Научная статья на тему 'РАБОТА ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РАБОТА ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / РОДИТЕЛЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко Наталия Валерьевна, Маева Анжелика Валерьевна

Сегодня можно отметить значительный рост различных асоциальных проявлений в отклоняющемся поведении учащейся молодежи. В статье рассматриваются особенности работы учителя начальных классов по профилактике девиантного поведения учащихся. Особенности работы общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей даны через призму подготовки будущего педагога к работе с семьей. Также рассмотрены этапы работы учителя начальных классов с родителями (диагностический, информационный, деятельностный, оценочный), направленные на профилактику девиантного поведения младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченко Наталия Валерьевна, Маева Анжелика Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK OF THE TEACHER WITH THE FAMILY TO PREVENT DEVIANT BEHAVIOR OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Today, we can note a significant increase in various asocial manifestations in the deviant behavior of young students. The article discusses the features of the work of a primary school teacher in the prevention of deviant behavior of students. Features of the work of a general education school for the prevention and correction of deviant behavior of children are given through the prism of preparing a future teacher for working with a family. The stages of the work of a primary school teacher with parents (diagnostic, informational, activity, evaluation) aimed at preventing deviant behavior of younger students are also considered.

Текст научной работы на тему «РАБОТА ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

6. Техника «Ух ты, как интересно!».

Любые техники работы с конфликтом не работают, если сотрудник не может войти в конфликт на интересе. Сотруднику образовательной организации необходимо на агрессию отвечать интересом «Ух ты, это интересно, а давайте проясним, что было, почему так увидели?», тогда конфликт становится максимально возможной зоной творчества.

7. Мощный фактор антивыгорания - наличие смысла.

Зрелому руководителю необходимо сотрудников мотивировать так, что бы они работали не только на образовательную организацию, но и на себя, что повысит уровень их вовлеченности. Сотруднику можно предложить написать эссе по форме: «Как он видит себя через год?». «Как он видит себя через пять лет?». «Как он видит себя через десять лет?». Руководитель обсуждает данное эссе с сотрудником, а затем выстроивает работу с этим человеком так, чтобы опыт работы в образовательной организации был его вкладом в его образ жизни через десять лет. В данном случае сотрудники поймут, что руководитель думает не только о миссии организации, задачах и результатах, но и заботится и беспокоится об развитии своего персонала на десять лет, что изменит их отношение к своей работе.

Выводы. Таким образом, образовательным организациям в условиях постоянных изменений нужно строить свою организационную культуру включая набор техник повышения качества атмосферы психологической безопасности у сотрудников. Когда образовательные организации улучшают работу в своем коллективе, то они получают в ответ более мотивированных, лояльных и продуктивных сотрудников [3]. Набор техник повышения качества атмосферы психологической безопасности в команде сотрудников образовательной организации даст в свою очередь возможность руководителю изменить отношение к работе сотрудников, чтобы они не выгорали. Качества атмосферы - это сервис, который руководитель делает для своих сотрудников.

В заключении необходимо отметить, что создавая организационную культуру как инструмент управления изменениями в образовательных организациях должна уделять особое внимание состоянию сотрудников и поддерживать баланс между рабочей и личной жизнью. Все организационные мероприятия направлены на то, чтобы сотрудники были более адаптированы к новым технологическим реалиям в части взаимодействия между людьми и цифровыми алгоритмами.

Литература:

1. Бурнакин, М.Н. Методы формирования управленческой культуры будущих менеджеров образования / М.Н. Бурнакин // Профессиональное образование и общество. - 2021. - № 1. - С. 229-237.

2. Демененко, И.А. Формирование и развитие организационной культуры вуза - социальный процесс в деятельности института образования / И.А. Демененко // Социокультурные факторы консолидации современного российского общества: материалы Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2017. - С. 53-56.

