Научная статья на тему 'Методическое обеспечение деятельности школьных библиотек Казахстана'

Методическое обеспечение деятельности школьных библиотек Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
651
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ / МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колодина Наталья Александровна, Дергилева Татьяна Владиславовна

В статье анализируется опыт создания Центра методической помощи школьным библиотекам на базе научной библиотеки Павлодарского государственного педагогического института как один из вариантов совершенствования системы методического обеспечения их деятельности в Республике Казахстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колодина Наталья Александровна, Дергилева Татьяна Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методическое обеспечение деятельности школьных библиотек Казахстана»

- расширение общекультурного кругозора.

За время работы над проектом НБ ПГПИ провела 34 методических мероприятия, среди них: семинары, практикумы, Дни специалиста, в которых приняли участие 884 школьных библиотекаря. Проведены обучающие семинары по внедрению нововведений в деятельность ШБ: введение ГОСТа 7.1. — 2003 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись", формирование информационной культуры школьников, использование информационных технологий в библиотечной практике, поддержка детского чтения в условиях школьных библиотек. Мероприятия по повышению квалификации НБ ПГПИ расцениваются их участниками, как источник новых знаний по актуальным направлениям деятельности ШБ.

Традиционной и наиболее эффективной формой работы НБ ПГПИ по повышению квалификации стало проведение с 2006 г. «Методических недель для школьных библиотек», которые проводятся во время весенних каникул. Цель проведения методической недели заключается в актуализации профессиональных знаний и оказании конкретной практической помощи библиотекарям. Программа мероприятия, как правило, предельно насыщена и включает: теоретические семинары, мастер-классы, практикумы, профессиональные дискуссии, встречи с местными писателями. Так, например, методическая неделя 2008 г. на тему «Школьные библиотеки в меняющемся мире: современные технологии и формы сотрудничества» прошла под девизом: «Успешная библиотека - успешная школа», её программа включала следующие формы обучения:

-день специалиста «Информационное сопровождение учебного и воспитательного процессов в школе» на государственном языке;

- теоретический семинар «Детское чтение и развитие информационной грамотности в современном обществе»;

- мастер-класс «Новые информационные технологии в библиотечной деятельности»;

- семинар-дискуссию «Библиотечное краеведение в школе: традиции и инновации»;

- семинар-тренинг "Проектная деятельность школьной библиотеки".

Кроме того, НБ ПГПИ для участников "Недели" подготовлен очередной выпуск электронного сборника "Методический помощник школьного библиотекаря", в него вошли методические разработки, электронные учебники, презентации, а также материалы об опыте работы ШБ Павлодарской области. В мероприятиях "Методической недели - 2008" приняли участие шестьдесят школьных библиотекарей Павлодарской области.

Следует отметить, что контингент участников методических недель ежегодно расширяется. Так, если в 2006 г. её участниками были библиотекари только двух районов Павлодарской области, то в 2008 г. ими стали библиотекари практически из всех школ районов Казахстана: Баянаульского,

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...

Аксукского, Каширского, Успенского, Павлодарского, а также из городов Аксу, Экибастуз, Павлодар.

По итогам проведения методической недели 2008 г. ее участники традиционно заполнили специально разработанные "анкеты обратной связи". Анализ анкет показал, что 42% библиотекаря участвовали в "Неделе" впервые, 58% респондентов уже принимали участие (20% - один раз, 38% - дважды). Абсолютное большинство участников мероприятия (80%) высоко оценили его теоретический и организационный уровень, восприняли "Неделю" как "интересное и актуальное событие". Библиотекарей объединил творческий настрой на активное изучение и внедрение нововведений в профессиональную деятельность, что подтвердили 95% респондентов. Специалисты ШБ относятся к мероприятиям по повышению квалификации НБ ПГПИ как необходимое и актуальное направление методической деятельности, в которой их привлекает:

- разнообразные по тематике и формам обучения программы;

- возможность выбора участниками интересные для них семинары;

- бесплатное обучение;

- высокий профессионализм, доброжелательность и настрой методистов на сотрудничество.

