Научная статья на тему 'Культурно-патриотическая составляющая деятельности гимназий Крыма в XIX - начале XX века'

Культурно-патриотическая составляющая деятельности гимназий Крыма в XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / CRIMEA / КУЛЬТУРА / CULTURE / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ГИМНАЗИИ / GYMNASIUMS / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шелягова А.А.

В статье рассматривается опыт деятельности мужских и женских, казенных и частных гимназических учебных заведений Крыма XIX начала XX века. Опыт деятельности крымских гимназий свидетельствует, что эти учебные заведения не только передавали знания учащимся, но и воспитывали умного, активного, любознательного человека, знающего и любящего свою культуру, уважающего исторические традиции своей страны. Содержание и формы культурно-воспитательной работы гимназий Крыма способствовали гармоничному развитию гимназической молодежи и были направлены на формирование физически здоровой и культурно развитой личности, гражданина государства. Становление и развитие гимназических учебных заведений Крыма в XIX начале XX века, несомненно, влекло за собой распространение грамотности, что в целом позитивно влияло на всеобщий культурный уровень населения. Выявлены формы и методы гражданско-патриотического воспитания и повышения уровня культуры из опыта работы гимназий исследуемого периода. Значительное внимание уделяется роли гимназий в формировании и развитии личности, обладающей качествами гражданина патриота России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural and Patriotic Component of Activity of Gymnasiums of the Crimea in XIX - the Beginning of the XX Century

In the article the experience of activity of men's and women's, state and private gymnasia educational institutions XIX the beginning of the XX century of the Crimea is considered. The cultural and patriotic component of extracurricular activities of specific gymnasiums of the Crimea in 19ththe beginning of 20th century is shown: Simferopol, Kerch, Yevpatoria, Yalta men's state gymnasiums, Simferopol men's private gymnasium of E. Svishcheva, Simferopol men's private gymnasium of M. Voloshenko; Simferopol, Yalta, Yevpatoria female state gymnasiums, Simferopol female gymnasium founded by E. Oliver, Simferopol female gymnasium of V. Stanishevskaya, the Yevpatoria private female gymnasium of A. Rushchinskoy and A. Mironovich, the Kerch private female gymnasium of E. Fon-Taube. The moral, spiritual, religious, patriotic ways of work of these educational institutions are characterized. Forms and methods of civil and patriotic education and increase of level of culture from experience of gymnasiums of the studied period are revealed: additional classes in objects after hours (lectures and conversations of teachers, popular readings fragments from national history and Russian literature; excursions (natural and geographical, historical and industrial); visiting of local sights, planting trees;the organization of holidays, the celebrations devoted to the most important moments of national history, celebration of the Russian public figures;organizing concerts, performances, literary and vocal musicales parties;whip-rounds for needs of soldiers;charitable actions, lotteries, performances, collecting and sending donations (products, stationery, books, gifts, clothes) to the front for valorous soldiers; boys students were enrolled in military schools or went to the front as volunteers, and girls-the girls attended lectures at the courses of sisters of mercy;opening of workshops on production of clothes for soldiers and wounded; making of sanatoria and infirmaries in gymnasiums during military operations. The considerable attention is paid to the role of gymnasiums in formation and development of the personality possessing qualities of the citizen Patriot of Russia.

Текст научной работы на тему «Культурно-патриотическая составляющая деятельности гимназий Крыма в XIX - начале XX века»

СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КУЛЬТУРЫ

>

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Философия. Политология. Культурология. Том 2 (68). 2016. № 2. С. 75-99.

УДК 008:373(477.75) "19/20"

КУЛЬТУРНО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИМНАЗИЙ КРЫМА В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

А. А. Шелягова

В статье рассматривается опыт деятельности мужских и женских, казенных и частных гимназических учебных заведений Крыма XIX - начала XX века. Опыт деятельности крымских гимназий свидетельствует, что эти учебные заведения не только передавали знания учащимся, но и воспитывали умного, активного, любознательного человека, знающего и любящего свою культуру, уважающего исторические традиции своей страны. Содержание и формы культурно-воспитательной работы гимназий Крыма способствовали гармоничному развитию гимназической молодежи и были направлены на формирование физически здоровой и культурно развитой личности, гражданина государства. Становление и развитие гимназических учебных заведений Крыма в XIX - начале XX века, несомненно, влекло за собой распространение грамотности, что в целом позитивно влияло на всеобщий культурный уровень населения. Выявлены формы и методы гражданско-патриотического воспитания и повышения уровня культуры из опыта работы гимназий исследуемого периода. Значительное внимание уделяется роли гимназий в формировании и развитии личности, обладающей качествами гражданина - патриота России. Ключевые слова: Крым, культура, образование, гимназии, патриотическое воспитание.

Постановка проблемы. Актуальность темы обусловлена необходимостью реализации ценностных оснований образования, среди которых основополагающими, на наш взгляд, являются нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. Отечество, история, культура - это ценности, которые мы должны сохранить и передать нашим детям. Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь именно в этом возрасте есть все предпосылки для привития священного чувства любви к Родине.

В период развития современной системы образования особое значение приобретает сохранение исторического и культурного наследия России и отдельных регионов. Крым - край удивительной природы, богатой событиями истории и достойных внимания традиций. Опыт воспитания патриотизма в российских дореволюционных гимназиях Крыма, неотделимый от развития культурного уровня

учащихся, актуален для использования в современной Республике Крым в составе России.

Особой страницей в истории образования и культуры Крыма является процесс становления и развития гимназий Крыма в XIX - начале XX века. Одним из приоритетных направлений работы этих учебных заведений было нравственное, духовное, религиозное, патриотическое воспитание в целях повышения уровня образования и культуры.

Тенденции развития гимназического образования Российской империи в историческом аспекте изучали И. Алешинцев, В. Григорьев, Ш. Ганелин, Э. Днепров, А. Джуринский, С. Егоров, М. Константинов, Д. Латышина, Е. Медынский, А. Пискунов, С. Рождественский, А. Фальборк, М. Чехов, Г. Шмид. Культурологическая, гуманитарная, психолого-педагогическая, образовательная и организационная деятельность гимназий XIX - начала XX века представлена в диссертациях российских ученых М. Васильевой, Г. Ветчиновой, Т. Калгановой, Г. Савина, А. Саурбаевой, И. Смотровой, А. Стрельцова. Отдельные аспекты становления и развития народных училищ Крыма конца XIX века, в том числе и гимназий, исследовали историки, педагоги, этнографы: О. Грива, А. Глузман, В. Дюличев, Д. Журавлев, Л. Маршалл, Л. Моисеенкова Л. Москаленко, А. Попов, Д. Прохоров, Л. Редькина, Г. Рудницкий, В. Широков, Т. Шушара.

Вместе с тем анализ проблематики этих исследований даёт основания утверждать, что они недостаточно раскрывают деятельность крымских гимназий

XIX - начала XX века в культурно-патриотическом аспекте.

