Научная статья на тему 'Модели реализации социального потенциала молодежи в социальном развитии городского и сельского социума. Часть 2. Развитие и реализация инновационного потенциала студенческой молодежи в научно-исследовательской деятельности'

Модели реализации социального потенциала молодежи в социальном развитии городского и сельского социума. Часть 2. Развитие и реализация инновационного потенциала студенческой молодежи в научно-исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
453
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИУМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисова Татьяна Сергеевна, Алаторцева Ирина Сергеевна, Вагнер Ирина Владимировна

Работа посвящена проблемам развития социального потенциала молодежи и условиям его эффективной реализации в социальной практике. В контексте государственной молодежной политики разработаны модели реализации потенциала молодежи в социальном развитии города и села. Во второй части представлена модель развития и реализации инновационного потенциала молодежи в научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисова Татьяна Сергеевна, Алаторцева Ирина Сергеевна, Вагнер Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели реализации социального потенциала молодежи в социальном развитии городского и сельского социума. Часть 2. Развитие и реализация инновационного потенциала студенческой молодежи в научно-исследовательской деятельности»

МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА. ЧАСТЬ 2. РАЗВИТИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Борисова Татьяна Сергеевна, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва

E-mail: tsborisova60@mail.ru

Алаторцева Ирина Сергеевна, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва

E-mail: iren_alator@mail.ru

Вагнер Ирина Владимировна, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва

E-mail: wagner.mail@mail.ru

Аннотация. Работа посвящена проблемам развития социального потенциала молодежи и условиям его эффективной реализации в социальной практике. В контексте государственной молодежной политики разработаны модели реализации потенциала молодежи в социальном развитии города и села. Во второй части представлена модель развития и реализации инновационного потенциала молодежи в научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: социум, социальный потенциал, инновационный

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

потенциал, научно-исследовательская деятельность

Социальный потенциал молодежи рассматривается нами как совокупность взаимообусловленных характеристик молодежи, отражающих ее личностные созидательные творческие социальные ресурсы, которые данная социальная группа и каждая личность стремится развивать и реализовывать в социальной практике с целью воплощения в ней гуманистических ценностей и идеалов. Как было сказано в первой части нашей работы, социальный потенциал молодежи включает в себя готовность молодых людей к выполнению социальных ролей и функций, социокультурный опыт социальной группы и каждой личности, ее социальную компетентность, потребность и готовность к самореализации в социальной практике, инициативность, ответственность, гражданскую позицию, нравственные идеалы и ценности, социальную субъектность.

Социальный потенциал - многомерное явление. В его структуру входят образовательный, ценностно-мотивационный, общественно-политический, духовно-нравственный, трудовой и другие субпотенциалы. В структуре социального потенциала молодежи самостоятельное значение имеет ее инновационный субпотенциал. Важнейшим направлением формирования инновационного субпотенциала молодежи является создание непрерывной системы ее вовлечения в исследовательскую деятельность, которая относится к числу действенных форм подготовки высококвалифицированных кадров. Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в ФГОС ВПО и является неотъемлемой составной частью профессионального стандарта специалиста с высшим профессиональным образованием. Подготовка инновационно активных специалистов - требование времени. Подготовка таких специалистов предполагает непрерывное образование (гибкие уровневые программы, модульная структура программ, вузовские и корпоративные формы дополнительного образования); соответствие содержания образования и организации обучения перспективным потребностям инновационной экономики (новые стандарты, вариативность, научная компонента, погружение в реальную профессиональную деятельность); участие в научных исследованиях, что способствует максимальному раскрытию интеллектуальных ресурсов личности, развитию креативности и интереса к самостоятельному поиску, росту инновационного потенциала личности молодого человека.

Исследовательский подход в образовании в полной мере отвечает требованиям современного общества. В условиях глобализации, в информационном обществе научно-исследовательская деятельность рассматривается как эффективное средство общения, самореализации человека, актуализации его аксиологического потенциала. Организацию научно-исследовательской деятельности студентов в вузе с целью развития

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

инновационного потенциала студентов целесообразно осуществлять одновременно в нескольких направлениях: формирование мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности; дидактически целесообразное использование инновационных образовательных технологий, форм, методов, приемов в процессе организации научно-исследовательской деятельности студентов; мотивирование студентов к участию в научно-исследовательской деятельности за счет проектирования индивидуальной траектории реализации потенциала для каждого молодого человека, учитывая его интеллектуальные способности, профессиональные склонности, жизненные интересы и социальный опыт; вовлечение студентов в научное творчество, конструирование, в различные виды проектирования (учебное, педагогическое, социальное и др.); интеграция учебной, внеучебной и научно-исследовательской деятельности студентов в деятельность различных научных учреждений, наукоемких производств, что обуславливает личностную значимость образования -активную позицию студентов по отношению к знаниям в исследовании реальной ситуации, проявляющуюся в созидательных связях личности с объективной действительностью и субъективной реальностью; создание условий для активного участия студентов в различных конкурсах, олимпиадах, грантах, конференциях различного уровня; формирование пространства востребованности и реализации социального потенциала молодежи; повышение уровня инновационной культуры у преподавателей и специалистов по работе с молодежью.

Специфика научно-исследовательской деятельности студентов в образовательном процессе вуза состоит в том, что, занимаясь ею, студент выступает в роли активного субъекта образования, уходит из режима репродуктивного усвоения знаний, механического воспроизведения знаний, переходя в режим частичного или полного поиска. Именно в таком алгоритме получения знаний формируется умение вести внутренний диалог на базе личностного отношения к знаниям, формируется собственная «Я-концепция», разносторонняя и очень вариативная, ситуации поиска приводят к формированию проекции будущего знания и будущей деятельности. Студенческая молодежь, обладающая творческим потенциалом, способностью к проявлению социальной ответственности, проявлению активного интереса к практическому участию в социальных преобразованиях России, стремлением к личностно-профессиональному самоутверждению, рассматривается

определяющей силой социально-политического, экономического и культурного развития страны. Постоянный творческий настрой, жажда знаний, обстановка напряженного научного поиска способствуют формированию у студентов инновационного мышления, социальной ответственности в принятии решений.

