Научная статья на тему 'Студенческая молодежь в информационном пространстве'

Студенческая молодежь в информационном пространстве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
325
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEISURE ACTIVITIES / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / СОЦИАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / SOCIAL VIRTUAL SPACE / СОЦИАЛЬНОЕ ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / STUDENTS / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдрахманова Зульфия Амуровна

Рассматривается роль информационно-коммуникативных технологий в процессе развития социально-творческой активности студенческой молодежи. Обосновываются особенности студенчества, роль учебной и внеучебной деятельности для реализации его творческого потенциала. Особым условием развития социально-творческой активности студенческой молодежи является использование информационно-коммуникативных технологий, которые в современном обществе стали необходимой составляющей профессиональной востребованной личности, обладающей высшей степенью информационной культуры и социальной активности. Результатом разработанной методики развития социально-творческой активности студенческой молодежи является предложение использовать виртуальное пространство вуза, которое позволит развивать качества личности, способствующие успешной творческой деятельности, поощрению студентов к саморазвитию, самокоррекции и самовыражению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдрахманова Зульфия Амуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT'S YOUTH IN INFORMATION ENVIRONMENT

The role of information and communicative technologies in social development and creative activity of student's youth is considered. Students features, a role of educational and extracurricular activities for realization its creative potential locate. A special condition of social development and creative activity of student's youth use information and communicative technologies which in modern society became the necessary making professional demanded personality possessing the highest degree of information culture and social activity. The offer to use virtual space of higher education institution which will allow developing qualities of the personality, promoting successful creative activity, students' encouragement to selfdevelopment, self-correction and self-expression is result of the developed technique of social development and creative activity of student's youth.

Текст научной работы на тему «Студенческая молодежь в информационном пространстве»

УДК 378.14 ББК 74.480.25

DOI 10.7442/2071-9620-2015-4-100-107

З.А. Абдрахманова

(Челябинская государственная академия культуры и искусств, г. Челябинск, Россия)

СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Рассматривается роль информационно-коммуникативных технологий в процессе развития социально-творческой активности студенческой молодежи. Обосновываются особенности студенчества, роль учебной и внеучебной деятельности для реализации его творческого потенциала. Особым условием развития социально-творческой активности студенческой молодежи является использование информационно-коммуникативных технологий, которые в современном обществе стали необходимой составляющей профессиональной востребованной личности, обладающей высшей степенью информационной культуры и социальной активности. Результатом разработанной методики развития социально-творческой активности студенческой молодежи является предложение использовать виртуальное пространство вуза, которое позволит развивать качества личности, способствующие успешной творческой деятельности, поощрению студентов к саморазвитию, самокоррекции и самовыражению.

Ключевые слова: молодежь, досуговая деятельность, информационно-коммуникативные технологии, социально-творческая активность, социальное виртуальное пространство.

Z.A. Abdrakhmanova

(Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia)

STUDENT'S YOUTH IN INFORMATION ENVIRONMENT

The role of information and communicative technologies in social development and creative activity of student's youth is considered. Students features, a role of educational and extracurricular activities for realization its creative potential locate. A special condition of social development and creative activity of student's youth use information and communicative technologies which in modern society became the necessary making professional demanded personality possessing the highest degree of information culture and social activity. The offer to use virtual space of higher education institution which will allow developing qualities of the personality, promoting successful creative activity, students' encouragement to self-development, self-correction and self-expression is result of the developed technique of social development and creative activity of student's youth.

Keywords: students, leisure activities, information and communication technologies, socio-cultural activity, social virtual space.

За последние десятилетия в обществе произошли существенные изменения на социально-экономическом, информационном, духовно-культурном уровне, создается единое информационно-культурное пространство, проводятся реформы образования, свидетельствующие о том, что воспитание социально-творческой активности и самореализации молодежи является приоритетным направлением государственной образовательной и культурной политики. В частности, в Национальной доктрине развития образования в Российской Федерации на период до 2025 г. подчеркивается, что система образования призвана обеспечить: «разностороннее и своевременное развитие творческих способностей детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;... подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий....» [7]. В Федеральной целевой программе «Молодежь России» на 2011-2015 гг. в указано: «создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи; развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны; вовлечение молодежи в социальную практику» [3]. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы ставит перед собой целью «обеспечение условий для эффективного развития российского образования, направленного на формирование конкурентоспособного человеческого потенциала» [4]. Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи, как: формирование у молодежи гражданской ответственности и правового самосознании, духовности и культуры, инициативности и самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда [4].

