Научная статья на тему 'Модели реализации социального потенциала молодежи в социальном развитии городского и сельского социума. Часть 3. Реализация социального потенциала молодежи в предпринимательской деятельности'

Модели реализации социального потенциала молодежи в социальном развитии городского и сельского социума. Часть 3. Реализация социального потенциала молодежи в предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИУМ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / МОДЕЛЬ / МОЛОДЕЖЬ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алаторцева Ирина Сергеевна, Борисова Татьяна Сергеевна

Работа посвящена проблемам развития социального потенциала молодежи и условиям его эффективной реализации в социальной практике. В контексте государственной молодежной политики разработаны модели реализации потенциала молодежи в социальном развитии города и села. В третьей части представлена модель реализации социального потенциала молодежи в предпринимательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алаторцева Ирина Сергеевна, Борисова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модели реализации социального потенциала молодежи в социальном развитии городского и сельского социума. Часть 3. Реализация социального потенциала молодежи в предпринимательской деятельности»

МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКОГО СОЦИУМА. ЧАСТЬ 3. РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДЕЖИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Алаторцева Ирина Сергеевна, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва

E-mail: iren_alator@mail.ru

Борисова Татьяна Сергеевна, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва

E-mail: tsborisova60@mail.ru

Аннотация. Работа посвящена проблемам развития социального потенциала молодежи и условиям его эффективной реализации в социальной практике. В контексте государственной молодежной политики разработаны модели реализации потенциала молодежи в социальном развитии города и села. В третьей части представлена модель реализации социального потенциала молодежи в предпринимательской деятельности.

Ключевые слова: социум, социальный потенциал, модель, молодежь, предпринимательская деятельность

Решение проблемы занятости молодежи, создание условий для обеспечения востребованности образовательной подготовки, потенциала молодых людей на рынке труда в значительной мере связаны с вовлечением молодежи в предпринимательскую деятельность.

Реализация социального потенциала молодежи в предпринимательской

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

деятельности обеспечивает развитие и применение способностей молодых людей, мотивирует их к дальнейшей самореализации в социально-экономической практике.

Желание раскрыть свои способности, апробировать в конкретном проекте собственную идею, попробовать себя в новом деле являются одними из основных побудительных мотивов перехода молодежи в предпринимательскую деятельность.

В предпринимательстве молодой человек не только реализует свои интересы, но и включается в процесс социализации, приобщается к определенным ценностям и нормам, находит полезный круг общения.

Социальный потенциал молодежи мы рассматриваем как совокупность взаимообусловленных характеристик молодежи, отражающих ее личностные созидательные творческие социальные ресурсы, которые данная социальная группа и каждая личность стремится развивать и реализовывать в социальной практике с целью воплощения в ней гуманистических ценностей и идеалов. Социальный потенциал молодежи включает в себя готовность молодых людей к выполнению социальных ролей и функций, социокультурный опыт социальной группы и каждой личности, ее социальную компетентность, потребность и готовность к самореализации в социальной практике, инициативность, ответственность, гражданскую позицию, нравственные идеалы и ценности, социальную субъектность.

Подчеркнем, что в структуре признаков социального потенциала молодежи на первый план выходят инициативность, активность и ответственность, обеспечивающие социально эффективные формы жизнедеятельности молодежи. При этом, инициативность мы рассматриваем как интегрированное свойство личности, отражающее ее способность к самостоятельным начинаниям, обеспечивающее достижение социального успеха, характеризующее активно-созидательную позицию личности по отношению к самому себе, социальному и природному окружению.

Подготовка к предпринимательской деятельности, осуществляемая через экономическое образование, становится сегодня показателем образованности современного молодого человека.

Результатом этой работы являются формирование и рост качества трудового потенциала российского общества. Образование в сфере экономики востребуется как необходимая составляющая любой деятельности, является залогом эффективной работы во всех сферах, обязательным компонентом культуры личности современного человека.

По мнению И.А.Сасовой, сущность и основная цель экономической подготовки молодых людей заключается в их постоянном деятельностном

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

развитии, освоении ими изменяющихся экономических реалий, повышении их жизненной устойчиво сти [1].

Данная сущность реализуется в следующих задачах:

- воспитание собственника, хозяина, главного субъекта экономических отношений;

- формирование базовых социально-экономических знаний и умений;

- развитие деловых качеств, способностей к предпринимательской деятельности, умений налаживать конструктивные партнерские отношения, ориентироваться в новых экономических отношениях;

- воспитание культуры деловых отношений;

- развитие потребности в самопознании и саморазвитии [1].

Сущность экономической и предпринимательской подготовки заключается не только в формировании определенных экономических знаний и умений, но и в социально-психологической подготовке к реальной экономической деятельности. В рамках такой подготовки более актуальным будет являться развитие у молодежи значимых для этой деятельности качеств, таких как деловитость, расчетливость, предприимчивость и др.

Работа с молодежью по развитию и реализации их социального потенциала, продвижению идей малого предпринимательства осуществляется в основном через школы, учреждения среднего и высшего профессионального образования, молодежные общественные организации и другие институты социализации. Развивается сеть учреждений довузовской ориентированной на предпринимательскую деятельность подготовки: спецшколы, лицеи и пр.

На современном этапе в нашей стране инфраструктуру поддержки молодых предпринимателей в различных регионах представляют органы власти, отвечающие за развитие малого предпринимательства; департаменты и комитеты молодежной политики; бизнес-инкубаторы; различные фонды, оказывающие финансовую поддержку предпринимателям; общественные организации, бизнес-ассоциации, объединения молодых предпринимателей и другие организации.

Изучение практики выявило, что в систему поддержки молодых предпринимателей входят не только органы власти, но и различные общественные и коммерческие организации. В разных городах инициаторами выступают разнообразные структуры.