Цель статьи - выявить формы и методы патриотического воспитания и повышения уровня культуры в Крыму в XIX - начале XX века на примере гимназических учебных заведений.

Изложение основного материала статьи. Воссоединение Крыма с Россией (1783 г.) и официальное административное оформление Таврической губернии (1802 г.) способствовали изменениям в системе образования, что привело к созданию учебных заведений разных типов, среди которых были и гимназии. Для населения Крымского полуострова развитие гимназического образования в составе Российской империи стало не только историко-педагогическим явлением, но и фактором социально-культурного развития.

В дореволюционный период гимназия выступала основным типом среднего общеобразовательного учебного заведения с углубленным изучением отдельных предметов, она предоставляла полноценное, фундаментальное среднее образование и приоритетное право поступления в высшее учебное заведение (преимущественно в университет). Обобщая исторические материалы по развитию системы образования на территории Крыма, можно утверждать, что её становление и развитие в XIX - начале

XX века проходило на базе гимназических учебных заведений. Среди них наиболее известны: Евпаторийская, Карасубазарская, Керченская, Симферопольская, Феодосийская, Ялтинская мужские гимназии, Симферопольская частная мужская гимназия М. Волошенко, Симферопольская частная мужская гимназия Е. Свищева, Евпаторийская, Карасубазарская, Керченская, Симферопольская, Ялтинская, Феодосийская женские гимназии, Евпаторийская

85

частная женская гимназия А. Рущинской и А. Миронович, Керченская частная гимназия Э. фон Таубе, Симферопольская частная женская гимназия Е. Оливер, Симферопольская частная женская гимназия В. Станишевской. Всего в Крыму на первое января 1914 года насчитывалось 23 гимназии, из них мужских - 9, женских -14, в том числе государственных - 14 и частных - 9. Они стали важнейшими научными, культурными, образовательными и организационно-методическими центрами не только Крыма, но и всей Таврической губернии [25].

Главной задачей становления гимназического образования Крыма в XIX -начале ХХ века было повышение интеллектуального и культурного уровня населения. Содержание образования в гимназических учебных заведениях Крыма исследуемого периода носило гуманитарно-языковую направленность: латинский и древнегреческий, французский и немецкий языки, словесность, начальный курс философии, логика и мораль, география и математика, физика, история, естественная математика и др. Развитию художественно-эстетических вкусов содействовало изучение пения, музыки и танцев [25].

Рассмотрим культурно-патриотическую составляющую внеурочной деятельности гимназий Крыма в этот период. В Симферопольской мужской гимназии, одной из первых, с целью воспитания уважения и любви к отечеству, его истории и культуре в разное время проводились торжества, посвящённые юбилейным датам, а именно: Н. М. Карамзина (1866 г.), И. С. Крылова (1867 г.), В. А. Жуковского (1883 г.), И. С. Тургенева (1883 г), С. Т. Аксакова (1886 г.), А. С. Пушкина (1887 г.). Кроме того, 8 апреля 1883 года гимназия в полном составе принимала участие в закладке памятника императрице Екатерине II и в праздновании 100-летия присоединения Крыма. В 1885 году гимназия праздновала память святых славянских первоучителей Кирилла и Мефодия [15, с. 35, 67].

В гимназии постоянно устраивались литературно-музыкальные вечера, на которые приглашались все желающие жители Симферополя. Как правило, эти вечера были благотворительными, а средства, собранные на них, шли, к примеру, в помощь малоимущим гимназистам (на покупку формы и учебников) или на улучшение питания больных военного госпиталя, а также на другие конкретные и полезные дела, о чем свидетельствуют программы литературно-музыкальных вечеров [15].

С целью пробуждения патриотизма и национального самосознания в Керченской мужской гимназии устраивались литературные вечера с популярными чтениями отрывков из отечественной истории (преподавателем истории П. М. Федотовым). Глубокое воспитательное значение имели праздники, торжества, посвящённые важнейшим моментам отечественной истории (100-летие Отечественной войны, 300-летие царствования дома Романовых), а также чествования выдающихся русских и иностранных деятелей с участием гимназического хора и оркестра, о чём свидетельствуют их программы [27, с. 72]. Эти торжественные мероприятия, как правило, состояли из речей преподавателей, исполнения учащимися вокально-музыкальных номеров, чтения стихотворений, соответствующих теме. Такие торжественные акты устраивались в гимназии по следующим случаям: открытие памятника А. С. Пушкину в Москве (1880 г.), столетний юбилей В. А. Жуковского (1883 г.), столетие присоединения к России Крыма (1883 г.), 900-летие крещения Руси

86

(1888 г.) и 500-летие кончины св. Сергия Радонежского (1892 г.), столетний юбилей А. С. Пушкина (1899 г.), столетие со дня смерти А. В. Суворова (1910 г.), столетие со дня рождения Н. В. Гоголя (1909 г.), двухсотлетие Полтавской победы (1909 г.) и столетие со дня рождения А. В. Кольцова (1910 г.) В 1888 году (6 декабря) состоялся торжественный акт по случаю 25-летия существования Керченской Александровской гимназии [27, с. 114].

С октября 1893 года, по инициативе А. Ж. Вержиковского, исполнявшего обязанности инспектора, в воскресные дни проводились литературные и вокально-музыкальные вечера, на которых по заранее составленной программе и под руководством преподавателей словесности, а также учителей пения и музыки, в присутствии педагогического персонала, почетных гостей и всех желающих учеников исполнялись отдельные сцены из лучших произведений русских драматургов, читались стихотворения и басни в лицах, исполнялись музыкальные пьесы, а также хоровые песни, дуэты, сольные номера. Всё это содействовало развитию эстетического вкуса и повышению уровня культуры гимназистов [27, с. 72].

Под руководством преподавателя истории и географии для учеников старших классов по праздничным дням проводились учебные экскурсии с целью ознакомления учащихся с местными историческими памятниками, предметами древности, хранящимися в местном музее. Экскурсии совершались в окрестности города и по южному берегу Крыма под руководством преподавателя Ю. Ю. Марти.

А в 1896 году под руководством преподавателя истории Х. Х. Зенкевича была совершена дальняя экскурсия в Нижний Новгород на Всероссийскую художественно-промышленную выставку с остановками в городах Феодосии, Харькове и Москве [27, с. 74-75].

Благодаря любезности морского ведомства ученикам предоставлялись катера, на которых совершались морские прогулки. Одна из таких морских прогулок предпринята была в Киз-Аул, в 40 верстах от Керчи, для ознакомления с водолазными работами, при которых было поднято со дна около 300 пудов затонувших вещей. Во время пути Н. Н. Вурнашев знакомил учеников с вопросами мореплавания, морскими картами, маяками.

Весною и осенью ученики гимназии занимались древонасаждением и проведением дорожек на горе Митридат. Все вышеуказанные мероприятия предоставляли возможность гимназистам приобщиться к историко-культурным ценностям своего народа, узнать о различных событиях истории родного края и государства в целом [27, с. 104].