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Научно-исследовательская деятельность студентов всегда была важной и неотъемлемой составляющей частью организации высшего и среднего профессионального образования в нашей стране. Главным достоинством мы видим ее направленность на воспитание стремления к самообразованию, творческой активности, повышение качества инновационной подготовки, формирование творческого подхода при решении инновационных задач, овладение общими и частными методами исследования и других качеств.

Научно-исследовательская деятельность студентов представляет собой вид научно-познавательной активности студента, имеющий сложную содержательно-методологическую и практико-инструментальную структуру, направленный на ценностно-смысловое восприятии знаний в ходе решения учебных задач, осмысление роли научного знания в его исторической ретроспективе, подготовку к предстоящему научно-профессиональному действию в контексте проектирования и осуществления позитивных изменений в различных сферах жизнедеятельности общества. В практике российских вузов выделяют научно-исследовательскую деятельность, включенную в учебный процесс, дополняющую учебный процесс и осуществляемую параллельно учебному процессу.

Учебная научно-исследовательская деятельность выполняется в соответствии с учебными планами и программами. Она предусматривает выполнение лабораторных работ, курсового и дипломного проектирования, научно-исследовательских заданий, выполняемых в период различных видов практики; проведение научного эксперимента, проверку полученных результатов исследовательской деятельности в реальной деятельности; реферирование научных изданий, подготовку обзоров по современным публикациям, выступления с научными докладами и сообщениями на семинарах.

Научно-исследовательская деятельность, дополняющая учебный процесс, организуется в форме работы в творческих научных временных коллективах с целью решения конкретной научно-исследовательской задачи и отработкой полученных навыков в процессе учебной деятельности; в форме творческих лабораторий по решению задач, предложенных работодателями; в форме работы научных кружков, создаваемых при кафедрах, а так же это -выступления с докладами на научно-теоретических и научно-практических конференциях, участие во внутривузовских, межвузовских, региональных и республиканских олимпиадах на лучшую научную работу; подготовка публикаций по результатам проведённых исследований; в форме совместной работы студента и научного руководителя с целью решения научной проблемы, предложенной и рекомендованной на мероприятиях различного уровня (научных семинарах, конференциях), участие в грантах и научно-исследовательских

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

проектах. Безусловно, речь идёт о студентах, имеющих мотивацию к научной деятельности.

Социологические и социально-педагогические исследования показывают, что мотивация студентов к научным исследованиям в настоящее время крайне низкая. Немаловажными факторами, влияющими на такую ситуацию, являются уровень заработной платы научных сотрудников; возможность получения жилья; возможность карьерного роста и самореализации в научно-исследовательской деятельности; стабильность функционирования научных учреждений и их структурных подразделений; уверенность в будущем. Очевидно, что мотивация молодежи к научной деятельности это - комплексная проблема, которая должна решаться на федеральном уровне. Для этого необходимо: повышение значимости и престижности науки, работы в научной и научно-производственной сфере, значимости научных достижений для страны; обеспечение достойного материального и социального положения ученых и научных работников; предоставление возможностей карьерного роста; внедрение прозрачной для научной и вузовской общественности комплексной программы адаптации молодых учёных, студентов, желающих проявить себя в сфере научной деятельности; приобщение вузов к институтам мировой науки, вхождение в международную научную среду - стажировки за рубежом, совершенствование языковой подготовки, усиление правовой подготовки в сфере авторских прав; возрождение и развитие научных школ, формирование престижного образа ученого в глазах современной молодежи.

Повышение мотивации молодежи к научно-исследовательской деятельности в вузе в целях развития инновационного молодежного потенциала предполагает развитие познавательной активности молодежи посредством использования Интернет-ресурсов с целью вхождения студентов определенного образовательного учреждения в научную молодежную среду как российскую, так и международную; использование ресурса студенческих дискуссий; формирование социального заказа работодателями на разработку конкретного научно-исследовательского проекта, результаты которого могут быть внедрены в массовую практику или реализованы в экономической сфере бизнес-структурами как инновации. Приведем пример. В республике Саха (Якутия) благодаря практико-ориентированным исследованиям, апробирован конкретный инструментарий - технологии и формы социокультурной модернизации, в числе которых метод анализа социокультурных ситуаций, технология проектирования, технология образовательной сети, образовательная экспедиция, образовательная ярмарка. Это способствовало не только повышению уровня подготовки специалистов, но и социально-экономическому развитию региона. В результате реализации практико-ориентированного исследования и создания центра

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

прикладных ремёсел, службы такси, маленьких гостиниц, получила развитие социальная инфраструктура села Баяга Республики Саха (Якутия). Отмечаем следующие положительные изменения:

- формирование механизмов взаимодействия и объединения усилий преподавателей, бизнеса, науки и государства, заинтересованных в проведении долгосрочных научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и организации совместной деятельности по разработке стратегических планов проведения исследований и разработок, а также по их внедрению, является технологическая платформа [4]. Технологическая платформа направлена на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества). Например, работодатель предлагает актуальную тематику исследований и выступает фактическим заказчиком исследовательских работ, в реализации которых участвуют преподаватели, студенты, аспиранты, магистры. Научно-образовательное сообщество так же может предлагать свои исследования работодателю или властным структурам, руководителям регионов;

- создание стажировочных площадок для изучения потребностей практики, апробации результатов исследований. В опыте образовательных учреждений стажировочные площадки используются для обучения студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры. Студенты получают возможность проектировать и внедрять дипломные проекты в соответствии с социальным заказом данного учреждения;