Например, в Москве, ведущую роль играют органы власти, так как молодежь определена целевой группой в программе развития предпринимательства. В других городах общественные организации и вузы реализуют эффективные молодежные программы для формирования и реализации предпринимательского потенциала.

В Санкт-Петербурге с целью поддержки предпринимательской

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

деятельности было открыто Агентство по развитию малого бизнеса. Поддержкой молодежного бизнеса в Москве занимается Московский городской центр инноваций и высоких технологий (МИВТ-Центр) совместно с Государственным учреждением Департамента семейной и молодежной политики «Гражданская смена».

Часто задействуются разнообразные организации. Так Московский фонд подготовки кадров (МФПК) реализует образовательные программы для молодых предпринимателей.

Многие регионы сегодня осуществляют экономическую и предпринимательскую подготовку молодежи с учетом ее потребностей.

В этом плане интересен опыт Российской очно-заочной школы юных менеджеров и предпринимателей, базирующейся в Москве и имеющей 23 филиала в городах России.

Сессии, семинары, сборы, профильные лагерные смены помогают молодежи самоопределиться в выбранной сфере деятельности. Практическое обучение проводится в банках, рекламных агентствах, и других учреждениях.

Слушатели школы участвуют в реальных предпринимательских проектах: подготовка и издание журнала, организация мини-буфетов и магазинов, всероссийских бизнес-фестивалей молодежи.

Интересна, на наш взгляд, концепция подготовки молодежи к предпринимательской деятельности, разработанная и реализуемая в Пензе. Автор данной концепции Резник И.А убежден, что выучить на бизнесмена нельзя, бизнесмена можно только вырастить и сформировать. Суть концепции заключается в новой методике образования юных менеджеров и предпринимателей, которая должна свестись в конечном счете к моделированию выпускниками своего рабочего места или своего бизнеса. Автор считает, что научить молодого человека не искать свою будущую работу (даже правильно, строго соблюдая рекомендации специалистов), а самому «конструировать» ее -вот главная цель современного учебного заведения данного типа. Бизнес-образование молодежи лучше всего проводить в рамках специализированных предприятий - так называемых общественных детских деловых организаций. При этом важно обеспечить их эффективность за счет обеспечения целого ряда внутренних и внешних факторов, условий. Эффективность достижима, если:

- положить в основу отношений членов организаций добро и справедливость в сочетании с уважением к каждому члену организации;

- создать условия для того, чтобы каждый мог участвовать в значимых для себя и организации делах;

- обеспечить сотрудничество молодежи и взрослых;

- заниматься коллективной творческой деятельностью [2].

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Основными преимуществами создания общественных детских деловых организаций, по мнению Резника И.А., является, во-первых, объединение материальных, организационных, управленческих и иных ресурсов, которыми располагают действующие разрозненно молодежные структуры. Во-вторых, это осмыслен-ное объединение детей, у которых есть общие цель, задачи, содержание дея-тельности.

Общественная детская деловая организация рассматривается также как некий «полигон» или «инкубатор» для той части молодежи, которая стремится сделать себе карьеру менеджера, поскольку большинство административных должностей в организации распределяется среди самих подростков.

Анализ социальной практики показал, что, в основном, молодежь предпочитает работать в крупном бизнесе и органах государственной власти. Изменить такое положение может комплексная система выявления талантливых молодых людей с предпринимательскими задатками на этапе школы, вуза, ссуза, организация соответствующего обучения, консультирования, создание площадок для реализации бизнес-идей, содействие в развитии молодежных проектов в предпринимательской инфраструктуре.

Анализ разнообразного опыта подготовки молодежи к предпринимательской деятельности позволяет выделить следующие основные задачи:

- формирование базового уровня экономической грамотности, необходимого для ориентации молодежи в условиях происходящих изменений в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации выпускни-ков;

- формирование инновационного экономического мышления: умение выносить аргументи-рованные суждения по экономическим вопросам, обретения опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

- выработка практических навыков принятия ответственных экономических решений как в личной, так и в общественной жизни;

- формирование способности к саморазвитию, самообразованию, воспитания у молодежи инициативы и активности, развитие социального потенциала.

Анализ современной практики также позволяет сформулировать основные принципы построения систе-мы подготовки и обучения предпринимательских кадров:

- непрерывность,

- системность,

- интегративность,

- преемственность,

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

- региональность при сохранении единого образовательного пространства.

Ведущие цели системы:

- выявление и развитие индивидуальных способностей молодежи и их направленности;

- учет новых требований рыночной экономики к качествам личности;

- активное включение в решение проблем рынка труда.

Единая система обучения подготовки предпринимательских кадров, должна начинаться с общеобразовательной и профессиональной школы и завершаться в средних специальных и высших учебных заведениях, а также в системах повышения профессиональной квалификации и переподготовки кадров, в бизнес-инкубаторах и через различные формы обучения негосударственного сектора и с помощью самообразования.

Экономическое и предпринимательское образование молодежи сегодня можно без преувеличения назвать самой многогранной и содержательной экспериментальной площадкой, где отрабатываются новые программы и формы обучения, системы и учреждения. Центральной идеей инновационных процессов в экономической подготовке молодежи является, на наш взгляд, развитие личности как субъекта деятельности, формирование экономического мышления, приобретение социально-значимых качеств. Это актуализирует выделение научно-исследовательских проблем, разработка которых позволит совершенствовать подготовку молодежи к успешной жизнедеятельности в условиях рынка и, в конечном итоге, эффективно реализовывать ее социальный потенциал.

