Научная статья на тему 'Работа над проектами в детском саду'

Работа над проектами в детском саду Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАБОТА НАД ПРОЕКТАМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веракса Николай Евгеньевич

Организация и проведение проектной деятельности сопряжены с рядом трудностей. Они возникают уже на начальных этапах реализации проекта. Одна из главных задач, которую призван решать педагог на втором этапе* проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. При этом возможности могут расширяться как за счет высказывания максимально большего числа детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Уже в связи с этим понятна стратегия поведения педагога: он должен отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, которые предлагаются детьми. Также педагог должен удерживать детей в проблемном поле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа над проектами в детском саду»

Н. Е. Веракса

Работа над проектами в детском саду

Организация и проведение проектной деятельности сопряжены с рядом трудностей. Они возникают уже на начальных этапах реализации проекта. Одна из главных задач, которую призван решать педагог на втором этапе1 проектной деятельности, связана с тем, чтобы создать проблемную ситуацию и максимально развернуть пространство возможностей ее преобразования. При этом возможности могут расширяться как за счет высказывания максимально большего числа детей, так и за счет многообразия вариантов, предложенных одним ребенком. Уже в связи с этим понятна стратегия поведения педагога: он должен отслеживать возникновение проблемной ситуации и возможности ее преобразования, которые предлагаются детьми. Также педагог должен удерживать детей в проблемном поле.

Веракса Николай Евгеньевич - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития МГППУ

В качестве примера рассмотрим протокол второго и третьего этапа творческого проекта «Кормушка для птиц», реализованного в двух различных дошкольных учреждениях. Суть проекта заключается в том, чтобы сделать кормушку для птиц.2

Ребята, когда я шла в детский сад, то увидела птиц. Они сидели на деревьях нахохленные, почему?

Дети одновременно:

- Им грустно.

- Им холодно.

- Никто их не кормит.

Трудно им найти пищу? Мы с вами ходим гулять, трудно найти им пищу в городе?

- Им холодно.

Почему им холодно?

- Надо им скворечник сделать, чтобы тепло было.

1 На первом этапе проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Второй этап связан с началом работы непосредственно с дошкольниками. Она направлена на то, чтобы раскрыть детские смыслы предстоящей деятельности. На третьем этапе организуется работа по созданию идей. Подробнее см. Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2008. - №№ 2-3.

2 Здесь и далее в протоколах занятий курсивом выделены слова педагога, обычным шрифтом - слова детей.

- У нас на площадке кормят птиц.

Чем вы их кормите?

- Хлебом. Их бабушка кормит. А у нас собачка есть. Мы ее тоже кормим, ей мясо даем.

Какая у тебя бабушка хорошая. Андрей, а вы подкармливаете птиц?

- Да.

А что они кушают?

- Зернышки.

- А вот еще...

Антон, подожди. А птицы кушают ягоды? На деревьях что-то сохраняется, что птицы кушают?

- Я думаю, что остаются опавшие. А какие ягоды?

- Рябина, смородина.

А вот у нас яблоня растет. Нужна она? Каким птицам?

- Воронам, воробушкам.

- Голубям, снегирям, синицам.

Птицы довольны, когда они покушают. Им теплее так.

- Нужно построить им домик, чтобы им было тепло.

Да, нужен домик. Как он называется?

- Скворечник.

Нет, это большой домик. А где птицы едят?

- В кормушках, в скворечниках. Зачем нам нужны кормушки?

В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

_

- Чтобы они там жили, им там теплее.

Кормушки нужны, чтобы жить в них или

кушать?

- Чтобы кушали, там тепло.

А где их можно разместить?

- На деревьях, на веточках.

- На веревке.

- А моя кошка ловит мышей. И еще она залезает на подоконник и птиц ловит.

Мы сейчас о птицах говорим. Чтобы кошка не поймала птицу, кормушка высоко весит.

Если мы будем регулярно класть еду в кормушку - привыкнут птицы, будут ли они в это место прилетать?

- Да.

Да, конечно. А с какого же времени нам надо подкармливать птиц? С какого времени года?

- С осени.

Конечно, уже с осени начинается недостаток пищи.

- Когда моя кошка Манька летом болеет, она садится на окно, пытается достать птицу, но через окно не может.

Понятно, но мы будем оберегать птиц.

- Листья нужны для воздуха.

Ребята, а для чего нам птички в природе?

- Они чирикают.

Чтобы пели песенки, правильно.

