7. Жизненные пути одного поколения / отв. ред. М. X. Титма; Рос. АН, Ин-т социологии. -М.: Наука, 1992. - 184 с.
8. Журавлев, В. И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы / В.И. Журавлев. -Ростов-н / Д: РГУ, 1972. - 199 с.
9. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1982.-207 с.
10. Мудрик, А. В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения / А. В. Мудрик. - М.: Знание, 1977. - 64 с.
11. Роджерс, К. Личные размышления относительно преподавания и учения / К. Роджерс // Открытое образование. - 1993. - № 5,6. - С. 24-26.
УДК 374
Д. В. Крупницкий ЧИТАТЕЛИ ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК г. НОВОСИБИРСКА
Главная задача средней общеобразовательной школы (в том числе гимназий и лицеев) сегодня - это дать учащимся три стандарта знания: информатику, включая умение вести поиск и отбор информации, иностранные языки и базовые социальные дисциплины [12, с. 7]. Решение поставленных выше задач возможно только во взаимодействии со школьной библиотекой. Она может обеспечить информационно-библиографическое обслуживание учебно-воспитательного процесса и помощь в самообразовании, сформировав у читателей навыки независимого библиотечного пользователя.
Цель работы - определить читательские предпочтения в среде старшеклассников и влияние на данный процесс со стороны учителей и родителей. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: на основе проведенного социологического опроса определить состав читателей школьных библиотек и дифференцировать их читательские потребности и предпочтения; изучить практику работы библиотек по формированию читательских интересов старшеклассников и наметить приемы работы библиотеки общеобразовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, педагогов с целью воспитания читательских интересов старшеклассников. В ходе исследования использовались социологические методы - анкетирование, набшодение, беседы с подростками, а также статистические - анализ отчетов ряда общеобразовательных учреждений за последние 5 лет. В процессе социологического исследования были применены теоретические положения, изложенные в работах В. А. Ядова [14, с. 62-66].
Современную ситуацию, сложившуюся в школьных библиотеках
г. Новосибирска, можно охарактеризовать следующим образом. Так, практически ликвидирован фонд учебной литературы. Учебники, приобретенные за счет родительских средств, являются собственностью учащихся и не пополняют библиотечные фонды. Библиотеки вынуждены в конце учебного года проводить акцию «Подари учебник школе» для обеспечения малоимущих детей. В некоторых школах средний возраст учебной литературы, получаемой учащимися из библиотечных фондов, превышает 5-6 лет, что противоречит санитарным нормам. В результате роста цен на рынке учебной литературы комплект учебников стоит свыше 2000 рублей. Темпы сокращения фондов при явно недостаточном финансировании комплектования позволяют утверждать, что через 5-6 лет основные фонды (т. е. фонды отраслевой и художественной литературы) перестанут не только отражать современный поток литературных изданий, но и не смогут удовлетворить потребности учащихся в познавательной и досуговой литературе. Стандарт наполняемости класса - 25 человек. Книгообеспеченность художественной литературой учащихся школы колеблется от 5 до 16 экземпляров на одного ученика. Художественной литературы явно недостаточно для нормального обеспечения учебного процесса. Обеспеченность отраслевой литературой: по естественным наукам, экономике, экологии, истории, искусству - в большинстве школьных библиотек еще ниже, чем художественной. По методическим документам Министерства культуры РФ, которыми до сих пор пользуются библиотекари, состав фонда распределяется следующим образом: 25 % - общественно-политическая литература, от 30 до 50 - художественная, 50 % - другие отрасли. Количество педагогической литературы, адресованной преподавателям, колеблется от 40 до 100 экземпляров на педагога. В основном это физически и морально устаревшая литература (1960-1975 гг. издания). Школами выписывается в среднем от 8 до 25 названий периодических изданий, которые предназначены педагогам и администрации школы и в меньшей степени - учащимся.