Развитие информационной инфраструктуры общества, реформы в системе образования, ориентированные на формирование компетенций, требуют новых подходов к развитию личности, которая будет обладать не только интеллектуальной и познавательной активностью, но и высоким уровнем информационной культуры и социальной активностью. И задача вуза в этом контексте определена следующим образом: научить будущего специалиста пользоваться современной информационной базой, привить ему навыки и умения, которые помогут в определении путей достижения поставленных целей, принятии оптимальных решений при осуществлении профессиональных планов, развитии и реализации творческого потенциала. Следовательно, стратегическим ресурсом и стержнем современного общества становится человек, ориентированный на: высокий уровень социально-творческой активности, способный к поиску и принятию нестандартных самостоятельных решений и обладающий общей и профессиональной культурой; эффективное взаимодействие и самореализацию в общественной и профессиональной деятельности; умеющий делать осознанный выбор социально правильных действий и поступков [2]. Поэтому актуальным становится вопрос о качественном уровне развития социально-творческой активности личности, что и определило необходимость поиска наиболее эффективных средств для решения поставленной проблемы.

«Студенчество - социальная группа в системе высшего образования, характеризующаяся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением; определенным общественным положением, ролью и статусом; особой фазой, стадией социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями» [10]. Студенческая молодежь является частью молодежи как

ф ш н

0

1

го

13

о

С

I

о го

О

со

*

ф

ч

о Ц

о

к

го

^

0 ф

т

1

ф

го со о

X го

Ч

ю

<С <

со

социально-демографической группы и, следовательно, имеет определенные качества, присущие ей, но при этом сама студенческая молодежь также имеет ряд отличительных качеств в целом. Отличительными признаками студенчества от других социальных групп являются: выполнение в обществе определенных функций (обучающе-образовательная деятельность), объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей. Социально значимой чертой студенчества является также напряженный поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и прогрессивным преобразованиям в обществе. Важной особенностью студенчества является активное взаимодействие с различными социальными стратами и слоями общества. Несмотря на различия социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество интегрировано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Повышение общекультурных и профессиональных требований общества к молодой личности влечёт за собой необходимость в её самообразовании, саморазвитии.

Анализ научных трудов показал, что существуют различные методологические подходы к изучению социально-творческой активности личности, в основе которых лежит понимание ее сущности. Формирование социально-творческой активности студенческой молодежи в методологическом плане целесообразно рассматривать в единстве когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов, определяющих отношение к социально-значимой деятельности, так как рассматриваемое явление характеризует личность как целостность, обладающую определенным набором социальных ролей или видов деятель-

ности, дополняющих и обогащающих друг друга и личность в целом [8]. Анализируя труды авторов П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Л. Ривеса, С.Т. Шацкого, Е.В. Киприяновой, Л.Е. Никитиной и др., можно сформулировать определение социально-творческой активности. Социально-творческая активность студента - это интегрированное социально-значимое качество его личности, характеризующееся общественно-значимой направленностью, интересом, творчеством, целенаправленным проявлением его инициативы в решении социально-значимых и профессиональных задач.

Социально-культурная деятельность как пространство освоения и создания социальными субъектами культурных ценностей и норм, является уникальной площадкой развития культурного опыта, реализации творческого потенциала личности, создания креативных досу-говых проектов. Следует отметить, что организация социально-культурной деятельности направлена на удовлетворение и развитие культурных потребностей субъектов, ведущими среди которых являются потребности в получении новейшей информации, ярких впечатлений, выступающих в качестве катализаторов культурного развития личности.

Специфичной особенностью куль-турно-досуговой деятельности является ее четко выраженная социально-педагогическая и индивидуально-творческая направленность, которые реализуются в применении социально-культурной среды как дополнительного воспитательного средства воздействия на студенческую молодежь. Одновременно становится допустимым обеспечение организационно-педагогических условий успешного социального воспитания и творческой самореализации, эффективного социального развития молодежи [9]. В сложившейся ситуации особую значимость приобретает организационно-воспитательная работа и организация досуга студенческой молодежи в вузах с использованием информационно-комму-

никативных технологий формирования социально-творческой активности молодого поколения.