3. Евстюхина, М.С. Влияние организационно-культурного фактора на управление организацией // Н.Р. Куркина, М.С. Евстюхина // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. - 2017. - №11. - С. 470-472.

4. Каждый пятый россиянин недоволен балансом между жизнью и работой. URL: https://press.rabota.ru/kazhdiy-pyatiy-rossiyanin-nedovolen-balansom-mezhdu-zhiznyu-i-rabotoy/ (дата обращения: 05.01.2022).

5. Капунова, А.А., Тылышун В.О. Методы развития организационной культуры / А.А, Капунова, В.О. Тылышун // Экономические науки. - 2020. - №115. - URL: https://novainfo.ru/article/17823. (дата обращения 28.12.2021).

6. Куркина, Н.Р. Применение цифровых технологий как средство устойчивого развития образовательной организации /Н.Р. Куркина, Л.В. Стародубцева // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 3. - URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=3 (дата обращения 26.12.2021).

7. Почему неэффективны менеджеры, работающие на износ URL: https://www.e-xecutive.ru/career/lichnaya-effektivnost/1956907 /(дата обращения: 05.01.2022).

8. Work-Life Balance: кейсы зарубежных компаний + чек-лист по балансированию. URL: https://hurma.work/ru/blog/work-life-balance-kejsy-zarubezhnyh-kompanij-chek-list-po-balansirovaniyu/ (дата обращения: 08.01.2022).

Педагогика

УДК 373

кандидат педагогических наук, доцент Левченко Наталия Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); учитель начальных классов Маева Анжелика Валерьевна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» (г. Калуга)

РАБОТА ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Сегодня можно отметить значительный рост различных асоциальных проявлений в отклоняющемся поведении учащейся молодежи. В статье рассматриваются особенности работы учителя начальных классов по профилактике девиантного поведения учащихся. Особенности работы общеобразовательной школы по профилактике и коррекции девиантного поведения детей даны через призму подготовки будущего педагога к работе с семьей. Также рассмотрены этапы работы учителя начальных классов с родителями (диагностический, информационный, деятельностный, оценочный), направленные на профилактику девиантного поведения младших школьников.

Ключевые слова: младшие школьники, студент, будущий педагог, родитель, девиантное поведение, отклоняющееся поведение, профилактика, семья, воспитание.

Annotation. Today, we can note a significant increase in various asocial manifestations in the deviant behavior of young students. The article discusses the features of the work of a primary school teacher in the prevention of deviant behavior of students. Features of the work of a general education school for the prevention and correction of deviant behavior of children are given through the prism of preparing a future teacher for working with a family. The stages of the work of a primary school teacher with parents (diagnostic, informational, activity, evaluation) aimed at preventing deviant behavior of younger students are also considered.

Key words: junior schoolchildren, student, future teacher, parent, deviant behavior, deviant behavior, prevention, family, education.

Введение. В современных условиях наблюдается тенденция к увеличению фактов проявления форм отклоняющегося поведения обучающихся. Перед системой образования сегодня стоит множество задач, которые связаны и с тем, чтобы

осуществлять профилактику девиантного поведения детей и подростков. Если говорить о самом понятии, то под «девиантным» понимается такое поведение, которое является отклонением от той нормы, которая фактически установилась и сложилась в конкретном обществе, отклонение от норм, правил и установок, а также несоответствие определенным ценностям данного общества. Зачастую такое поведение выражается в виде детских проступков, а также в виде подростковых преступлений. Также можно отметить некоторые формы зависимости, которые на сегодняшний день также являются актуальными в рамках обозначенной проблемы. И это не только алкогольная, наркотическая зависимость - это также и зависимость от различных игр, что впоследствии ведет к повышенному агрессивному поведению, проявлению жестокости в отношении окружающих, а также в отношении себя.

Естественно, педагоги должны обладать рядом компетенций по устранению причин девиантного поведения детей. Именно поэтому ведется постоянная подготовка педагогических кадров к работе не только с детьми, но и с их семьями.