В этом отношении заслуживает пристального внимания обоснованная и апробированная Резником И.С. структурно-функциональная модель непрерывного практического образования школьной и студенческой молодежи. Данная модель характеризуется:

- комплексностью использования разнообразных факторов и форм привлечения к деятельности школьной и студенческой молодежи;

- непрерывностью включения молодых людей в обучающие процессы методом погружения в будущее экономическое пространство;

- интенсивностью воздействия на обучаемого;

- включением молодежи в реальные процессы практической деятельности;

- учетом и использованием жизненных интересов школьника, студента, преподавателя и работодателя;

- расширением влияния вуза на довузовскую стадию подготовки студентов;

- четкой связью и согласованностью внеаудиторной работы молодежи с программой их теоретического обучения;

- постоянной нацеленностью всех звеньев обучения в вузе на конечную

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

цель - трудоустройство выпускника по специальности в престижной фирме и реализацию его инновационного потенциала;

- значительным повышением роли выпускающей кафедры и ее заведующего на всех стадиях непрерывной практической подготовки студентов — от довузовской подготовки до его трудоустройства;

- непрерывным контролем и стимулированием качества практической подготовки студентов на всех ее этапах;

- ресурсным самообеспечением системы, активной ролью в реализации концепции самой студенческой среды [2].

Структурными составляющими данной модели являются довузовская подготовка школьников к предпринимательской деятельности и подготовка студентов к практической деятельности в период обучения в вузе.

Система довувузовской работы с молодежью опирается на два проекта:

- проект «Молодежный экономический лагерь»;

- проект «Академия лидерства и деловой карьеры».

Включением в систему непрерывной практической подготовки к предпринимательской деятельности молодежи школьного возраста решаются несколько целевых задач.

С одной стороны, все более жесткая конкуренция на рынке образовательных услуг - между вузами определяет необходимость привлечения в вузы наиболее способных школьников.

С другой стороны, необходимо заранее подготовить школьников к новым условиям жизнедеятельности и как одна из составных частей этой задачи -подготовить к специфике вузовского обучения, когда в отличие от школы, нужно работать более активно и самостоятельно, с четкой ориентацией на послевузовскую практическую деятельность.

Главной целью системы непрерывной практической подготовки молодежи к предпринимательской деятельности, по мнению ученого, является увеличение адаптационных способностей молодежи и расширение их возможностей для самореализации в условиях переходного периода. Достижение поставленной цели рассматривается на путях реализации двух концептуальных подходов.

- создание условий для осознанного выбора молодежью конкретного профессионального направления и личностного самосовершенствования в этом выборе;

- осуществление специализации не только в теоретическом плане, но и в плане решения реальных практических задач, участия в конкретных проектах в рамках выбранного направления.

Непрерывность практической подготовки молодежи к предпринимательской деятельности обеспечивается постоянным и активным

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

погружением обучаемого в будущие реалии. Речь, в частности, идет о том, чтобы на всех этапах объект обучения находился в непрерывном взаимодействии с субъектом обучения - человеком, имеющим высокий авторитет, теоретические познания и практические навыки реальной деятельности. Эта взаимосвязь начинается с участника проекта «Молодежный экономический лагерь» и заканчиваются выпускником вуза.

Существенной инновацией является включение перво-курсника в орбиту дипломного исследования, в сферу интересов студентов 5 курса. Такая учебно-деятельностная связка «первокурсник-дипломник» обеспечивает резкое ускорение адаптации первокурсника, его интенсивное, эмоциональное погружение в специальность. Жизненность такой связки опирается на реальный учет взаимных интересов: первокурсника и дипломника.

Первокурсника привлекает проявляемое к нему уважение, внимание, шефст-во со стороны дипломника, чувство сопричастности, возможность себя про-явить уже на ранней стадии обучения, сразу же включиться в изучение и разра-ботку ключевых проблем менеджмента. Дипломник получает для своей работы добросовестного помощника и про-должение менеджерской практики.

Предлагаемая модель непрерывной практической подготовки молодежи к предпринимательской деятельности, опирающаяся на ряд отличительных положений и включающая два ключевых модуля - довузовскую практическую подготовку школьной молодежи и подготовку к практической деятельности в период обучения в вузе, дает принципиальные основы и определяет реальные возможности формирования и постоянного развития трудового потенциала молодежи за счет развития ее предпринимательской способности на основе непрерывной практической подготовки к предпринимательской деятельности в системе вузовских учебно - тренировочных комплексов, системно охватывающих все формы внеаудиторной практической деятельности школьников и студентов.

Структурно-функциональная модель непрерывной практической подготовки молодежи к предпринимательской деятельности позволяет представить процесс подготовки как непрерывный и последовательный.

Предлагаемая модель включает целевой блок, названы основные этапы подготовки, выделены особенности организации образовательной деятельности, в рамках каждого этапа проанализированы основные компоненты образовательной деятельности и уровни готовности выпускников вузов к предпринимательской деятельности, определены критерии оценки готовности к предпринимательской деятельно сти.

Реализация мотивационно-деятельностного компонента направлена на формирование мотивации предпринимательской деятельности как одной из

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

возможных карьерных траекторий, а также качеств личности, нравственного поведения, свойственных субъекту, современной проектно-практической деятельности в сфере предпринимательства. Когнитивный компонент предполагает освоение молодым человеком учебного материала, направленного на получение знаний по основам предпринимательской деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результат реализации когнитивного компонента коррелирует с когнитивным критерием, показателями которого являются объем, глубина и системность знаний о ведении предпринимательской деятельности.

Проектно-деятельностный компонент предусматривает отбор и проектирование практических действий в соответствии с требованиями профессиональной деятельности предпринимателей. Успешная реализация проектно-деятельностного компонента определяется совокупностью практических умений и навыков будущих предпринимателей: самостоятельно выбрать организационно - правовую форму, определить виды экономической деятельности, правильно выбирать систему налогообложения, регистрировать предпринимательскую деятельность. Проектно-деятельностный компонент позволяет оценить и спрогнозировать поведение молодых людей на рынке труда, при осуществлении будущей предпринимательской деятельности, в зависимости от набора личностных качеств и уровня сформированных знаний и приобретенных профессиональных компетенций.