- создание исследовательских групп, возглавляемых преподавателями, ведущими центральные дисциплины в ВУЗе или создание научного сообщества, объединённого сквозной научно-исследовательской деятельностью студентов в области своей профессии в течение всего периода обучения. Научно-исследовательская деятельность студентов осуществляется с первого семестра и используется во всех учебных дисциплинах, включая производственную практику. На уровне бакалавриата научно-исследовательская деятельность направлена на формирование умений распознавать и вычленять из привычной жизнедеятельности явления и объекты предметной профессиональной направленности. Определив объект предметной профессиональной деятельности, студент бакалавриата с помощью научно-исследовательских методов учится их объяснять, находить закономерности становления и развития, исследует предмет своей профессиональной деятельности с помощью научного аппарата;

- обеспечение эмоционально-ценностного резонанса в научно-

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

исследовательском взаимодействии «преподаватель - студент», способствующего установлению ценностно-ориентационного единства субъектов исследовательской деятельности на основе становящейся общности идеалов, целей и задач познавательного поиска;- реализации ценностного восприятия действительности; формированию инновационного мышления;

- формирование устойчивой ориентации личности студента на научное познание как ценность в проектировании жизненной перспективы через направленное изменение характера мотивации научно-исследовательской деятельности - от учебно-прагматического к профессионально-личностному;

- в педагогически моделируемых ситуациях успеха, постоянство образовательного развития научно-познавательного интереса студента-исследователя, включая развитие базовых умений, необходимых для успешной реализации задач и целей научно-исследовательской деятельности;

- формирование способности к личностной рефлексии через создание проблемной ситуации, обеспечивающей переустановку содержания курсов дисциплин на знание методологии научно- исследовательской деятельности, способов получения информации и знаний, на межпредметные связи и проблемы.

Таким образом, в современных условиях востребуется модель развития инновационного потенциала личности студента в научно-исследовательской деятельности, содержательная логика построения которой определяется образовательной идеей поэтапного становления научно-познавательной самостоятельности студента в создаваемых ситуациях исследовательского успеха и эмоциональной поддержки, что усиливает ориентацию на научное познание как ценность и способствует переходу личности на новый уровень жизнедеятельности, мироощущения и творческой самореализации. В основу проектирования модели развития инновационного потенциала студенческой молодежи в научно-исследовательской деятельности были положены аксиологический, системный, рефлексивно-деятельный и индвидуально-творческий подходы, обеспечивающие построение и функционирование целостного процесса формирования личности молодого человека как активного субъекта преобразования окружающей действительности.

Аксиологический подход в проектировании названной модели обеспечивает выведение личности молодого человека на новый уровень жизнедеятельности -творческий, преобразующий жизнь, когда личность выражает, реализует себя не только в порядке разрешения ситуации, но и в порядке встречного, преобразующего ситуацию отношения к жизни, ее ценностного понимания и самореализации. Самореализация характеризует человека, как в жизненном, так и организационном процессе, являясь самоутверждением не только через

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

создание предметного мира, но и через самосозидание и саморазвитие, которое рассматривается нами как закономерное изменение индивида. В результате саморазвития возникает новое качественное состояние молодой личности и её деятельности, соответствующее процессу актуализации инновационного потенциала личности. В центре внимания данного подхода находится личность как субъект ценностного освоения и преобразования окружающей действительности.

С позиций системного подхода структурные компоненты образовательной инновационной среды должны максимально стимулировать развитие всех составляющих инновационного потенциала молодого человека в их единстве.

Реализация рефлексивно-деятельностного подхода предполагает развитие способности студентов входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей инновационной деятельности, к окружающему миру, к себе, как субъектам с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности.

Индивидуально-творческий подход выводит на личностный уровень, обеспечивающий выявление и формирование у молодых людей творческой индивидуальности, развитие у них инновационного сознания, инновационной культуры личности. Процесс развития инновационного потенциала студента стает эффективным, если будет удовлетворять ряду специально организованных условий: преемственность всех этапов многоуровнего профессионального образования; ориентация вузовского обучения на модель подготовки студента к инновационной деятельности; формирование у студентов творческой активности и мотивационно-ценностного отношения к инновациям; осуществление межцикловых и междисциплинарных взаимодействий, интеграция знаний в русле общих проблем инноватики; формирование у студентов инновационной культуры, восприимчивости к новому; обеспечение системообразующих функций педагогической практики в ее единстве с исследовательской подготовкой; изучение и критериальная оценка динамики освоения научно-исследовательской деятельности.

Регулирующая функция. На этапе накопления знаний («Образ Мира») -степень когнитивной сложности и дифференцированности исследовательских заданий, выявление уровня сформированности исследовательских умений, наличия исходных теоретических понятий об объекте исследования, определение возможных трудностей и степени самостоятельности студентов, построение логической структуры предметного содержания исследовательской деятельности, отбор форм и методов введения новой информации с целью ее освоения. На этапе лично стно-эмоционального восприятия знаний («Образ Я -исследователь») - анализ системы взаимоотношений в исследовательской группе, подготовка исследовательских заданий с их максимальной

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

персонализацией, определение степени отчетливости «Образа Я», его значимости, оказание помощи студентам в самостоятельной исследовательской деятельности. На этапе прогнозирования и проекции («Образ Будущего») -анализ причин успеха и неудач, моделирование индивидуальной исследовательской деятельности в составе группы, планирование последующих исследовательских действий.

Контролирующая функция. На этапе накопления знаний («Образ Мира») -оценка исходного уровня знаний и личностных качеств студентов, отражающих их отношение к предмету и процессу исследования, определение готовности к самостоятельному исследованию представленных проблем и выполнению исследовательских действий; разработка контрольных тестов, форм контроля за ходом исследования, выбор тактики оценивания результатов и хода исследования. На этапе личностно-эмоционального восприятия знаний («Образ Я -исследователь») - осуществление контроля, коррекция исследовательских действий, характеристика целостности «Образа Я - исследователь» (на когнитивной основе), оценка уровня диалогичности, открытости, т.е. потенциала развития. На этапе прогнозирования и проекции («Образ Будущего») — определение уровня усвоения знаний и сформированности алгоритма исследовательских действий, степени включенности в целеполагание, устремленности в будущее, реализации мотивационно-ценностного отношения к исследовательской деятельности, приобретения знаний в целях осмысления жизненных приоритетов и ценностей в стратегии личностного развития.

