Научная статья на тему 'РАБОТА КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ГИМНАЗИИ КАК ВЕКТОР ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ «СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ»'

РАБОТА КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ГИМНАЗИИ КАК ВЕКТОР ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ «СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ / LOCAL HISTORY MUSEUM / CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION / SIMFEROPOL ACADEMIC GYMNASIUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебрякова Елена Борисовна

В статье рассматривается работа краеведческого музея как вектора гражданско-патриотического воспитания личности обучающихся МБОУ «Симферопольская академическая гимназия». Определена его роль в процессе патриотического воспитания учащихся, а использование музейных средств как важный элемент в системе учебно-воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серебрякова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORK OF THE LOCAL LOCAL MUSEUM OF GYMNASIA AS A VECTOR OF CIVIL-PATRIOTIC EDUCATION OF PERSONALITY TRAINING STUDENTS MBOU "SIMFEROPOL ACADEMIC GYMNASIA"

The article considers the work of the Museum of local lore as a vector of civil and Patriotic education of students of the Simferopol academic gymnasium. Its role in the process of Patriotic education of students is defined, and the use of Museum funds as an important element in the system of educational work on the formation of moral and Patriotic values.

Текст научной работы на тему «РАБОТА КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ГИМНАЗИИ КАК ВЕКТОР ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ «СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ»»

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые психолого-педагогические особенности семей военнослужащих и их учет в решении семейных проблем, представлен ряд тенденции, характерных для современных семей военнослужащих, кратко проанализированы основные функции семьи, мотивы вступления в брак и ценностные ориентации военнослужащих-мужчин и их жен.

Ключевые слова: психолого-педагогические особенности, семья военнослужащего, функции семьи, военнослужащий-мужчина, выбор партнера, психологическая совместимость, мотивы, любовь, социокультурная среда, жизненные ценности.

Annotation. The article examines some of the psychological and educational features of military families and their consideration in solving family problems, presents a number of trends typical for modern military families, briefly analyzed the main functions family, the motives for marriage and the value orientation of male soldiers and their wives.

Keywords: psychological and educational features, the family of a soldier, family functions, male soldier, partner choice, psychological compatibility, motives, love, sociocultural environment, life values.

Литература:

1. Андреева Т.В. Социальная психология семьи. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 211 с.

2. Власова Т.В. Семейные отношения военнослужащих как объект психологического исследования // Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы Всероссийской научной конференции. - Ч.1. - М., 2003. - С. 15-27.

3. Иванова Е.Н. Исследование готовности к браку у военнослужащих (курсантов и офицеров) // Вестник МГОУ, серия «Психологические науки». М.: Изд-во МГОУ. - 2008. - №2. - С. 20-33.

4. Загорная И.Ю. Социально-психологическая адаптация семей военнослужащих к условиям гарнизонной жизни: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 21 с.

5. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера: Учебник. Часть 2. / Под ред. Б.П. Бархаева. - М.: ВУ, 1998.

УДК 371.3

РАБОТА КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ГИМНАЗИИ КАК ВЕКТОР ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ «СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

руководитель секций МАН «Искатель» площадки МБУДЦДЮТ в МБОУ Серебрякова Елена Борисовна «Симферопольская академическая гимназия» (г. Симферополь)

Постановка проблемы. В условиях постоянно возрастающего информационного потока, самой уязвимой частью общества оказываются дети и молодежь. Информация, часто недостоверна, а порой и преднамеренно искажена, стала не просто широкодоступной, но зачастую агрессивной и навязчивой.

Бесценным источником целевой, выверенной, структурированной и поданной в доступной форме информации являются музеи. Возможность непосредственно взаимодействовать, с желающими получить информацию придает процессу посещения музея форму интерактивного обучения, что делает музеи одним из наиболее эффективных средств распространения информации [5, с. 309].

Отметим, что главную роль при взаимодействии учащихся и культурным наследием выступает учитель. Следовательно, роль проводника между музеями и детьми возлагается на школьного учителя. Его задача состоит не в том, чтобы подменить экскурсовода в музее, что невозможно, да и нецелесообразно. Задача учителя - создать в среде учащихся необходимые предпосылки и настрой, исключающий подмену смысла посещения музея.

