Научная статья на тему 'Социально-педагогический подход к проблеме формирования социальной инициативности молодежи в проектной деятельности'

Социально-педагогический подход к проблеме формирования социальной инициативности молодежи в проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1579
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ / YOUTH / SOCIAL INITIATIVE / DESIGN / SOCIAL-PEDAGOGIC APPROACH / FORMATION OF SOCIAL INITIATIVE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гарашкина Наталья Владимировна

Проблема формирования социальной инициативности молодежи является значимой для всего российского общества и государства, в современных условиях она приобретает особую актуальность. Выделены группы причин, актуализирующих исследование данной проблемы с позиции социально-педагогического подхода; рассмотрено базовое противоречие в сфере социализации современной молодежи и особенности социализации личности. На основе теоретического анализа дано определение понятия «социальная инициативность молодежи» как качества, проявляющегося в способности к самостоятельным начинаниям, приводящим к социальному успеху. Определена структура социальной инициативности молодежи, включающая: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, личностно-творческий компоненты. Выявлено, что компоненты социальной инициативности успешно формируются у молодежи в проектной деятельности, при следующих социально-педагогических условиях: расширение спектра видов и форм проектов, позволяющих включить молодежь в социально-полезную деятельность и осуществить самостоятельный выбор инициативной роли в проекте; использование социально-педагогических ресурсов творческой среды, обеспечивающей результативность взаимодействий по разработке и реализации проектов; осуществление социально-педагогического сопровождения проектной деятельности. Процесс формирования социальной инициативности молодежи это совокупность социально-педагогической деятельности и самостоятельной деятельности молодого человека. Результат данного процесса проявляется в умениях увидеть социальную проблему, разработать способы решения и реализовать их в процессе активной деятельности; предлагать оригинальные способы решения проблем повседневности, направленные на претворение в жизнь идей, предложений других людей, на удовлетворение собственных поисковых интересов и потребностей, на помощь окружающим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гарашкина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PEDAGOGIC APPROACH TO THE PROBLEM OF FORMATION OF SOCIAL INITIATIVE OF YOUTH IN DESIGN ACTIVITY

The problem of formation of social initiative of youth is significant for all Russian society and state in modern conditions it gains special relevance. Groups of the reasons making relevant the research of this problem from a position of social-pedagogic approach are allocated; a basic contradiction in the sphere of socialization of modern youth and feature of socialization of the personality is reviewed. On the basis of the theoretical analysis definition of the concept “social initiative of youth” is given, this is the quality which is shown in ability to the independent undertakings leading to social success. The structure of social initiative of youth is defined, including: motivational and valuable, cognitive, activity, personal creative components. It is revealed that components of social initiative are successfully formed at youth in design activity, under the following social-pedagogic conditions: expansion of a range of types and forms of the projects allowing to include youth in social and useful activity and to carry out an independent choice of an initiative role in the project; use of social-pedagogic resources of the creative environment providing productivity of interactions on development and implementation of projects; implementation of social-pedagogic maintenance of design activity. Process of formation of social initiative of youth is set of social-pedagogic activity and independent activity of the young human. The result of this process is shown in abilities to see a social problem, to develop ways of the decision and to realize them in the course of vigorous activity; to offer the original ways of the solution of problems of daily occurrence directed on implementation of ideas, proposals of other people, on satisfaction of own search interests and requirements for the aid of people around.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогический подход к проблеме формирования социальной инициативности молодежи в проектной деятельности»

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

УДК 364.044.4

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Наталья Владимировна ГАРАШКИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-педагогического образования, e-mail: nagaraisr@mail.ru

Проблема формирования социальной инициативности молодежи является значимой для всего российского общества и государства, в современных условиях она приобретает особую актуальность. Выделены группы причин, актуализирующих исследование данной проблемы с позиции социально-педагогического подхода; рассмотрено базовое противоречие в сфере социализации современной молодежи и особенности социализации личности. На основе теоретического анализа дано определение понятия «социальная инициативность молодежи» как качества, проявляющегося в способности к самостоятельным начинаниям, приводящим к социальному успеху. Определена структура социальной инициативности молодежи, включающая: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, личностно-творческий компоненты. Выявлено, что компоненты социальной инициативности успешно формируются у молодежи в проектной деятельности, при следующих социально-педагогических условиях: расширение спектра видов и форм проектов, позволяющих включить молодежь в социально-полезную деятельность и осуществить самостоятельный выбор инициативной роли в проекте; использование социально-педагогических ресурсов творческой среды, обеспечивающей результативность взаимодействий по разработке и реализации проектов; осуществление социально-педагогического сопровождения проектной деятельности. Процесс формирования социальной инициативности молодежи это совокупность социально-педагогической деятельности и самостоятельной деятельности молодого человека. Результат данного процесса проявляется в умениях увидеть социальную проблему, разработать способы решения и реализовать их в процессе активной деятельности; предлагать оригинальные способы решения проблем повседневности, направленные на претворение в жизнь идей, предложений других людей, на удовлетворение собственных поисковых интересов и потребностей, на помощь окружающим.