Помимо организации мероприятий по повышению квалификации НБ ПГПИ осуществляет методическое сопровождение инновационных проектов школьных библиотекарей. Так, например, в настоящее время библиотека курирует целевой комплексный проект «Папа, мама и я - читающая семья» в средней школе № 43 г. Павлодара, который в 2007 г. получил высокую оценку на Национальной конференции Чтения в Астане.

Подводя итоги трехлетней методической работы НБ ПГПИ со школьными библиотеками Павлодарской области можно сделать вывод, что недостаточно проведение только координационной работы с библиотеками, целесообразно методическое обеспечение их деятельности. Оказание методической помощи и координацию работы ШБ, по нашему мнению, может осуществлять Областной координационный методический совет библиотечно-информационного обеспечения школьного образования, созданный по типу межведомственных библиотечных советов, хорошо зарекомендовавших себя ранее. В состав этого Совета должны войти высококвалифицированные специалисты ШБ, отделов образования, библиотек ИПК ПК, НБ педагогического вуза. Главной целью создания Совета является содействие эффективному развитию ШБ Казахстана.

На первом этапе создана методическая группа при Институте повышения квалификации педагогических кадров, в состав которой вошли опытные специалисты ИПК, ПГПИ и отделов образования. Основными задачами группы определены:

- координация методической деятельности, осуществляемой различными организациями;

- прогнозирование развития ШБ как информационного, воспитательного ресурса школьного образования;

- выявление инновационного опыта ЩБ и библиотекарей новаторов;

- подготовка предложений по совершенствованию информационно-библиотечного обеспечения научного, учебного и воспитательного процессов в школах;

- содействие успешному развитию ШБ, укреплению их позитивного имиджа.

В 2009-2010 учебном году методическая группа планирует организовать областной конкурс «Школьная библиотека - пространство чтения», провести региональное исследование «Библиотека в жизни школы»; подготовить к изданию электронный сборник «Школьные библиотеки Павлодарской области: опыт работы»; разработать сводный план методических мероприятий городских и районых методических объединений ШБ; осуществить паспортизацию ШБ.

Таким образом, специалисты НБ ПГПИ, реализуя функции центра методической помощи школьным библиотекам Павлодарской области, организуют мероприятия по повышению квалификации школьных библиотекарей, проводят социологические исследования, курируют инновационные проекты, участвуют в методических советах разного уровня, содействуют развитию профессиональной компетенции школьных библиотекарей. Содержание работы и актуальные вопросы методического обеспечения деятельности ШБ освещаются в докладах методистов на научных конференциях и в профессиональной печати [6; 7]. Опыт методической работы НБ ПГПИ был положительно оценен сотрудниками НБ педагогического института г. Аркалык, поскольку они приступили к созданию методического центра, аналогичного ПГПИ. Данный факт можно расценивать как положительную тенденцию развития системы методического обеспечения школьных библиотек в Казахстане.

Библиографический список

1. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек [Текст] // Справочник школьного библиотекаря / О. Р. Старовойтова, С. М. Плескачевская, Т. Д. Жукова; Под ред. Ю. Н. Столярова. - М, 2006. - С. 33-50.

2. Насырова, А. А. Реформа образования и миссия учебных библиотек Казахстана [Текст] / А. А. Насырова. // Ютапханатану, библиография, кшштану — Библиотековедение, библиография, книговедение. - Алматы, 2002. - Вып. 3. -С.119-127

3. Об едином координационном, научно-методическом и информационном центре библиотек системы образования, культуры и здравоохранения Казахстана: Приказ Мин-ва образования, культуры и здравоохранения Республики Казахстан от 3 авг. 1998 г. № 428. - Алматы, 1998, - 24 с.