Необходимость широкого использования в учебно-воспитательном процессе информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) определяется не только дидактическим потенциалом самих технологий, но и, как уже говорилось выше, социальными и общественными условиями современного социума. В научной литературе зафиксированы несколько направлений использования ИКТ в образовании: компьютер как средство контроля знаний и средство самообразования; лабораторный практикум с применением компьютерного моделирования; мультимедиа-технологии (как иллюстративное средство). Так как обучение - это процесс накопления молодыми опыта предыдущих поколений, то, обучая студентов компьютерным информационным технологиям, преподаватель может не только передавать знания, но и формировать культуру обучаемых. Именно при изучении дисциплин, на занятиях которых используется компьютер, можно развивать готовность к самообразованию и развивать психические функции, связанные с информационной и алгоритмической деятельностью, усиливать мотивацию к дальнейшему овладению информационной культурой. Следовательно, выработка умений у студентов неразрывно связана с уровнем развития их творческих способностей. Формирование информационных умений приводит к совершенствованию творческих способностей, что подтверждает творческий характер самой учебной деятельности. Она направлена на формирование и развитие индивидуальных творческих способностей каждого студента и доказывает необходимость применения личност-но-деятельностного подхода в обучении, результатом чего, в частности, является формирование информационных умений у студентов [1].

С появлением глобальной сети интернет возникла новая информационная

среда, в которой информация транслируется, копируется практически мгновенно. Новое информационное пространство практически не ограничено для представления любых типов информации (текст, фото, видео, звук) и ее объемов. Умение работать в этом пространстве постепенно изменит навыки фактического запоминания. ИКТ являются повсеместным «фокусом внимания», хронотоп, создаваемый ими, - одновременно является пространством социальной успешности, создаваемый ими, - одновременно является пространством социальной успешности.

Развитие у студентов социально-творческой активности, по нашему мнению, обеспечивает формирование приведенных профессиональных качеств, поскольку интерес к профессиональной деятельности является феноменом, теснейшим образом, связанным со всеми компонентами структуры личности - потребностями, мотивами, установками, ценностными ориентациями. Студентов необходимо привлекать к активной творческой деятельности, вызвать у них желание и стремление работать творчески, находить самостоятельные решения. Информационные навыки у студентов базируются на теории, включающей весь предыдущий опыт, а также ранее господствовавших идей и гипотез. Необходимо учить будущих специалистов анализировать информацию, полученную с использованием компьютерных информационных технологий, чтобы затем с учетом всего предыдущего опыта и личности студента появилось новое знание.

Развитие у студентов социально-творческой активности, по нашему мнению, обеспечивает формирование приведенных профессиональных качеств, поскольку интерес к профессиональной деятельности является феноменом, теснейшим образом, связанным со всеми компонентами структуры личности - потребностями, мотивами, установками, ценностными ориентациями. Студентов необходимо привлекать к активной творческой деятельности, вызвать у них

ф со н

0

1

го

13

о

С

I

о го

О

со

-0

*

ф

ч

о Ц

о

к

го

^

0 ф

т

1

ф

го со о

X го

Ч

ю

<С <

со

желание и стремление работать творчески, находить самостоятельные решения, в основе которых лежит понимание ее сущности. Формирование социально-творческой активности студенческой молодежи в методологическом плане целесообразно рассматривать в единстве когнитивного, аффективного и поведенческого компонентов, определяющих отношение к социально-значимой деятельности, так как рассматриваемое явление характеризует личность как целостность, обладающую определенным набором социальных ролей или видов деятельности, дополняющих и обогащающих друг друга и личность в целом.

Однако нельзя забывать и о внеучеб-ной деятельности студенческой молодежи, где более полно можно реализовать не только творческий потенциал и аккумулировать весь багаж знаний, полученных в ходе учебных занятий, но и получить опыт социального общения. Сам по себе досуг - это совокупность личностных занятий, выполняющих функцию восстановления физических и психических сил индивида. Он включает в себя занятия, связанные с потреблением культурных ценностей индивидуального, коллективно-зрелищного характера, а также занятия, связанные с отдыхом и развлечением [5]. Так досуг как время свободного самоопределения, самоутверждения, саморазвития сосредотачивает в себе колоссальные ресурсы для развития социально-творческой активности студенческой молодежи, так как эта деятельность осуществляется на основе свободного выбора. Следовательно, предоставляя каждому студенту свободный выбор многообразных видов и форм творческой деятельности, расширяя культурно-образовательное пространство развития творческой личности, вузовское дополнительное образование способствует активному социально-творческому самопроявлению студенческой молодежи. В выборе видов досуговой деятельности особенно ярко отражается уровень развития личности,

её направленность, степень формирования жизненной позиции. И здесь проявляется обратная связь - чем ответственнее используется свободное время, тем целенаправленнее и быстрее формируется жизненная позиция личности.