Педагогический коллектив и ученики Евпаторийской мужской гимназии различными способами оказывали помощь бойцам и раненым в начавшейся Первой мировой войне, что содействовало воспитанию патриотического духа и преданности государству.

Все служащие гимназии ежемесячно отчисляли из получаемого содержания в пользу борцов за Родину от 2% до 4 % жалованья. Преподаватель В. Н. Тациевский издал брошюру своих стихотворений «Война 1914 года», а чистый доход от её издания перечислил в пользу пострадавших на войне солдат и их семей. Он также организовал сбор денег среди педагогического персонала для приобретения

87

50 купонов благотворительной лотереи. Преподаватель А. С. Зосимович демонстрировал картины при помощи волшебного фонаря на платной основе в пользу Красного креста [26, с. 103-109].

Евпаторийской мужской гимназией также была учреждена именная койка в лазарете № 3 Одесского учебного округа, на содержание которой ежемесячно вносилось по 60 рублей.

Согласно желаниям учеников, удостоенных наград I степени (в виде книг), стоимость этих книг переводилась в пользу воинов, защищавших Родину. Воспитанниками гимназии также было пожертвовано и отправлено в действующую армию: сахар, чай, табак, ложки, карандаши, почтовая бумага, материал, рождественские подарки и книги для чтения раненым [26, с. 102].

В городском театре учащимися мужской и женской гимназий устраивались патриотические вечера, доход от которых шёл в пользу раненых. Например, при проведении такого вечера 29 января 1915 года было заработано 914 рублей 55 копеек [26, с. 128]. Гимназическим оркестром под руководством П. М. Политова исполнялись музыкальные номера в местном земском лазарете [26, с. 104]. Это служило ярким примером благотворительности и поддержки морального духа раненых.

Учащимися обеих гимназий под руководством А. К. Самко 10 июля 1914 года был проведён сбор денег в сумме 703 рублей 11 копеек на постройку санатория на южном берегу Крыма для больных и раненых воинов и их детей. Кружечный сбор в пользу различных комитетов составил:

- Комитета помощи борцам за Родину - 24 руб. 49 коп.;

- Красного Креста - 18 руб. 64 коп.;

- Комитета княжны Татьяны Николаевны - 1417 руб. 29 коп. (обеими гимназиями);

^ощткаднс^^ была

местных учебных заведений и возглавляемая директором мужской гимназии А. К. Самко. Основная цель работы данной комиссии заключалась в оказании бесплатной профессиональной помощи нуждающимся в ней детям лиц, призванных на военную службу. Эта комиссия занималась подготовкой детей школьного и дошкольного возраста к поступлению в учебные заведения, заботилась о бесплатном снабжении их учебными пособиями, следила за учебными занятиями и занималась репетиторством с малоуспевающими учащимися [26, с. 139].

Значительная часть проводимых мероприятий в Ялтинской мужской гимназии также содействовала воспитанию патриотизма. Так, 9 учеников восьмого класса гимназии выразили желание поступить в военные училища или отправиться добровольцами на фронт, тем самым проявив заботу о своём Отечестве [17, л. 111].

В пользу больных и раненых в Японской войне 22 февраля 1904 года был устроен концерт силами учителей и учащихся Ялтинской мужской гимназии, сбор от которого в сумме 1712 руб. 37 коп. был переведён в местную общину Российского общества Красного креста. За это мероприятие коллектив гимназии был удостоен

88

благодарности от Министра народного просвещения: «Искренне всех благодарю», напечатанной в «Правительственном вестнике» (№ 80. 1904 г.) [16, л. 25].

Заседанием педагогического совета 15 декабря 1914 года (протокол № 51) было принято решение: 1) устраивать в здании гимназии платные вечера (в частности, литературное утро - литературно-музыкальное зрелище в первой половине дня); 2) устроить еженедельно сбор пожертвований после праздника Рождества; 3) устроить платный ученический спектакль с постановкой одного из произведений русских классиков (А. Н. Островского, Н. В. Гоголя). Все собранные деньги от проведения вечеров и лекций перечислялись в Комитет помощи борцам за Родину [20, л.141].

Для учреждения особого фонда Ялтинской мужской гимназии на средства, собираемые учащимися, родителями, местными земскими и городскими организациями, решено было:

1. Провести кружечный сбор.

2. Устроить бесплатный концерт на добровольные пожертвования для учреждения стипендий и нужд оркестра гимназии, с условием, что 2/3 - употребить на нужды оркестра и 1/3 на обеспечение детей защитников Отечества.

3. Устроить морские гоночные состязания с кружечным сбором.

4. Провести спортивные праздники во дворе гимназии с кружечным сбором [18, л. 26].

Небезразличными к данному вопросу были и частные гимназии. Заметную роль в культурной жизни города играла Симферопольская мужская частная прогимназии им. Е. Свищева. Так, 29 ноября 1909 года здесь состоялось литературное утро в память Полтавской победы, была устроена выставка в память 1812 года [8, л. 85].

С разрешения Попечителя Одесского учебного округа на первом этаже выделены 2 комнаты на 8 кроватей под лазарет для больных и раненых воинов, присмотр за которыми осуществляли учащиеся и педагогический персонал гимназии. В этом же доме находился и пансион из 8 комнат, рассчитанный на 10 воспитанников гимназии. Плата за содержание в пансионе взималась в размере 550 рублей в год [9, л. 33-34].

Будучи ученым-археологом, Е. Свищев в гимназии продолжал придавать большое значение экскурсиям, о чем свидетельствуют материалы «Дела о проведении ученических экскурсий по Крыму» [3]. В «Справочной книге по г. Симферополю на 1913 год» упоминается Общество ученических общеобразовательных экскурсий при гимназии Е. Свищева, которое на тот момент находилось в стадии организации [24, с.107].

патриотических чувств, интереса к изучению истории и культуры родного края [1, л.19].

Неотъемлемым компонентом деятельности женских гимназий также являлось культурное и патриотическое воспитание. В 1878 году, во время русско-турецкой войны за независимость славян, Симферопольская женская гимназия не оставалась

89

безучастной к народному бедствию и своим посильным трудом принимала участие в судьбе раненых и больных воинов, тем самым воспитывая у учениц патриотизм, милосердие и трудолюбие. По инициативе начальницы гимназии А. Н. Мунт и с разрешения попечителя учебного округа тайного советника С. П. Голубцова от 15 сентябри 1877 г. за № 6384 при гимназии была открыта 1-го сентября того же года «воскресная мастерская». Каждое воскресенье после церковной службы с 12 до 16 часов дня, под руководством Елены Ивановны Калмыковой, начальницы и учительницы рукоделия, ученицы гимназии занимались изготовлением теплых вещей и белья для раненных и больных воинов. Изготовление одежды и белья осуществлялось на добровольные пожертвования частных лиц и учреждений в виде материала и денежных средств. Мастерская существовала один год, в течение которого было собрано 1617 рублей, из них 127 рублей выдано на руки больным солдатам, возвращавшимся на родину, а остальные деньги использованы на покупку материала для изготовления вещей. Сделанные в мастерской вещи передавались больным и раненым солдатам при выписке из военных госпиталей и бараков Красного Креста, находившихся в военное время в Симферополе [31, с. 40].