Государство регулирует данный вопрос при помощи реализации следующих нормативно-правовых документов, направленных на предупреждение асоциального поведения обучающихся:

- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 906 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации»;

- Подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральная целевая программа «Дети России» [1].

Во главе этих документов стоит идея замены карательно-превентивной политики профилактики асоциального поведения защитно-охранным механизмом педагогической и психологической помощи и поддержки родителей и детей, а также профессиональной подготовки и переподготовки педагогических работников образовательных организаций по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся.

Проанализированная законодательная база исследования привела нас к выводу о том, что современные проблемы, которые предстоит решать учащимися, влияют на их асоциальное поведение. Школа в плане первичной педагогической профилактики, призвана переломить сложившуюся ситуацию по сглаживанию трудностей социализации подрастающего поколения.

Пропаганда приоритета полной семьи с детьми, разработка программ, содействующих воспитанию у детей ценностного отношения к семье, - задачи образования, которые поставлены в документах федерального уровня («Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», «Национальная доктрина образования в РФ», «Концепция непрерывного образования», «Федеральная целевая программа российского образования»).

Если говорить о теоретической составляющей данного вопроса, то целесообразно сказать о том, что проблемами девиантного поведения детей и подростков занимались такие учёные как: Вахрамеева О.А., Казанцева Т.В., Пилиева Д.Э., Соколов И.С., Шацков П.А. и др.

Педагогами выделяются несколько технологий работы по профилактике асоциального поведения. Но, прежде всего, это сама социально-педагогическая профилактика, а также психолого-педагогическое сопровождение детей и их социально-психологическая реабилитация. Профилактика в данном случае направлена на предупреждение, нейтрализацию и устранение условий и причин, которые вызвали различного рода отклонения в поведении детей. Данная работа ведется массово и в рамках организации образования реализуется в воспитательной работе и работе с родителями или лицами их заменяющими. Подготовка педагога и его готовность к работе с семьями таких детей предполагает реализацию нескольких комплексных задач, которые дополняют друг друга. Прежде всего такая подготовка направлена на необходимость изучения основ девиантного поведения, его особенностей и закономерностей, а также методов и форм реализации работы с данными детьми и их семьями. Именно поэтому данный вопрос является на сегодняшний день достаточно актуальным в рамках подготовки будущих педагогов в СПО и вузах.

Изложение основного материала статьи. Наше исследование и опрос будущих педагогов (студентов педагогических направлений) показало, что 80% студентов старших курсов не готовы к работе с такими детьми. Хотя будущие педагоги и обладают определёнными теоретическими знаниями по данному вопросу, но высказывают неготовность к взаимодействию с детьми и их семьями по обозначенной проблеме. Аналогичная ситуация наблюдается и в образовательных учреждениях, об этом свидетельствую опросы педагогов. Внимание в данном случае, при подготовке педагогических кадров, в рамках и за рамками учебного процесса, уделяется не только самой работе с детьми и их семьями, но и разбору причин возникновения такого поведения. Именно поэтому педагог должен хорошо знать особенности проявления девиантного поведения, возрастные аспекты, на которые необходимо обратить внимание при работе с детьми и их родителями. Также особое внимание необходимо уделять факторам, которые порождают проблему, связанную с неправильным образом жизни подрастающего поколения. Всё перечисленное идёт из семьи и невозможно проблемы учащегося изучать отдельно от его семьи, от стиля воспитания в этой семье, а также от особенностей взаимоотношений между членами семьи. Для организации работы по профилактике девиантного поведения педагог должен изучить семейные отношения своих воспитанников, их ценности, пронаблюдать взаимодействие с окружающими, а также показать родителям как необходимо себя вести в кризисные моменты, которыми сопровождается определенный детский возраст.