Ключевые слова: молодежь; социальная инициатива; проектирование; социально-педагогический подход; формирование социальной инициативности.

Проблема формирования социальной инициативности молодежи является значимой для всего российского общества и государства, в современных условиях она приобретает особую актуальность. Это обусловлено рядом причин. С одной стороны, расслоение общества, неустойчивость идеологической, социальной обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров, рост девиаций в молодежной среде, что не может не вызвать беспокойства за будущее страны. С другой стороны, современная социальная ситуация стимулирует развитие социальной

инициативы, социальной ответственности, способствует творческому саморазвитию личности молодого человека.

Эффективность деятельности в современном обществе в решающей мере зависит от компетентности в разработке стратегических и тактических программ, обеспечивающих не только функционирование, но и инновационное развитие службы, коллектива, внедрение новых технологий [1].

Новые социально-экономические условия усиливают необходимость постановки исследовательской проблемы социализации

и самореализации современной молодежи как субъекта преобразований современного российского общества. Социальная инициативность становится востребованным качеством личности молодого человека, способного не только адаптироваться, но и развиваться, самореализоваться в современном обществе. Формирование социальной инициативности молодежи - актуальное направление теории и практики социального воспитания.

Базовым противоречием в сфере социализации современной молодежи является противоречие между объективно усложняющейся социальной ситуацией, все возрастающими требованиями, предъявляемыми обществом к социализации подрастающего поколения, и недостаточно использующимися в практике социально-педагогическими средствами, оптимизирующими социальное воспитание личности.

Особенности социализации личности связаны с современной социальной ситуацией. Д.И. Фельдштейн, характеризуя современную социальную ситуацию, отмечает, что она «стимулирует развитие критического мышления, творческой инициативы, социальной ответственности, способствуя саморазвитию человека как личности. Но, с другой стороны, тревожное расслоение общества, рост сепаратизма, фундаментализма, национализма, неустойчивость экологической, идеологической, социальной обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров, манипулирование сознанием человека через СМИ вызывают не просто дезориентацию людей, но массовый социально-психологический стресс, который сказывается на их духовном и физическом здоровье.

Особенно сомнительная и опасная ситуация для растущих людей, т. к. противоречия развития значительно усилились в нынешней ситуации, которая приводит к искусственной задержке личностного развития, интенсифицирует рост квазипотребностей, квазиинтересов, отклонения в поведении, нарушения психической жизни, повышенную тревожность, агрессивность, существенные сдвиги в межличностных, межгрупповых отношениях» [2, с. 3].

Многие исследователи отмечают снижение социальной инициативности современной молодежи.

Для рассмотрения понятия «социальная инициативность молодежи» необходимо опираться на ювенологические исследования, аккумулирующие знания о становлении молодого поколения, о процессах формирования взрослеющей личности, а также уделяющем значительное внимание организации социальной практики с этой категорией населения.

В настоящее время в нашей стране исследования молодежной проблематики охватывают четыре основных направления (типология, предложенная В.П. Чупровым и дополненная Е.Б. Слуцким):

1) антропологическое (психологическое или социально-психологическое), в его основе лежит концепция личности, сознание и поведение которой детерминировано возрастными психофизиологическими особенностями и опосредовано психоаналитическими комплексами, а также различными защитными психологическими механизмами;

2) структурно-функциональное направление, в его основе - общественная потребность в структурном (системном) анализе эмпирического объекта (молодежи) и его сложных и противоречивых взаимосвязях с окружающей социальной средой;

3) культурологическое направление рассматривает сложный мир молодых людей через субъективные проявления (идеи, интересы, мотивы действий), которые отражаются в определенных типах культуры. Соответственно мир молодого поколения интерпретируется через некую форму его субкультуры. Анализ мировоззренческих позиций, форм досуга молодежи эти исследователи осуществляют под углом зрения феноменологии культуры. Данное научное направление позволило существенно расширить представления об особенностях молодежного сознания, произвести его типологизацию в рамках изучения субкультуры молодежи (как феномена);

4) интегративное (или ювенологиче-ское) направление, суть которого заключается в синтезе разных сочетаний вышеназванных пунктов, изучении молодежи во всем многообразии проявлений ее сознания и поведения в сложных взаимосвязях с окружающим миром [3].

Необходимо учитывать, что ученые по-разному трактуют понятие «молодежь».

