Научная статья на тему 'Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития инженерно-технических способностей и инновационного потенциала детей и молодежи в условиях дополнительного образования'

Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития инженерно-технических способностей и инновационного потенциала детей и молодежи в условиях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL EDUCATION / ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ENGINEERING SKILLS / ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / TECHNICAL CREATIVITY / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATION POTENTIAL / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC RESEARCH / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / АКТИВНОСТЬ / ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жданов Эдуард Рифович, Яфизова Регина Ахнафовна, Баринова Наталья Александровна, Салимова Елена Сергеевна, Галиев Азат Фаатович

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития инженерно-технических способностей и инновационного потенциала детей и молодежи в условиях дополнительного образования с помощью проектно-исследовательской деятельности. Система внешкольной работы с детьми проектировалась и формировалась в практике как система педагогически организуемой разнообразной деятельности детей в свободное от основной учебы время. Она реализуется в научно-практических и творческих лабораториях, кружках, исследовательских группах. Именно такая форма работы выступает движущей силой вовлечения обучающихся в процесс создания материальных и духовных ценностей. Проектно-исследовательская деятельность формирует личностные качества обучающегося, направлена на их интеллектуальное развитие, расширение кругозора, эрудиции, развитие нестандартного мышления, как говорят «креативного», способности решать поставленные перед ними задачи, творческое саморазвитие и самореализацию личности. В основу развития инженерно-технических способностей положена совместная проектная деятельность молодёжных исследовательских коллективов по реализации технических и инженерных проектов. В статье представлена модель в виде схемы, включающей подробно описанные этапы. Важнейшими условиями развития активности учащихся в техническом творчестве являются наличие увлеченного и высококвалифицированного специалиста и материально-техническое обеспечение деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жданов Эдуард Рифович, Яфизова Регина Ахнафовна, Баринова Наталья Александровна, Салимова Елена Сергеевна, Галиев Азат Фаатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF ENGINEERING AND TECHNICAL ABILITIES AND INNOVATIVE POTENTIAL OF CHILDREN AND YOUTH IN THE ADDITIONAL EDUCATION

The article is devoted to date, the problem of development of technical skills and innovative potential of children and youth in the conditions of an additional education through design and research activities. The system of extracurricular activities with children was designed and formed in the practice of the system pedagogically organized various activities for children in their spare time studying. It is realized in scientific and creative laboratories, clubs, study groups. It is this form of work is a driving force to involve students in the process of creating material and spiritual values. Design and research activity generates personality learning, aimed at their intellectual development, broaden their horizons, knowledge, development of original thinking, as they say "creative" capacity to solve their tasks, creative self-development and personal fulfillment. The basis for the development of technical skills to put together a project activity of youth research teams for the implementation of technical and engineering projects. The article presents a model of a circuit including the steps described in detail. The most important conditions for the development of students' activity in the technical work is the presence of an enthusiastic and highly qualified specialist and logistics activities.

Текст научной работы на тему «Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития инженерно-технических способностей и инновационного потенциала детей и молодежи в условиях дополнительного образования»

Жданов Эдуард Рифович, Яфизова Регина Ахнафовна, Баринова Наталья Александровна и др. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...

УДК 374.32

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2016

Жданов Эдуард Рифович, кандидат физико-математических наук, доцент Яфизова Регина Ахнафовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Баринова Наталья Александровна, кандидат педагогических наук, доцент Салимова Елена Сергеевна, магистрант физико-математического факультета Галиев Азат Фаатович, магистрант физико-математического факультета Башкирский государственный университет им.МАкмуллы (450000, Россия, Уфа, ул. Октябрьской революции 3а, e-mail: azat-red@ya.ru)

Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития инженерно-технических способностей и инновационного потенциала детей и молодежи в условиях дополнительного образования с помощью проектно-исследовательской деятельности. Система внешкольной работы с детьми проектировалась и формировалась в практике как система педагогически организуемой разнообразной деятельности детей в свободное от основной учебы время. Она реализуется в научно-практических и творческих лабораториях, кружках, исследовательских группах. Именно такая форма работы выступает движущей силой вовлечения обучающихся в процесс создания материальных и духовных ценностей. Проектно-исследовательская деятельность формирует личностные качества обучающегося, направлена на их интеллектуальное развитие, расширение кругозора, эрудиции, развитие нестандартного мышления, как говорят - «креативного», способности решать поставленные перед ними задачи, творческое саморазвитие и самореализацию личности. В основу развития инженерно-технических способностей положена совместная проектная деятельность молодёжных исследовательских коллективов по реализации технических и инженерных проектов. В статье представлена модель в виде схемы, включающей подробно описанные этапы. Важнейшими условиями развития активности учащихся в техническом творчестве являются наличие увлеченного и высококвалифицированного специалиста и материально-техническое обеспечение деятельности.

Ключевые слова: образование, дополнительное образование, инженерно-технические способности, техническое творчество, инновационный потенциал, научно-исследовательская деятельность, молодежь, активность.

DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF ENGINEERING AND TECHNICAL ABILITIES AND INNOVATIVE POTENTIAL OF CHILDREN AND YOUTH

IN THE ADDITIONAL EDUCATION

© 2016

Zhdanov Eduard Rifovich, candidate of physico-mathematical sciences, docent Yafizova Regina Ahnafovna, candidate of pedagogic sciences, senior lecturer Barinova Natalia Alexandrovna, candidate of pedagogic sciences, docent Salimova Elena Sergeevna, master of physico-mathematical faculty Galiev Azat Faatovich, master of physico-mathematical faculty Bashkir State University named after M.Akmulla (450000, Russia, Ufa, street October Revolution 3a, e-mail: azat-red@ya.ru)

Abstract. The article is devoted to date, the problem of development of technical skills and innovative potential of children and youth in the conditions of an additional education through design and research activities. The system of extracurricular activities with children was designed and formed in the practice of the system pedagogically organized various activities for children in their spare time studying. It is realized in scientific and creative laboratories, clubs, study groups. It is this form of work is a driving force to involve students in the process of creating material and spiritual values. Design and research activity generates personality learning, aimed at their intellectual development, broaden their horizons, knowledge, development of original thinking, as they say - "creative" capacity to solve their tasks, creative self-development and personal fulfillment. The basis for the development of technical skills to put together a project activity of youth research teams for the implementation of technical and engineering projects. The article presents a model of a circuit including the steps described in detail. The most important conditions for the development of students' activity in the technical work is the presence of an enthusiastic and highly qualified specialist and logistics activities.

Keywords: education, additional education, engineering skills, technical creativity, innovation potential, scientific research, youth, activity.

Развитие инновационного потенциала и инженерно-технических способностей - это динамический, многоступенчатый, специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие склонности к технике и техническому творчеству, творческого мышления, пространственного воображения, креативности, технической наблюдательности, зрительной и моторной памяти, точности глазомера, ручной умелости (ловкости), технической активности, которые дают возможность человеку при благоприятных условиях сравнительно легко и быстро усвоить систему знаний, умений и навыков [1-15].

В настоящее время преобладает тенденция поиска интегрирующего и системообразующего подхода, всестороннего развития личности школьников в образовательном процессе. Конечно же, в рамках одних только школьных предметов эту задачу решить невозможно. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года подчеркивается, что учреждениям дополнительного образования принадлежит особая роль

в развитии склонностей и способностей, социального и профессионального самоопределения молодежи [16].

К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми. Эта система проектировалась и формировалась в практике как система педагогически организуемой разнообразной деятельности детей в свободное от основной учёбы время. Прежде всего, речь идёт о созданных для детей, подростков и юношества внешкольных учреждений во всем их видовом разнообразии, о клубах и подобных им любительских объединениях по интересам, о детских и юношеских общественных объединениях и организациях. Основная задача учреждений дополнительного образования - создать такие условия, чтобы ребенок с раннего возраста активно развивался в соответствии с его интересами, желаниями и имеющимся потенциалом, постоянно стремился узнать что-то новое, изучал окружающую среду, пробовал свои силы в изобретательстве, творческой технической деятельности.

