Научная статья на тему 'Модели реализации социального потенциала молодежи в социальном развитии городского и сельского социума. Часть 1. Подходы к проектированию'

Модели реализации социального потенциала молодежи в социальном развитии городского и сельского социума. Часть 1. Подходы к проектированию Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1023
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИУМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОДЕЛЬ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вагнер Ирина Владимировна, Борисова Татьяна Сергеевна, Алаторцева Ирина Сергеевна

Работа посвящена проблемам развития социального потенциала молодежи и условиям его эффективной реализации в социальной практике. В контексте государственной молодежной политики разработаны модели реализации потенциала молодежи в социальном развитии города и села. В первой части рассматриваются подходы к проектированию моделей реализации социального потенциала молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Вагнер Ирина Владимировна, Борисова Татьяна Сергеевна, Алаторцева Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели реализации социального потенциала молодежи в социальном развитии городского и сельского социума. Часть 1. Подходы к проектированию»

МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА. ЧАСТЬ 1. ПОДХОДЫ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ

Вагнер Ирина Владимировна, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва

E-mail: wagner.mail@mail.ru

Борисова Татьяна Сергеевна, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва

E-mail: tsborisova60@mail.ru

Алаторцева Ирина Сергеевна, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва

E-mail: iren_alator@mail. ru

Аннотация. Работа посвящена проблемам развития социального потенциала молодежи и условиям его эффективной реализации в социальной практике. В контексте государственной молодежной политики разработаны модели реализации потенциала молодежи в социальном развитии города и села. В первой части рассматриваются подходы к проектированию моделей реализации социального потенциала молодежи.

Ключевые слова: социум, социальный потенциал, модель, молодежь.

Проектирование новых моделей развития и реализации социального

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

потенциала молодежи представляет собой актуальную для современной педагогической науки и практики задачу, соответствующую приоритетным направлениям государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, которые были утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р. Проектирование моделей представляет собой механизм реализации приоритетов государственной молодежной политики, создания условий для формирования у молодежи гуманистического мировоззрения, устойчивой системы нравственных и гражданских ценностей, представлений о своих конституционных правах и обязанностях, знаний о культурном, историческом, национальном наследии и уважения к его многоообразию; формирование культуры межэтнических отношений; создание пространства для созидательной деятельности молодежи, реализации ее потенциала в социально-экномической сфере.

Социальным потенциалом молодежи определяется возможность социально -экономического развития страны по инновационному пути. Молодежь составляет 34 % трудоспособного населения страны. Это около 37 млн. человек в возрасте от 14 до 30 лет. И в количественном, и в качественном отношении молодежь - сложный, динамичный, во многом противоречивый феномен, представленный разными слоями и группами. Как отмечается в документе «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [7], в сознании и поведении молодежи иногда присутствует сочетание противоречащих друг другу характеристик и качеств - стремления к идентификации и обособлению, конформизма и негативизма, подражания общепринятым нормам и их отрицания, стремления к общению и ухода, отрешенности от внешнего мира. Как проблемный фактор в документе рассматривается деструктивное воздействие информационной среды на молодых людей, которое в условиях социального расслоения, как показывает опыт других стран, может способствовать росту агрессивности молодежной среды, религиозной нетерпимости и в целом социального напряжения в обществе. «Снижение численности молодежи вследствие демографических проблем прошлых лет может оказать системное влияние на социально-экономическое развитие страны, привести к убыли населения, сокращению трудовых ресурсов, росту пенсионной нагрузки и ослаблению обороноспособности Российской Федерации. Молодежь в Российской Федерации достойна того, чтобы получить и реализовать новые возможности для построения своего будущего и будущего страны» [7].

Молодежь должна рассматриваться как прогрессивная движущая сила развития страны, как человеческий капитал, определяющий качество будущего общества и его жизни. Но для того, чтобы новое поколение действительно стало

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

носителем отечественной культуры, определяло позитивную динамику социально-экономического роста, своевременно и качественно должен быть сформирован его социальный потенциал. Данный феномен требует специального рассмотрения, а его динамика - системных эмпирических исследований, на результатах которых необходимо основываться при проектировании моделей развития и реализации социального потенциала молодежи.

На основании анализа теоретических источников мы сформировали представления о сущностных характеристиках социального потенциала молодежи и затем провели эмпирическое исследование, позволяющее увидеть позитивные тенденции и проблемные моменты в развитии социального потенциала современной российской молодежи. Рассмотрим далее некоторые результаты проведенного исследования.

Теоретические подходы к проектированию моделей реализации социального потенциала молодежи мы определили на основе сопоставительного анализа результатов целого ряда диссертационных и монографических исследований, в которых рассматриваются отдельные аспекты развития и элементы социального потенциала молодежи. Следует подчеркнуть, что данный феномен требует междисциплинарного подхода к его изучению, и внимание ему сегодня действительно уделяют специалисты разных областей научного знания.

В обосновании социокультурного подхода к проектированию моделей реализации социального потенциала молодежи мы опирались в частности на работы экономиста А.Б.Докторовича и политолога Н.Л.Смакотиной, которые рассматривают социальный потенциал молодежи как системную совокупность способностей индивидов, социальных групп, общества к действиям, взаимодействиям и отношениям, обеспечивающим их жизнедеятельность и воспроизводство. Исследователями показано, что определенные условия и необходимые ресурсы позволяют реализовать социальный потенциал молодежи в труде. Под социальным потенциалом конкретных социальных систем понимается объем запасенной ими «социальной энергии», заложенной, сформированной и развитой в данных социальных системах (Докторович, 2006: 400-401; Смакотина, 2009). А.Б. Докторович при помощи кругов Эйлера показал, что социальный потенциал (социальное пространство) включает в себя человеческий потенциал, содержащий, в свою очередь, в своем ядре трудовой потенциал. При этом трудовой потенциал включает в себя взаимопроникающие интеллектуальный, культурный и физическмй потенциалы. В изложенном подходе очевидно наличие экономического уклона, который позволяет представить структуру человеческого потенциала и проанализировать ее в рамках «социальных полей», что важно при обосновании социокультурных

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

факторов развития социального потенциала молодежи, но, однако, не позволяет изучить индивидуально-личностные способности человека, раскрываемые как в трудовой деятельности, так и в его творческой, духовной деятельности. Система социальных полей позволяет проектировать пространственную модель развития и реализации социокультурного потенциала молодежи, делает очевидным тот факт, что каждый социальный институт может и должен внести свой вклад в формирование социального потенциала молодежи и обеспечение его продуктивной реализации.