4. Примерные должностные обязанности специалиста по работе со школьными библиотеками // Методические пособия по библиотечному делу для библиотек системы образования. - Алматы, 2005. - С. 163-165,

5. Педагогические библиотеки - школьным: материалы из опыта работы / Гос. науч. педагог, б-ка им. К. Ушинского - М., 2002. - 60 с.

6. Колодина, Н. А. Сотрудничество библиотеки педагогического вуза со школами области [Текст] / Н. А. Колодина. // Психология. Социология. Дефектология.-2006.-№ 9. - С. 13-16.

7. Колодина, Н. А- Методическая помощь школьным библиотекам как инновация педагогического вуза [Текст] / Н. А. Колодина. // Вестн. педагог, инноваций. - 2007. - № 4 (12). - С. 87-92.

8. Данилова, О. В. Формирование гуманитарной культуры учащихся в эпоху современных глобальных перемен [Текст] / О. В. Данилова // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 3. - С. 249-254.

9. Карпова, Н. П. Потенциал сельского социума в формировании духовности школьников [Текст] / Н. П. Карпова// Сибирский педагогический журнал. -2007. -№ 3. - С. 106-112.

Ю.Наурызбаева, Р. Н. Воспитательный потенциал поэтического состязания в условиях художественно-творческой деятельности учащихся [Текст] / Р. Н. Наурызбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3, — С. 283-294.

УДК 371

Косинова Валентина Федоровна

Кандидат педагогических наук, доцент, директор ФГОУ СПО «Барнаульский торгово-экономический колледж», kosinova@btek.ru, Барнаул

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Kosinova Valentina Fyodorovna

Director Barnaul Trade and Economic College, kosinova@btek.ru, Barnaul

PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS FOR BUSINESS

«Малый бизнес в России должен стать лидером в инновациях»

Дмитрий Медведев, Президент РФ

Президент РФ Д. А. Медведев, выступая на заседании президиума Госсовета, проходившего в Тобольске 27 марта 2008 года отметил, что развитие малого и среднего бизнеса должно осуществляться благодаря инновационному треугольнику «наука-бизнес-образование».

Малое и среднее предпринимательство играет весьма важную роль в экономике, а его развитие влияет в первую очередь на экономический рост

региона. Поэтому перед учебным заведением остро встает вопрос об изменении образовательного пространства с учетом современных требований и развития отраслей экономики.

Актуальность обучения основам предпринимательства учащейся молодежи сегодня не требует дополнительной аргументации. Это весьма важно для российского общества, да и сама молодежь проявляет заинтересованность в этом вопросе.

В то же время, возрастание общественной потребности в более массовой подготовке в сфере предпринимательства, непрерывно увеличивающееся число различного рода курсов и учебных групп не означают перехода к поточному обучению. Настоящего предпринимателя можно подготовить на индивидуальной основе с учетом личных способностей, потребностей и интересов или на имеющихся профессиональных компетенциях. Причем необходимо предоставить такие образовательные услуга, которые удовлетворят конкретного потребителя, и тогда, когда в них возникнет реальная потребность.

Перед учебным заведением стоит задача: определить и сформировать у студентов деловые качества, предприимчивость, предпринимательские способности. В чем заключается их принципиальное отличие?

Задачи подготовки выпускника, способного к созданию собственного дела, требуют внесения изменений, как в содержание профессионального образования, так и в процесс предпринимательской подготовки и развития определенных качеств личности. Несмотря на актуальность данной проблемы для общего и профессионального образования, анализ теории и практики по подготовке учащейся молодежи к предпринимательскому труду позволяет утверждать, что к настоящему времени отсутствует единая система педагогических взглядов на проблему формирования качеств, необходимых будущему предпринимателю.

Учебные заведения Алтайского края системы профессионального образования самостоятельно выбирают и внедряют инновационные технологии, с учетом отраслевой направленности.