В.И. Чупров, рассматривая молодежь, дает определение ее в широком смысле слова как обширной совокупности групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними субкультур, менталитета, социальной психологии и основных специфических видов деятельности в различных сферах жизни, а также в более узком (социологическом) смысле молодежь - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей, потребностей и видов жизнедеятельности [4].

Молодежь охватывает возрастную категорию от 14 до 35 лет (в широком смысле), от 16 до 30 (в узком смысле), для которой важным процессом является самоопределение в системе ценностных ориентаций, в профессиональных и жизненных сферах, выбор жизненного пути, самоутверждение, самореализация. Молодежь как особая категория социальной работы, являясь ее объектом и субъектом, должна своим трудом реализо-вывать свои цели, должна быть в постоянном поиске, самостоятельно строить свою судьбу. Молодежь - это важнейший фактор социальных перемен, огромная инновационная социальная сила [5].

Востребованным становится социально-педагогический подход в работе с молодежью. Социально-педагогическая работа с молодежью многоаспектна из-за различий на образовательном, культурном, социальном, материальном уровнях, в физическом состоянии, в возрасте. Систематизировать подходы к особенностям молодежи как субъекту и объекту социально-педагогической работы позволяют дихотомии:

- молодежь - это объект (в трудной жизненной ситуации) и субъект социально-педагогической работы (лидерство, социальная активность, инициативность);

- молодежь проявляет стремление к индивидуализации, к выражению личностных смыслов, к самореализации (индивидуальное творчество) и стремление быть включенным, принадлежать группе (группы по интересам, общественные организации);

- молодежь характеризует инноваци-онность и незащищенность;

- молодежи присущи рационализм и альтруизм.

«Невостребованные обществом возможности молодежи атрофируются или направляются в асоциальное или антисоциальное русло» [5].

Все это позволяет сделать вывод о том, что необходимо применять именно социально-педагогический подход и осуществлять на практике социально-педагогическую работу с данной возрастной группой.

Данный вывод согласуется с позицией М.И. Рожкова о том, что поддержка молодого человека необходима в построении им социальных отношений, оказании ему помощи в решении личностных проблем и преодолении трудностей социализации [6, с. 75].

Для социально-педагогического подхода становится актуальной разработка теоретических основ по преодолению социальной пассивности и формированию активных начал в поведении молодежи, направленных на социально позитивные изменения.

Формирование социальной инициативности молодежи в проектной деятельности является направлением социально-педагогической работы, включая совокупность средств социально-педагогического воздействия на подопечных, ближайшее окружение и социальную среду, гарантирующую достижение позитивного социального результата [7, с. 67].

Базовое понятие «инициативность» является междисциплинарным феноменом, которое исследуется в философии, психологии, педагогике и ряде других научных областей. Еще А.С. Макаренко в своих педагогических сочинениях называл определяющую черту инициативности - готовность к совершению действий по собственному почину. Он отмечал, что инициатива возникает тогда, «когда есть задача, ответственность за ее выполнение, когда есть требование коллектива» [8].

Т.С. Борисова дает определение инициативности как качества личности, выражающее постоянство состояний ее предрасположенности и устойчивость стремлений к инициации [9].

С.С. Гилем рассматривается понятие «инициатива» как соответствующая форма проявления собственных потребностей и реально применяемый в ежедневной жизни мо-

лодого человека инструмент, способ взаимодействия с социальной действительностью [10].

О.В. Ненарокова определяет понятие «социальная инициативность» как интегра-тивное качество личности, которое характеризуется ее способностью и склонностью к активным, осознанным и самостоятельным действиям, добровольно осуществляемых человеком с целью преобразования окружающей действительности в интересах общества, содействия другим людям в продуктивном решении их проблем, собственного самосовершенствования [11].

О.В. Ненарокова считает, что социальная инициатива - это побудитель деятельности, потребность, желание, обращающее энергию личности на общественно-значимые, активные действия. Это позволяет ей утверждать то, что социальная инициатива сближается с понятиями: «социальное нововведение», «социальное новаторство», «социальное творчество». В соответствии с этим к признакам социальной инициативы она относит:

- новизну, опережение в разрешении социальных проблем и противоречий;

- лидерство в поиске и внедрении: новых способов преобразования социальной действительности;

- способ преодоления устаревшего, отжившего;

- добровольный характер деятельности;

- творческое отношение к делу, к труду, сложившимся способам поведения -обычаям, нравам, традициям;

- большую меру ответственности [11, с. 11].

Инициатива выражается в добровольной деятельности (на благо общества, в личных интересах), в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения (обычаям, нравам, традициям). В моральном смысле инициатива характеризуется тем, что человек берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общепринятых норм.

