Научная статья на тему 'ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ'

ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательная работа / ценностно-смысловая сфера личности / волонтёрская деятельность / музейная педагогика / патриотическое воспитание / Educational work / axiological sphere of personality / volunteering / museum pedagogy / patriotic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Ольга Олеговна, Федорова Светлана Ивановна, Яковлева Екатерина Анатольевна

Актуальность исследования связана с поиском подходов к осуществлению патриотического воспитания студенческой молодёжи средствами волонтёрской деятельности. Цель работы выявить и раскрыть особенности организации волонтёрской деятельности как средства патриотического воспитания студентов образовательной организации высшего образования. Методы исследования: педагогическое наблюдение, интервьюирование, анализ, сбор и обработка данных. Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Обоснованы подходы к организации волонтёрской деятельности в системе воспитательной работы со студентами. Волонтёрская деятельность использована как метод патриотического воспитания, представлена схема системного подхода к патриотическому воспитанию студентов путём организации волонтёрской деятельности. Представлены две возможности организации волонтёрской деятельности проведение экскурсий в музее и сбор воспоминаний бывших узников концлагерей Германии, приведены этапы и результаты работы. Разработаны рекомендации по работе со свидетелями исторических событий. Результаты исследования. Представлена воспитательная работа в рамках организации студенческой волонтёрской деятельности в историко-патриотическом музее, обозначены методы и компоненты воспитательной деятельности, основы сбора воспоминаний и работы со свидетелями исторических событий, которые будут использоваться в дальнейших проектах. Выводы. Волонтёрская деятельность оказывает заметное положительное влияние на гражданское самоопределение обучающихся и осознание значимости собственной добровольческой работы. Общение со свидетелями исторических событий времён Великой Отечественной войны даёт возможность молодому поколению познакомиться с событиями 80-летней давности не из учебников, а во время живого доверительного общения, зафиксировать эти воспоминания и передать их дальше, чтобы история нашей страны не забывалась.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Ольга Олеговна, Федорова Светлана Ивановна, Яковлева Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUNTEER ACTIVITY AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN UNIVERSITY STUDENTS

Relevance of the study: the article is related to the search for approaches to patriotic education implementation of the modern students by means of volunteer activities. Aim. To identify and reveal the particulars of volunteer activities as patriotic educational work with students of higher education institutions. Research methods: Pedagogical observation, interviewing, analysis, gathering and processing data. Scientific novelty/theoretical and/or practical significance. The approaches to the volunteer activities organization in educational work with students are substantiated. Volunteer activity is used as a method of patriotic education; a scheme of a systematic approach to the patriotic education of students through the organization of volunteer activities is presented. Two possibilities for organizing volunteer activities are presented conducting excursions in the museum and collecting memories of former prisoners of concentration camps in Germany, the stages and results of the work are given. Recommendations for working with the witnesses of historical events have been developed. Research results. Educational work within the framework of organizing student volunteer activities in the historical and patriotic museum is presented, methods and components of educational activities, the basics of collecting memories and working with the witnesses of historical events that will be used in future projects are indicated. Conclusions. Volunteer activity has a noticeable positive impact on the civic self-determination of students and their awareness of the importance of their own volunteer work. Communication with the witnesses of the Great Patriotic War events gives the younger generation an opportunity to get acquainted with the events from 80 years ago not from textbooks, but rather in a face-to-face confidential communication, to record these memories and pass them on so that the history of our country is not forgotten.

Текст научной работы на тему «ВОЛОНТЁРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ВУЗОВ»

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

УДК 378.184

Б01: 10.18384/2949-4974-2023-4-30-42

волонтёрская деятельность как средство патриотического воспитания студентов современных вузов

Николаева О. О.1, Федорова С. И.2, Яковлева Е. А.1,

1 Петрозаводский государственный университет

185910, г. Петрозаводск, пр-т Ленина, д. 33, Российская Федерация

2 Ульяновский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина 432017, г. Ульяновск, б-р Новый Венец, д. 1, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность исследования связана с поиском подходов к осуществлению патриотического воспитания студенческой молодёжи средствами волонтёрской деятельности. Цель работы - выявить и раскрыть особенности организации волонтёрской деятельности как средства патриотического воспитания студентов образовательной организации высшего образования.

Методы исследования: педагогическое наблюдение, интервьюирование, анализ, сбор и обработка данных.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Обоснованы подходы к организации волонтёрской деятельности в системе воспитательной работы со студентами. Волонтёрская деятельность использована как метод патриотического воспитания, представлена схема системного подхода к патриотическому воспитанию студентов путём организации волонтёрской деятельности. Представлены две возможности организации волонтёрской деятельности - проведение экскурсий в музее и сбор воспоминаний бывших узников концлагерей Германии, приведены этапы и результаты работы. Разработаны рекомендации по работе со свидетелями исторических событий.

Результаты исследования. Представлена воспитательная работа в рамках организации студенческой волонтёрской деятельности в историко-патриотическом музее, обозначены методы и компоненты воспитательной деятельности, основы сбора воспоминаний и работы со свидетелями исторических событий, которые будут использоваться в дальнейших проектах. Выводы. Волонтёрская деятельность оказывает заметное положительное влияние на гражданское самоопределение обучающихся и осознание значимости собственной добровольческой работы. Общение со свидетелями исторических событий времён Великой Отечественной войны даёт возможность молодому поколению познакомиться с событиями 80-летней давности не из учебников, а во время живого доверительного общения, зафиксировать эти воспоминания и передать их дальше, чтобы история нашей страны не забывалась. Ключевые слова: воспитательная работа, ценностно-смысловая сфера личности, волонтёрская деятельность, музейная педагогика, патриотическое воспитание

© СС БУ Николаева О . О . , Федорова С . И Яковлева Е . А . , 2023 .

