Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СТУДЕНТ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / РОДИТЕЛЬ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / АДАПТАЦИЯ / ФАКТОРЫ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко Наталия Валерьевна, Китикарь Оксана Васильевна

В статье рассматривается вопрос подготовки студентов к работе по профилактике девиантного поведения учащихся. Авторами обобщены факторы, которые влияют на развитие девиантного поведения детей младшего школьного возраста: адаптация к новым условиям общеобразовательного учреждения, психолого-биологические предпосылки, динамизм психической деятельности учащегося. Обозначена первичная и вторичная девиация. Делается вывод о том, что причинами первичного девиантного поведения младшего школьника является семья. Рассмотрены и подробно описаны этапы работы будущих педагогов (диагностический, информационный, деятельностный, оценочный) с родителями, направленные на профилактику девиантного поведения младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARACIÓN DE FUTUROS PROFESORES PARA TRABAJAR EN LA PREVENCIÓN DEL COMPORTAMIENTO DESVÍO DE LOS ALUMNOS MÁS PEQUEÑOS

The article discusses the issue of preparing students for the prevention of deviant behavior of students. The authors generalized the factors that affect the development of deviant behavior in primary school children: adaptation to the new conditions of a general educational institution, psychological and biological prerequisites, dynamism of a student's mental activity. Primary and secondary deviation is indicated. It is concluded that the reasons for the primary deviant behavior of a primary school student are the family. The stages of work of future teachers (diagnostic, informational, activity, evaluative) with parents, aimed at preventing deviant behavior of younger students, are considered and described in detail.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

несовершеннолетним приобрести необходимые умения или оптимизировать их, а также создаст условия для самодиагностики. Игровые занятия призваны сформировать элементы готовности к браку на уровне умений, в игре легко выясняется отношение личности к какой-либо проблеме, она дает возможность получить конкретный личный опыт и сформировать собственное суждение по проблеме создания брака. Главное, что «выносится» из игры, - эмоциональное переживание. Оно, на наш взгляд, служит хорошей основой для восприятия информации, полученной в ходе лекционного курса. Такое построение программы в наибольшей степени отвечает запросам современных подростков.

Обязательной считаем рефлексию по окончании каждого занятия. Обсуждаться должны не только новые для участников сведения, но и их чувства. Высказываться при этом должны все желающие.

Выводы. Анализ теоретических исследований и пенитенциарной практики позволяет утверждать, что социальная адаптация осужденных к жизни в обществе во многом облегчается, если они ощущают поддержку ближайшего социального окружения. В то же время наличие семьи у осужденного рассматривается в уголовно-исполнительной практике как один из факторов успешной ресоциализации и противодействия рецидиву. Именно поэтому семейная социализация (формирование готовности к браку, подготовка к выполнению супружеской и родительской ролей) становится самостоятельной и значимой задачей деятельности сотрудников исправительного учреждения. Отметим, что работа в этом направлении востребована в исправительном учреждении любого типа. В исправительной колонии для взрослых следует корректировать личностные установки осужденных относительно семьи и своего места в ней, а также формировать у них необходимые знания и умения, которые позволят успешно реализоваться в имеющейся семье либо при ее отсутствии или распаде создать новую. В воспитательной колонии нужно содействовать признанию ценности семьи и развитию коммуникативных способностей осужденных, необходимых для построения отношений с целью последующего создания семейного союза. Указанные задачи фактически составляют особенную личностную характеристику - готовность к браку. Разработка и реализация специализированных программ способствует качественному решению данной задачи.

Литература:

1. Андреева, Т.В. Социальная психология семейных отношений / Т.В. Андреева. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1998. - 205 с.

2. Зацепин, В. О жизни супружеской / В. Зацепин. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 189 с.

3. Земска, М. Семья и личность / М. Земска. - М.: Прогресс, 1986. - 133 с.

4. Ковалев, С.В. Психология современной семьи / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

5. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азъ Ltd., 1992. - 907 с.

6. Рогов, Е.И. Психология отношений мужчины и женщины / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 286 с.

