Научная статья на тему 'Информационная подготовка учащейся молодежи как фактор переосмысления образовательной функции библиотеки'

Информационная подготовка учащейся молодежи как фактор переосмысления образовательной функции библиотеки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
695
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ БИБЛИОТЕКИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / LIBRARY'S EDUCATIONAL FUNCTION / LIBRARY / SOCIAL INSTITUTION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / EDUCATION / INFORMATION EDUCATION / PERSONAL INFORMATION CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябцева Лариса Николаевна

Характеризуется библиотека как социальный институт и ее образовательная функция. На основе анализа существующих определений предлагается новая трактовка образовательной функции библиотеки с учетом изменений в сфере информационно-коммуникационных технологий и системе образования. Необходимость информационной подготовки учащейся молодежи в условиях библиотеки рассматривается как важнейший фактор расширения содержания образовательной функции библиотеки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябцева Лариса Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' Information Education: a Factor of Library Educational Function Rethinking

The article characterizes the library as a social institution and reviews its educational function. With reference to the analysis of existing definitions, the author puts forward a new interpretation of the library's educational function considering the changes in the sphere of information and communication technologies and educational system. The need for students' information education in a library is viewed upon as a major factor to widen the educational functions thereof.

Текст научной работы на тему «Информационная подготовка учащейся молодежи как фактор переосмысления образовательной функции библиотеки»

УДК 371.385:021.2

Информационная подготовка учащейся молодежи как фактор переосмысления образовательной функции библиотеки

Л. Н. Рябцева

Характеризуется библиотека как социальный институт и ее образовательная функция. На основе анализа существующих определений предлагается новая трактовка образовательной функции библиотеки с учетом изменений в сфере информационно-коммуникационных технологий и системе образования. Необходимость информационной подготовки учащейся молодежи в условиях библиотеки рассматривается как важнейший фактор расширения содержания образовательной функции библиотеки.

Ключевые слова: библиотека, социальный институт, образовательная функция библиотеки, информационно-коммуникационные технологии, образование, информационная подготовка, информационная культура личности.

Процессы информатизации в сочетании с осознанием накопленных знаний как важнейшего ресурса человеческой цивилизации обусловили переход к информационному обществу. Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий со всей неотвратимостью повлекло за собой кардинальные изменения в системе образования и, прежде всего, потребовало преодоления противоречия между традиционным «поддерживающим» образованием, рассчитанным на относительную стабильность общества и постепенность протекания социальных процессов, и все более динамично и сложно развивающимся современным миром [3]. Одним из средств преодоления этого противоречия в специальной литературе по праву называется

обучение работе с информацией. Например, в работе Н. И. Гендиной отмечается следующее: «Понятия “работа с информацией”, “информационная подготовка человека” не имеют четкого определения. Они включают очень широкий спектр знаний и умений человека по работе с информацией и техническими средствами, облегчающими эту работу. Информация может быть представлена на любом носителе: глиняная табличка, папирус, бумага, CDR. Технология обработки информации также весьма разнообразна: от печатного станка Гуттенберга до электронной книги и Интернета» [4, с. 6].

Задачами настоящей статьи мы видим анализ научных работ, посвященных вопросам осмысления роли библиотеки как социального института в жизни общества, и составление рабочего определения, отражающего современное содержание понятия «образовательная функция библиотеки».

На протяжении веков образованию и самообразованию содействовали два социальных института: образовательные учреждения и библиотеки. Участие библиотек в развитии образования и в самообразовании населения дало основание для выделения образовательной функции библиотеки.

В социологическом смысле функция — это роль, которую определенный социальный институт выполняет относительно потребностей системы более высокого уровня организации. М. М. Самохина, рассматривая функции библиотеки как социального института, дает следующее определение: «Социальные функции библиотеки — это обобщенный перечень главных обязанностей библиотеки перед обществом, которые диктуются им, необходимы ему, прямо или косвенно воздействуют на него и соответствуют сущности библиотеки как социального института» [13].

В законе «О библиотечном деле» (1994 г.) библиотека определяется как «информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам» [12]. Из текста закона следует, что библиотеке как социальному учреждению присущи по меньшей мере три социальные функции: информационная, культурная, образовательная. Однако в теории библиотековедения вопрос о перечне и содержании функций библиотеки до сегодняшнего дня но-

сит дискуссионный характер. Это объясняется тем, что библиотека как социальный институт «встроена» практически во все сферы человеческой деятельности и характеризуется весьма сложной системой взаимосвязей, анализ которых довольно затруднителен.

