Научная статья на тему 'Работа с молодёжью по развитию и реализации социально-экономического потенциала'

Работа с молодёжью по развитию и реализации социально-экономического потенциала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / YOUNG PEOPLE / ENTREPRENEURSHIP AND SOCIAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алаторцева И. С., Борисова Т. С.

В статье рассмотрены подходы к формированию и реализации социально-экономического потенциала молодёжи. Представлены опыт работы по продвижению идей малого предпринимательства и практика вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алаторцева И. С., Борисова Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа с молодёжью по развитию и реализации социально-экономического потенциала»

Алаторцева И.С.1, Борисова Т.С.2 ©

1Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории изучения влияния социальной педагогики на социокультурное развитие общества;

2кандидат педагогических наук, заведующая лабораторией изучения влияния социальной педагогики на социокультурное развитие общества.

Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования,

Москва, Россия

РАБОТА С МОЛОДЁЖЬЮ ПО РАЗВИТИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация

В статье рассмотрены подходы к формированию и реализации социальноэкономического потенциала молодёжи. Представлены опыт работы по продвижению идей малого предпринимательства и практика вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность.

Ключевые слова: молодёжь, предпринимательская деятельность, социальный потенциал. Keywords: young people, entrepreneurship and social potential.

Развитие страны по инновационному пути определяется, прежде всего, сформированным социальным потенциалом молодёжи. Мы рассматриваем социальный потенциал молодёжи как взаимообусловленные характеристики, возможности и способности молодёжи выполнять социальные роли и функции, проявляя инициативу, активность и ответственность к накоплению и реализации ценных качеств, созидательных способностей, социальной субъектности [1]. В сложную структуру социального потенциала входит социально-экономический потенциал. Решение проблемы его формирования в значительной мере связаны с вовлечением молодежи в предпринимательскую деятельность. Подготовка к предпринимательской деятельности, осуществляемая через экономическое образование, сегодня становится частью образовательного ценза современного молодого человека. И дело здесь не только в актуальности предмета или его прикладной направленности, но и в его значимости. Результатом этой работы являются формирование и рост качества трудового потенциала Российского общества. Экономическое образование призвано стать необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности, предпосылкой успешной работы практически во всех сферах и отраслях хозяйства, неотъемлемой составной частью культурного облика современного человека. Усиливается связь профессионального самоопределения молодежи с экономическими стимулами трудовой деятельности, проблемами занятости. По мнению И.А.Сасовой, сущность экономической подготовки молодежи заключается в постоянном развитии их как субъектов деятельности, освоение новых экономических условий, повышение настоящей и будущей жизнеспособности [2]. Данная сущность конкретизируется в следующих задачах:

• воспитание свободного человека - собственника, хозяина, главного субъ-екта экономических отношений, умеющего рассчитывать и прогнозировать свою деятельность, оценивать свое положение в обществе, себя, свои поступки и действие с точки причинноследственную зависимость в экономических процессах;

• вооружение базовыми социально-экономическими знаниями и умениями, способствующими профессиональному самоопределению молодежи и продолжению их экономического образования, позволяющими выпускникам учебных заведений вступить в рыночную систему отношений с учетом российской национальной специфики;

© Алаторцева И.С., Борисова Т.С., 2015 г.

• развитие деловитости, творческой поисковой активности способностей к предпринимательской деятельности, умений строить цивилизованные отноше-ния с партнерами, ориентироваться в новых экономических отношениях;

• воспитание культуры деловых отношений, проявляющейся в усвоении привычек нравственно ценного поведения, в следовании правилам делового этикета, в оформлении деловой документации;

• развитие потребности в самопознании, саморазвитии и адекватной само-оценки своей готовности к различным видам экономической деятельности.

Сущность экономической и предпринимательской подготовки заключается не только в обучении определенным экономическим знаниям и умениям, но и в социальнопсихологической подготовке к реальной экономической деятельности. В рамках такой подготовки более актуальным будет являться развитие у молодежи значимых для этой деятельности качеств, таких как деловитость, расчетливость, предприимчивость и др. Работа с молодежью по развитию и реализации потенциала, по продвижению идей малого предпринимательства осуществляется в основном через школы, учреждения среднего и высшего профессионального образования, молодежные общественные организации и др. Развивается сеть учреждений довузовской профессионально ориентированной на предпринимательскую деятельность подготовки: спецшколы, лицеи и пр.