- Чтобы в природе было красиво.

- Чтобы вредных насекомых кушать.

А теперь давайте отдохнем, встанем около стульчиков. Покажем, какие у нас высокие ветви растут, как у нас глубоко корни в землю уходят, стволы крепкие. А теперь у нас ветер поднялся небольшой, раскачивает деревья. И он срывает листочки, и листья падают. Упали листочки. А на деревьях у нас кто сидит? Птички. Они расправили крылышки и полетели, и сели.

- А можно мне про котенка своего рассказать?

Про котенка мы немного позднее поговорим.

Вот мы говорили, что птички нужны для пения, для красоты, для уничтожения насекомых.

- Они защищают нас.

- Чтобы деревья не портили.

- Чтобы картошку не ели.

А теперь давайте представим, что нам надо сделать кормушку, чтобы помочь птичкам. Из чего мы ее будем делать?

- Из пластмассы.

- Из бутылки.

Да, из бутылки можно.

- Из пакета.

Совершенно верно, из пакета.

- Из дощечек.

Конечно, из дощечек.

- Из стекла.

- Из шляпы.

Да, и из шляпы можно.

- Из деревьев.

Из деревьев можно. Есть пенечки, как можно из них сделать, кто подскажет?

- Я вообще не знаю.

В пенечках есть отверстия?

- Дырочки.

И что в них должно находиться?

- Еда.

Корм для птицы. Тогда птичка может достать оттуда корм.

Ребятки, сейчас мы с вами будем садиться на свои места и сделаем зарисовки наших кормушек.

Мы видим, что обсуждение дается педагогу нелегко: дети далеко не всегда удерживаются в теме обсуждения и говорят практически одновременно, что создает дополнительные трудности. Одна из задач педагога - обеспечить поочередное выступление детей, чтобы остальные слышали высказывания сверстников. Этого можно достичь, если использовать какое-либо дополнительное средство. Например, давать в руки ребенку игрушечный микрофон (или предмет, его обозначающий) и ввести правило - говорить может только тот ребенок, у которого есть в руках микрофон. Нарушение порядка в этом случае устраняется просто - педагог напоминает, что, если у ребенка нет микрофона, он может только слушать.

Теперь обратим внимание на логику высказываний педагога, в соответствии с которой разворачивается занятие. На втором этапе необходимо привести детей к мысли о том, что птицам необходимо помогать. В начале занятия педагог задает детям вопрос, почему птицы нахохлились. Дети отвечают, что им холодно. В этой ситуации педагог должен обсудить с детьми, как птицы могут согреться. И главный ответ на этот вопрос заключается в том, что птиц нужно накормить, тогда у них будет энергия и им станет тепло. В обсуждении же именно этот вопрос обходится стороной. Вместо этого педагог поднимает другой вопрос, о значении птиц в жизни человека. Однако и он обсуждается как бы вскользь. На самом же деле именно эти смысловые вопросы являются основой возможной проблемной ситуации: птицы важные, прекрасные существа, помогающие человеку; зимой они замерзают, потому что им нечего есть; как же им помочь.

Здесь возникает первый круг возможностей, которые необходимо обсудить с детьми: птицу можно взять на зиму домой; птиц можно держать в зоопарке; построить для птицы домик; птиц можно накормить. Последний вариант может быть основанием для будущего проекта.

С этого момента начинается новый этап по выработке идей реализации выбранной возможности. Он связан с ответом на вопрос о том, как же можно накормить птиц. Как отмечали дети, птиц можно кормить на улице и в кормушке, хлебом и ягодами и т. д. При этом дети должны озвучить максимальное число идей, каждую из которых нужно обсудить. В процессе обсуждения подчеркивается своеобразие каждой идеи, которое может заключаться в особенностях реализации возможности. После того как дети высказались, педагогу следует перечислить все идеи и предложить их зарисовать. Затем каждому ребенку предлагается показать свой рисунок и обосновать свое решение.

На следующем занятии педагог возвращается к рисункам детей, выявляя наиболее подходящую идею. Например, кормление птиц на земле или на пеньке подвергает их опасности со стороны кошек и собак; кормление их хлебом может привести к тому, что большие птицы отгонят маленьких и т. д. В ходе обсуждения должна быть выявлена возможность создания специальной кормушки, которая бы учитывала адресат (размер птицы), безопасность, особенности корма, погодных условий и др. Только после того, как дети предложили идею кормушки, педагог ставит вопрос о материале, из которого она изготавливается, и о том, где она может быть размещена.

