Научная статья на тему 'Работа по ФГОС в начальной школе'

Работа по ФГОС в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
868
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС НОО / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Матвеева Елена Вадимовна

В статье рассматриваются организационный и содержательный аспекты построения учебного процесса в начальной школе в соответствии с федеральным стандартом. Автор приходит к выводу о том, что в школе уже выстроена концепция современного личностно-ориентированного урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа по ФГОС в начальной школе»

16. Алексеенко А.С., Лихачева М.В. Дидактические особенности изучения действительных чисел в школьном курсе математики // Социально-гуманитарные исследования и технологии, 2017. № 1. С. 65-70.

17. Алексеенко А.С., Лихачева М.В. Об изучении алгебраических структур в школьном курсе математики // Современные инновации, 2017. № 3 (17). С. 24-28.

18. Очков В.Ф. Формулы в научно-технических публикациях: проблемы и решения // Cloud of Science, 2014. Т. 1. № 3. С. 421-456.

19. Очков В.Ф., Фалькони А.Д. Семь вычислительных кривых или велосипед Аполлония // Cloud of Science, 2016. Т. 3. № 3. С. 396-418.

20. Уринбоева Л.У.Гуманитарные особенности естественно-математических дисциплин // Проблемы педагогики, 2016. № 4 (15). С. 34-35.

21. Култаева Д.Ч. Использование дидактических материалов при обучении математике для развития математических способностей учащихся // Проблемы педагогики, 2016. № 2 (13). С. 36-40.

РАБОТА ПО ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Матвеева Е.В.

Матвеева Елена Вадимовна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Астрахани Лицей № 1, г. Астрахань

Аннотация: в статье рассматриваются организационный и содержательный аспекты построения учебного процесса в начальной школе в соответствии с федеральным стандартом. Автор приходит к выводу о том, что в школе уже выстроена концепция современного личностно-ориентированного урока. Ключевые слова: ФГОС НОО, системно-деятельностный подход, современный урок в начальной школе, информационно-коммуникационные технологии.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) предъявляет ряд серьезных требований к учебному процессу, что породило необходимость его перестройки. Несмотря на то, что ФГОС НОО был принят Министерством образования РФ еще в 2009 году, вопросы о проведении учебных занятий в соответствии с ним до сих пор являются актуальными. Связано это с необходимостью реорганизации учебного процесса в двух аспектах: организационно-управленческом и содержательном. Если требования, относящиеся к организации деятельности образовательного учреждения, были учтены без существенных проблем - это требования к условиям реализации образовательных проблем, такие как, в частности, требования к кадрам, к финансовым условиям (однако, имеются сложности с учебно-методическим и материально-техническим обеспечением), то перестройка содержательных момент учебного процесса невозможна в сжатые сроки ввиду ряд объективных причин. Организационно -управленческие меры тесно связаны с процедурными особенностями функционирования образовательных учреждений, поэтому они фиксируются на юридическом уровне, тогда как содержание занятий зависит не столько от соблюдения процедурных формальностей, сколько от педагогического мастерства учителей. В первые годы после введения ФГОС НОО ложилась следующая проблема: действующие педагоги не смогли оперативно перестроить учебный процесс под новый стандарт, а образовательные организации, готовящие будущих педагогов, не перестроились под изменившуюся специфику практической работы учителей. Поэтому в реальной жизни сложился причудливый механизм повышения

компетентности педагогов, в котором ни одно из звеньев (в том числе дополнительное образование и переподготовка) полностью не реализует свой потенциал, и профессиональный рост педагогов осуществляется не на системной основе, а носит обрывочный, эпизодичный характер. Данное положение дел налагает существенный отпечаток на работу по ФГОС НОО, когда при внешнем соблюдении всех необходимых формальностей (вплоть до составления развернутого индивидуального портфолио по итогам начальной школы) содержательный аспект образования в образовательных учреждениях весьма различен. Основными критериями, по которым можно оценивать содержание учебного процесса, являются: 1) уровень и характер методического обеспечения; 2) особенности кадрового состава; 3) результаты контрольных срезов; 4) число учеников, являющихся победителями или призерами конкурсов, олимпиад различных уровней; 5) приблизительное число применяемых инновационных технологий, в частности, информационно -коммуникационных технологий.

ФГОС НОО имеет собственный механизм преломления, состоящий из определенных ступеней:

ФГОС ноо

1. Организационная структура учреждения и уровень его материальной обеспеченности

2. Компетентность педагога

3. Применяемые педагогические технологии

4. Учебный результат

Рис. 1. Механизм преломления

Наиболее существенные для педагогических работников требования ФГОС НОО заключается в поставленных в стандарте основных задач реализации содержания предметных областей. Так, требования к математике и информатике выглядят следующим образом: развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Помимо этого нужно учитывать, что у учеников в результате обучения должны сложиться определенные личностные результаты (к примеру, формирование социально ориентированного взгляда на мир) и метапредметные результаты (овладение навыками смыслового чтения текстов различных жанров и др.) освоения образовательной программы [7]. Все это необходимо учитывать применительно к каждому учебному предмету, от чего будут зависеть конкретные особенности реализации требований ФГОС НОО. При этом традиционная модель урока существенно отличается от урока,