При организации взаимодействия с семьями воспитанников мы встречаемся с некоторыми значимыми проблемами, уже начиная с младшего школьного возраста. Опыт работы показывает, что здесь важно более глубокое понимание сути исследуемого процесса, а также активизации мыслительной деятельности самих детей посредством приобщения их культурным нормам конкретного общества.

Для того чтобы эффективно взаимодействовать с детьми и их семьями специалисты единогласно утверждают, что необходимо начинать работу заблаговременно, то есть гораздо легче предупредить, чем скорректировать отклоняющееся поведение. Мировой опыт показывает нам, что сама эффективность тех или иных реабилитационных программ недостаточна высока и требуется современный подход к решению данной проблемы. Что непосредственно и является той самой профилактической работой по предупреждению отклоняющегося поведения детей. Опираясь на это предположение, в содержание работы с семьями необходимо включить знакомство родителей с различными путями построения и реализации такой профилактической работы, а затем осваивать существующие приёмы и методы взаимодействия с детьми.

Работа с родителями и детьми начальной школы по профилактике девиантного поведения проводится в несколько этапов:

1. Диагностический этап - сбор информации о семьях учащихся, о состоянии проблемы их отклоняющегося поведения в школе.

2. Информационный - осуществление общественной пропаганды профилактики данной проблемы.

3. Деятельностный - вовлечение в разнообразные виды общественно полезной деятельности.

4. Оценочный - рефлексия проделанной работы.

Для того чтобы профилактика девиантного поведения была успешной необходим комплексный подход, а также минимизация негативных последствий, связанных с потерей доверия к родителям и, естественно, максимальная активность самих семей, их устремленность в будущее, которая выражается в правильной оценке последствий отклоняющегося поведения детей, а также актуализации позитивных ценностей и целей с учётом планирования будущего без девиантного поведения. Именно поэтому очень эффективной является работа на стадии появления данных проблем, то есть на ранней стадии, что связано с профилактикой отклоняющегося поведения. Поэтому мы приобщаем родителей, прежде всего к организации обогащенной, интересной социальной среды, а также показываем необходимость организации здорового образа жизни в семье. Родительские собрания направленны на пропаганду организации здорового образа жизни в семье, то есть здорового питания, регулярных физических нагрузок, соблюдения режима труда и отдыха, а также активное обучение социально важным навыкам. Здесь имеется в виду сочетание работы по тем направлениям, которые актуальны в жизни каждой отдельно взятой семьи. Это и организация активной жизнедеятельности, например путешествия, походы, а также занятия любимыми творческими делами. При этом педагогу стоит знать специфику каждой семьи и их возможности. В правильной организации этой работы нам помогает анкетирование, которое мы проводим на первом родительском собрании в начале учебного года.

Также нашей задачей по профилактике девиантного поведения является проведение различного рода мероприятий, которые мы организуем в течение учебного года. В ходе такой работы формируются навыки, которые помогают в последующем детям вести здоровый образ жизни. Здесь главным выступает умение общаться, налаживать дружеские связи, разрешать межличностные конфликты. С этой целью мы проводим тренинги с родителями и с детьми, в ходе которых мы их учим понимать эмоции окружающих и справляться со стрессовыми ситуациями. Данную работу мы проводим в групповой форме и в ней помогаем также формировать навыки принятия решений, повышать собственную самооценку, а также развивать позитивные ценностные установки.

Исследователи Михайлычева И.В. [2], Свистунова Е.В. [3] подчеркивают, что отклоняющееся поведение также может быть связано с тем насколько личность является стрессоустойчивой. Поэтому, проводя работу с родителями и детьми, мы выделяем также время на реализацию и этого аспекта. Также мы знакомим родителей со стратегией которая может помочь наладить взаимоотношения с детьми в стрессовой ситуации и, как правило, на таких занятиях анализируются собственные стратегии поведения, выделяются сильные и слабые стороны в воспитании детей. В рамках решения этого вопроса мы предлагаем детям написать эссе на темы, которые связаны с конфликтными ситуациями. А родителям предлагаем решить и обсудить педагогические ситуации. Это помогает определить стратегию в поведении, которую используют дети и родители в повседневной деятельности. В дальнейшем родители могут обсудить и проанализировать свои и чужие ответы и также построить свой определенный алгоритм работы, направленный на профилактику девиантного поведения детей.