Таким образом, пространство возможностей создается три раза: при выявлении способов помощи птицам, вариантов их кормления и особенностей изготовления конкретной кормушки. Возвращаясь к занятию, мы видим, что фактически два из трех пространств возможностей были лишь намечены и не разворачивались. Тем самым это ограничивает, с одной стороны, контекст понимания ситуации (зачем нужна кормушка), а с другой - накладывает жесткие рамки на мышление ребенка (поскольку педагог не столько поддерживает детское размышление, сколько предлагает свое решение вопроса).

Посмотрим, как это же занятие провел другой педагог.

В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ _

Вчера мы с вами гуляли, и я хотела бы вас спросить, какое у нас сейчас время года?

Давайте договоримся, мы уже старшая группа, поэтому вы будете поднимать руки. Ваня, какое у нас сейчас время года?

- Зима.

Аня, какое у нас сейчас время года?

- Зима.

Правильно, все мы знаем, что сейчас зима. Опустите руки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зима красивое время года?

- Да.

На земле что лежит?

- Снег.

А на деревьях?

- Снег.

Да, такая сказочная картина. На земле снег, на деревьях снег, морозец. Мы с вами любим это время года? Почему?

- Потому что катаемся на санках.

- Потому что катаемся на коньках.

- Снеговика лепим.

- Лопатками строим.

- В снежки играем.

Конечно, все вы любите это время года. А давайте с вами подумаем, любят ли это время года животные в лесу. Как мы их называем?

- Хищники.

Нет. Как мы их называем?

- Дикие.

Конечно, они называются дикими, потому что живут не дома. Так как вы думаете, любят ли они зиму?

- Да.

- Нет.

Кто сказал нет, почему?

- Потому что холодно, мороз. Еще почему?

- Замерзают.

Да, потому что холодно.

- Есть нечего.

А почему нечего есть?

- Потому что негде найти пищу, все в снегу.

Хорошо ребята, а кто это на картинке?

- Еж.

Что он делает зимой?

- Спит.

А если бы он не спал, чтобы он делал?

- Он бы пищу искал. Нашел бы он ее?

- Нет.

Правильно, не нашел бы и умер с голоду. Вот поэтому он спит. Так природа заботит-

ся о животных. А это кто?

- Зайчик.

А что он делает зимой?

- Спит.

- Прыгает.

Правильно, он прыгает, чтобы согреться. Он убегает от волка, который хочет его съесть.

А это кто?

- Это лось.

А чем питается лось?

- Травой.

И как вы считаете, ему достаточно травы зимой?

- Нет, потому что трава покрыта снегом.

А вы знаете, что человек заботится зимой о животных. Как называются такие люди?

- Спасители.

Нет, не спасители, а егеря. Они еще с осени заготавливают сено, потому что лось ест сено. В лесу на полянке устраивается столовая, где выкладывается сено. Животные знают эту столовую, приходят туда и едят.

Как вы думаете, без человека смогли бы животные прожить?

- Нет.

Тогда, наверное, им не очень нравится зима. А что им нравится?

- Лето.

Да, летом достаточно пищи. Итак, мы поговорили с вами о животных. А теперь

поговорим о птицах. Давайте начнем с осени. Прошло лето теплое, было много пищи, наступила осень, похолодало. Что делают птицы осенью?

- Улетают на юг.

А почему?

- Потому что холодно.

А на юге что?

- Тепло.

А все птицы улетают?

- Нет, остаются голуби.

- Вороны,воробьи.

Дальше воспитатель показывает различные изображения птиц и рассказывает о них.

Что это за птичка? Это клест. Повторите, дети. Он находит шишки, расшелуши-вает их и достает семечки. Как вы думаете, тяжело птицам живется в городе зимой?

- Некоторым да, а некоторым нет.

Кому нелегко живется?

- Галкам, воробьям, вороне, сороке легко живется. Их люди кормят.

Как мы можем помочь птицам в городе?

- Мы их кормим.

Кормим? Ставим стол, тарелки и говорим: «Садитесь, кушайте!» Так разве?

- Семечки сыпем.

А куда?

- В кормушку.

А на снежок можно?

- Нет.

Почему, можно. А кормушка это что такое?

- Это дом.

Как наш детский сад? Птичка приходит, раздевается. Так что это такое?

- Это маленький домик.

А из чего он может быть сделан?

- Из дерева.

Так, Павел говорит, что из дерева. А еще из чего?

