Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ КРЫМСКОГО ПОЛУОСТРОВА'

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ КРЫМСКОГО ПОЛУОСТРОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КРЫМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутовский А. Ю., Ярцев С. В., Слободянюк Н. В.

Статья посвящена особенностям патриотического воспитания студентов и школьников, которое проводится на факультете истории и права Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого и в школе- гимназии №1 городского округа Судак Республики Крым. Основа воспитательных мероприятий тульских студентов составляет посещение музеев Керчи и Севастополя, связанных с подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны, а также организация пешеходных экскурсий по местам боевой славы крымских партизан. Патриотическая работа в школе-гимназии г. Судака строится на основе исследовательской деятельности учащихся. По мнению авторов, эффективность патриотического воспитания подрастающего поколения, как школьников, так и студентов зависит от уровня пропущенных через сердце знаний об истории родного края, о героических подвигах своего народа и их отражении в формируемом духовном мире молодого человека. Следовательно, главным для патриотического воспитания подрастающего поколения, является не та или иная форма проведения мероприятия, а особая методика, смысл которой заключается в эмоциональном раскрытии исторического события, подвига и личности героя военного времени, что позволяет с большей эффективностью передавать молодежи духовные ценности нашего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутовский А. Ю., Ярцев С. В., Слободянюк Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PATRIOTIC EDUCATION ON THE BASIS OF INTRODUCING STUDENTS AND SCHOOLCHILDREN TO THE CULTURAL AND HISTORICAL VALUES OF THE CRIMEAN PENINSULA

The article is devoted to the features of patriotic education of students and schoolchildren provided at the Department of History and Law (Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula) and 'Gymnasium school No. 1' of the city district Sudak, the Republic of Crimea. The basis of educational activities of Tula students are visits to the museums of Kerch and Sevastopol related to the feat of the Soviet people during the Great Patriotic War (WWII), as well as the organization of walking tours around the places of military glory of the Crimean partisans. Patriotic work in the Gymnasium school of Sudak is based on the research activities of its students. According to the authors, the effectiveness of patriotic education of the younger generation, both schoolchildren and students, depends on the level of knowledge passed through the heart of the young person (the history of the native land; the heroic deeds of their people and their reflection in the formed spiritual world of the person). Therefore, the main thing for the patriotic education of the younger generation is not one or another form of the event. The main thing is the peculiar methodology the meaning of which is to reveal emotionally the historical event, the feat and the personality of the wartime hero, which allows us to convey effectively the spiritual values of our society to the youth.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ КРЫМСКОГО ПОЛУОСТРОВА»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

А. Ю. Бутовский

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого

С. В. Ярцев

Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Н. В. Слободянюк «Школа-гимназия № 1» городского округа Судак

Республики Крым

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ КРЫМСКОГО

ПОЛУОСТРОВА

Статья посвящена особенностям патриотического воспитания студентов и школьников, которое проводится на факультете истории и права Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого и в школе-гимназии №1 городского округа Судак Республики Крым. Основа воспитательных мероприятий тульских студентов составляет посещение музеев Керчи и Севастополя, связанных с подвигом советского народа в годы Великой Отечественной войны, а также организация пешеходных экскурсий по местам боевой славы крымских партизан. Патриотическая работа в школе-гимназии г. Судака строится на основе исследовательской деятельности учащихся. По мнению авторов, эффективность патриотического воспитания подрастающего поколения, как школьников, так и студентов зависит от уровня пропущенных через сердце знаний об истории родного края, о героических подвигах своего народа и их отражении в формируемом духовном мире молодого человека. Следовательно, главным для патриотического воспитания подрастающего поколения, является не та или иная форма проведения мероприятия, а особая методика, смысл которой заключается в эмоциональном раскрытии исторического события, подвига и личности героя военного времени, что позволяет с большей эффективностью передавать молодежи духовные ценности нашего общества.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, исследовательская деятельность, подрастающее поколение, культурно-исторические ценности Крыма.