В связи с военными действиями преподаватели и гимназистки Ялтинской женской гимназии также не остались в стороне от патриотического движения в помощь фронту:

- ученицы под руководством начальницы участвовали в совершении кружечных сборов: а) в пользу Татьянинского комитета, б) в сборах на подарки воинам, организованных Ялтинским временным комитетом, в) в пользу беженцев для Польского благотворительного общества, г) в пользу Лиги труда при Ялтинском временном комитете;

- по инициативе начальницы ученицы восьмого класса взяли на себя продажу чая, булочек и молока во время ученических завтраков и под руководством классной надзирательницы Л. Д. Кузьминой собрали на нужды воинов 207 рублей 27 копеек;

- ученицы гимназии в течение учебного года под руководством учительницы рукоделия А. М. Поповой и классной надзирательницы шили бельё воинам, вязали различные шерстяные вещи;

- от гимназии отправлено 146 мешков пасхальных подарков, за что получили благодарность;

- педагогический персонал Ялтинской женской гимназии отчислял 3% своего жалованья на нужды воинам, в том числе 2% в пользу Ялтинского временного комитета и 1% - в комитет помощи борцам за Родину при Одесском учебном округе;

- все ученицы восьмого класса во главе с начальницей слушали лекции на курсах сестёр милосердия, проходивших в здании Ялтинской женской гимназии. Практические работы ученицы выполняли в летний период, и 4 из них окончили курс со званием сестёр милосердия, а одна - Софья Прусакова - работала в одном из отрядов Всероссийского земского союза [10, л. 45-46].

Культурно-воспитательная часть в Ялтинской женской гимназии также была поставлена с самых первых пор надлежащим образом. Начиная с 1877 года ежегодно по нескольку раз устраивались литературно-музыкальные вечера, елки, прогулки, высаживание ученицами деревьев в садике женской гимназии под наблюдением

90

городского садовника Мануенко. На большой перемене между третьим и четвертым уроками проводились гимнастические упражнения и общие игры на воздухе. Обучение рукоделию, танцам и рисованию было обязательным для всех учениц, исключения допускались только для слабых здоровьем.

О сближении школы и семьи и об усилении воспитательной работы свидетельствует совместное совещание педагогов и родителей, состоявшееся 17 октября 1905 года, на котором были предложены меры по реформированию средней школы, среди них были - открытие для пользования учащихся библиотек фундаментальной и Тупиковской (Н. М. Тупиков - российский филолог, исследователь русского языка и культуры, преподаватель гимназии завещал свою библиотеку учебному заведению), расширение состава книг по мере надобности и сообразуясь с желаниями учениц, учреждение в гимназии читальни с выпиской газет и журналов по выбору педагогов и учащихся [13, л. 36].

Со времени создания гимназии ее гостями становились видные деятели литературы: А. Чехов, М. Горький, М. Волошин И. Бунин и А. Куприн - эти люди в разное время посещали гимназию и оставляли здесь часть своей души.

Документы свидетельствуют о вовлечении женщин в культурную и литературную жизнь губернии. В Евпаторийской женской гимназии, наряду с заботой о высокой нравственности, серьёзное значение придавалось патриотическому воспитанию девушек. Это выражалось, как правило, в проведении торжественных мероприятий в честь различных исторических событий. Например, празднование 900-летия Крещения Руси и проведение торжественного акта в честь юбилейного события [22, л. 58], а также 100-летний юбилей Александровского комитета о раненых [2, л. 63]. А 2 октября 1918 года во всех крымских гимназиях был отпразднован день памяти русского поэта М. Ю. Лермонтова, «...дабы во время юбилейных торжеств сильнее запечатлеть в умах и сердцах подрастающего поколения, обучающихся в низшей и средней школе Одесского учебного округа, светлую память Лермонтова, произведения которого дороги нам теплотою религиозных мотивов, искренностью патриотического настроения, интересом содержания и возвышенностью чувств» [21, л. 43].

В связи с военными обстоятельствами учащиеся и преподаватели оказывали помощь раненым, нуждающимся семьям воинов в виде денежных взносов, подарков, изготовления одежды и шерстяных изделий [21, л. 54]. В 1915 году от гимназии в действующую армию было отправлено 12 ящиков весом 35 пудов [2, л. 38]. Ученицами гимназии было куплено 300 пасхальных открыток на 15 рублей, которые отправлены защитникам Отечества [2, л. 67].

Как и в других гимназиях, учебно-воспитательский персонал изъявил желание делать ежемесячные отчисления из получаемого жалованья и передавать их в распоряжение Комитета борцам за Родину, учреждённого Одесским округом [21, л. 64].

На период летних каникул в Евпаторийской женской гимназии был временно устроен санаторий на 80 коек для пострадавших на войне лиц педагогического персонала и служащих ведомства Министерства народного просвещения,

91

нуждающихся в восстановлении здоровья [2, л. 35]. В октябре 1915 года в 10 классных комнатах гимназии предполагалось разместить лазарет [2, л. 133].

Всё это содействовало развитию высокой социальной активности, гражданской ответственности и воспитанию чуткости и отзывчивости у гимназисток, способных своим созидательным трудом проявить преданность и любовь к Отечеству.

Аналогичные формы и методы использовались и в частных женских гимназиях Крыма. Так, в Симферопольской женской гимназии, учреждённой Е. Оливер, в целях патриотического воспитания проводились торжества, приуроченные, к примеру, к 100-летию Отечественной войны 1812 года, к 50-летию великого акта освобождения крестьян от крепостной зависимости и другим знаменательным событиям. Общая программа празднования была, как правило, однотипной и включала: богослужение, исторический очерк, изложенный учащимися, декламирование учащимися стихотворений, посвящённых событию, а также исполнение юбилейных песен [4, л. 4, 70]. В годы первой мировой войны национально-патриотическое воспитание также выражалось в сборе и отправке подарков, одежды на фронт для доблестных воинов.

Воспитанию художественного вкуса были посвящены литературно-музыкальные мероприятия, устраиваемые к юбилеям писателей, например, к 100-летию со дня рождения Н. В. Гоголя, к 50-летию со дня смерти С. Т. Аксакова. В такой день учащиеся освобождались от классных занятий и проводили «литературное утро», посвящённое памяти писателя, неотъемлемой частью которого были торжественные речи, произнесённые преподавателями, чтение-декламация, музыка, пение и участие оркестра (при наличии такового) [28, л. 12, 66].

Организация выставок по графическим искусствам в стенах гимназии содействовала не только овладению навыками и методами рисования, но и развитию эстетического вкуса гимназисток и повышению их культуры [4, л. 5].