Отсутствие общепринятой типологии функций библиотек приводит к тому, что образовательная функция по-разному обозначается в научных работах по данной теме (функция содействия образованию и воспитанию, общеобразовательная функция и др.), соотносится с разными родовыми понятиями и включается в разные группы функций. Она рассматривается то как главная, основная, то как производная, прикладная. Исследование содержания понятия «образовательная функция библиотеки» предполагает анализ существующих определений, выявление того, каким образом и под воздействием каких факторов изменилось понимание сущности образовательной функции современной библиотеки, и построение уточненной дефиниции этого понятия.

К сожалению, научные публикации, содержащие развернутые, логически полные определения образовательной функции библиотек, весьма малочисленны.

В работе В. И. Терешина сущность образовательной функции библиотеки сводится к выдаче читателям учебной литературы: «Образовательная функция библиотеки реализуется путём отбора и предоставления читателям учебной литературы. □...□ В учебном заведении она выполняет вспомогательную функцию организации учебного процесса; вне учебного заведения — основную: ею пользуются читатели, получившие определенное общее или профессиональное образование, непрерывно продолжающие это образование расширять, обогащать. Читатели, не поступившие в высшие или средние учебные заведения, стремятся овладевать конкретной профессией на основе самообразования. Библиотека для них становится источником знаний» [16].

Более широко образовательная функция библиотеки трактуется в работе В. В. Скворцова: «Образовательная функция библиотеки — это совокупность видов деятельности библиотеки, направленная на информационное обеспечение духовного воспроизводства общества. Указанный процесс в библиотеке осуществляется не на уровне большой группы, массы, а, как правило, на индивидуальном уровне. В современном обществе библиотекам принадлежит возрастающе важная

роль в реализации задач образования и самообразования. Так как образовательные процессы имеют в своей основе демонстрацию и усвоение демонстрируемых знаний, вполне понятно, что библиотеки как основные хранилища и источники накопленной человечеством информации выступают в качестве неотъемлемого составного звена всей системы просвещения, образования и самообразования. Эффективная реализация образовательных процессов немыслима без использования библиотеки как их информационной основы. Наиболее полно образовательная функция выполняется учебными библиотеками» [15, с. 173].

В. Б. Антипова вводит понятие «образовательная функция школьной библиотеки». По ее мнению, «образовательная функция школьной библиотеки есть ее специфическая деятельность в системе взаимоотношений внутришкольного образовательного пространства, направленная на развитие и саморазвитие личности учащихся путем вооружения их системой знаний о книге, информации и информационных ресурсах, формирования совокупности умений и навыков поиска, оценивания и использования информации для эффективной учебной деятельности, удовлетворения познавательных и эстетических потреб -ностей и непрерывного совершенствования» [1, с. 32—37].

Признание фундаментальной роли библиотек в учебном процессе нашло отражение в появившейся несколько десятилетий назад концепции «библиотеки-колледжа»: «Библиотека учебного заведения — главное учебное подразделение, на основе которого должна строиться вся учебная работа. Разумеется, эта концепция вовсе не умаляет значения преподавателя. Она акцентирует внимание на таком важном факторе образования XX века, как информационный фактор. Наиболее близки к выполнению данной функции детские, юношеские, публичные (массовые) и другие библиотеки» [15, с.173].

Как следует из приведенной цитаты В. В. Скворцова, он связывает образовательную функцию с типом библиотеки, утверждая, что кроме учебных библиотек, наиболее полно реализующих образовательную функцию, ее могут выполнять и другие библиотеки. При этом рассматриваемая функция библиотеки состоит прежде всего в предоставлении информационных ресурсов системе просвещения, образования и самообразования.

По мнению С. Симонис-Рупер, который рассматривает проблему практической реализации образовательной функции публичной би-

блиотеки, «поддержка образования подразумевает пропаганду и поощрение использования фондов и услуг публичных библиотек; руководство поиском, отбором и использованием материалов; содействие в развитии навыков чтения и самообразования; обучение инструкторов и учителей умению пользоваться библиотекой и ее фондами; предоставление информации об образовании тем, кто занят в системе образования» [14].