A. Yu. Butovskiy

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia) S. V. Yartsev

Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

(Tula, Russia) N.V. Slobodyanyuk 'Gymnasium school No. 1' of the Sudak city district

Republic of Crimea (Sudak, Republic of Crimea, Russia)

FEATURES OF PATRIOTIC EDUCATION ON THE BASIS OF INTRODUCING STUDENTS AND SCHOOLCHILDREN TO THE CULTURAL AND HISTORICAL VALUES OF THE CRIMEAN PENINSULA

The article is devoted to the features of patriotic education of students and schoolchildren provided at the Department of History and Law (Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Tula) and 'Gymnasium school No. 1' of the city district Sudak, the Republic of Crimea. The basis of educational activities of Tula students are visits to the museums of Kerch and Sevastopol related to the feat of the Soviet people during the Great Patriotic War (WWII), as well as the organization of walking tours around the places of military glory of the Crimean partisans. Patriotic work in the Gymnasium school of Sudak is based on the research activities of its students. According to the authors, the effectiveness of patriotic education of the younger generation, both schoolchildren and students, depends on the level of knowledge passed through the heart of the young person (the history of the native land; the heroic deeds of their people and their reflection in the formed spiritual world of the person). Therefore, the main thing for the patriotic education of the younger generation is not one or another form of the event. The main thing is the peculiar methodology the meaning of which is to reveal emotionally the historical event, the feat and the personality of the wartime hero, which allows us to convey effectively the spiritual values of our society to the youth.

Keywords: patriotic education, research activity, younger generation, cultural and historical values of the Crimea.

DOI 10.22405/2304-4772-2021 -1-1-135-147

Согласно Постановлению от 30 декабря 2015 г. № 1493 О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», верность стране и интересам своего народа, защита Отечества и добросовестная служба Родине, являются результатом организованной деятельности учреждений культуры и образовательных организаций в нашем государстве. Важность такого нравственного и политического принципа не вызывает сомнений, ведь, по словам президента Российской Федерации В. В. Путина «у нас нет и не может быть другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», а нашу страну «должны объединить любовь к родине и стремление сделать свою жизнь лучше» [8]. Патриотизм -составная часть национальной идеи России, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как источник мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства [3, с. 10].

Особая роль в такой патриотической работе отводится учебным заведениям, где патриотическое воспитание, должно являться обязательной составляющей всей воспитательной работы в целом. При этом очевидно, что успех мероприятий по формированию патриотизма в среде подрастающего поколения и современной молодежи, достигается только в определенной системе, в которую должен входить особый комплекс знаний и отработанная методика воспитательных воздействий на молодого человека при погружении его в соответствующую воспитательную среду. Мы также поддерживаем мнение, что наиболее важной задачей данной воспитательной системы,

является формирование у студентов и школьников нравственного отношения к Родине, осознание молодежью присутствия в их жизни великого, священного, ни с чем несопоставимого Отечества. В этом случае, представитель современной молодежи, осознающий свою причастность к историко-культурным ценностям нашего государства, никогда не сможет совершить предательский акт против своего государства, обязательно будет испытывать гражданскую потребность сделать для Родины что-то значимое.

Конечно, самый логичный путь в данном воспитательном процессе, это организовать его в единстве с процессом обучения. Следовательно, система обучения должна включать в себя такие функции, как мировоззренческую подготовку школьников и студентов, формирование гуманитарного ценностного отношения не только к личности, но и к обществу и государству, приобщение молодежи к ценностным ориентирам своего Отечества, создание конкретных условий для проявления патриотизма, воспитание уважения к закону, нормам коллективного жизни и здорового образа жизни [2, с. 116]. Однако, по нашему глубокому убеждению, такое воспитание патриотизма будет бесполезным, если полученные знания ограничатся только восприятием на слух, а не будут пропущены через сердце, не пройдут через важнейший этап личностных переживаний молодого человека [2, с. 116].

Необходимо также отметить, что неразрывная связь патриотического воспитания, необходима, не только с собственно учебным процессом, но и с внеучебными формами деятельности. Под последними обычно понимают участие молодежи в мероприятиях поисковой направленности, реставрации памятников, восстановлении имен героев войны и т.д. [7, с. 176-180]. Однако известно, что практически любая деятельность, создающая особую среду, где студенты и школьники вовлекается в социально значимую практику, наполненную историческим и патриотическим содержанием, безусловно, является патриотической [5, с. 279]. Именно такой подход к патриотическому воспитанию демонстрируется в ТГПУ им. Л. Н. Толстого и в Школе-гимназии № 1» городского округа Судак. С одной стороны, патриотическая деятельность в указанных образовательных учреждений строится на единой духовной основе, подразумевающей приобщение молодежи к культурно-историческим ценностям Крыма, с другой, в них используются разные формы воспитательных мероприятий.