Жданов Эдуард Рифович, Яфизова Регина Ахнафовна, Баринова Наталья Александровна и др.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...

Одна из главных задач учреждения дополнительного образования детей и молодежи состоит в том, чтобы не просто передавать знания, а развивать у учащихся ценные качества ума, научить приобретать знания самостоятельно, сформировать стремление к самообучению и раскрыть их способности. Как писал известный психолог С. Л. Рубинштейн, «развитие человека... - это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека... - это и есть то, что представляет развитие как таковое» [17].

Сегодня динамично развиваются многие сферы общества, в частности промышленность, малый бизнес, частное предпринимательство и др., все это сопровождается внедрением в производство высоких технологий. В связи с этим создание современных условий для развития инженерно-технических способностей и инновационного потенциала детей, учащейся молодежи становится особенно актуальным.

Наиболее распространенной организационной формой развития инженерно-технических способностей и инновационного потенциала детей и молодежи является проектно-исследовательская деятельность в рамках специально организованного образовательного пространства, учитывающего разнообразие интересов к различным отраслям техники или науки. Она реализуется в научно-практических и творческих лабораториях, кружках, исследовательских группах. Совместная работа формирует у обучающихся чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности за порученное дело, развивает мыслительные способности, воспитывает дисциплинированность, целеустремленность и четкость в работе, аккуратность и настойчивость [18-31].

Наиболее простой и естественный способ выявления уровня групповой совместимости и сплоченности является совместное решение различного рода задач под наблюдением.

В основу развития инженерно-технических способностей нами была положена совместная проектная деятельность молодёжных исследовательских коллективов по реализации технических и инженерных проектов. Модель представлена в виде схемы, включающей несколько этапов:

Таблица 1- Модель совместной проектной деятельности

Этапы Цели и задачи Развиваемые Результат

деятельности компоненты инженерно- инновационного потенциала

Представлен 1.Первое знакомство 1. Личностная Понимание цели

результате с проолемои 2. Формнр о ванне креативность деятельности и представление о

деятельности конечного результата, т.е. цели совместной деятельности з.Мотивация достижения успеха конечном продукте

Этап 1. Изучение 1. Техническое мышление 1. Сформулированы

проектирования теоретического 2.Инженерное мышление основные

материала по теме 2. Подбор .з.Инженерно- теоретические выводы 2. Сформирован

неооходимых методов исследовательский

исследования аппарат

Этап 1. Непо ср едственно е 1.Инженерно- 1. Обработаны

реализации проекта осуществление проекта полученные данные 2. Получен результат

Осмысление 1. Обобщение 1.Инженерно- Полученные

результатов исследования полученных данных 2. Изучение 2. Личностная р езультаты о с мыслены 2. Сформулированы

закономерностей 3. Формулирование выводов 3. Творческое мышление 4. Мотивация до стижения успеха основные выводы исследования 3. Результат иредставленв доступном виде

Проектно-исследовательская деятельность чаще всего дидактически опирается на проблемный принцип когнитивной деятельности учащегося [32]. Чем больше самостоятельности в работе учащегося, чем активнее его самодеятельность, тем быстрее и ярче проявляются результаты их воспитания и самовоспитания, тем эффективнее могут быть действия педагога. Активностью учащихся можно управлять надежно только в том случае, если они сами участвуют в создании условий для проявления и развития их активности в требуемом направлении.

Непременным условием развития активности учащихся в техническом творчестве является [33-35]:

- наличие увлеченного и высококвалифицированного специалиста;

- материально-техническое обеспечение деятельности.

Поэтому неоценимо значение новых инновационных программ, тем проектов и исследований, которые могут быть применены в практике проектно-исследователь-ской деятельности на современном этапе модернизации образования для дальнейшего развития инновационного потенциала и инженерно-технического творчества учащихся и их эффективной профориентации.

В Башкирском государственном педагогическом университете им. М. Акмуллы есть все условия для реализации проектно-исследовательской деятельности, которая может осуществляться в рамках дополнительного образования учащейся молодежи. Вуз оснащен высокотехнологичным оборудованием прямого цифрового производства (станки с ЧПУ, 3D-принтеры, робототех-нические конструкторы), позволяющим осуществлять проведение школьниками занятий-погружений, мастер-классов и т.д.