Таким образом, данная структурно-функциональная модель определяет процесс подготовки молодежи к предпринимательской деятельности в целостном виде, во взаимосвязи и отношениях ответственной зависимости всех блоков и составных элементов.

В рамках представленной модели развитие подготовки школьной молодежи к предпринимательской деятельности может быть осуществлено на ос-нове реализации двух этапных проектов:

а) «Молодежный экономический лагерь;

б) «Академия лидерства и деловой карьеры.

Для решения проблемы ранней адаптации молодежи к условиям переходно -го периода разработан и реализован проект «Молодежный экономический лагерь».

Проект является составной частью комплексной системы непрерывной практической подготовки молодежи к предпринимательской деятельности. Целью системы является развитие социального потенциала молодежи, привлечение внимания молодежи к экономике и предпринимательству, содействие формированию нового поколения молодых людей, понимающих предпринимательство и бизнес не как способ личной наживы, а как общественно полезный труд, направленный на успех всего общества в целом, и способных

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

взять на себя ответственность за претворение этой цели в жизнь.

Предполагается, что в процессе развития и становления личности современного подростка большое внимание должно уделяться вопросам формирования экономического мировоззрения, адекватной системы личностных ценностей, а также вырабатывания у него достаточного количества поведенческих навыков, позволяющих юноше успешно осуществлять деятельность в соответствии со своим мировоззрением.

Целью проекта «Молодежный экономический лагерь» является интенсивная подготовка и адаптация школьной молодежи к жизнедеятельности в условиях свободных рыночных отношений. Достижение поставленной цели возможно посредством решения следующих задач:

- формирование экономического мировоззрения, включающего в себя теоретические знания, представления об основных экономических процессах и институтах рыночной экономики;

- расширение, обогащение возможностей для сознательного выбора подростком своей будущей сферы деятельности путем знакомства его с широким кругом современных профессий, связанных с экономическим и управленческим направлением;

- встраивание в систему ценностей подростка нравственных регуляторов, создающих основу для соотнесения своих личных интересов и собственного успеха с интересами и успехом окружающих, всего общества;

- развитие поведенческих навыков, способствующих успешной жизнедеятельности подростка в условиях современного общества.

В основу программы «Молодежный экономический лагерь были положены следующие подходы:

Достижение существенных результатов за счет комплексного воздействия на участника лагеря. Наиболее подходящим методологическим подходом для оказания комплексного воздействия на всех трех уровнях, на наш взгляд, является метод погружения. Конкретной формой реализации этого метода является метаигра, как бы вбирающая в себя, охватывающая все время и все пространство, в котором реализуется программа. Метаигра позволяет создать для участников единое игровое и смысловое поле, повысить общий эмоциональный фон и заинтересованность.

Развитие в процессе овладения содержанием деятельности. Суть данного подхода заключается в развитии поведенческих стратегий и навыков посредством специального моделирования игровых ситуаций. Ситуации моделируются таким образом, чтобы их «прохождение» участником было связано с приобретением новых или развитием существующих поведенческих навыков (например, межличностного общения или лидерских) в процессе

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

осуществления деятельности (например, коллективная разработка бизнес-плана, или продумывание рекламной стратегии). При этом необходимо учесть довольно значительный разброс уровня развития и способностей у различных участников программы. Эта проблема решается созданием широкого поля возможностей (ситуаций) для самореализации участников. В идеале количество различных игровых ситуаций должно быть избыточным, чтобы могли «найти себя» и 12- и 16-летний, и «спортсмен» и «интеллектуал», и «физик» и «лирик». В частности, в разработанной программе параллельно осуществляются четыре подпрограммы: экономическая, правовая, культурная, спортивная. Все они интегрированы в метаигру.

Развитие личности через самоорганизацию. Данный подход заключается в том, что управление программой осуществляется не как организацией, а как самоорганизацией, то есть, практически отсутствует (сведено до минимума) прямое, директивное воздействие на участников программы. Вместо него осуществляется косвенное воздействие через условия и правила игры, развитие и поощрение горизонтальных связей, процессов самоорганизации участников. В результате развивается чувство ответственности, повышается интерес к игре. Этот подход учитывает также особенность подросткового периода, когда взрослые уже обладают меньшим авторитетом, чем сверстники. Поэтому правила игры в большой мере устанавливаются (или корректируются) самими участниками - через «Правительство», «Президентский совет», «Комитет по культуре» и другие игровые структуры управления программой.

Направленная социокультурная ориентация. В данном случае мы исходили из того, что формирование мировоззрения и системы жизненных ценностей не может обойтись без непосредственного контакта с так называемыми "носителями" развиваемой культуры - преуспевающими бизнесменами, предпринимателями, руководителями организаций и другими творческими интерес-ными людьми. Поэтому в программе обязательно проектируются встречи уча-стников со специально приглашенными «гостями», проводимые по специально разрабатываемому сценарию. Помимо этого, данный подход реализуется в про-цедуре подбора кадров педсостава. Оценка мировоззрения и ценностных ори-ентации кандидата в вожатые является обязательной процедурой.

Коллективная рефлексия. Данный подход, на наш взгляд, является необходимым звеном в процессе формирования нового мировоззрения и системы ценностных ориентации. В программе данный подход реализуется в проведении вечерних огоньков, «круглых столов», «ток-шоу», а также в процессе «встреч с интересными людьми». Кроме того, предусмотрена работа «пресс-центра», осуществляющего сбор информации, ее анализ и использование при

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

выпуске лагерной газеты, радиопередач, выпусков теленовостей.