Так, на факультете истории и права ТГПУ им. Л. Н. Толстого для студентов, работающих в университетской Белинской археологической экспедиции в Восточном Крыму, уже на протяжении многих лет проводятся воспитательные мероприятия, которые заключаются в посещении музеев и участии в ознакомительных походах по местам боевой славы Великой Отечественной войны. Организаторами данных мероприятий, в которых активное участие принимают тульские, московские и орловские студенты, являются преподаватели ТГПУ им. Л. Н. Толстого В. Г. Зубарев, А. Ю. Бутовский, С. В. Ярцев, С. Н. Ткаченко.

Из всех указанных экскурсий особенно выделяются посещение музея истории обороны Аджимушкайских каменоломен в Керчи и музейного историко-мемориального комплекса Героическим защитникам Севастополя «35-я Береговая батарея». Очевидно, что ознакомление студентов с экспозицией данных музеев вызывает трепетное чувство, которое надолго остается в памяти, заставляя их лично пережить, прочувствовать своим сердцем, происходившие тогда героические события. Организация таких экскурсий, рассчитана на невозможность остаться равнодушным, находясь в местах массового совершения подвига. В 1942 году в Аджимушкайских каменоломнях, спасались от оккупантов около двадцати тысяч человек, включая женщин и детей. Ежедневно совершая героические подвиги, эти мужественные люди гибли от вражеских пуль и ядовитых газов, голода и жажды, и практически все предпочли смерть позорному плену. История этого бессмертного подвига подземного гарнизона с фашистскими захватчиками с мая по октябрь 1942-го — это история огромной стойкости и мужества, пример истинного патриотизма и героизма нашего народа. Мы уверены, что именно такие героические страницы нашей истории являются базой, на которой и должна выстраиваться вся работа по воспитанию патриотизма у подрастающего поколения.

В этой связи, еще одним обязательным мероприятием у студентов, работающих летом в Белинской археологической экспедиции, является посещение знаменитой 35-й береговой батареи в городе-герое Севастополе. Сейчас в казематах бывшей батареи открыт музей, известность которого выходит далеко за пределы полуострова. Экспозиция, которая представлена в нем, подробно рассказывает о драматических страницах обороны Севастополя в 1942 году. Дело в том, что именно территория, прилегающая к батарее, как и само монументальное подземное сооружение, в этот трагический период истории города русской славы, превратились в последний рубеж обороны защитников города. При этом многие герои продолжали сражаться даже тогда, когда по официальным данным Севастополь был оставлен советскими войсками и операция по обороне города, была прекращена. Сейчас после произведенных раскопок выясняются подробности всех тех событий, из которых следует, что бойцы 35-й батареи, не сдались в плен и не покинули Севастополь, продолжая сражаться с захватчиками до последней капли крови. После посещения этого музея и особенно Зала воинской славы, практически все студенты испытывают серьезное эмоциональное потрясение, после которого у многих меняется даже собственное мироощущение. Все это, безусловно, свидетельствует об эффективности проводимых мероприятий с молодежью с целью ее патриотического воспитания.

Пешеходные походы по Зуйским лесам, а также в районы Долгоруковского плато и Караби-яйлы, в которых принимают участие студенты, организованы с использованием той же самой методики с учетом эмоционального переживания и пропуска через сердце таких базовых патриотических понятий как честь, совесть, вера (верность), на которых

собственно и строится любовь к Родине. В этой связи маршруты походов обязательно прокладываются с захватом мест героических подвигов и сражений с оккупантами, отмеченные стелами, памятными знаками или специальными книгами памяти.

Так, хорошей традицией для студентов стало посещение Зуйской заставы, где совершила подвиг восемнадцатилетняя Клава Юрьева, ценой собственной жизни, прикрывшая отход партизан во время карательной операции немцев [16, с. 60-64; 14, с. 356-359], подъем на высоту «1025», с установленной на ее вершине партизанской пушкой, на плато Орта-Сырт, а затем и на Караби-яйлу, где в 1942-1944 гг. действовали аэродромы, через которые и происходило обеспечение народных мстителей всем необходимым для борьбы с захватчиками [15, с. 332-336]. Для более подробного ознакомления студентов с историей Крыма в годы Великой Отечественной войны и, особенно с партизанским движением на полуострове, организаторами патриотических экскурсий - преподавателями ТГПУ им. Л. Н. Толстого, периодически выпускаются специальные учебные пособия и научные труды, пользующиеся неизменным интересом среди обучающихся [10, 11, 12].