Т1Г

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

VOLUNTEER ACTIVITY AS A MEANS OF PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN UNIVERSITY STUDENTS

O. Nikolaeva1, S. Fedorova2, E. Yakovleva1

1 Petrozavodsk State University

pr. Lenina, 33, Petrozavodsk, 185910, Russian Federation

2 Ulyanovsk State Agrarian University

pr. Novy Venets, 1, Ulyanovsk, 432017, Russian Federation

Abstract

Relevance of the study: the article is related to the search for approaches to patriotic education implementation of the modern students by means of volunteer activities. Aim. To identify and reveal the particulars of volunteer activities as patriotic educational work with students of higher education institutions.

Research methods: Pedagogical observation, interviewing, analysis, gathering and processing data. Scientific novelty/theoretical and/or practical significance. The approaches to the volunteer activities organization in educational work with students are substantiated. Volunteer activity is used as a method of patriotic education; a scheme of a systematic approach to the patriotic education of students through the organization of volunteer activities is presented. Two possibilities for organizing volunteer activities are presented - conducting excursions in the museum and collecting memories of former prisoners of concentration camps in Germany, the stages and results of the work are given. Recommendations for working with the witnesses of historical events have been developed. Research results. Educational work within the framework of organizing student volunteer activities in the historical and patriotic museum is presented, methods and components of educational activities, the basics of collecting memories and working with the witnesses of historical events that will be used in future projects are indicated.

Conclusions. Volunteer activity has a noticeable positive impact on the civic self-determination of students and their awareness of the importance of their own volunteer work. Communication with the witnesses of the Great Patriotic War events gives the younger generation an opportunity to get acquainted with the events from 80 years ago not from textbooks, but rather in a face-to-face confidential communication, to record these memories and pass them on so that the history of our country is not forgotten.

Keywords: Educational work; axiological sphere of personality; volunteering; museum pedagogy; patriotic education

ВВЕДЕНИЕ

В условиях модернизации российской системы воспитания в образовательных организациях высшего образования особо актуально встаёт вопрос формирования ценностно-смысловой сферы студенческой молодёжи [5; 6; 14; 15].

Указ Президента Российской Федерации1 от 09.11.2022 № 809 «Об утвержде-

1 Указ Президента Российской Федерации от

09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс].

нии Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» ставит приоритетную задачу, связанную с системой гражданского и патриотического воспитания обучающихся [2; 3; 7], формированием гражданской идентичности [17].

Развитие теоретических, методологических основ воспитательной деятельности связано с деятельностью научно-

URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202211090019 (дата обращения: 11.03 . 2023) .

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

педагогических школ России [4; 13; 18; 19; 21], и особое внимание уделяется рассмотрению вопросов патриотического воспитания обучающихся.

Патриотическое воспитание студентов является важной задачей образовательной системы и общества в целом. Оно направлено на формирование у студентов чувства гордости за свою страну, понимания и уважения к её истории, культуре, традициям и ценностям [10].

В системе воспитательной работы особо важны следующие подходы, методы и средства применительно к патриотическому воспитанию студенческой молодёжи:

- изучение истории и культуры: предоставление студентам информации об истории своей страны, её достижениях, героях и событиях помогает им лучше понять свою национальную идентичность и развивать патриотические чувства;

- организация патриотических мероприятий: проведение праздников, конкурсов, выставок, лекций и других мероприятий, посвящённых истории и культуре страны, способствует формированию патриотических настроений у студентов;

- волонтёрство и социальная активность: призыв студентов принимать активное участие в общественной жизни, волонтёрских проектах и других социальных инициативах помогает им развивать чувство ответственности и гражданского долга перед своей страной;

- патриотическое образование в учебном процессе: включение патриотических тем и материалов в учебные программы и занятия помогает студентам узнать больше о своей стране, её ценностях и проблемах, а также развивает патриотическое мышление и осознанное гражданство;

- организация поездок и экскурсий: посещение исторических мест, музеев, памятников и других культурных объектов помогает студентам лично ощутить связь с их страной, увидеть её богатство и разнообразие, а также углубить свои знания об истории и культуре

Важно отметить, что патриотическое воспитание не должно быть односторонним и исключать знакомство с культурами других стран Оно должно способствовать формированию толерантности, уважения к разнообразию и глобальному сотрудничеству

Одним из средств патриотического воспитания студентов современных вузов является волонтёрская деятельность [3; 12].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в том, чтобы выявить и раскрыть особенности организации волонтёрской деятельности как средства патриотического воспитания студентов образовательной организации высшего образования

Задачи исследования:

- обосновать подходы к организации волонтёрской деятельности в системе воспитательной работы со студентами;

- осуществить сбор и обработку данных в ходе интервью (воспоминаний бывшей узницы концлагеря);

- разработать рекомендации по сбору воспоминаний и работе со свидетелями исторических событий

Методология и методы исследования

Исследование опиралось на методологию ценностно-ориентированного [20], культурологического и системного подходов, методами исследования стали педагогическое наблюдение, анализ [22] и диалогические методы [16].