Музей, как средство дополнительного образования, является частью педагогического и учебно-воспитательного процесса, а не свободным от школы, развлекательным времяпровождением [1; 2; 6].

Изложение основного материала исследования. Система воспитательной работы показывает, что за пять лет Симферопольская академическая гимназия стала центром интеллектуального, гражданско-патриотического, физического, художественно-эстетического развития [7].

Одним из основных достижений Симферопольской академической гимназии то, что она стала центром гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания; имеет различные направления для деятельности подрастающего поколения, в том числе и ученическое самоуправление. На базе гимназии проводятся ряд мероприятий, которые уже стали ежегодными, такие как: Республика СМАРТ, внеурочная деятельность, кружки и секции МАН «Искатель», движение ГТО, сотрудничество со службами МЧС, ФСБ, университетами и институтами Крыма, команды «Патриот» и «Юнармия», научно-исследовательская деятельность, социальные проекты, значимые акции, волонтёрское движение, межрегиональное сотрудничество, кадетское воспитание, работа краеведческого музея «Соцветие культур Крыма», выставки, экспозиции, поисковая работа, научные экспедиции.

Таким образом, мы можем утверждать, что благодаря различным видам учебной деятельности в духовно-нравственном воспитании гимназистов появились новые приоритеты - это служение Отечеству, нормы морали и нравственности, историческое единство народов России, приоритет духовного над материальным, преемственность истории нашей Родины, защита человеческой жизни, прав и свобод человека.

Так же необходимо отметить, что данные виды деятельности, которые проводятся на базе гимназии, обеспечивают высокий уровень сформированности гражданской позиции, интегрированности ее в современное общество и нацеленность на совершенствование этого общества. Воспитать гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Помочь учащимся в самоопределении и самореализации личности.

21 января 2016 года в Симферопольской академической гимназии открыт музей «Соцветие культур Крыма». Идея создания музея принадлежит ученическому коллективу и педагогам гимназии, а его открытие приурочено ко Дню Республики Крым. Музей «Соцветие культур Крыма» стал центром образовательно-просветительской деятельности Симферопольской академической гимназии.

В канун праздника 9 мая стали хорошей традицией в гимназии «Уроки Победы», которые проводят Председатель Государственного совета Республики Крым Владимир Андреевич Константинов, Председатель комитета по образованию Государственного совета Республики Крым Бобков Владимир Витальевич, ветераны боевых действий. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, узниками концлагеря «Красный», воинами-интернационалистами способствует формированию представления у подрастающего поколения чувства патриотизма и гражданской ответственности.

Духовно-нравственные ценности образования и воспитания, формирования межнационального единства и патриотизма представлены тремя экспозициями музея:

1. Интерактивной экспозицией «Бессмертный полк гимназии».

2. Этнографической «Мозаика народов Крыма».

3. Художественно-эстетической экспозицией «Крым чудотворный».

Следует отметить, что музей стал площадкой для проведения форумов, научно-практических конференций, круглых столов, семинаров. На базе музея регулярно проводятся защиты научно-исследовательских работ обучающихся в Малой академии наук «Искатель», что способствует развитию краеведческой лаборатории.

Особое внимание обратим, на участие детей и молодежи в конкурсах, программах, акциях, проводимых совместно образовательными и церковными организациями, которые являются основой для духовной защиты от деструктивных влияний СМИ, основой национальной безопасности государства.

Со дня открытия музей посетили делегации из Хабаровска, Санкт-Петербурга, Москвы, студенты и преподаватели Симферопольского филиала Московской академии правосудия, школьники города Симферополя, видные общественные и государственные деятели Республики Крым и Российской Федерации. В книге отзывов гимназии и музея немало приятных слов. Мероприятия, которые проходят в музее гимназии, отражены как в крымских, так и в центральных СМИ [7].