Таким образом, эффективность проводимой в Белинской археологической экспедиции патриотической работы с молодежью, на основе ее приобщения к культурно-историческим ценностям Крыма, через посещение и эмоциональное соприкосновение с подвигами героев, не вызывает сомнений. Однако такая форма работы является не единственно возможным вариантом достижения успеха в данном направлении работы с подрастающим поколением [1, с. 10-13; 4, с. 20-23; 9, с. 1-6; 13, с. 119-121]. В крымских школах таких, как например, муниципальное бюджетное общеобразовательное учебное учреждение «Школа-гимназия № 1» городского округа Судак, с успехом используют и другие формы воспитательной работы с молодежью.

Осознавая важность патриотического воспитания подрастающего поколения в педагогической практике, как залога будущего нашей страны, заявленная проблема в данном учебном учреждении решается путем вовлечения детей в исследовательскую деятельность. С одной стороны, данный вид деятельности открывает безграничные просторы познания для обучающихся, с другой - нацеливает их на самостоятельность. Учитель в данном случае выступает как наставник, чья задача - регулировать и направлять. Основная роль отводится именно ученику, который в ходе осуществления исследовательской деятельности - САМ выбирает, САМ ищет, САМ реализует, САМ представляет, пропуская как бы «через себя» заданную проблему. А не это ли благодатная почва для воспитания?

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило,

равнодушен к своей стране» [6, с. 43]. Главной задачей системы школьного образования является - не допустить такого безразличия среди наших детей.

Организация исследовательской деятельности среди обучающихся в школе-гимназии №1 г. Судака, ведется по различным направлениям: историческое, краеведческое, экологическое, спортивное, военное. С результатами исследовательских работ учащиеся участвуют в конкурсах муниципального, регионального и Всероссийского уровня и становятся победителя и призерами.

Рассмотрим особенность данной практики на конкретных исследовательских работах судакских школьников.

Никуленко Татьяна в своем исследовании «История Судакского военного санатория в советский период», подробно охарактеризовала основные этапы становления и развития одной из первых основанных в Судаке здравниц в период с 1924 по 1991 гг. В эти годы судакский военный санаторий был не просто местом отдыха и лечения, но и значимым элементом в структуре курортной отрасли Крыма, совмещая в себе и центр подготовки военнослужащих. Опираясь на интервью заслуженных работников здравницы, в исследовании была наглядно проиллюстрирована живая картина развития санатория.

Карзютина Маргарита в работе «Память, которой не будет забвенья», изучила непростые судьбы брата и сестры: Ивана и Александры Заниздра. Иван и Александра прошли трудный жизненный путь. Александра была угнана в Австрию, а Иван прошел через концлагерь «Красный», сумел бежать и продолжил свой боевой путь, освобождая Севастополь. По возвращении домой у Ивана и Александры, впрочем, как и у всех, продолжилась сложная жизнь. Единственным счастьем стала Победа!

Грачева Ольга в исследовании «Из истории венка», изучила основные вопросы, связанные с историей возникновения венка, его ролью как составной части символики и традиций в различные исторические периоды. Учащейся был проведен анализ значения цветов и лент, вплетаемых в венок, собран банк данных легенд о венках и цветах.

Хименко Алена, подробно изучила «Лечебное дело в Судакском регионе». Наибольший интерес у молодого исследователя вызвали выявленные отдельные этапы развития здравоохранения в регионе и больничного строительства с 1890 года (когда было открыто первое больничное заведение -сегодня это здание бывшего инфекционного отделения, является историко-архитектурным памятником) до 2016 года (от врачебного участка в съемной квартире до полностью оснащенной больницы и поликлиники).

Рожкова Анна посвятила свое исследование сложной теме «Феномен колокола в православной отечественной культуре». Учащаяся гимназии проследила историю колокольного искусства, начиная еще со времен древнего мира. Возникнув в Древнем Китае и на Ближнем Востоке, мастерство колокольного звона затем становится важной частью западноевропейской, и, в особенности, нашей - отечественной культуры. В работе рассматриваются

основные вопросы, связанные с историей появления колоколов на Руси, причины и общая динамика происхождения и эволюции колокольного искусства, проводится анализ исторических явлений и процессов, связанных с историко-культурной ретроспекцией православной храмовой музыки, своеобразия искусства колокольных звонов на протяжении определенного исторического периода. В данном случае воспитание патриотизма и гражданственности строится на православном наследии русской истории, патриотическом опыте русских и советских полководцев, русской иконописи, шедеврах русского искусства, народных традициях и обычаях, деятельности выдающихся деятелей науки. Рожкова Анна также подробно исследовала тему «Церковь - корабль спасения». При этом Церковь была изучена и осмыслена учащейся в качестве духовно-социального феномена, на протяжении тысячелетий оказывающего влияние на формирование и воспитание личности и определяющего нравственное состояние общества в целом.

