Научная статья на тему 'Педагогический потенциал воспитания патриотического сознания студентов (на примере подвига Д.М. Карбышева)'

Педагогический потенциал воспитания патриотического сознания студентов (на примере подвига Д.М. Карбышева) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогический потенциал / патриотические акции / проектный метод / формы и средства патриотического воспитания / студенческая молодежь / культурно-историческая память о подвиге Д.М. Карбышева / pedagogical potential / patriotic actions / design method / forms and means of patriotic education / student youth / cultural and historical memory of the feat of D.M. Karbyshev

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николай Федорович Хилько, Ольга Алексеевна Озерова

В современную эпоху актуальным социальным идеалом в контексте отечественной культурной исторической памяти является легендарная личность Д.М. Карбышева. Важнейшими его качествами, оказавшими влияние не только на его жизнь и деятельность, были высокое стремление служить Родине, нацеленность на победу, принципиальность и бескомпромиссность, обостренное чувство правды и справедливости, мужество и отвага. В связи с этим социальный идеал личности Д.М. Карбышева рассматривается в контексте отечественной культурной исторической памяти. Цель статьи – проанализировать педагогический потенциал форм патриотического воспитания студенческой молодежи на основе средств мемориализации культурно-исторической памяти. Материалом исследования послужили открытые интернет-источники, а также материалы социологического опроса, проведенного в апреле 2022 г. среди студентов Омского педагогического университета на основе случайной выборки. В исследовании использовались методы сравнительного и системного анализа, а также методики разработки проектных технологий. Теоретическая значимость полученных результатов исследования состоит в систематизации форм и методов патриотического воспитания студенческой молодежи средствами мемориализации исторической памяти. Обнаружены лакуны в знании молодежью средств увековечивания памяти Д.М. Карбышева, что явилось основой разработки инновационных форм и средств патриотического воспитания. Методами социологического опроса, системного и сравнительного анализа показано отражение средств мемориализации подвига Д.М. Карбышева в формах и методах патриотического воспитания. Практическая значимость исследования состоит в следующем. Актуализируется социальный идеал личности Д.М. Карбышева в контексте отечественной культурной исторической памяти. Формы патриотического воспитания распределены в проектных технологиях по возрастным группам детей и молодежи и определенным локусам – местам проведения патриотических акций. С помощью метода социологического опроса были выявлены традиционные и инновационные формы патриотического воспитания, предложенные студентами. В структуру разработанных технологий включены средства патриотического воспитания. Наряду с погружением в атмосферу патриотизма, военной романтики и убеждением в величии подвига осуществляется его наглядный музейный и экскурсионный показ, построенный на включении различных объектов культурно-исторической памяти в маршрут экскурсий. Определено, что для студенческой и работающей молодежи наряду с общими экскурсионными маршрутами существует семь других локусов: специальные учреждения культуры для молодежи, а также общегородские библиотеки, музеи, Дом кино, пространство «Бессмертного полка». В результате разработки технологий выявился педагогический потенциал данных патриотических акций: их преемственность, учет уроков истории, сакральная сущность военно-патриотических подвигов во имя жизни, наглядность, зрелищный эффект, рассредоточение по аудиториям, яркость, значимость культурно-исторической памяти, эмоциональная насыщенность воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николай Федорович Хилько, Ольга Алексеевна Озерова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical potential of patriotic forms of education of students (based on the material of cultural and historical memory of the feat of D.M. Karbyshev)

A relevant social ideal in the modern era in the context of national cultural and historical memory is the legendary personality of D.M. Karbyshev. His most important qualities, which influenced not only his life and activities, were: a high desire to serve the Motherland, a focus on victory, integrity and uncompromising, aggravated – a sense of truth and justice, courage and bravery. In this regard, the social ideal of the personality of D.M. Karbyshev is considered in the context of domestic cultural historical memory. The goal is to analyze the pedagogical potential of forms of patriotic education of student youth on the basis of means of memorializing cultural and historical memory. The research material was open Internet sources, as well as materials of a sociological survey conducted in April 2022 among students of the Omsk Pedagogical University on the basis of a random sample. The study used methods of comparative and systemic analysis, as well as methods for developing design technologies. The theoretical significance of the results of the study consists in the systematization of the forms and methods of patriotic education of student youth by means of memorialization of historical memory. Lacunae were discovered in the youth’s knowledge of means of perpetuating the memory of D.M. Karbyshev, which was the basis for the development of innovative forms and means of patriotic education. The methods of sociological survey, systematic and comparative analysis show the reflection of the means of memorialization of the feat of D.M. Karbyshev in the forms and means of patriotic education. The practical significance of the study is as follows. The social ideal of the personality of D.M. Karbyshev in the context of domestic cultural historical memory. Forms of patriotic education are distributed in project technologies by age groups of children and youth and certain loci – places of patriotic actions. Using the method of sociological survey, traditional and innovative forms of patriotic education proposed by students were identified. A set of forms of patriotic education is distributed in project technologies by age groups of children and youth and certain loci – places of patriotic actions. The structure of the developed technologies includes means of patriotic education. Along with immersion in the atmosphere of patriotism, military romance and conviction in the greatness of the feat, his visual museum and excursion display is carried out, built on the inclusion of various objects of cultural and historical memory in the route of excursions. To work with young people, seven main active forms of patriotic education in the context of project technologies have been developed. It is determined that for student and working youth, along with common excursion routes, there are seven other loci: special cultural institutions for youth, as well as citywide libraries, museums, the Cinema House, the space of the Immortal Regiment. As a result of the development of technologies, the pedagogical potential of these patriotic actions was revealed: their continuity, taking into account the lessons of history, and the sacred essence of military-patriotic exploits in the name of life, visibility, spectacular effect, dispersion among audiences, brightness, significance of cultural and historical memory, emotional saturation of impact.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал воспитания патриотического сознания студентов (на примере подвига Д.М. Карбышева)»

Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 2 (226). С. 43-51.

Tomsk State Pedagogical University BuUetin.2023, 'vol. 2 (226), pp. 43-51.

УДК 37.035.6 (470)+94(470) https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-2-43-51

Педагогический потенциал воспитания патриотического сознания студентов (на примере подвига Д. М. Карбышева)

Николай Федорович Хилько1'2, Ольга Алексеевна Озерова3

1 Сибирский филиал Института наследия им. Д. С. Лихачева, Омск, Россия

2 Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, Омск, Россия

3 Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия

12 fedorovich59@mail.ru

3 55oz@bk.ru

Аннотация

В современную эпоху актуальным социальным идеалом в контексте отечественной культурной исторической памяти является легендарная личность Д. М. Карбышева. Важнейшими его качествами, оказавшими влияние не только на его жизнь и деятельность, были высокое стремление служить Родине, нацеленность на победу, принципиальность и бескомпромиссность, обостренное чувство правды и справедливости, мужество и отвага. В связи с этим социальный идеал личности Д. М. Карбышева рассматривается в контексте отечественной культурной исторической памяти.

Цель статьи - проанализировать педагогический потенциал форм патриотического воспитания студенческой молодежи на основе средств мемориализации культурно-исторической памяти.

Материалом исследования послужили открытые интернет-источники, а также материалы социологического опроса, проведенного в апреле 2022 г среди студентов Омского педагогического университета на основе случайной выборки. В исследовании использовались методы сравнительного и системного анализа, а также методики разработки проектных технологий.

Теоретическая значимость полученных результатов исследования состоит в систематизации форм и методов патриотического воспитания студенческой молодежи средствами мемориализации исторической памяти. Обнаружены лакуны в знании молодежью средств увековечивания памяти Д. М. Карбышева, что явилось основой разработки инновационных форм и средств патриотического воспитания. Методами социологического опроса, системного и сравнительного анализа показано отражение средств мемориализации подвига Д. М. Карбышева в формах и методах патриотического воспитания.

Практическая значимость исследования состоит в следующем. Актуализируется социальный идеал личности Д. М. Карбышева в контексте отечественной культурной исторической памяти. Формы патриотического воспитания распределены в проектных технологиях по возрастным группам детей и молодежи и определенным локу-сам - местам проведения патриотических акций. С помощью метода социологического опроса были выявлены традиционные и инновационные формы патриотического воспитания, предложенные студентами. В структуру разработанных технологий включены средства патриотического воспитания. Наряду с погружением в атмосферу патриотизма, военной романтики и убеждением в величии подвига осуществляется его наглядный музейный и экскурсионный показ, построенный на включении различных объектов культурно-исторической памяти в маршрут экскурсий. Определено, что для студенческой и работающей молодежи наряду с общими экскурсионными маршрутами существует семь других локусов: специальные учреждения культуры для молодежи, а также общегородские библиотеки, музеи, Дом кино, пространство «Бессмертного полка».

В результате разработки технологий выявился педагогический потенциал данных патриотических акций: их преемственность, учет уроков истории, сакральная сущность военно-патриотических подвигов во имя жизни, наглядность, зрелищный эффект, рассредоточение по аудиториям, яркость, значимость культурно-исторической памяти, эмоциональная насыщенность воздействия.