С.В. Тетерский исследовал социальную инициативность как интегративное социально востребованное качество личности, позволяющее тем, кому оно присуще, своим трудом и активностью достигать конкретных результатов, выработать умение самостоятельно решать сложные проблемы, готовность к резким жизненным переменам, доб-

ровольному служению на благо общества [12, с. 18].

Инициативность может иметь социальную направленность, что предполагает постоянную готовность сочувствовать, сопереживать, помочь бескорыстно, готовность откликнуться и понять близких, или асоциальную направленность, выражающуюся в эмоциональной неприязни, равнодушии к делам и состоянию других людей, антигуманных поступках, притеснении слабых, проявлении жестокости, зависти.

Социальная инициативность предполагает ориентацию на материальное, духовное, моральное благосостояние человека, общества и государства.

С.В. Тетерский считает, что воспитание социальной инициативности молодежи предполагает: постоянную сверку и корректировку педагогом социальной инициативы с момента ее зарождения до оценки результатов с педагогическими задачами и принципами воспитания человека на основе социального заказа и духовно-нравственного идеала; получение педагогических, социальных, экономических и гражданских эффектов для инициаторов, общества и государства [12, с. 23].

Анализ трудов вышеуказанных авторов (Т.С. Борисова, С.С. Гиль, О.В. Ненарокова, С.В. Тетерский), учет особенностей молодежи и специфика социализации в современных условиях позволили определить структуру социальной инициативности молодежи, которая включает взаимосвязанные компоненты:

- мотивационно-ценностный;

- когнитивный;

- деятельностный;

- личностно-творческий [9-12].

Формирование мотивационно-ценност-

ного компонента социальной инициативности молодежи требует не только внешнего педагогического и социально-педагогического воздействия, но и активации внутренних убеждений: мотивов, потребностей, ценностных ориентации, стремлений, притязаний самого молодого человека.

Мотивационно-ценностный компонент социальной инициативности проявляется в ценностной мотивации деятельности, ответственности за результаты и последствия деятельности, во внутренней потребности при-

нести пользу другим людям, обществу, в стремлении к самосовершенствованию, самореализации своих потенциальных возможностей.

Когнитивный компонент социальной инициативности рассматривается как наличие знаний об окружающем его мире, о многообразии жизненных форм, разнообразии человеческого бытия, взглядов, отношений, суждений, о возможностях получения информации для решения задач социально-полезной деятельности (учебной, трудовой, спортивной, коммуникативной, досуговой и др.).

Деятельностный компонент социальной инициативности характеризует реальную включенность в деятельность, умения и навыки в деятельности (целеполагание, планирование, выбор способа достижения цели, контроль и оценка результатов), владение приемами рациональной организации познавательной и созидательной деятельности. Он проявляется в самостоятельности, поисковой активности, стремлении овладеть навыками самоконтроля, в самокритичности, адекватной самооценке результатов деятельности, стремлении доводить начатое до конца, добиваться качественных результатов.

Личностно-творческий компонент социальной инициативности проявляется в умении создавать творческие идеи и реализо-вывать их в процессе активной деятельности, предлагать оригинальные способы решения проблем повседневности, направленные на претворение в жизнь новаторских предложений, на удовлетворение поисковых интересов и потребностей, на помощь окружающим, являющихся основой созидания, преобразования окружающей действительности.

Рассмотренные позиции позволили дать определение социальной инициативности молодежи как интегральному качеству, проявляющемуся в способности к активной и самостоятельной социально полезной деятельности, которая формируются в процессе целенаправленного социального воспитания. Эта способность проявляется в умении видеть проблему, разрабатывать способы решения и реализовывать их в процессе активной деятельности, предлагать оригинальные способы решения проблем, направленные на позитивное преобразование окружающего мира.

Для нас важно, что процесс формирования социальной инициативности молодежи осуществляется в проектной деятельности, считаем, что именно данная деятельность способствует интенсификации базового процесса.

Формирование социальной иницативно-сти молодого человека необходимо рассматривать в контексте целостного формирования личности.

«Человека нельзя «сделать», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность, и исключительно через механизм этой его собственной или совместной с другими людьми деятельности он сформируется в то, чем делает его эта (общественная в своей сущности, коллективная) деятельность (труд и т. д.)» [13].

Рассмотрение вопроса формирования социальной инициативности молодого человека должно вестись с учетом активности самой формирующейся личности.

В педагогической литературе почти всегда проблема формирования личности рассматривается в аспекте проблем воспитания.

Задача формирования личности поставлена обществом и государством перед системой образования, что находит отражение в Федеральном законе «Об образовании», который содержит положение о свободном развитии личности, но тут же связывает его с приоритетом общечеловеческих ценностей, воспитанием гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе. Принципиальным является и положение преамбулы Закона о целенаправленности формирования личности «в интересах человека, общества и государства».