Большое внимание уделялось проведению учебных экскурсий в культурных, познавательных и воспитательных целях. В июне 1909 года была организована четырёхдневная экскурсия по Южному берегу Крыма через Бахчисарай, Коккозы, Ай-Петри, Ялту, Массандру, Алушту, Перевальное и Симферополь. В экскурсии принимали участие 26 учениц старших курсов с участием преподавателей гимназии [14, л. 138]. Проводились экскурсии в Севастополь, Феодосию, Керчь, по историческим памятникам полуострова, а также в горно-лесные районы, как правило, в летнее время.

С целью более углублённого знакомства с творчеством писателей, как и в других гимназиях, в Симферопольской женской гимназии В. Станишевской устраивались бесплатные литературные вечера. Так, например, 23-24 января 1910 года для учениц старших классов был проведён вечер в память 50-летия со дня рождения А. П. Чехова, на котором преподаватель словесности К. А. Тренёв рассказал о жизни и творчестве писателя, а две ученицы прочитали отрывки из произведений классика [5, л. 118].

На воспитание патриотических чувств были направлены празднование 100-летнего юбилея Отечественной войны [23, л. 120] и чтения в память 300-летия со дня освобождения Свято-Троицкой Сергиевской Лавры [5, л. 120]. Учителя гимназии ежемесячно отправляли денежные отчисления из своего жалованья для оказания

92

помощи бойцам, находящимся в рядах действующей армии, а также раненым и больным воинам. Следует отметить, что своим личным примером педагогические коллективы этой и других гимназий демонстрировали проявление любви и преданности своему государству и народу [7, л. 239, 249].

В декабре 1911 года воспитанницами гимназии была совершена экскурсия в Москву и в январе 1912 года - в Петербург [30, л. 240].

В Евпаторийской частной женской гимназии А. П. Рущинской и А. А. Миронович проводились мероприятия, направленные на воспитание патриотических чувств. Так, 26 сентября 1914 года отмечалась 200-летняя годовщина Гангутского сражения в связи с победой в 1714 году Петром I над шведами у мыса Гангут. Учащиеся и учителя посильными вложениями оказывали помощь воинам и раненым во время войны. Например, для раненых и воинов учителя Евпаторийской частной женской гимназии отчисляли 2% из своего жалованья, а ученицы на уроках рукоделия шили тёплые вещи [19, л. 6]. В городском театре председателем педагогического совета Евпаторийской частной женской гимназии К. А. Иващенко проводились лекции, а вырученные деньги шли в пользу Комитета помощи борцам за Родину [11, л. 2].

Ввиду важного образовательного значения экскурсий ученицами и учителями гимназии с первого года основания учебного заведения были совершены экскурсии в окрестности города Евпатории, по Южному берегу Крыма, в район Херсонеса, Севастополя, Инкермана, Бахчисарая, Пещерного города, Георгиевского монастыря, Балаклавы [19, л. 42 об].

В 1917 году в Евпаторийской гимназии совместного обучения А. П. Рущинской и А. А. Миронович практиковалось проведение выставок работ учащихся с шестого по 11 классы - по географии, естествоведению, истории, а в восьмом классе - по рукоделию и ручному труду. Особо хотелось бы отметить выставку ученических работ по рисованию, открытую 24 июня 1919 года. Анализ отзывов о выставке свидетельствует не только о достаточно высоком уровне преподавания рисования, но и о развитии наблюдательности и творческого воображения учащихся гимназии. Посетительница выставки В. А. Острословская так писала о ней: «Дай бог, чтобы таких выставок было побольше» [6, л. 12 об].

Кроме учебной деятельности, в Керченской частной женской гимназии Э. Фон-Таубе занимались и воспитательной работой. Так, в 1918 году были устроены праздники в честь юбилеев И. С. Тургенева и Т. Г. Шевченко. Программа включала: 1) панихиду по писателю, 2) изложение биографии и характеристику деятельности персоны одним из учащихся, 3) чтение отрывков из произведений писателя [12; 29]. В феврале 1919 года в Английском клубе гимназистами был проведён бал-маскарад и литературно-музыкальный вечер в пользу неимущих учениц гимназии.

В своей структуре практически все гимназии имели фундаментальную и ученическую библиотеки, учебные кабинеты, метеорологические станции, музеи, одной из задач которых являлось повышение культуры, воспитание патриотизма и уважения к великим свершениям и достойным страницам прошлого Родины и своего народа. Более детальное изучение данного материала является предметом перспективных исследований.

93

Выводы. Во время исследовательского периода в гимназиях крымского региона, наряду с традиционной урочной системой, использовались различные формы и методы обучения и воспитания, направленные на приобщение подрастающего поколения к ценностям культуры, литературы, искусства, истории Отечества: 1) дополнительные занятия по предметам во внеурочное время (лекции и беседы учителей, популярные чтения отрывков из отечественной истории и русской литературы, 2) экскурсии (естественно-географические, исторические и производственные), 3) посещение местных достопримечательностей, высаживание деревьев, 4) организация праздников, торжеств, посвященных важнейшим моментам отечественной истории, чествования русских деятелей, 5) проведение концертов, спектаклей, литературных и вокально-музыкальных вечеров, которые способствовали обогащению знаниями, эстетическому развитию учащихся гимназий, а также повышению культурного уровня.

Многие мероприятия сопровождались сбором денег, которые в дальнейшем использовались для оказания помощи пострадавшим в различных военных действиях. Педагоги тоже не оставались в стороне: делали ежемесячные отчисления из своего жалованья, издавали книги и брошюры, а также совместно с учащимися проводили кружечные сборы денег на нужды воинов.

Во время Первой мировой войны наибольшее распространение получили благотворительные мероприятия, лотереи, спектакли, сбор и отправка пожертвований (продукты, канцелярские товары, книги, подарки, одежда) на фронт для доблестных воинов, что способствовало формированию морально-этических ценностей гимназиста: патриотизм, сострадание и сопереживание к судьбе Родины и своего народа, честность, порядочность, обязательность. Значительная часть мальчиков-гимназистов поступали в военные училища или уходили добровольцами на фронт, а девочки-гимназистки посещали лекции на курсах сестер милосердия. При женских гимназиях открывались мастерские по изготовлению одежды для воинов и раненых. Во многих гимназиях во время военных действий в разное время устраивались санатории и лазареты.

Тем самым гимназии содействовали:

- изучению истории и культуры своего края и России в целом;

- созданию необходимых условий для воспитания патриотизма как духовной составляющей личности гражданина, воспитанию чувства любви, гордости за свою Родину, готовности ее защищать;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитию у гимназистов уважения, милосердия и сочувствия не только к воинам и раненым, к семьям погибших защитников Отечества, но и ко всем соотечественникам.