В развитии аксиологического подхода к проектированию моделей реализации социального потенциала молодежи мы опирались на работы, затрагивающие ценностные аспекты данного явления. Так, феномен «духовного потенциала» рассматривается в работах философа В.М.Петрова, который предпринимает попытку его системного анализа и оценки. Духовный потенциал рассматривается исследователем как целостный феномен, включающий в себя ряд составляющих: эстетический, художественный, социально-нравственный и другие потенциалы (Петров, 1998). Аксиологический и социокультурный контексты характерны для социологического исследования С.И.Григорьева, который разработал концепцию потенциала «жизненных сил». Изучаемый феномен он охарактеризовал как совокупность ряда потенциалов личности, включая: нравственный, социально-политический, художественно-эстетический, физический; психический; интеллектуальный; культурно-бытовой; творческий (Григорьев, 2002).

Необходимость применения личностно-ориентированного подхода обосновывается не только педагогическими исследованиями, но и философскими, психологическими, социологическими, в которых социальный потенциал молодежи рассматривается как результат социализации, воспитания, образования, личностного развития. Так, в философских работах Б.Г.Юдина человеческий потенциал рассматривается как соотносительная величина, которую определяют внутренние и внешние характеристики данного объекта. Подчеркивается значение процесса социализации личности, в ходе которого происходит формирование человеческого потенциала. В концепции Б.Г.Юдина человеческий потенциал определяется как совокупность качеств человека и общества, которые способны проявиться в благоприятных обстоятельствах или остаться скрытыми, если общество не проявляет к ним интереса, оставляет невостребованными.

Таким образом, несмотря на различные трактовки социального потенциала, выделяется общая тенденция в его трактовке как интегративного феномена, включающего в себя сформированные или еще формирующиеся духовные, интеллектуальные, инновационные, социокультурные и биолого-физические

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

свойства, способности и ресурсы личности, социальной группы или общества, которые они могут реализовать в практической деятельности. Внешние и внутренние факторы обусловливают, останутся ли эти ресурсы скрытыми или будут использованы личностью в социокультурной практике.

Важно утверждение Б.Г.Юдина о том, что нельзя рассматривать человеческий потенциал как сумму потенциалов его индивидуальных носителей, что при наличии мощных направляющих — внутренних и внешних факторов — происходит суммирующий эффект их взаимодействия (Юдин, 1997). Это существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы, то есть в обществе или социальной группе происходит эффект синергии человеческого потенциала. По утверждению автора, обратное также верно, яркие и сильные личностные потенциалы представителей общества «сгорают» в неэффективной среде.

В исследованиях выделяются различные уровни человеческого потенциала. К примеру, Б.Г.Юдин и Вал.А.Луков выделяют три уровня: микро (человек); мезо (группа); макро (страна) — совокупность человеческого потенциала (Юдин, 2002; Луков, Юдин, 2009). А.Б.Докторович рассматривает социальный потенциал на уровне социальной группы (мезоуровень), изучении и оценке через систему социальных полей, а также о влиянии общества на формирование данного потенциала (макроуровень) (Докторович, 2006: 400-401). Выделяемые уровни взаимосвязаны в рамках общей социальной структуры общества.

Самостоятельное значение имеют исследования социального потенциала конкретных социальных групп. Так, научный колектив, возглявляемый социологом Вал.А.Луковым, осуществляет исследования инновационных возможностей и инновационного потенциала студенчества и молодежи в целом (Луков, 2009).

Из исследований, представляющих наибольший интерес в формате нашего исследования, мы выделяем работы Ю.В.Березутского, Н.МБайкова, В.Н.Маркова, М.А.Нугаева, Н.Н.Пушкаревой, Ю.В. Синягина, И.Н.Староверовой, В.Э.Филиппова, Ю.В. Эти и другие исследования делают очевидной необходимость реализации системно-деятельностного подхода к формированию и реализации социального потенциала молодежи.

Концепция потенциала личности В.Н.Маркова, Ю.В.Синягина представляет собой систему ее возобновляемых ресурсов, которые проявляются в деятельности, направленной на получение социально-значимых результатов. Согласно такому подходу структурная модель потенциала предполагает, что все жизненные достижения личности в сферах: здоровье, общение, учеба, увлечения, обеспечивающие вместе с учёбой саморазвитие личности, работа (содержит успехи в области управления, творческие успехи в работе по

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

специальности и социальную оценку трудовых достижений); семья, затраты на социальную мобильность (различия в стартовых условиях), зафиксированные в биографии, представляют собой внешние проявления ее потенциала и могут служить для оценки его уровня) [5]. По Ю.В. Березутскому социальный потенциал молодежи, представляет собой интегральную, целостную характеристику совокупных качеств, резервов и возможностей молодежи как особой социально-демографической группы, формирующихся и реализующихся под воздействием внешних условий и внутренних особенностей и оказывающих влияние на социально-экономическое развитие общества. В структуру социального потенциала молодежи исследователь включает: интеллектуальный (образовательный), ценностно-мотивационный, духовно-нравственный, демографическокий, творческий, трудовой и общественно-политический потенциалы, подчёркивая его многогранный и целостный характер [8]. В.Э.Филиппов в структурную модель социального потенциала молодежи включает пять субпотенциалов - психофизиологический, образовательный, социально-экономический, общественно-политический, культурно-духовный, причём базовым, по его мнению, является психофизиологический. Исследователь доказывает, что социальный потенциал индивида - это не простая сумма его субпотенциалов, а социальный потенциал молодёжи представляет собой коммулятивный результат, равнодействующих всех социальных потенциалов молодёжи конструктивных и деструктивных, низких и высоких, личностных и групповых. Формируется социальный потенциал под влиянием микро (семья, друзья, коллектив) и макро факторов (общественные институты, социально-экономическая политика государства, СМИ, условий имеющих стратегическое значение для социального воспроизводства и устойчивого развития страны) [10]. Исследователи делают акцент на необходимости создания условий для роста потенциала молодежи и возможностях его реализации.