Барнаульский торгово-экономический колледж также применяет инновационные подходы в подготовке востребованного выпускника на рынке труда. Задача нашего педагогического коллектива поддержать и помочь большинству успешных и самодостаточных выпускников создать свой малый бизнес или участвовать в нем, ведь это одна из немногих сфер деятельности, где человек способен проявить и раскрыть максимально свои возможности, как на благо своей семьи, так и экономики страны.

Так, с 2004 г. колледлс занимается вопросами разработки и внедрения проектирования предпринимательской деятельности через реализацию проектных технологий обучения.

Разработан и утвержден план подготовки студентов предпринимательской деятельности на 2006-2010 гг. На первом этапе внедрения проектирования предпринимательской деятельности был разработан и утвержден проект «Профессиональная подготовка учащейся молодежи предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса», который позволил разра-

ботать механизмы реализации проектной деятельности в образовательном процессе. Данный проект дал нам возможность принять участие в разработке краевой ведомственной программы «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае на 2008-2010 гг.». Барнаульский торгово-экономический колледж включили в данную программу как организаторов но подготовке и привлечению молодежи в малый бизнес.

Цели проекта:

1. Определить направления развития инфраструктуры и экономики края, с учетом использования сил молодых предпринимателей;

2. Развить у студентов навыки самореализации, инициативности и ответственности для формирования опыта проектирования и открытия собственного дела с учетом особенностей развития региона.

Задачи проекта:

1. Изучить потребительский рынок с позиции развития молодежного предпринимательства;

2. Разработать механизм взаимодействия различных форм молодежной инициативности для реализации молодежной политики в области предпринимательства;

3. Сформировать и развивать элементы предпринимательской культуры в молодежной среде;

4. Создать систему подготовки предпринимателей малого бизнеса среди учащейся молодежи;

5. Создать учебный бизнес-инкубатор;

6. Проводить постоянно действующие курсы повышения квалификации педагогов и организаторов предпринимательской подготовки молодежи;

7. Оказывать информационно - практическую поддержку студентам, участвующим в проектировании профессиональной карьеры;

8. Проводить конкурс творческих проектов студентов и педагогов;

9. Создать и внедрить модель развития предпринимательского потенциала молодежи нашего региона;

10. Разработать и внедрить модель профессиональной компетентности предприним ател я;

11. Помочь открыть свое дело учащейся молодежи в крае с последующим сопровождением проекта.

Педагогический коллектив колледжа осознавал, что плана и проект по подготовке учащейся молодежи к предпринимательской деятельности недостаточно. В системе должны работать и другие направления формирования рационального образа мышления. Для этого в колледже важной составной частью процесса обучения является участие студентов в самоуправлении, охватывающем различные формы клубной работы. Сегодня в колледже отработана система самостоятельной студенческой работы, которая включает в себя деятельность следующих Центров: Образовательно-делового «Качество. Профессионализм. Деловитость» (10 структурных подразделе-

ний), «Здоровье» (3 структурных подразделения), «Самоцветы творчества» (5 структурных подразделений), «Общежитие и мы» (5 секторов), Пресс-Центр (5 структурных подразделений).

С 2003 г. в колледже разработана и успешно развивается учебная имитационная фирма по производственному обучению студентов. Структура и организация деятельности данной фирмы позволяет передать студентам старших курсов, которые являются руководителями производственных отделов, значительные обучающие функции.

Практика создания и функционирования учебных студенческих фирм и развития студенческого саморегулирования способствуют приобретению первичного опыта предпринимательской активности и способностей.

Результаты вышеназванных проектов и позволили успешно разработать и внедрить проект «Профессиональная подготовка учащейся молодежи к предпринимательской деятельности в сфере малого и среднего бизнеса».

Первые шаги в этом направлении показали следующие результаты:

1. Создан штаб «Своё дело» по развитию предпринимательской инициативы студенческой молодежи. Штаб функционирует на основании разработанного положения, структуры, плана работы. Его возглавляет Дружилова Екатерина.