Трудно переоценить то неоспоримо высокое значение, которое имела Церковь в созидании основ цивилизации исторической Руси-России, культурного пространства Русского мира, консолидации общества и преемственности поколений. В другой своей работе «Твое святое имя» Рожкова Анна осмыслила жизнь и подвиг известнейшей святой средневековой Руси -благоверной княгини Анны Кашинской. В исследовании были прослежены основные этапы жизненного пути княгини, проанализированы духовно -историческое значение подвига святой Анны, его актуальность для подрастающего поколения. Ее жизнь оказалась в эпицентре драматичной эпохи, когда разоренная нашествиями Русь едва-едва начала восставать из пепла страшного XIII столетия. В это время наше Отечество как никогда нуждалось в высоком нравственном примере, примере бескорыстного и всепобеждающего подвига духа. И такой пример во всей его непреходящей полноте и величии являет великая княгиня, мать, жена, инокиня, православная святая Анна Кашинская. В другом своем исследовании «Милостыня - царица всех добродетелей» Рожкова Анна подробно исследовала Богоугодные деяния, их моральные принципы. В работе представлены люди, творившие дела милосердия, такие как: Фома, Павлин Милостивый, Святой Петр Мытарь, Великая княгиня Елизавета Федоровна. Систематизирован обширный фактический материал, позволивший охарактеризовать сущность категории милостыни, выявить ее значение в определении вектора христианской модели жизни.

Репетина Ольга подробно исследовала «Маяк мыса Меганом». В работе были рассмотрены основные вопросы, связанные с историей возникновения маяка, представлены отдельные виды маяков, был проведен анализ значения маяка как средства навигации на примере устройства Меганомского маяка. Определена роль маяка как составной части средств навигации в различные исторические периоды, прослежена история появления маяков на Руси и в Крыму. В другой своей работе «Горькая и славная память войны», Репетина Ольга собрала и обобщила интересные факты биографии своего прадедушки

Наума Григорьевича Штейнварца. Это история об удивительном, мужественном, добром и очень многогранно интересном человеке, который очень любил своих детей, внуков, свою Родину и посвятил своей семье все силы и свою жизнь.

Баблоян Анастасия свое исследование на тему «Это те, кто в штыки поднимался, как один. Те, кто брал Берлин», посвятила героической судьбе прадеда Александра Федоровича Науменко. При этом подвиги предка были представлены в контексте трагических событий Великой Отеческой войны посредством обращения к документальным источникам и воспоминаниям родных и близких. В работе на конкретном фактическом материале учащейся была сделана попытка реконструкции боевого пути Александра Федоровича Науменко и его однополчан - участников Великой Отечественной войны на протяжении определенного исторического периода. В другой своей работе Баблоян Анастасия «Судьба моей семьи в судьбе моей страны», вновь показала историю своей семьи сквозь призму исторических событий.

Немытова Елизавета в исследовании «Из истории ЗАГСа», представила историю создания и развития ЗАГСов как отражение семейно-брачных отношений по архивным материалам Судакского ЗАГСа. Актуальность данной работы заключается в том, что изучение современных взглядов молодого поколения на заключение брачного союза, а также отслеживание изменений в процессе становления важного социального института (семьи) позволяет выявить проблемы этого института и выработать стратегию эффективного их решения.

Грибанова Анна посвятила свое исследование теме «История основания и развития Кизилташского мужского монастыря». В нем она рассмотрела основные вопросы, связанные с историей возникновения и развития Кизилташского мужского монастыря Святого Стефана Сурожского, проанализировала духовно-историческое значение храма в наши дни, собрала и обобщила имеющиеся сведения о святом Стефане Сурожском, составила туристический маршрут. В другой своей работе «Исторический путь развития христианства в Судаке», молодая исследовательница рассмотрела основные вопросы, связанные с историей возникновения и развития христианства как религии в Судаке.