Научно-исследовательская деятельность студентов во взаимодействии и под руководством преподавателей рассматривается нами как эффективная социально-историческая практика, ведущая к творческому, ценностному отношению к миру, выступая средой творческого, аксиологического познания мира. Инструментом исследовательского процесса служат инновационные исследовательские технологии в образовательном пространстве вуза, регулятором - педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим звеном между общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Аксиологическое «Я» педагога содержит не только когнитивные, но и эмоционально-волевые, деятельно стные компоненты. Вопрос о введении исследовательского компонента в процесс обучения, в научно-исследовательскую деятельность и тем самым «включения в реальный контекст жизни и деятельности людей» требует дидактического осмысления на основе концепции контекстного обучения. Контекстный подход позволяет преодолеть противоречие профессионального обучения и учебной деятельностью через

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

динамическую модель познавательной деятельности студента, которой может стать научно-исследовательская деятельность. Такая модель основывается не на увеличении объема передаваемой информации, а на создании дидактических и психологических условий осмысления учения, включения в него студента на уровне как интеллектуально, так и личностно, социально мотивированной активности. В проекте, основанном на создании образовательной среды для ведения научно-исследовательской деятельности студентов, на первый план выдвигаются следующие дидактические принципы: непрерывность образования; принцип «равенства возможностей»; организации научно-исследовательской деятельности как системы; принцип сближения теории и практики, так называемых «живых знаний»; «принцип участия», предполагающий личное участие и ответственность студента за свое образование.

В современных условия востребуется переход от дисциплинарно -ориентированной модели к проектно-созидательной, который будет сопровождаться изменением характера познавательной деятельности, когда вместо фактических сведений, понятий, теорий предметом познания становится реальный окружающий мир в динамике и многообразии его связей и развития. Новый аспект развития личности в рамках новой модели образования предусматривает научно-исследовательскую деятельность как возможную среду познания и развития. При этом предполагается достижение понимания личностью своего места в мире и ответственности за его сохранение; вооруженность молодого специалиста методологией творчества, проектирования, прогнозирования будущей профессиональной деятельности; владение основами психологии творчества, инноваций, дивергентный подход к допустимым решениям; обязательность таких критериев эффективности деятельности, как этика, мораль, нравственность; возможность духовного, аксиологического формирования и развития личности.

Реализация функций научно-исследовательской деятельности ставит проблему разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания, учета факторов развития творческой индивидуальности студента. Качество и мера этого развития выступают показателями инновационного потенциала общества и личности. Так же, как и ряд других исследователей, мы считаем, что в развитии инновационного потенциала у студентов в научно-исследовательской деятельности существенную роль играют как внешние так и внутренние факторы [6].

Внешние факторы — это педагогическое мастерство преподавателя, его методические умения, которые помогут отобрать оптимальные методы обучения, использовать новые педагогические технологии, мотивировать студента и самого себя на инновационную педагогическую деятельность в научно-

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

исследовательской деятельности. Для эффективной деятельности по развитию инновационного потенциала у студентов в научно-исследовательской деятельности педагог должен обладать следующими умениями и навыками.

1. Проектировочные умения, или преподаватель как сценарист научно-исследовательской деятельности. Проектировочные умения составляют основу деятельности планирования, от уровня владения которыми во многом зависит успех профессиональной деятельности преподавателя, в которой не может быть стереотипов. Следует планировать мониторинг качества научно-исследовательской деятельности, ее результатов как личностных достижений студентов и педагога, коллектива кафедры, факультета, вуза.

2. Адаптационные умения, или преподаватель как режиссер научно-исследовательской деятельности. Фактически вся технология научно исследовательской деятельности сводится к следующему: какие средства необходимо подобрать, чтобы в процессе сотрудничества педагог - студент развивать инновационный потенциал личности. Основные приемы исследования: объяснение, гипотеза, оценка, феноменологическая модель, приближение, математическая модель, аналогия, ассоциация, метод совершения открытий, методы эвристические и др.

3. Организационные умения, или преподаватель как организатор научно-исследовательской деятельности. «Совместный труд людей объективно требует управление ими, их организации, а значит, и организаторов, обладающих определенными качествами личности» [7]. В научно-исследовательской деятельности это организация подготовки к исследованию, процесса презентации единиц научного поиска, процесса исследования, совершенствования навыков постановки проблем, форм, анализа и экспозиции материала, контроля и подведения итогов.

4. Мотивационные умения, или учитель как модератор. Наиболее ценные мотивы можно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу. По утверждению Леонтьева А.Н., если мотив осознается, он превращается в мотив-цель и становится побудительной силой [5, с.380].

5. Умения контроля и самоконтроля, или преподаватель как контролер. Нельзя добиться желаемых результатов научно-исследовательской деятельности без анализа результатов. Быть контролером - значит определять актуальность, объект контроля, делать выводы.

6. Исследовательские умения, или преподаватель как исследователь. Научная деятельность обычно дает приращение нового знания, поэтому она выступает как сила, которая обеспечивает прогресс в различных сферах деятельности. Исследовательские умения преподавателя вуза пронизывают все другие его профессиональные умения.

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Движение от усилий памяти - к усилиям мысли может стать девизом деятельности педагогов, которые целенаправленно работают над практическим становлением инновационного потенциала личности студента в научно-исследовательской деятельности. Преломляясь через индивидуальные особенности личности, ее деятельность и взаимоотношения с другими людьми, внешние факторы переходят во внутренние психологические факторы, определяющиеся личностью самого студента: общие и специфические способности студентов, уровень умственного, интеллектуального развития, познавательной активности, отношение к исследовательской работе, особенности самоорганизации, знание исследовательских технологий, дивергентная продуктивность, гибкость, способность к разработке идей, оригинальность. Именно эти черты личности студента требуют организации научно-исследовательской деятельности в инновационном режиме.