Опыт деятельности крымских гимназий свидетельствует, что эти учебные заведения не только передавали знания учащимся, но и воспитывали умного, активного, любознательного человека, знающего и любящего свою культуру, уважающего исторические традиции своей страны. Содержание и формы культурно-воспитательной работы гимназий Крыма способствовали гармоничному развитию гимназической молодежи и были направлены на формирование физически здоровой, культурно развитой личности, гражданина государства. Становление и развитие

94

гимназических учебных заведений Крыма в XIX - начале XX века, несомненно, влекло за собой распространение грамотности, что в целом позитивно влияло на всеобщий культурный уровень населения. Созданные гимназии становились культурно-просветительскими центрами, неотъемлемой частью которых являлось патриотическое воспитание и повышение всеобщего уровня грамотности населения и его культурного уровня.

Список литературы

1. Ведомости и отчёты о состоянии гимназии. Переписка с инспекцией, другими учреждениями о работе гимназии. Послужной список. Протоколы заседаний классных комиссий // Государственное казенное учреждение Республики Крым «Государственный архив Республики Крым», г. Симферополь (ГКУ РК «ГАРК»). Ф. 105 (Симферопольская частная мужская гимназия М. А. Волошенко) Оп. 1. Д. 6. - 645 л.

2. Годовой отчёт с донесениями и о распределении недельных уроков за 1915 год // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 725 (Евпаторийская женская гимназия). Оп. 1. Д. 96. - 165 л.

3. Дело о проведении ученических экскурсий по Крыму // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 154 (Симферопольская частная мужская гимназия Е. Свищева). Оп. 1. Д. 25. - 6 л.

4. Дело Симферопольской женской гимназии, учреждённой Е. И. Оливер // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 153 (Частная женская гимназия Е. И. Оливер). Оп. 1. Д. 31. - 280 л.

5. Журнал протоколов педагогического совета гимназии // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 106 (Симферопольская частная женская гимназия В. А. Станишевской). Оп. 1. Д. 2. - 122 л.

6. Книга посещений выставки работ учащихся гимназии, май 1915 года // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 726 (Евпаторийская частная женская гимназия А. П. Рущинской и А. А. Миронович). Оп. 1. Д. 17. -164 л.

7. Копии циркуляров и распоряжений попечителя Одесского учебного округа о комплектовании школьных библиотек книжками религиозного содержания, постановке физического воспитания в школах // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 106 (Симферопольская частная женская гимназия В. А. Станишевской). Оп. 1. Д. 32. - 304 л.

8. Об успехах и поведении учащихся, распределении числа недельных уроков и причитающегося за них содержания. Со списками выбывших из мужской гимназии и сметами на содержание интерната для детей татар // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 154 (Симферопольская частная мужская гимназия Е. Свищева). Оп. 1. Д. 2. - 102 л.

9. Об успешности занятий, распределении уроков, медицинском осмотре учеников с удостоверениями о пребывании в гимназии // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 154 (Симферопольская частная мужская гимназия Е. Свищева). Оп. 1. Д. 18. - 329 л.

10. Отчет Ялтинской женской гимназии // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 623 (Ялтинская женская гимназия). Оп. 2. Д. 12. - 61 л.

11. Переписка с Евпаторийской городской управой, городским головой, попечителем совета женской гимназии о предоставлении театра для устройства лекций, назначении единовременного пособия гимназии, отводе участка городской земли для постройки здания гимназии // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 726 (Евпаторийская частная женская гимназия А. П. Рущинской и А. А.Миронович). Оп. 1. Д. 8. - 55 л.

12. Переписка с Министерством просвещения Крымского Краевого Правительства по вопросу личного состава учащих и учащихся женской гимназии, педагогического совета женской гимназии, о подготовке и ремонту помещений к новому учебному году // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 779 (Керченская частная женская гимназия Фон-Таубе Э. А.). Оп. 1. Д. 5. - 110 л.

13. Переписка с попечителем Одесского учебного округа о стипендиях, о поступлении в высшие учебные заведения, о личном составе // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 623 (Ялтинская женская гимназия). Оп. 2. Д. 11. - 51 л.

14. Письма и циркуляры Попечителя Одесского учебного округа о самоубийствах учащихся, о выписке и приобретении «полезных» изданий книг и портретов, о выпускных испытаниях, об

95

экскурсиях в Болгарию и Константинополь к памятникам старины, о борьбе с холерой и чумой // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 153 (Частная женская гимназия Е. И. Оливер). Оп. 1. Д. 23. - 244 л.

15. Празднование семидесятипятилетнего юбилея Симферопольской мужской гимназии и отчёт о состоянии гимназии от 1812 по 1887 год. - Симферополь: Таврическая губернская типография, 1887. - 68 с.

16. Протоколы заседаний педагогического совета Ялтинской Александровской гимназии за 1904 год // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 624 (Ялтинская мужская гимназия). Оп. 1. Д. 2. - 111 л.

17. Протоколы заседаний педагогического совета Ялтинской Александровской гимназии за 1915 год // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 624 (Ялтинская мужская гимназия). Оп. 1. Д. 13. - 113 л.

18. Протоколы заседаний педагогического совета Ялтинской Александровской гимназии за 19151916 годы // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 624 (Ялтинская мужская гимназия). Оп. 1. Д. 16. - 98 л.

19. Протоколы педагогического совета гимназии А. П. Рущинской и А. А. Миронович в г. Евпаториии // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 726 (Евпаторийская частная женская гимназия А. П. Рущинской и А. А.Миронович). Оп. 1. Д. 7. - 48 л.

20. Протоколы педагогического совета Ялтинской Александровской гимназии за 1914 год // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 624 (Ялтинская мужская гимназия). Оп. 1. Д. 11. - 146 л.

21. Распоряжения попечителя Одесского учебного округа о порядке проведения экзаменов, добровольных пожертвований, изменениях в работе гимназий в связи с войной // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 725 (Евпаторийская женская гимназия). Оп. 1. Д. 86. - 102 л.

22. Сведения о числе недельных уроков, требовательные ведомости на выдачу зарплаты по личному составу гимназии // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 725 (Евпаторийская женская гимназия). Оп. 1. Д. 4. - 81 л.

23. Списки личного состава // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 106 (Симферопольская частная женская гимназия В. А. Станишевской). Оп. 1. Д. 28. - 147 л.

24. Справочная книга по Симферополю на 1913 год / Издание Симферопольской городской управы. - Симферополь: Типография Г. М. Эпеля и Ф. Т. Коршунова, 1913. - 203 с.

25. Становление и развитие гимназического образования в Крыму (XIX - начало XX века). [монография; под общ. ред. А. В. Глузмана, Л. И. Редькиной, А. А. Шеляговой]. -Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2012. - 336 с.

26. Тациевский В. Н. Отчёт о состоянии Евпаторийской гимназии за 1914-1915 учебный год / В. Н. Тациевский. - Евпатория: Типография И. Ф. Райхельсона, 1916. - 139 с.

27. Федотов П. М. Пятидесятилетие Керченской Александровской гимназии (1863-1913): историческая записка / П. М. Федотов. - Керчь: Тип. Лаго, 1914. - 163 с

28. Циркуляры и письма Попечителя Одесского учебного округа о взносе денежных сумм в казначейство, о праздновании 100 летнего юбилея со дня рождения Гоголя и 50 лет со дня смерти Аксакова, о приобретении книг для ученических библиотек, о внешкольном поведении учениц, о выдаче медалей окончившим курс ученицам // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 153 (Частная женская гимназия Е. И. Оливер). Оп. 1. Д. 24. - 264 л.

