Обмен опытом
УДК 021.64 + 373.1 ББК 78.34 (2) + 74.204
ПАРТНЕРСТВО БИБЛИОТЕКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА И ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ УЧИТЕЛЕЙ
© Н.А. Колодина, 2008
Научная библиотека Павлодарского государственного педагогического института Казахстан, г. Павлодар, ул. Мира, 60
Обсуждаются проблемы организации профессионального чтения педагогов как способа воздействия на модернизацию школьного образования, внедрение новейших достижений педагогики в повседневную практику школ. Цель данной работы - показать возможности совершенствования информационной поддержки школьных учителей через межбиблиотечное взаимодействие педагогического вуза и местных школ.
Ключевые слова: школа, учитель, доступ к информации.
Будущее отечественного образования в Республике Казахстан рассматривается педагогической общественностью как основа социально-экономического и духовного развития государства. Успешное решение задач, стоящих перед казахстанским образованием, в значительной степени зависит от творческого педагогического поиска школьных учителей, их готовности к внедрению новых образовательных стандартов и учебных программ, использования современных технологий. Стремительное развитие социальных, экономических и технологических процессов в обществе, педагогической науки ставит специалиста перед необходимостью постоянного обновления профессиональных и общенаучных знаний. Современный педагог нуждается в свободном и постоянном доступе к ним. Высокая профессиональная компетенция современного педагога во многом определяется характером и содержанием его чтения. Помочь школьному учителю в организации профессионального чтения, вовремя дать нужную информацию - значить оказать существенное влияние на модернизацию школьного образования, внедрение новейших достижений педагогики в повседневную практику школ. Цель данной работы - показать возможности совершенствования информационной поддержки школьных учителей через межбиблиотечное взаимодействие педагогического вуза и местных школ.
Вопросы информационно-библиотечного обеспечения школьных педагогов сохраняют свою актуальность на протяжении последних десятилетий. Исследования, проведенные в различных регионах
России, свидетельствуют о значительном усложнении запросов учителей: расширяется тематический диапазон запросов, активизируется использование трудов известных педагогов, как современников, так и ученых прошлых лет. Исследователи определили основные мотивы обращения педагогов за информацией:
• стремление к повышению профессиональной компетенции и мастерства;
• потребность в саморазвитии и самообразовании, познавательный интерес к профессиональной деятельности;
• аттестация педагогического труда;
• изменение школьных программ.
Отмечено, что повышенным спросом пользуется информация по новым методикам и современным технологиям обучения, издания по методике преподавания предметов, а также материалы для контроля знаний, умений и навыков учащихся [1].
Значительный рост репертуара педагогических изданий и трудности материального характера ограничивают возможности школьного учителя в приобретении методической литературы. Поиск профессиональной информации большинство школьных учителей начинают в школьной библиотеке. По данным новосибирского исследователя, к ресурсам школьной библиотеки обращается до 95% педагогов [2]. Центром информационного обслуживания педагогов должна стать школьная библиотека, обеспечивающая доступ к своим и удаленным информационным ресурсам. Сеть школьных библиотек Казахстана является наиболее устойчивой в стране, даже в самые сложные
годы она не сокращалась, а продолжала расти. Качественные содержательные аспекты деятельности библиотек наглядно отражаются в совершенствовании их новых педагогических функций. С каждым днем специалисты школьных библиотек все активнее ведут информационное обслуживание педагогов, используя различные формы и методы [3]. Уровень развития школьных библиотек и степень их влияния на информированность учительства различны и напрямую зависят от качества библиотечного фонда, развитости технологии обслуживания, а также компетентности библиотечного специалиста. К сожалению, практика показывает, что фонды многих школьных библиотек мало соответствуют информационным потребностям школьников и учителей, недостаточно используются компьютерные технологии в библиотечном обслуживании [4]. Однако даже самая современная школьная библиотека не в состоянии самостоятельно удовлетворить все информационные запросы учителей. Значительный резерв повышения качества информационной поддержки профессионального чтения учителей заключается в межбиблиотечном взаимодействии школьных и педагогических библиотек. Библиотеки центров повышения квалификации учителей, педагогических училищ и вузов повсеместно в той или иной степени участвуют в профессиональном информировании учителей: предоставляют свои фонды и услуги, проводят методические мероприятия, публикуют обзоры литературы. Содержание и объемы участия педагогических библиотек в информационной поддержке профессионального чтения учителей во многом определяются доброй волей и уровнем профессионального самосознания их коллективов [5].