Категория «формирование» в современном научном понимании - это внутренние и внешние изменения под воздействием внешних и внутренних факторов, это присвоение индивидом человеческого опыта, это процесс содержательного обогащения человека, сопровождающийся возникновением и изменением внешне проявляющихся особенностей. Формирование не имеет признака «финаль-ности», оно непрерывно в жизни человека. Педагогику интересует целенаправленное использование движущих сил формирования.

С этих позиций педагогическое формирование личности - это организация и реализация педагогической системы совместной работы с нею (личностью), содействие ее самоформированию и созданию благоприятных условий для этого [14, с. 147].

Соответственно социально-педагогическая система по формированию социальной инициативности молодежи должна включать педагогическое воздействие субъектов социальной среды, самостоятельную деятельность молодых людей и создание благоприятных социально-педагогических условий.

Проведенный анализ позиций к определению понятия «формирование личности» позволил дать рабочее определение понятию «формирование социальной инициативности молодежи» - это процесс, включающий:

1) педагогическое управление;

2) самостоятельную деятельность молодых людей, обеспечивающую приобретение опыта деятельности, освоение компетенций и ценностей, приобретение позитивного социального опыта, способствующего активности в решении социально значимых задач.

В ходе проводимых кафедрой социальной работы Тамбовского государственного университета исследований выявлено, что наиболее эффективным средством формирования социальной инициативности молодежи как направленной социализации является проектная деятельность.

Проектирование рассматривается как один из определяющих видов деятельности человека, вносящий изменения в культуру, пронизывающий все сферы жизни человека. В широком смысле проектирование - это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде.

Проблема проектирования чрезвычайно многоаспектна в силу своей интегративной функции, поэтому в равной степени значима для любой деятельности. Проектирование является важнейшим компонентом способа жизнедеятельности любого человека, про-ектность как способность к предвидению является по сути архитипической чертой человеческого сознания.

Проектирование - прекрасное приложение творческого, созидательного потенциала субъекта деятельности, который стремится создавать новое. В проектировании наука

открывается человеку как призыв к деятельности.

Проектирование, по сути, представляет процесс, обеспечивающий переход потребности в мотив, реализация которого дает возможность человеку гармонизировать его отношения с объективной реальностью. В конкретной ситуации проект позволяет решать определенные проблемы [15, с. 31].

В проектной деятельности актуализируется социальная инициатива личности.

Проектная деятельность молодежи может быть определена как вид деятельности, направленный на разрешение противоречий, решение проектной задачи, для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные (компетентность, способности, активность) условия, результат которой значим для самой личности, для другого человека, для социума.

Молодежь как возрастная категория, имеющая потенциал в реализации личных и общественных целей, как важнейший фактор социальных перемен и инновационный ресурс будущего государства и общества способна активно включиться в проектную, социально значимую деятельность.

Важность процесса формирования социальной инициативности личности приобретает именно в студенческом возрасте, т. к. выпускникам вузов предстоит претворять в жизнь идеи гражданского общества, от сегодняшних студентов зависит наше будущее.

Источниками формирования социальной инициативности выступают процессы целенаправленного педагогического воздействия (посредством семьи, образования, средств массовой коммуникации) и спонтанные процессы, связанные со стихийным влиянием макро- и микросоциальных условий жизнедеятельности, отражением их в индивидуальном и групповом сознании молодежи.

Традиционными средствами формирования социальной инициативности студенческой молодежи являются: воспитательный потенциал учебного процесса; традиции вуза, группы; научно-исследовательская деятельность студентов; студенческая практика; студенческое самоуправление; культурно-массовая и творческая деятельность студентов; спортивно-оздоровительная работа.

Огромный потенциал в формировании данного качества личности имеет волонтер-

ская деятельность и непосредственное включение студентов в проекты, нацеленные на решение социальных проблем. Начиная как наблюдатель, затем действуя как помощник, создатель, реализатор и реальный руководитель волонтерского проекта, студент осознает важность решения конкретной социальной проблемы для другого человека, для общества и государства, понимает и свою ответственность за судьбу страны.

Участие студента в социальных проектах, нацеленных на решение социальных проблем и сохранение социального благополучия населения, позволяет формировать социальную инициативность и является показателем его социальной инициативности.

Необходимо учитывать, что социальное проектирование - это:

- особого рода интеллектуальная и социально-значимая деятельность, связанная с ценностным переосмыслением и переживанием потребностей в преобразовании действительности, с информационной и семиотической подготовкой предстоящих целенаправленных позитивных социальных изменений;

- комплексная деятельность, которая предполагает креативность, культуру, компетентность и ответственность проектировщика (индивида, группы);

- адекватный ответ на человеческую потребность самовыразиться путем изменения ситуации в среде в более позитивную сторону, это средство реализации творческого потенциала личности;

- активное выражение особого гуманистического отношения к действительности и с действительностью в процессе создания социального проекта.