В целом, анализ научных исследований ученых по проблеме формирования и развития социального потенциала показал, что социальный потенциал имеет сложную структуру, его следует рассматривать как целостную систему, интегральную характеристику совокупных качеств, ресурсов, резервов, возможностей молодежи как особой социально-демографической группы, формирующихся под воздействием внутренних и внешних факторов. Инновационное и интенсивное продуктивное развитие общества будет возможно только в том случае, если в нем будут созданы условия для развития, раскрытия и применения субпотенциалов социального потенциала молодежи.

Важно видеть в социальном потенциале молодежи позитивный ресурс, поддерживать его развитие и реализацию во благо общества и каждой отдельной развивающейся личности. Важно видеть в социальном потенциале молодежи

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

субъектность каждой личности молодого человека: гражданскую активность, созидательность, социокультурный опыт, потребность в самореализации, и учитывать влияние взаимосвязанных факторов - среды, личности и институциональных - на его развитие и реализацию. К средовым факторам относятся экономико-географическое положение, природно-климатические условия места проживания молодежи, природный ресурсный и демографический потенциал, структура и специализация хозяйства, финансовая обеспеченность, уровень социально-экономического развития региона. Факторы среды являются движущими силами формирования и развития потенциала молодежи, они обеспечиваются индивиду обществом. К личностным факторам относятся сформированные личностные качества - нравственность, духовность, образованность, инициативность, активность, ценностные предпочтения и др. «Институциональные факторы» - семья, государство, образование, бизнес-структуры и т. д.

Субъектным (индивидуальным иди групповым) отражением социального потенциала является инициатива, проявленная в виде идеи, модели, предложения средств и условий ее осуществления, а также непосредственная созидательная активность субъектов по ее реализации в различных сферах жизнедеятельности общества.

Обобщая сказанное, сформулируем наше представление о социальном потенциале как совокупности взаимообусловленных характеристик молодежи, отражающих ее личностные созидательные творческие социальные ресурсы, которые данная социальная группа и каждая личность стремится развивать и реализовывать в социальной практике с целью воплощения в ней гуманистических ценностей и идеалов. Социальный потенциал молодежи включает в себя готовность молодых людей к выполению социальных ролей и функций, социокультурный опыт социальной группы и каждой личности, ее социальную компетентность, потребность и готовность к самореализации в социальной практике, инициативность, ответственность, гражданскую позицию, нравственные идеалы и ценности, социальную субъектность.

Подчеркнем, что в структуре признаков социального потенциала молодежи на первый план выходят инициативность, активность и ответственность, обеспечивающие социально эффективные формы жизнедеятельности молодежи. При этом, инициативность мы рассматриваем как интегрированное свойство личности, отражающее ее способность к самостоятельным начинаниям, обеспечивающее достижение социального успеха, характеризующее активно-созидательную позицию личности по отношению к самому себе, социальному и природному окружению. Классифицируется социальный потенциал по уровням индивидуализации (личностный, групповой), по соответствию приоритетам

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

общественного развития (конструктивный деструктивный), по качеству личностных ресурсов молодежи (высокий, средний, низкий).

В современном российском обществе проблема развития и реализации социального потенциала молодежи актуализируется в связи

наличием противоречий между потребностью общества в формировании, развитии социального потенциала молодежи в интересах интенсивного инновационного социально-экономического развития страны и недостаточным вниманием государства, общества и бизнес-структур к созданию условий формирования образовательного молодежного потенциала и к его использованию как основы позитивных социальных преобразований России. Очевидно наличие противоречий между мотивами, потребностями участия молодежи в общественно-политических, экономических, культурных и других процессах, происходящих в обществе, и реальными возможностями участия молодого поколения в важнейших сферах жизни общества; объективно возрастающими требованиями, предъявляемыми государством и обществом к молодому поколению как основному ресурсу развития страны, и реальными механизмами вовлечения в общественно-политические, экономические, культурные и другие процессы, происходящие в обществе.

На выявление характеристик социального потенциала современной молодежи было направлено проведенное нами эмпирическое исследование. В нем была задействована молодежь, которая обучается в общеобразовательных организациях и в системе профессионального образования в возрасте от 15-16 лет до 21-23 лет. В исследовании приняли участие 159 молодых людей из Ставропольского края, Томской, Ярославской, Московской областей в возрасте от 15 до 24 лет. В том числе девушек - 127 (79,8%), юношей 32 (20,2%). По возрасту - от 15 до 17 лет - 71 (44,6%) человек, от 18 до 24 - 88 (55,3%) респондентов; из них проживают в городе районного подчинения 46 (28,9%) чел, в городе областном - 34 (21,3%) человека, сельском поселении - 80 (49,8%) человек; в том числе учащихся общеобразовательных учреждений 6о (37,7%), 46 студентов колледжа и 34 респондента - студенты высшего учебного заведения. Молодежь, проживающую постоянно в городе мы (условно) отнесли к городской молодежи, а в сельской местности, отнесли (условно) к сельской молодежи. С одной стороны, нужно учитывать, что городская и сельская молодёжь одновременно входят в состав молодежи в целом и имеют общие черты, с другой, городская и сельская молодёжь имеют свои особенности, связанные со спецификой ее социального положения на уровне конкретного региона. Особая роль молодежи в устойчивом развитии территорий Российской Федерации, с одной стороны, с другой, возрастание роли социальной и молодёжной политики как системы формирования приоритетов и мер, направленных на развитие ее

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

потенциала предопределяют актуальность проблемы реализации потенциала молодежи в инновационном развитии общества.