Возникли и нашли свою реализацию качественно новые виды досуга (например, домашнее видео, компьютер, Интернет), характерными чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания. А традиционные виды досуга (например, чтение, телевидение) стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, теле - и кинопристрастия молодежи), что связанно как с появлением новых информационных технологий, так и с изменением всей мотивационной сферы личности молодого человека. Безусловно, молодежь, уходя в сферу досуга, одной из своих целей ставит отдых. Однако задачами регулирования досуговой сферы жизнедеятельности студенческой молодежи для образовательной организации является: развлекая и давая возможность отдохнуть и расслабиться, обеспечить эффективность воспитательного процесса.

Среда сети интернет, или как ее еще называют, «социальное виртуальное пространство», - это взаимодействующие люди с продуктами своей активности. Данная активность направлена на удовлетворение коммуникативной, познавательной и игровой потребностей. Специализированные виртуальные сообщества дают возможность пользователям самореализоваться и самообучаться в профессиональном направлении. В виртуальном пространстве обсуждаются социально значимые проблемы, пользователи могут быть непосредственными участниками различных мероприятий, могут высказать по любому вопросу. Кроме этого, виртуальные сообщества стали трансляторами определенных ценностных установок, стандартов, норм поведения и т.д. Большую часть таких сооб-

ществ составляют молодежь, постепенно они принимают присущие сообществу нормы и правила поведения, ценностные ориентации и установки. Таким образом, можно сделать вывод, что виртуальная среда сети интернет оказывает на молодежь определенное воздействие, изменяет его взгляды, отношение к личности, событиям и явлениям, а, следовательно, предопределяет его поведение в социуме. Создавая специализированные виртуальные сетевые сообщества, мы можем оказывать положительное влияние на молодежь, формируя в них социально положительные ценности и установки, способствуя их социальной творческой активности, трудовой мотивации.

В высших учебных заведениях разрабатываются и реализуются различные программы, планы воспитательной работы, ориентированные на развитие социальной активности и норм ответственного гражданского поведения студенческой молодежи в рамках деятельности студсоветов. В Челябинской государственной академии культуры и искусств, так же, как и в ряде других вузов, создан и действует студсовет, разработан план воспитательной работы. Так как основная цель воспитательной работы - формирование профессиональных и социально значимых качеств, толерантности и правильной гражданской позиции личности, учитывая желание и возможность студенческой молодежи участвовать в развитии образовательной сферы, социокультурного пространства вуза и общества в целом, то акцент в нашем вузе сделан на роль студенческого самоуправления и поддержки их значимых проектов.

В рамках нашего исследования совместно со студенческим самоуправлением был создан и реализован в виртуальной сети вуза проект, тема которого «Виртуальное досуговое объединение молодежи». В данном проекте функционируют несколько общественных объединений, каждый из которых имеет своего модератора. Основные направ-

ления работы данного проекта - это гражданско-патриотическое воспитание молодежи и формирование толерантности (Исторический клуб, Волонтерский отряд, студенческий педагогический отряд «Пульс», Философский клуб); реализация творческого потенциала (Студия 3D-видеомэппинга, танцевальная студия, киноклуб «9 муза», театральная студия «Аист», «Академия лета»); поддержка молодых семей (клуб «Молодая семья»). Кроме этого организован также «Клуб развития карьеры», где студенты могут узнать не только об имеющихся вакансиях, но и поучаствовать в различных мастер-классах. Среди наиболее интересных форм виртуальных взаимодействий участников общения отметим: виртуальные «походы в гости» (посещение сайтов, страничек пользователей, оценка видео, аудиоколлекций); высказывание мнений о новинках; обсуждение новостей, культурных событий вуза, города, страны; создание виртуального банка идей и т.п. Организация различных досуговых мероприятий в реальном пространстве, подготовка которых предполагает взаимодействие как в реальном, так и виртуальном пространстве, включает в себя генерацию идей, формирование рабочих групп, подготовку материалов для сценариев, обмен впечатлениями и т.д.

Следовательно, используя данный проект, студенческая молодежь нашего вуза имеет уникальную возможность обогащения психологического и социального опыта взаимодействия с другими участниками проекта, взаимопонимания, развития способности по обмену информацией, реализации своих потребностей и т.д., то есть развивая в совокупности всесторонне «Я-личность» в конкретной деятельности, осуществляют организацию собственной деятельности, ее самоконтроль и самоанализ.