В процессе патриотического воспитания студентов путём организации волонтёрской деятельности в Музее жертв фашизма нами были выделены следующие компоненты:

- информационно-ознакомительный компонент, реализующийся путём гуманизации образовательно-воспитательного процесса в музейной образовательной среде, акцентуации смысловых

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

2023 / № 4

модусов патриотизма, формирования ценностно-смысловой направленности личности через смысловые ориентации обучающихся, задействования технологии ценностно-смыслового выбора обучающихся в соответствии с ценностями патриотизма;

- когнитивно-деятельностный компонент предполагает переход к деятель-ностной практике, основанной на сопереживании, рефлексии, тьюторской поддержке студентов, оценке фактов истории с позиций ценностей патриотизма, когда последние преобразуются в индивидуально-личностные смыслы обучающихся;

- эмоционально-ценностный компонент основывается на присвоении ценностей патриотизма обучающимися: представляет собой кристаллизацию эмоций, чувств, переживаний в виде ценностно-смысловой направленности личности, когда осознание себя патриотом становится позицией, нормой жизни

Системный подход к патриотическому воспитанию студентов путём организации волонтёрской деятельности представлен на рис 1

Организация исследования и ход работы

Исследование проходило в три этапа.

Первый этап - информационно-ознакомительный - включал в себя посещение музея жертв фашизма им. М . Кольбе и знакомство с текстом экскурсии в музее с использованием дополнительных материалов . На следующем - деятельностном этапе - студенты проводили экскурсии и сбор воспоминаний На третьем - рефлексивном этапе - проходили обработка воспоминаний, обсуждение результатов волонтёрской деятельности и выводов

Экскурсии в музее проводит доцент кафедры немецкого и французского языков института иностранных языков ПетрГУ Екатерина Анатольевна Яковлева, которая также является председателем организации бывших узников Екатерина Анатольевна осуществляет подготовку новых экскурсоводов из числа студентов, которые проводят экскурсии для школьников в рамках своей производственной или учебной практики Некоторые студенты проявляют большой интерес и впоследствии остаются волонтёрами-экскурсоводами музея, как, например,

Рис. 1 / Fig. 1. Системный подход к патриотическому воспитанию студентов путём организации волонтёрской деятельности / Systemic approach to the patriotic education of students by means of organizing volunteer activity

ISSN 2949-4990 ] Московский педагогический журнал ( 2023 / № 4

студентка 153 группы Полина Тренина (рис 2).

Полина Тренина, волонтёр: «Я провожу экскурсии в музее, потому что это позволяет передать правду исторических событий того времени следующему поколению . Тема Холокоста, концентрационных лагерей всегда останется популярной, и это правильно, мы должны это помнить . Она позволяет взглянуть на ход всей истории под другим углом, помогает расширить кругозор, оценить мысли людей с психологической и с гуманистической точки зрения» .

Ещё один вид волонтёрской деятельности - это проведение интервью с бывшими узниками концентрационных лагерей Германии . Обучающиеся занимаются исследовательской деятельностью, которая приносит результат в виде получения ранее неизвестной краеведческой информации, сбора и публикации воспоминаний узников, а также собственным смысло-ценностным ростом

В рамках одного из круглых столов состоялась встреча студентов группы 01401 Института физической культуры, спорта и туризма (ИФКСиТ) ПетрГУ под руководством преподавателя Ольги Олеговны Николаевой с бывшей малолетней узницей рабочего лагеря Вупперталь Студенты с согласия бывшей узницы записали её рассказ на диктофон, а Ольга Олеговна занялась расшифровкой записи Ориентировочно 20 000-25 000 подневольных рабочих и военнопленных привлекались к принудительным работам в Вуппер-тале Из них умерли по меньшей мере 1044 человека, имена и фамилии которых нам известны [8] Среди умерших было 175 детей подневольных рабочих, 139 из них захоронены поименно Вот воспоминания бывшей малолетней узницы рабочего лагеря г Вупперталь (Германия) Людмилы Семёновны Акуловой 1941 г. р . : «Немцы пришли в наше село где-то в декабре месяце. Ну, декабрь, сами понимаете, зима, холодно, надо искать, где

Рис. 2 / Fig. 2. Волонтёр музея Полина Тренина проводит экскурсию со школьниками / Museum volunteer Polina Trenina conducts a tour with schoolchildren

viv

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

потеплее . Стали выгонять из домов жителей и перегонять в Гатчину У Гатчины был концлагерь большой, там было много наших военнопленных, жителей окрестных деревень, и с этого же села тоже погнали туда А когда немцы сюда вошли, в это село, то, если помните, там напрямую через километров 8 или 10 есть колпи-но, городок такой небольшой . Там тогда находился военный завод Он и сейчас, этот завод, цел. Был ещё такой фильм снят после войны, назывался "Ежовский батальон" Этот фильм был посвящён бойцам, нашим солдатам, которые не дали взять колпино, не дали разрушить этот военный завод, потому что там делались снаряды - в первую очередь, для обороны города и наши тогда, находясь там, стали сжигать эту финскую деревню, чтобы немцы отсюда ушли каждый день сжигали 5-6 домов . Ну, и первая бомба... как отец рассказывал. Я могу рассказать вам только то, что мне рассказывали мои родители, и отец, и мать Первая бомба прошила второй этаж насквозь Первый снаряд, скажем так. Через какое-то время вторая бомба упала сверху вниз, и дом уже разрушился Бомба, правда, упала на кухню, как отец говорил Мы все в ужасе, все на кухне, снаряд повертелся-повертелся и остановился Пошли, позвали немцев Немцы пришли, говорит, языками поцокали, раскрутили эту бомбу. Там, вместо взрывчатки, оказались опилки Так что были вредители ещё и в то время в своей стране Ну, когда стали выгонять население, отец ходил в Гатчину, он такой шустрый у нас был, и сказал: "Настя, нам туда идти нельзя! Там на смерть только идти, потому что, говорит, даже трава вокруг поедена вся." Их, тем не менее, всё-таки выгнали Он там договорился в котельной, сидели в котельной, спрятавшись за углём, 2 недели дети и вся семья А потом он стал расспрашивать, как народ передвигается сейчас по оккупированной территории . И выяснилось, что народ идёт в Эстонию Ну, и они тоже пошли . Шли ночами в Эстонию, сколько