Эмпирическая база данных формировалась на основе проведенного анкетирования, интервьюирования молодых людей, материалов индивидуальных собеседований, а также - анализа отчетов образовательных учреждений и комитетов по делам молодежи.

Мотивированная жизненная цель - один из показателей уровня сформированности социального потенциала. Поэтому респондентам был задан вопрос: «Каковы Ваши жизненные планы?

Анализ ответов показал, что, несмотря на то, что ответы дали разные группы молодежи, особых отличий в социальной позиции на выбор жизненных целей не отмечено. Важным оказался тот факт, что молодежь выделила в виде важнейших жизненных целей: создать семью, растить детей - 61,7%; обеспечить достойную жизнь своей семье, детям 61,7%; материально помогать родителям -51%; встретить любимого человека - 55,3%.

Молодёжь чётко осознаёт необходимость получения хорошего образования - 85% из числа принявших участие в опросе, развития себя как личности - 65,9%, трудоустройства и стать хорошим специалистом - 52,5%, иметь достойную оплату труда - 73,5%, необходимость профессионального роста, продвижения по служебной лестнице (сделать карьеру - 40% из числа опрошенных). Отметим, что молодёжь не безразлична к судьбам других людей -приносить пользу людям, обществу планируют - 32% из числа опрошенных. Надеются иметь хороших и верных друзей - 25,5% респондентов. Безусловно, молодёжь не могла не отнести к жизненным целям, хотя они не превалируют, такие как, «много путешествовать, увидеть мир» - 6,3% , «испытывать острые ощущения» - 8,5%.; приятно проводить время 4,2%. Стать независимым от родителей хотели бы только 10,6%, так как они понимают, что без материальной помощи родителей получить образование сложно.

Таким образом, набор жизненных притязаний достаточно широк. Все респонденты хотели бы создать счастливую семью и воспитать хороших детей, иметь интересную работу и любимое дело. Молодежь ориентирована на достижение успеха в жизненном самоопределении и 61,9% молодых людей с оптимизмом смотрит в будущее. При выборе места трудовой деятельности, 48,6% опрошенных планируют руководствоваться возможностями иметь высокий денежный доход и возможность продвижения по карьерной лестнице и быть полезным обществу, людям.

Респондентам был заданы вопросы: «Знаете ли вы о государственных мерах поддержки молодых предпринимателей» и «Если вы владеете информацией о государственных мерах поддержки молодых предпринимателей,

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

то выскажите свое мнение, на что они направлены?».

Только часть респондентов «что-то слышали» о поддержке малого и среднего бизнеса - «можно на льготных условиях брать оборудование и здания в аренду», «взять льготный кредит», «существует программа «молодежный бизнес России», Ответы показали, что правовая экономическая и финансовая грамотность молодежи низкая. Возможно, именно поэтому начать свое дело или создать свой бизнес предполагают только12,7 % молодежи, причем, среди них только одна девушка. Таким образом, жизненные цели молодежи определяются приоритетом интересной, высокодоходной работой; потребностью в самоопределении, самореализации, в создании условий для достойной жизни всех членов семьи. Безусловно, жизненные цели будут коррелироваться по мере переопределения жизненных намерений в процессе образования и трудовой деятельности.

На вопрос: «Намерены ли Вы изменить место жительства?» все респонденты ответили положительно, независимо от проживания в сельской местности, городе районного или областного подчинения. Молодежь, проживающая в городе районного или областного подчинения, предпочитает уехать в крупный город. Мотивация - «получить хорошее образование -«крупный город предоставляет больше возможностей», «легче трудоустроиться и получать достойную заработную плату», «лучшие условия для самореализации», «возможность продвинуться по служебной лестнице».

Желание молодежи проживать в городах подтверждает ряд исследований. Так, в материалах исследований, проведенных Институтом социологии РАО совместно с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации (Москва, 2011), в котором рассматривалась молодёжь в возрастных категориях до25 лет и 26-30 лет на момент исследования (2010г) так же было отмечено, что сегодня чем младше россияне, тем чаще они живут в городах и особенно крупных. В сельской местности (включая ПГТ) живут 26% молодёжи в возрасте до 25 лет, 30% россиян 26-35 лет и 34% остального населения. При этом около половины младшей из рассматриваемых возрастных когорт проживает в крупных городах - 38% в областных центрах и 11% в мегаполисах. Для двух других групп эти показатели в сумме составляют около трети (25% и 9% для молодежи 26-35 лет и 24% и 11% для остального населения). Сегодня высокая концентрация российской молодежи в крупных городах поддерживается уже не за счёт приезжающих на учебу граждан - абсолютное большинство (около двух третей для областных центров и более четырех пятых для мегаполисов) россиян как до 25 лет, так и 26-35 лет, проживающих в мегаполисах и областных центрах, как минимум сами (а зачастую и их родители) всю жизнь прожили в этих населённых пунктах68. Более того, до 18 лет около

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

трети (31-34%) всех поколений россиян проживали в сёлах и ПГТ, а в мегаполисах - 19% россиян старше 25 лет и 27% молодёжи в возрасте до 25 лет

[2]. Таким образом, молодежь, особенно до 25 лет, наиболее активно осваивала нормы городской среды, проявление которых особенно ярко именно в крупных городах.

Наше исследование показало, в городе областного или краевого подчинения - хотели бы жить 43,5% молодёжи, В Москве - 8,5%, в Санкт-Петербурге - 23%, а в сельском поселении только 2%. Вместе с тем, отметим, молодежь, проживающая в сельском социуме, уезжать далеко от дома не планирует. Большинство респондентов предпочитают город областного или краевого подчинения, потому что «краевой город находится не далеко от моего села», «мне бы не хотелось уезжать далеко от своей семьи», «хочу поддерживать связь с родными и близкими», «хочу жить рядом со своей семьёй», «не хочу жить далеко от родных и друзей». Нежелание молодежи возвращаться в родной сельский социум, идти работать в аграрный сектор по окончании школы, а тем более после получения ими высшего образования респонденты обосновывают низкой оплатой труда; значительно худшими по сравнению с городскими социально-бытовыми условиями; отсутствием вакансий по полученным специальностям для выпускников; низкой престижностью работы в сельском хозяйстве. Вместе с тем, несмотря на то, что сельский социум не является привлекательным для постоянного места проживания, молодёжь отмечает, что сельские территории имеют социальную привлекательность жизни. Это -экологически чистая среда, возможность вести подсобное хозяйство, особый менталитет сельчан, социальная безопасность. В то же время, город, несмотря на большие возможности самореализации, имеет и параметры непривлекательности - это шум, суета, плохая экология, много соблазнов, постоянная спешка, дороговизна жизни и коммунальных услуг и «одиночество» - «Не люблю шум и городскую суету», «Чем больше город, тем больше в людях алчности», «В городе правят деньги и редко дружбу ставят превыше денег».

Чтобы изменить ситуацию и сделать сельскую местность привлекательной для молодежи, необходимо:

- со стороны региональных образований (в пределах своих компетенций) ориентированность на развитие социальной инфраструктуры сельских поселений, улучшение условий жизни жителей, повышение уровня занятости молодёжи; активнее привлекать молодых людей к участию в создании и реализации проектов по развитию своей территории;

- со стороны государства: поддержка инвестиционной привлекательности аграрного бизнеса; способствовать повышению социальной ответственности крупного агробизнеса; реализация системы государственной поддержки малого

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

бизнеса на сельских территориях; развитию системы профессионального сельскохозяйственного образования от сельских общеобразовательных школ и учреждений начального профессионального образования, до высшей школы и структур, обеспечивающих повышение квалификации и переподготовку кадров. Ключевым звеном этой системы должно стать ресурсное обеспечение образовательных учреждений, позволяющее молодёжи осваивать новейшие виды сельскохозяйственной техники и перспективные аграрные технологии.

В качестве примера может служить реализация проекта «Селу быть», который интересен и актуален в двух аспектах: во-первых, поднимает проблему занятости молодёжи в селе, даёт ориентацию на сельскохозяйственные профессии, поднимает престиж сельского труженика; во-вторых, ориентирует на воспитание культуры межпоколенческих отношений (инициаторы педагогический коллектив школы №-2 с. Большая Джалга Ипатовского района Ставропольского края, частности, Светлана Ивановна Чуб, Галина Ивановна Горчакова, Александра Ивановна Ромах, Валентина Григорьевна Черноиванова). В рамках проекта в соответствии со своими интересами молодые люди создали группы: животноводческую, растениеводческую, финансово-экономическую, художественную, ландшафтную, исследовательскую. Молодые люди, вошедшие в животноводческую группу, изучают особенности работы животноводческих баз в современных условиях, а затем работают на современных фермах под руководством специалистов и выпускников этой школы. Члены ландшафтной группы районируют сорта и виды декоративных растений для ландшафтного дизайна домовладений и улиц села. Молодые люди всех групп занимаются реальным делом. Особо следует отметить роль директора СПК племзавода «Вторая пятилетка» Игоря Геннадьевича Сердюкова, выпускника школы МОУ СОШ №2. Он оплачивает обучение детей, принявших решение обучаться по специальностям, востребованным в сельском социуме. В летний период привлекает детей к участию в уборке зерна в течение 2-3 недель, и за свой труд молодые люди получают заработную плату, зерно, премию за работу и моральное поощрение - грамоту и благодарственное письмо родителям. Два раза в год (первого сентября и под Новый год) Игорь Геннадьевич выделяет деньги на премирование детей, приглашает ребят к себе в кабинет, где за чашкой чая ведёт разговор о жизненных планах детей, как можно их реализовать и чем племзавод может помочь.

Отметим, что на выбор места работы и места жительства влияет ряд факторов: перспектива приобретения жилья и возможность самостоятельной жизни, высокая заработная плата, возможность карьерного роста, хорошая экология. Молодёжь демонстрирует оптимизм относительно собственного будущего и здоровые амбиции. При этом для молодежи важно чувствовать

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

поддержку со стороны близких и друзей. На вопрос: «Что необходимо для успешной реализации ваших намерений?» респонденты дали такие ответы: «повышение уровня образования», «поддержка друзей, членов семьи», «финансовая поддержка», «сопровождение профессионалов соответствующего профиля».

Таким образом, проблема формирования и реализации социального потенциала молодежи носит комплексный характер, а ее решение лежит в сфере межведомственного подхода. Особую позицию в этом взаимодействии должны занимать специалисты по работе с молодежью. Однако, анализ ответов на вопрос: «Владеете ли вы информацией о деятельности комитетов, специалистов по работе с молодёжью по месту вашего жительства/ учебы?» молодые люди в большинстве своём ответили - «нет» и на вопрос: «Принимали ли Вы участие в проводимых мероприятиях (акциях, форумах, проектах и т.д.)?», так же большинство респондентов, дали ответ - «нет» и «не слышал о таких проектах!». Те же молодые люди, которые участвовали в акциях, принимали участие в них в формате плана работы образовательных учреждений, например, литературный проект на тему «200-летия со дня рождения С.Есенина» и акция «Георгиевская ленточка» и далее - олимпиады, конкурсы. На вопрос: «Участвуете ли Вы в деятельности общественных молодежных организаций, объединений, неформальных клубов?» были даны ответы: «не участвую, но хотел бы» и значительная часть молодёжи участвует в спортивных и музыкальных коллективах.

Анализ ответов показал, что отсутствует просветительская работа с молодежью, не создаются условия для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере. Речь идет, прежде всего, о молодёжи регионов и региональных организациях по работе с молодёжью. Анализ информаций районных общественных молодёжных организаций также показал, что серьёзная системная работа с молодёжью отсутствует. Например, в информации (информация вывешена на сайте одной из районных организаций) о деятельности Союза молодёжи отмечено как одно из достижений - возрождение игры КВН: «Мероприятия по выявлению творческого и интеллектуального потенциала молодежи и его развития стали неотъемлемой частью молодежной политики, проводимой в районе. В районе вновь возобновились игры КВН, которые так ждали все школьники и студенты района. С началом Нового года появилось новшество! Теперь в КВН играют все! ».

Одной из приоритетных задач реализации основных направлений государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года является выведение молодежной политики на новый уровень значимости, что означает усиление эффективного взаимодействия государства,

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

общественных организаций и других институтов гражданского общества и молодежи; развития инфраструктуры учреждений по работе с молодежью; создания стимулов и условий для полноценной реализации молодежного потенциала, развития молодежного общественного сектора, налаживания эффективного диалога между властью и молодежными организациями, развития субъект-субъектных отношений; обеспечения соответствующего ресурсного наполнения принятых программ, поставленных целей и задач в сфере молодежной политики, создание условий для привлечения в эту сферу инвестиций.

В числе ключевых проблем, требующих своего решения, - проблемы нравственного становления молодежи, поиск консолидирующих начал внутри самой молодежи. Основа такой консолидации - воспитание любви к Родине, гордости за ее богатейшую культуру и историческое наследие, ответственности за будущее России, веры в творческие, созидательные возможности нашего народа, мотивации к инновационной деятельности в решении социально-экономических проблем.

Инновационных подходов требует и система работы с молодежью в регионах на основе постоянной оперативной портретизации изменений в поколении молодежи и в содержании, системе и структуре деятельности различных молодежных учреждений. Учет сравнительных характеристик, временных срезов, сопоставление различных социально-демографических показателей внутри поколения, мониторинг и анализ особенностей динамики поколенческих изменений в соответствии с динамикой социальных ситуаций позволяют делать как краткосрочные, так и относительно долгосрочные прогнозы, на которых возможно реальное конструирование проектно-партнерской модели и адекватных социальных технологий молодежной политики.

В соответствии с этим и следует конструировать задачи государственной молодежной политики. Они должны отражать, во-первых, путь жизненного становления молодого человека; во-вторых, учет социального потенциала и включение молодого человека в систему общественных отношений; в-третьих, его жизнедеятельность как ответственного гражданина.

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд принципов, применение которых позволит обеспечить эффективность моделей реализации социального потенциала молодежи и достижение задач государственной молодежной политики. Это следующие принципы:

1. Принцип единства и целостности подходов и механизмов работы с молодёжью во всех субъектах Российской Федерации, создание на государственном уровне условий для самореализации молодёжи и включения её

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

в общественные процессы, объединение и взаимодействие молодёжных организаций на федеральном уровне в целях защиты прав и интересов молодёжи в сфере образовательной и трудовой деятельности. Современные молодежные ценности во многом зависят от того, насколько молодёжь имеет представление о путях развития страны, принятия целей и задач государственного и общественного развития, возможностей решения своих жизненных перспектив; активного включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны.

2. Принцип взаимной ответственности. Государство ответственно перед новыми поколениями россиян, а новые поколения ответственны за бережное отношение к историческому и культурному наследию, за сохранение и приумножение традиций, за развитие страны как конкурентоспособного государства.

3. Принцип системности и инновационных подходов к отбору содержания, форм, методов, технологий работы с молодёжью, учитывающих происходящие процессы глобализации, информатизации, роль средств массовой информации и социальных сетей в формировании общественного мнения.

4. Принцип динамичности предполагает возможность оперативного внесения корректив во все структурные компоненты ГМП, ориентируясь на динамику поколенческих изменений в соответствии с динамикой социальных ситуаций.

5. Принцип приоритета социальных практик государства и общества с учётом возможностей молодёжи в реализации своего инновационного потенциала (нормативно-правовая база, перераспределение государственных ресурсов на работу с молодёжью).

6. Принцип использования неэкономического ресурса управленческого воздействия, благотворно влияющего на активизацию социально-ответственного поведения молодёжи, ее доверия к обществу и государству

В структуре социального потенциала молодежи наряду с ценностно-мотивационным общественно-политическим, духовно-нравственным, трудовым и инновационным потенциалами особое значение имеет образовательный потенциал. Мы отводим ему системообразующую роль.

Образовательный потенциал определяется уровнем и качеством полученного образования. Образование рассматривается как общественно необходимый процесс: экономическое процветание общества все более зависит от способности добывать новые знания и применять их в жизни. Существенную роль в формировании образовательного потенциала молодёжи играют такие факторы, как образование родителей, их ценностные установки и предпочтения, уровень дохода семьи, круг общения, сфера интересов и профессиональной

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

деятельности. «Показатели уровня образования родителей в среде молодёжи значительно выше: у 24% россиян до 35 лет отец, а у 30-32% мать имеют высшее образование. Для остального населения эти показатели равны 14% и 13% соответственно. При этом хотя бы среднее специальное образование имеют родители трех четвертей молодёжи до 25 лет, более половины россиян 26-35 лет и около трети остального населения. Таким образом, современные поколения молодёжи ещё и в семье чаще осваивали нормы наиболее «продвинутых» слоёв населения» [2, с.261]. Поэтому особого внимания к себе требует институт семьи, детства и материнства, как со стороны государства, так и со стороны общества и бизнеса, направленного на повышение уровня дохода семьи, обеспечения социальных гарантий, повышение качества здравоохранения и образования. Качественное образование молодежи - это огромный резерв, который мог бы успешно работать в пользу инновационного развития общества. И потому образование сегодня выдвигается на первый план как фактор развития человечества, фактор его выживания. Образование, по сути, становится национальной ценностью государства, выступая методологией развития страны.

Обратимся к трактовке понятия, данной в Философском энциклопедическом словаре под редакцией Е.Ф. Губского, 1997 года, московское издание: «Образование - духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей, составляющих достояние его культурного круга, также процесс воспитания, шлифовки, то есть процесс формирования облика человека. При этом главным является не объем знаний, а соединение знаний с общими качествами, умение самостоятельно распорядиться своими знаниями...». Формирование образовательного потенциала в жизнедеятельности молодого человека играет наиболее важную роль, поскольку уровень образования и образованности существенно влияет на успешное жизненное самоопределение. Развитие инновационной способности молодых людей, творческих ресурсов позволит им своей социально-значимой деятельностью усиливать и мощь российского государства. Однако, конкурентоспособности результатов образования низкие, а соответственно и сформированности образовательного потенциала молодёжи не отвечает в полной мере требованиям инновационного развития страны. Причины - не хватает квалифицированных специалистов, готовых управлять учреждениями образования и владеющих практическими навыками в области новых информационных технологий; содержание подготовки молодого поколения не отвечает запросам современного развития промышленных технологий в новых условиях; недостаточная материальная база не позволяет успешно внедрять инновационные формы работы с молодёжью. Стоит проблема интеграции отечественного образования в мировое образовательное сообщество, чтобы

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

сформировать у молодёжи знания и навыки, отвечающие запросам инновационного развития страны. Внедрение новых стандартов, образовательных программ, подготовка новых учебников позволит создать финансовый, научно-технический и интеллектуальный потенциал молодёжи. Поэтому важнейшим направлением развития молодёжного потенциала - это реализация национальной доктрины образования, интеграция образовательных организаций, создание единой образовательной системы, основу которой составят непрерывность и преемственность. Именно на основе совершенствования деятельности системы образования, координации образовательных усилий всех форм собственности и уровней образования, многовариативности и многофункциональности образовательных организаций, учитывающих особенности региональной и социальной политики, создание единого интеграционного пространства - создаются условия формирования и развития молодёжного потенциала, который является на современном этапе объектом конкуренции на мировом рынке.

Учитывая, что ведущая роль принадлежить образовательному потенциалу, подчеркнем, что его развитие и реализация предполагают:

- непрерывность и преемственность образовательной подготовки молодого человека в единой образовательной системе, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека;

- повышение качества результатов образования на разных уровнях и обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития российского общества и экономики.

- реализация принципа открытости сферы образования, в направлении создания больших возможностей для инициативы и активности молодёжи в формировании своего образовательного потенциала, реализации;

- повышение заинтересованности государства в партнёрстве с молодёжью, их семьями, работодателями и местным сообществом через вовлечение их как в управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность;

- эффективное использование образовательного потенциала российских семей, бизнес-сообщества, общественных организаций.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи;

- формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи; гражданское образование и

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.

Важнейшим субъектом инновационной экономики в новых условиях должна стать система образования, которая обеспечивает генерацию знаний и формирование инновационного поколения людей, способных использовать их в практической деятельности. Молодежный образовательный потенциал - это стратегический ресурс, общественно необходимый процесс: развитие страны, процветание общества все более зависит от накопленного образовательного потенциала и эффективности его реализации.

Проведенное эмпирическое исследование показало, что молодые люди рассматривают образование, как период подготовки к самостоятельной, обеспеченной и счастливой жизни. Они осознают, что найти хорошую работу с достойной оплатой труда возможно лишь в том случае, если будут иметь уровень образования, соответствовующий перспективным потребностям экономики и общества. На вопрос: «Что вы делаете для повышения своего уровня образования?» Все ответы сведены стремлению хорошо учиться, заниматься самообразованием, посещать факультативы и кружки. Для молодежи общеобразовательных организаций организуются и проводятся конкурсы, олимпиады, проекты, университетские субботы, учебные комплексы, работающие по различным программам способствующие формированию социального потенциала личности. Приведем несколько примеров. «Классная олимпиада» - международный конкурс в рамках проекта «smart planet» организован с целью формирования и развития у молодых людей навыков работы в команде. Проект «Интеллект экспресс» рассчитан на обучающихся с 1 по 11 классы. В Юго-Западном округе г. Москвы, обучение в профильных классах проводится на базе федеральных вузов (МИФИ, МИИТ, РГГУ, ВШЭ, МГУДТ, МГГУ имени М.А. Шолохова, РЭА имени Г. В. Плеханова). Пять учебных комплексов работают по программе проекта «Курчатовский центр непрерывного конвергентного образования». А в рамках проекта «Профессиональная среда» колледж градостроительства и сервиса №-38 г. Москвы и политехнический колледж №-39 проводят для школьников мастер-классы, организуют встречи с представителями различных современных профессий. В крупных городах созданы возможности для реализации молодежью своих образовательных потребностей. Проведенное исследование показало, что в малых городах и в сельских поселениях это в основном ресурс образовательного учреждения.

В нашем опыте в селе Сухая буйвола по согласованию с главой муниципального образования Петровского района Ставропольского края» Теньковым А.И. разработана и апробируется модель межведомственного

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

взаимодействия социальных институтов различной ведомственной подчиненности с целью: создания условий для полноценной реализации молодежного социального потенциала, налаживания эффективного диалога между представителями муниципальных органов власти и молодежью; формирования слоя экономически активных молодых людей посредством поддержки инновационного молодежного предпринимательства (в том числе фермерского); формирования молодых лидеров и вовлечения их в различные сферы деятельности местного самоуправления; укрепление здоровья молодых людей путем профилактики социально распространяемых заболеваний и с помощью активизации участия молодежи в массовых спортивных мероприятиях; профилактики деструктивного поведения в среде молодежи.

Опорным учреждением определено «Муниципальное

общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17; координатором взаимодействия директор школы Пальцев Николай Николаевич. Социальными партнерами стали 14 организаций различной ведомственной подчиненности. В основе межведомственного взаимодействия - сохранение сложившихся в регионе традиций, использование позитивного опыта предшествующих поколений, хранителем которого является семья, которая несёт в себе богатейший социальный опыт, требующий глубокого анализа, бережного отношения и опоры на моральные ценности, выработанные народом России за многолетнюю историю. Передача нравственного опыта предшествующих поколений, семейных традиций, обретение собственного опыта ответственного поведения - это опосредованное формирование и развитие социального потенциала молодого человека. Формирование социального потенциала молодёжи идет через принятие современной жизни, активность и инициативность самой молодёжи, связанная с расширением потенциальных возможностей в её социальном становлении, посредством изучения истории края, в котором проживает молодой российский гражданин, истории своей семьи. Ведущие формы взаимодействия молодёжи, родителей и педагогов в создании среды изучения семейных традиций - УПБ, клубные объединения, а формами социально-педагогической поддержки молодёжи - проектная деятельность; игры длительного проведения, стимулирующие социальную инициативность, формирующие навыки оформления собственных инициатив; организационно-деятельностные игры; акции, общественно-полезная деятельность. Особое внимание уделяется формированию межличностных отношений молодёжи взрослых с учётом их влияния на нравственную ориентацию молодёжи. Во внимание приняты такие показатели как долг и ответственность перед обществом и за свою семью, уважение к старшим, отношение к трудовой деятельности. В своей работе педагоги опираются на

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

принятие традиций семьи, пропаганду достижений семьи. Взаимодействие педагогов и членов семьи строится на принципах взаимного доверия, уважения, поддержки. Важнейшим направлением формирования образовательного (интеллектуального) потенциала молодежи является создание непрерывной система её вовлечения в различные виды деятельности. Участие в молодых людей в научных исследованиях выступает движущей силой их вовлечения в процесс создания материальных и духовных ценностей, а в конечном счете способствует развитию и реализации социального потенциала. В открытом образовательном пространстве объединяются усилия семьи, местных органов власти, агробизнеса, некоммерческих общественных организаций в направлении повышения образовательного потенциала молодёжи, формирования ее субъектной позиции.

Таким образом, при проектировании моделей реализации социального потенциала молодежи, важно предусмотреть механизмы системного воздействия на все институциональные факторы. Особое внимание необходимо уделить институту семьи, созданию профессионально-педагогического сообщества поселения, которое рассматривается как механизм, обеспечивающий формирование и реализацию социального потенциала молодого поколения, осуществлению образовательной деятельности в открытом социуме, использование ресурса социальных партнеров.

Таким образом, социальный потенциал молодежи следует рассматривать как основополагающий фактор успешного развития молодого поколения и общества в целом. Системообразующим в структуре социального потенциала молодежи выступает образовательный потенциал, который определяется уровнем и качеством полученного образования. Формирование социального потенциала обеспечивается координацией на всех уровнях социального управления (федеральном, региональном, местном) и системным совокупным воздействием:

- на факторы, определяющие этот процесс: социально-экономическая и политическая обстановка, формирование и реализация государственной молодежной политики, формирование нормативно-правовой основы и ресурсное обеспечение, формирование общественных ценностных ориентаций, моральных принципов и норм и т.д.:

- создание системы управленческого воздействия направленного на: обеспечение эффективности процесса формирования, развития и реализации социального потенциала молодых людей; создание комплекса экономических, социальных политических, культурных, психологических, нормативных, информационных и других условий для активизации социального потенциала молодежи в интересах личности и общества.

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

- эффективное использование административного ресурса в направлении роста инвестиционной привлекательности российских территорий, привлечения молодежи в аграрную науку, малый бизнес, модернизированное производство, информационный сектор, управление ресурсами, материальными, финансовыми потоками на территории.

- внедрение инновационных социально-педагогических технологий работы с молодежью, способствующих формированию и развитию ее социального потенциала.

Социальные институты (государство, семья, образование, культура и другие) играют значительную роль в формировании и реализации социального потенциала молодежи. Особое внимание со стороны государственных, общественных и бизнес-структур следует уделить институту семьи, детства и материнства. Формирование социального потенциала молодежи базируется на активизации собственных усилий молодежи. Задача общества и государства состоит в том, чтобы для молодёжи были созданы условия для свободного выбора деятельности, равные возможности реализовать свой потенциал, свои способности.

Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе, она -потенция, готовая к любому начинанию. У молодежи еще нет закрепленных законом интересов, ни экономических, ни ценностных, имеющихся у большинства взрослых людей, отмечает немецкий социолог К. Манхейм. Этим, с его точки зрения, объясняется тот факт, что в юности многие действуют как ревностные революционеры или реформаторы, а позднее, получив постоянную работу и обзаведясь семьей, переходят в оборону и выступают за сохранение status quo (К. Манхейм, 1893-1947).

Как отмечает И.Ильинский, момент истории таков, что накопление общественного богатства сегодня уже происходит не в капитале, а по преимуществу в человеке... Общество, вкладывающее деньги в молодежь (в ее образование, обучение, воспитание, быт, культуру, здоровье и т.д.) инвестирует свое будущее и свой прогресс. Молодежь находится в активном творческом поиске разнообразного социального опыта, вырабатывая модели собственного поведения, которые формируются под влиянием множества факторов и, прежде всего, изменениями экономической ситуации. Проблемы формирования и развития социального потенциала молодежи, который является на современном этапе объектом конкуренции на мировом рынке, приобрели актуальность в мировом масштабе, так как молодежь - это главный источник перемен.

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Литература:

1. Докторович А.Б. Человеческий потенциал // Социальная политика. Энциклопедия / Под ред. Н.А.Волгина, Т.С.Сулимовой. М. - Изд-во «Альфа-Пресс», 2006.

2. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров): аналитический доклад, подготовленный Институтом социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации. - М., 2011. - С. 259-276.

3. Луков, Вал.А. Человеческий потенциал студента — образовательный потенциал вуза: По материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов» (этапы 2004-2008 годов). М.: Изд-во Моск. гуманит. Ун-та., 2009.

4. Лапшин В. А. Структурные компоненты человеческого потенциала // Знание. Понимание. Умение. - 2013, №1

5. Марков В.Н., Синягин Ю.В. Потенциал личности // Мир психологии. - 2000. -№1

6. Нугаев М.А. Базовая модель качества социального потенциала региона. -Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2009.

7. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение правительства от 29 ноября 2014 г. № 2403-р

8. Социальный потенциал молодежи / Под ред.Н.М. Байкова и Ю.В. Березутского. - Хабаровск: ДВАГС, 2004.

9. Социальный потенциал молодежи / Под ред. Смакотиной Н.Л.. - М.: МАКС Пресс, 2009.

10. Филиппов В.Э. Социальный потенциал современной молодежи в условиях модернизации российского общества: социологический анализ: Автореферат дисс. канд. соц. наук. - М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.