Проект социальной направленности связан с осуществлением деятельности по решению вполне определенных, закрепленных в культуре задач, выделяемых в проблемных ситуациях в системе «человек - общество», и на социальную профилактику, поддержку социальных и творческих инициатив.

Результаты исследований, проводимых преподавателями кафедры социальной работы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина, позволяют определить включение в социальные проекты как перспективное направление деятельности:

- самих студентов (самоуправление);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- педагогов со студентами (сотрудничество);

- вуза и организаций социальной сферы (социальное партнерство).

В ходе социального проектирования как личностно и социально-значимой деятельности у студента формируются проектное мышление, создающее основу для развития «конструктов», алгоритмов успешного достижения настоящих и будущих целей в личной, социальной и профессиональной деятельности, а также социально-значимые качества.

Социальный проект реализуется при помощи ресурсных компонентов: особой адаптивной технологии проектирования, компетентности, социальной активности и заинтересованности проектировщика в решении конкретной социальной проблемы.

Проведенные исследования показывают, что наилучшие результаты студенческие проекты дают, когда они строятся как решение творческой личностно и социально-значимой задачи, что дает возможность для самореализации и проявления ценностей, компетентности, социальных качеств личности, и достигаются путем прогнозирования социальных перспектив, отдаленных результатов социального действия, рефлексии субъектного опыта.

Проект социальной направленности -это результат активного включения в решение социальной проблемы населения города, региона.

С учетом проблемности социальные проекты, реализуемые студентами - будущими социальными работниками, разделены на объектно-ориентированные (помощи, защиты, консультирования, информирования, просвещения, профилактики, реабилитации, сопровождения) и субъектно-ориентирован-ные (планирование, обеспечение ресурсами, мотивация, координация, посредничество, контроль).

К технологиям, позволяющим включить студенческую молодежь в проекты социальной направленности, относим педагогические, социально-педагогические, социально-психологические (активные, интерактивные, проблемные, игровые, проектные, мотиваци-онные). Технологический компонент системы вузовской подготовки будущего социального работника должен включать не толь-

ко базовые формы организации обучения (теоретическое и практическое обучение, самостоятельную работу студентов), но и методы, активизирующие студента, развивающие способности работать в междисици-плинарной команде, в социуме, личностно-ориентированные методы развития организаторских и лидерских качеств, а также групповые и коллективные формы организации обучения, формирующие личностно-профес-сиональные компетенции [16].

С октября 2014 г. по настоящее время кафедра социальной работы Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина участвует в проекте «Академия гражданской активности». Данный социально-образовательный проект осуществляется на базе общественной организации для студенческой молодежи и специалистов, обеспечивающих систему гражданского образования в регионе, это социально-педагогическая технология, объединяющая потенциал вуза, общественной организации и личностные ресурсы. Инициатором данного проекта является Тамбовская областная общественная организация «Молодежные инициативы». Социально-педагогический результат данной технологии - это положительные отзывы детей и педагогов, которые участвовали в созданных студентами проектах, нацеленных на формирование гражданских качеств у детей и подростков г. Тамбова и Тамбовской области.

В ходе реализации обучающих программ «Академии гражданской активности» каждый участник (студенты и педагоги) имел возможность получить ответы на все интересующие вопросы в области современного гражданского образования и воспитания, социального проектирования и волонтерской деятельности (теории и технологии социального проектирования, социального партнерства; фандрайзинга и социальной рекламы; волонтерства и добровольчества и др.), узнать об инновационном опыте реализации социально-значимых и волонтерских проектов в области гражданского воспитания и образования; приобрести навыки работы в команде проекта. Расписание занятий включало проведение круглых столов, мастер-классов, деловых игр, тренингов, индивидуальных консультаций.

Необходимо отметить, что перспективны комплексные волонтерские проекты, в кото-

рые включены будущие специалисты различных профессиональных областей, осваивающие компетенции, позволяющие обеспечивать решение конкретной социальной проблемы (психологической, правовой, педагогической).

Важно, что студенты, участвующие в проекте «Академия гражданской активности», начали осознавать общественную важность и смысл своей волонтерской деятельности, научились рефлексировать и осуществлять ее как субъекты социально значимой деятельности.

Включение будущих профессионалов в волонтерские проекты еще на первом этапе профессиональной подготовки (первый курс) оказывает позитивное влияние на развитие у студента организаторских, коммуникативных способностей.