Ключевые слова: педагогический потенциал, патриотические акции, проектный метод, формы и средства патриотического воспитания, студенческая молодежь, культурно-историческая память о подвиге Д. М. Карбышева

Для цитирования: Хилько Н. Ф., Озерова О. А. Педагогический потенциал воспитания патриотического сознания студентов (на примере подвига Д. М. Карбышева) // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2023. Вып. 2 (226). С. 43-00. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-2-43-51

© Н. Ф. Хилько, О. А. Озерова, 2023

Pedagogical potential of patriotic forms of education of students (based on the material of cultural and historical memory of the feat of D. M. Karbyshev)

Nikolay F. Khilko1,2, Olga A. Ozerova3

1 Siberian Branch of the Likhachev Institute of Heritage, Omsk, Russian Federation

2 Omsk State University named after F. M. Dostoevsky, Omsk, Russian Federation

3 Omsk State Pedagogical University, Omsk, Russian Federation 12 fedorovich59@mail.ru

3 55oz@bk.ru

Abstract

A relevant social ideal in the modern era in the context of national cultural and historical memory is the legendary personality of D. M. Karbyshev. His most important qualities, which influenced not only his life and activities, were: a high desire to serve the Motherland, a focus on victory, integrity and uncompromising, aggravated - a sense of truth and justice, courage and bravery. In this regard, the social ideal of the personality of D. M. Karbyshev is considered in the context of domestic cultural historical memory.

The goal is to analyze the pedagogical potential of forms of patriotic education of student youth on the basis of means of memorializing cultural and historical memory.

The research material was open Internet sources, as well as materials of a sociological survey conducted in April 2022 among students of the Omsk Pedagogical University on the basis of a random sample. The study used methods of comparative and systemic analysis, as well as methods for developing design technologies.

The theoretical significance of the results of the study consists in the systematization of the forms and methods of patriotic education of student youth by means of memorialization of historical memory. Lacunae were discovered in the youth's knowledge of means of perpetuating the memory of D. M. Karbyshev, which was the basis for the development of innovative forms and means of patriotic education. The methods of sociological survey, systematic and comparative analysis show the reflection of the means of memorialization of the feat of D. M. Karbyshev in the forms and means of patriotic education.

The practical significance of the study is as follows. The social ideal of the personality of D. M. Karbyshev in the context of domestic cultural historical memory. Forms of patriotic education are distributed in project technologies by age groups of children and youth and certain loci - places of patriotic actions. Using the method of sociological survey, traditional and innovative forms of patriotic education proposed by students were identified. A set of forms of patriotic education is distributed in project technologies by age groups of children and youth and certain loci - places of patriotic actions. The structure of the developed technologies includes means of patriotic education. Along with immersion in the atmosphere of patriotism, military romance and conviction in the greatness of the feat, his visual museum and excursion display is carried out, built on the inclusion of various objects of cultural and historical memory in the route of excursions.

To work with young people, seven main active forms of patriotic education in the context of project technologies have been developed. It is determined that for student and working youth, along with common excursion routes, there are seven other loci: special cultural institutions for youth, as well as citywide libraries, museums, the Cinema House, the space of the Immortal Regiment.

As a result of the development of technologies, the pedagogical potential of these patriotic actions was revealed: their continuity, taking into account the lessons of history, and the sacred essence of military-patriotic exploits in the name of life, visibility, spectacular effect, dispersion among audiences, brightness, significance of cultural and historical memory, emotional saturation of impact.

Keywords: pedagogical potential, patriotic actions, design method, forms and means of patriotic education, student youth, cultural and historical memory of the feat of D. M. Karbyshev

For citation: Khilko N. F., Ozerova O. A. Pedagogical potential of patriotic forms of education of students (based on the material of cultural and historical memory of the feat of D. M. Karbyshev) [Pedagogicheskiy potentsial vospita-niya patrioticheskogo soznaniya studentov (na primere podviga D. M. Karbysheva)]. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo pedagogicheskogo universiteta - Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2023, vol. 2 (226), pp. 43-51 (in Russ.). https://doi.org/10.23951/1609-624X-2023-2-43-51

Введение

Как известно, в советскую эпоху проводилась действительно большая и плановая работа по развитию у молодежи гражданственности, патриотизма, по формированию профессионально значимых качеств и умений, особенно в процессе военной и связанных с

ней видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Воспитание молодых людей было нацелено на уважение общепринятых норм поведения, на неприятие вредных привычек [1].

О необходимости улучшения военно-патриотического воспитания говорилось уже на июньском (1963) пленуме ЦК КПСС. Важным документом, нацеливающим школы, органы народного образования, комсомольские организации, организации ДОСААФ на проведение этой работы, явилось совместное постановление ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения СССР и ЦК ДОСААФ «О дальнейшем усилении военно-патриотического воспитания учащихся и повышении уровня работы организаций ДОСААФ в школах» [2].

В современных условиях важным, как никогда, становится приобщение молодежи к культурно-исторической памяти, наполненной патриотическим содержанием. В этом смысле права Е. М. Михайлова, что «Важнейшим условием, обеспечивающим могущество России и развитие ее как свободного государства, является формирование у граждан, прежде всего у молодежи, высокого патриотического сознания, верности Отечеству, гражданскому долгу, готовности к выполнению конституционных обязанностей» [3, с. 25].