29. Циркуляры о предельном количестве недельных часов для директоров, инспекторов, классных руководителей, рядовых учителей, о борьбе с эпидемией гриппа-испанки. Списки кандидатов на вакансии в учебном заведении // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 779 (Керченская частная женская гимназия Фон-Таубе Э. А.). Оп. 1. Д. 4. - 66 л.

30. Циркуляры попечителя Одесского учебного округа по учебно-хозяйственной части // ГКУ РК «ГАРК». Ф. 106 (Симферопольская частная женская гимназия В. А. Станишевской).

Оп. 1. Д. 19. - 263 л.

31. Щербина Н. К. Историческая записка о Симферопольской женской гимназии со времени её основания по 1-е июля 1881 года / Н. К. Щербина. - Симферополь, Таврическая губернская типография, 1881. - 40 с.

96

Shelyagova A. A. Cultural and Patriotic Component of Activity of Gymnasiums of the Crimea in XIX - the Beginning of the XX Century // Scientific Notes of Crimea Federal V.I. Vernadsky University. Philosophy. Political science. Culturology. - 2016. - Vol. 2 (68). - № 2. - P. 84-99.

In the article the experience of activity of men's and women's, state and private gymnasia educational institutions XIX - the beginning of the XX century of the Crimea is considered. The cultural and patriotic component of extracurricular activities of specific gymnasiums of the Crimea in 19th- the beginning of 20th century is shown: Simferopol, Kerch, Yevpatoria, Yalta men's state gymnasiums, Simferopol men's private gymnasium of E. Svishcheva, Simferopol men's private gymnasium of M. Voloshenko; Simferopol, Yalta, Yevpatoria female state gymnasiums, Simferopol female gymnasium founded by E. Oliver, Simferopol female gymnasium of V. Stanishevskaya, the Yevpatoria private female gymnasium of A. Rushchinskoy and A. Mironovich, the Kerch private female gymnasium of E. Fon-Taube. The moral, spiritual, religious, patriotic ways of work of these educational institutions are characterized. Forms and methods of civil and patriotic education and increase of level of culture from experience of gymnasiums of the studied period are revealed: additional classes in objects after hours (lectures and conversations of teachers, popular readings fragments from national history and Russian literature; excursions (natural and geographical, historical and industrial); visiting of local sights, planting trees;the organization of holidays, the celebrations devoted to the most important moments of national history, celebration of the Russian public figures;organizing concerts, performances, literary and vocal musicales parties;whip-rounds for needs of soldiers;charitable actions, lotteries, performances, collecting and sending donations (products, stationery, books, gifts, clothes) to the front for valorous soldiers; boys students were enrolled in military schools or went to the front as volunteers, and girls-the girls attended lectures at the courses of sisters of mercy;opening of workshops on production of clothes for soldiers and wounded; making of sanatoria and infirmaries in gymnasiums during military operations.

The considerable attention is paid to the role of gymnasiums in formation and development of the

personality possessing qualities of the citizen Patriot of Russia.

Key words: Crimea, culture, education, gymnasiums, patriotic education.

References

1. Vedomosti i otchyoty o sostoyanii gimnazii. Perepiska s inspekciej, drugimi uchrezhdeniyami o rabote gimnazii. Posluzhnoj spisok. Protokoly zasedanij klassnyh komissij // Gosudarstvennoe kazennoe uchrezhdenie Respubliki Krym «Gosudarstvennyj arhiv Respubliki Krym», g. Simferopol' (GKU RK «GARK»). F. 105 (Simferopol'skaya chastnaya muzhskaya gimnaziya M. A. Voloshenko) Op. 1. D. 6. - 645 l.

2. Godovoj otchyot s doneseniyami i o raspredelenii nedel'nyh urokov za 1915 god // GKU RK «GARK». F. 725 (Evpatorijskaya zhenskaya gimnaziya). Op. 1. D. 96. - 165 l.

3. Delo o provedenii uchenicheskih ehkskursij po Krymu // GKU RK «GARK». F. 154 (Simferopol'skaya chastnaya muzhskaya gimnaziya E. Svishcheva). Op. 1. D. 25. - 6 l.

4. Delo Simferopol'skoj zhenskoj gimnazii, uchrezhdyonnoj E. I. Oliver // GKU RK «GARK». F. 153 (Chastnaya zhenskaya gimnaziya E. I. Oliver). Op. 1. D. 31. - 280 l.

5. Zhurnal protokolov pedagogicheskogo soveta gimnazii // GKU RK «GARK». F. 106 (Simferopol'skaya chastnaya zhenskaya gimnaziya V. A. Stanishevskoj). Op. 1. D. 2. - 122 l.

6. Kniga poseshchenij vystavki rabot uchashchihsya gimnazii, maj 1915 goda // GKU RK «GARK». F. 726 (Evpatorijskaya chastnaya zhenskaya gimnaziya A. P. Rushchinskoj i A. A.Mironovich). Op. 1.

D. 17. - 164 l.

7. Kopii cirkulyarov i rasporyazhenij popechitelya Odesskogo uchebnogo okruga o komplektovanii shkol'nyh bibliotek knizhkami religioznogo soderzhaniya, postanovke fizicheskogo vospitaniya v shkolah // GKU RK «GARK». F. 106 (Simferopol'skaya chastnaya zhenskaya gimnaziya

V. A. Stanishevskoj). Op. 1. D. 32. - 304 l.

8. Ob uspekhah i povedenii uchashchihsya, raspredelenii chisla nedel'nyh urokov i prichitayushchegosya za nih soderzhaniya. So spiskami vybyvshih iz muzhskoj gimnazii i smetami na soderzhanie internata dlya detej tatar // GKU RK «GARK». F. 154 (Simferopol'skaya chastnaya muzhskaya gimnaziya

E. Svishcheva). Op. 1. D. 2. - 102 l.

97

9. Ob uspeshnosti zanyatij, raspredelenii urokov, medicinskom osmotre uchenikov s udostovereniyami o prebyvanii v gimnazii // GKU RK «GARK». F. 154 (Simferopol'skaya chastnaya muzhskaya gimnaziya

E. Svishcheva). Op. 1. D. 18. - 329 l.

10. Otchet Yaltinskoj zhenskoj gimnazii // GKU RK «GARK». F. 623 (YAltinskaya zhenskaya gimnaziya). Op. 2. D. 12. - 61 l.

11. Perepiska s Evpatorijskoj gorodskoj upravoj, gorodskim golovoj, popechitelem soveta zhenskoj gimnazii o predostavlenii teatra dlya ustrojstva lekcij, naznachenii edinovremennogo posobiya gimnazii, otvode uchastka gorodskoj zemli dlya postrojki zdaniya gimnazii // GKU RK «GARK». F. 726 (Evpatorijskaya chastnaya zhenskaya gimnaziya A. P. Rushchinskoj i A. A.Mironovich). Op. 1. D. 8. - 55 l.