Алфавитный и систематический каталоги, как правило, отражают не более 60% фонда библиотеки, что, с одной стороны, библиотекари объясняют их рекомендательным характером, а с другой - недостатком времени на внутрибиблиотечную работу. Очень часто алфавитный каталог отсутствует, о чем свидетельствуют отчеты школьных библиотек. В такой ситуации весьма трудно повысить уровень информационной культуры школьников. Около 30% библиотек ведут только алфавитный каталог; 89% библиотекарей убеждены, что создание электронного каталога значительно приблизило бы фонды к читателям, но считают, что это дело будущего и можно не торопиться; не ведут тематические картотеки 23 % школ.
Одной из общих проблем является отсутствие достаточных площадей. Типичная школьная библиотека состоит из 1-2 помещении, занимающих небольшую общую площадь от 20 до 60 квадратных метров. Дефицит
площадей затрудняет эффективное использование библиотечных ресурсов. Техническое оснащение школьных библиотек осуществляется по остаточному принципу, а состояние материально-технической базы библиотеки не рассматривается в качестве показателя готовности общеобразовательного учреждения к новому учебному году. В результате отсутствуют условия для самостоятельной углубленной работы с книгой в школьных библиотеках. Данные, полученные в результате исследования автора, позволяют констатировать, что в настоящее время сеть школьных библиотек, во много раз превосходя все другие по численности, значительно отстает от них по уровню материального обеспечения и качеству обслуживания читателей.
В библиотеках отсутствуют эффективные формы руководства чтением, такие как встречи с родителями на собраниях в классах, индивидуальные беседы о чтении с учениками, выступления перед родителями с рассказами о возможностях библиотек в воспитании и обучении детей или с обзорами литературы о чтении школьников, которые дают хорошие результаты для привлечения и закрепления читателей (учащихся и их родителей).
Анализ отчетов школьных библиотек показал, что в них практически отсутствуют квалифицированные кадры. Библиотечный работник должен быть специалистом, что предполагает знание основ библиотечного дела, библиографии, основных технологических процессов, форм, методов индивидуальной и массовой работы с читателями; правил по охране труда, технике безопасности, противопожарной защите [2, с. 103].
Согласно отчетам 2002 г., по г. Новосибирску 32,3% библиотекарей имеют высшее специальное, 19,4 - среднее специальное образование, 35,5 - высшее, в том числе инженерное и сельскохозяйственное, 13%-среднее. По стажу работы 14,3% работают до 5; 9,5 - до 10; 19 - до 15 и 57,2 -до 30 лет и более. Согласно отчетам 2006 г., уже только 21,5% библиотекарей имеют высшее специальное, 35,7 - среднее специальное, 42,8 - высшее, в том числе инженерное и сельскохозяйственное, 13% - среднее. По стажу работы 21,4% работают до 5 лет; 14,3 - до 15; 64,3 - до 30 лет и более. Цифры показывают, что численность школьных библиотекарей, имеющих высшее специальное образование, сократилась на 10,8%; основная причина сокращения - низкая заработная плата. О стагнации свидетельствует количество работающих пенсионеров, которое выросло на 7,1%. Число библиотекарей, имеющих среднее специальное образование, возросло на 16,3%; на 7,3% - библиотекарей, имеющих высшее, но не профильное образование, в основном педагогическое. Основная причина этого - демографические процессы (сокращение рождаемости), что привело к сокращению классов, и в результате педагоги были вынуждены переквалифицироваться в библиотекарей. Система повышения квалификации в Новосибирском институте повышения квалификации учителей не предусматривает систематического проведения курсов, дающих знания по библиотековедению,
библиографии, работе с библиотечной документацией и с читателями. В итоге данная категория библиотекарей идет по пути наименьшего сопротивления: выдача и прием литературы, организация выставок к определенной дате из устаревшей литературы и работа с читателями школы. Администрация же в силу своей библиотечно-библиографической неграмотности не контролирует библиотечных работников и смотрит на них как на технический состав, не считает их членами педагогического коллектива. В большинстве школьных библиотек установлено от 0,5 до 2 ставок библиотекаря. При этом 24,5% библиотечных специалистов работают меньше чем на одну ставку (в том числе 23,9% - 0,5 ставки). Недостаток библиотекарей негативно сказывается на реализации функций школьных библиотек, тормозит процесс модернизации библиотечной сферы общего образования.