В средствах массовой информации появляются порой различного рода измышления, имеющие своей целью подорвать авторитет страны, всячески оклеветать и очернить прошлое. Их действия направлены на осквернение святынь прошлого, искажение исторической памяти, грубое вторжение в патриотическое сознание. Как справедливо указывает И. В. Бачинин, они «стремятся подорвать уважение к подвигу народа, опорочить память участников минувшей войны, принизить роль победы Советского Союза во Второй мировой войне, его заслуги в разгроме фашистских агрессоров». Поэтому можно смело утверждать, что сегодня в сфере профессиональной педагогики лежат задачи устранить педагогические просчеты прошлого воспитания, укрепить патриотический дух молодого поколения, вернуть ему подлинную историческую память и восстановить патриотическое сознание молодежи. В связи с этим необходимо «исследовать важнейшие свойства морального и духовного состояния народа, обеспечившие победу над врагом, выявить духовные истоки ярко проявившихся патриотических качеств российского народа-победителя, выступившего как единое целое в борьбе с фашизмом» [4, с. 93].

В этом контексте действительно важным остается формирование патриотического сознания на основе ценностных ориентаций студенческой молодежи, которая, по мнению Ж. В. Пузановой, Т. И. Лариной, является «социально-политическим и культурным ядром молодежи, обладающим активностью и реактивностью, а также определенным интеллектуальным бэкграундом». Совершенно верно, поставленные задачи немыслимы без

адекватного патриотического воспитания и формирования патриотического сознания в образовательном процессе в ходе самовоспитания молодежи. В этом смысле становится понятным, что «перспективы становления современного общества во многом зависят от проявления подрастающим поколением своей активности в плане образования и саморазвития». Именно эта часть молодежи «способна стимулировать социальные трансформации, являясь агентом социализации, осуществляя не только образовательную деятельность, но и воспитательную» [5, с. 99]. Однако сам механизм патриотического самовоспитания и его проектное воплощение остаются слабо разработанными. При этом, как считает И. В. Ариндачук, субъектные и деятельностные детерминанты этой активности еще недостаточно изучены [6, с. 103].

И действительно, политическое лидерство и гражданская активность молодежи в условиях постоянных перемен становятся все более уязвимыми. Причина этого кроется в том, что возможность быть в авангарде политических событий для студентов во все времена была во многом связана с опорой на политическую поддержку государства. В этом смысле правы Ю. Р. Вишневский и Д. Ю. Нархов, которые считают, что главная особенность современной политической ситуации в том, что она «отражает растущую политическую активность молодежи, особенно студенческой, насколько реальная политическая жизнь позволяет (или не позволяет) ей почувствовать себя субъектом политических процессов и перемен, насколько реальные политики вызывают (или не вызывают) ее доверие, защищают (или не защищают) ее жизненные интересы» [7, с. 171].

Действительно, актуальность проблемы формирования педагогического потенциала патриотического воспитания студентов связана с задачами воспитания патриотичной молодежи, которые направлены на противодействие целям замещения кодов отечественного коллективного бессознательного чуждыми ментальности народов страны «ценностями» потребления. Все это позволяет воспитывать молодежь, обладающую «способностью принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, общества и своей семьи», что «позволит выработать самобытное мировоззрение, национальную идею и успешную жизненную идеологию» [8, с. 457-458], которая не может не опираться на совокупность востребованных молодежью социальных идеалов.

В связи с вышесказанным можно отметить, что установление связи патриотического сознания с социальными идеалами молодежи - единственно правильный путь нового воспитания российской молодежи на основе романтического стремления к

подвигу, готовности к самопожертвованию во имя сохранения идеалов справедливости и гуманизма. В современную эпоху актуальным социальным идеалом в контексте отечественной культурной исторической памяти является легендарная личность Д. М. Карбышева. Важнейшими его качествами, «оказавшими влияние не только на его жизнь и деятельность, но и на развитие военно-инженерного дела, были: высокое стремление служить Родине, нацеленность на победу, поиск новых методов инженерного обеспечения боевых действий войск, трудолюбие и целеустремленность, принципиальность и бескомпромиссность, педантичность, обостренное чувство правды и справедливости, мужество и отвага» [9, с. 14].

Материал и методы

Материалом исследования послужили открытые интернет-источники, а также материалы социологического опроса, проведенного среди студентов Омского педагогического университета. В апреле 2022 г. при помощи онлайн-анкетирования были опрошены по 55 % (метод основного массива) студентов 2-го и 3-го курсов, что представляет собой квазипанель. Эмпирическая база исследования формировалась с помощью случайной выборки. В исследовании использовались теоретические методы сравнительного и системного анализа, а также эмпирические методики разработки проектных технологий.

Результаты и обсуждение

Думается, что процесс мемориализации культурно-исторической памяти, способный оказывать мощн е влияние на патриотическое воспитание, срабатывает в системной взаимосвязи. На основе

этого обнаруживается некоторая система патриотического воспитания студенческой молодежи средствами мемориализации исторической памяти (рисунок).