Подготовка к проектно-исследовательской деятельности обладает высоким инновационным потенциалом, обеспечивая их профессиональную мобильность и самореализацию, возможность критически и творчески мыслить через расширение области научного знания и становление практико-ориентированных динамических умений и навыков с использованием современных технологий [36-42].

Практика показывает, что последовательность подготовки учащейся молодежи к исследовательской и инновационной деятельности целесообразно осуществлять в несколько этапов.

Первый этап - развитие творческой индивидуальности будущего специалиста, формирование у обучающихся способности выявлять, формулировать, анализировать и решать творческие профессиональные задачи, совершенствование общей технологии творческого поиска.

Второй этап - овладение методологией научного познания, введение в инновационную деятельность.

Третий этап - освоение технологии инновационной деятельности.

Четвертый этап - практическая работа в лаборатории или на экспериментальной площадке по введению новшества, отслеживание результатов эксперимента, самоанализ профессиональной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность всегда являлась важной и неотъемлемой составляющей частью дополнительного образования в нашей стране. Постоянный творческий настрой, жажда знаний, обстановка напряженного научного поиска способствует формированию у учащихся высокой культуры мышления. Проектно-исследовательская деятельность пробуждает у них сознательность и активность в выборе и проведении определенных решений, стремление к проникновению в сущность вещей, а именно эти качества столь необходимы в современном обществе.

Статья публикуется при поддержке гранта Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (соглашение 09.43.25.0118 от 20 октября 2016 г.) мероприятие 3.1. «Обновление содержания и технологий дополнительного образования и воспитания детей» задачи 3 «Реализация мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях, развитие эффективной системы дополнительного образования детей».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Владимиров А.И. Об инженерно-техническом образовании. - М.: ООО «Издательский дом Недра», 2011. - 81 с.

2. Давлетшин М.Г. Психология технических спо-

Жданов Эдуард Рифович, Яфизова Регина Ахнафовна, Баринова Наталья Александровна и др. педагогические

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ... науки

собностей школьников. - Ташкент, 1970.

3. Делия, В.Г. Инновационное образование, формирующее инновационное мышление: монография / В.П. Делия. - Балашиха: Ин-т соц.-экон. прогнозирования и моделирования, 2005.

4. Коновальчук В.И. К вопросу творческого развития личности // Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 4. С. 20-23.

5. Кулюткин Ю.Н.Развитие творческого мышления школьников [Текст] / Канд. пед. наук Ю. Н. Кулюткин, канд. пед. наук Г. С. Сухобская ; О-во «Знание» РСФСР. Ленингр. организация. - Ленин-град: [б. и.], 1967. - 38 с.

6. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. 224 с.

7. Ярыгин О.Н., Кондурар М.В. Индуктивное мышление как компонент интеллектуальной компетентности // Карельский научный журнал. 2012. № 1. С. 40-42.

8. Васильев А.А., Горин Л.Н. Развитие технического мышления студентов среднего профессионального образования // Вестник НГИЭИ. 2014. № 8 (39). С. 11-18.

9. Павлова Е.С., Никитина М.Г. Формирование творческого подхода к математическому материалу у школьников и студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 133-135.

10. Федосеев В.М. Проблемы культуры мышления в математическом образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2012. № 4 (08). С. 171176.

11. Богунов Л.А. Инновационное в индивидуальном экономическом мышлении: аспекты содержания, формирования и развития // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 5-10.

12. Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 111113.

13. Яковлева Е.Л. Эксклюзивная инклюзивность творческой личности // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 27-30.

14. Недосвитий Н.В. Творческие индустрии как инструмент наращивания конкурентного потенциала территории // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 1. С. 87-90.

15. Холомина О.А., Курилова А.А. Развитие творческой личности учащихся в условиях развивающегося обучения // Карельский научный журнал. 2013. № 3. С. 31-33.