В Павлодарской области Республики Казахстан роль информационного навигатора и консультанта в области профессионального чтения школьных учителей региона взяла на себя Научная библиотека Павлодарского государственного педагогического института (НБ ПГПИ). На ниве образования НБ ПГПИ работает с 1962 г., свою самостоятельность библиотека вновь обрела в апреле 2004 г.
В библиотеке ПГПИ на основе межбиблиотечного взаимодействия со школьными библиотеками области постепенно складывается целостная система информационной поддержки профессионал-ного чтения учителей. Главная цель этой системы -формирование единого информационного пространства развития профессиональной компетенции учителей. К числу важнейших задач системы относятся:
• содействие модернизации образования;
• укрепление взаимодействия учреждений образования разного уровня;
• обеспечение права специалистов на профессиональную информацию;
• поддержка позитивного имиджа вуза как надежного партнера школ области.
Для достижения поставленных целей и задач коллектив библиотеки Павлодарского пединститута использует все многообразие форм и методов библиотечной деятельности, от индивидуального обслуживания до создания библиографических продуктов, ориентированных на информационные потребности учителей.
Информационной базой функционирования системы поддержки профессионального чтения учителей служат традиционный библиотечный фонд, коллекция электронной библиотеки ПГПИ, современный поисковый аппарат. Богатый книжный фонд библиотеки включает почти 400 тыс. единиц хранения. Ежегодно в фонд поступает до 15 тыс. новых книг, свыше 500 комплектов журналов и газет Казахстана, а также России и других зарубежных стран. Практически все журналы педагогического профиля, выходящие в Казахстане, имеются в НБ ПГПИ. С апреля 2004 г. активно развивается электронная библиотека, включающая в настоящий момент более 10 тыс. документов по профилю вуза.
Все богатство информационных ресурсов библиотеки педагогического вуза доступно школьным учителям Павлодарской области. Школьные учителя имеют возможность свободно заниматься в читальных залах вузовской библиотеки, пользоваться всем спектром библиотечно-библиографических услуг. В целях информирования школьных учителей о предоставляемых услугах Научная библиотека издала рекламные буклеты «Научная библиотека ПГПИ - школам», «Электронная библиотека ПГПИ», «Возможности виртуальной справки». Эти рекламно-информационные материалы распространялись среди слушателей курсов повышения квалификации, участников различных педагогических совещаний.
Для профессионального информирования учителей библиотека ПГПИ активно использует возможности современных компьютерных технологий. На библиотечных страницах сайта ПГПИ (www.ppi.kz) школьный учитель найдет список периодических изданий, которые получает вузовская библиотека, перечень основных услуг и правила пользования библиотекой, а также библиографические списки литературы и методические материалы. Активно используют школьные учителя и электронную выставку новых педагогических изданий, которая обновляется на сайте вуза ежемесячно. На выставке книги представлены обложкой, полным библиографическим описанием, а также оглавлением.
С мая 2006 г. НБ ПГПИ осуществляет справочное обслуживание школьных учителей в удаленном режиме. Для того чтобы воспользоваться помощью библиографа ПГПИ, школьному учите-
лю не обязательно приходить в библиотеку, он может обратиться к электронной почте и послать запрос по адресу: «[email protected]». Виртуальная справка выполняется в течение одного-двух дней. Электронный адрес специализированной справочной службы представлен на библиотечных страницах вузовского сайта.