Для выявления педагогического потенциала форм патриотического воспитания студенческой молодежи средствами мемориализации культурно-исторической памяти о подвиге героя-омича Д. М. Карбышева был проведен опрос. Анализ социологического опроса компетентности 145 студентов факультета педагогики и психологии Омского педагогического университета о подвиге героя и средствах мемориализации в городе показал следующее. Респондентам в ходе опроса было задано 13 вопросов, из них четыре - по биографии Д. М. Карбышева, девять вопросов - по средствам увековечивания памяти героя.

Нужно сказать, что в основном студенты показали обширные знания биографии Д. М. Карбышева. Большинство опрошенных (75,9 %) отметили, что Дмитрий Михайлович знаменит прежде всего тем, что участвовал в пяти войнах. Однако лишь 4,5 % опрошенных видят и осознают значимость его подвига, состоящего в том, что он остался патриотом своей Родины и не пошел на сотрудничество с врагом. Следует указать, что практически все опрошенные (98,5 %) отметили значимость Д. М. Карбышева в инженерно-строительных работах. При этом большее число студентов, участвовавших в опросе (86,8 %), знают о неоценимом вкладе героя-омича в строительство фортификационных укреплений в Брестской крепости. Наряду с данным фактом большинство студентов (86,3 %) понимают причину значимости увековечивания памяти Д. М. Карбышева - она заключается в совокупности данных о его рождении в Омске, об уче-

Система патриотического воспитания студенческой молодежи средствами мемориализации исторической памяти

бе в Омском кадетском корпусе, об участии в восстановлении взорванного колчаковцами железнодорожного моста через Иртыш.

Из шести имеющихся в городе средств увековечивания памяти героя подавляющее большинство опрошенных (93,2 %) знали о мемориальной доске, расположенной на здании кадетского корпуса. Чуть меньшее число респондентов показали знание всех мест мемориализации памяти героя (памятник, улица, железнодорожные станции, аэропорт, детский оздоровительный лагерь, мемориальная доска на кадетском корпусе). Нужно отметить, что 77,2 % опрошенных студентов знают о постановке балета «Карбышев» в Омском государственном музыкальном театре. Такое же количество опрошенных утверждают, что цветы и почести у памятника Герою Советского Союза Д. М. Карбышеву отдают в Омске в мемориальном сквере ежегодно в день его гибели - 18 февраля. Из предложений студентов провести памятные мероприятия, на наш взгляд, наиболее перспективными являются следующие формы: акция «Один день из жизни Карбышева»; приуроченный ко Дню Великой Победы конкурс; выставка, творческая инсталляция в «Проекте М»; больше постановок в театре; отдельная колонна в «Бессмертном полку» в День Победы, где будут нести его портрет; памятные дни на классных часах в школах; военно-патриотическая игра. Лишь 13 % опрошенных студентов считают, что в городе использовано уже достаточное количество способов увековечивания памяти героя.

При этом в качестве недостатков можно отметить незнание студентами о существовании средней общеобразовательной школы № 50, носящей имя Д. М. Карбышева, памятника герою и музея героя при этой школе, о технической школе РОСТО, носящей его имя. Студенты совершенно не владе-

ют информацией о художественном фильме «Родины солдат» (1975, «Мосфильм», режиссер Ю. Чу-люкин), рассказывающем о жизни и подвиге Д. М. Карбышева, поэме А. Васильева «Достоинство», теплоходе «Генерал Карбышев». Всего обнаружилось пять лакун в знании молодежью средств увековечивания памяти Д. М. Карбышева, что может быть основой разработки инновационных форм и средств патриотического воспитания.

Нужно отметить, что в государственной программе патриотического воспитания значительное внимание уделяется работе с детьми и молодежью [10]. Соотнесем формы патриотического воспитания и средства мемориализации подвига Д. М. Карбышева. Причем данные средства могут потенциально отражаться в многообразии форм патриотического воспитания (табл. 1).

Из данного соотнесения выявляются традиционные формы патриотического воспитания: уроки мужества, реальная и виртуальная экскурсии в музеи, литературно-музыкальная композиция ко дню рождения Героя Советского Союза Д. М. Карбышева (14 октября), возложение цветов и патриотическая акция в сквере в день гибели героя - 18 февраля. К ним добавляются предложенные студентами шесть инновационных форм патриотического воспитания: акция «Один день из жизни Карбышева», приуроченная ко Дню Великой Победы; конкурс и патриотическая выставка рисунков по теме подвига Д. М. Карбышева; творческая инсталляция в «Проекте М»; формирование отдельной колонны в акции «Бессмертный полк» в День Победы; классные часы в школах, посвященные памяти героя; военно-патриотическая игра. А также налицо средства воплощения патриотических акций: чтение книги «Омичи в боях за Родину», включение посещения станций в проект «Память героя», теплохода «Генерал Карбышев», аэ-

