Научная статья на тему 'Молодежное предпринимательство: современные реалии и взгляд в будущее'

Молодежное предпринимательство: современные реалии и взгляд в будущее Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1853
769
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ВЕНЧУРНЫЙ КАПИТАЛ / МЕНТОРСКАЯ ПОДДЕРЖКА / СОБСТВЕННОЕ ДЕЛО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Геннадий Геннадьевич, Орлов Сергей Леонидович, Баженов Юрий Константинович

В статье рассматриваются узловые проблемы развития молодежно го предпринимательства в России. На основе проведенного анализа представлена ретроспектива позиционирования молодежи в современном бизнес-сообществе и сформулированы важнейшие направления совершенствования этого перспективного вектора национальной молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Геннадий Геннадьевич, Орлов Сергей Леонидович, Баженов Юрий Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth Entrepreneurship: Modern Realia and Future Prospects

The paper deals with topical problems of development of youth entrepreneurship in Russia. The authors present retrospective of positioning of youth in business-community and formulate ways of improvement of this promising vector of youth policy.

Текст научной работы на тему «Молодежное предпринимательство: современные реалии и взгляд в будущее»

Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4

Экономика

УДК 334.012-053.81

Молодежное предпринимательство: современные реалии и взгляд в будущее

Иванов Г.Г.

Доктор экономических наук, профессор,

заведующий кафедрой торговой политики

Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

Орлов С.Л.

Доктор экономических наук, профессор, заместитель заведующего базовой кафедрой управления в сфере закупок Минвостокразвития России в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова

Баженов Ю.К.

Доктор экономических наук, профессор кафедры торговой политики

Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова

В статье рассматриваются узловые проблемы развития молодежного предпринимательства в России. На основе проведенного анализа представлена ретроспектива позиционирования молодежи в современном бизнес-сообществе и сформулированы важнейшие направления совершенствования этого перспективного вектора национальной молодежной политики.

Ключевые слова: молодежное предпринимательство, малый и средний бизнес, венчурный капитал, менторская поддержка, собственное дело.

Современная молодежь испытывает наибольшую потребность в развитии своих профессиональных навыков в предпринимательстве, а также в совершенствовании личных качеств - уверенности в себе, творческого подхода, готовности идти на риск. Проводимые в России социологические опросы студентов показывают, что до 8 % из них думают создать собственное предприятие. И этот показатель значительно выше, чем в западных странах [1].

В связи с этим поддержка общества и государства необходима уже с момента осознания молодым человеком, что он хочет заниматься собственным бизнесом. На этом этапе существуют такие меха-54

низмы поддержки, как семинары, тренинги и мастер-классы для желающих открыть свой бизнес. На мастер-классах бизнесмены обмениваются опытом и консультируют новичков, желающих найти идею для бизнеса. На семинарах обязательно предоставляется информация о формах и возможностях финансовой поддержки начинающих предпринимателей, о том, как подготовить пакет документов, бизнес-план и многое другое [2].

Ранее вопросами развития молодёжного предпринимательства в столице занимался Департамент поддержки и развития малого предпринимательства г Москвы. При его содействии и Московской ассоци-

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4

Экономика

ации предпринимателей еще в 2007 г. [3] был создан Московский клуб молодых предпринимателей, открыты первые шесть молодежных малых предприятий, из них четыре в сфере информационных технологий. Основная цель Клуба - установление деловых контактов среди молодых предпринимателей, организация места (площадки) делового общения.

В 2010 г. Московский клуб молодых предпринимателей вошел в состав Ассоциации молодых предпринимателей России. В результате возникла уникальная и самая крупная в стране площадка для общения среди молодых предпринимателей.

Молодёжное предпринимательство становится прогрессивной составляющей российского малого и среднего бизнеса. В настоящее время решением проблем молодежного предпринимательства в Москве занимается Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства. С целью осуществления мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы в апреле 2012 г. была создана при данном Департаменте новая структура - государственное бюджетное учреждение «Малый бизнес Москвы» (ГБУ «МБМ). Деятельность ГБУ МБМ направлена на улучшение привлекательности города Москвы для ведения бизнеса, увеличение доходов субъектов малого и среднего предпринимательства и налоговых поступлений от них, а также на рост количества создаваемых рабочих мест. Первым молодёжным общероссийским предпринимательским объединением является Ассоциация молодых предпринимателей России (АМПР), созданная в 2007 г. В настоящее время АМПР объединяет 74 региональных отделений (в 2014 г. присоединились Республика Крым и г. Севастополь) [4].