Таким образом, понимание библиотеки как хранилища знаний нашло отражение в такой трактовке образовательной функции библиотеки, согласно которой библиотека лишь предоставляет информационные ресурсы для развития системы образования и самообразования. В концентрированной форме эта идея нашла отражение в обобщающем труде — «Российское библиотековедение»: «По всеобщему признанию, утвердившемуся еще в XIX веке, библиотека является не только инструментом неофициального образования, но и одним из самых эффективных средств непрерывного образования и самообразования. Всеобщая миссия библиотек заключается в том, что они обеспечивают компенсацию разрыва в знаниях людей, постоянно подпитывая их информацией о новейших достижениях науки, техники, культуры. Именно потому и принято считать библиотеки главной базой непрерывного образования и самообразования, которые должны длиться всю жизнь» [15, с. 173—174].

Однако в 90-е годы XX столетия «ресурсный подход» к пониманию образовательной функции перестает быть доминирующим в связи с утверждением более широкой трактовки этой функции библиотеки, чему способствовали два фактора: изменение информационной среды и развитие информационно-коммуникационных технологий, а также изменения в системе образования. С этого времени библиотеки осуществляют «онлайновое» информационное обслуживание, обеспечивают доступ к различным видам электронных информационных ресурсов (научных, учебных и др.), ведут электронные каталоги, реализуют электронную доставку документов, реализуют избирательное распространение информации на основе тематических электронных ресурсов, баз данных и профильных электронных библиотек, ведут новостные рассылки и т. д. Следствием этих изменений явилось переосмысление роли информационного обучения, реализуемого библиотеками.

Как утверждает Е. М. Зуева, современным образовательным учреждениям, ориентированным на формирование инициативной, твор-

ческой, думающей и способной принимать решения личности, необходимо приступить к решению новых задач, таких, как обновление содержания образования, совершенствование методики учебно-воспитательной работы и многих других: «Стремление к высокому качеству образования влечет за собой создание новых, адекватных требованиям информационного общества моделей школы, которые нуждаются в ином, более высоком, уровне информационно-библиотечной поддержки своей деятельности» [5, с. 72].

Размышления о существенных изменениях в системе образования и их влиянии на деятельность библиотек представлены в материалах международной научно-практической конференции «Библиотеки и образования» (2005—2008 гг.). В. В. Юдин, один из организаторов этого мероприятия, охарактеризовал проблему интеграции образовательной и библиотечной сфер как ключевую для этой конференции и, в частности, для ее ведущей секции — «Информационно-библиотечное обеспечение образования»: «Наблюдается динамика рассмотрения данной темы: от библиотечного обеспечения образования — к информационно-библиотечной сетевой поддержке учебного процесса, далее — к информационно-библиотечным сервисам для людей в процессе самообразования» [17, с. 45].

Библиотека, в особенности вузовская, рассматривается как информационно-образовательное пространство, построенное на принципах концентрации и интеграции знаний и образовательных технологий, характеризующееся распределенностью, трансформируемостью, мобильностью [9].

Свидетельством интеграции образовательной и библиотечной сфер является развитие электронного обучения. Библиотека обеспечивает доступ к электронным информационным ресурсам, созданным как в недрах данного образовательного учреждения, так и за его пределами, включая возможности Интернет. Однако использование преимуществ электронного обучения (интерактивности; обеспечения успешного запоминания; гибкости в использовании; доступности), о которых пишут исследователи [7], возможно лишь при условии, что обучаемые обладают должным уровнем информационной подготовки.

Как следует из анализа публикаций и опыта работы библиотек, все виды информационного сервиса современных библиотек, базирующиеся на информационно-коммуникационных технологиях, практически

невозможны без соответствующей подготовки пользователей — как педагогов, так и обучаемых. Недостаточно высокий уровень их информационной культуры признан одним из барьеров, существенно затрудняющим поиск необходимых сведений. Кроме того, доказано, что низкий уровень информационной культуры при решении образовательных задач и задач самообразования приводит к неуверенности и психологическому дискомфорту обучаемых.

В нашей стране развитию образовательной функции библиотеки как социального института, призванного обеспечивать обучение основам информационной культуры личности, способствовало внедрение в деятельность публичных библиотек (это наиболее многочисленная и максимально приближенная к массовому пользователю категория библиотек) «Модельного стандарта деятельности публичной библиотеки». Согласно этому нормативному документу, формирование информационных потребностей и информационной культуры читателей и — шире — всего местного населения впервые в отечественной библиотечной практике объявляется самостоятельным направлением библиотечной деятельности и сопровождается перечнем мероприятий, проведение которых является обязательным [8].

Безусловно, это касается и библиотек других типов: школьных, вузовских и др. Задача формирования информационной культуры населения признана актуальной на уровне государства. Она относится к разряду крупномасштабных задач, рассматриваемых в контексте вхождения России в международное информационное общество и выдвижения Президентом РФ ряда инициатив [11]. Об этом также свидетельствует введение в школе новой должности — «педагог-библиотекарь», о чем сообщил в своем выступлении на VI съезде Всероссийского педагогического собрания председатель Правительства России В. В. Путин [10].

Тенденция обогащения, расширения содержания образовательной функции библиотеки появлением еще одного направления деятельности (организации информационной подготовки пользователей) прослеживается и при анализе опыта работы зарубежных библиотек, в частности при анализе концепции «обучающей библиотеки», изложенной в подготовленном Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) сборнике статей, который издан под редакцией одного из основателей секции информационной грамотности ИФЛА профессора Х. Лау [6].

Так, Ф. Блин, директор по делам библиотек и органов научной информации при Министерстве образования Франции (Париж, Франция), характеризуя концепцию «обучающей библиотеки», отмечает, что разработка методических материалов и вспомогательных средств (учебных пособий, тематических веб-сайтов) способствовала значительному повышению квалификации в области информационной грамотности не только пользователей, на которых они были рассчитаны (в основном, студентов), но и профессионального сообщества в целом. Благодаря этому творческому процессу библиотекари получили возможность по-новому взглянуть на свою профессию, проанализировать свою миссию в свете происходящих в сообществе изменений и задуматься о новых методах работы, адекватных этим изменениям. Работник библиотеки должен участвовать в разработке новых педагогических ресурсов и предлагать новые методы формирования информационной грамотности [2].

Как отмечает американский специалист Э. К. Оусу-Анса, «библиотекари всегда обучают, находясь ли за кафедрой обслуживания или в учебной аудитории; они должны принять свою обучающую роль и активно заниматься этой деятельностью не от случая к случаю, а постоянно — так же неотъемлемо в своей профессии, как неотъемлемо само присутствие библиотеки в университете» [Цит. по: 9, с. 24].

Как показал анализ, ведение информационной подготовки пользователей в библиотеке существенным образом повлияло на переосмысление профессиональной деятельности библиотекаря, составной частью которой становится информационное обучение, преподавание информационной грамотности и основ информационной культуры личности. Сотрудник библиотеки занимает место полноправного участника образовательного процесса.

Проведенный анализ дает основание предложить следующее рабочее определение образовательной функции библиотеки.

Образовательная функция библиотеки — это совокупность видов деятельности сотрудников библиотеки, включающая предоставление информационных ресурсов (как традиционных, так и электронных) системе образования и самообразования, выполнение задачи информационного просветительства (организацию тематических экскурсий, выставок, пропаганды информационных продуктов и услуг библиотеки), целенаправленное обучение пользователей основам

информационной культуры личности (информационной грамотности) путем внедрения самостоятельного обучающего курса, целью которого является информационная подготовка посетителей библиотеки.

В определении отражено существенное расширение содержания образовательной функции библиотеки. Традиционные подходы к трактовке образовательной функции библиотеки — ресурсный (предоставление информационных ресурсов системе образования и самообразования) и информационно-просветительский (организация выставок и др.) — дополняются постановкой задачи целенаправленного обучения пользователей основам информационной культуры (информационной грамотности) в условиях библиотеки. Решение этой задачи, актуальность которой подтверждена анализом отчетов об опыте работы отечественных и зарубежных библиотек, требует совершенствования профессиональной подготовки сотрудников, призванных осуществлять информационное обучение.

Литература

1. Антипова В. Б. Образовательная функция школьной библиотеки: теоретическое обоснование / В. Б. Антипова // Библиотековедение. 2006. № 1. С. 32-37.

2. Блин Ф. Двадцать пять лет последовательной национальной политики: сетевое взаимодействие в области информационной грамотности в высшем образовании Франции / Ф. Блин // Информационная грамотность: международные перспективы / под ред. Хесуса Лау; пер. с англ. Е. В. Малявская; науч. ред. перевода Н. И. Гендина. Москва: МЦБС,

2010. С. 41-74.

3. Гендина Н. И. Вклад библиотек в информационную подготовку граждан. Анализ деятельности образовательных учреждений и библиотек России по информационной подготовке граждан / Н. И. Гендина // Библиотековедение: научно-практический журнал. 2011. № 5. С. 38-45.

4. Гендина Н. И. Информационная культура личности тех, кто учит, и тех, кто учится: итоги эксперимента: методическое пособие / Н. И. Гендина, М. В. Корнилова. Кемерово: Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования,

2011. 150 с.