Таблица 1

Средства мемориализации подвига Д. М. Карбышева в формах патриотического воспитания

Средства мемориализации памяти Д. М. Карбышева Формы патриотического воспитания средствами мемориализации памяти Д. М. Карбышева

Музей Д. М. Карбышева во дворе омской школы № 90 Уроки мужества, реальная и виртуальная экскурсии по музею

Железнодорожные станции Карбышево-1 и Карбышево-2 Включение посещения станций в проект экскурсии «Память героя»

Двухпалубный теплоход «Генерал Карбышев» на 210 человек (Обь-Иртышское речное пароходство) Включение посещения теплохода в проект экскурсии «Память героя»

Омский аэропорт имени Д. М. Карбышева Включение посещения аэропорта в проект экскурсии «Память героя»

Музей Омского кадетского военного корпуса Реальная и виртуальная экскурсии по музею

Художественный фильм «Родины солдат» (1975) Просмотр фрагментов фильма

Балет «Карбышев» Омского музыкального театра Просмотр видеофрагментов спектакля

Поэма А. Васильева «Достоинство» Литературно-музыкальная композиция ко дню рождения Героя Советского Союза Д. М. Карбышева (14 октября)

Памятник в сквере Д. М. Карбышева Возложение цветов и патриотическая акция в сквере в день рождения (14 октября) и в день гибели (18 февраля)

ропорта имени Д. М. Карбышева, просмотры фрагментов фильма «Родины солдат», видеофрагментов балета «Карбышев» Омского музыкального театра.

Кроме того, можно взять в качестве образца успешную деятельность в сфере патриотического воспитания и сохранения исторической памяти ряда образовательных организаций и общественных объединений. По мнению И. А. Поппа и И. С. Шахновича, эти организации, «как правило, используют в своей деятельности проектную технологию, которая позволяет сочетать традиционные и инновационные элементы, оказывать формирующее воздействие на представителей подрастающего поколения» [11, с. 190].

Надо иметь в виду, что в настоящее время проектный подход стал для молодежи, особенно для молодежных и детских общественных объединений, привычным, применяемым в силу своей универсальности в самых различных областях деятельности. «Он состоит в том, что вначале импульс для проекта дает актуальная общественная проблема, которая затем поддерживается конкретной молодежной инициативой, концентрируется и целевым образом проектируется. Целостное проектирование представляет собой достаточно техноло-гизированный процесс - от определения ожидаемой эффективности до разработки и обоснования

Таблица 2

Проектные технологии проведения патриотических акций по возрастным группам детей и молодежи

Локусы - места проведения патриотических акций Формы патриотического воспитания Методы патриотического воспитания

Омский историко-краеведческий музей Реальная и виртуальная экскурсии по музею Показ величия подвига

Средние общеобразовательные школы Уроки мужества, классные часы, посвященные памяти героя Погружение в атмосферу патриотизма, убеждение в величии подвига

Мемориальный сквер Патриотическая акция, почетный караул Приобщение к исторической памяти, сакрализация подвига

ДОЛ им. Д. М. Карбышева Военно-патриотическая игра-квест «Юные карбышевцы» Погружение в атмосферу военной романтики

Учреждения дополнительного образования для детей и юношества Викторина, конкурс патриотической песни и патриотическая выставка рисунков по теме подвига Д. М. Карбышева Развитие чувства патриотизма и сопричастности к военным подвигам

Патриотическая экскурсия по городу Тематическая экскурсия: культурно-исторический обзор подвига Д. М. Карбышева Включение посещения станций в проект экскурсии «Память героя», теплохода «Генерал Карбышев», аэропорта имени Д. М. Карбышева

Музей и мемориал СОШ № 90 Реальная и виртуальная экскурсии по музею Показ величия подвига

Областная детская библиотека им. А. С. Пушкина, областная юношеская библиотека Патриотические чтения и выставка рисунков по теме подвига Д. М. Карбышева Чтение и инсценировка подвигов омичей по книге «Омичи в боях за Родину»

«Бессмертный полк» Формирование отдельной колонны в акции «Бессмертный полк» в День Победы Развитие чувства сопричастности к подвигам героев

Парк Победы Патриотическая акция: Вахта Памяти Приобщение к исторической памяти, сакрализация подвига

Омский Дом кино Патриотическое киномероприятие Просмотры фрагментов фильма «Родины солдат» (1975), видеофрагментов балета «Карбышев» Омского музыкального театра

Музей воинской славы омичей Реальная и виртуальная экскурсии по музею Показ величия подвига

Омская городская библиотека Литературно-музыкальная композиция ко дню рождения Героя Советского Союза Д. М. Карбышева (14 октября) Развитие чувства патриотизма и сопричастности к военным подвигам

Дворец студенческий молодежи «Звездный» Акция «Один день из жизни Карбышева», приуроченная ко Дню Великой Победы Приобщение к исторической памяти, сакрализация подвига

Омский молодежный центр «Химик» Творческая инсталляция в «Проекте М» (выставки в омских переходах) Приобщение к исторической памяти, сакрализация подвига

временных, финансовых, организационных, кадровых условий и механизмов» [12, с. 3].

