекта младшего школьника, в процессе психолого-педагогического сопровождения. ANNOTATION

The analysis and characterization of models of psychological and pedagogical support of development of emotional intelligence of a child of primary school age. The essence of research - theoretical analysis of the possibilities of testing, developed a model of emotional intelligence of the younger schoolboy in the course of psycho-pedagogical support. Ключевые слова: развитие эмоционального интеллекта, сопровождение, младший школьник. Keywords: development of emotional intelligence, support, junior high school student.

В последние годы внимание специалистов в области психологии одаренности и творчества привлекла проблематика исследования эмоционального интеллекта. Новое направление повлекло за собой не только исследование эмоционального интеллекта, но и разработку, и создание научных методик по развитию эмоционального интеллекта в процессе психолого-педагогического сопровождения. Приоритетом психолого-педагогического сопровождения на сегодняшний день является: обеспечение оптимальных условий для развития эмоционального интеллекта детей на разных возрастных этапах. В качестве результатов начального общего образования, наравне с успешным решением учебно-познавательных и учебно-практических задач, в нем заявлены и достижение учеником прогресса в эмоциональной сфере личностного роста,

развитие способностей к самоорганизации, саморегуляции, коммуникации. Важно, что авторы стандарта рекомендуют планировать актуальное и перспективное развитие эмоциональной сферы младших школьников при активной позиции, поддержке педагога.

На сегодняшний день в научных кругах доминируют общеизвестные факты успешной реализации личности в жизни и деятельности - это способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Высокая адаптивность выживания, которая обеспечивается способностью индивида эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личност-

ные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и ре-ализовывать все это в процессе взаимодействия. Эти идеи породили интерес к специальным исследованиям в области развития эмоционального интеллекта в процессе психолого-педагогического сопровождения.

Рассмотрим модель эмоционального интеллекта, предложенную Д.В. Люсиным, которая включает три элемента:

• когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);

• представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.);

• особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п.) [2].

Те, кто демонстрирует более высокие оценки по параметрам, эмоционального интеллекта, оказываются более успешными в учении. Каждому известно, что человек, способный регулировать собственные желания, контролировать собственные эмоциональные реакции, понимать эмоциональные состояния других людей, имеет массу преимуществ перед тем, кто это сделать не состоянии. [4].

Кроме того, сама способность вербального выражения и оценки эмоций свидетельствует не только о высоком эмоциональном, но и о хорошем общем когнитивном развитии ребенка. Не менее очевидно и то, что эмоции и умственные способности тесно связаны. Давно доказано, что определенные эмоции могут увеличивать продуктивность процесса мышления и направлять внимание на определенные задачи. Способность адекватно выражать эмоции — залог успешности в межличностном общении и любой совместной деятельности. А эффективное регулирование собственных эмоций соотносится с такими важными для межличностного взаимодействия способностями, как сопереживание и откровенность.

Однако следует отметить необходимость обеспечения условий для осуществления обозначенных выше процессов. В качестве условий, обеспечивающих развитие эмоционального интеллекта детей, мы предлагаем рассмотреть модель психолого-педагогического сопровождения, включающую взаимодействие детей, родителей и педагогов.

В настоящее время в научной литературе термин «сопровождение» понимается, прежде всего, как поддержка психически здоровых людей, у которых на определенном этапе развития возникают какие-либо трудности. Необходимо заметить, что поддержка понимается как сохранение личностного потенциала и содействие его становлению. Сущность такой поддержки заключается в реализации права на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме [5].

Термины «сопровождение» (М.Р. Битянова, И.А. Кибак, Н.Л. Коновалова, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, Т.М. Чурекова и др.) и «поддержка» (А.Г. Асмолов, А.А. Бо-далев, Т.Г. Гордон, О.С. Газман, В.К. Зарецкий, Т.А. Мерца-лов, А.В. Мудрик, И.Ю. Шустова и др.) употребляются в качестве обозначения системы деятельности психолога, как

особого вида оказания психологической помощи, т.е. как синонимы. Поэтому мы будем придерживаться того же мнения и рассмотрим подробно те интерпретации термина сопровождения, которые помогают решить поставленные задачи.

Анализ педагогических источников позволил выделить три направления исследования педагогического сопровождения:

- сопровождение как воспитание (В.П. Бондарев, И.А. Липский, М.И. Рожков): сопровождение представлено взаимовлиянием, опосредованным применением техник, усиливающих позитивные и нейтрализующих негативные тенденции в развитии человека;

- сопровождение как защита (С.В. Дудчик): сопровождение обеспечивает безопасность, интересы и права в процессе личностного, жизненного и профессионального самоопределения;

- сопровождение как индивидуализация (Е.А. Александрова, М.Р. Битянова, Е.А. Козырева, И.Б. Левицкая, Н.Г. Осухова, С.К. Турчак): сопровождение предполагает перманентную готовность взрослого адекватно отреагировать на запрос ребенка о взаимодействии; утверждение собственной его состоятельности.

Исходя из анализа направлений исследования изучаемого феномена, мы считаем возможным утверждать, что целью психолого-педагогического сопровождения является создание условий по обеспечению индивидуально-личностного развития каждого ребенка [3].