Проект реализуется посредством создания единого игрового и смыслового пространства, имитирующего реальные экономические процессы и отношения; широкого применения имитационных и сюжетно-ролевых игр, тренингов, проведения систематических встреч с предпринимателями и руководителями предприятий; организации и проведения теоретических и практических учебных курсов, встроенных в игровой контекст.

Задача первого этапа программы - создание единого игрового и смыслового пространства и включение в это пространство всех участников. Участники программы «погружаются» в правила игры, испытывая при этом некоторый стресс от большого объема «обрушивающейся» на них информации. Это - первое из череды испытаний, через которые должен пройти каждый участник.

Разобравшись с правилами и освоившись с ролями, участники программы оказываются в ситуации, когда они должны начать действовать, осуществлять какую-либо выбранную деятельность, но не знают, как. Здесь им на помощь приходят различные курсы, занятия, школы и тренинги, на которых они получают нужные им знания.

На следующем этапе программы участники стремятся реализовать получен -ные на занятиях знания и добиться каких-либо существенных результатов.

Заключительный этап - это этап осмысления полученного в ходе программы опыта, активного формирования мировоззрения и интеграция его в систему личных ценностей.

Успешность реализации программы во многом зависит от принципов организации учебно-развивающего процесса. Определяющее значение имеют следующие принципы.

Принцип затребованности информации содержанием деятельности заключается в том, что, во-первых, информация (знания) дается участнику только в случае запроса на нее (тогда мы уверены, что она будет хорошо усвоена), и, во-вторых, даются не теоретические знания, которые непонятно как использовать, а конкретные практические знания, которые сразу же можно будет использовать в процессе игровой деятельности.

Принцип добровольности участия означает, что программа строится так, что участник всегда сам решает, участвовать ему в тех или иных занятиях, играх, мероприятиях, и т.д., или не участвовать. Условием применения данного принципа является сильная мотивация участников, создаваемая целенаправленно различными способами, и, прежде всего, учетом интересов участников программы при планировании мероприятий.

Принцип свободного развития состоит в том, что в программе не

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

определяются общие «планки» развития для всех. Каждый развивается настолько, насколько может, беря от программы то, что способен взять.

Принцип обратной связи — фундаментальный принцип построения программы. Смысл его в том, что каждое действие, каждый поступок, любая активность участника должны быть обозначены для него как ведущие к успеху, или не ведущие к нему. Реализация этого принципа проста - система игровых денег, личные карточки участников, где фиксируются их доходы и расходы. Больше заработает тот, кто принимает более верные решения, и совершает более верные (с точки зрения критериев, закладываемых в программу при ее разработке) действия. Другой механизм реализации этого принципа — присвоение титулов и званий за проявленные успехи, победы в том или ином конкурсе.

Принцип соревновательности направлен на повышение мотивации участников. Соревнование, конкуренция, пронизывают, практически, всю программу. Аукцион призов, проводимый в конце программы, где на заработанные игровые деньги можно «купить» реальный ценный приз (музыкальный центр, телефон, фотоаппарат и т.п.), создает достаточно сильную мотивацию к победе, к лидерству. Здесь возникает опасность формирования у детей нездорового, чрезмерного стремления к победе, не взирая на то, что происходит вокруг. Поэтому в программу должны быть встроены механизмы контроля этого стремления и его ослабления в случае необходимости.

Например, в процессе апробации был смещен акцент от соревнования с другими к соревнованию с самим собой посредством значительного увеличения неденежных форм поощрения — титулы, звания, ранги, и т.п.

Принцип самоуправления позволяет развить у участников чувство ответственности и повысить их мотивацию. Реализация данного принципа в программе означает, что в ней заложены механизмы, приводящие к успеху быстрее тех, кто научился управлять самим собой, своей деятельностью, своей «фирмой», «министерством», «комитетом» и т.д.

Принцип связи с реальностью - этот принцип взят из психологии. Он заключается в том, что между поведенческими стратегиями, мировоззрением и ценностными ориентациями, формируемыми у участников программы, и реальной жизнью должно быть проложено как можно больше ассоциативных связей - «мостиков». Это дает нам гарантии, что приобретенный участниками программы опыт не пропадет, что он будет перенесен в реальную жизнь и сможет реально повлиять на адаптацию и самореализацию подростков. Конкретными способами реализации данного принципа является моделирование ситуаций, имитирующих реальные экономические и иные отношения в обществе, общение (на встречах...) с участниками реальных экономических

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

отношений, освоение участниками программы деятельности, связанной с реальными профессиями — менеджер, маркетолог, биржевой брокер, банкир, бухгалтер, деятель культуры или спорта, рекламист, дизайнер, журналист, общественный деятель, государственный служащий, предприниматель, и т.п.

Принцип рефлексии направлен на активное формирование мировоззрения и ценностных ориентации. В программе должно быть создано достаточное количество механизмов, позволяющих участникам в коллективной форме осмысливать происходящие события, приобретаемый опыт и переживания. Осмыслению должны быть подвергнуты такие противопоставления, как команда (коллектив) - одиночка; соперничество-сотрудничество; стремление к успеху - учет интересов окружающих; мнение большинства - точка зрения меньшинства, и т.п. Формой реализации этого принципа должны явиться помимо круглых столов и «ток-шоу» также дискуссии на страницах внутренней газеты, радиопередачи, видеорепортажи, выступления участников на различного рода «презентациях», «предвыборных кампаниях», и др.

В качестве деятельностной основы построения учебно-развивающего процесса, было выбрано взаимодействие субъектов и объектов рыночных отношений в искусственно смоделированном игровом «государстве». Такой материал был выбран исходя из нескольких предположений:

- взаимодействие субъектов и объектов рыночных отношений дает богатый набор ролевых взаимодействий как межличностного, так и межгруппового плана;

- позволяет участникам, равно как и разработчикам, опираться на реальные модели отношений в обществе;

- позволяет построить единое смысловое поле, способствующее участникам осознавать себя как единую социальную общность;

- дает возможность развивать у участников поведенческие навыки, ценностные ориентации и мировоззрение, которые впоследствии возможно будет перенести в реальный мир деятельности;

- позволяет участникам овладеть (в некоторой степени) содержанием деятельности довольно широкого круга профессий, связанных с рыночными, правовыми, и другими отношениями в обществе.

На ограниченной территории (образовательно-оздоровительный лагерь) создается миниатюрное государство «Экономическая республика» со своими законами, правительством, своей валютой, банками, биржами, налоговой инспекцией и другими субъектами рынка. Ребята создают собственные фирмы, занимаются предпринимательской деятельностью, получают прибыль, платят налоги, взаимодействуют с банками, продают и покупают акции на бирже, то есть все происходит почти как в настоящей жизни. Система же вознаграждений

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

должна быть устроена таким образом, что поощрялись только те стратегии поведения, которые окажутся полезными подростку и обществу в реальной «взрослой» жизни.

Весь период жизнедеятельности школьника в молодежном экономическом лагере, представляет собой комплекс деловых экономических игр, моделирующих работу того или иного субъекта рынка, которые объединены в одну большую игру, длящуюся в течение всей лагерной смены.

Разрабатывая проект молодежного экономического лагеря, исходили из того, что для реализации поставленных целей необходимо соблюдать условия:

- «погружение» подростка в специально смоделированные ситуации, имитирующие реальные жизненные ситуации рынка;

- обязательное осуществление так называемого «мягкого» руководства, «ведения» подростка по игре;

- каждый раз, когда подросток проявляет желательный образец поведения, он должен получать вознаграждение для закрепления приобретенных навыков;

- важным источником нового опыта, нового мировоззрения, является, на наш взгляд, общение школьников (на специально организованных встречах) с настоящими бизнесменами, с людьми, уже добившимися успеха на ниве предпринимательства.

Авторская концепция предусматривает концентрацию усилий на двух главных направлениях:

а) гармоничное развитие личности подростка;

б) обеспечение школьников технологиями активного включения и успешной деятельности в новом мире рыночной экономики.

Первая цель реализуется посредством обучения подростков навыкам целеполагания, выбора приоритетов и умения выбирать главное и навыкам общения и умения работать в команде.

Кроме того, предусмотрено развитие у школьников способности принимать на себя ответственность за свою судьбу, желания проявлять инициативу; внедрение в сознание подростка системы общечеловеческих принципов; обучение хорошим манерам и навыкам делового этикета.

Реализация второй цели предусматривает возможности показать школьникам на практике действие закона спроса и предложения, познакомить с основными правилами разработки и защиты конкурентно-способных бизнес-проектов, научить правильно оценивать риск вложения финансовых средств в то или иное предприятие, обучить подростка основным закономерностям изменения рыночной стоимости акций, научить извлекать выгоду, осуществляя операции с ценными бумагами, познакомить с механизмом проведения тендерных торгов.

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Поставленные цели и задачи реализуются через следующие формы работы: создание детских фирм, взаимодействие с реальными фирмами, общение и взаимодействие с бизнесменами, директорами коммерческих и финансовых структур, разработка устава и регистрация детских фирм, презентация детских фирм, разработка и защита бизнес-планов, подготовка и участие в конкурсах, погружение в приближенное к жизни экономическое пространство -"Экономическую республику", постоянное взаимодействие со студентами и аспирантами вузов, персонала лагеря, предпринимателями и менеджерами региона.

Следующим этапным проектом довузовской подготовки молодежи к предпринимательской деятельности является проект «Академия лидерства и деловой карьеры», целями которого являются психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации молодежи к условиям рыночной экономики, самоопределения и самореализации.

В структуре Академии лидерства и деловой карьеры — газета «Юный менеджер», детский социологический центр, детский компьютерный центр, молодежный экономический лагерь, ассоциация выпускников.

Основная практическая цель проекта заключается в том, чтобы на основе принципиально новых подходов находить и обучать не только одаренных детей, а подготовить значительное количество молодых людей к условиям рыночной экономики, всемерно облегчить и ускорить их адаптацию к новым условиям жизнедеятельно сти.

Учеба в Академии - это подготовка не только к «взрослой» жизни, но и подготовка к учебе в вузе, к тому, чтобы занять среди студентов ведущие позиции, чтобы учиться в расчете не на диплом, а на будущую работу, на достижение жизненных целей.

Программа обучения рассчитана на два предвузовских года и опирается на три основных модуля: культура жизнедеятельности, бизнес и предпринимательство, теория и практика управления (менеджмент).

Гуманитарный блок включает дисциплины: историю менеджмента и предпринимательства, журналистику, правоведение, политологию, социологию, психологию, культуру общения, ораторское искусство, экологию, летнюю практику — отдых на фермерском хозяйстве и др. Кроме того, блок культуры предусматривает действующую постоянную программу экскурсий, посещений театров, музеев, выставок, встречи с интересными людьми.

Цикл «Бизнес и предпринимательство охватывает изучение основ экономической теории, основ предпринимательства, коммерческую деятельность, маркетинг и рекламу, банковское дело, основы бухгалтерского учета и др. С учетом реальных экономических интересов населения в программу

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

обучения могут быть включены новые дисциплины «Семейная экономика» и «Бизнес на дому».

И, наконец, цикл менеджмента охватывает проблемы управления персоналом, самоорганизацию личности, управление фирмой, технологию карьеры и др.

Первый курс завершается экзаменами по экономике и управлению, а также защитой курсовой работы. Второй курс - подготовкой и защитой выпускной работы. Специальная программа посвящена изучению работы на персональном компьютере. В результате слушатели наряду с базовым сертификатом получают удостоверение пользователя компьютерной техники.

Слушатели академии выпускают собственную газету «Юный менеджер». Все материалы в газету готовят сами участники, рассказывая о своей жизни, своих проблемах и достижениях. Здесь же рефераты лучших курсовых и выпускных работ, экономические новости, развлекательная программа.

За два года обучения в активе слушателей Академии 29 учебных дисциплин, курсовая и выпускная работы, освоение работы на персональном компьютере, бизнес-практика в молодежном экономическом лагере, культурная программа и многое другое.

Модель вузовской стадии реализуется через интенсивное введение в экономическую специальность на младших курсах; формирование лидерских качеств у студентов через Институт студенческих лидеров и студенческий учебно-научно-производственный отряд; организацию и проведение практик, курсового и дипломного проектирования; содействие трудоустройству студентов; организацию рейтинговой системы учета и стимулирования практической бизнес-подготовки студентов.

Интенсивное введение в экономическую специальность. Основная цель этапа «Интенсивное введение в специальность на младших курсах» - создание условий для осознанного выбора студентами младших курсов направления своей дальнейшей специализации в процессе вузовского обучения, осознание ими своих жизненных целей, места и задач деятельности в новых условиях, разработка реальной программы личных действий для достижения трудоустройства и обеспечения собственной карьеры.

Эта цель достигается решением следующих задач:

- дать студентам объективное и полное представление о специальности, ее сферах, направлениях;

- обучить технологии выбора карьеры и жизненных целей;

- привить современную организационную культуру;

- обучить технологиям вузовского обучения.

С учетом сказанного разработана специальная программа интенсивно-го

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

введения в экономическую специальность на младших курсах обучения в вузе.

В теоретическом (аудиторном) плане эта программа опирается на специально разработанный курс «Введение в специальность», читаемый в двух первых семестрах. Программа реализуется в следующих формах:

- индивидуальное ориентационное собеседование директора института с абитуриентом перед вступительными экзаменами;

- подготовка и проведение в институте Праздника первокурсника (неформальное принятие первокурсников в студенческую среду на основе специального церемониала).

- подготовка и публичная защита каждым первокурсником реферата «Моя карьера»;

- формирование творческих групп (фирм) с обязательным участием первокурсников под руководством студентов - дипломников;

- работа в творческих группах: например, практическое участие в бизнес-мероприятиях по заказам предприятий: социологических и маркетинговых исследованиях для фирм; изучение литературных источников и подготовка обзоров под руководством студента-дипломника; участие в работе рекламных и торговых агентств; подготовка к созданию студенческих бизнес-фирм;

- бизнес-практика: составление резюме и практические попытки встретиться с работодателями, устроиться на какую-либо работу, обобщить этот опыт.

Институт студенческих лидеров. Важной составной частью всей внеаудиторной работы является участие студентов в структурах студенческого само-управления, охватывающих различные формы клубной работы. Ранее вся эта полезная студенческая деятельность осуществлялась без системы, без четких целевых установок, а, следовательно, недостаточно эффективно. Предлагаемый проект, имеет относительно самостоятельное значение в комплексной системе непрерывной практической подготовки студентов.

Назначением такого института, где все роли исполняют сами студенты, является подготовка лидерского звена студенчества. Конкретными задачами Института студенческих лидеров являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- разработка и создание самоуправляемой системы формирования, подготовки и самореализации студенческих лидеров;

- создание и постоянное поддерживание на высоком уровне благоприятного психологического климата в студенческой среде, укрепление горизонтальных и вертикальных связей между студентами разных курсов, групп и в самих группах, между студентами и преподавателями;

- создание организационных условий для формирования студенческих фирм по интересам, удовлетворяющих те или иные потребности общества;

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

- создание реальных практических бизнес-полигонов, позволяющих студентам отрабатывать навыки работы в «команде», а также навыки будущей практической менеджерской деятельности.

Накапливаемый студентами практический опыт учитывается в течение всего периода обучения студента в вузе рейтинговой оценкой практической подготовки, отражается на экране и в перспективе - в персональной зачетной книжке практической подготовки студента.

Студенческий учебно-научно-производственный отряд. Второй год обучения в системе внеаудиторной работы характеризуется участием студентов в работе профильных научно-производственных студенческих фирм по различным направлениям менеджмента: например, маркетинг, управление персоналом, бизнес-планирование, социология, реклама и прочее. Эти группы ведут аспиранты и актив из студентов старших курсов. Таким образом, моделируется командная научно-практическая и консультационная деятельность фирмы.

Например, деятельность постоянно действующего студенческого учебно-научно-производственного отряда предполагает создание студенческих отрядов на экономических кафедрах вуза под общим руководством ректора. В рамках кафедр формируются научно-практические, научно-методические и научно-исследовательские студенческие отряды. Под их патронажем формируются по 2 -3 студенческие фирмы.

Студенческая научно-производственная фирма комплектуется следующим образом. Во главе фирмы стоит студент-дипломник. В составе его «команды» — студент-первокурсник, студент четвертого и студент третьего курсов. Кроме того, в течение года в такой «команде» могут стажироваться студенты второго курса. Второй курс — «плавающий». Студенты этого курса «Ищут» себя, пробуют свои силы в разных направлениях, стажируются, получают консультации, в общем, определяются, в соответствии со своими жизненными планами.

Производственные практики, являясь традиционным методом обучения, как на технических, так и на гуманитарных специальностях, и по сей день остаются важным элементом учебных программ вузов.

Контроль качества непрерывной практической подготовки студентов должен осуществляться непрерывно и опираться на учет результатов рейтинговой оценки практической подготовки студентов; реального трудоустройства выпускников; запросов предприятий на трудоустройство выпускников; реальной работы студентов в коммерческих, экономических, производственных структурах; результатов участия в конкурсах по специальностям и олимпиадах; результатов социологических опросов студентов и преподавателей; оценкой содержания и динамики изменений

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

профессиональных резюме студентов в течение всего периода их обучения.