времени точно, я уже не знаю, но пришли они в Нарву. Нарва — это город на реке Нарова, на эстонской стороне — Нарва, на нашей — Ивангород Там километров 100 или 120 . Отец пошёл на строительство моста через эту реку, потому что в этом месте Нарова не такая уж и широкая, но глубокая Всё время бомбили речку, чтобы немцы не гнали эшелоны с вооружением и солдатами на Питер Поселились у эстонки . Эстонка взяла их ухаживать за коровами и поселили их вместе с коровами в хлеву Отец уходит на работу, мать остаётся здесь с детьми Мальчишки постарше ушли куда-то гулять, а я с ней осталась И началась облава Эстонка сразу мать мою сдала и меня тоже . Забрали в эшелон и в Польшу В Польше были такие пересыльные лагеря, назывались промежуточные Пришёл состав, всех выгрузили, сказали: "Все пойдёте мыться в баню Детей оставьте здесь". Двое каких-то мужчин, как мать говорила, сказали: "Не оставляйте, не оставляйте ребёнка". Говорит: "Выйдем из бани, детей не будет!". Она: "Как?" «Так, детей не будет!» . Ну, в общем, детей оставили, а так как я была грудная, меня мать поставила между ног у себя Потому что всех раздели наголо, затолкали всех в эту баню Поставила она меня между ног, а ногами она меня удерживала А эти мужчины прикрыли её сзади своими телами, потому что подали ледяную воду, ледяную Уже ж была зима Когда из бани вышли, детей никаких не оказалось Она говорит, никогда не забуду эту сцену, это момент, когда женщины бились о землю, кричали, рвали на себе волосы, из-за того, что детей нет Нет детей и всё А детей всех увезли Ну, дальше, значит, повезли нас в Германию . Привезли А почему мы не попали именно в концлагерь, потому что в Эстонии ещё выдали такие удостоверения личности на эстонском языке и написали у матери, что она эстонка А если бы русская, то это сразу, конечно бы, концлагерь И привезли нас в город, который называется Вупперталь Это западная часть Герма-

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

нии, там 140 километров от Голландии . И мать работала на литейном заводе три с лишним года, точнее три года и три месяца. Литейный завод делал запчасти для мессершмиттов, для самолётов Она работала в этом литейном цехе . Однажды я спросила у мамы: "Что такое баланда?" Она заплакала и ответила: "Вот видишь, ты даже не знаешь, что это такое. Это мука, разведённая водой Вот на такой пище люди жили". Но там на заводе, кроме русских, было ещё много французов Французские лётчики тоже находились в плену. И им, по международным законам, родственники могли послать посылки, и эти посылки им ещё выдавал международный Красный Крест. Словом, как мать стояла в какой-то юбке, кофте, куртке или в чём-то подобном зимой, когда её взяли, и так она в этом всё время и была. Поэтому всё сносилось, просто до дыр . Юбки латали всякими мешками . Обувь вся сносилась... Немцы выдавали такую обувь: деревянная колодка и сверху ремень и всё... Так босиком или в этих колодках и ходили по снегу. Один лётчик подарил матери свои брюки галифе. Представляете себе литейный цех? Может, вам дедушки или бабушки рассказывали? В литейном цеху плавится металл, делают заготовки, брызги металла летят, и всё это горит на человеке. Вся одежда сгорает. Работали по 12 часов в день. Нужно было сделать норму. Норму не делаешь, будешь наказан: плёток попробуешь. Она попробовала плёток несколько раз. На спине и до смерти ещё оставались такие едва заметные полосы. Немец, который командовал этим лагерем, был без ноги. Он уже побывал на русском фронте, остался без ноги и снова оказался дома. Он рассказывал, что русские к ним в плену очень хорошо относились. Один раз этот немец отвёл мать в концлагерь, там недалеко был концлагерь И он сказал (он почему-то мать называл Анной): "Анна, ты не будешь делать норму, будешь здесь вместе со своим ребёнком! Как хочешь, но делай норму!" Потом, как мать гово-

рила, два лётчика-француза помогали ей потихоньку сделать эту норму, чтобы хоть как-то приспособился организм Но, вы сами понимаете, как это сложно!

В основном, в лагере были женщины и дети, очень многие были с Украины, Белоруссии . Когда уходили на работу, то с детишками оставались две женщины -просто какие-то искалеченные, "перекрученные", кривые-косые. Но, как бы то ни было, они присматривали за детьми и кипятили воду Важно было, чтобы всегда была кипячёная вода, потому что если вода сырая, то может начаться дизентерия и так далее И это чистая смерть, потому что при дизентерии кишечник буквально превращается в дыры Освободили нас американцы, всех вывели Их было, я уже точно и не помню, около пятисот человек... Я была очень маленькая, но помню момент: я сижу на какой-то дороге, на очень хорошей, на необычной Это потом, когда мы приехали в Петрозаводск, я поняла, что это был асфальт.

Рис. 3 / Fig. 3. Бывшая малолетняя узница рабочего лагеря г. Вупперталь делится своими воспоминаниями на встрече со студентами 11.04.2023 г. / Former juvenile prisoner of Wuppertal work camp shares her memories at the meeting with students on 11.04.2023.