7. Смирнов, А. Поурочное планирование программы по основам здорового образа жизни в курсе ОБЖ общеобразовательных учреждений / А. Смирнов // ОБЖ. - 2000. - № 11. - С. 3-6.

8. Сысенко, В.А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия / В.А. Сысенко. - М.: Мысль, 1981. - 199 с.

9. Флоренская, Т.А. Примерный учебный план курса «Этика и психология семейной жизни» / Т.А. Флоренская // Воспитание школьников. - 1997. - №6. - С. 11-17.

10. Этика и психология семейной жизни / Под ред. И.В. Гребенникова. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Левченко Наталия Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Китикарь Оксана Васильевна Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко (г. Тирасполь)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос подготовки студентов к работе по профилактике девиантного поведения учащихся. Авторами обобщены факторы, которые влияют на развитие девиантного поведения детей младшего школьного возраста: адаптация к новым условиям общеобразовательного учреждения, психолого-биологические предпосылки, динамизм психической деятельности учащегося. Обозначена первичная и вторичная девиация. Делается вывод о том, что причинами первичного девиантного поведения младшего школьника является семья. Рассмотрены и подробно описаны этапы работы будущих педагогов (диагностический, информационный, деятельностный, оценочный) с родителями, направленные на профилактику девиантного поведения младших школьников.

Ключевые слова: младшие школьники, студент, будущий педагог, родитель, девиантное поведение, отклоняющееся поведение, профилактика, адаптация, факторы, воспитание.

Annotation. The article discusses the issue of preparing students for the prevention of deviant behavior of students. The authors generalized the factors that affect the development of deviant behavior in primary school children: adaptation to the new conditions of a general educational institution, psychological and biological prerequisites, dynamism of a student's mental activity. Primary and secondary deviation is indicated. It is concluded that the reasons for the primary deviant behavior of a primary school student are the family. The stages of work of future teachers (diagnostic, informational, activity, evaluative) with parents, aimed at preventing deviant behavior of younger students, are considered and described in detail.

Keywords: junior schoolchildren, student, future teacher, parent, deviant behavior, deviant behavior, prevention, adaptation, factors, education.

Введение. Те изменения, которые происходят в обществе, приносят с собой и некоторые проблемы в организацию учебно-воспитательного процесса, что является на сегодняшний день вопросом достаточно актуальным. Дело в том, что в настоящее время остро встаёт вопрос о проблеме воспитания «трудного» ребенка и это связано с тем, что все больше наблюдается тенденция роста преступности и увеличивается количество детей с отклоняющимся (девиантным) поведением. Соответственно растет и спрос на педагогов, которые умеют организовать работу с такими детьми и их родителями.

Девиантным называется такое поведение, которое не соответствует нормам данного общества и его можно рассматривать через призму поступков, которые мы можем интерпретировать как нарушение к адаптации в окружающем мире, то есть это такая некая система поступков, которая отходит от нормы, принятой в обществе, и выражается в нарушении норм здоровья, прежде всего психического права, культуры, а также морали. Если обратиться к современным

исследованиям, то мы можем понять, что на сегодняшний день нет четкой трактовки понятия девиантного поведения, но тем не менее мы можем обобщить некоторые исследования и прийти к такому заключению, которое показывает нам что девиантное (отклоняющееся) поведение является системой поступков человека, которые противоречат официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным нормам, правовым и психологическим нормам [2].

Политика государства по предупреждению асоциального поведения обучающихся выражается в реализации следующих нормативно-правовых документов:

- Федеральном законе РФ от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральном законе от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Постановлении Правительства РФ от 27.07.1996 г. № 906 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации»;

- Подпрограмме «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

- Федеральной целевой программы «Дети России».

Основной идеей вышеперечисленных документов являются положения о замене карательно-превентивной политики профилактики асоциального поведения защитно-охранным механизмом педагогической и психологической помощи и поддержки родителей и детей, а также профессиональной подготовки и переподготовки педагогических работников образовательных организаций по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся [4].