Цели и содержание досуга избираются индивидом в зависимости от его нравственного развития и культурного уровня, что дает возможность как для разнообразного отдыха, так и для разви-

ф со н

0

1

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13

о

С

I

о го

О

со

-0

*

ф

ч

о Ц

о

к

го

^

0 ф

т

1

ф

тия личности в целом. Таким образом, в условиях культурно-досуговой деятельности использование информационно-коммуникативных технологий способствует формированию таких социально значимых качеств личности, как: инициативность, ответственность, креативность, коммуникативность, а также воспитание чувства гражданственности и патриотизма.

Библиографический список:

1. Абдрахманова З.А. Компьютерные информационные технологии и профессиональное образование студентов в современных условиях // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. -Кострома. 2008. № 3. Т. 14. С. 81-84.

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2014 г. №17 ст. 2058.

3. Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 гг. // [Электронный ресурс]: www.rostovgorod .ги.

4. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы // [Электронный ресурс]: www.government.ru.

5. Курапина Е.В. Формирование социальной активности молодежи средствами интерактивных технологий культурно-досуговой деятельности: автореф. дисс. ... к.п.н. - Тамбов, 2013. - 27 с.

6. Лабутин В.Б. Применение информационных технологий в образовательном процессе школы // [Электронный ресурс]: www.256.ru.

7. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // [Электронный ресурс]: www.sinncom.ru.

8. Смирнова А.А. Интерактивные технологии как ресурс развития социально-творческой активности участников самодеятельного объединения: автореф. дисс... к.п.н. - СПб., 2012. -24 с.

9. Смирнова А.А. Интерактивные технологии как средство развития социально-творческой активности участников самодеятельного объединения (на примере оркестра баянистов имени П.И. Смирнова // [Электронный ресурс]: www.clck.ru.

10. Студенческая молодежь как объект исследования // [Электронный ресурс]: www.yastudent.com.

Поступила 16.12.15

Об авторе:

Абдрахманова Зульфия Амуровна, доцент кафедры туризма и музееведения Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств» (Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 36а), abdr080208@mail.ru

Для цитирования: Абдрахманова З.А. Студенческая молодежь в информационном пространстве // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2015. № 4. С. 100-107.

References:

1. Abdrakhmanova Z.A. Computer information technology and professional education of students in modern conditions . Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo Universiteta imeni N. A. Nekrasova. Kostroma. 2008. №. 3. P. 81-84. [in Russian]

2. State program of the Russian Federation «Development of education» for 2013-2020. Sobranie zakonodatelstvaRossiiskoi Federatsii. 28 April 2014 №17, statia 2058. [in Russian]

3. The concept of the Federal target program «Youth of Russia» for 2011-2015 // [Electronic resource]: http: www.rostov-gorod.ru [in Russian]

4. The concept of the Federal target program of a development of education for 2016-2020 // [Electronic resource]: www.government.ru [in Russian]

5. Kulapina E.V. Formation of social activity of youth by means of interactive technologies leisure and cultural activities: Author's transcript. Dis... Cand. Sci. (education) Tambov, 2013. [in Russian]

6. Labutin V.B. Application of information technologies in educational process of school // [Electronic recourses]: www.256.ru [in Russian]

7. The national doctrine of education in the Russian Federation // [Electronic resource]: www. sinncom.ru [in Russian]

8. Smirnova A.A. Interactive technologies as a resource of development of social and creative activity of members of Amateur Association. Author's transcript. Dis... Cand. Sci. (Education) - Saint-Petersburg, 2012. [in Russian]

9. Smirnova A.A. Interactive technology as a means of developing social and creative activity of the participants of Amateur associations (on the example of the orchestra of Bayan-players named after P. I. Smirnov) // [Electronic resource]: www.clck.ru [in Russian]

10. Students as the object of study // [Electronic resource]: www.yastudent.com [in Russian]

About the author:

Abdrakhmanova Zulfia Amurovna, Associate Professor, Department of Tourism and Museum Studies, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts (Russia, Chelyabinsk, Str. Ordzhonikidze, 36A), abdr080208@mail.ru

For citation: Abdrakhmanova Z.A. Student's youth in information environment // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2015. № 4. P. 100-107.

<D CD H О X

го

ь

о

С

X

о s J ro s

О

m

_o

*

ф ч о

о

к

го

^

о ф

т

X

ф

5

н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.