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

2023 / № 4

Подходит ко мне высокий-высокий мужчина, на нём очень высокие ботинки на шнуровке, вытер мне сопливый нос и дал мне шоколадку Я прихожу домой с шоколадкой и спрашиваю: "А что это такое невкусное, горькое?" Мама мне отвечает, что это шоколадка, ты, мол, даже не знаешь, что это такое

Приехали мы домой в августе 1945 года . Я вот вообще считаю, что выросла, не умерла только благодаря своей матери! Все вы когда-нибудь станете мамами, женщинами, у всех у нас в семьях рождаются братья, сёстры, поэтому вы знаете, что женщины кормят ребёнка грудью Так вот мать меня кормила до четырёх с половиной лет Мне шёл уже пятый год, когда мы приехали в Смоленск к родителям, к моим бабушке и дедушке по линии матери, и я всё ещё пользовалась грудью «Мама, дай хоть ручки положу!» Вот только этим она меня спасла! Родителям тяжело было, конечно, об этом рассказывать А отец потом уехал в Финляндию из Эстонии, когда он остался с сыновьями Уехал в Финляндию, был там А когда уже Ленинград освободили, они сразу же первым поездом сели и приехали сюда в Россию И посмотрели, мол, проезжаем уже Псковскую область, как поезд следует (но тогда паровозы ходили, поезда шли медленно), и решили, что, наверное, в Сибирь их везут. Многих же в Сибирь везли, потому что считали тех, кто был в Финляндии, - врагами народа, предателями Ведь как ты мог уехать со своей Родины?! И отец с сыновьями спрыгнул с поезда и жил несколько лет в Псковской области, а потом они приехали сюда в Петрозаводск Прошёл клич, что Карелия приглашает всех финнов, которые были в Сибири или где-либо ещё, поскольку активно создавались леспромхозы Первыми среди них были те, что в Чалне, в Матросах Там жили финны, которые здесь собирались после войны И отец сюда приехал И мы его здесь нашли в 1956 году. И потом уже семья воссоединилась Был ещё один очень тяжёлый момент, о котором расска-

зывала мне мать "Когда освободили нас американцы, стали они напротив нас, высокие, крепкие, здоровые, лощёные солдаты и мы перед ними, как нищенки, оборванные, в лохмотьях, в этих заплатах". Кстати, знаете, как лагеря в Германии расположены? Мы посмотрели, когда ездили туда первой группой в 1995 году. Есть населённый пункт, вокруг стоят дома, они давным-давно там стоят, и живут там немцы А в середине какая-то площадь, и на этой площади расположен концлагерь И немцы всё это слышали и видели, как издеваются здесь над русскими Ведь они одно время говорили: "А мы не знали, что они там так с русскими обращаются!" Всё они прекрасно видели, всё они прекрасно знали! И американцы говорят: "Вот дома, идите и помойтесь там, вещи возьмите какие-то, переоденьтесь" И мы вчетвером пришли в один дом, даже обед стоял горячий на столе Только-только убежали Мы помылись, все свои тряпки сбросили, подошли к хозяйским шкафам, переоделись Все, конечно, худые были совсем, потому что, какая всё это время была еда. Она, мать, конечно, много интересных моментов рассказывала, как люди выживали в таких условиях Ещё эпизод про немца: у него были картофельные поля, и он должен был сдавать картошку на свою армию . А наши пойдут ночью, картошку выкопают, принесут её, сварят, съедят и всё - никаких следов. Посадят сверху ботву, и создаётся впечатление, что, вроде, картошка сидит А, как копать, так картошки нет Как только ни было, выживали, как могли В бараке окно было, случайно оказалось не заблокированным, как раз над нашей кроватью Это даже и не кровати, а двухэтажные сооружения, как полати раньше в деревне такие были Мать очень боялась, что, если обнаружат, то её сразу застрелят. Мы были в западной части Германии, обратно нас везли поездами Когда доезжали до границы с Польшей, всех высаживали, пересаживали на машину и через Польшу везли на машинах Спрашивается: почему? Потому что поляки

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

j 2023 / № 4

пускали под откос эти поезда с узниками, чтобы захватить узелки, которые люди везли с собой, с одеждой, с вещами, которые где-то забрали у немцев, чтобы переодеться»

Результаты исследования и их обсуждение

Записанные воспоминания служат опорой для дальнейшей работы по сбору воспоминаний бывших узников концлагерей Германии и для исследовательской работы студентов При участии волонтёров музея были разработаны следующие основы и рекомендации проведения интервью: 1 Современник исторических событий заслуживает пристального внимания и большого уважения. 2. Его история не должна быть утеряна. Только он и никто другой может это рассказать Его воспоминания должны быть доступны будущим поколениям Интервью с современниками исторических событий описывают яркие картины прошлого 3 Они создают личное, субъективное впечатление об истории 4 У них нет исчерпывающих притязаний на истину, они могут быть неполными 5 Нужно иметь в виду, что бывшие узники были детьми, когда их депортировали в Германию Принимайте во внимание возраст и здоровье интервьюируемого; можно провести несколько более коротких бесед. 6. Проведите интервью в приятной атмосфере, в которой участник интервью будет чувствовать себя комфортно. 7. Делайте заметки или звукозаписи во время разговора 8 . После интервью попросите свидетелей подписать согласие на публикацию воспоминаний

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В системе музейной педагогики [1; 9; 11] особое место занимает система патриотического воспитания детей и молодёжи . Уже более 15 лет в Петрозаводске существует Музей жертв фашизма им М Кольбе Он был основан бывшим узником концентрационных лагерей Гер-

мании, жителем Петрозаводска Вадимом Николаевичем Мизко В становлении и открытии музея безвозмездно оказывали помощь многие заинтересованные лица: члены Карельской региональной общественной организации лагерей уничтожения в Германии, партнёры из Германии, преподаватели и студенты вузов Каждый год экспозицию музея посещают школьники, студенты, горожане и гости города Все они впечатлены экскурсией, повествующей о Холокосте и истории концлагерей в годы Второй мировой войны Ежегодно 11 апреля, в Международный день освобождения узников концлагерей Германии, в музее проводится конференция, в которой участвуют студенты и преподаватели вузов г Петрозаводска, г Макеевки (ДНР), г. Москвы.