5. Зуева Е. М. Информационно-библиотечное обеспечение образовательных учреждений на муниципальном уровне / Е. М. Зуева // Информационные ресурсы и сервисы открытого образования: сборник материалов

третьей международной научно-практической конференции «Библиотеки и образование» (Кострома, 24—27 апреля 2007 г.) / Международная академия бизнеса и новых технологий; Государственная публичная научнотехническая библиотека России. Ярославль: Международная академия бизнеса и новых технологий, 2007. С. 72—76.

6. Информационная грамотность: международные перспективы / под ред. Хесуса Лау; пер. с англ. Е. В. Малявская; науч. ред. перевода Н. И. Гецдина. Москва: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2010. 237 с.

7. Кабанова Л. В. Иинформационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе / Л.В. Кабанова // Информационные ресурсы и сервисы открытого образования : сборник материалов третьей международной научно-практической конференции «Библиотеки и образование» (Кострома, 24—27 апреля 2007 г.) / Международная академия бизнеса и новых технологий; Государственная публичная научно-техническая библиотека России. — Ярославль: Международная академия бизнеса и новых технологий, 2007. С. 91—92.

8. Модельный стандарт деятельности публичной библиотеки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rba.ru/programm/mod_ stand.html.

9. Опарина О. Д. Социокультурная динамика университетской библиотеки / О. Д. Опарина; отв. ред. О. Н. Богатырева. Екатеринбург: изд-во Урал. ун-та, 2010. 180 с.

10. «Педагог-библиотекарь» — новая должность в российских школах [Электронный ресурс] // Русская школьная библиотечная ассоциация: информационный портал школьных библиотек России. Режим доступа: http://www.rusla.ru/rsba/news/index. php?ELEMENT_ID=3708.

11. Президент России [Электронный ресурс]: официальный сайт. Режим доступа: http://kremlin.ru/transcripts.

12. Российская Федерация. Законы. О библиотечном деле: федер. закон: [принят Государственной Думой от 23 ноября 1994] // Собрание законодательства РФ. 1995. 2 января. № 1. Ст. 2.

13. Самохина М. М. Библиотека как социальный институт и ее функции [Электронный ресурс] / М. М. Самохина // Библиотека и общество в России 90-х годов ХХ века: материалы семинара / Моск. библ. ассоциация, Рос. гос. б-ка, Рос. гос. б-ка для слепых, Библ. благотв. фонд. Москва, 1994.

С. 12—18. Режим доступа: http://www.library.ru/l/sociolog/text/t_09.php

14. Симонис-Рупер С. Публичные библиотеки и взрослые учащиеся: ситуация в Нидерландах / С. Симонис-Рупер // Библиотековедение

и библиография за рубежом: сборник / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. Москва, 1994. Вып. 137. С. 77-84.

15. Скворцов В. В. Концепция библиотеки в современном российском библиотековедении / В. В. Скворцов // Российское библиотековедение: XX век. Направления развития, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования / составитель Ю. М. Мелентьева. — Москва: ФАИР-ПРЕСС, Пашков дом, 2003. С. 159—178.

16. ТерешинВ. И. Библиотека — образовательное учреждение [Электронный ресурс] / В. И. Терешин. — Режим доступа: http://libconfs.narod. ш/2001/^Д1_р34.Мт1.

17. Юдин В. В. Интеграция образовательных и информационных сервисов // Библиотеки и образование: управление изменениями и социальное партнерство: сборник материалов четвертой международной научно-практической конференции «Библиотеки и образование» (Ярославль, 25—28 апреля 2008 г.) / Международная академия бизнеса и новых технологий; Государственная публичная научно-техническая библиотека России. Ярославль: Международная академия бизнеса и новых технологий, 2008. С. 44—47.

© Рябцева Л. Н., 2012

Students' Information Education: a Factor of Library Educational Function Rethinking

Ryabtseva, L.

The article characterizes the library as a social institution and reviews its educational function. With reference to the analysis of existing definitions, the author puts forward a new interpretation of the library's educational function considering the changes in the sphere of information and communication technologies and educational system. The need for students' information education in a library is viewed upon as a major factor to widen the educational functions thereof.

Key words: library, social institution, library's educational function, information and communication technologies, education, information education, personal information culture.

Рябцева Л. Н., старший научный сотрудник, научно-исследовательский институт информационных технологий социальной сферы, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» (Кемерово), [email protected]

Ryabtseva, L., senior research associate, Institute for Scientific research in Information Technologies of the Social Sphere (Research Institute of Information Technologies in the Social Sphere, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo), [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.