2. Разработана система по дополнительному обучению предпринимательской деятельности, в которую вошли:

2.1 Курс «Организация и проектирование предпринимательской деятельности для студентов всех курсов и всех специальностей. Данные курсы проводятся на основании программы, согласованной с руководителем Управления Алтайского края по предпринимательству и рыночной инфраструктуры;

2.2 Дисциплина «Предпринимательская деятельность», внесена в региональный национальный компонент учебного плана всех специальностей колледжа;

2.3 Программа подготовки и повышения квалификации «Профессиональная компетентность в бизнесе» для предпринимателей малого и среднего бизнеса Алтайского края, выпускников колледжа;

2.4 Программа стажировки в области предпринимательской деятельности для преподавателей учебных заведений ближнего зарубежья, которые являются социальные партнерами колледжа;

2.5 План мероприятий и студенческий бизнес-инкубатор для сопровождения, разработанных проектов, внедренных на территории края, выпускниками колледжа.

3. Нашим педагогическим коллективом разработан и организован конкурс лучших студенческих проектов, защита которых прошла в мае 2008 г. на территории республики Алтай в форме Бизнес-фестиваля. В нем принимали участие студенты ССУЗов Алтайского края. Фестиваль будет проводиться на основании разработанного положения и утвержденного председателем Городского Совета директоров ССУЗов г. Барнаула. Целью фестиваля является воспроизводство и развитие человеческого потенциала

и трудовых ресурсов - самостоятельных, инициативных, ответственных молодых людей. В положении указана структура Бизнес-фестиваля, разработаны этапы проведения фестиваля, критерии оценки студенческих бизнес-проектов. Разработана программа проведения Бизнес-фестиваля.

4. Разработаны мероприятия по подготовке и участию лучших студенческих предпринимательских проектов в Бизнес-фестивале учащейся и студенческой молодежи им. В. В. Быкова «Молодежь. Предпринимательство. Россия» в г. Анапа.

Наши идеи о подготовке студентов предпринимательской деятельности нашли подтверждение в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» одобренного Советом Федерации 11 июля 2007 г. В п. 2 статьи 21 отмечается: «Создание условий для повышения профессиональных специалистов, относящихся к социально незащищенным группам населения, совершенствования их деловых качеств, подготовки их к выполнению новых трудовых функций в области малого и среднего предпринимательства».

Студенты и учащиеся относятся к социально незащищенной группе населения, имеют возможность получить дополнительное образование в области подготовки предпринимателей малого и среднего бизнеса, обучаясь в учебном заведении.

Идея помочь студентам колледжа овладеть навыками методики проектирования и организации предпринимательской деятельности возникла, еще и потому что большая часть из них идет в бизнес.

Коммерция, бизнес — это во многом риск и удача. Но чтобы преуспевать в подобных делах выпускникам колледжа надо ориентироваться на изменения рыночной конъюнктуры. Большинство выпускников, получивших путевку в жизнь в стенах нашего колледжа, оказываются наиболее приспособленными к рыночным условиям современной жизни благодаря особой творческой обстановки в учебном заведении и овладению навыками предпринимательской деятельности. Склонность к предпринимательской деятельности проявляется в особом, творческом отношении к делу, инициативности, непрерывном стремлении к новаторству, в нетрадиционных решениях, расширении масштабов и сферы деятельности.

Согласно Современного экономического словаря под редакцией Б. А. РайзбергаБизнес-(от англ. Bisiness-дело, антрепренерство, занятость, предпринимательство) инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями, получения прибыли и развития собственного дела.

В Новейшем словаре иностранных слов и выражений бизнес - предпринимательская деятельность; дело, знания, являющиеся источником дохода.

Фестиваль {festival - веселый, праздничный) массовый показ, смотр, конкурс произведений искусства, периодические культурные празднества, музыкальные, театральные, кино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.