12. Perepiska s Ministerstvom prosveshcheniya Krymskogo Kraevogo Pravitel'stva po voprosu lichnogo sostava uchashchih i uchashchihsya zhenskoj gimnazii, pedagogicheskogo soveta zhenskoj gimnazii, o podgotovke i remontu pomeshchenij k novomu uchebnomu godu // GKU RK «GARK». F. 779 (Kerchenskaya chastnaya zhenskaya gimnaziya Fon-Taube Eh. A.). Op. 1. D. 5. - 110 l.

13. Perepiska s popechitelem Odesskogo uchebnogo okruga o stipendiyah, o postuplenii v vysshie uchebnye zavedeniya, o lichnom sostave // GKU RK «GARK». F. 623 (Yaltinskaya zhenskaya gimnaziya). Op. 2. D. 11. - 51 l.

14. Pis'ma i cirkulyary Popechitelya Odesskogo uchebnogo okruga o samoubijstvah uchashchihsya, o vypiske i priobretenii «poleznyh» izdanij knig i portretov, o vypusknyh ispytaniyah, ob ehkskursiyah v Bolgariyu i Konstantinopol' k pamyatnikam stariny, o bor'be s holeroj i chumoj // GKU RK «GARK».

F. 153 (Chastnaya zhenskaya gimnaziya E. I. Oliver). Op. 1. D. 23. - 244 l.

15. Prazdnovanie semidesyatipyatiletnego yubileya Simferopol'skoj muzhskoj gimnazii i otchyot o sostoyanii gimnazii ot 1812 po 1887 god. - Simferopol': Tavricheskaya gubernskaya tipografiya, 1887. - 68 s.

16. Protokoly zasedanij pedagogicheskogo soveta Yaltinskoj Aleksandrovskoj gimnazii za 1904 god // GKU RK «GARK». F. 624 (Yaltinskaya muzhskaya gimnaziya). Op. 1. D. 2. - 111 l.

17. Protokoly zasedanij pedagogicheskogo soveta Yaltinskoj Aleksandrovskoj gimnazii za 1915 god // GKU RK «GARK». F. 624 (Yaltinskaya muzhskaya gimnaziya). Op. 1. D. 13. - 113 l.

18. Protokoly zasedanij pedagogicheskogo soveta Yaltinskoj Aleksandrovskoj gimnazii za 1915-1916 gody // GKU RK «GARK». F. 624 (Yaltinskaya muzhskaya gimnaziya). Op. 1. D. 16. - 98 l.

19. Protokoly pedagogicheskogo soveta gimnazii A. P. Rushchinskoj i A. A. Mironovich v g. Evpatoriii // GKU RK «GARK». F. 726 (Evpatorijskaya chastnaya zhenskaya gimnaziya A. P. Rushchinskoj i

A. A. Mironovich). Op. 1. D. 7. - 48 l.

20. Protokoly pedagogicheskogo soveta Yaltinskoj Aleksandrovskoj gimnazii za 1914 god // GKU RK «GARK». F. 624 (Yaltinskaya muzhskaya gimnaziya). Op. 1. D. 11. - 146 l.

21. Rasporyazheniya popechitelya Odesskogo uchebnogo okruga o poryadke provedeniya ehkzamenov, dobrovol'nyh pozhertvovanij, izmeneniyah v rabote gimnazij v svyazi s vojnoj // GKU RK «GARK». F. 725 (Evpatorijskaya zhenskaya gimnaziya). Op. 1. D. 86. - 102 l.

22. Svedeniya o chisle nedel'nyh urokov, trebovatel'nye vedomosti na vydachu zarplaty po lichnomu sostavu gimnazii // GKU RK «GARK». F. 725 (Evpatorijskaya zhenskaya gimnaziya). Op. 1. D. 4. -81 l.

23. Spiski lichnogo sostava // GKU RK «GARK». F. 106 (Simferopol'skaya chastnaya zhenskaya gimnaziya V. A. Stanishevskoj). Op. 1. D. 28. - 147 l.

24. Spravochnaya kniga po Simferopolyu na 1913 god / Izdanie Simferopol'skoj gorodskoj upravy. -Simferopol': Tipografiya G. M. Ehpelya i F. T. Korshunova, 1913. - 203 s.

25. Stanovlenie i razvitie gimnazicheskogo obrazovaniya v Krymu (XIX - nachalo XX veka). [monografiya; pod obshch. red. A. V. Gluzmana, L. I. Red'kinoj, A. A. SHelyagovoj]. - Simferopol': IT

«ARIAL», 2012. - 336 s.

26. Tacievskij V. N. Otchyot o sostoyanii Evpatorijskoj gimnazii za 1914-1915 uchebnyj god / V. N. Tacievskij. - Evpatoriya: Tipografiya I. F. Rajhel'sona, 1916. - 139 s.

27. Fedotov P. M. Pyatidesyatiletie Kerchenskoj Aleksandrovskoj gimnazii (1863-1913): istoricheskaya zapiska / P. M. Fedotov. - Kerch': Tip. Lago, 1914. - 163 s

28. Cirkulyary i pis'ma Popechitelya Odesskogo uchebnogo okruga o vznose denezhnyh summ v kaznachejstvo, o prazdnovanii 100 letnego yubileya so dnya rozhdeniya Gogolya i 50 let so dnya smerti

98

Aksakova, о priobretenii к^ dlya uchenicheskih bibliotek, о vneshkol'nom povedenii uchenic, о vydache medalej, okonchivshih kurs uchenicam // GKU RK «GARK». F. 153 (Chastnaya zhenskaya gimnaziya Е. I. О1^ег). Ор. 1. D. 24. - 264 1.

29. СкШуагу о prede1'nom ko1ichestve nede1'nyh chasov d1ya direktorov, inspektorov, k1assnyh rukovodite1ej, ryadovyh uchite1ej, о bor'be s ehpidemiej grippa-ispanki. Spiski kandidatov na vakansii V uchebnom zavedenii // GKU RK «GARK». F. 779 (Kerchenskaya chastnaya zhenskaya gimnaziya Fon-Taube Ек А.). Ор. 1. D. 4. - 66 1.

30. Ск^^гу рореЛйе^ Odesskogo uchebnogo okгuga ро uchebno-hozyajstvennoj chasti // GKU RK «GARK». F. 106 (Simferopo1'skaya chastnaya zhenskaya gimnaziya V. А. Stanishevskoj). Ор. 1. D. 19. - 263 1.

31. Shcherbina N. К Istoricheskaya zapiska о Simferopo1'skoj zhenskoj gimnazii so vremeni еуо osnovaniya ро 1-е iyu1ya 1881 goda / N. K. Shcherbina. - Simferopo1', Tavricheskaya gubernskaya tipografiya, 1881. - 40 s.

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.