Оценка любого действия и поведения всегда предполагает тот факт то мы что-либо сравниваем, а критериями в данном случае будут являться: моральный кодекс поведения человека в обществе и также этический кодекс, реализованный в этических принципах, которые управляют поведением определенного члена данного сообщества. Поэтому любое отклонение, которое не связано с нормой в обществе вызывает резонанс и как следствие негативную реакцию. В данном случае термин «девиантное поведение» как поведение, которое является отклонением от нормы, носит название отклоняющегося, поэтому и сама интерпретация девиантного (отклоняющегося) поведения может ещё быть разделена на несколько категорий. Прежде всего это поведение, которое является отклонением от нормы. Это может быть скрытое отклонение или наличие явного отклонения, патологического с другой стороны. Также это поведение, которое характеризуется тем, что является антисоциальным, то есть оно нарушает нормы, в частности социальные, культурные, а также правовые.

Изложение основного материала статьи. Отклонения в поведении детей появляются уже в младшем школьном возрасте и могут быть отнесены как к первой категории, так и ко второй. Часто уже в начальных классах встречаются дети, которые не являются дисциплинированными и отстают по ряду учебных предметов, а также нарушают дисциплину при организации учебно-воспитательного процесса. И ни для кого не является секретом тот факт, что даже среди младших школьников, которые совершают те или иные правонарушения, чаще всего встречаются дети с девиантным поведением и нам, как педагогам, следует разобраться в чём же причина отклоняющегося от норм поведения и как проводить профилактику асоциального поведения учащихся.

В рамках данной темы по дисциплине «Педагогика» мы со студентами Калужского государственного университета 2 курса, направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование: - профиль «Педагогика и методика начального образования» изучили факторы, которые влияют на развитие девиантного поведения детей и пришли к такому заключению: для младшего школьника очень сложной является система адаптации к новым условиям, ведь ещё вчера учащийся находился на другом уровне образования, на дошкольном уровне, а сегодня он входит в непривычную для него жизненную ситуацию и от того насколько он хорошо адаптируется, приспособится к новым условиям зависит качество его отношения к учебе и также успехи в новой для него деятельности. Здесь важно, насколько хорошо протекает адаптация, насколько ученик овладевает учебной деятельностью, насколько ему комфортно пребывать в учебном классе, в школе, насколько хорошо развито его здоровье и, что немаловажно, важна здесь и самооценка. Сложность заключается в том, что организму достаточно трудно перестроиться на новые требования начальной школы и здесь следует учитывать все факторы, которые влияют на способность к адаптации.

Также к факторам, которые влияют на успешную адаптацию, можно отнести психолого-биологические предпосылки, которые являются предвестниками девиантного поведения, то есть речь идет об отклонениях в развитии организма, в различных патологиях, в частности в психическом развитии, которые могут быть приобретены под влиянием неблагополучных факторов жизнедеятельности учащегося, а также факторы могут иметь наследственный характер.

Следующим факторам возникновения отклоняющегося поведения можно рассматривать и динамизм психической деятельности учащегося, когда влияние в одинаковой мере является и позитивным, и негативным. Дети являются достаточно эмоциональными к окружающим людям и сила влияния данных факторов на развитие психических процессов ребенка в данном возрасте различна, поэтому можно говорить о первичной и вторичной девиации поведения. Первичная девиация проявляется в социальном поведении, которое является реакцией, например на родительский запрет, а также на запреты воспитателей, учителей и неумение удовлетворять свои потребности, отсутствие эффективных форм поведения в опыте ребенка. Вторичная девиация появляется в ответ на первичную девиацию, когда ребёнок уже имеет некоторое общественное мнение относительно своего ранее имевшегося поведения. Таким образом первичными причинами девиантного поведения можно считать семью как первый институт социализации, поэтому для того, чтобы устранить негативные формы проявления отклоняющегося поведения младшими школьниками педагогам необходимо проводить просветительскую работу с родителями или лицами их заменяющими.