Таким образом, организация эффективной научно-исследовательской деятельности студентов включает в себя:

- формирование мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности;

- дидактически целесообразное использование инновационных образовательных технологий, форм, методов, приемов в процессе организации научно-исследовательской деятельности студентов;

- актуализацию субъектной позиции студента в научно-исследовательской деятельности за счет проектирования индивидуальной тра-ектории реализации инновационного потенциала для каждого молодого человека с уче -том его интеллектуальных способностей, профессиональных склонностей, внеучебных интересов и жизненного опыта;

- вовлечение студентов в разнообразные формы научно-исследовательской, конструкторской деятельности, проектирования учебного, педагогического, социального и др.;

- интеграция учебной и внеучебной научно-исследовательской деятельности студентов в деятельность научных обществ, лабораторий, конструкторских бюро, наукоемких производств, экспериментальных образовательных площадок;

- создание условий для активного участия студентов в различных конкурсах, олимпиадах, грантов в различных областях наук, участия в конференциях различного уровня;

- формирование пространства востребованности и реализации инновационного потенциала молодежи;

- повышение уровня инновационной культуры у преподавателей и специалистов по работе с молодежью.

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Показателями развития инновационного потенциала в научно -исследовательской деятельности являются: степень осознанности ценностей научно-исследовательского поиска, уровень сформированности инновационной культуры; положительная мотивация к научно-исследовательской деятельности, установка на успех, степень (уровень) актуализации инновационных свойств личности; становление субъектной позиции; познавательная самостоятельность, стремление проектировать и реализовывать позитивные изменения в различных жизненных сферах, потребность в непрерывном саморазвитии, самообразовании.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что без широкого насыщения учебной деятельности студентов, начиная с первого курса, исследовательскими методами, формами, средствами и технологиями обучения достаточно трудно сформировать инновационный характер мышления, познавательную самостоятельность и обогатить гуманитарное содержание ценностных ориентаций будущих специалистов.

Развитие ценностного отношения к знаниям, стремления к творческой активности студентов в процессе научно- исследовательской деятельности предполагает эффективное использование совокупности инновационных педагогических методов. В нашем исследовании основой инновационной методической работы стала педагогическая технология «Критическое мышление», которая реализовывалась в процессе подготовки проектов, организации деятельности клуба дебатов «Позиция», проведения занятий в форме «Мастерская будущего», различных деловых игр, использовании метода мозговых атак, кейс-метода, матрицы экранирования или метода группового выбора лучшей идеи с обязательным внедрением технологии ТРИЗ на креативном уровне организации научно-исследовательской деятельности студентов.

Использование метода дебатов в процессе научно-исследовательской деятельности позволил раскрыть перед студентами признание множественности подходов, многообразие жизненных решений, способствовал формированию исследовательских, профессиональных умений; научил критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения, слушать и слышать не только свое, но и другое мнение; научил работать в команде, когда формировалась устойчивая мотивация изучения социально-гуманитарных предметов. Программа «Дебаты» - это еще и мастерская по логике, риторике: студенты под руководством преподавателей-тренеров узнавали, что такое доказательство, коммуникативные ситуации, знакомились с законами индукции и дедукции, приобретали умение точно и кратко формулировать, развивали мысль в соответствии с логикой рассуждения. Интересен этический аспект споров -

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

студенты узнавали о допустимых и недопустимых приемах ведения спора, формировали свои принципы на основе общепринятых, согласуя их с этически допустимыми в общественном сознании приемами, что также способствовало активизации ценностного потенциала личности каждого студента, участвующего в дебатах. В нашем опыте достижению поставленных целей способствовало функционирование Клуба дебатов «Позиция», деятельность которого объединяла различную тематику научно-исследовательских круглых столов, что существенно расширяло круг интересов участников дискуссии, актуализировало новые направления профессионального развития. Основные вопросы, обсуждаемые в клубе: «История открытий российской науки», «Нобелевские премии в различных отраслях знаний», «Российские нобелевские лауреаты», «Методы исследования в научных изысканиях», «Создание большого андронного коллайдера: позиции за и против», «Парадоксы науки XI века», «Наука и мистика» и др.

Метод мозговых атак использовался как метод активизации творческого мышления, как коллективное решение научно-технических, социо-гуманитарных, экологических проблем. Успешно этот метод применялся в научно-исследовательской деятельности при постановке проблемы, выдвижении гипотез, где требовался анализ множества вариантов и неоднозначность подходов к решению. Для эффективности использования метода соблюдались правила мозгового штурма в научно-исследовательской деятельности: на этапе генерации абсолютно запрещена критика идей в любой форме; поощрялись оригинальные, даже фантастические идеи; все высказывания фиксировались и объективизировались (нет персонального авторства); все участники мозгового штурма административно и юридически независимы друг от друга; синтез, критика и оценка идей проводились в конструктивной форме специальной группой; задаваемые вопросы предполагали краткий, без обоснования ответ.

Мастерская будущего позволяла через научно-исследовательскую деятельность открывать «желаемое будущее», «Образ будущего», в ней сначала определялась желаемая перспектива, исходя из которой разрабатывались альтернативные варианты настоящего. В основе мастерской лежат методы работы в группах и мозговой штурм, а сутью являются социальные фантазии. Эти комплексные особенности метода обуславливают ряд его преимуществ: фантазия стирает грань между экспертами и дилетантами, позволяет вовлечь в обсуждение большое число участников; тема рассматривается всесторонне, с позиций рациональных, эмоциональных, интуитивных; фантазия уменьшает коммуникативные барьеры, а сам метод развивает коммуникативные и креативные навыки. «Мастерские» рассматриваются как инструмент демократизации, как платформа, позволяющая студентам как гражданам

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

принимать участие в созидании будущего. Идеальной целью является планирование в научно-исследовательской деятельности так называемой «перманентной мастерской», в которой участники встречаются регулярно, чтобы работать над дальнейшим воплощением идей постоянного проекта. Мастерская будущего может быть подходящей формой для выработки исследовательского, творческого направления коллектива, образовательной философии. Творческий потенциал мастерской будущего является основным аргументом, чтобы поставить ее в ряд методов исследовательского обучения.