Необходимо добавить, что высокий уровень всех выполненных школьниками работ подтверждается многочисленными наградами молодых исследователей: грамотами, дипломами, призовыми местами на конференциях и конкурсах научно-исследовательских проектов. Более того, Рожкова Анна за успехи в научно-исследовательской работе, дважды награждалась стипендией Совета Министров Республики Крым (2017-2018 учебный год и 2018-2019 учебный год). Баблоян Анастасия также была награждена стипендией Совета Министров Республики Крым (2020-2021 учебный год). Репетина Ольга стала стипендиатом Государственного Совета Республики Крым (2019-2020 учебный год).

Таким образом, очевидно, что особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение учащимися отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта своего народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, а также гражданская позиция, которая будет в дальнейшем оказывать влияние на выбор направлений и способов самореализации в социальной практике. Однако анализ содержания школьных исследовательских работ показывает, что эффективность патриотического воспитания подрастающего поколения, вновь, как и в случае работы со студентами, сильно зависит от уровня пропущенных через сердце знаний об истории родного края, о героических подвигах своего народа, их отражении в формируемом духовном мире молодого человека. Следовательно, главным для патриотического воспитания подрастающего поколения, является не та или иная форма проведения мероприятия, а особая методика, смысл которой заключается в эмоциональном раскрытии исторического события, подвига и личности героя военного времени, что позволяет с большей эффективностью передавать молодежи духовные ценности нашего общества. Вряд ли после эмоционального позитивного отношения к базовым национальным ценностям общества, кто-то из них сможет превратиться в предателей исторической памяти своей Родины. Сохранение такой преемственности между поколениями является лучшей оценкой патриотических воспитательных мероприятий проводимых в ТГПУ им Л. Н. Толстого и в Школе-гимназии № 1 городского округа Судак Республики Крым.

Литература

1. Богашев А. Духовно-нравственное воспитание молодежи // Воспитание школьников. 2008. № 9. С. 10-13.

2. Волкова Е. Ю., Ковалева С. В. Патриотическое воспитание студентов в техническом вузе (из опыта работы в Костромском государственном технологическом университете) // Патриотическое воспитание в системе высшего образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / отв. ред. З. З. Мухина. М.: МИСиС, 2017. С. 115-119.

3. Вырщиков А. Н., Кусмарцев М. Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе : монография. Волгоград: Авторское перо, 2009. 172 с.

4. Зенченко Е. В. Патриотическое воспитание на уроке истории и во внеурочное время // Эксперимент и инновация в школе. 2015. № 2. С. 20-23.

5. Кузько А. В. Патриотическое воспитание в вузе // Проблемы и тенденции развития социокультурного пространства России: история и современность : материалы VII Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. (Брянск, 30 июня 2020 г.) / под ред. Т. И. Рябовой. Брянск: БГИТУ, 2020. С. 273-281.

6. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет. лит., 1989.

238 с.

7. Никонова С. И. Современные практики патриотического воспитания студенческой молодежи // Патриотическое воспитание в системе высшего образования. М., 2017. С. 176-180.

8. Путин В. В. О патриотизме как о национальной идее [Электронный ресурс] // Informatio.ru : сайт. Дата размещения: 04.02.2016. URL: https://informatio.ru/news/society/vladimir putin o patriotizme kak/ (дата обращения: 15.02.2021).

9. Смахтина Н. И. Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания [Электронный ресурс] // Научный вестник Крыма. 2016. № 5. С. 1-6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vospitanie-patriotizma-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya (дата обращения: 15.02.2021).

10. Ткаченко С. Н., Бутовский А. Ю. Партизанское и подпольное движение на территории Крыма в годы Великой Отечественной войны : учеб. пособие. Тула: ТППО, 2020. 112 с.

11. Ткаченко С. Н., Бутовский А. Ю., Бутовская Е. Д. Крымский фронт. 1942 г. Тула: ТППО, 2020. 184 с.

12. Ткаченко С. Н., Терехов С. А., Бутовский А. Ю. «Создать невыносимые условия для оккупантов»: движение сопротивления в Крыму в годы Великой Отечественной войны : монография. М.: Родина, 2021. 508 с.

13. Чемерилова И. А., Морозов С. И. Патриотическое воспитание современных школьников // Инновационная наука. 2016. № 12. С. 119-121.