Отрадно, что в последнее время появились школы, в которых самостоятельно проводят консультации по пользованию Интернетом, обучают учащихся пользоваться компьютерными учебниками [5, с. 96-97]. К числу наиболее реализуемых функций библиотек относятся: обслуживание читателей на абонементе; ведение справочно-библиографического аппарата, информационно-библиографическое обслуживание учащихся и педагогов; изучение информационных потребностей и запросов читателей; консультирование учителей при поиске и выборе книг; проведение с учащимися занятий по повышению информационной культуры. Большинство библиотек проводят выставки новых поступлений литературы, три четверти организуют тематические вечера, факультативы, кружки по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, читательские конференции, литературные чтения, диспуты, утренники и другие мероприятия, занимаются профессиональной ориентационной деятельностью, краеведческой работой. Гораздо реже участвуют школьные библиотеки в проведении конкурсов и в обсуждении рефератов учащихся. Недостаточно уделяется внимания деятельности библиотек со стороны руководства, администраций школ, педагогических советов, родительских комитетов и попечительских советов [13, с. 13-14].
Все больше намечается крен в сторону развлекательных, облегченных жанров литературы. Просматривается и другая проблема: по данным библиотечных социологов, деловое чтение, т. е. чтение для выполнения учебного задания, имеет тенденцию постепенного перехода от использования традиционных книжных форм к современным средствам (CD-ROM, Internet). Библиотеки, не освоившие эти средства, могут, следовательно, потерять значительную часть читателей, а значит, и возможность влияния на их читательское развитие [1, с. 22, 24-25]. Именно с целью сохранения читательского контингента городским Советом г. Новосибирска разработана программа «Школьная библиотека и медиатека».
Основными направлениями деятельности школьной медиатеки являются следующие:
1) создание банка педагогической информации как основы единой школьной информационной сети;
2) разработка, приобретение программного обеспечения;
3) создание информационно-педагогических модулей на различных носителях;
4) оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из медиатеки и других информационных центров;
5) создание условий для учителя в получении информации о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения через электронные каталоги, а также возможность просмотреть и отобрать средства обучения;
6) оказание практической помощи учителям при проведении занятий на базе медиатеки с использованием различных средств обучения, кабельного телевидения, компьютерных классов при индивидуальной и групповой формах работы;
7) создание на основе имеющихся в медиатеке методических описаний, обучающих программ, видео- и магнитозаписей для интеллектуального развития школьников, формирования навыков и умений самостоятельной, творческой, поисково-исследовательской работы с различными источниками информации;
8) подготовка информации на базе медиатеки для проведения культурно-просветительской работы с родителями [10, с. 11-12].
Социологический опрос, проведенный в общеобразовательных учреждениях в 2004 и 2006 гг., показал, что читателями школьной библиотеки являются учащихся, педагогический коллектив и в незначительной степени родители. Анкетированием охвачено в 2004 г. 78 педагогов, 323 старшеклассников; в 2006 г. - 240 старшеклассников, 189 учителей, 107 родителей.
Анализ материалов проведенного исследования свидетельствует о том, что такие занятия, как прогулки, игры, по своей продолжительности серьезно теснят читательскую деятельность, ей перестает принадлежать ведущая роль в жизни школьников. Причем это относится не только к нормативному чтению, но и к чтению в свободное время. Ребята предпочитают «бегать по улице» почти весь день после школы, а за книгу берутся только вечером, уставшие, нередко под нажимом взрослых. Ситуация крайне тревожная. Чтение как одна из важнейших сфер духовной деятельности детей и подростков заменяется нередко ничегонеделанием [6, с. 227]. Главная причина «нечтения» кроется, прежде всего, в отсутствии или трудности «добывания» интересных ученикам книг, в ограниченных возможностях той среды, в которой формируется растущая личность, в неэффективности пропаганды литературы [8, с. 12].