Кейс-метод или ситуационная методика — метод анализа конкретных ситуаций эффективно использовался в научно-исследовательской деятельности с небольшими группами студентов как разновидность исследовательской технологии, помогающей объективно оценить реальную ситуацию, выделить проблему, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельность, что повлияло на формирование и становление инновационного потенциала личности студента. При ознакомлении с конкретной проблемной ситуацией студент должен был вжиться в определенные обстоятельства, оценить обстановку, определить проблему и ее суть, определить свою роль в решении проблемы и выработать линию поведения согласно своим нравственным убеждениям и велению здравого смысла .

Матрица экранирования или метод группового выбора лучшей идеи. Суть метода в том, что все новые идеи оцениваются по двум критериям -привлекательность и соответствие ресурсам. Данная методика формирует то, что может быть названо практичностью интеллекта, основанной на здравом смысле и нравственных принципах.

Кроме того, в ходе нашего исследования активно использовалась развивающие резервы научных диспутов, защиты проектов, прово-дились деловые игры, конкурсы, конференции, в ходе которых обяза-тельно предполагалась полемика, видео и компьютерные презентации, участие в форумах на сайтах научно-исследовательских учреждений, организаций, создание индивидуальных творческих сайтов.

Следует отметить эффективность такой технологии как «Мое портфолио», которая придает научно-исследовательской деятельности студентов определенную целостность и завершенность, а также является инструментом самооценки собственного познавательного творческого труда, его рефлексии, ориентации на познание как ценность.

Важно, чтобы в процессе научно-исследовательской деятельности сформировалась шкала ценностей и учащийся мог адекватно оценивать свои поступки, знания, возможности, иметь представление о процессе, который приведет к успешному результату. В научно-исследовательской деятельности

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

студенты учатся вести дискуссии, полилог, аргументировать свои действия и решения, все это необходимые шаги к самопознанию.

«Мое портфолио» - это комплект документов, самостоятельных, творческих, конкурсных работ студента. Самое сложное в создании портфолио -отбор наиболее презентативных работ, написание вдумчивого комментария к ним. Подходы к созданию портфолио могут быть разными: по учебному предмету, по возрасту, по росту интереса к каким-либо вопросам и проблемам, по динамике участия в конференциях, семинарах, конкурсах, олимпиадах, проектах, в повышении уровня мотивации успеха как в учебной, так и внеучебной деятельности студентов. Главное, что студенты учатся анализировать собственное участие в различного рода деятельности, в том числе исследовательской, объективно оценивать свои недостатки и успехи, оценивать возможности, видеть способы преодоления трудностей, достижения высоких результатов. Учебная деятельность становится все более осознанной, научно-исследовательская деятельность - необходимой как внутреннее творческое побуждение личности. Создается целостная картина объективного продвижения студента в учебной и внеучебной деятельности любого рода. И все это может и должно быть отражено в портфолио.

«Мое Портфолио» дает возможность увидеть личный рост студента в исследовательской деятельности и как результат ее - сформированность инновационного потенциала, его деятельностного, когнитивного и эмотивного компонентов. Кроме того, зная о наличии портфолио у товарищей по работе в СНО, по учебе в группе, студенты пытаются сформировать свое «Портфолио», понимая его ценность как показатель их разносторонности, самостоятельности, познавательной, творческой активности. Мы наблюдали это стремление студентов, даже не всегда до конца осознанное, но оно было у них, это результат деятельности научного студенческого общества, творческих групп, объединений.

Организуя совместно с ведущими представителями бизнеса и го -сударственных учреждений круглые столы по вопросам трудоустрой-ства, мы пришли к выводу, что соответствующим образом оформлен-ные результаты научно-исследовательской деятельности являются су-щественным аспектом повышения конкурентоспособности специали-ста на рынке труда, ибо работодатели с интересом относятся к научному портфолио выпускника вуза, молодого специалиста.

Важнейшая роль в развитии инновационного потенциала студентов принадлежала созданию ситуаций успеха как самостоятельно обусловленной педагогической цели. Организация научного сотрудничества студента и преподавателя предполагала своей главной задачей — обучение студентов культуре исследовательского труда, освоение навыков творческого подхода к

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

научно-исследовательской деятельности, обеспечение мотивированного перехода от учебной к ее внеучебным формам. Такой переход являлся одним из определяющих показателей успешного становления иновационного потенциала личности, поскольку способствовал развитию познавательной самостоятельности студента-исследователя. Успешная реализация основной цели практического этапа - включение студентов в выполнение самостоятельной, общественно значимой научно-исследовательской деятельности - позволила выявить существенный позитив личностных преобразований в индивидуально-мировоззренческих конструктах «Образ мира», «Образ Я», «Образ будущего».

Эффективной формой развития инновационного потенциала личности студента в научно-исследовательской деятельности явилась совместная с преподавателями и заинтересованными лицами работа над гуманитарными проектами. Ведущим развивающим фактором на практическом этапе формирующей деятельности выступила разработка социального пилотного проекта «Бузулукский бор - зеленая жемчужина России». Наряду с бузулукскими, в проекте также участвовали студенты Оренбургского и Самарского государственных университетов, представители администрации г. Бузулука, Бузулукского, Бугурусланского, Борского районов, члены комитетов по охране и природопользованию Самарской и Оренбургской областей. Проект содержал материалы, подтверждающие необходимость придания Бузулукскому бору статуса национального парка, включал мероприятия по их практической реализации: научные исследования, экологический туризм, оптимизацию деятельности хозяйственных субъектов в связи с новыми эколого-правовыми требованиями.