16. Концепция развития дополнительного образования детей: распоряжение №1726-р, подписано Д. Медведевым 4 сентября 2014 г. - http://nezavisroditeli. ucoz.ru.

17. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 338 с.

18. Афлятунова Н.А. Подходы к пониманию сотрудничества в психологической науке. // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. № 3 (7). - 2013. С. 43-46.

19. Анисимов, Н. М. Технология обучения изобретательской и инновационной деятельности : (учеб. пособие) / Н.М. Анисимов. - М.: Прометей, 1997. - 142 с.

20. Асташина Н.И. Подходы к определению структуры, содержания, путей формирования исследовательской компетентности студентов, будущих специалистов в области социокультурного сервиса // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 106-109.

21. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников / Под ред. В.В. Рубцова. - 73 Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - 286 с.

22. Патяко Г.И. Педагогические условия развития творческой активности школьников в процессе групповых форм обучения: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 -М.: 1996.-24 с.

23. Ярыгина Н.А., Залалетдинов А.Р. Психолого-педагогические условия формирования исследова-208

тельской компетенции в вузе как фундаментальная основа повышения качества образования магистров // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 124-126.

24. Энбом Е.А., Иванова В.А. Особенности формирования и развития исследовательской компетентности студентов в процессе изучения дисциплины «высшая математика» в техническом вузе // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 140-144.

25. Леонидова Г.В., Устинова К.А. Образовательный потенциал молодежи как ресурс модернизации // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 172-178.

26. Донец О.В. Об оценке инновационного потенциала и инновационной активности регионального отраслевого научно-учебного учреждения // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 46-50.

27. Гусева М.А., Кондаурова И.К. Организация исследовательской деятельности будущих педагогов-математиков в условиях национального исследовательского университета // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 4 (26). С. 101-106.

28. Кертанова В.В., Кондаурова И.К. Построение и реализация технологии развития математических способностей и познавательной самостоятельности студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. Т. 4. № 1 (16). С. 269-273.

29. Богданова А.В., Глазова В.Ф. Реализация проектной технологии в обучении студентов гуманитарных направлений подготовки с использованием современных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 34-36.

30. Бейлина Н.С. Куратор студенческой группы как субъект воспитательной деятельности вуза // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 33-36.

31. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.

32. 12Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение / Н. В. Матяш. - М.: Академия, 2011. - 144 с.

33. Гришин В. К. Педагогические условия повышения эффективности технического творчества школьников во внеурочное время: дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-М.: 1987.- 164 с.

34. Горский В.А. Развитие технического творчества учащихся 5-8 классов во внешкольной работе: дис. канд. пед. наук: 13.00.01. М.: 1972.- 165 с.

35. Жданов Э.Р., Яфизова Р.А., Салимова Е.С., Хурматуллина Р.И., Галиев А.Ф. Инновационная активность студентов // Глобальный научный потенциал. - № 12(75). - С.11-13

36. Дружинин В.Н. Психология способностей : избранные труды / В. Н. Дружинин ; [отв. ред.: А. Л. Журавлев, М. А. Холоднов, В. Д. Шадриков]. - М.: РГБ, 2009. - 539 с.

37. Бураева В.Г. Профессиональная мобильность как интегральное качество личности современного специалиста // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 70-73.

38. Использовать накопленный потенциал (научная молодежь и инновации) // Инновации. - 2006. -№ 8. -С. 47-51.

39. Иванова Т.Н. Конструирование региональной концептуальной модели социально-трудовой мобильности и занятости молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 25-27.

40. Щеглова Е.А., Жаткин Д.Н. К вопросу о формировании профессиональной мобильности студентов в условиях технического вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 1 (23). С. 139-144.

Жданов Эдуард Рифович, Яфизова Регина Ахнафовна, Баринова Наталья Александровна и др.

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ...

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41. Иванова Т.Н. Теоретико-методологические подходы к изучению социально-трудовой мобильности и профессиональной ориентации молодежи // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. № 4. С. 28-30.

42. Лившиц Ю.А., Иванова Т.Н. Профессиональная мобильность молодых специалистов в сфере услуг // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 54-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.