Большое влияние на каждого ребёнка, особенно на младшей ступени обучения, влияет семья. Ни для кого не секрет что безнадзорность приводит к 80% случаев преступлений. Именно в семье часть детей, примерно 60%, обращаются к алкоголю. В семьях, где родителям постоянно выясняют отношения между собой, конфликтуют, зафиксировано 25-30 процентов девиантных детей. Если анализировать семейное отношение и воздействие семьи на развитие ребёнка, его социализацию, то можно отметить тот факт, что у большинства детей не в полной мере реализуются или нарушены условия ранней социализации. Поэтому сложной представляется работа отдельно с ребёнком, так как невозможно проблемы учащегося изучать отдельно от его семьи и стиля воспитания в этой семье, а также от особенностей взаимоотношений между членами семьи. В данном случае девиантное поведение является реакцией на те условия в которых ребёнок оказался, не нормальные условия показывают, что приемлемы ненормальные реакции. Что также является нормальной реакцией учащегося на окружающую действительность.

Решение этой проблемы возможно только с помощью соответствующих государственных структур. Пропаганда приоритета полной семьи с детьми, разработка программ, содействующих воспитанию у детей ценностного отношения к семье, - задачи образования, которые поставлены в документах федерального уровня («Концепция демографической

политики Российской Федерации на период до 2025 года», «Национальная доктрина образования в РФ», «Концепция непрерывного образования», «Федеральная целевая программа российского образования») [1].

В педагогике выделяются несколько технологий работы по профилактике асоциального поведения. Но прежде всего это сама социально-педагогическая профилактика, а также психолого-педагогическое сопровождение детей и их социально-психологическая реабилитация. Профилактика в данном случае направлена на предупреждение, нейтрализацию и устранение условий и причин, которые вызвали различного рода отклонения в поведении детей. Данная работа ведется массово и в рамках организации образования реализуется в воспитательной работе.

В рамках практических занятий по «Педагогике» мы рассматривали профилактику с родителями, которая выстраивается поэтапно. Этапы представляют собой ряд мер, которые направлены на воздействие на родителей. Тут важен, прежде всего диагностический этап, который подразумевает решение ряда задач, связанных со сбором информации о семьях учащихся, о состоянии проблемы их отклоняющегося поведения в школе. Здесь же ведется диагностическая работа индивидуально, также в группах, и нами применяются несколько методов работы. Прежде всего это беседа с родителями по определенной схеме. Беседа по определенному плану, в ходе которой изучается структура семьи по составу, семейному укладу, по количеству детей, а также взаимоотношения между членами семьи, организация режима дня и досуга детей, система наказаний и поощрений и выявление взаимосвязи в поведении детей с асоциальными пристрастиями родителей. Нами проводится наблюдение с целью выявления отклонений в поведении детей. Объектами в ходе педагогической практики студентов выступают семьи учащихся с девиантным поведением и взаимоотношения между родителями. Также мы используем на индивидуальных занятиях проективные методики, такие как: «рисунок семьи», «динамический рисунок» и «семья животных», проводим личностные тесты и опросники на выявление взаимоотношений в семье, на измерение родительских установок и реакций и также на выявление родительского отношения.