Студенты, включенные в различные виды социальных проектов, разрабатывающие и реализующие самостоятельные проекты, которые реализуются на базе ТООО «Молодежные инициативы» (старшие курсы), демонстрируют позитивную тенденцию в развитии профессиональной компетентности, гражданских качеств и социальной инициативности.

Следует учитывать, что процесс формирования социальной инициативности личности очень длительный и его результаты отсрочены, проявятся по истечении времени. Социально-педагогическое воздействие на студентов, прямое или косвенное, не будет иметь результата, если оно не будет принято ими самими.

В образовательном проекте получен социально-педагогический результат, т. к. идея формирования социальной инициативности воспринималась студентами как общественно и личностно значимая, когда они в процессе проектной деятельности получили общественное признание, благодарность детей и взрослых, осознали ответственность за результаты волонтерских проектов, ощутили чувство собственного достоинства и удовлетворенность своей проектной деятельностью, о чем свидетельствуют данные выходной диагностики.

В ходе проведенного исследования были определены социально-педагогические условия формирования социальной инициативности молодежи средствами проектной деятельности:

- расширение спектра видов (традиционные, инновационные) и форм (индивидуальные, групповые, коллективные) проектов, позволяющих включить молодежь в социально-полезную деятельность и осуществить самостоятельный выбор инициативной роли (от участника до руководителя проекта);

- создание творческой проектной среды, обеспечивающей результативность взаимодействий при разработке и реализации проектов;

- осуществление социально-педагогического сопровождения проектной деятельности молодежи.

Социально-педагогическое сопровождение по М.И. Рожкову имеет особое значение для молодежи, это метод, обеспечивающий создание условий развития для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [5, с. 107].

Социально-педагогическое сопровождение проектной деятельности молодежи предполагает: социально-педагогическую диагностику, индивидуальную помощь, консультирование до начала проектной деятельности, в ходе ее и в процессе рефлексии проекта, а также разработку информационного обеспечения по организации самостоятельной работы учащегося в ходе проектной деятельности (рекомендации, технологические карты, инструкции), проведение специальных тренингов проектных умений и развитию социальных и творческих качеств (умение работать в команде, лидерство и др.).

Таким образом, социальная инициативность молодежи является показателем ее субъектности, качеством, проявляющимся в способности к самостоятельным начинаниям, приводящим к социальному успеху. Это качество формируется у молодежи в проектной деятельности при следующих социально-педагогических условиях: расширение спектра видов и форм проектов, позволяющих включить молодежь в социально-полезную деятельность и осуществить самостоятельный выбор инициативной роли в проекте; использование социально-педагогических ресурсов творческой среды, обеспечивающей результативность взаимодействий по разработке и реализации проектов; осуществление социально-педагогического сопровождения проектной деятельности. Процесс формирования социальной инициативности молодежи - это совокупность социально-педагогической и

самостоятельной деятельности молодого человека. Результат данного процесса проявляется в умениях увидеть социальную проблему, разработать способы решения и реализо-вывать их в процессе активной деятельности, предложить оригинальные способы решения проблем повседневности, направленные на претворение в жизнь идей, предложений других людей, на удовлетворение собственных поисковых интересов и потребностей, на помощь окружающим.

1. Дружинина А.А. Управленческая культура социального работника: сущность, структурный состав // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 2 (94). С. 108-112.

2. Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека. М., 2005.

3. Проблемы социальной работы с молодежью / под ред. С.С. Бразевича, Е.Г. Слуцкого. СПб., 2006.

4. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Певцова Е.А. Права молодежи в России: состояние и проблемы реализации: Сравнительный социолого-пра-вовой анализ. М., 2007.

5. Гарашкина Н.В. Технология социальной работы. Тамбов, 2004.

6. Рожков М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика. М., 2008.

7. Гарашкина Н.В. Развитие образовательного пространства как условие гуманизации сельского социума // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. Тамбов, 2003. № 2 (4). С. 64-71.

8. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: сочинения: в 7 т. М., 1960. Т. 5.

9. Борисова Т.С. Развитие инициативности сельских школьников как ресурс их жизненного и профессионального самоопределения: монография. М., 2007.

10. Гиль С.С. Содержание социально-педагогической поддержки молодежных инициатив на муниципальном уровне управления // Социальная работа: теория, технологии, образование. 2003. № 1. С. 35-40.

11. Ненарокова О.В. Воспитание социальной инициативности у студентов во внеаудиторной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2009.

12. Тетерский С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Тамбов, 2004.

13. Гарашкина Н.В. Проектирование социального образования в вузе: концепция, модель, технология реализации. Тамбов, 2004.

14. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995.