На современном этапе в нашей стране инфраструктуру поддержки молодых предпринимателей в различных регионах представляют департаменты и комитеты в структурах органов власти, ответственные за развитие малого предпринимательства или экономическое развитие в городе или регионе; департаменты и комитеты в структурах органов власти, ответственные за реализацию молодежной политики; координационные и общественные советы при органах власти по поддержке молодежного предпринимательства или молодежи в целом; государственные учреждения и иные организации, ответственные за реализацию городских и региональных программ по поддержке молодежного предпринимательства; бизнес-инкубаторы; фонды, в том числе венчурные, оказывающие финансовую поддержку предпринимателям; общественные организации, бизнес-ассоциации и объединения молодых предпринимателей и др.

Изучение практики выявило, что инфраструктура поддержки молодых предпринимателей включает в себя как органы власти, так и различные общественные и коммерческие организации. При этом в разных городах наиболее инициативными в данной сфере являются разные типы организаций. потенциала предлагают, прежде всего, общественные организации и вузы.

В Санкт-Петербурге для реализации мероприятий в рамках городских программ по поддержке предпринимательства было создано Агентство по развитию малого бизнеса. В Москве реализацией молодежной политики в сфере малого бизнеса занимаются Московский городской центр инноваций и высоких технологий (МИВТ-Центр) в партнерстве с городским факультативом «Гражданская смена». Для реализации отдельных направлений программ поддержки молодых предпринимателей, как правило, привлекаются организации, имеющие опыт работы в соответствующей сфере. Например, Московский фонд подготовки кадров (МФПК) оказывает образовательную поддержку молодежного предпринимательства в рамках городской системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства г. Москвы.

Многие регионы сегодня осуществляют экономическую и предпринимательскую подготовку молодежи с учетом ее потребностей.

В этом плане интересен опыт Российской очно-заочной школы юных менеджеров и предпринимателей, базирующейся в Москве и имеющей 23 филиала в городах России. Сессии, семинары, сборы, профильные лагерные смены помогают самоопределиться молодежи в выбранной сфере деятельности. Практическое обучение проводится в банках, рекламных агентствах, и других учреждениях. Слушатели школы участвуют в реальных

предпринимательских проектах: подготовка и издание журнала, организация мини-буфетов и магазинов, всероссийских бизнес - фестивалей молодежи.

Интересна, на наш взгляд, концепция подготовки молодежи к предпринимательской деятельности в Удмуртии. Автор данной концепции Резник И.А убежден, что выучить на бизнесмена нельзя, бизнесмена можно только вырастить и создать. Суть концепции заключается в новой методике образования юных менеджеров и предпринимателей, которая должна свестись в конечном счете к моделированию выпускниками своего рабочего места или своего бизнеса. Автор считает, что научить молодого человека не искать правильно, строго соблюдая рекомендации специалистов свою будущую работу, а самому «конструировать» ее -вот главная цель современного учебного заведения данного типа. Бизнес - образование молодежи лучше всего проводить, в рамках специализированных предприятий - так называемых общественных детских деловых организаций, основными условиями формирования которых должны быть такие внутренние и внешние факторы, достижение которых возможно если:

• положить в основу отношений членов организаций добро и справедли-вость в сочетании с уважением к каждому члену организации;

• создать условия для того, чтобы каждый мог участвовать в значимых для себя и организации делах;

• обеспечить сотрудничество молодежи и взрослых;

• заниматься коллективной творческой деятельностью.

Основными преимуществами создания общественных детских деловых организаций, по словам автора, является, во-первых, объединение материальных, организационных, управленческих и иных ресурсов, которыми располагают действующие разрозненно молодежные структуры. Во-вторых, это осмысленное объединение детей, у которых есть общие цель, задачи, содержание деятельности. Общественная детская деловая организация рассматривается также как некий «полигон» или «инкубатор» для той части молодежи, которая стремится сделать себе карьеру менеджера, поскольку большинство

административных должностей в организации распределяется среди самих подростков.

Анализ социальной практики показал, что большинство молодых людей устойчиво отдает предпочтение работе в крупном бизнесе и органах государственной власти. Переломить ситуацию может комплексная система выявления потенциальных предпринимателей на ранних этапах (школа, вузы, ссузы), проведение молодых людей через мотивационные сессии и экспертное развивающее консультирование, площадки по формированию способностей к выработке бизнес-идей и переносу их в форматы бизнеспланирования и бизнес-проектирования, обеспечение включения молодежных проектов в инвестиционную и предпринимательскую инфраструктуру. Таким образом, важнейшим субъектом инновационной экономики в новых условиях должна стать система образования, которая обеспечивает генерацию знаний и формирование инновационного поколения людей, способных использовать их в практической деятельности

Литература

1. И.А. Алаторцева, Т.С. Борисова Формирование социального потенциала молодежи -стратегический приоритет государственной молодёжной политики // Социальная педагогика в России. - 2015. - №2.

2. Концепция развития социально - экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе / Под ред. И.А.Сасовой. - М.: ИОСО РАО, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.