Принцип контроля заключается в том, чтобы все пять лет - от набора до трудоустройства - каждый студент находился в поле зрения выпускающей кафедры и всего студенчества.

Механизмом реализации функции контроля является специальная рейтинговая система оценки качества и стимулирования практической подготовки студентов.

Эффективность реализации системы. Ее можно оценивать комплексом качественных и количественных показателей: качеством защиты дипломного проекта и трудоустройством по специальности.

В системе непрерывной практической подготовки студентов особую роль должны играть работодатели. Для них готовятся сборники профессиональных резюме, они приглашаются на защиту заказанных ими дипломных проектов, им в период практик направляются рекламные письма, с ними заключаются договора о сотрудничестве.

Конечным ориентиром данной системы, заключительной фазой ее реализации является не защита дипломного проекта, а трудоустройство выпускника. Именно на эту задачу должны быть нацелены все стадии обучения -от введения в специальность до дипломного проектирования, и даже послепроектная стадия.

Контакты выпускающей кафедры с работодателями могут иметь прочную организационную основу:

а) 1 курс - учебно-ознакомительная бизнес-практика, обязательная попытка первокурсника трудоустроиться в хорошую фирму;

б) экономическая и управленческая практики на местах потенциального трудоустройства по запросам работодателей;

в) реальные заказы успешно действующих фирм на разработку дипломных проектов и преддипломную практику.

г) приглашение работодателей на защиту заказанных ими дипломных проектов;

д) разработка профессиональных резюме на выпускников, создание компьютерного фонда таких резюме и информирование об этом работодателей;

е) ежегодное направление работодателям сборников рефератов защищенных дипломных проектов;

ж) приглашение работодателей на встречи с выпускниками, информирование их о достоинствах выпускников вуза;

з) систематическое изучение потребностей предприятий в менеджерах, экономистах - менеджерах и маркетологах.

О результатах трудоустройства выпускников можно судить не только по

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

данным центров занятости и отдела маркетинга вуза, но и по прямым контактам с выпускниками.

Конечными результатами реализации предлагаемых подходов к подготовке специалистов являются:

- соответствие вузовской подготовки реальным требованиям развития производства и общества;

- повышение качества практической подготовки специалистов-менеджеров и предпринимателей, и, как следствие, их хорошее трудоустройство в фирмах;

- вовлечение преподавательского состава в более активную научно -практическую деятельность;

- активное участие студентов старших курсов и аспирантов в процессах обучения студентов;

- улучшение микроклимата в студенческой среде за счет углубления вертикальных связей между студенческими курсами;

- более активное участие вуза в решении экономических проблем региона, а также активное взаимодействие с представителями бизнеса;

- формирование в предпринимательской среде имиджа вуза как учреждения, способного оказать реальную поддержку бизнесу.

Таким образом, внедрение комплексной системы непрерывной практической подготовки молодежи к предпринимательской деятельности в практику работы образовательных учреждений позволяет повысить уровень адаптации молодежи к современным социально-экономическим условиям, эффективно развивать и реализовывать ее социальный потенциал в практической деятельности в контексте приоритетов социально-экономического развития страны.

В заключении отметим также, что развитие социального потенциала молодежи в предпринимательской деятельности тесно взаимосвязано с их проектной деятельностью, которая является по своей сути формой проявления их социальных инициатив и будет специально рассмотрена в следующем разделе. Применительно к рассмотренной выше модели важно отметить то, что проектные технологии являются эффективным механизмом вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, поскольку они обеспечивают существенное расширение их социокультурного опыта, формируют навыки самоорганизации, проектирования собственной деятельности, ее ресурсного обеспечения, анализ результатов, работы в команде и многие другие. Проектные технологии позволяют формировать у молодежи потребность и готовность к реализации собственных инициатив, что принципиально важно для развития их предпринимательской деятельности и реализации в ней социального потенциала молодежи. Следующая модель в четвертой заключительной части нашей работы

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

закономерно посвящена реализации социального потенциала молодежи в социальном проектировании.

Литература:

1. Концепция развития социально-экономического образования и воспитания в общеобразовательной школе / Под ред. И.А.Сасовой. - М.: ИОСО РАО, 1996.

2. Резник, И.С. Развитие концепции непрерывной практической подготовки молодежи к предпринимательской деятельности// Дисс. канд. эконом.наук. -Саратов, 2003

3. Докторович А.Б. Человеческий потенциал // Социальная политика. Энциклопедия / Под ред. Н.А.Волгина, Т.С.Сулимовой. М. - Изд-во «Альфа-Пресс», 2006.

4. Двадцать лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров): аналитический доклад, подготовленный Институтом социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации. - М., 2011. - С. 259-276.

5. Луков, Вал.А. Человеческий потенциал студента — образовательный потенциал вуза: По материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов» (этапы 2004-2008 годов). М.: Изд-во Моск. гуманит. Ун-та., 2009.

6. Лапшин В.А.Структурные компоненты человеческого потенциала // Знание. Понимание. Умение. - 2013, №1

7. Марков В.Н., Синягин Ю.В. Потенциал личности // Мир психологии. - 2000. -№1

8. Нугаев М.А. Базовая модель качества социального потенциала региона. -Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2009.

9. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение правительства от 29 ноября 2014 г. № 2403-р

10. Социальный потенциал молодежи / Под ред.Н.М. Байкова и Ю.В. Березутского. - Хабаровск: ДВАГС, 2004.

11. Социальный потенциал молодежи / Под ред. Смакотиной Н.Л.. - М.: МАКС Пресс, 2009.

12. Филиппов В.Э. Социальный потенциал современной молодежи в условиях модернизации российского общества: социологический анализ: Автореферат дисс. канд. соц. наук. - М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.