15. Гарашкина Н.В. Социальное проектирование как фактор профессионализации будущих социальных работников // Социальная работа. 2010. № 3. С. 31-35.

16. Дружинина А.А. Ресурсы образовательной среды вуза в формировании управленческой культуры студента - будущего социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2012. Вып. 6 (110). С. 100-107.

1. Druzhinina A.A. Upravlencheskaja kul'tura social'nogo rabotnika: sushhnost', strukturnyj sostav // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki. Tambov, 2011. Vyp. 2 (94). S. 108-112.

2. Fel'dshtejn D.I. Prioritetnye napravlenija razvitija psihologicheskih issledovanij v oblasti obrazovanija i samoobrazovanija sovremennogo cheloveka. M., 2005.

3. Problemy social'noj raboty s molodezh'ju / pod red. S.S. Brazevicha, E.G. Sluckogo. SPb., 2006.

4. Chuprov V.I., Zubok Ju.A., Pevcova E.A. Prava molodezhi v Rossii: sostojanie i problemy realizacii: Sravnitel'nyj sociologo-pravovoj analiz. M., 2007.

5. Garashkina N.V. Tehnologija social'noj raboty. Tambov, 2004.

6. Rozhkov M.I. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'ju. Junogogika. M., 2008.

7. Garashkina N.V. Razvitie obrazovatel'nogo prostranstva kak uslovie gumanizacii sel'skogo

sociuma // Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. Tambov, 2003. № 2 (4). S. 64-71.

8. Makarenko A.S. Metodika organizacii vospitatel'nogo processa: sochinenija: v 7 t. M., 1960. T. 5.

9. Borisova T.S. Razvitie iniciativnosti sel'skih shkol'nikov kak resurs ih zhiznennogo i professional'nogo samoopredelenija: monografja. M., 2007.

10. Gil' S.S. Soderzhanie social'no-pedagogicheskoj podderzhki molodezhnyh iniciativ na municipal'nom urovne upravlenija // Social'naja rabota: teorija, tehnologii, obrazovanie. 2003. № 1. S. 35-40.

11. Nenarokova O.V. Vospitanie social'noj iniciativnosti u studentov vo vneauditornoj dejatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kostroma, 2009.

12. Teterskij S.V. Vospitanie social'noj iniciativnosti detej i molodezhi: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Tambov, 2004.

13. Garashkina N.V. Proektirovanie social'nogo obrazovanija v vuze: koncepcija, model', tehnologija realizacii. Tambov, 2004.

14. Pedagogika / pod red. P.I. Pidkasistogo. M., 1995.

15. Garashkina N.V. Social'noe proektirovanie kak faktor professionalizacii budushhih social'nyh rabotnikov // Social'naja rabota. 2010. № 3. S. 31-35.

16. Druzhinina A.A. Resursy obrazovatel'noj sredy vuza v formirovanii upravlencheskoj kul'tury studenta - budushhego social'nogo rabotnika // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija Gumanitarnye nauki. Tambov, 2012. Vyp. 6 (110). S. 100-107.

Поступила в редакцию 31.07.2015 г.

UDC 364.044.4

SOCIAL-PEDAGOGIC APPROACH TO THE PROBLEM OF FORMATION OF SOCIAL INITIATIVE OF YOUTH IN DESIGN ACTIVITY

Natalya Vladimirovna GARASHKINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of Social-Pedagogic Education Department, e-mail: nagaraisr@mail.ru

The problem of formation of social initiative of youth is significant for all Russian society and state in modern conditions it gains special relevance. Groups of the reasons making relevant the research of this problem from a position of social-pedagogic approach are allocated; a basic contradiction in the sphere of socialization of modern youth and feature of socialization of the personality is reviewed. On the basis of the theoretical analysis definition of the concept "social initiative of youth" is given, this is the quality which is shown in ability to the independent undertakings leading to social success. The structure of social initiative of youth is defined, including: motivational and valuable, cognitive, activity, personal creative components. It is revealed that components of social initiative are successfully formed at youth in design activity, under the following social-pedagogic conditions: expansion of a range of types and forms of the projects allowing to include youth in social and useful activity and to carry out an independent choice of an initiative role in the project; use of social-pedagogic resources of the creative environment providing productivity of interactions on development and implementation of projects; implementation of social-pedagogic maintenance of design activity. Process of formation of social initiative of youth is set of social-pedagogic activity and independent activity of the young human. The result of this process is shown in abilities to see a social problem, to develop ways of the decision and to realize them in the course of vigorous activity; to offer the original ways of the solution of problems of daily occurrence directed on implementation of ideas, proposals of other people, on satisfaction of own search interests and requirements for the aid of people around.

Key words: youth; social initiative; design; social-pedagogic approach; formation of social initiative.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.