В своей работе библиотекарь и педагог должны учитывать сложность читательского «портрета» подростка, вариативность его читательского развития, что обусловлено наличием разных читательских групп - по интересам, по начитанности. По уровню культуры чтения юношества можно выделить несколько групп. К первой относятся мало читающие. Уровень их самосознания очень невысокий. Как правило, они самоуверенны и циничны. Вступить в диалог с таким читателем хотя и трудно, но необходимо. Ко второй группе относят читателя с односторонним интересом. Чаще всего это любители приключенческого и детективного жанра. Критерий отбора книг для них - острота сюжета и занимательность фабулы. Задача библиотекаря и педагога - развивать литературный вкус таких читателей в пределах излюбленного ими жанра. Третья группа - читатели с разносторонними интересами. Часто это чтение поисковое, а потому и хаотичное. Влияние моды и других престижных соображений в этой группе более сильное. Четвертую группу составляют читатели, которые отличаются целенаправленностью чтения, сформированным вкусом, самостоятельностью в выборе книг. Пятая группа характеризуется ограниченным спросом (учебная литература, чтение по заданию). Задача библиотекаря и педагога - перевести их во вторую группу и работать далее. Основной метод индивидуальной работы с читателем - беседа.
Исследования показывают, что в различных странах наблюдаются сходные тенденции: уменьшается время, отводимое юношеством на чтение; идет спад активности по отношению к печатному слову в пользу телевизионной культуры; наблюдается видимый рост числа покупателей аудиокассет и столь же заметный спад числа покупателей книг. Чтение становится, с одной стороны, все более легким, развлекательным занятием, а с другой стороны, растет число молодых людей, для которых понимание даже простых текстов сопряжено с затруднениями. Исследования, проведенные в разных странах, показывают, что книга перестала быть единственным средством получения информации и не является сейчас темой для разговора в семье, между родителями и детьми, как это было раньше. Большинство исследователей видят тесную связь между юношеским чтением и уровнем образования в стране, а значит - со степенью богатства страны: в богатых странах читают заметно больше. Эта же тенденция сохраняется и в отношении семьи: в обеспеченных семьях читают больше [9, с. 105-106].
Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что школьная библиотека находится в кризисе. Выход из него видится в разработке специальной правительственной программы, а самое главное, в ее федеральном финансировании. У местных органов власти отсутствуют необходимые средства, которые пойдут на пополнение библиотечного фонда и создание в каждой школе медиатеки. За счет родительских средств это невозможно.
Всестороннее и гармоническое развитие современного растущего человека требует единства всех факторов, целенаправленно воздействующих на формирование его личности. Очевидно, что объединение усилий всех звеньев - преподавателей, родителей и самих детей необходимо для повышения эффективности системы воспитательной работы библиотек и учебного заведения в целом. У учителей и учащихся, как свидетельствуют данные, полученные в массовых и школьных библиотеках, преобладают тематические запросы на литературу. Ученики хорошо понимают назначение школьной библиотеки и ждут от нее в первую очередь помощи в учебе. Но школьная библиотека не обеспечивает всех потребностей, связанных с изучением школьных программ, особенно в старших классах. Очевидно, этим в основном и объясняется, что запросы на книги научно-познавательной тематики в основном удовлетворяют не в школьной, а в детской библиотеке [4, с. 7-9]. Другая причина - устаревший фонд школьной библиотеки, который на данном этапе не соответствует запросам школьников и педагогов. Современная школьная библиотека - это наличие программной литературы двадцатилетней давности, один - два экземпляра новой, которая не покрывает нужды учеников старших классов. Семейные же библиотеки практически перестали существовать из-за дороговизны книг. В итоге страдает качество образования.
Руководство чтением со стороны родителей осуществляется редко. Это обусловлено различными причинами, главная из которых - отсутствие резерва свободного времени со стороны родителей и стереотип «отдал ребенка в школу, значит, она несет за него полную ответственность, а я умываю руки». Родители школьную библиотеку в основном не посещают, как показывают отчеты школьных библиотек. Если появляются, так только с вопросом, сколько стоят учебники, так как через школьную библиотеку их можно приобрести дешевле.