Также мы проводим мастер-классы и приглашаем практикующих специалистов, в частности психолога, а также представителя инспекции по делам несовершеннолетних. Данные представители имеют опыт работы в системе образования, а также способны обратить внимание родителей и учащихся на важные аспекты практической реализации данной работы. Родителям предлагаются задания для самостоятельного подбора и проведения упражнений на формирование уверенного поведения. В рамках воспитания подрастающего поколения также проводятся консультации этих специалистов по интересующим родителей вопросам. В работе используются и домашние задания практического характера, которые предполагают сбор данных и самонаблюдение. Кроме участия в тренингах, семинарах, родительских собраниях, которые организуют педагог, родители и самостоятельно проводят подобного рода работу, направленную на изучение особенностей девиантного поведения в литературных источниках. Это значительно обогащает их опыт и способствует знакомству с различными аспектами воспитания. Воспитательные часы и беседы посвящены таким проблемам, как: «Почему ребенок сквернословит?»; «Детская ложь»; «Бесконфликтное общение»; «Эти вредные привычки»; «Скажи наркотикам: нет!»; «Здоровый образ жизни» и др.

Следующей формой работы является информирование родителей через лекции, распространение литературы по данной теме, беседы и просмотры фильмов. Также ведется работа по оказанию помощи семьям в тех случаях, когда такое поведение уже имеется у детей и продолжается работа по организации здорового образа жизни. Здесь мы показываем родителям и детям влияние неблагоприятных факторов среды, которые могут воздействовать на детей и также детально прорабатывается личностная активизация жизненных ресурсов, ведется пропаганда активных занятий спортом, творчеством, участие в различных групповых обсуждениях, что должно привести к минимизации последствий девиантного поведения, если такое поведение уже имеется на практике. Также нами применяются с детьми и их родителями такие формы работы как: арт-терапия, сказкотерапия, гештальт-терапия и различные тренинги, которые направлены на саморегуляцию и эмоциональный контроль. Данная работа проводится обязательно с психологом образовательного учреждения.

Выводы. Таким образом в современной общеобразовательной школе существуют сложности и трудности организации рассматриваемого вопроса и в целях подготовки педагогов к работе с семьями, необходимо использовать современные образовательные и инновационные технологии предупреждения и преодоления асоциального поведения обучающихся. Работа по профилактике девиантного поведения осуществляется в нескольких направлениях и предполагает, прежде всего, организацию социальной среды, где учитываются все факторы, которые могут помочь в будущем предотвратить нежелательное поведение личности. Рассмотренные в статье особенности работы с семьями способствуют эффективности и результативности профилактической деятельности по предупреждению и преодолению асоциального поведения обучающихся начальной школы. Полученные результаты исследования позволят в последующем разработать практические рекомендации по работе с обучающимся и их семьями по вопросам педагогической профилактики асоциального поведения в условиях общеобразовательной организации.

Литература:

1. Левченко, Н.В. Педагогическая профилактика асоциального поведения обучающихся в поликультурной образовательной среде / Н.В. Левченко, И.С. Соколов // Мир образования - образование в мире. - 2016. - № 2 (62). - С. 105

2. Михайлычева, И.В. Копинг-поведение младших подростков с различными рисками девиантного поведения: диссертация... .канд. психол. наук: 19.00.05 / Михайлычева Ирина Владимировна. - Кострома, 2008. - 199 с.

3. Свистунова, Е.В. Особенности Я-концепции подростков с нарушением поведения: диссертация....канд. психол. наук: 19.00.10 / Свистунова Екатерина Владимировна. - Москва, 2002. - 183 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.