- Из пакета из-под молока.

- Из бутылки большой.

Из стеклянной?

- Из пластмассовой.

А почему не из стеклянной?

- Разобьется.

Итак, кормушку можно сделать из пакета из-под молока или кефира, из пластмассовой бутыли, из дерева. Чтобы из дерева сделать, что нам нужно?

- Пилу.

Еще что?

- Топор.

- Молоток.

Ребята, мы с вами хоть и большие, но не настолько. Я пилой не умею работать.

- Я умею.

- И я.

А молоток с гвоздями это ведь по пальцу можно, больно ведь. Давайте мы остановимся на том, что деревянный домик мы сделать не сможем. Он еще немножко сложный для нас. Так из чего мы можем?

- Из пластмассовой бутылки.

- Из бумаги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Склеить из бумаги? А если пойдет снег или дождь - все расклеится. Давайте вспоминать, что вы еще назвали. Помните, вы говорили что-то из-под кефира, молока?

Сейчас я приготовлю столы, а вы нарисуете, какие вы хотите домики сделать.

Обратимся к логике проведения этого занятия. Оно начинается с выяснения того, как дети относятся к зиме. Педагог подводит детей к мысли, что зима - веселое время года. Затем педагог открывает тему диких и домашних животных. При этом подчеркивается, что дикие животные - это те, которые находятся в лесу и испытывают различные лишения в связи с холодом и отсутствием корма. После этого педагог поднимает тему птиц и обсуждает с ними вопрос, зачем и куда они улетают. Однако часть птиц остается на зиму, и педагог обсуждает с детьми, как можно кормить птиц и из чего можно сделать кормушки. Если проанализировать логику построения занятия, то можно увидеть, что проблемных ситуаций практически не создается. Педагог хотя и рассказывает, что животным трудно зимой, одновременно с этим он же и поясняет, как животные приспосабливаются к этим условиям: кто-то спит, кто-то улетает на юг, кто-то бегает, кто-то приходит к человеку за кормом. С точки зрения развития творческого мышления правильнее было бы показать проблемность той ситуации, в которой оказываются животные зимой. Педагог очень хорошо показал, что детям нравится зима (им комфортно в ней), и за счет этого можно было бы усилить проблемность, противопоставляя ситуацию диких животных домашним (о которых заботится человек). Эта первая ситуация заставляла бы детей искать возможности ее разрешения.

В связи с поиском возможностей помощи птицам вновь следует обсудить потребность

питания (пища является источником тепла, энергии, которая расходуется организмом на согревание). Когда животные улетают в теплые края или наступает лето, расход энергии уменьшается. В разговоре о кормлении закономерно возникает вопрос о кормушке: некоторым птицам она не нужна, а другим просто необходима. Отсюда возникает вопрос, для каких птиц и какие кормушки нужно делать. Здесь также разворачивается пространство возможностей (для больших птиц кормушки должны быть более прочными, для маленьких - меньшие по размеру и т. д.). Задача педагога заключается в том, чтобы максимально развернуть, проявить идею проекта, а не ограничить пространство возможностей. На примере данного занятия отчетливо видно, как педагог фактически ограничивает детей с точки зрения высказывания и формулировки идей. Идея - это не просто способ решения проблемы (сделать кормушку, чтобы накормить птиц), в ней должен быть представлен адресат (каким птицам предназначена кормушка) и тот, кто ее делает (сам ребенок, его родители). Так, если дети предлагают

сделать кормушку из дерева, то нужно попросить ребенка представить, как она будет выглядеть. Понятно, что выполнение ее технически сложно, но с помощью родителей это вполне осуществимо. Важно, чтобы ребенок передал свое отношение к этой ситуации. Дошкольник делает не кормушку вообще, а свою кормушку, которая в этом смысле уникальна. Нет более грустной картины, когда все дети в группе делают одинаковые кормушки из пакетов из-под молока. Еще раз подчеркнем, что вначале ребенок должен иметь возможность сформулировать идею, и, уже отталкиваясь от нее, обратиться к поиску материала.

Анализ приведенных выше занятий показывает, что детям нужно дать возможность почувствовать, прожить проблемность ситуаций; создать условия для расширения поиска возможностей по выходу из этой ситуации и сформулировать несколько вариантов решения проблемы. Главное в проектной деятельности - не быстрое получение продукта (готовой кормушки), а обсуждение различных вариантов, продумывание детьми наиболее удачных идей. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.