Следует отметить, что многие педагоги обладают устойчивыми, но одновременно ограниченными интересами. Современная наука развивается столь стремительно, что объем и уровень знаний, которыми должен обладать каждый учитель в своей области, не могут ограничиваться, тем что он получил в вузе. Педагог нуждается в постоянном доступе к информации, чтобы соответствовать современным реалиям. С моей точки зрения, нельзя чтобы преподаватель ограничивал пополнение своих знаний ознакомлением только с методической литературой по предмету, нужно чтобы он все время рос в профессиональном отношении. Наша профессия требует, независимо от того, какой предмет мы преподаём, быть человеком с широким кругозором в различных областях науки, литературы и искусства. В приобретении разносторонних знаний главную роль играет самообразовательное чтение, которое ведет к самосовершенствованию. Во время исследования выяснилось, что под термином «самообразование» учителя понимают чте-
ние прежде всего общественно-политических, методических, педагогических журналов, т. е. того, что составляет основное содержание профессиональных интересов.
Характер чтения педагога во многом зависит от влияния различных факторов, которые определяют направления чтения, формируют читательские интересы. Назовем некоторые из них: стаж работы педагога, возраст, работа как классного руководителя, недостаток свободного времени. И это при том, что учитель должен разбираться в идейно-художественных особенностях книг и уметь их рекомендовать школьникам, этим достигаются две цели: во-первых, заинтересовать ученика данным предметом, а во-вторых, углубить знания тех, кто уже проявил интерес к этому предмету. Различна их читательская культура. Это объясняется большой загруженностью педагога, отсутствием времени для систематического чтения в интересах повышения профессионального и общего самообразования, а также тем, что ни школах, ни в библиотеках не организуются семинары, курсы или кружки по библиографическому обучению учителей. Неосведомленность учеников является следствием недостаточной подготовки в этом плане учителей. В то же время исследование показало, что произошло падение роли личной библиотеки, которая не пополняется из-за материальных трудностей педагогов [7, с. 153, 156].
Анализ материалов исследования, посвященного обеспечению информационных запросов учителей в школьной библиотеке, позволяет сделать некоторые выводы. Данная картина типична для всего Сибирского региона [3, с. 19-30], поэтому одной из основных задач совершенствования системы информационно-библиографического обслуживания учителей следует считать укрепление материально-технической базы школьных библиотек, пора разработать типовой проект данного учреждения, спроектировать специальное оборудование. Школьная библиотека должна иметь дополнительный читальный зал для руководителей чтения, где учителя могли бы подготовиться к уроку, посмотреть свежую периодику и получить квалифицированную помощь методиста-библиографа. Помещение, а это немаловажно, должно быть удобно расположено, что позволит обеспечить безопасность книжных фондов и технических средств от внешних посягательств. Развитию документальных и информационных ресурсов школьных библиотек должна способствовать координация их деятельности в плане обмена ресурсами между библиотеками разного типа. Под руководством библиографов центральной библиотечной системы необходимо проводить семинары по систематическому обучению педагогов основам библиотечно-библиографических знаний и культуры чтения. Решение этих проблем позволяет оптимизировать систему руководства чтением учащихся со стороны педагогов.
Данные социологического опроса, проведенного автором в 2004 и
в 2006 гг., показали, что объем свободного времени у читателей-педагогов уменьшился. Это является следствием увеличения трудовой нагрузки, связанной с дополнительными заработками или их поиском, повышением квалификации, переобучением и т. д. Содержание свободного времени изменилось. На первый план выходит досуг, который протекает преимущественно в форме релаксации, а не саморазвития. Таким образом, читательские потребности претерпели существенные изменения. Чтение из самостоятельной работы сегодня превратилось в сопутствующее занятие, к тому же не требующее особого воображения. Читают не столько дома в свободное время, сколько в транспорте, в основном приключенческие романы, журналы и газеты. В структуре читательских интересов резко повысилась доля интереса к деловой литературе, справочным и информационным изданиям, а также учебникам и пособиям, практическим руководствам. Отметим, что в настоящее время преобладают краткие жанры. Времени, эмоциональных сил для сосредоточения на объемном тексте у многих читателей остается меньше. Распространение аудиовизуальной информации, Интернета также внесло свой существенный вклад в изменение читательских навыков, оказалось препятствием для обращения к печатным текстам в прежних объемах.
