Научная статья на тему 'Воспитание и обучение – составляющие процесса формирования социального потенциала молодежи'

Воспитание и обучение – составляющие процесса формирования социального потенциала молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1293
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ ПОДХОД / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIAL POTENTIAL / YOUTH / TRAINING / UPBRINGING / PERSONAL APPROACH / KINDS OF ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борисова Татьяна Сергеевна

Понятие «социальный потенциал молодежи» рассматривается как совокупность взаимообусловленных характеристик молодежи, отражающих ее личностные созидательные творческие социальные ресурсы, которые данная социальная группа и каждая личность стремится развивать и реализовывать в социальной практике с целью воплощения в ней гуманистических ценностей и идеалов. Социальный потенциал молодежи включает в себя готовность молодых людей к выполнению социальных ролей и функций, социокультурный опыт социальной группы и каждой личности, ее социальную компетентность, потребность и готовность к самореализации в социальной практике, инициативность, ответственность, гражданскую позицию, нравственные идеалы и ценности, социальную субъектность. Воспитание осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества. Основным критерием его осуществления, реализации служит степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни. Развитие потенциала молодежи предполагает создание благоприятных условий для развития способностей молодых людей, улучшение условий жизни и качества социальной среды, повышение конкурентоспособности потенциала молодежи за счет развития социальных секторов экономики. В качестве инструментария, способного решить проблему формирования социального потенциала молодежи, выступает социальная педагогика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION AND TRAINING AS THE COMPONENTS OF FORMATION OF THE SOCIAL POTENTIAL OF THE YOUTH

The concept of “the social potential of the youth” is seen as a set of interrelated characteristics, reflecting its personal creative social resources that this social group and each individual strives to develop and realize in social practice to translate it in humanistic values and ideals. The social potential of the youth includes the willingness of young people to fulfill social roles and functions, the social and cultural experience of social groups and of each individual, his social competence, the need and readiness for self-realization in social practice, initiative, responsibility, citizenship, moral ideals and values, social subjectivity. Formation of social potential is a function of the institutions of training and education as social entities, as subjects of state-legal construction; it is based on socio-cultural traditions of education, taking into account the social and cultural environment as necessary ethical, moral and spiritual principles, on the involvement of children and young people into social practice; on social control as an integral socialization of the individual. Education is carried out in concrete historical conditions as a result of the existing social relations and ways of life of the society. The main criterion for its implementation and realization is the degree of correspondence of the qualities and properties of a person to life requirements. On the one hand the development of the potential of young people involves the creation of favorable conditions for the development of young people’s capabilities, improving the living conditions and the quality of the social environment, on the other hand – the increase of competitiveness of the potential of the youth throuth development of social sectors of economy. The tool that can solve the problem of the formation of the social potential of the youth is the social pedagogy.

Текст научной работы на тему «Воспитание и обучение – составляющие процесса формирования социального потенциала молодежи»

УДК 37.035

00! 10.23951/1609-624Х-2017-4-28-33

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ - СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ

Т. С. Борисова

Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, Москва

Понятие «социальный потенциал молодежи» рассматривается как совокупность взаимообусловленных характеристик молодежи, отражающих ее личностные созидательные творческие социальные ресурсы, которые данная социальная группа и каждая личность стремится развивать и реализовывать в социальной практике с целью воплощения в ней гуманистических ценностей и идеалов. Социальный потенциал молодежи включает в себя готовность молодых людей к выполнению социальных ролей и функций, социокультурный опыт социальной группы и каждой личности, ее социальную компетентность, потребность и готовность к самореализации в социальной практике, инициативность, ответственность, гражданскую позицию, нравственные идеалы и ценности, социальную субъектность. Воспитание осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества. Основным критерием его осуществления, реализации служит степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни. Развитие потенциала молодежи предполагает создание благоприятных условий для развития способностей молодых людей, улучшение условий жизни и качества социальной среды, повышение конкурентоспособности потенциала молодежи за счет развития социальных секторов экономики. В качестве инструментария, способного решить проблему формирования социального потенциала молодежи, выступает социальная педагогика.

Ключевые слова: молодежь, социальный потенциал, обучение, воспитание, личностный подход, виды деятельности.