На сайте Симферопольской академической гимназии можно увидеть все новости работы музея. Музей «Соцветие культур Крыма» как центр образовательно-просветительской деятельности стал победителем регионального этапа и призёром Всероссийского конкурса музеев образовательных учреждений в городе Москва по итогам 2017 года [7].

В сентябре 2019 года в Симферопольской академической гимназии стартовал проект «Мы этой памяти верны», посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Благодаря экспедиции научного общества гимназистов в «Мемориал жертвам фашисткой оккупации Крыма -«концлагерь Красный», встречам с бывшими узниками концлагерей, интервью с председателем Крымской республиканской общественной организацией бывших несовершеннолетних узников-жертв нацизма Ходыревой Лидией Петровной появилась реальная возможность в поиске информации по поиску и установлению судеб войны. Обязанность потомков - отдать дань уважения их подвигу, сохранить память о них. Память учит и призывает, убеждает и предостерегает, дает силы и внушает веру найти хоть какую-то крупицу информации о своих родных и близких.

11 ноября 2019 года в Симферопольской академической гимназии начала работу VI Научно-практическая конференция «Науки юношей питают...», где были представлены исследовательские работы творческой молодёжи в секции «Мы этой памяти верны» о судьбах узников концлагеря Красный.

Активисты совета музея собирают материал для экспозиции «Мы этой памяти верны», посвящённой 75-летию Великой Победы. В экспозиции будут размещены экспонаты Великой Отечественной войны, лучшие исследовательские и поисковые работы гимназистов, иллюстрации и фотографии военных лет.

Таким образом, тема Великой Отечественной войны с годами не теряет актуальности в нашем обществе. Народ помнит и гордится подвигом своих предков.

Выводы. Современному обществу нужны образованные люди, отличающиеся способностью самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, готовые к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны. Мы живем в быстро меняющемся мире и действительность требует не только адекватного восприятия, но и гибкости ума, творческого мышления личности. На это и направлена работа нашего школьного музея. Изучение учащимися истории родного края дает возможность понять прошлое, тем самым усилить его влияние на настоящее, позволить подрастающему поколению идти более уверенными шагами в будущее.

Анализ результатов деятельности школьного краеведческого музея позволяет сделать следующие выводы: участие в поисково-исследовательской деятельности значительно расширяет кругозор учащихся; воспитывает патриотизм, бережное отношение к культурному наследию; формирует социальный опыт в труде и общении; дает импульс к саморазвитию; помогает раскрыть творческий потенциал личности ребенка; способствует социализации учащихся. Работа в школьном краеведческом музее дает учащимся опыт практического характера, знакомит их с историческим прошлым родного края, проблемами и способами их решения, развивает их познавательные интерес и творческие способности.

Аннотация. В статье рассматривается работа краеведческого музея как вектора гражданско-патриотического воспитания личности обучающихся МБОУ «Симферопольская академическая гимназия». Определена его роль в процессе патриотического воспитания учащихся, а использование музейных средств как важный элемент в системе учебно-воспитательной работы по формированию нравственно-патриотических ценностей.

Ключевые слава: краеведческий музей, гражданско-патриотическое воспитание, Симферопольская академическая гимназия.

Annotation. The article considers the work of the Museum of local lore as a vector of civil and Patriotic education of students of the Simferopol academic gymnasium. Its role in the process of Patriotic education of students is defined, and the use of Museum funds as an important element in the system of educational work on the formation of moral and Patriotic values.

Keywords: local history Museum, civil and Patriotic education, Simferopol academic gymnasium.

Литература:

1. Быков А. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе [Текст]. / Воспитательная работа. - 2007. -№ 5. - С. 4-5.

2. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся. URL: http://www.dissercat.com/ content/teoriya-i-praktika-podgotovki-budushchikh-uchitelei-k-patrioticheskomu-vospitaniyu-uchashchi (дата обращения: 28.10.2015).

3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. URL: http://www.gospatriotprogramma.ru/ (дата обращения: 26.10.2015).

4. Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательном контексте. URL: http://www.dissercat.com/content/ muzeinaya-pedagogika-v-sovremennom-sotsiokultumom-obrazovatelnom-kontekste (дата обращения: 30.10.2015).