14. Ярцев С. В. Особенности патриотического воспитания студентов факультета истории и права Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого в контексте подвига советского народа в Великой Отечественной войне // Кузница Великой Победы : материалы дистанционной Всерос. науч.-практ. конф., 6 мая 2020 г., г. Севастополь. Севастополь: ИнТех, 2020. С. 356-359.

15. Ярцев С. В. Память о подвигах советских летчиков по снабжению крымских партизан в годы Великой Отечественной войны в образовательном пространстве ТГПУ им. Л. Н. Толстого // Война и общество в XX веке: теоретико-методологический, общественно-политический и методический аспекты : XXIV всерос. с междунар. участием ист. -пед. чтения / гл. ред. Г. А. Кругликова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2020. С. 332-336.

16. Ярцев С. В., Симонова Е. В. Подвиги Крымских партизан в годы Великой Отечественной войны и инновационные подходы к патриотическому воспитанию в современном высшем образовании (на примере педагогического опыта ТГПУ им. Л. Н. Толстого) // Вторая мировая война: история и историческая память : сб. материалов Всерос. науч. конф., посвящ. 80-летию начала Второй мировой войны / под общ. ред. Ю. В. Родовича. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2019. С. 60-64.

References

1. Bogashev A. Dukhovno-nravstvennoye vospitaniye molodezhi [Spiritual and moral education of youth]. Vospitaniye shkol'nikov. 2008. Issue 9. Pp. 10-13. [In Russian]

2. Volkova Ye. Yu., Kovaleva S. V. Patrioticheskoye vospitaniye studentov v tekhnicheskom vuze (iz opyta raboty v Kostromskom gosudarstvennom tekhnologicheskom universitete) [Patriotic education of students at a technical university (from work experience at Kostroma State Technological University)]. Patrioticheskoye vospitaniye v sisteme vysshego obrazovaniya : materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem [Patriotic education in the higher education system: materials of the All-Russian scientific and practical conference with international participation]. Exec. ed. Z. Z. Mukhina. Moscow: MISIS Publ., 2017. Pp. 115-119. [In Russian]

3. Vyrshchikov A. N., Kusmartsev M. B. Patrioticheskoye vospitaniye molodezhi v sovremennom rossiyskom obshchestve: monografiya [Patriotic Education of Youth in the Modern Russian Society: Monograph]. Volgograd: Avtorskoye pero Publ., 2009. 172 p. [In Russian]

4. Zenchenko Ye. V. Patrioticheskoye vospitaniye na uroke istorii i vo vneurochnoye vremya Patriotic education at the history lesson and after school hours [Patriotic education at the history lesson and after school hours]. Eksperiment i innovatsiya v shkole. Issue 2. 2015. Pp. 20-23. [In Russian]

5. Kuz'ko A. V. Patrioticheskoye vospitaniye v vuze [Patriotic education at the university]. Problemy i tendentsii razvitiya sotsiokul'turnogo prostranstva Rossii: istoriya i sovremennost' : materialy VII Vserossiyskoy s mezhdunarodnym uchastiyem nauchno-prakticheskoy konferentsii (Bryansk, 30 iyunya 2020 g.) [Issues and trends in the development of the socio-cultural space of Russia: history and modernity: materials of the VII All-Russian scientific and practical conference with international participation (Bryansk, June 30, 2020)]. Ed. by T. I. Ryabova. Bryansk: BGITU Publ., 2020. Pp. 273-281. [In Russian]

6. Likhachev D. S. Pis'ma o dobrom i prekrasnom [Letters of good and beautiful]. Moscow: Detskaya Literatura Publ., 1989. 238 p. [In Russian]

7. Nikonova S. I. Sovremennyye praktiki patrioticheskogo vospitaniya studencheskoy molodezhi [Modern practices of patriotic education of student youth]. Patrioticheskoye vospitaniye v sisteme vysshego obrazovaniya. Moscow, 2017. Pp. 176-180. [In Russian]

8. Putin V. V. O patriotizme kak o natsional'noy ideye [On patriotism as a national idea]. Informatio.ru : website URL: https://informatio.ru/news/society/vladimir_putin_o_patriotizme_kak/ (accessed: 15 February 2021). [In Russian]

9. Smakhtina N. I. Vospitaniye patriotizma na urokakh istorii i obshchestvoznaniya [Education of patriotism in the lessons of history and social studies]. Nauchnyy vestnik Kryma. Issue 5. 2016. Pp. 1-6. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-patriotizma-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya (accessed: 15 February 2021). [In Russian]