Можно констатировать факт, что работа школьных библиотекарей зависит от тенденций развития нашего общества и того внимания, которое государство уделяет вопросам образования страны. Центром обслуживания для педагогов и основной категории читателей, а именно учеников должна стать школьная библиотека (медиатека). Библиотека районного информационно-методического центра, выполняющая функции головной, при этом становится организатором библиотечного обслуживания, поставщиком информации для учителей и одновременно центром методической подготовки для библиотекарей района, обслуживающих преподавательский состав. С моей точки зрения, школьная библиотека располагает наиболее благоприятными условиями для того, чтобы стать ближайшим помощником учителя в воспитании ребят. Наблюдая за чтением учащихся, зная их запросы, интересы, оценки книг, библиотекарь держит в руках важный для преподавателя материал. Задача в том, чтобы объединить усилия учителя и библиотекаря в воспитательном воздействии на школьников [11, с. 216].
Библиографический список
1. Андрианова, Л. М. Школьная библиотека не должна рассматриваться как обособленное звено в библиотечной системе / Л. М. Андрианова // Школьная библиотека. — 2002. - № 6.
2. Библиотекарю образовательного учреждения: справочник. - 2 изд., доп. -М., 2002.
3. Волкова, В. Н. Чтение в современной Сибири: некоторые аспекты изуче-
ния / В. Н. Волкова // Книга, общество, читатель: современные аспекты: сб. науч. тр. / Сиб. отд~ние. РАН. ГПНТБ. - Новосибирск, 2004.
4. Ганицкая, И. И. Основные направления и принципы взаимодействия библиотек в воспитательной работе со школьниками / И. И. Ганицкая // Основные направления и принципы взаимодействия детских и школьных библиотек в 1-8-х классах: сб. науч. тр. -М., 1981.
5. Крук, Н. В. Электронные ресурсы школьной библиотеки / Н. В. Крук // Электронные ресурсы региона: проблемы создания и взаимоиспользования: материалы регион, науч.-практ. конф. (Новосибирск, 25-28 окт. 2004 г.) / ГПНТБ СО РАН; отв. ред. О. Л. Лаврик. - Новосибирск, 2005.
6. Крупницкий, Д. В. Взаимовлияние читательских интересов учителей и старшеклассников и роль школьной библиотеки в этом процессе / Д. В. Крупницкий // Гуманитарные исследования СГУПСа: сб. науч. тр. / под ред. Т. А. Рубанцовой. — Новосибирск, 2004.
7. Крупницкий, Д. В. Читательские интересы учителей / Д. В. Крупницкий // Книга, общество, читатель / под ред. В. И. Волковой. - Новосибирск, 2004.
8. Лебедева, А. Чтение не становится любимым занятием / А. Лебедева // Библиотека. - 1993. - № 4.
9. Мелентьева, Ю. П. Структура чтения и читательское поведение российского юношества в контексте социальных перемен / Ю. П. Мелентьева // Библиотековедение: исследования, история и современность: сб. науч. тр. - М., 1995.
10. Наши документы: сборник регламентирующих документов для библиотек общеобразовательных учреждений. - М., 2001. - Ч. 2.
11. Нейман, В. В. Учитель и книга / В. В. Нейман, В. Д. Стельмах // Советский читатель: опыт конкретно-социологического исследования / под ред. М. С. Айвазяна.-М, 1968.
12. Образовательная политика России на современном этапе / Государственный Совет РФ // Официальные документы в образовании. - 2002. - № 2.
13. Осетрова, Н. Библиотеки как они есть / Н. Осетрова // Школьное обозрение. - 2003. -№ 2.
14. Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. В. Н. Иванов. - М., 1987.
УДК 372.016:51
Р. Р. Мухамедьянова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗОК В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
Успешность изучения школьного курса математики зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Одним из важнейших факторов успеха в обучении является интерес ученика к учебному предмету.