Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/2(5) 2010
УДК 371 Н. В. Шкляр
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
В статье рассматриваются некоторые аспекты психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития младших школьников с нарушением интеллекта; в поисках путей решения этой проблемы представлены рекомендации для учителей и воспитателей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, педагог-дефектолог, эмоциональной развитие, младшие школьники с нарушением интеллекта, психолого-педагогические рекомендации.
Shklyar N.V. TECHNOLOGICAL ASPECTS OF PREPARATION OF THE TEACHER TO PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF EMOTIONAL DEVELOPMENT OF SCHOOLBOYS WITH INFRINGEMENT OF INTELLIGENCE.
There are some aspects of psychological and pedagogical support of emotional development of younger schoolboys with infringement of intelligence in this article. In searches to solve such a problem the author of this article gives recommendations for teachers and tutors of special educational establishments of VIII kind.
Keywords: psychological and pedagogical support, the special teacher, emotional development, younger schoolboys with infringement of intelligence, psychological and pedagogical recommendations.
Современные тенденции модернизации системы специального образования диктуют необходимость организации психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на обеспечение двух согласованных процессов: сопровождение развития ребенка и сопровождение процесса его обучения, воспитания, коррекции имеющихся отклонений.
Поскольку в процессе обучения реализуются когнитивная и эмоцио-
нально-личностная парадигмы и обеспечивается формирование жизнеспособной личности, то это расширяет задачи психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в коррекционной школе VIII вида. Решаются не только проблемы, связанные с интеллектуальной и эмоционально-личностной сферами, но и оказывается помощь ребенку в решении актуальных для него проблем, определяемых социальной ситуацией его развития.
Процесс сопровождения включает не только учащихся, но и педагогов, так как анализируется и моделируется коррекционно-образовательное пространство и реальная ситуация обучения ребенка в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Соответственно, основные понятия, передающие сущностную характеристику процесса психолого-педагогического сопровождения рассматриваются как система средств в деятельности педагога, обеспечивающая оказание профессиональной (коррекционно-педагогической) помощи: в индивидуальном развитии и саморазвитии; обучении и воспитании; в социальной адаптации и социализации.
Исследование и опыт психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития младших школьников с нарушением интеллекта показывают, что этой проблеме уделяется большое внимание в процессе учебно-воспитательной работы коррекционно-образовательных учреждений VIII вида.
Как и в норме, умственно отсталые школьники имеют право на получение квалифицированной психолого-педагогической помощи, которую может оказывать специально подготовленный педагог-дефектолог. Работы С.А. Бад-маева, Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, В.А. Сластенина, А.С. Спиваков-ской и других специалистов показали, что целесообразность и необходимость коррекционно-педагогической работы в образовательной системе в современных условиях обусловлены как внешними социально-педагогическими обстоятельствами (изменением социальных обстоятельств, сменой ценностей и моральных требований), так и особенностями внутренних психических процессов, происходящих в духовном мире школьников, в их сознании, мироощущении, отношении к социуму. Кроме того, как отмечают исследователи, целесообразность коррекционного воздействия мотивируется рядом индикаторов неблагополучия в развитии подрастающего поколения, одним из которых является переживание ребенком состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональный стресс и депрессия.
Коррекционно-образовательное учреждение должно уделять большое внимание социальному положению, эмоциональному развитию своих воспитанников, психолого-педагогическому климату в школе. Необходимо задумываться над тем, как педагог-дефектолог относится к учащимся, как он
реагирует на случаи нежелательного поведения детей, как формирует мотивацию на учение, может ли по-настоящему общаться с детьми.
Для организации психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития школьников с нарушением интеллекта абсолютно недостаточно обычной педагогической подготовки. Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за рамки традиционной педагогической учительской деятельности. Тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной и другими видами «не учительской» деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности и его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.
Следовательно, педагог-дефектолог должен быть подготовлен к психолого-педагогическому сопровождению учащихся как профессионально, так и личностно.
Основными средствами педагогической коррекции дисгармонии развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей.
Исследования многих специалистов и опыт работы с умственно отсталыми школьниками показывают, что создание благоприятной эмоциональной атмосферы с такими учащимися является чрезвычайно эффективным средством регуляции поведения и эмоциональной сферы каждого младшего школьника с интеллектуальными нарушениями.
Это позволило нам разработать для учителей и воспитателей ряд рекомендаций, которые могут послужить основой для разработки системы коррекционно-развивающего воздействия на эмоциональное развитие младших школьников с нарушением интеллекта, включающая учет индивидуальных и типологических особенностей эмоциональной сферы умственно отсталых младших школьников, общие подходы, комплекс игровых и учебных заданий и упражнений, направленных на развитие и коррекцию эмоциональной сферы умственно отсталых школьников.
При организации педагогами-дефектологами психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития школьников с нарушением интеллекта необходимо внедрять разнообразные формы коррекционно-педагогической помощи, учитывать индивидуальный подход к процессу обучения и воспитания таких школьников.
К таким формам работы мы относим изучение школьников, организа-
цию и проведение коррекционных занятий, разработку индивидуальных кор-рекционно-развивающих программ.