5. Остроумов В.В. Музейная педагогика в процессе патриотического воспитания // Весник. - 2017. №2 - С. 309-311.

6. Склярова Т.В. Роль музейной педагогики в гражданско-патриотическом воспитании старшеклассников // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2014. - № 6. - С. 37-43.

7. http://sagimnazy.ru/ru/

8. http://shagym.ru/assets/files/08_muzey_gimnazii/shkolnyi_muzey_prostranstvo_dlya_gradanskogo_vospita niya.pdf

УДК 376.1

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЛЮБВИ К

РОДНОМУ КРАЮ

студентка Сидорчук Ирина Игоревна Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Мазанюк Елена Фёдоровна

Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. На сегодняшний день одной из актуальных проблем в рамках процесса педагогического образования и воспитания учеников начальных классов является процедура формирования чувства привязанности и любви к своему родному краю, иными словами - патриотизм. Новое поколение в обществе сменяет предыдущее, и каждое государство сильно заинтересовано в обеспечении воспитания чувства патриотизма на ранних этапах жизнедеятельности индивидуумов, поскольку изучение различных исторических событий, участие в государственных программах в аспекте данного вопроса, а также применение подходов и методов воспитания - все эти факторы непосредственно оказывают влияние на формирование и развитие личности, мышления и мировоззрения [5; 6].

В динамично развивающемся обществе, в силу смены систем ценностей, правил, идеалов, патриотическое воспитание сейчас становится ключевым направлением развития подрастающего поколения, в рамках которого происходит ознакомление и изучение истории, природы, традиций, культуры родного края [8].

Изложение основного материала исследования. Патриотизм выступает в качестве набора ключевых духовно-нравственных ценностей, который обеспечивает возникновения у ребёнка активной социальной позиции, развитие чувства привязанности к семье и гордости за Родину и её достижения, уважение старших и памяти о предках, развитие воспитанности, желания и стремления быть почётным гражданином и защитником своего родного края и государства в целом [1; 8; 7].

Проблематика воспитания любви к родному краю определят необходимость изучения специфики патриотического воспитания, что по сути своей выступает понятием вторичным, т.е. производным от понятия «Отечество». Таким образом, патриотизм характеризуется как степень отношения человека к своему Отечеству. По мнению философов, в качестве патриотического воспитания понимают, с одной стороны, как индивидуальный и массовый характер, непосредственно являющийся сознательным, в отношении своего родного края и связанных с ней традиций и культурных аспектов, а с другой, осознание гражданами своих обязанностей перед своим Отечеством [6].

По мнению Газанова З.Т., российский патриотизм следует рассматривать именно через призму интернационализма, что в конечном итоге характеризует его как сплочённость и единство российских наций и народностей, подкреплённых дружбой, уважением, равноправии и взаимопомощи [1; 3].

Школьники начальных классов, будучи в самом начале своего жизненного пути, являются ещё не сформированными и неподготовленными к жизни, не обладая достаточным количеством знаний, умений и навыков. Их личность находится на стадии становления, всякого рода информация воспринимается как данность, происходит усвоение основных жизненных норм и правил поведения как в семье, так и в обществе. Поэтому именно для таких индивидуумов воспитание чувств патриотизма и любви к родному краю является особенно важным процессом.

Согласно исследованиям, малышам ещё до обучения присущи чувства любви и привязанности к своему родному городу, стране, что, как считает Федотова А.М., в целом упрощает процесс воспитания патриотических чувств, т.к. они зарождаются ещё в подсознании, а затем целенаправленно в процессе обучения развиваются [9].

В начальных классах формируется и расширяется объём знаний об окружающем мире в объёме несколько большем, выходящим за рамки воспринимаемого. Так как усвоить информацию самостоятельно и закрепить её практически школьники не в состоянии, необходимо руководство со стороны взрослых, как со стороны родителей, уделяя ребёнку внимание, так и со стороны педагога, который должен выстроить процесс обучения в понятной и воспринимаемой форме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.