В библиотечной поддержке профессионального чтения школьных учителей библиотекари Павлодарского педагогического института активно используют традиционные формы библиографических обзоров и списков литературы. В помощь профессиональному чтению учителей научнобиблиографический отдел издает серии библиографических списков «Классный час» и «Полезные советы библиотеки». По заявкам школ составляются обширные библиографические списки актуальной тематики.
Для проведения библиографических обзоров педагогической литературы используются все варианты контактов с учителями - занятия на курсах повышения квалификации, различные методические семинары и совещания, дни открытых дверей в институте. Любое мероприятие для школьных учителей, проводимое в Павлодарском педагогическом институте, обязательно сопровождается библиотечной рекомендацией профессиональной литературы. Школьным учителям адресованы и библиографические обзоры, которые ежемесячно публикует НБ ПГПИ в областной педагогической газете «¥стаздар газеті». Темы обзоров в газете определяются на основе анализа информационных запросов школ, а также анализа тенденций развития школьного образования. На газетных страницах библиотечные специалисты знакомят учителей и с новинками педагогической прессы Казахстана. Об эффективности и востребованности библиографических обзоров можно судить по значительному количеству обращений учителей в вузовскую библиотеку за рекомендованными изданиями. В читальные залы ПГПИ приходят не только отдельные специалисты, но и целые делегации школьных коллективов.
Большую популярность среди педагогических коллективов школ приобретают выездные книжные выставки. По запросам руководителей школ библиотекари ПГПИ подбирают необходимые информационные источники к методическим семинарам и проблемно-тематическим педсоветам в школах. Часто библиотекари педагогического вуза не только предоставляют необходимые издания, но и сами выступают в школах с консультациями и обзорами литературы.
Библиографы НБ ПГПИ оказывают профессиональную помощь школьным учителям в информационном поиске по различным источникам, составляют библиографические списки педагоги-
ческой тематики по индивидуальным запросам учителей, консультируют по вопросам библиографического оформления научных публикаций и методических разработок.
В региональном образовательном пространстве НБ ПГПИ выступает в роли важнейшего информационного ресурса педагогического и школьного образования. Роль коммуникатора в общении учителей с вузовской библиотекой выполняют школьные библиотекари. Именно школьные библиотекари собирают индивидуальные и коллективные заявки учителей, разъясняют правила пользования вузовской библиотекой. В рамках совместной партнерской деятельности специалисты вузовской и школьных библиотек изучают конкретные информационные потребности школьных учителей. Специфика информационных потребностей современных школьных педагогов связана с несколькими факторами:
• вариативностью образования, появлением новых типов общеобразовательных организаций, новых учебных дисциплин, курсов, программ, учебников;
• возможностью сотрудничества школ с вузами по различным направлениям учебной работы, научно-методическим инновациям и научно-исследовательским проблемам;
• правом преподавателя создавать авторские интегрированные и элективные курсы [6].
На основе выявленных информационных потребностей школьные библиотеки совместно с НБ ПГПИ проводят дни информации и дни специалиста в школах, обеспечивают подбор информационных источников по индивидуальным и групповым запросам.
Информационно-библиографическое сопровождение образовательной и воспитательной деятельности школ повышает профессиональную информированность школьных учителей, содействует решению практических задач школьного образования. Однако решить проблему систематической информационной поддержки профессионального чтения школьных учителей в регионе силами только вузовской библиотеки невозможно, для этого необходимо объединение усилий всех библиотек системы образования с государственными общедоступными библиотеками. Система поддержки профессионального чтения станет по-настоящему эффективной, если объединит ресурсы научной библиотеки педагогического вуза, библиотеки областного института повышения квалификации педагогических кадров, а также областной универсальной публичной библиотеки. Перспективными направлениями такого сотрудничества являются: корпоративная каталогизация педагогической литературы, создание сводных библиографических баз данных по казахстанской и российской педаго-
гической прессе, совместная разработка солидных библиографических указателей в электронной форме. Реализация государственных программ развития образования, повышение компетенции школьных учителей через профессиональное чтение сегодня как никогда зависят от социального партнерства всех заинтересованных сторон.