выстроенного в целях достижения требований стандарта. Урок современного типа построен в системно-деятельностной парадигме, в рамках которой ученики обладают большей самостоятельности, нежели ранее, что проявляется в их активной роли. К примеру, если в традиционном уроке учитель просто сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, то на современном уроке учащиеся сами определяют способы достижения поставленной цели с помощью педагога [5, с. 16]. Иными словами, педагог уже не является абсолютным императивом, ученикам должна быть предоставлена учебная свобода (данная свобода проявляется в возможности выбора домашнего задания, определения учебных заданий на уроке, форм и особенностей его проведения и др.) в рамках, возведенных педагогом. Таким образом, ученики учатся проявлять социальную активность, что преследует две основные цели: вхождение в общество и выработка навыков самоорганизации и самообучения. Все эти особенности современных уроков проистекают из нынешней педагогической мысли и образовательной политики государства, что нашло свое прямое отражение в ФГОС НОО.

Ключевой особенностью требований ФГОС НОО является, как уже было сказано выше, смена роли педагога в учебном процессе. Так, современный урок литературного чтения подразумевает активное использование формата беседы педагога с учащимися. Педагог должен подводить учеников к тому, чтобы они самостоятельно выявили главную мысль рассматриваемого литературного произведения, сформулировали выводы. Традиционный вопрос «чему учит произведение» сменился на «над чем вы задумались, прочитав этот рассказ (сказку)» [1, с. 34].

Для достижения обозначенных в стандарте результатов важно проводить интегрированные уроки, что является основным средством построение межпредметных связей. Исследователем и педагогом ... были смоделированы и проведены такие уроки, как: «Лисичка-сестричка и серый волк и создание сказочного панно»; «Как Джек ходил счастья искать и изображение грустного и веселого человека» (интеграция уроков чтения и изобразительного искусства) [2, с. 62].

Отдельно стоит сказать о внеурочной деятельности, поскольку она является незаменимой для нормальной социализации школьников и формировании гармоничной социально ориентированной личности. Для сочетания ФГОС НОО и внеурочной деятельности необходимо перенести акцент с содержательного на организационный аспект. Посредством внеурочной деятельности должна строиться новая социальная структура образовательных учреждений (конечно, этому способствуют и другие факторы), которая должна включать в себя помимо самой школы также и организации дополнительного образования, культуры, спорта, здравоохранения, социальной защиты [3, с. 15].

Что же касается технологической стороны учебного процесса, то здесь стоит отметить, что системно-деятельностный подход в совокупности с требованиями стандарта обусловливает необходимость расширение применения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) [4, с. 42], которые посредством визуализации информации задействуют большое число механизмов чувственного восприятия. Педагог при применении тех или иных технологий должен учитывать потребности детей и уровень их развития, обеспечивая специализированную помощь в освоении образовательной программы [6, с. 29].

Таким образом, несмотря на наличие объективных проблем, современные уроки в начальной школе выстроены с максимально возможным учетом требований федерального стандарта.

Список литературы

1. Данилова Н.Ю. Анализ литературного произведения на уроках литературного чтения в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС // Царскосельские чтения, 2014. № 18 (2). С. 31-34.

32

2. Егорова Л.С. Межпредметная интеграция в начальной школе в контексте требований ФГОС // Символ науки, 2016. № 3-2. С. 61-62.

3. Землянская Е.Н., Ситниченко М.Я. Научно-организационные основы внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС // Наука и школа, 2013. № 5. С. 12-16.

4. Мендыгалиева А.К. Использование информационных компьютерных технологий на уроках математики в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО // Научно-исследовательские публикации, 2014. № 10 (14). С. 37-42.

5. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2013. № 6. С. 15-22.

6. Поварова Л.В. О роли учителя в преодолении затруднений учащихся по освоению ФГОС начальной школы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, 2014. № 4 (3). С. 25-29.

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 31.12.2015) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 22 марта 2010 г. № 12.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАВОСЛАВНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Жерновая С.В.1, Кохан О.Н.2

1Жерновая Светлана Владимировна - воспитатель; 2Кохан Ольга Николаевна - воспитатель, отделение реализации программ, Областное специализированное государственное бюджетное учреждение

социального обслуживания системы социальной защиты населения Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних,

г. Белгород

Аннотация: среди огромного количества возникших проблем наиболее актуальной для всего педагогического сообщества является проблема сохранения духовно-нравственного и физического сохранения здоровья подрастающего поколения. Ключевые слова: православные традиции, культура, духовно-нравственное воспитание.

Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства и от того, каким оно было, зависит будущее. Дети, воспитывающиеся в реабилитационном центре, оторваны от детей и семей, у которых есть дедушки и бабушки, - потеряна связь с прошлым и преемственность поколений. Отсутствие опыта детско -родительских отношений в связи с ранним изъятием из кровной семьи, частой сменой воспитателей, отсутствием взрослых, воспринимаемых как родственники, ведет к искаженному представлению об основах семейной жизни, формирует чувство неуверенности в возможности построения собственной полноценной семьи. Изучая прошлое, можно не только открыть для себя что-то новое, но и расширить познания в уже известных сферах [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.