Важными направлениями коррекционно-развивающей работы по развитию эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта являются: усвоение представлений о невербальных средствах выражения эмоций; развитие понимания смысла и значения разных форм поведения людей; проверка и оценка собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков.
В контексте этих задач отрабатываются следующие умения и навыки: возможность самостоятельного выбора поступков и перенос полученных ими знаний в жизненные ситуации, регуляция своих переживаний и проявление их в социально-приемлемых формах, познание экспрессивных средств эмоциональной выразительности.
Это способствует созданию условий, оптимально способствующих развитию личности ребенка и его качественной подготовке к жизни в обществе.
Для глубокого и всестороннего изучения особенностей эмоциональной сферы младших школьников с нарушением интеллекта рекомендуем использовать апробированный в нашем исследовании диагностический комплекс: анкетирование педагогов, с целью изучения их отношения к эмоциональным проявлением воспитанников; анкета О.Е. Шаповаловой, основанная на ценностной классификации эмоций Б.И. Додонова; модификация методики «Предмет - чувства» Т.Е. Ковиной, А.К. Колеченко, И.Н. Агафоновой; серии заданий для изучения особенностей понимания эмоциональных состояний других людей, включающих работу с наглядным материалом, сюжетными картинками, сказочными персонажами, с черно-белыми фотографиями; анкета, предложенная О.Е. Шаповаловой «Что бы ты сделал?». Указанные диагностические методики могут использоваться многократно, что дает возможность объективно оценивать динамику эмоционального развития школьников.
Помочь педагогам-дефектологам в решении задач психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития школьников с нарушением интеллекта может сочетание проведения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. При их разработке рекомендуем ориентироваться на принятые в коррекционной психологии принципы: учета возрастных и индивидуальных особенностей, деятельностного подхода, творческого подхода, систематичности заданий и используемых на занятиях игр, их вариативности.
Коррекционный эффект проведения индивидуальных занятий достигается при учете индивидуальных особенностей эмоционального развития учащихся, а также принципа диагностики и коррекции, который постоянно
позволяет отслеживать положительную динамику. Педагог должен учитывать следующее: необходимо помочь ребенку адекватно реагировать на те или иные ситуации внешней среды; чувства ребенка нельзя оценивать, невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает; нельзя стремиться учить ребенка подавлять свои эмоции, нужно научить его правильно направлять свои эмоции и проявлять свои чувства; не нужно пытаться в процессе занятий полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний, важно помнить, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие.
Не исключая важности и значения работы с умственно отсталыми учащимися по коррекции недостатков эмоционального развития, педагог должен отдавать предпочтение и групповой форме работы. Школьники учатся оценивать и понимать смысл своего эмоционального поведения, осознавать реальный смысл и значение формирования эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества и социальных отношений в группе. Мы рекомендуем учителям и воспитателям использовать имитационные игры, психогимнастику, чтение и обсуждение художественных произведений, работу с пословицами и поговорками, обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них, примеры выражения своего эмоционального состояния в рисунке, музыке, релаксационные упражнения, рисуночные методики и т.д.
В тоже время значительный объем ценностного материала для творческого и вдумчивого использования педагоги могут получить, воспользовавшись пособиями А.Л. Венгер, И.П. Воропаевой, И.А. Девиной, И.В. Маш-таковой, В.М. Минаевой, М.И. Чистяковой, О.Е. Шаповаловой и других специалистов.
Для определения эффективности проводимой коррекционно-развива-ющей работы мы рекомендуем, использовать критерии, апробированные в процессе практического исследования: наличие позитивных изменений в эмоциональной сфере, их устойчивость, проявление позитивной динамики не только в экспериментальной ситуации и в реальной жизни, а также улучшение взаимодействия испытуемого с окружающими людьми.
Наряду с организованными индивидуальными и групповыми занятиями по специальным индивидуальным коррекционно-развивающим программам необходимо включать школьников в различные виды деятельности (учебную, трудовую, изобразительную, музыкальную), что помогает добиться реальных успехов, соответственно пережить положительные эмоции, почувствовать уверенность в своих силах.
Предложенные нами рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению эмоционального развития школьников с нарушением интеллек-
та предполагают использование широкого набора методических приемов и техник коррекционно-развивающего воздействия на развитие эмоциональной сферы учащихся. Многоэтапный характер и индивидуальный подход к организации занятий предполагает разнообразие заданий и упражнений по способу выполнения, по степени сложности, по характеру взаимодействия педагогов с испытуемыми, а также по цели. В связи с этим предлагаем лишь направления для построения коррекционно-развивающих программ в зависимости от индивидуальных особенностей эмоциональной сферы испытуемых, от ситуации, потребностей участников и самого ведущего.
Таким образом, широкая сфера применения психолого-педагогического сопровождения эмоционального развития школьников с ограниченными возможностями здоровья позволяет рассматривать его как неотъемлемое звено в системе учебно-воспитательного процесса специальной (коррекци-онной) школы VIII вида. В этой связи приобщение педагогов к освоению практических умений, диагностической и коррекционно-развивающей работе, развитие опыта профессиональной деятельности должны получить приоритетный характер в практике психолого-педагогического сопровождения.