Психолого-педагогическое сопровождение включает в себя единство диагностической, коррекционно-раз-вивающей, реабилитационной, психопрофилактической и консультативной работы.

Само понятие сопровождения - предполагает развитие у младших школьников эмоционального интеллекта как возрастание у детей способности эмоционального самовыражения с целью более эффективного включения во взаимоотношения с другими детьми и с взрослыми.

Апробация модели психолого-педагогического сопровождения предлагает осуществление работы по трем направлениям, обеспечивающим создание необходимых условий для эффективного развития эмоционального интеллекта:

- групповые занятия, семинары и тренинги с работниками ОУ и родителями по развитию представлений об эмоциональном интеллекте и его компонентах, а также по приобретению практических навыков управления и регуляции собственных эмоций и эмоций детей;

- консультирование всех участников образовательного процесса - педагогов, окружающих ребенка специалистов и родителей;

- разработка и реализация разного рода программ и методик по развитию эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.

В первое направление психолого-педагогического сопровождения предложено включить проведение тео-

ретических семинаров, в ходе которых педагогов и родителей знакомят с научными и практическими исследованиями в области развития эмоционального интеллекта, а также они имеют возможность высказать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Групповые занятия и тренинги с работниками школьного образовательного учреждения предложено направить на углубление и закрепление теоретических знаний; отработку различных приемов и техник, имеющих практическую значимость в развитии эмоционального интеллекта детей; моделирование возможных ситуаций, возникающих в педагогической деятельности.

Данная форма обучения позволяет вырабатывать эффективные стратегии межличностного взаимодействия, отрабатывать и закреплять их на поведенческом уровне.

В ходе групповых занятий предложено использовать следующие методы и формы работы: групповая дискуссия, аналитическая работа в малых группах с последующей презентацией результатов, сравнительный анализ в парах и тройках, элементы ситуационно-ролевых игр, психогимнастика, имитационные игры, сочетание интерактивных игровых методов и методов, направленных на развитие эмоционального интеллекта.

Второе направление психолого-педагогического сопровождения предложено реализовать через индивидуальное консультирование всех участников образовательного процесса:

• по результатам проведения психолого-педагогической диагностики;

• по проблемам развития эмоционального интеллекта ребенка;

• по вопросам улучшения взаимоотношений с ребенком;

• по проблемам, возникающим у родителей в процессе внутрисемейных отношений.

В третье направление включить разработку и реализацию программы, целью которой является повышение уровня развития эмоционального интеллекта и его компонентов у детей младшего школьного возраста, активизация и обогащение эмоционально-чувственного опыта, приобретение практических навыков управления своими эмоциями и чувствами.

В соответствии с обозначенной целью определены конкретные задачи предложенной наукой программы:

• расширять и обогащать представления детей об эмоциях и чувствах, их полярности и способах вербализации;

• формировать у детей умения осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания;

• развивать способность понимать эмоциональные состояния, переживания, личностные особенности другого человека;

• повышать уровень рефлексии и эмоциональной де-центрации;

• обучать техникам и способам управления собственными эмоциями

С младшими школьниками в ходе занятий используются инновационные методы и приемы: ролевые игры; психогимнастика (этюды, мимика, пантомимика); задания, направленные на организацию совместной деятельности и театрализованных игр, составление сказок и рассказов; игры и задания, направленные на развитие произвольности; имитационные игры; игровые обучающие ситуации; методы, направленные на развитие социальной перцепции:вербальные и невербальные техники; арт-те-рапевтические задания предметно-тематического и образно-символического типа.

На основании вышеизложенного анализа можно сделать следующий вывод о том, что эффективным условием развития эмоционального интеллекта школьника является грамотное психолого-педагогическое сопровождение. Психолого - педагогическое сопровождение - это комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на проектирование и реализацию условий для успешной социализации школьников; перспектив их личностного роста.

В общем виде психолого - педагогическое сопровождение, с одной стороны, выступает как особый вид помощи человеку в поиске путей разрешения противоречий личностного развития.

С другой стороны, оно обеспечивает комплексный подход при помощи командной работы специалистов: социальных педагогов, психологов, медицинских работников, учителей - предметников, классных руководителей, а также активного участия родителей и самих школьников.

Введение термина «сопровождение» является оправданным, так как его основу составляет не просто помощь, а сохранение максимума свободы и ответственности субъекта за выбор варианта решения актуальной для него проблемы.

Список литературы

1. Кузнецова, К. С. Особенности педагогического сопровождения младших школьников в процессе формирования у них эмоционального интеллекта / К. С. Кузнецова // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 2 (6). - С. 109-115.

2. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /под ред. Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина. - М., 2004. С. 29-39.

3. Морозова, И. С., Филатова, Е.В. Социально - педагогическая поддержка профессионального самоопределения учащихся вечерней сменной школы. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. - 340 с.

4. Савенков А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха - Вестник практической психологии образования - 2006/1

5. Технологии поддержки психического развития ребенка с особыми потребностями в условиях дошкольного образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / К. Н. Белогай, И. С. Морозова, Т. О. Отт. - ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». - Кемерово, 2014. - 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.