В ходе реализации проекта проводились экологические, историко-географические олимпиады, конкурсы и викторины по изучению фауны, флоры, ландшафтов бора, конкурсы рисунков и плакатов, экологические недели в школах, конкурсы творческих литературных работ по истории и краеведению, участие во всероссийской программе «Дебаты» по проблемам бора, в конкурсе молодых ученых «Шаг в будущее». На основе проведенных исследований экологически стабильных участков бора студентами были организованы туристические маршруты «Экологические тропы». В процессе работы созданы гербарные, энтомологические коллекции, которые стали использоваться в качестве наглядности, дидактических материалов, а также для пополнения фондов краеведческих школьных музеев и выставочных фондов. При изучении почвы и ландшафтов проведена паспортизация памятников природы в различных регионах Бузулукского бора, произведены исследования соответствия состава почвы и произрастающей на ней растительности, в результате чего

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

выявлены экологически неустойчивые регионы и совместно с Управлением лесами «Бузулукский бор» разработаны программы стабилизации экологически неустойчивых регионов. Были апробированы межкафедральные программы непрерывного экологического образования и воспитания студентов и школьников, разработанные преподавателями и студентами, занятия проводились студентами на естественнонаучном факультете БГТИ и в школах г. Бузулука. В режиме эксперимента были созданы общественные экологические посты на основе прохождения производственной практики студентами юридической специальности факультета «Экономика и право» БГТИ. Участники этой программы (всего 40 человек) обеспечивали экологическую безопасность, организуя экологические посты в периоды массового сбора растений (цветение подснежников, липы, ландышей, сбор грибов и ягод). Силами студентов под руководством преподавателей кафедры гражданского права БГТИ были подготовлены и проведены лектории по вопросам экологической безопасности: «Федеральные и региональные аспекты экологического права в образовании», «Экологическое законодательство: теория и практика настоящего и будущего экологической политики региона», «Правовые основы охраны окружающей среды».

Разработкой экономической оценки ресурсов Бузулукского бора и последствий хозяйственной деятельности человека занимались студенты кафедры экономики БГТИ. Совместная научно-исследовательская деятельность студентов - экологов и экономистов позволила составить прогнозы экологической ситуации и предложить возможные варианты решения изучаемых проблем в курсовых работах студентов, в рефератах и докладах на конференциях в рамках данного проекта.

Мы пришли к выводу, что молодые люди, прошедшие в студенчестве систему научно-исследовательской деятельности, в частности, участники проекта «Бузулукский бор - зеленая жемчужина России» научились видеть проблемы объемно, во всем разнообразии, осознавая их взаимовлияние на все жизненные ситуации. Главное - участники научно-исследовательской проектной деятельности научились видеть истоки проблем в недостаточном освоении знаний и практическом их применении, т.е. знания воспринимались как ценность (Образ Мира); в человеческом факторе, кадровом потенциале, т.е. позиция «человек - мерило всего» стала ведущей в их мировосприятии (Образ Я); формирующей инновационный потенциал личности, отношение к человеку, стране, ее будущему как целостному отношению к жизни (Образ Будущего). Данный проект выступил значимым фактором развития инновационного потенциала студентов-исследователей, количество которых в течение 8 лет его реализации увеличилось с 16 до 253 человек. Изменилась организационно-

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

практическая структура проекта: от очной формы проведения семинаров перешли к очно-заочным научным конференциям. Усилилась поведенческая составляющая научно-исследовательской деятельности студентов, содержательно реализующая личностно-развивающий функционал иновационного потениала личности в (широко понимаемом) гуманитарном поступке (педагогическое проектирование инновационных линий поведения субъектов научно-исследовательской деятельности).

Важной формой научно-исследовательской деятельности являлись и другие комплексные проекты, самостоятельные научные работы как заключительная форма коллективной организации научного и технического творчества студентов нескольких специальностей. Среди подобных проектов можно назвать «Учебный центр диагностики состояния здоровья населения г.Ижевска» (мониторинг состояния здоровья) и региональный телекомму-никационный проект «Этнографические традиции Оренбуржья», исследовавший свадебные обычаи и традиции различных этнических групп (русские, удмурты, татары, казахи, мордва, чуваши). Они организовывались с целью проверки профессиональной компетентности будущих специалистов (способность решать комплексные научно-исследовательские - конструкторские, проектные, технологические, педагогические и другие - задачи в условиях наиболее близких к реальной производственной деятельности). Они позволили научить молодых людей современным методам и принципам моделирования коллективных решений сложных, комплексных проблем. В процессе исследования была реализована программа действий преподавателя по созданию условий для управления самостоятельной научно-исследовательской деятельностью студентов и формированию познавательной самостоятельности.

Ежегодное участие в проекте «Муниципальный молодежный кадровый резерв» дало представление о становлении, развитии, проекции будущего «Образа Я». Проект строился на идее формирования кадрового резерва администрации города на базе выпускников Удмуртского государственного университета. Проект представляет собой продуманную алгоритмизированную деятельность всех участников. Сотрудничество городской администрации с УГУ обеспечивает такие этапы проекта, как информация о конкурсе, возможность прохождения участниками психологического тестирования на предмет профессиональной и личностной пригодности, возможность стажировки претендентов в качестве дублеров, проведение семинаров по менеджменту.