В этих технологизированных условиях, по мнению С. М. Ахмедхановой, «для воспитания у человека качеств победителя важно придавать серьезное значение формированию российской идентичности, то есть воспитанию у граждан страны чувства осознания себя как носителя российской культуры, ответственности за судьбу страны, приверженности базовым национальным ценностям российского общества, являющимся основой духовно-нравственного развития» [13, с. 438].

Рассмотрим непосредственно педагогический потенциал указанных выше соотнесенных форм патриотического воспитания, которые могут быть привязаны к определенным локусам - местам проведения патриотических акций.

Итак, выделенные выше формы и средства можно распределить в проектных технологиях патриотического воспитания по возрастным группам детей и молодежи и определенным локусам - местам проведения патриотических акций.

Для студентов как лидеров школьного движения разработано семь деятельностных форм патриотического воспитания в контексте проектных технологий (табл. 2), привязанных к условиям определенных ло-кусов - мест проведения, являющихся частью культурной среды города. К ним относятся средние общеобразовательные школы, учреждения дополнительного образование, музеи, библиотеки, детские оздоровительные лагеря, экскурсионные маршруты. Здесь используется семь разнообразных методов патриотического воспитания. Наряду с погружением в тему патриотизма, военной романтики и убеждением в величии подвига осуществляется его наглядный музейный и экскурсионный показ, построенный на включении посещения станций в проект экскурсии «Память героя», теплохода «Генерал Карбышев», аэропорта имени Д. М. Карбышева. Приобщению к исторической памяти способствует сакрализация подвига во время почетного караула. Особое значение приобретает развитие чувства патриотизма и сопричастности к военным подвигам в ходе Вахты Памяти. Этой же цели способствуют чтение и инсценировка подвигов земляков по книге «Омичи в боях за Родину».

В этом плане актуальным фактором, утверждающим патриотическое сознание молодежи, должно стать формирование моральных аспектов гражданственности и патриотического долга, которые основаны, как считают Е. Н. Яркова, А. Г. Иванов, Я. В. Мальцев, на «преодолении как тотального релятивизма, так и тотального фундаментализма посредством культивирования принципа коммуникативности как пути формирования морального сознания личности и как метода этического образования» [14, с. 11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Социологический опрос студентов Омского педагогического университета по выявлению реального состояния патриотического сознания и компетентности в сфере мемориализации подвига Д. М. Карбышева, а также отношения к исторической памяти показал, что они глубоко осознают значимость и величие подвига, понимают его сущность, видят инновационные пути формирования патриотического сознания среди молодежи. Однако далеко не все студенты осведомлены о формах, методах и средствах увековечивания памяти Д. М. Карбышева, видят возможности приобщения обучающихся к исторической памяти через художественные средства, владеют современными технологиями проектной деятельности.

Таким образом, обозначенные представления отражают значимость выявления педагогического потенциала форм патриотического воспитания студентов (на материале культурно-исторической памяти о подвиге Д. М. Карбышева), построенного на моральных принципах высокой духовности: формировании героизма, самоотверженности, культа подвига, любви к Родине и ответственности за свою Отчизну.

Необходимо воспитывать у всех поколений наших граждан такое важное свойство победителя, как жизнестойкость - способность к преодолению трудностей, крепость духа. Отсюда - важность формирования черт личности, которые «определяют качественную специфику поведения человека: его добродетельность; следование принципам веры, любви, альтруизма, смысла жизни; креативность, оптимизм. Жизнестойкость обладает основными признаками духовных особенностей, однако не тождественна им. Она представляет собой единство природных и нравственных начал» [15, с. 45].

Для студенческой и работающей молодежи наряду с общими экскурсионными маршрутами существуют и другие локусы: специальные учреждения культуры для молодежи, общегородские библиотеки, музеи, Дом кино, акция «Бессмертный полк». Здесь действуют аналогичные средства, включающие, кроме выше перечисленных, просмотры фрагментов фильма «Родины солдат» и видеофрагментов балета «Карбышев» Омского музыкального театра.

В результате разработки технологий выявился педагогический потенциал данных патриотических акций: их преемственность, учет уроков истории, сакральная сущность военно-патриотических подвигов во имя жизни, наглядность, зрелищный эффект, яркость, значимость культурно-исторической памяти, эмоциональная насыщенность воздействия.