Вторым этапом является информационный, который призван осуществлять общественную пропаганду профилактики данной проблемы. Здесь мы изготавливаем для последующей практики в школе папки-передвижки, публикации по данной проблеме. Также на занятиях в вузе организован показ фильмов, демонстрация документальных источников, которые посвящены данной проблеме. В библиотеке организуется работа выставок по обозначенной проблеме. В рамках информационного этапа, когда студенты находятся на практике в организациях образования, осуществляется просветительская деятельность и поддержка родителей, которая направлена на разъяснение влияния семейных отношений на воспитание ребёнка и развития негативных отклонений в его поведении. При реализации этого этапа используются такие формы работы как: тренинги и лекции, индивидуальное консультирование, семинары, круглые столы, которые студенты проводят в начале в своей группе, организуя деловую игру. Основной формой работы с коллективом родителей является родительское собрание, которое построено различным образом. Основная часть посвящена передаче родителям знаний, активизации аудитории, стимулировании обменом опытом, мнениями, а также родители привлекаются к выполнению поручений и ежедневной помощи на добровольных началах. В помощь учителю начальных классов социальный педагог организовывает беседы с родителями, которые отражают нравственную тематику и раскрывает психолого-педагогические и индивидуальные особенности детей и процесс их воспитания. Методика проведения бесед основана на вызове эмоций по обсуждаемой проблеме, чтобы каждый родитель задумывался над вопросами воспитания, над выбором форм и методов воспитания. На подобных занятиях проводятся, помимо бесед, решение педагогических ситуаций, когда студентам предлагается проанализировать и решить, как бы они поступили на месте героя ситуации. При организации такого рода педагогического просвещения сочетается теоретический материал с обменом опытом по воспитанию, готовятся памятки различного содержания, которые потом можно будет раздать родителям для того, чтобы они смогли в спокойной атмосфере рассмотреть их и сделать определенные выводы. Тематика памяток может быть, например: «поведение в конфликтной ситуации»; «правила поведения в общественных местах» и др. по выбору студента. Также ведущее место в педагогическом просвещении родителей принадлежит школе, и наша работа со студентами в рамках педагогической практики показала, что наибольшую эффективность имеют дифференцированные беседы теоретической и практической направленности. Так как не все родители (менее 51%) получают знания через различные формы просвещения и систематически часть из них посещают родительские собрания от случая к случаю и чаще всего члены неблагополучных семей не присутствуют на родительских собраниях.

Наряду с традиционными формами, такими как индивидуальные и групповые беседы, тренинги общения, родительский собрания (в том числе и в онлайн формате), используется целый спектр нетрадиционных форм и интерактивных методов -это методы кейсов, дискуссии, деловые и ролевые игры, круглый стол, веб-конференции и вебинары. Взаимодействие и коммуникация происходят как в реальной среде, так и в виртуальной, через мессенджеры и социальные сети [3].

Следующим этапом является деятельностный. Он направлен на вовлечение студентов в разнообразные виды общественно полезной деятельности. Это могут быть такие направления как литературно-краеведческое. Например, посещение музеев города, проведение литературно-краеведческий чтений по проблемам девиантного поведения на базах школьных библиотек. Это принятие участие в чтениях, конкурсах поэзии. Также это может быть художественно-эстетическое направление и выделенное время на посещения центра детского творчества, знакомство с деятельностью дополнительного образования в принятие участия в конкурсах на уровне школы, города, участие в выставках, проведение концертов. Также это физкультурно-оздоровительное направление, например, проведение в рамках практики в образовательном учреждении соревнования с участием семей и принятие участия в городских и региональных спортивных мероприятиях. Цель такого направления работы - это создать условия и предпосылки для решения проблемы сохранения и укрепления здоровья детей.

Выводы. Заключительным этапом является оценочный этап, где проводится вторичная диагностика по тем же методикам что и на первом этапе. Здесь мы видим, насколько положительно решается проблема или решается она частично. Возникает необходимость выяснить какие ошибки в работе были допущены и как разрешить ту или иную проблему.

Работа со студентами велась по нескольким направлениям: изучение сущности, особенностей, типологии и форм проявления девиантного поведения; причин появления отклоняющегося поведения школьников; особенности работы с семьей как реализация ранней профилактики девиантного поведения; психолого-педагогические проблемы взаимодействия педагогов, родителей и учащихся.

Готовность будущих педагогов (контрольной и экспериментальной групп) к осуществлению ранней профилактики девиантного поведения младших школьников мы оценивали с помощью следующих критериев и трех уровней (высокий, средний, низкий), см. Таблицу 1.