Список литературы
1. Зуева, Е. М. Школьная библиотека как источник информации педагогов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gnpbu.ru/nmo/an-mat-zyeva.htm
2. Крутицкий, Д. В. Читательские интересы учителей // Книга, общество, читатель: современные аспекты. -Новосибирск. - 2004. - С. 153-157.
3. Насырова, А. А. Новые тенденции библиотечно-библиографического и информационного обслуживания педагогов // Мектептеп кггапхана = Библиотека в школе. - 2003. - № 4. - С. 4-7.
4. Куржикова, А. А. Проблемы библиотечного обслуживания школьных педагогов Хромтауского района // Мектептеп кгтапхана = Библиотека в школе. -2004. - № 1. - С. 9-10.
5. Зуева, Е. М. О необходимости научной разработки проблем библиотечного обеспечения педагогов // Библиотеки в помощь повышению квалификации педагогов : материалы и тез. докл. заоч. Междунар. науч.-практ. конф. - М., 1997. - С. 43-45.
6. Информационные потребности педагога : информ.-метод. материалы / Рос. акад. образования, Гос. науч. пед. б-ка им. Ушинского ; сост. Л. Е. Коршунова ; гл. ред. Б. Н. Сизов. - М., 1999. - 40 с.
Материал поступил в редакцию 17.09.2008 г.
Сведения об авторе: Колодина Наталья Александровна - методист научно-библиографического отдела, соискатель ГПНТБ СО РАН
Информация
СИБИРСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ БИБЛИОТЕЧНЫЙ ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГПНТБ СО РАН
Окончание. Начало на с. 21
Выездные Высшие библиотечные курсы для сотрудников библиотек региона (города, области, края, республики)
(220-300 часов)
Высшие библиотечные курсы - форма обучения специалистов с высшим непрофильным образованием. (ВБК работают на базе ГПНТБ СО РАН с 1963 г., с 2002 г. по заявкам библиотек региона проводятся специалистами ГПНТБ СО РАН в городах Сибирского федерального округа). Длительность обучения: 6-7 недель (45 часов в неделю).
Учебная программа ВБК приближена к учебным программам вузов, осуществляющих подготовку специалистов в области библиотечно-информационной деятельности, рассчитана на 300 часов. Программа занятий может корректироваться.
Слушатели получают знания по следующим дисциплинам:
• история книжной культуры России;
• история библиотечного дела России;
• общее библиотековедение;
• библиотечные фонды;
• библиотечные каталоги;
• библиотечно-информационное обслуживание;
• технические средства автоматизации библиотечных процессов;
• информатика; новые информационные технологии;
• общее библиографоведение;
• отраслевая библиография;
• организация и методика библиографической деятельности библиотеки;
• экономика библиотечной деятельности;
• инновационные технологии в библиотечном деле (менеджмент, маркетинг);
• организация технологической работы в библиотеке. По окончании курсов слушатели сдают выпускной экзамен и получают свидетельство.
Информацию о деятельности Центра можно получить на сайте ГПНТБ СО РАН: раздел Непрерывное образование - Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования (режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/win/p_index.html); в
разделе «Электронная библиотека: Базы данных и учебно-методические комплексы по библиотечноинформационной деятельности» представлены библиографические, фактографические, полнотекстовые ресурсы (режим доступа: http://www.spsl.nsc.ru/win/ nelbib/index_2i4.html).
Приглашаем к сотрудничеству!
Обещаем обеспечить надежность и взаимовыгодность отношений.
Артемьева Елена Борисовна, руководитель Сибирского регионального библиотечного центра непрерывного образования,
тел.: (383) 266-83-76, e-mail: [email protected], Полякова Алла Леонидовна, методист, тел.: (383) 266-83-76, e-mail: [email protected]