Музей создавался на волонтёрских началах и действует таким образом до сих пор . Поэтому музей является подходящей площадкой для патриотического воспитания студентов с помощью организации волонтёрской деятельности Традиционно преподаватели Института иностранных языков Петрозаводского государственного университета сотрудничают с Музеем жертв фашизма им. М. Кольбе в рамках воспитательной деятельности . Студенты посещают экскурсии, беседы, круглые столы, организованные в музее Организаторы экспозиции предоставляют две возможности организации волонтёрской деятельности - проведение экскурсий в музее и сбор воспоминаний бывших узников концлагерей Германии

Волонтёрская работа студентов имеет несколько важных преимуществ:

1 Социальное взаимодействие и развитие: Участие в волонтёрской работе позволяет студентам взаимодействовать с разными людьми и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается Это помогает развивать навыки коммуникации, эмпа-тии, социальной ответственности и толерантности

2 . Саморазвитие и приобретение навыков: волонтёрская работа предостав-

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

ляет студентам возможность улучшить свои навыки в различных областях, таких как организация и планирование, руководство, решение проблем, межличностные навыки и многое другое Это поможет им развиться как личности и укрепить свои будущие карьерные перспективы

3 Знакомство с новыми областями и проблемами: волонтёрская деятельность может предоставить студентам возможность познакомиться с разными сферами деятельности и проблемами, которые существуют в обществе Они могут быть вовлечены в такие области, как здравоохранение, окружающая среда, образование, беженцы и мн др Это позволяет студентам расширить свой кругозор, повысить осведомлённость об общественных проблемах и найти способы их решения

4 Вклад в общество: волонтёрская работа позволяет студентам помочь тем, кто нуждается в помощи Они могут оказывать поддержку местным сообществам, помогать людям в трудной жизненной ситуации или способствовать благотворительным инициативам Такой

вклад не только положительно влияет на окружающих, но и приносит удовлетворение и чувство выполненного долга студентам

5 Укрепление резюме и будущих карьерных перспектив: волонтёрская работа может добавить ценности к резюме студента, т к это демонстрирует его способность работать в команде, адаптироваться к различным ситуациям и проявлять социальную ответственность Это также позволяет студентам установить полезные связи с людьми в разных профессиональных сферах, что может помочь им в поиске работы или продвижении по карьерной лестнице

В целом волонтёрская работа студентов позволяет им развиваться как личности, получать новые знания и навыки, а также делать полезный вклад в общество Она формирует позитивные ценности и учебно-воспитательную сферу в образовательном учреждении, способствует реализации гражданской позиции обучающегося

Дата поступления в редакцию 13.09.2023

литература

1. Ахунов В . М . Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2008. № 4. С. 36-44.

2 . Баруздина Ю . Ф . , Конжиев Н . М. Гражданственность и гражданское воспитание: смысловое

поле дефиниций // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации: материалы научно-методической конференции. Ч. I. Петрозаводск: Петрозаводский государственный университет, 2005. С. 67-69.

3 . Бокова О . А. , Мельникова Ю . А. Педагогические аспекты развития волонтёрской деятельнос-

ти в регионах Российской Федерации // Мир науки, культуры, образования . 2021. № 5 (90). С 192-196.

4. Борытко Н . М . Моделирование воспитательного процесса // Творческая педагогика . 2010 . № 3 (44). С 23-38.

5 . Борытко Н . М. Ценностно-смысловой аспект профессионального воспитания // Вестник Вол-

гоградской академии МВД России . 2007. № 2 (5) . С 86-92.

6 . Волочков А . А . , Ермоленко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смысло-

образующей активности // Психологический журнал. 2004. № 2 . Т. 25 . С. 17-25 . 7. Гревцева Г. Я . Гражданско-патриотическое воспитание учащейся молодёжи как социокультурный процесс // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019 . Т. 11. № 3 (45). С 18-26.

8 . Книга памяти жертв нацизма концлагеря Вупперталь [Электронный ресурс]. URL: https://www.

gedenkbuch-wuppertal. de/ru/zwangsarbeitende-wuppertal (дата обращения: 02.09.2023).

9 . Коровин В . М. , Свиридов В . А . Педагогический музей российских военных учебных заведений

// Педагогика 2005 № 4 С 76-79

ISSN 2949-4990

0

Московский педагогический журнал

г

2023 / № 4

10 . Милюкова И. А. Патриотизм глазами современной молодёжи Карелии: анализ эссе школьников и студентов // Учёные записки Петрозаводского государственного университета. 2008. № 4 (970). С. 54-63.

11. Нагорский Н. В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика. 2005. № 4. С 27-30

12 . Нечаева О . М . Управление волонтёрской деятельностью обучающихся вуза: к постановке про-

блемы // Вестник педагогических наук. 2021. № 7 . С. 225-228.