Список источников

1. Кутепов В. А., Рыбаков С. В. Военно-патриотическое воспитание школьников Западной Сибири (1968-1991 гг.) // Омский научный вестник. 2013. № 5 (122). URL: https://cyberleninka.ru/article (дата обращения: 26.06.2022).

2. О дальнейшем усилении военно-патриотического воспитания учащихся и повышении уровня работы организаций ДОСААФ в школах: совместное постановление ЦК ВЛКСМ, Министерства просвещения РСФСР и ЦК ДОСААФ // Советский патриот. 1964. 8 дек.

3. Михайлова Е. М. Историческая память о героике в Великой Отечественной войне как фактор воспитания патриотизма и национального самосознания молодежи // Вестник Российского университета кооперации. 2015. № 2 (20). URL: https:// cyberleninka.ru/article/ (дата обращения: 26.06.2022).

4. Бачинин И. В. Духовно-нравственные качества российского народа-победителя... // Великий подвиг народа по защите Отечества: вехи истории: сб. науч. ст. Екатеринбург: [б. и.], 2020. Ч. 1. С. 91-95.

5. Пузанова Ж. В., Ларина Т. И. Влияние обучения в вузе на изменение ценностных ориентаций обучающихся // Высшее образование в России. 2021. № 4. С. 99-111.

6. Ареандачук И. В. Субъектно-деятельностные детерминанты образовательно-развивающей активности учащейся молодежи // Образование и саморазвитие. 2020. Т. 15, № 2. С. 103-119.

7. Вишневский Ю. Р., Нархов Д. Ю. Управленцам вузов о социокультурном развитии // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 3. С. 165-172.

8. Абдуллин А. Г., Лихолетов В. В., Рябова М. Г. Самоопределение и самореализация молодежи России: социально-нравственные и психолого-педагогические аспекты проблемы // Интеграция образования. 2021. Т. 25, № 3. С. 440-462.

9. Миркискин В. А. Военная и научная деятельность Дмитрия Михайловича Карбышева: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 2004. С. 14.

10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201601040050 (дата обращения: 26.06.2022).

11. Попп И. А., Шахнович И. С. Проектный подход в патриотическом воспитании молодежи (на примере всероссийского патриотического проекта «Живая история») // Педагогическое образование в России. 2015. № 12. С. 189-194.

12. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года. URL: https://vmo.rgub.ru/files/project-937-2. pdf (дата обращения: 26.06.2022).

13. Ахмедханова С. М. Формирование национальной идентичности // Молодой ученый. 2015. № 14. С. 438-441.

14. Яркова Е. Н., Иванов А. Г., Мальцев Я. В. Этическое образование: пути формирования морального сознания личности (опыт осмысления тюменской этико-философской традиции) // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 6. С. 11-40.

15. Шадриков В. Д. Категории деятельности и ее применение к изучению качества профессионального образования. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2012. 175 с.

References

1. Kutepov V. A., Rybakov S. V. Voyenno-patrioticheskoye vospitaniye shkol'nikov Zapadnoy Sibiri (1968-1991) [Military Patriarchal School of the Commonwealth West Siberia (1968-1991)]. Omskiy nauchnyy vestnik - Omsk Scientific Bulletin, 2013, no. 5 (122) (in Russian). URL: https://cyberleninka.ru/article (accessed 26 June 2022).

2. O dal'neyshem usilenii voyenno-patrioticheskogo vospitaniya uchashchikhsya i povyshenii urovnya raboty organizatsiy DOSAAF v shkolakh: sovmestnoye postanovleniye TsK VLKSM, Ministerstva prosveshcheniya RSFSR i TsK DOSAAF [On the Far Ham Strengthening of the Military-Patricial Law of the Pilot and Increasing the Level of Communication of the DOSAAF Organization in Schools: joint resolution of the Central Committee of the Komsomol, the Ministry of Education of the RSFSR and the Central Committee of DOSAAF]. Sovetskiy patriot, 1964, 8th December (in Russian).

3. Mikhaylova E. M. Istoricheskaya pamyat' o geroike v Velikoy Otechestvennoy voyne kak faktor vospitaniya patriotizma i natsional'nogo samosoznaniya molodezhi [Historical memory of heroics in the Generous Fatherland]. VestnikRossiyskogo uni-versiteta kooperatsii - Vestnik of the Russian University of Cooperation, 2015, no. 2 (20) (in Russian). URL: https://cyberleninka. ru/article/ (accessed 26 June 2022).

4. Bachinin I. V. Dukhovno-nravstvennyye kachestva rossiyskogo naroda-pobeditelya... [Spiritual and moral qualities of the Russian victorious people...]. Velikiy podvig narodapo zashchite Otechestva: vekhi istorii: sbornik nauchnykh statey. Chast' 1 [Great feat of the people to defend the Fatherland: milestones of history: a collection of scientific articles Part 1]. Yekaterinburg, 2020. 356 p. (in Russian).

5. Puzanova Zh. V., