Научная статья на тему 'Модели реализации социального потенциала молодежи в социальном развитии городского и сельского социума. Часть 4. Реализация социального потенциала молодежи в социально-проектной деятельности'

Модели реализации социального потенциала молодежи в социальном развитии городского и сельского социума. Часть 4. Реализация социального потенциала молодежи в социально-проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1239
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИУМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОДЕЛЬ / МОЛОДЕЖЬ / ИНИЦИАТИВА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Вагнер Ирина Владимировна, Алаторцева Ирина Сергеевна, Борисова Татьяна Сергеевна

Работа посвящена проблемам развития социального потенциала молодежи и условиям его эффективной реализации в социальной практике. В контексте государственной молодежной политики разработаны модели реализации потенциала молодежи в социальном развитии города и села. В четвертой части представлена модель реализации социального потенциала молодежи в социально-проектной деятельности, раскрыты подходы к формированию пространства социальных инициатив молодежи в форме социальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Вагнер Ирина Владимировна, Алаторцева Ирина Сергеевна, Борисова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели реализации социального потенциала молодежи в социальном развитии городского и сельского социума. Часть 4. Реализация социального потенциала молодежи в социально-проектной деятельности»

МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА. ЧАСТЬ 4. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вагнер Ирина Владимировна, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва

E-mail: wagner.mail@mail.ru

Алаторцева Ирина Сергеевна, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва

E-mail: iren_alator@mail.ru

Борисова Татьяна Сергеевна, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва

E-mail: tsborisova60@mail.ru

Аннотация. Работа посвящена проблемам развития социального потенциала молодежи и условиям его эффективной реализации в социальной практике. В контексте государственной молодежной политики разработаны модели реализации потенциала молодежи в социальном развитии города и села. В четвертой части представлена модель реализации социального потенциала молодежи в социально-проектной деятельности, раскрыты подходы к формированию пространства социальных инициатив молодежи в форме социальных проектов.

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Ключевые слова: социум, социальный потенциал, модель, молодежь, инициатива, проектная деятельность, социальное проектирование

Эффективным механизмом развития и реализации социального потенциала молодежи является социальное проектирование, способствующее становлению личности, обретению определенных видов свобод и полноценному участию молодого человека в жизни гражданского общества.

В современной гуманитарной науке социальное проектирование интенсивно развивается на протяжении двух последних десятилетий. В наших работах по социальному проектированию [6; 7; 8; 9; 10] мы отмечали его многоуровневый и многоаспектный характер, обусловливающий тенденцию формирования проективной педагогики. Социальное проектирование является тем механизмом, который позволяет создать условия для развития и реализации субъектного потенциала подрастающих поколений, личностного становления молодых людей; для формирования у них инициативности, гражданской позиции; для их полноценной самореализации в социальном творчестве.

Мы рассматриваем проектную деятельность как одно из ведущих средств развития личности. Применение проектных технологий позволяет сформировать пространство самореализации формирующейся личности, интенсивно расширять ее личный актуальный социокультурный опыт, что особенно важно -опыт самоопределения, принятия решений в ситуациях выбора, опыт самореализации в социальной практике; позволяет формировать организационную культуру.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что повышенное внимание к социальному проектированию, проектным технологиям, берущим начало в методе проектов, сегодня не случайно. Почему вдруг такое внимание стало уделяться проектам с середины 90-х годов и до сегодняшнего дня по нарастающей? Да потому, что изменился взгляд на образование и воспитание, потому, что изменились воспитательные идеалы и ценности. Демократическое общество видит в системе образования и воспитания прежде всего пространство подготовки человека к самореализации, саморазвитию, самоопределению. Такие личностные качества как инициативность, социальная мобильность, предприимчивость и конкурентоспособность в хорошем смысле этих слов, самоорганизация, организационная культура, готовность к самореализации и к самоопределению, принятию самостоятельных решений в ситуациях выбора резко возросли в цене. Проектная деятельность как ничто другое способствует их формированию. Свобода предъявляет к человеку свои требования. Свобода требует от человека способности выбирать, созидать, прокладывать свою колею, быть самостоятельным, способным к самореализации, способным

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

самостоятельно думать, планировать, проектировать свой маршрут к цели, анализировать ход и результаты своей деятельности, нести ответственность за эти результаты... Свободное общество требует от системы образования и воспитания подготовить растущего человека к самореализации в условиях свободы, подготовить к самоопределению - не только к выбору профессии, но к жизненному самоопределению во всей палитре предлагаемых ситуаций, начиная с ценностного самоопределения. Метод проектов позволяет создать условия для формирования у растущего человека качества личности, востребованные ситуацией свободы, востребованные демократическим обществом. Вот чем объективно обусловлена тенденция развития теории и практики воспитания, основанной на применении метода проектов, столь активного поиска и творчества в области проектной деятельности, конструирования проектных технологий, особое внимание к проектированию, формирование проективной педагогики как новой концептуальной основы развития образования и социального института воспитания подрастающих поколений.

Под социальным проектом исследователи понимают «сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся социальной среде материальной или духовной ценности, имеющее пространственно-временные и/ или ресурсные границы и положительное по значимости воздействие» [1]. Применительно к рассматриваемой в настоящей статье возрастной группе интересна позиция Лукс Г.А., которая рассматривает социальный проект как продукт инновационного проектирования в молодежной среде, направленный на решение какой-либо конкретной задачи, на выявление социальных факторов, на применение в региональной молодежной политике новых технологий, модернизирующих разнообразные формы молодежной деятельности [4].

Рожков М.И. выделяет ряд функций социального проектирования: оказание влияния на социальное окружение, в котором оно реализуется; ориентация на конкретные социальные, пространственные и временные условия; оказание образовательного воздействия на участников, формирования у них навыков исследовательской деятельности; стимулирование создания концепции, модели, программы решения социально значимой проблемы как интеллектуального продукта; оценка эффективности изменений, которая связывает идею и ее воплощение в реальном проекте [5]. Социальный проект диктует потребность в групповой принадлежности и имеет самоценное значение, он моделирует социальные явления, вырабатывает дискуссионные навыки проектантов, расширяет кругозор участников в решении молодежных проблем. Социальное проектирование позволяет его участникам повышать свою правовую грамотность, понимать роль законов, пробовать свои силы в роли лидера, а

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

также стимулирует участие в социально значимой деятельности на основе сложившихся ценностных ориентаций и убеждений [5].

Рассматривая развитие и реализацию социального потенциала молодежи в качестве целевой функции социального проектирования, нужно уточнить, что у молодого человека, включенного в данный процесс, развиваются все составляющие личностной сферы (происходит становление индивидуальности), в результате чего он приобретает способность к самостоятельному и ответственному выбору своего места в обществе.

Для построения модели развития и реализации социального потенциала молодых людей в процессе социального проектирования мы учли ряд социальных, психологических и организационных факторов, которые были определены на основе анализа научной литературы. Кроме того, наши позиции определили научные положения М.И.Рожкова о том, что успех социального воспитания завит от таких условий, как обеспечение включенности молодых людей в реальные социальные отношения, практики; предоставление им возможности самореализации в процессе социального взаимодействия; стимулирование рефлексивно-ценностного осмысления содержания и результата социально полезной деятельности, определение личностной значимости.

Уточняя сущность первого условия, мы опирались на исследования В.Л.Рогачева, который «включенностью» называл возникновение у человека личностного состояния по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компонент: объективный компонент - собственно деятельность личности; субъективный - отношение личности к данной деятельности.

Самореализация в процессе социального проектирования предполагает предоставление каждому молодому человеку возможности более полно раскрыть себя в социальных отношениях. Рефлексивно-ценностное осмысление содержания и результатов социально-проектной деятельности, позволит юноше осознать ее цель и значение для личного саморазвития как гражданина страны, выявить особенности своего «Я», наметить ближние и дальние жизненные перспективы.

Мы рассматриваем четыре категории субъектов развития и реализации социального потенциала молодежи в процессе социального проектирования, каждый из которых выполняет особые роли: молодой человек — активный участник социального проектирования, способный к саморазвитию и самовоспитанию; группа молодых людей — команда единомышленников по разработке и реализации социального проекта, в условиях которой происходит самореализация личности и стимулируется рефлексия; тьютор — наставник, сопровождающий все этапы социально-проектной деятельности молодых людей,

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

создающий условия для ее продуктивности, но не включающийся активно в состав проектной команды; социокультурная среда - источник способов решения социально значимой проблемы и субъект оценки результативности социально-проектной деятельности.

Процесс развития и реализации социального потенциала молодежи в процессе социального проектирования - сложная система, в которую входят четыре подструктуры: исходное состояние - цель - средство - условия -результат; формирование и развитие социального потенциала - саморазвитие гражданской позиции; компетенции, необходимые для участия в социально-проектной деятельности; роль юноши - роль проектной команды - роль тьюторов - роль социокультурной среды.

Рассмотрим каждую из подструктур подробнее.

«Исходное состояние — цель — средство — условия — результат».

1. Исходное состояние — имеющийся потенциал, наличный уровень сформированности гражданской позиции, определяющий цель гражданского воспитания.

2. Цель - предполагаемый конечный результат процесса формирования гражданской позиции студентов, его системообразующий фактор.

3. Средство - педагогическое сопровождение социально-проектной деятельности молодых людей, суть которого заключается в стимулировании рефлексивно-ценностного осмысления своего места в системе общественных отношений на этапах установления личностной значимости социальных проблем, поиска способов их решения, общественной работы и оценки ее результатов. Рефлексия — это процесс самопознания субъектом внутренних психологических актов и состояний, который предполагает особое направление внимания на деятельность собственного сознания. В современной психолого-педагогической литературе она также рассматривается как механизм взаимопонимания, осмысление того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на другого человека [2].

4. Условие эффективности педагогического сопровождения использование рефлексивно-деятельностного подхода, способствующего формированию субъектного отношения к событиям, происходящим в современном обществе; стимулированию осмысленного гражданского выбора студентами своей позиции в социальных отношениях; обеспечению педагогического сопровождения процесса поиска, разработки и решения студентами социально значимой проблемы и ее реализации; организации рефлексивного осознания молодыми людьми личностной значимости процесса участия в социальном проектировании.

5. «Формирование и развитие социального потенциала - саморазвитие

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

гражданской позиции». Формирование гражданской позиции молодежи, как компонент социального воспитания, - процесс двусторонний. С одной стороны, молодые люди рассматриваются как объекты социально-педагогического воздействия со стороны различных социальных институтов, с другой, - они являются субъектами этого процесса, способными к саморазвитию.

Методологической основой наших рассуждений составила культурно -историческая концепция Л.С. Выготского, определяющая механизмы взаимодействия личности и среды на основе сложных соотношений внешних и внутренних факторов, объективных и субъективных условий развития психики через категорию «социальная ситуация развития».

Социокультурная среда, в которой организуется социально-проектная деятельность, тьютор как субъект организации социального воспитания и, в определенной мере, проектная команда, - это источники развития и реализации социального потенциала молодых людей, вызывающие в них переживания за процессы, происходящие в государстве и обществе, и стимулирующие процесс становления и саморазвития гражданской позиции.

Процесс формирования гражданской позиции молодых людей можно рассматривать как бинарный, состоящий из двух взаимосвязанных компонентов: социальное воспитание — социальное самовоспитание.

«Компетенции, необходимые молодым людям для участия в социально-проектной деятельности». Молодежь, готовящаяся к участию в социально-проектной деятельности, должна обладать социально-правовой, социально-психологической, социально-педагогической, организаторской,

коммуникативной и аналитико-прогностической компетенциями, системой знаний, умений и навыков, позволяющих быть сведущими в определенной области.

Социально-правовая компетенция проявляется в готовности и способности молодого человека действовать в рамках законодательства своего государства, что в свою очередь, базируется на знаниях права и опыте правового поведения.

Социально-психологическая компетенция предполагает, прежде всего, сформированность у молодого человека таких способностей, как эмпатия и рефлексия, что строится на знаниях психологии личности, возрастной и социальной психологии.

Социально-педагогическая компетенция проявляется в знании основ социальной работы, социальной педагогики, социально-педагогических технологий. Она позволяет молодому человеку выбирать или конструировать самостоятельно воспитывающие ситуации с различными категориями населения и участвовать в их разрешении.

Организаторская компетенция предполагает появление готовности к

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

решению организаторских задач на основе знаний правил организаторской работы, умений обеспечить включенность членов организуемой группы в принятие и реализацию управленческих решений, сформированной способности к рефлексии организаторской деятельности.

Коммуникативная компетенция предполагает овладение молодыми людьми совокупностью знаний, эмоций и поведенческого опыта, которые позволяют устанавливать, поддерживать и развивать эффективные контакты с другими людьми в разнообразных ситуациях межличностного взаимодействия.

Аналитико-прогностическая компетенция у молодого человека появляется в виде способности к установлению и структурированию отношений между элементами информации, построению целостного и дифференцированного образа проблемной ситуации, и на этой основе им осуществляется прогнозирование развития явления, создание образа будущего в виде проекта, модели, плана будущего, гипотезы и т. п.

Задача тьюторов — способствовать формированию перечисленных компетенций во время специально организованных занятий. Независимо от содержания учебного диалога, они должны способствовать развитию всех сущностных сфер личности молодых людей.

«Роль юноши — роль проектной команды — роль тьюторов — роль социокультурной среды». В связи с тем, что субъектами развития и реализации социального потенциала в процессе социального проектирования являются молодые люди, проектная команда, тьютор и социокультурная среда, мы рассмотрели содержание деятельности каждого из них с учетом возлагаемых функций и основных этапов проектной деятельности.

На этапе принятия решения об участии в проекте:

- молодой человек осуществляет рефлексию своего желания участвовать в социально значимой деятельности, определяет ее значимость, принимает решение о включении в социальный проект, ищет единомышленников;

- проектная команда- идет процесс создания, формирование мотива группового действия «Мы хотим!», изучение возможностей проектной команды;

- тьютор- осуществляет стимулирование рефлексивной оценки значимости участия в государственных и социальных мероприятиях, педагогическое сопровождение процессов командообразования, формирования мотива группового действия «Мы хотим!» и самодиагностики;

- социокультурная среда формирует правовые и культурные границы деятельности.

На этапе подготовки проекта:

- молодой человек осуществляет самодиагностику своих актуальных потребностей и возможностей, выбор роли в проектной команде, участвует в

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

процессе выбора темы социально-проектной деятельности, коллективном целеполагании, планировании, разработке критериев оценки успешности проектной деятельности, пиардеятельности, обращается к тьютору за консультационной помощью, овладевает с его помощью недостающими компетенциями;

- проектная команда - идет процесс изучение общественного мнения, формулировка актуальной социальной проблемы, определения целей и задач социально-проектной деятельности, составление плана работы, графика проектных мероприятий, разработка системы оценки успешности проекта, обучение членов команды, формирование общественного мнения;

- тьютор - оказывает консультационные услуги по овладению компетенциями, необходимыми для успешного выполнения социально-проектной деятельности;

- социокультурная среда создает проблемное поле для социального проектирования, предоставление ресурсов для решения выявленной социальной проблемы.

На этапе подведения итогов проектной деятельности:

- у молодого человека происходит рефлексия личностной значимости своего участия в социально-проектной деятельности;

- проектная команда - осуществляется коллективное подведение итогов социально-проектной деятельности;

- тьютор - влияет на стимулирование личной и коллективной рефлексии;

- социокультурная среда формирует общественное мнение и оценку результатов социально-проектной деятельности.

В предлагаемой модели развития социального потенциала молодых людей процессе социального проектирования предусмотрены целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативный компоненты, характерные для педагогических систем

Целевой компонент. Оказание молодым людям помощи в осознании личностной значимости государственных и общественных проблем и событий, развитие и реализация социального потенциала

Содержательный компонент. Формирование социально-правовой, социально-психологической, социально-педагогической, организаторской, коммуникативной, аналитико-прогностической компетентностей. Включение молодых людей в социально-проектную деятельность

Организационно-деятелъностный компонент. Обеспечение

педагогического сопровождения социально-проектной деятельности молодежи на всех ее этапах через предоставление образовательных услуг, предполагающих развитие всех сущностных сфер молодого человека, стимулирующих его

370

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

рефлексивную деятельность

Результативный компонент. Гражданская позиция как реализуемая готовность к осуществлению целей гражданского общества на основе интегративного образования мотивационной, эмоциональной, когнитивной и экзистенциальной сфер личности, позволяющего человеку осознавать смысл своего участия в событиях государства и общества, и, на основе этого, оптимизировать процессы социализации, инкультурации,

самосовершенствования и жизненного самоопределения

Апробация теоретической модели осуществлялась с участием различных специалистов и молодежи на базе Государственного учреждения Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы «Гражданская смена» и более 10 высших учебных заведений г.Москвы.

Сегодня «Гражданская смена» осуществляет систему различных мероприятий: семинаров, мастер-классов, практикумов, сочетающихся с самостоятельной проектной работой студентов различных вузов. По итогам образовательных мероприятий студенты внедряют в практику городские инновационные и социально-значимые проекты, а также участвуют в мероприятиях, направленных на развитие студенческого самоуправления в вузах г.Москвы. Данная деятельность «Гражданской смены» представляет собой важнейший элемент молодежной политики в г. Москве.

Эффективность деятельности «Гражданской смены» заключается в создании условий для подготовки молодых людей к взрослой жизни, в формировании активной жизненной позиции молодежи, в ее постоянном ответственном участии во всех направлениях жизни города.

Учреждение постоянно организует конкурсы студенческих проектов, которые направлены на улучшение социальной и экономической ситуации города.

Студенты, активно участвующие в реализации проектов, приглашаются в кадровые программы «Гражданской смены»: «Студенческое правительство дублеров», «Дублеры глав управ», рекомендуются в качестве представителей «Гражданской смены» в вузах и т.п.

В процессе педагогического сопровождения социального проектирования мы выделяли три этапа: пропедевтический, актуальный и рефлексивный.

Пропедевтический этап направлен на формирование компетенций, необходимых для принятия решения молодыми людьми решения о готовности к рассматриваемому виду деятельности.

Практика показывает, что для формирования социально-правовой, социально-психологической, социально-педагогической, коммуникативной, организаторской и пр. компетенций необходимо проводить специальные занятия.

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Полагаем, что их содержание и методика могут опираться на комплекс нижеследующих принципов.

1. Принцип сочетания обучения, воспитания и развития требует, чтобы в процессе решения образовательных задач приобретался социальный опыт, который является основой для формирования мировоззрения и поведения человека, происходит развитие индивида, приобретающего социальный опыт, формировался комплекс необходимых знаний, духовных способностей. Формируя знания, человек развивается. Развиваясь, он стремится к расширению сфер своей деятельности и общения, которые, в свою очередь, требуют новых знаний и умений.

2. Принцип индивидуализации требует такой организации образовательного процесса, при которой осуществляется учет индивидуальных потребностей и психологических особенностей каждого молодого человека всеми субъектами его образовательного и социально-педагогического пространства.

3. Принцип интерактивности требует, чтобы все участники образовательного процесса оказывались вовлеченными в процесс познания и имели возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. При этом должен идти обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это предполагает реализации методики диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового общения молодые люди учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.

4. Принцип стимулирования саморазвития в качестве основного требования предполагает формирование мотивов самообразования и самовоспитания. Важными чертами данного процесса является осознанность и целенаправленность процесса самосовершенствования человека, его самопознание и определение потенциалов и направлений работы над собой. Важнейшими условиями реализации данного принципа являются обучение воспитанников способам самопознания, рефлексии, планирования жизненных событий.

В качестве форм проведения занятий хорошо зарекомендовали себя проблемные лекции, мастер-классы, тренинги, дискуссии, практикумы, индивидуальная работа, консультации, учебно-проектная деятельность.

Актуальный этап педагогического сопровождения социально-проектной деятельности предполагает предоставление молодым людям услуг по оказанию

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

помощи в решении возможных трудностей. По своей сути, педагогическое сопровождение предполагает «кристаллизацию» в воспитанниках необходимых способностей для самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

В соответствии с этапами социально-проектной деятельности выделены семь направлений педагогического сопровождения:

- педагогическое сопровождение процесса принятия решения молодым человеком об участии в социальном проектировании;

- педагогическое сопровождение выбора молодыми людьми темы социального проекта;

- педагогическое сопровождение процесса создания проектной команды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- педагогическое сопровождение процесса разработки цели и стратегии социального проекта;

- педагогическое сопровождение коллективного планирования студентами проектных мероприятий;

- педагогическое сопровождение процесса реализации социального проекта.

- подведение итого социально-проектной деятельности, прогнозирование его последействий.

На этапе сопровождения процесса принятия решения молодым человеком об участии в социальном проектировании задача тьюторов предложить студентам диагностические методики, направленные на выявление и самооценку своей гражданской позиции и лидерского потенциала; провести консультационное собеседование, стимулирующее самостоятельное и осознанное принятие решения.

На данном этапе в ходе осознания и анализа принятого решения или совершенного действия, происходит необходимая коррекция мотивационного, эмоционального, когнитивного, практически-действенного, экзистенциального, волевого, саморегуляционного компонентов гражданской позиции молодых людей определяются перспективы дальнейшей деятельности по разработке и реализации социального проекта.

Второй этап — изучение и анализ молодыми людьми социальной среды и выбор темы социального проектирования. Его основная задача состоит в том, чтобы выявить актуальные социальные проблемы и выбрать одну из них для проектного решения.

Выбор темы и идеи социального проекта, в нашем понимании, включает в себя выполнение трех основных действий: уяснение проблемы на основе социологического исследования, выбор и уяснение проблемы, определение социального заказа и оформление паспорта объекта.

1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

(организационная, социальная) - некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.

2. Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы.

3. Паспортизация объекта — получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт - это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов.

Работа на этом этапе предусматривает последовательное выполнение следующих действий:

- изучение состояния социальной среды ^анализ социальной ситуации, составление отчета о проведенном исследовании и формулировка выводов;

- формулирование актуальной социальной проблемы ^формулировка социальной проблемы (или проблем), в решение которой может принять участие молодой человек, определение причины существования данной социальной проблемы и ее последствия);

- изучение опыта решения подобных социальных проблем ('изучение степени освещения проблемы (или аналогичной ей) в средствах массовой информации, справочных изданиях, анализ способов ее решения государственными учреждениями, общественными организациями и объединениями и отдельными представителями студенческой молодежи). Данная работа направлена на всестороннее изучение проблемы и имеющихся вариантов ее решения, проверку правильности сделанных на предыдущих этапах выводов;

- формулировка темы проекта. В разработке социального проекта под проблемой понимается осознание молодым человеком невозможности разрешать трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, посредством имеющихся знаний и ранее полученного опыта.

Выявленные проблемы анализируются по ряду критериев:

- важность данной социальной проблемы для населения;

- ее масштабность и социальная значимость;

- возможность практического решения проблемы силами молодых людей.

Название проекта, доказательство его актуальности, масштабности,

социальной значимости, анализ способов решения различными

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

государственными структурами, общественными организациями и объединениями, конкретными гражданами, обоснование собственных способов решения на уровне конкретных идей и предложений оформляются в отдельную справку.

Создание паспорта социальной структуры: определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация; разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы); заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование и т. п.

При сопровождении поиска проблемы внимание участников социального проектирования обращается на такие существенные критерии, как посильность задачи для участников проекта; ее соответствие возрасту и возможностям членов; сумма затрат и сроки необходимые для реализации проекта; ожидаемые результаты.

В ходе активного выбора проблемы молодые люди вовлекаются в дискуссии, оценивают предложения разных членов своей команды. Тьютор при этом обращает внимание на ряд аспектов (Почему данные проблемы приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой до сих пор оставалась нерешенной? Что можно узнать об этой проблеме из СМИ? Можно ли ее решить посредством общественной политики? Как можно решить проблемы, изменив уже существующие на данной территории программы?). Для того, чтобы ответить на эти вопросы, студентам предстоит применить аналитические навыки и конкретные знания.

После того, как группа выбрала проблемы для изучения, встает задача собрать о них исчерпывающую информацию. В рамках этой деятельности тьютор побуждает собрать и проанализировать довольно пестрый и разнородный спектр информации по заинтересовавшей их проблеме.

Третий этап — этап создания проектной команды — отряда единомышленников.

После поддержки со стороны населения и государственных структур темы проекта, инициатор социального проекта приступает к привлечению других молодых людей, готовых и способных к социальной работе с выбранной целевой группой населения. Прежде всего, он объединяет вокруг себя группу единомышленников, формируя команду и расширяя количество активистов, заинтересованных в благополучии столичной студенческой молодежи и населения города. Это могут быть, друзья, однокурсники, также и незнакомые люди, откликнувшиеся на разного рода приглашения-объявления,

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

распространяемые через средства информации, популярные в рассматриваемой социальной группе. В этом случае он выступает в качестве менеджера по персоналу.

Социальная работа требует от участников социальных проектов особых личностных качеств: эмпатии, умения видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они, воспринимать их позиции и в то же время иметь способность сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления другими; доброжелательности, способности демонстрировать свое отношение приязни, безусловно, положительного отношения, симпатии, готовности поддержать другого человека; деликатности, вежливости, мягкости в обращении с людьми; аутентичности, способности быть естественными в отношении с людьми, быть самим собой в контактах с окружающими; открытости, готовности открыть другим людям свой внутренний мир, быть искренними, уметь говорить о своих чувствах и мыслях, транслировать их собеседнику; конкретности, отказом от общих рассуждений, умений конкретно отвечать на вопросы; непосредственности, умений говорить и действовать в обстановке «здесь и теперь», иметь четкое представление о человеке и его ситуации и демонстрировать это; коммуникативности, интересом к другим людям, расположенностью к общению с ними, легкостью в общении.

Включаясь в социальный проект, молодой человек должен суметь взять на себя определенные этические обязательства:

- действовать таким образом, чтобы исключить несправедливость против любого человека или группы на основе национальной принадлежности, социального происхождения, политических или религиозных убеждений, сексуальных ориентации, возраста, брачного статуса, психических и физических недостатков, а также исключить предпочтения, привилегии отдельным категориям населения;

- расширять личностные возможности граждан;

- создавать условия для поддержки уважения различных культур, составляющих общество, если они не вступают в противоречие с общечеловеческими ценностями, Конституцией и другими законами Российской Федерации;

- поддерживать участие студенческой общественности в формировании социальной политики и активной деятельности всех социальных институтов;

- разрабатывать новые и совершенствовать уже имеющиеся технологии социальной работы с населением.

На данном этапе руководитель проектной команды информирует молодых людей о планируемом мероприятии, организует комплексную диагностику кандидатов на участие в деятельности волонтерского отряда социальной

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

направленности, отбирает из числа имеющихся кандидатов людей, наиболее соответствующих требованиям рассматриваемого вида деятельности, а также проводит серию мероприятий, способствующих сплочению проектной группы. Одним из принципов командной работы выступает распределение обязанностей и ответственности за достижение поставленных целей, а не жесткое закрепление выполняемых функций.

Определившись с направление проектной деятельности, ее руководитель должен объединить вокруг него группу заинтересованных студентов и сформировать команду проекта — основу будущего волонтерского отряда, который будет заниматься решением социальных проблем. В связи с этим, тьюторы «Гражданской смены» предлагают систему занятий, направленных на обучение руководителей проектных групп организации совместной деятельности и общения, основанных на принципах демократического взаимодействия.

Следующим этапом деятельности является разработка цели и стратегии социального проекта. Команда по разработке проекта должна определить генеральную цель (миссию), стратегию и задачи решения выявленной в студенческой среде проблемы.

По нашему мнению, авторы проекта должны предварительно разработать несколько вариантов целей проекта и им соответствующих стратегий, а затем провести их экспертизу. От того, как будет сформулирована цель определены задачи, во многом будет зависеть последующая работа по разработке социального проекта и осуществлении его замысла.

Педагогическое сопровождение процесса разработки цели и стратегии социального проекта предполагает ознакомление молодых людей с техниками коллективного целеполагания.

Опыт «Гражданской смены» показал, что эффективным средством коллективной разработки являются продуктивные игры, в ходе которых методом «мозгового штурма» продуцируются идеи, лежащие в основе развития молодежного объединения. В процессе этих игр происходит выявление идей, которые обеспечат развитие молодежного объединения.

Среди методик целеполагания следует выделить следующие: методику матрицы идей, методику вживания в роль, метод аналогии, метод ассоциации, методику мозгового штурма, методику синектики.

Пятый этап социально-проектной деятельности — организация коллективного планирования, разработки плана-графика проектных мероприятий.

Групповое планирование предусматривает детализацию коллегиально принятой цели, а также определение последовательности конкретных мероприятий, направленных на достижение желаемого результата. Его

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

предназначение - упорядочить проектную деятельность, обеспечить выполнение таких требований к реализации молодежной инициативы, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

Педагогическое сопровождение процесса коллективного планирования предполагает организацию консультативной помощи студентам в проведении коллективного планирования. В практике «Гражданской смены» успешно зарекомендовала себя методика «Зеркало прогрессивных преобразований», овладев которой студенты без труда справлялись с задачей данного этапа социального проектирования.

Методика «Зеркало прогрессивных преобразований»:

-1 шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее;

- 2 шаг: Выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «не» и «нет»);

- 3 шаг: Проблема переформулируется в цель;

- 4 шаг: Причины становятся задачами;

- 5 шаг: Для каждой задачи определяется комплекс мероприятий - шагов по их достижению. Для каждого шага определяются ответственные, которые подбирают команду для реализации замысла мероприятий;

- 6 шаг: Ответственные определяют необходимые специальные ресурсы и время для выполнения мероприятий;

- 7 шаг: Для каждого блока задач с мероприятиями определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи. Результаты обсуждения используются для анализа ситуации и прогнозирования варианта ее решения.

Методика «Зеркало прогрессивных преобразований» стимулирует более глубокое погружение в проблему, анализ ее внутренних и внешних факторов, влияющих на ее разрешение, а также объективную оценку имеющихся ресурсов.

Учитывая итоги самодиагностики и рефлексии, на этапе планирования члены проектной группы должны распределить ответственность за конкретные мероприятия.

Руководителю проектной группы может быть рекомендована организация рефлексивной игры со своими единомышленниками - «Карта личных интересов».

Представленные методики направлены на развитие рефлексивных способностей участников проекта, что является показателем их, социальной зрелости и готовности к разработке и реализации социально значимой деятельности. Рефлексивно ценностное осмысление собственных ресурсов каждый участник молодежных инициатив определяет свое место в разрабатываемом плане мероприятий, а также степень личной ответственности

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

за коллективное начинание.

Итогом данного этапа разработки проекта является план-график мероприятий по реализации поставленной цели. В нем должны найти отражение задачи работы, способы их решения, ответственные члены проектной группы за каждый вид деятельности, сроки выполнения и отчетная документации, отражающая ход и результаты молодежных инициатив.

Шестой этап — коллективная реализация замысла социального проекта.

На данном этапе социального проектирования авторы идеи имеют возможность проявить свои лидерские, организаторские и творческие способности в социально значимой деятельности в среде сверстников.

В зависимости от целей и задач молодежных инициатив участники проектной деятельности могут решать разнообразные задачи:

- информировать сверстников о молодежной политике;

- привлекать сверстников к активной общественной работе, стимулировать их общественную деятельность;

- выпускать тематические газеты, листки, плакаты и т.п.;

- проводить культурно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия среди сверстников;

- способствовать сбору средств (книг, игрушек и т.п.) и организации другой благотворительной деятельности для нуждающихся;

- организовывать мероприятия по профилактике употребления психоактивных веществ среди студенческой молодежи;

- устанавливать и поддерживать связи с социальными партнерами в области профилактики употребления психоактивных веществ в детской и молодежной среде;

- организовывать деятельность студенческих бригад, молодежных предприятий и кооперативов и прочее.

Участие в некоторых видах деятельности в рамках проектной деятельности позволяет юношеству расширять свои умения и навыки, в том числе и в области будущей профессиональной деятельности, зарекомендовать себя как творческий, ответственный и т.п. человек в глазах будущих работодателей. Специфика молодежных социальных проектов заключается в том, что в условиях их коллективной реализации, с одной стороны, создаются условия для развития индивидуальности каждого участника, с другой, - для социализации молодых людей в новых социально-экономических условиях.

Педагогическое сопровождение этапа реализации социального проекта предполагает стимулирование рефлексивной деятельности по ходу реализации проектных мероприятий с целью внесения своевременных изменений в коллективный и персональный план работы.

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Рефлексивный этап педагогического сопровождения социально-проектной деятельности студенческой молодежи направлен на стимулирование коллективной и персональной рефлексии, прогнозирования последствий сделанной социальной работы для целевой социальной группы и себя лично.

Тьюторы проекта объясняют творческой группе необходимость определения критериев и показателей оценки результатов собственной деятельности для того, чтобы проводить систематический мониторинг промежуточных результатов и своевременной вносить коррективы в ранее намеченных план работы.

Завершающий этап социального проектирования - подведение итогов молодежных инициатив.

Социальное проектирование, в нашем понимании, создает условия для воспитания социальной ответственности молодых людей за последствия предпринятых действий. На данном этапе предлагается проведение коллективного обсуждения итогов мероприятия. При этом решается ряд задач:

- выявление реальных изменений социальной ситуации, выбранной в качестве объекта молодежных инициатив (эта задача решается с помощью диагностического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность проектной деятельности с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач);

- анализ изменений, происшедших в социуме; изучение влияния различных условий и средств на результаты работы, их эффективности и целесообразности;

- выявление возможностей развития идей, заложенных в основу проекта; изучение состояния и динамики развития является основой для поиска путей и средств дальнейшего совершенствования социальной работы;

- определение эффективности влияния проектной деятельности на развитие личности участников молодежных инициатив, отношений в проектной команде.

Решая первую задачу, участники проектной группы могут повторить процедуру изучения состояния социальной проблемы, которая легла в основу молодежных инициатив. Сравнительный анализ первого и второго среза позволит выявить изменения, произошедшие в молодежном социуме и дать им объективную оценку.

Первый показатель - социальная ценность молодежных инициатив — позволяет осуществить оценку проекта с позиций соответствия заявленным концептуальным идеям, стратегическим установкам, основным тенденциям, целям и направлениям развития образования на соответствующем уровне его организации. С этой целью используются три группы критериев, т.е. признаков, на основании которых производится экспертная оценка -социальной значимости,

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

эффективности и экономической целесообразности.

Второй показатель - конструктивная целостность проекта — характеризует компетентность авторов, разрабатывающих проект и его содержательность. Поэтому основными критериями выступают полнота структуры проекта, степень проработанности его структурных элементов и согласованность структурных частей проекта. Здесь основой экспертной оценки является соответствие целей, задач, плана действий по осуществлению проектного замысла предметной области, относительно которой предполагаются инновационные преобразования, т.е. для социально-педагогического проектирования в региональной системе образования - это её образовательная среда и образовательные институты.

Третий показатель — жизнеспособность проекта — позволяет оценить степень обоснованности проекта с точки зрения возможностей его воплощения в реальной практике. Такой вывод может быть сделан на основании критериев реалистичности проекта (т.е. соответствия реальной социальной или экономической ситуации и её ресурсам), его реализуемости (соорганизованности действий субъектов ситуации и авторов проекта) и управляемости (разработка модели управления проектом). Это позволяет оценить наличие в проекте специальных механизмов формирования разнообразных ресурсов, способных осуществить проект в реальной жизненной ситуации.

Важно, чтобы окончание проекта не стало поводом для окончания работы в выбранном направлении. Участники молодежных инициатив, заинтересованные в закреплении или повышении уровня полученного результата, должны продумать дальнейшую стратегию и предложить ее в общий банк идей для проведения новых акций среди студентов. Причем, инициатором и автором нового проекта могут как члены проектной группы, так и вновь образовывающиеся команды.

Для уточнения значимости выполненной работы для становления собственной индивидуальности, участники проекта могут воспользоваться традиционными методиками для самопознания и рефлексивно-ценностного осмысления выполненной социально значимой для сверстников деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В завершении проекта авторы должны представить конкретную информацию о его результатах с указанием количественных показателей.

Результат можно отразить по следующим показателям:

- количественный показатель - востребованность проекта, охват общественности, количество конкретных дел, акций и т.п.;

- показатели социального развития личности — динамика уровня развития личности: не умел — научился, не знал — узнал, не имел — приобрел и т.п.; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки, походы, акции, др.), характер реализованных инициатив;

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

- показатели общественного мнения - популярность проекта, социально-профилактический эффект, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации;

- технологические показатели — уровень организации в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления, организационная культура участников.

Любой проект имеет законченный жизненный цикл. Проект считается успешным, если он имеет перспективы. В связи с этим авторы социального молодежного проекта должны продумать (спрогнозировать) изменения социальной ситуации в молодежной среде и новые проблемы, решение которых будет стимулировать разработку и реализацию новых проектов, обеспечивающих поэтапную позитивную динамику. Кроме того, что участники социального проекта подводят итого сделанного, они определяют его личностную значимость. Коллективная рефлексия и саморефлексия позволят им выявить изменения, которые произошли в их гражданском самосознании.

Подводя итоги, можно утверждать, что социальное проектирование -это действенный фактор развития и реализации социального потенциала в контексте формирования гражданской позиции молодых людей, если будет обеспечено его педагогическое сопровождение, основанное на рефлексивно-деятельностном подходе при соблюдении следующих условий:

- формирование субъектного отношения к событиям, происходящим в современном обществе;

- стимулирование осмысленного гражданского выбора молодежью своей позиции в социальных отношениях;

- обеспечение педагогического сопровождения процесса поиска, разработки и решения молодыми людьми социально значимой проблемы и ее реализации;

- организация рефлексивного осознания молодыми людьми личностной значимости процесса участия в социальном проектировании.

Таким образом, обоснованная в исследовании модель развития социального потенциала молодежи в процессе социального проектирования способна влиять на самореализации молодого поколения и встречно - на освоение обществом потенциала молодежи в форме реализации социокультурных проектов.

В заключение приведем два примера - краткое описание двух разработанных и реализованных студентами социальных проектов.

Социальный проект «Договоримся?» был разработан студентами 3 курса Института администрирования международного туризма. Автор идеи и организатор деятельности проектной группы - студентка 3 курса Тичкова

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Оксана Викторовна. Проект реализован в районе Южное Тушино Москвы.

Целью проекта являлось оказание психологической помощи детям из приемных семей и их приемным родителям, а также детям и родителям в семьях с повторным браком в решении проблемных вопросов, в развитии позитивного взаимодействия, сплочении семей посредством командообразующих игр.

Актуальность проекта студенты определяли следующим образом. Часто мы наблюдаем проблему в воспитании приемных детей и детей с чужим папой или мамой, но не придаем особого значения, и лишь когда ситуация упущена -мы громко кричим «Помогите!». Результатом такого бездействия является надломленная психика детей, шантаж и угрозы, суицид или ряд болезней. А причина кроется в непонимании родителями, что сказать, как строить отношения в такой семье, в отсутствии опыта и знаний. В рамках проекта мы хотим помочь родителям найти ответы на многие вопросы; организовать консультации психолога и обмен опытом между родителями; проведение тестов и тренингов для детей; помочь семьям в формировании позитивного опыта общения, взаимодействия, творческого сотрудничества в ходе командообразующих игр.

Основные этапы реализации проекта.

Первый этап - анкетирование детей и родителей во дворах для выявления семей, имеющих проблемы в построении позитивных взаимоотношений, в организации взаимодействия детей и взрослых и желающих принять участие в данном проекте. Анкеты составляются и обрабатываются психологом.

Второй шаг - общая встреча, знакомство и распределение по детским и взрослым группам. Во взрослой группе проводятся беседы-дискуссии по актуальным вопросам для семей с приемными детьми. Папаллельно в детской группе проводится психологическое тестирование при помощи игровых и развивающих диагностических методик. Подготовка и анализ результатов тестирования осуществляются психологами.

Третий этап - занятия в форме тимбилдинговых игр.

Четвертый, завершающий этап - подведение итогов в форме игры и викторины. В завершение каждая семья получит памятку-рекомендацию от психолога и информацию о центрах социальной помощи и возможностях, предоставляемых Правительством для приемных семей.

Результаты проекта студенты видели в следующем.

- организован досуг ряда семей, имеющих приемных детей, в районе Южное Тушино Москвы; детьми и родителями получен опыт позитивного взаимодействия в группе, заданы траектории развития позитивных отношений, сотрудничества детей и родителей;

- проведено 2 тренинга, консультации родителей с психологами, дискуссии и обмен опытом родителей; реализован комплекс развивающих и

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

диагностических технологий с детьми;

- родителями получена информация о центрах социальной помощи и возможностях, предоставляемых Правительством для семей этой социальной группы.

По итогам реализации проекта студенты отмечали, что в ходе проекта дети и взрослые смогли более свободно общаться друг с другом, что им поможет в будущем; семьи приобрели навыки организации совместной досуговой деятельности и информацию для полезного проведения досуга; многие получили ответы на конкретные актуальные вопросы, что поможет преодолеть возможные проблемы и предотвратить экстренные ситуации.

Социальный проект «Москва — ONLAIN. Мой город здесь и сейчас» был разработан и реализован группой студентов из разных образовательных организаций - Харитонова Мария Николаевна, студентка 4 курса колледжа Московской государственной консерватории им. Чайковского; Харитонов Михаил Николаевич, студент 2 курса Колледжа при ВГИК им.Герасимова, Россихина Надежда Викторовна, студентка 4 курса Российского государственного социального университета.

Проект нацелен на пропаганду интеллектуального досуга и здорового образа жизни среди детей «группы риска» через обучение фотографии, проведение среди них интересных встреч, выездных фото-сессий и обучающих мастер-классов. Социальная эффективность проекта состоит также в ожидаемом снижении социальной напряженности на территории микрорайона прилегающего к ДЦ «Солнечный мир»: улицы Константинова, Кибальчича, Павла Корчагина г. Москвы.

Актуальность проекта студентами определялась следующим образом. Небольшое количество бесплатных кружков и секций в данном микрорайоне несет за собой помимо проблем, связанных с организацией досуга, еще и общие трудности, характерные для «спальных» районов города: недостаток родительского участия в воспитании детей и подростков, большое количество свободного времени у школьников, принадлежащих к семьям «группы риска», высокие социальные риски для всех подростков.

Значительное социальное расслоение семей по социальному статусу и материальному положению, что влияет на взаимоотношения детей и подростков района. В школах практически отсутствуют досуговые занятия для детей 11 - 14 лет. Важно отвлечь детей, принадлежащих семьям «группы риска», от вредного влияния улицы и желания показать себя «крутыми ребятами» в деструктивной и часто опасной для здоровья деятельности.

Проект направлен на организацию свободного времени детей «группы риска», предоставление им возможностей самореализации в творческой

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

деятельности, профилактику социальных девиаций.

Фотография, как вид технического творчества, а также форма организации и проведения досуга, помогут студентам, педагогам и активистам ДЦ «Солнечный мир» решить ряд проблем, возникших у детей из семей «группы риска».

Содержание проекта включает в себя проведение обучающих занятий по фотосъемке, выполнению фотоснимков, анализ фоторабот, изготовление фотоколлажей и других творческих медиа-продуктов на основе фотографий; встречи с интересными людьми, пропагандирующими здоровый, содержательный досуг и мастер-классы, направленные на ознакомление детей с архитектурой города и его историческим наследием, на развитие творческих способностей детей. В качестве адресной индивидуальной помощи и как форма досуговой деятельности студенты со своими подопечными проводят выездные фотосессии, посещают выставки, музеи.

В реализации Проекта принимают участие педагоги и активисты ДЦ «Солнечный мир». Заключительным мероприятием проекта является организация и проведение фотовыставки работ детей - участников проекта.

Результаты проекта. Студенты - волонтеры получили опыт реализации собственных социальных инициатив в форме социальных проектов; опыт подготовки и проведения творческой фотовыставки, а также - опыт оказания социальной поддержки детям из «группы риска».

Дети из «группы риска» учатся проведению фотосъемки, находят новые формы организации своего досуга, приобретают новых друзей и наставников; у них формируется опыт позитивного общения, самореализации в социальном творчестве, формируются новые интересы, потребности.

Представители органов местного самоуправления и различных департаментов анализируют работу студентов «Гражданской смены», что поможет в дальнейшем в реализации других проектов, осуществляемых в данном районе. Студенты - авторы проекта предполагали, что опыт, полученный в ходе реализации Проекта, будет использоваться в работе с детьми по месту жительства в других микрорайонах и дворах района и округа. Он не закончится для детей «группы риска» данного микрорайона, а войдет одной из задач в Программу по организации досуга и пропаганде здорового образа жизни районного органа местного самоуправления.

В заключение подчеркнем, что социальное проектирование на всех уровнях и во всех сферах его реализации выявляет особые возможности для развития человеческого потенциала современной России, ее модернизации. Социальное проектирование, проектные технологии обладают особым инновационным потенциалом, что обусловлено их сущностными характеристиками. Принципиально важным для эффективного развития и реализации социального потенциала молодежи является проективный характер

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

новой парадигмы воспитания, образования и социализации, который позволит формировать воспитательное пространство как пространство самореализации личности, социальных инициатив молодежи; обеспечить условия для ее духовно -нравственного становления, формирования у новых поколений готовности к ценностному самоопределению, проектированию собственной жизнедеятельности, саморазвитию и самореализации в социальном творчестве, различных сферах социально-экономического развития российского общества.

Литература:

1. Бочаров, О.Е. Социальное проектирование как фактор формирования гражданской позиции студентов: дисс.... канд. пед.н. - Кострома, 2009.

2. Карпов А.В., Скитяева И.М. Психология рефлексии. - М.-Ярославль: Авер-Пресс. - 2002. - 303 с.

3. Лукс Г.А. Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике. - Самара : Самар. ун-т, 2003.

4. Лукс Г. А. Социальное инновационное проектирование в молодежной политике: социологический анализ: дис. ... докт. социол. наук. - Самара, 2005.

5. Рожков М.И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся // Ярославский педагогический вестник. - 1994. - №1.

6. Вагнер И.В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания: Методическое пособие по социальному проектированию в начальной школе. - М.: «Русское слово - учебник», 2015.

7. Вагнер И.В. Механизмы развития у школьников опыта самоопределения в ситуациях выбора в условиях реализации программ воспитания и социализации: Часть 3. Социальное проектирование: проектная деятельность как форма реализации детских социальных инициатив // Вопросы науки. - 2014. - №2 1(6). -С. 22-29.

8. Вагнер И.В. Социально-педагогическое проектирование воспитательного процесса в соцременной России // Вестник Адыгейского университета. Серия 3. Педагогика и психология. 2012. - №3 (123). - С.18-23.

9. Вагнер И.В. Социально-педагогическое проектирование: инновационный опыт теоретической разработки проблемы и образовательной практики: Аналитический доклад. - М.: ИСП РАО, 2007.

10. Вагнер И.В. Воспитание и социализация студенческой молодежи в процессе высшего профессионального образования // Образовательные ресурсы и технологии. - 2012. - № 1(1). - С. 36-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.