10. Tkachenko S. N., Butovskiy A. Yu. Partizanskoye i podpol'noye dvizheniye na territorii Kryma v gody Velikoy Otechestvennoy voyny : ucheb. posobiye [Partisan and underground movement on the territory of Crimea during the Great Patriotic War: textbook]. Tula: TPPO Publ., 2020. 112 p. [In Russian]

11. Tkachenko S. N., Butovskiy A. Yu., Butovskaya Ye. D. Krymskiy front. 1942 g. [The Crimean Front. 1942]. Tula: TPPO Publ., 2020. 184 p. [In Russian]

12. Tkachenko S. N., Terekhov S. A., Butovskiy A. Yu. «Sozdat' nevynosimyye usloviya dlya okkupantov»: dvizheniye soprotivleniya v Krymu v gody Velikoy Otechestvennoy voyny: monografiya ["Create unbearable conditions for the occupiers": resistance movement in Crimea during the Great Patriotic War: monograph]. Moscow: Rodina Publ., 2021. 508 p. [In Russian]

13. Chemerilova I. A., Morozov S. I. Patrioticheskoye vospitaniye sovremennykh shkol'nikov [Patriotic education of modern schoolchildren]. Innovatsionnaya nauka. 2016. Issue 12. Pp. 119-121. [In Russian]

14. Yartsev S. V. Osobennosti patrioticheskogo vospitaniya studentov fakul'teta istorii i prava Tul'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. L. N. Tolstogo v kontekste podviga sovetskogo naroda v Velikoy Otechestvennoy voyne [Features of patriotic education of students of the Faculty of History and Law of the Tula State Pedagogical University. L. N. Tolstoy in the context of the feat of the Soviet people in the Great Patriotic War]. Kuznitsa Velikoy Pobedy : materialy distantsionnoy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 6 maya 2020 g., g. Sevastopol' [Forge of the Great Victory: materials of the remote All-Russian scientific-practical conference, May 6, 2020, Sevastopol]. Sevastopol': InTekh Publ., 2020. Pp. 356-359. [In Russian]

15. Yartsev S. V. Pamyat' o podvigakh sovetskikh letchikov po snabzheniyu krymskikh partizan v gody Velikoy Otechestvennoy voyny v obrazovatel'nom prostranstve TGPU im. L. N. Tolstogo [Yartsev S.V. Memory of the exploits of Soviet pilots in supplying Crimean partisans during the Great Patriotic War in the educational space of TGPU im. L. N. Tolstoy]. Voyna i obshchestvo v XX veke: teoretiko-metodologicheskiy, obshchestvenno-politicheskiy i metodicheskiy aspekty : XXIV vseros. s mezhdunar. uchastiyem ist.-ped. chteniya [War and Society in the 20th Century: Theoretical and Methodological, Socio-Political and Methodological Aspects: XXIV All-Russian Historical and Pedagogical Readings with International Participation]. Exec. ed. G. A. Kruglikova. Yekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. ped. unta Publ., 2020. Pp. 332-336. [In Russian]

16. Yartsev S. V., Simonova Ye. V. Podvigi Krymskikh partizan v gody Velikoy Otechestvennoy voyny i innovatsionnyye podkhody k patrioticheskomu vospitaniyu v sovremennom vysshem obrazovanii (na primere pedagogicheskogo opyta TGPU im. L. N. Tolstogo) [The exploits of the Crimean partisans during the Great Patriotic War and innovative approaches to patriotic education in modern higher education (on the example of the pedagogical experience of TGPU named after L. N. Tolstoy)]. Vtoraya mirovaya voyna: istoriya i istoricheskaya pamyat' : sb.

materialov Vseros. nauch. konf., posvyashch. 80-letiyu nachala Vtoroy mirovoy voyny [World War II: History and Historical Memory: Collection of articles. materials Vseros. scientific. conf., dedicated. 80th anniversary of the outbreak of World War II]. Ed. by Yu. V. Rodovich. Tula: Izd-vo TGPU im. L. N. Tolstogo, 2019. Pp. 60-64. [In Russian]

Статья поступила в редакцию 16.02.2021 Статья допущена к публикации 15.03.2021

The article was received by the editorial staff 16.02.2021 The article is approved for publication 15.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.