Таблица 1

Готовность студентов к осуществлению ранней профилактики девиантного поведения учащихся

Группа Когнитивный Мотивационно-ценностный Деятельностный

В С Н В С Н В С Н

ЭГ 47% 35% 18 % 58% 27% 15% 60% 30% 10%

КГ 25% 15% 60% 15% 50% 35% 40% 28% 32%

Если изначально контрольная и экспериментальная группа студентов практически не отличались при диагностике уровня готовности к осуществлению ранней профилактики девиантного поведения учащихся, то после включения в образовательный процесс вопросов, связанных с работой с учащимися, которые проявляют девиантное поведение и родителями детей с отклоняющимся поведением, повысился уровень знаний будущих педагогов по проблеме, выявлена положительная тенденция готовности на практике реализовывать обозначенный круг вопросов профилактики девиантного поведения младших школьников. Главное - это не останавливаться на достигнутом и совершенствовать методы работы, успешно применять их в рамках воспитательной деятельности по профилактике отклоняющегося поведения младших школьников.

Литература:

1. Гущина Н.А. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013. - № 3-2. -С. 53-60.

2. Калинина К.А. Профилактика девиантного поведения младшего школьника // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №1. URL: https://cyberienmka.m/artide/n/profilaktika-deviantnogo-povedemya-mladshego-shkolnika (дата обращения: 18.12.2021).

3. Комягин И.М., Прокофьева О.Н. В сборнике: Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского. Сер. "Психолого-педагогические науки. 2020". - Калуга, 2020. - С. 434-438.

4. Соколов И.С. Педагогические аспекты девиантного поведения воспитанников школ-интернатов // Прикладная юридическая психология. - 2012. - № 2. - С. 112-113.

Педагогика

УДК 37.033

кандидат педагогических наук Лощилова Анна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Кобалян Тамара Георгиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ ЭКОЛОГО-

ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТАХ

Аннотация. Статья посвящена проблеме проектирования курса внеурочной деятельности, обеспечивающего развитие эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте. Её актуальность обусловлена деятельностной и культурологической парадигмами современного образования, необходимостью развития обучающихся как субъектов культуры и собственной жизнедеятельности. Проанализированы различные подходы к понятию «жизнедеятельность», раскрыты особенности развития эколого-ориентированной жизнедеятельности обучающихся в культурном ландшафте. Представлены теоретико-методологические основы проектирования курса «Ландшафтная кругосветка: на пути к эколого-ориентированной жизнедеятельности». Раскрыта его специфика, цель, содержание, используемые педагогические технологии. Материалы статьи представляют практическую ценность для школьных учителей, студентов педагогических вузов, педагогов дополнительного образования.

Ключевые слова: эколого-ориентированная жизнедеятельности личности, внеурочная деятельность, культурный ландшафт, программы курсов внеурочной деятельности, коэволюция, устойчивое развитие.

Annotation: the article is devoted to the problem of designing a course of extracurricular activities, ensuring the development of environmentally oriented life of students in a cultural landscape. Its relevance is due to the activity and culturological paradigms of modern education, the need to develop students as subjects of culture and their own life. Various approaches to the concept of "life activity" are analyzed, the features of the development of eco-oriented life activity of students in the cultural landscape are revealed. The theoretical and methodological foundations of designing the course "Landscape around the world: on the way to an environmentally oriented life" are presented. Revealed its specificity, purpose, content, used pedagogical technologies. The materials of the article are of practical value for school teachers, students of pedagogical universities, teachers of additional education.

Keywords: environmentally-oriented life activities of a person, extracurricular activities, cultural landscape, curriculum of extracurricular activities, co-evolution, sustainable development.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект 19-013-00749 Код конкурса А «Исследование теоретических основ развития эколого-ориентированной жизнедеятельности школьников в культурном

ландшафте»

Введение. В настоящее время система образования выполняет опережающую функцию, выступая условием перехода современной цивилизации на путь устойчивого развития, предполагающего коэволюцию человека и природы, эколого-ориентированный вектор жизнедеятельности личности.

Развитие эколого-ориентированной жизнедеятельности личности требует трансформации целей и содержания современного образования, поиска новых педагогических технологий. Значительными возможностями для осуществления данного процесса обладает внеурочная деятельность. Она создаёт широкий спектр условий для воздействия на все сферы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.