Понятие «человеческий потенциал» пришло из экономики, но активно используется во всех научных и практических направлениях деятельности человека. Исследуя человеческий потенциал ученые (А. Б. Докторович, Т. И. Заславская, Л. А. Лесина, Б. Г. Юдин, Н. Л. Смакотина и др.), как правило, имеют в виду молодежный потенциал. Это объясняется тем, что формирование человеческого потенциала определяется средним сроком подготовки индивида к трудовой деятельности. Этот период времени совпадает с возрастными границами молодежи и на него приходятся основные инвестиции в человеческий капитал, обеспечивающие его формирование, развитие и реализацию. Г. В. Осипов подчеркивает, что человеческий потенциал имеет социальную природу. Он базируется на совокупности свойств и особенностей общественных отношений, которые интегрированы индивидами или группами индивидов в совместную деятельность в конкретных условиях места, времени и проявляются в их отношениях друг к другу, своему положению в обществе, явлениям и процессам в общественной жизни. Элементарная единица человеческого потенциала общности, страны - потенциал отдельного человека. В то же время, по мнению ученых (Ю. В. Березутский, Т. И. Заславская, В. Э. Филиппов), человеческий потенциал крупной социальной общности не является суммой потенциалов или реальных возможностей отдельных личностей. Это не интеграция личностных потен-

циалов, а некоторая другая сущность, которая значительно меньше зависит от психологических и индивидуально-личностных факторов. Взаимодействуя друг с другом и объединяясь в различные социальные группы, общности, молодые люди создают потенциал молодежи как социальной группы -общности, который по своей мощности превосходит потенциалы отдельного молодого человека.

В целом анализ научных исследований ученых по проблеме формирования и развития социального потенциала показал, что социальный потенциал имеет сложную структуру, его следует рассматривать как целостную систему, интегральную характеристику совокупных качеств, ресурсов, резервов, возможностей молодежи как особой социально-демографической группы, формирующихся под воздействием внутренних и внешних факторов. По мнению автора, социальный потенциал - это совокупность взаимообусловленных характеристик молодежи, отражающих ее личностные созидательные творческие социальные ресурсы, которые данная социальная группа и каждая личность стремится развивать и реализовывать в социальной практике с целью воплощения в ней гуманистических ценностей и идеалов. Социальный потенциал молодежи включает в себя готовность молодых людей к выполнению социальных ролей и функций, социокультурный опыт социальной группы и каждой личности, ее социальную компетентность, потребность и готовность к самореализации в со-

циальной практике, инициативность, ответственность, гражданскую позицию, нравственные идеалы и ценности, социальную субъектность [1].

Различные группы молодежи имеют разные стартовые возможности накопления потенциала как объективные, так и субъективные. К объективным условиям накопления потенциала исследователи относят эффективность и доступность услуг здравоохранения, образования, культуры. В качестве значимых факторов исследователи рассматриваются культурный капитал семьи (уровень образования родителей, экономический капитал родительской семьи), место проживания. Молодежный потенциал существенно зависит от социально-групповой структуры общественного устройства, отражающей неравенство/равенство распределения экономических, политических, социальных и культурных ресурсов между общественными слоями, группами. К субъективным возможностям накопления потенциала относятся природные способности самой личности, ценностные ориентации, личные предпочтения, мотивы, уровень собственной активности и уровень проявления личной активности для достижения желаемых результатов. Чем ниже стартовые возможности, тем труднее человеку мобилизовать свои возможности, чтобы целеустремленно и целенаправленно включиться в процесс накопления и совершенствования потенциала. По мнению Т. И. Заславской, общая закономерность заключается в том, что чем сильнее поляризовано общество, тем большая часть его человеческого потенциала остается нереализованной. Это обуславливает актуальность усиления роли государства в развитии молодежного потенциала на основе совершенствования деятельности системы образования, координации образовательных усилий всех форм собственности, уровней образования [2].

Необходимо создание условий для осуществления процесса формирования всех субпотенциалов молодежного потенциала: образовательного, цен-ностно-мотивационного, общественно-политического, духовно-нравственного, трудового и инновационного, а не только каких-либо его отдельных составляющих. «Здесь движение идет от общества, его компонентов - к человеку. Когда же возникает проблема развития человеческого потенциала, движение идет в обратном направлении - от человека к обществу. Акцент делается не на анализе условий, а на человеческой активности, самовыражении человека, проявлении его способностей, уровня его знаний и умений, культуре, психологии, личностных качеств» (В. Келле, 1999). По мнению В. Келле, в процессе формирования человеческого потенциала создаются условия, предпосылки, основания, на которых «произрастает» человек с

его способностями к действию. Процесс образования и воспитания должен содействовать развитию не отдельных компонентов социального потенциала, представляющихся в силу каких-то причин «ключевыми», а на сбалансированное повышение всех компонентов человеческого потенциала. В этом контексте встает проблема взаимодействия целенаправленных и средовых влияний. «...Человек не может быть воспитан непосредственным влиянием одной личности, какими бы качествами эта личность ни обладала. Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле.» [3]. И та же мысль звучит у В. В. Зеньковского «Жизнь всегда и везде социальна, она знает не отдельных людей, а их живую и целостную совокупность, и только в живой целостной совокупности развивается отдельный человек.

Организация воспитания должна соответствовать действительности - ведь смысл сознательной организации воспитания означает только одно -что-то бессознательное, случайное воздействие общества на детей, которое имеет место в обществе, должно быть сознательным и планомерным. Следовательно, организация воспитания должна исходить не из отдельного ребенка, а от социального целого, от того социального взаимодействия, которое лежит в основе всего развития ребенка» [4, с. 86]. Именно на период детства, молодости приходятся основные инвестиции в социальный потенциал, обеспечивая его последующее приращение. Если рассматривать потенциал молодежи как сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые реализуются в процессе жизнедеятельности, то объектами взаимодействия государственных, социальных, экономических субъектов становится процесс воспитания, обучения, обеспечения здорового образа жизни молодежи.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. обосновывает необходимость взаимодействия социальных институтов воспитания и создание условий для формирования траектории жизненного самоопределения детей, совместной деятельности семьи и образовательных организаций, активное включение гражданского общества в систему государственного общественного контроля эффективности воспитательной деятельности. Различные социальные институты, обладая специфичными и во многом уникальными средствами и методами воспитания, объединяются по целям, задачам на основе анализа ситуации, развития системы образования и обновления его содержания, трансляции социального заказа системе образования. Процесс консолидации субъектов обучения и воспитания направлен на

формирование всех составляющих молодежного потенциала посредством педагогически целесообразной организации жизнедеятельности молодого поколения в различных микросредах (образовательных организациях, семье, детских общественных организациях, клубных организациях по интересам, дворовых объединениях и т. д.). В каждой из этих сфер складывается особая ситуация развития личности, в которой проявляется ее позиция как субъекта воспитания. Функции социальных институтов не постоянны, они изменяются под влиянием изменений общества, развития науки, состояния культуры. Доминирующее влияние того или иного института определяется особенностями периода становления личности. Действия каждого института соответствуют его социальным функциям и направляются как на детей, так и на родителей, других взрослых, сферу общения и отношений. Системообразующим в структуре социального потенциала является образовательный потенциал, который рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков общего и специального характера, позволяющих фактически заниматься определенным видом профессиональной деятельности, а также обусловливающих возможность перехода к иному (смежному, близкому, родственному или альтернативному) виду деятельности.

В рамках теории человеческого капитала в понятие «образование» включают все то, что имеет целью изменить установки и модели поведения людей путем передачи им новых знаний и навыков. Образование рассматривается как компонента в любом виде человеческой деятельности, как инвестиции в будущую возможность занять определенные позиции в обществе, возможности перемещений в иерархии социально-профессиональных позиций, повышении субъектной социальной самооценки (Н. Н. Букина, Т. П. Воронина, В. А. Горский, С. М. Климов). Взаимодействие формального, неформального и информального образования является необходимым интегрированным базисом для формирования и развития молодежи, способной накапливать потенциал в условиях современного общества. Образование является самой важной составляющей социального капитала молодежи. К значимым путям формирования потенциала молодежи относится сохранение и укрепление здоровья, приоритетное ценностное отношение к жизни, стремление к профессионализму, способность к самоорганизации, самоконтролю, сотрудничеству.

Непременным условием развития социального потенциала молодежи определен личностный подход. В его содержательную основу можно включить следующие положения:

- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, уважение уни-

кальности каждого ребенка, подростка, молодого человека, признание их социальных прав и свобод;

- ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и эффективность воспитания;

- отношение к воспитаннику как субъекту собственного развития;

- осмысление целей жизнедеятельности на определенном возрастном этапе;

- формирование целесообразных мотивов направленности поведения и деятельности, развитие мотивации к жизненному и профессиональному самоопределению;

- развитие интересов, возможностей, способностей, потребностей, соотношение личного и общественного в потребностной сфере;

- формирование приоритетных потребностей молодежи - трудовой занятости, качественного образования, здоровьесбережения, культуры общения;

- развитие социальной активности, ответственности, самостоятельности;

- опора в воспитании на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знания закономерностей этого процесса.

Сформированная личностная позиция молодого человека отражает его готовность проявлять активную и ответственную позицию в форме нравственного поведения и стиля жизни, выражающуюся в сознательном предпочтении определенной линии ответственного поведения в поле общечеловеческих ценностей. Источником активности молодежи, определяющим траекторию формирования и развития собственного социального потенциала, является стремление к удовлетворению потребностей, обеспечивающих достойное существование в социуме, а активность самой молодежи зависит от условий, созданных в обществе. Социальная активность становится важнейшей предпосылкой в формировании социального потенциала личности, ее успешной адаптации к общественной жизни с учетом тенденций развития общества, которая реализуется в системе целевых установок, ценностных ориентаций, определяющих мотивационную сферу личности, направленность ее интересов, выбор способов деятельности по удовлетворению возникших потребностей. Вне связи с конкретным социумом, социальным пространством и временем, историческими традициями, нормами, правилами, ценностными устремлениями общества, реальными возможностями окружающей действительности, объективно обусловливающими ситуацию социального развития молодежи, формирование социального потенциала невозможно. Воспитание входит в число универсалий, которые сущест-

вуют в любой социальной системе, осуществляется в конкретно-исторических условиях в результате определенным образом сложившихся общественных отношений и образа жизни общества. Основным критерием его осуществления, реализации служит степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни. С одной стороны, функции воспитания неизменны, универсальны, что обусловлено его местом в социальной структуре, с другой - специфичны и изменчивы, что определяется уникальностью культурного, исторического, социального развития. О значимости совокупности внешних условий для формирования и саморазвития личности писал Ф. А. Дистервег: «... в воспитании необходимо принимать условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру страны, являющейся родиной ученика» (1956). Процесс формирования социального потенциала молодежи представляет собой, по сути, процесс социального развития, обеспечивающего расширение возможностей жизненного выбора, прогрессивных изменений социального статуса. Накопленный определенный уровень социального потенциала позволяет молодому человеку иметь более высокое качество жизни и удовлетворенность ее различными аспектами, иметь более качественный круг общения, делать обоснованный жизненный выбор, понимая и принимая на себя все риски сделанного выбора. Необходимо отметить, что расширение социальных возможностей означает и повышение социальной ответственности молодежи за себя, свою семью, общество и страну в целом. Активность становится установкой все более значительной части молодежи, превращаясь в особый стиль жизни молодого поколения, а ключевыми жизненными стратегиями молодежи становятся развитие собственного потенциала, включая профессиональную и личностную реализацию.

Эффективность процесса формирования социального потенциала молодежи обеспечивается созданием комплекса организационных, педагогических, психологических и социально-культурных условий. Организационные условия - это прежде всего развитие и доступность инфраструктуры социальной сферы региона, страны. К педагогическим условиям можно отнести: социально-педагогическое сопровождение социализации молодежи; субъект-субъектное взаимодействие, в рамках которого происходит совместный личностный рост педагога и обучаемого; ориентация на успех и достижения; предоставление возможности выбора роли, позиции, формы участия в деятельности и др. С точки зрения психологов, важным является соответствие содержания и методов работы особенностям различной возрастной категории моло-

дежи, задачам развития на данном этапе жизни молодого человека, укрепление положительного отношения к себе и к своему будущему. К социально-культурным условиям исследователи относят: сохранение культурного наследия; поддержку молодых дарований и развитие творческого потенциала молодежи; развитие молодежных инициатив. Формирование и развитие социального потенциала молодежи рассматриваются как непрерывный процесс - и как результат реализуемых молодыми людьми сущностных сил и возможностей, знаний, навыков и способностей, и как процесс их приобретения, накопления ценного ресурса для своего будущего и будущего своей страны, обусловленных широким спектром динамично изменяющихся условий жизни современного общества.

Таким образом, развитие потенциала молодежи предполагает, с одной стороны, создание благоприятных условий для развития способностей молодых людей, улучшение условий жизни и качества социальной среды, с другой - повышение конкурентоспособности потенциала молодежи за счет развития социальных секторов экономики.

Развитие молодых людей происходит в разнообразных видах деятельности и при активном проявлении собственной позиции. Среди основных компетенций, приобретаемых молодыми людьми в рамках реализации социальных инициатив, исследователи отмечают следующие: коммуникативные навыки; организационные навыки; творческие навыки; ответственность; правовая и гражданская компетентность; умение работать с информацией. На первый план воспитания выступает проблема обучения личности самоопределению и самореализации в тех условиях, в которых ей предстоит быть. Возможности традиционного взгляда на воспитание недостаточны для решения социальных запросов, предъявляемых к молодежи в новых социально-экономических условиях. «Современная педагогика сталкивается с необходимостью преодоления негативных последствий воспитательной практики предыдущего периода, т. е. с потребностью целеполагания воспитания не только на формирование внешней, но и внутренней (индивидуально обусловленной) стороны современной социально ответственной, компетентной и творческой личности. В связи с этим актуализируется социальная миссия воспитания, поиск его возможностей по обеспечению решения задач социализации человека педагогическими средствами, что является сутью социального воспитания.» [5, с. 9]. «Социальное воспитание должно извлекать из недр души имеющийся там материал социальных связей, раскрывать социальным чувствам возможность широкого и продуктивного их выражения, подхватить социальное дарование и придать ему ценное

содержание» [4, с. 102]. Среди многообразия направлений социального воспитания можно выделить добровольческую деятельность и различные виды самоуправления. Добровольческая деятельность рассматривается как эффективное средство повышения социальной активности молодежи. Мы придерживаемся точки зрения Л. Е. Сикорской [6], которая выделяет социально значимые ее мотивы:

- самореализация личностного потенциала, возможность проявления своих способностей и возможностей в социально значимой деятельности;

- общественное признание, чувство социальной значимости, возможность утвердиться в собственных глазах, ощутить сопричастность к общественно полезному делу;

- самовыражение и самоопределение;

- возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками;

- приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия;

- способность выразить гражданскую позицию активной деятельностью, направленной на защиту собственных взглядов и ценностей.

Воспитательный потенциал добровольческой деятельности обуславливается воспитательной, образовательной и развивающей функциями субъектов самостоятельных инициативных действий в социуме, способствующих становлению личности в качестве ответственного и инициативного члена общества, обладающего готовностью и способностью вносить личный вклад в развитие страны. Актуализация социального потенциала молодежи в добровольческой деятельности обеспечивается целенаправленным социально-педагогическим сопровождением, ориентированным на развитие социальных компетенций, активизацию личностного роста, межличностного общения и взаимодействия, самоопределения его участников, включением молодежи в социально полезную деятельность, реализацию долгосрочных социально-педагогических проектов, ориентированных на взаимный интерес

и соответствие молодежных инициатив актуальным проблемам социума.

Сущность самоуправления рассматривается как процесс становления субъектности молодежи, складывающейся из ее социальной активности, способности молодежного коллектива к саморегуляции, наличия действенной структуры самоуправления, четкого позиционирования каждого члена коллектива в системе отношений. Качество субъ-ектности молодежи является следствием ее социальной активности в ходе самоорганизации и саморегуляции и означает формирование системы установок, направленных на реализацию способности к целеполаганию и целедостижению в ходе совместной деятельности. Условиями, необходимыми для становления субъектности молодежи в процессе самоуправления, являются партнерское взаимодействие всех субъектов воспитания.

Подчеркнем, что социальный потенциал молодежи заключает в себе знания, навыки, возможности, способности и базируется на социокультурных традициях образования и воспитания, учитывает особенности социокультурной среды как необходимые этические и нравственно-духовные начала, на включенности детей и молодежи в социальную практику, на социальном контроле как неотъемлемости социализации личности. Формирование социального потенциала, жизнесохраняю-щих практик, способствующих реализации человеческого потенциала, - это функция институтов обучения и воспитания как социальных образований, субъектов государственно-правового строительства. В качестве инструментария, способного решить обозначенную проблему, выступает социальная педагогика.

Работа выполнена в рамках государственного задания научно-исследовательских работ Министерства образования и науки РФ по проекту «Научные основы семейного и социального воспитания детей и молодежи».

Список литературы

1. Вагнер И. В., Борисова Т. С., Алаторцева И. С. Модели реализации социального потенциала молодежи в социальном развитии городского и сельского социума // Уникальные исследования 21 века. № 7 (7). С. 297-319.

2. Заславская Т. И. Современное российское общество: социальный механизм трансформации: учеб. пособие. М.: Дело, 2004. 400 с.

3. Невская С. С. Воспитание гражданина в педагогике А. С. Макаренко. М.: Альма-Матер, 2006. 939 с.

4. Зеньковский В. В. Педагогические сочинения / под науч. ред. Е. Г. Осовского. Саранск: Красный Октябрь, 2002. 806 с.

5. Ромм Т. Р. Социальное воспитание: Эволюция теоретических образов. Новосибирск: Изд-во НГТУ. 2007. 372 с.

6. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 2. С. 213-217.

Борисова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования (ул. Макаренко, 5/16, Москва, Россия, 105062). E-mail: tsborisova60@mail.ru

Материал поступил в редакцию 13.11.2016

Т. С. Борисова. Воспитание и обучение - составляющие процесса формирования социального потенциала... DOI 10.23951/1609-624X-2017-4-28-33

EDUCATION AND TRAINING AS THE COMPONENTS OF FORMATION OF THE SOCIAL POTENTIAL OF THE YOUTH

T. S. Borisova

Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy ofEducation, Moscow, Russian Federation

The concept of "the social potential of the youth" is seen as a set of interrelated characteristics, reflecting its personal creative social resources that this social group and each individual strives to develop and realize in social practice to translate it in humanistic values and ideals. The social potential of the youth includes the willingness of young people to fulfill social roles and functions, the social and cultural experience of social groups and of each individual, his social competence, the need and readiness for self-realization in social practice, initiative, responsibility, citizenship, moral ideals and values, social subjectivity. Formation of social potential is a function of the institutions of training and education as social entities, as subjects of state-legal construction; it is based on socio-cultural traditions of education, taking into account the social and cultural environment as necessary ethical, moral and spiritual principles, on the involvement of children and young people into social practice; on social control as an integral socialization of the individual. Education is carried out in concrete historical conditions as a result of the existing social relations and ways of life of the society. The main criterion for its implementation and realization is the degree of correspondence of the qualities and properties of a person to life requirements. On the one hand the development of the potential of young people involves the creation of favorable conditions for the development of young people's capabilities, improving the living conditions and the quality of the social environment, on the other hand - the increase of competitiveness of the potential of the youth throuth development of social sectors of economy. The tool that can solve the problem of the formation of the social potential of the youth is the social pedagogy.

Key words: social potential, the youth, training, upbringing, personal approach, kinds of activities.

References

1. Vagner I. V., Borisova T. S., Alatortseva I. S. Modeli realizatsii sotsial'nogo potentsiala molodyezhi v sotsial'nom razvitii gorodskogo i sel'skogo sotsiuma [Models of realization of social potential of the youth in the social development of urban and rural society]. Unikal'nye issledovaniya 21 veka-The unique research of the 21st century, no. 7 (7), pp. 297-319 (in Russian).

2. Zaslavskaya T. I. Sovremennoye rossiyskoye obshchestvo:sotsial'nyymekhanizm transformatsii: ucheb. posobiye [Modern Russian society: the social mechanism of transformation: tutorial]. Moscow, Delo Publ., 2004 (in Russian).

3. Nevskaya S. S. Vospitaniye grazhdanina vpedagogike A. S. Makarenko [Education of a citizen in pedagogy of A. S. Makarenko]. Moscow, Al'ma Mater Publ., 2006. 939 p. (in Russian).

4. Zen'kovskiy V. V. Pedagogicheskiye sochineniya [Pedagogical writings]. Under the scientific editorship of E. G. Osovskiy. Saransk, Krasnyy Oktyabr' Publ., 2002. 806 p. (in Russian).

5. Romm T. R. Sotsial'noye vospitaniye: Evolyutsiya teoreticheskikh obrazov [Social education: The evolution of theoretical images]. Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University Publ., 2007 (in Russian).

6. Sikorskaya L. E. Pedagogicheskiy potentsial dobrovol'cheskoy deyatel'nosti studencheskoy molodyozhi [The pedagogical potential of student youth volunteering]. Znaniye. Ponimaniye. Umeniye - Knowledge. Understanding. Skill, 2011, no. 2, pp. 213-217 (in Russian).

Borisova T. S., Institute for the Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education (ul. Makarenko, 5/16, Moscow, Russian Federation, 105062). E-mail: tsborisova60@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.