Претенденты на административные должности, начиная с должности главы города, заместителей главы города, большого числа участников проекта дублеров начальников отделов и рядовых членов городской администрации, показали умение отбирать, использовать информацию, конструктивно решать

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

проблемы, работать в единой команде с научным руководителем, руководителем стажировки, своими товарищами, даже если в ходе конкурсного отбора они могли стать соперниками. Одним из главных показателей работы в проекте стала доброжелательная атмосфера, в которой конструирующим началом стала идея сотрудничества. Всего в число участников проекта попали 45 человек, из них все участники Студенческого научного общества. Дублеры, поработав в администрации, пересмотрели свои взгляды, стали испытывать чувство уважения к компетентности, трудолюбию, социальной и профессиональной ответственности, к кропотливой, и, возможно, не всегда благодарной работе, в которой люди находят удовлетворение. Оценив тот опыт, который был получен в процессе исследовательской, практической, административной деятельности, участники проекта начали понимать, что в будущем может стать источником их профессионального, общественного, социального, личного успеха, т.е. они через познание Образа Мира и Образа Я смогли проецировать Образ Будущего, конкретного, желаемого. Городская администрация отметила высокий уровень подготовки дублеров, их желание делать нужное, полезное дело. Некоторые из участников проекта попали в зону повышенного внимания будущих работодателей благодаря своим деловым качествам и, возможно, по окончании университета будут приглашены на работу.

Следует особо отметить такой этап подготовки к участию в конкурсе на вакантные должности участников проекта «Молодежный кадровый резерв», как тренинги креативности, влияющие на развитие творческого потенциала студента («Оригинальное использование (чего-то)»; «Фотозагадки»; «Невероятная ситуация»; «Логические задачи»; «Способы действия»; «Ассоциации»; «Классификация» и т.п.)

Результаты лонгитюдного исследования показали, что выпускники вуза, прошедшие школу научно-исследовательской деятельности, демонстрировали умение найти, увидеть проблемы там, где другие их не видят, стремились первыми определить пути выхода из этих проблем, умение работать в команде, развитое критическое мышление, что обеспечивало ситуацию успеха в профессиональной, общественной жизни, помогало выстраивать личные отношения. Активные участники научно-исследовательской деятельности сами собирали команду, определяли цели, задачи деятельности, распределяли роли, успешно развивая свои бизнес-проекты. Анализ результатов направленного анкетирования показал, что у студентов заметно повысился интерес к учебному процессу и предмету научного исследования. В три раза увеличилось число студентов, зани-мающихся научно-исследовательской деятельностью добровольно и с желанием, в 2 раза уменьшилось количество принуждающих себя. В позитивную сторону изменилось отношение к чтению научно-

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

публицистической и научно-профессиональной литературы, повысился интерес к инновационным методам исследования, к использованию современных информационных технологий, возросла уверенность в необходимости дальнейшего участия в научно-исследовательской деятельности, как важнейшего ценностного фактора, в значительной степени определяющего будущую профессионально-жизненную успешность личности. Об этом свидетельствовали и ответы студентов на вопросы анкеты «Мое профессиональное будущее». Анализ полученных результатов показал, что активное участие студентов в научно-исследовательской деятельности формирует осознанную потребность в профессиональной самоактуализации личности, поскольку на первое место выходят ценностные отношения к образованию, к будущей про-фессии, уверенность в своей профессиональное востребованности как грамотного (знающего) специалиста-исследователя. Ценностные ориентации студентов, не охваченных различными формами научно-исследовательской деятельности, оказались иными: на первом месте профессионализм, трудности с трудоустройством, высокая заработная плата, карьера; почти половина из них не имеет определенного представления о своем профессиональном будущем.

Результаты эксперимента доказательно подтвердили, что активное участие студентов в научно-исследовательской деятельности формирует установку на успех и существенно нивелирует аксиологический негатив ситуаций боязни неудачи (тест-опросник мотивации успеха-неудачи А. А. Реана). Так, мотивация успеха у студентов возросла в 2 раза, и в столько же раз понизились показатели безразличного и негативного отношения к на-учно-исследовательской деятельности. Кроме того, у студентов сформировались вербальные алгоритмы самостоятельной исследовательской деятельности, выражающиеся в следующих речевых мыслеформулах: «передо мной стоит проблема»; «я высказываю предположения»; «результат подтверждает предположения» и т. д.

Характер целостного процесса становления инновационного потенциала личности в содержательном единстве составляющих компонентов проявился в вербальных показателях единой ценностной позиции студента: «мыслю», «чувствую» «действую». Кроме того, если на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы умение нестандартно мыслить отмечала 1/3 студентов, то по завершении формирующего этапа - более 2/3. Наиболее эффективными средствами внедрения в учебный процесс научно-исследовательской деятельности можно отнести: приоритет исследовательской деятельности выпускающей кафедры, создание научно-исследовательских лабораторий, ориентация на исследовательскую деятельность в прессе всего периода обучения, соблюдение принципа целостности образовательного процесса в условиях двухступенчатого образования: бакалавриат - магистратура.

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Представленная модель развития инновационного потенциала личности студента в научно-исследовательской деятельности способна эффективно влиять на развитие и реализацию инновационного потенциала молодежи, содействует ценностному осознанию социально-общественной значимости инновационной деятельности, творческой активности, актуализации субъектной позиции личности.

Литература:

1. Алаторцева И.С. Проблемы активизации научно-исследовательской деятельности студенческой молодёжи. LITTERREF.RU [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://litterref.ru/contacts.html

2. Делия В.Г. Инновационное образование, формирующее инновационное мышление: монография / В.П. Делия. - Балашиха: Институт соц-экон. прогнозирования и моделирования, 2005.

3. Дунаевский Е.В., Масловский В. И., Воронин В. И., Коверников Я.Б. Использовать накопленный потенциал (научная молодежь и инновации) // Инновации. - СПб, 2010. - №9.

4. Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации в период до 2015 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.istu.edu/ images/ docs/ koncepciya rtf.

5. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.А.Леонтьев, Д.А.Леонтьев, Е.Е.Соколова. - М.: Смысл, 2005. - 431 с.

6. Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Кузовлева Н.Е., Царькова, В.Б. Мастерство и личность учителя. - М.: «Финансы», 2001. - С. 124.

7. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А. И. Савенков // Библиотека журнала «Директор школы». - 2003. - №8. - С. 32-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.