Основные цели деятельности АМПР:

• привлечение молодых предпринимателей в возрасте до 35 лет к обсуждению проблем, возникающих в сфере малого и среднего бизнеса;

• организация регулярных контактов молодых политически активных предпринимателей с представителями исполнительной и законодательной власти на федеральном, региональном и местном уровнях;

• консолидация региональных и местных молодёжных предпринимательских сообществ России;

• содействие защите и реализации прав молодых предпринимателей;

• воспитание и поддержка молодого поколения социально ответственных, политически активных и патриотически настроенных предпринимателей [5].

Ассоциация успешно реализует свою миссию: объединение молодых предпринимателей, оказание им различных видов помощи и содействие развитию молодежного предпринимательства. Молодые предприниматели становятся членами Ассоциации, пройдя обязательное собеседование и утвержде-

ние федеральным или региональным Президиумом АМПР.

Ассоциация молодых предпринимателей России организует проведение профессиональных выставок-конференций. Так, в 2013 г. в регионах реализовался бизнес-проект «Франчайзинг-новые возможности бизнеса». Это направление очень актуально для молодых людей, только выбирающих для себя направление предпринимательской деятельности после окончания обучения.

В РЭУ имени Г.В. Плеханова создан бизнес-инкубатор, где занимаются развитием бизнес-проектов как внутри университета, так и по всей России. Его основной задачей является популяризация молодежного бизнеса и создание благоприятных условий для предпринимательской, проектной и инновационной деятельности. Для этого проводятся различные образовательные мероприятия, тренинги, бизнес-игры, конференции и ярмарки. Резиденты бизнес-инкубатора получают всестороннюю поддержку в проработке и развитии своего бизнеса.

В развитых странах важная роль отводится университетам как местам сосредоточения науки, образования молодежи и подготовки к предпринимательской деятельности. Молодежь является наиболее активной частью общества, способной с наибольшей отдачей участвовать в экономической жизни страны. Студент в этих странах рассматривается как потенциальный предприниматель, как звено между учеными и инвесторами. Начинающие молодые предприниматели могут установить тесное сотрудничество со всеми отмеченными выше организациями, пользуясь их поддержкой и развивая свой бизнес.

Немаловажное значение имеет и финансовая поддержка начинающегося бизнеса. Правительство Москвы поддерживает начинающих предпринимателей денежными средствами. Если молодые люди только планируют начать свой бизнес или с момента регистрации предприятия прошло не более двух лет, то можно получить субсидии на развитие до 500 тыс. руб. Субсидии до 5 млн. руб. можно получить на возмещение процентов по кредиту и по договорам лизинга.

Более углубленным решением проблем на национальном уровне занимается Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) - единственный профильный общенациональный орган государственной власти, деятельность которого целиком сосредоточена на развитии и поддержке различных групп молодых граждан России. Приказом Федерального агентства по делам молодежи № 103 от 30 апреля 2013 г. утверждена Федеральная молодёжная программа «Ты - предприниматель» [6]. Цель программы - развитие молодежного предпринимательства в России.

Участие в Программе состоит из пяти шагов: заполнение анкеты - заявки, тестирование, бесплат-

55

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4

Экономика

ное обучение, разработка участником своего бизнес-проекта и предоставление возможностей его осуществления. Собеседование проводят опытные и известные бизнесмены региона по специальному тесту, разработанному учёными МГУ, чтобы оценить компетенцию молодого человека, его склонность к риску, степень ответственности и др.

С 2009 г. «Росмолодежь» ежегодно проводит Всероссийский молодежный форум «Селигер» со значительным числом участников. Так, если в 2009 г. число участников составляло 7,3 тыс. чел., на форуме «Селигер-2013» - 15 тыс., а на форуме «Селигер-2014» - 20 тыс. чел. На финансирование юбилейного (2014 г.) молодежного форума из госбюджета было выделено 273 млн. руб. [7].

Ежегодный Всероссийский форум «Селигер» -самая крупная молодежная площадка, позволяющая заявить о себе, представить свой проект, найти поддержку для его реализации. Цель Всероссийского молодёжного форума - создание площадки, на которой любой молодой человек и команда молодых людей могут продемонстрировать свой талант, найти единомышленников и получить общественную и государственную поддержку, в том числе и в предпринимательстве.

В рамках форума «Селигер 13» состоялся день Торгово-промышленной палаты РФ (ТПП РФ). Представитель руководства ТПП РФ рассказал его участникам о роли системы торгово-промышленных палат в России, а также о поддержке предпринимательства, в том числе и молодежного, которую оказывает Палата. В ТПП РФ создан Координационный совет по вопросам развития молодёжного предпринимательства. Деятельность совета направлена на разработку, экспертную оценку и продвижение комплекса мер, необходимых для развития и поддержки молодежного предпринимательства в Российской Федерации, координации взаимодействия государственных и общественных структур.