13 . Селиванова Н. Л. Теория и практика воспитания: развитие и реализация приоритетных идей

// Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2011. № 3 (23). С. 152-163. 14. Сероветникова С. А. , Рачковская Н . А. Внутренние и внешние факторы воспитания ценностных ориентаций старшего подростка в учебной деятельности // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты: сборник трудов II Международной научно-практической конференции / Дедовск, 16-18 марта 2016 г. Москва: Московский государственный областной университет, 2016 . С. 5-10 .

15 . Федоров А . М. , Федорова Е . Н . Ценностно-смысловой подход к подготовке будущего учителя

// Учёные записки Петрозаводского государственного университета 2008 № 3 (95) С 60-63

16 . Федорова Е. Н . Диалог как механизм смыслообразования // Психолого-педагогическое со-

провождение личности в образовании: союз науки и практики: материалы V Международной научно-практической конференции. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2017 С 32-35

17 . Фокина Л. В . , Сахарова С. М . Проблема гражданской идентичности и ценности: о методоло-

гии исследования // НАУКАБЕ8Т-2022: сборник материалов всероссийских и региональных научно-практических конференций и круглых столов / Уфа, 16-18 ноября 2022 г. / отв. ред. Н . М. Лавренюк-Исаева. Уфа: Уфимский университет науки и технологий, 2022. С. 27-31.

18 . Цибульникова В. Е. Концептуализация педагогических идей научной школы Т. И . Шамовой //

Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решения: сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции / Москва, 19 января 2019 г. : в 2 ч . Ч . 1. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019 . С. 27-33.

19 . Цибульникова В . Е. Научная школа управления образовательными системами // Образование

в современной школе. 2012 . № 4. С. 19-22 .

20 . Цибульникова В . Е. Ценностно-ориентированный подход к формированию педагогического

коллектива общеобразовательной организации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2022. № 4. С. 6-17.

21 Шакурова М В , Селиванова Н Л , Ромм Т А Теоретические и методические основы организации и осуществления воспитательной работы в образовательных организациях высшего образования // Сибирский педагогический журнал . 2022. № 4. С. 7-21.

22 . Яковлева Е. А . Герменевтические технологии анализа текста на занятиях в учебном классе Му-

зея жертв фашизма им. М. Кольбе г. Петрозаводска // Наука и мир в языковом пространстве: сборник научных трудов III Международной заочной научной конференции / Макеевка, 15 ноября 2017 г. / под ред . Е. В . Горохова, Н . М. Зайченко . Макеевка: ДонНАСА, 2017. 224 с .

1. Ahunov V. M. [Museum pedagogy as a scientific discipline: towards the history of formation]. In: Vest-nik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of Moscow University Series 20: Pedagogical education], 2008, no . 4, pp . 36-44.

2 . Baruzdina Yu. F. , Konzhiev N . M . [Citizenship and civic education: the semantic field of definitions].

In: Universitety v obrazovatelnom prostranstve regiona: opyt, tradicii i innovacii: materialy nauchno-metodicheskoj konferencii. Ch. I [Universities in the educational space of the region: experience, traditions and innovations: materials of a scientific and methodological conference. P. I]. Petrozavodsk, Petrozavodsk State University, 2005, pp . 67-69.

3 . Bokova O. A . , Melnikova Yu. A . [Pedagogical aspects for the development of volunteer activities in

regions of the Russian Federation]. In: Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture and education], 2021, no. 5 (90), pp. 192-196.

references

ISSN 2949-4990

0

Moscow pedagogical journal

r

2023 / № 4

4. Borytko N. M . [Modeling the educational process]. In: Tvorcheskayapedagogika [Creative pedagogy], 2010, no. 3 (44), pp. 23-38.

5 . Borytko N. M . [Value-semantic aspect of professional education]. In: Vestnik Volgogradskoj akademii

MVD Rossii [Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2007, no . 2 (5), pp. 86-92.

6 . Volochkov A . A . , Ermolenko E. G . [Personality's value orientation as an expression of sense-formative

activity]. In: Psihologicheskij zhurnal [Psychological Journal], 2004, no . 2, vol. 25, pp. 17-25 .

7 . Grevtseva G . Ya . [Civil-patriotic education of young students as a socio-cultural process]. In: Sovre-

mennaya vysshaya shkola: innovacionnyj aspect [Contemporary higher school: innovative aspects], 2019, vol. 11, no. 3 (45), pp. 18-26.

8 . Kniga pamyati zhertv nacizma konclagerya Vuppertal' [Memorial Book dedicated to the victims of NS

in Wuppertal]. Available at: https://www. gedenkbuch-wuppertal. de/ru/zwangsarbeitende-wuppertal (accessed: 02 09 2023)

9 . Korovin V. M. , Sviridov V. A . [Pedagogical Museum of Russian Military Educational Institutions]. In:

Pedagogika [Pedagogy], 2005, no . 4, pp . 76-79.

10 . Milyukova I . A . [Patriotism through the eyes of modern youth of Karelia: analysis of essays by school-

children and students]. In: Uchyonye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of Petrozavodsk State University], 2008, no . 4 (970), pp . 54-63. 11. Nagorskij N . V. [Museum as an open pedagogical system]. In: Pedagogika [Pedagogy], 2005, no . 4, pp 27-30

12 . Nechaeva O . M. [Management of the volunteer activity of students of the university: to the statement

of the problem]. In: Vestnik pedagogicheskih nauk [Bulletin of Pedagogical Sciences], 2021, no . 7, pp 225-228

13 . Selivanova N . L . [Theory and practice of education: development and implementation of priority

ideas]. In: Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah [New in psychological and pedagogical research], 2011, no. 3 (23), pp. 152-163. 14. Serovetnikova S . A . , Rachkovskaya N . A . [Internal and external factors in the education of value orientations of an older teenager in educational activities]. In: Fundamentalnye iprikladnye issledovaniya: problemy i rezul'taty: sbornik trudov II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Dedovsk, 16-18 marta 2016 g. [Fundamental and applied research: problems and results: collection of proceedings of the II International Scientific and Practical Conference / Dedovsk, 16-18 March 2016]. Moscow, Moscow Region State University Publ. , 2016, pp. 5-10 .

15 . Fedorov A . M. , Fedorova E. N . [A value-semantic approach to the preparation of a future teacher]. In:

Uchyonye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of Petrozavodsk State University], 2008, no . 3 (95), pp. 60-63.

16 . Fedorova E . N . [Dialogue as a mechanism of meaning]. In: Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhde-

nie lichnosti v obrazovanii: soyuz nauki i praktiki: materialy V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Psychological and pedagogical support of the individual in education: a union of science and practice: materials of the V International Scientific and Practical Conference]. Moscow, Moscow Pedagogical State University Publ. , 2017, pp . 32-35.

17 . Fokina L. V. , Saharova S . M . [The problem of civic identity and values: on research methodology]. In:

Lavrenyuk-Isaeva N . M. , ed. NAUKAFEST-2022: sbornik materialov vserossijskih i regionalnyh nauch-no-prakticheskih konferencij i kruglyh stolov / Ufa, 16-18 noyabrya 2022 g. [SCIENCEFEST-2022: collection of materials from all-Russian and regional scientific-practical conferences and round tables / Ufa, November 16-18, 2022]. Ufa, Ufa University of Science and Technology Publ. , 2022, pp. 27-31.

18 . Tsibulnikova V. E. [Conceptualization of pedagogical ideas of the scientific school of T. I . Shamova].

In: Sovremennye vektory razvitiya obrazovaniya: aktualnye problemy i perspektivnye resheniya: sbornik nauchnyh trudov XI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Moskva, 19 yanvarya 2019 g. Ch . 1 [Modern vectors of educational development: current problems and promising solutions: collection of scientific papers of the XI International Scientific and Practical Conference / Moscow, January 19, 2019 . Pt. 1]. Moscow, Moscow Pedagogical State University Publ. , 2019, pp. 27-33.

19 . Tsibulnikova V. E. [Scientific school of management of educational systems]. In: Obrazovanie v sovre-

mennoj shkole [Education in modern school], 2012, no. 4, pp. 19-22 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

20 . Tsibulnikova V. E . [Value-oriented approach to the formation of the teaching staff of a general education organization]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Peda-gogika [Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogy], 2022, no. 4, pp. 6-17.

21. Shakurova M. V. , Selivanova N. L. , Romm T. A. [Theoretical and methodological bases of organization and implementation of educational work in educational institutions of higher education] In: Sibirskijpedagogicheskij zhurnal [The Siberian Pedagogical Journal], 2022, no. 4, pp. 7-21.

22 . Yakovleva E. A . [Hermeneutic text analysis technologies in the classroom of M . Kolbe Museum for the Victims of Fascism in Petrozavodsk]. In: Gorohov E. V. , Zajchenko N . M . , eds . Nauka i mir v ya-zykovom prostranstve: sbornik nauchnyh trudov Ill Mezhdunarodnoj zaochnoj nauchnoj konferencii / Makeevka, 15 noyabrya 2017g. [Science and the world in the linguistic space: collection of scientific works of the III International Correspondence Scientific Conference / Makeevka, November 15, 2017]. Makeevka, DonNASA Publ. , 2017. 224 p.

информация об авторах

Николаева Ольга Олеговна - старший преподаватель кафедры иностранных языков гуманитарных направлений Института иностранных языков Петрозаводского государственного университета; e-mail:olyanik1983@mail. ru

Федорова Светлана Ивановна - доктор педагогических наук, профессор кафедры философии, истории и экономической теории Ульяновского государственного аграрного университета им . П . А . Столыпина; e-mail:ljwtyn55@mail. ru

Яковлева Екатерина Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого и французского языков Института иностранных языков Петрозаводского государственного университета;

e-mail: yakowlewa85@yandex. ru

information about the authors

Olga O. Nikolaeva - Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages for Humanities, Institute of Foreign Languages of Petrozavodsk State University; e-mail:olyanik1983@mail. ru

Svetlana I. Fedorova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Philosophy, History and Economic Theory, Ulyanovsk Agrarian University named after P A . Stolypin; e-mail: ljwtyn55@mail. ru

Ekaterina A. Yakovleva - Candidate of Pedagogical Sciences, Assoc . Prof, of the Department of German and French Languages, Institute of Foreign Languages of Petrozavodsk State University; e-mail: yakowlewa85@yandex. ru

правильная ссылка на статью

Николаева О . О . , Федорова С. И . , Яковлева Е. А . Волонтёрская деятельность как средство патриотического воспитания студентов современных вузов // Московский педагогический журнал. 2023. № 4. С 30-42.

DOI: 10.18384/2949-4974-2023-4-30-42

for citation

Nikolaeva O. O . , Fedorova S . I . , Yakovleva E. A . Volunteer activity as a means of patriotic education of modern university students . In: Moscow Pedagogical Journal, 2023, no . 4, рр . 30-42. DOI: 10.18384/2949-4974-2023-4-30-42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.