Вместе с тем было отмечено, что в настоящее время малый бизнес ощущает проблемы, а целый ряд его направлений находится в полном упадке. Его губят не только высокие страховые взносы, но и налоговая нагрузка, тарифы на услуги монополий, а также бюрократизм и коррупция.

Действительно, решение Госдумы в конце 2012 г. повысить страховые взносы с малых предприятий привело к тому, что только за три месяца их самоликвидировалось 300 тыс., в том числе и молодежных. Проведение митингов, послание Ассоциации малого предпринимательства «Опора России» Президенту России заставили Госдуму отменить свое решение. Однако утраченное число малых предприятий восстановить не удалось. В связи с этим нам представляется необходимым создание единого государственного органа - Федерального агентства по развитию малого предпринимательства, который бы

с высокой ответственностью поддерживал интересы малого, в том числе молодежного бизнеса, координировал и активно способствовал его развитию.

В августе 2013 г. в Калининграде состоялся молодежный форум «Балтийский Артек 2013», организованной представителями банковского сообщества. Здесь впервые в практике проведения молодежных форумов в качестве финансовой поддержки молодежных бизнес-проектов был предложен венчурный капитал из средств коммерческого банка, т.е. денежные средства, вложенные инвестором в рискованный бизнес-проект на ранней стадии его развития.

Интерес представляют недавние инициативы Правительства Москвы, предусматривающие возможность получения субсидий из городского бюджета на обучение молодых работников. Предприятия, получив субсидии, смогут сами направлять на учебу молодых работников, которые потом будут работать на этих предприятиях. Размер выплат составляет до 90 тыс. руб. на подготовку одного специалиста. Отбор получателей субсидий на образование проводится дважды в год [3].

Департаментом науки, промышленной политики разработана Программа Менторской поддержки малого бизнеса, которая помогает начинающим предпринимателям развивать свои проекты с помощью успешных опытных предпринимателей-менторов. Предприниматель-ментор - это бизнесмен, который имеет опыт в становлении и развитии бизнеса, даёт своим подопечным советы безвозмездно и не берёт долю в бизнес-проекте молодого предпринимателя. Ментор помогает начинающему предпринимателю налаживать контакты с инвесторами, чтобы бизнесмодель начинала развиваться быстрее. В Москве пока всего 4-5 полноценных менторских сообществ, а во многих регионах их вообще нет. В мае 2014 г. в рамках IV Московского делового форума «Партнерство. Лидерство. Перспективы» прошло второе присуждение премии «Респект» по девяти номинациям. На участие в конкурсе 2014 г. поступили заявки более чем из 30 регионов. Это мероприятие собирает все больше единомышленников и участников, получает поддержку не только со стороны общественных организаций и молодежного предпринимательского сообщества, но и со стороны региональных и федеральных органов власти [3].

Основа основ любой деятельности - законодательство и правовое регулирование. Если обратиться к законодательным актам, регулирующим предпринимательскую деятельность в настоящее время, то в них молодёжное предпринимательство не указывается. Первый и, возможно, последний документ, в котором упоминалось «молодежное предпринимательство» был утвержден 21 год назад - Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. «Основные направления государственной молодежной политики

56

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4

Экономика

в Российской Федерации» [8]. В данном документе в разделе «Содействие предпринимательской деятельности молодежи» впервые предлагалось создать систему мер, направленную на реализацию инновационного потенциала молодежи, облегчение стартовых условий вхождения молодых граждан в рыночные отношения. В частности, предлагалось:

- установить правовой статус молодежного, студенческого и ученического предприятия;

- предоставить индивидуальным, семейным и коллективным предприятиям молодых граждан льготы по налогообложению и кредитованию, обеспечить средствами производства, помещениями, страхование их коммерческого риска;

- финансировать обучение основам предпринимательской деятельности и содействовать в разработке учредительных документов;

- освободить молодых граждан от уплаты регистрационного сбора с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

- установить дотации (субсидии) и налоговые льготы на покрытие части расходов предпринимателя в первые три года производства товаров и услуг по перечню, устанавливаемому соответствующими органами государственной власти и управления и т.д.

В современных условиях понятие «предпринимательство», без учета «молодежного», дано в ст. 2.1 ГК РФ: «Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [9]. Существенным упущением законодателя в понятии предпринимательства, приведенном в Кодексе, можно считать отсутствие упоминания признака профессионализма в деятельности предпринимателя. Такой признак упоминается в законодательстве Франции (ст. 1 Французского торгового кодекса), Германии (§ 1 Германского торгового уложения) и ряда других стран [8; 10].

В ГК РФ указывается лишь право создавать предприятие, в результате деятельности которого предприниматель получает прибыль, но нет ни слова об обязанностях предпринимателя. Такое определение ориентирует предпринимателей, особенно молодых, идти к этой цели напролом, обогащаться, используя любые средства, свидетелями чего мы и являемся [9].

Нам представляется, что вышеупомянутое определение следует дополнить словами: «...направленное на систематическое получение прибыли и вы-

сокий социально-экономический результат.». В России, по свидетельству историков, в 1913 г. было немало богатейших людей. Но эти люди, обретая богатство, вывели экономику России по многим показателям, близко или опережая, к самым передовым странам.

Отношения, связанные с малым и средним предпринимательством, регулируются Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции с изменениями и дополнениями) [11].

На государственном уровне придается большое значение развитию молодёжного предпринимательства, но пока не выстроена единая система поддержки молодых предпринимателей. Отмечается, что молодежь является основной движущей силой малого и среднего бизнеса, в том числе и инновационного, но на законодательном уровне молодежное предпринимательство никак не узаконено. Федеральные законы не выделяют молодежное предпринимательство в отдельную категорию, предоставляя ему поддержку на общих основаниях с другими субъектами малого предпринимательства.

Аналогичной является ситуация и в регионах. И лишь в Москве принято отдельное Постановление Правительства г. Москвы «О молодежном предпринимательстве», существует специальная комиссия и оказывается финансовая помощь начинающим предпринимателям, основную часть которых составляет молодёжь [3; 8]. В большинстве других регионов помощь молодежному предпринимательству стараются оказывать, в основном, комитеты по делам молодежи, что является явно недостаточным. Исключение составляют разве что наиболее самодостаточные: Республика Татарстан, Свердловская, Самарская и Тюменская области.

Исследование вопросов поддержки и развития молодежного предпринимательства показало, что пока не выстроена единая система поддержки молодых предпринимателей. Методов и программ поддержки молодежного предпринимательства создано достаточно, но их необходимо развивать, внедрять и распространять повсеместно.

На законодательном уровне необходимо закрепить статус «молодой предприниматель» и понятие «молодежное предпринимательство». В федеральном бюджете и региональных бюджетах, возможно, при благоприятном бюджетном капитале, следует выделять отдельной строкой расходы, связанные с поддержкой инфраструктуры развития молодежного предпринимательства.

Наставничество, позабытое в постсоветский период, в российском бизнесе появилось сравнительно недавно, и оно требует широкомасштабного развития, т.к. является своеобразным «нефинансовым» двигателем и «локомотивом» поддержки молодежного предпринимательства.

57

Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4

Экономика

Проведение различных образовательных курсов и семинаров для молодых предпринимателей важно не только на старте, но и на последующих этапах развития бизнеса. О молодежном бизнесе надо рассказывать с практической точки зрения, простым языком на примере успешных российских предпринимателей: как развивать способности к предпринимательской деятельности, каким образом обосновать бизнес-идею, выбрать бизнес-модель, подобрать команду, обеспечить продвижение соответствующей бизнес-модели в Интернете и найти средства для её реализации. При этом тех предпринимателей, которые занялись бизнесом в ранние, молодые годы и прошли вполне легитимный период становления, накопив богатый опыт развития, собственного дела, следует популяризовать и оказывать поддержку в издании статей и книг для нынешней молодежи, желающей заняться предпринимательством в России.

Литература:

1. Формирование предпринимательской экосистемы университета: новые вызовы. - URL: http:// kopnov.livejoumal.com/6597.html

2. URL: http://www.odnoklassniki.ru/micfin/album/5 2094218469543/579153453735???history=0&sam ple=3&ref=0

3. Официальный портал Мэрии и Правительства Москвы. - URL: www.mis.ru

4. URL: http://www.mosmnov.ru/mdex.php?id=76

5. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. - URL: httpy/ru.wikipedia.org/wiki/Ассоциа-ция_молодых_предпринимателей

6. Официальный сайт федерального агентства по делам молодежи. - URL: fadm.gov.ru

7. Официальный сайт Всероссийского молодежного форума «Селигер». - URL: forumseliger.ru

8. Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - URL: www.consultant.ru

9. Гражданский кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1-е сентября 2014 г.).

10. Сайт поисковой системы в сети Интернет. -URL: www.rbk.ru

11. Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (2007 г., с изм. и доп.) // Российская газета. - 2007. - № 164.

Youth Entrepreneurship: Modern Realia and Future Prospects

G.G. Ivanov, S.L. Orlov, Yu.K. Bazhenov Plekhanov Russian University of Economics

The paper deals with topicalproblems ofdevelopment of youth entrepreneurship in Russia. The authors present retrospective ofpositioning of youth in business-community andformulate ways of improvement of this promising vector of youth policy.

Key words: youth entrepreneurship, small and medium business, venture capital, tutorial support, own business.

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.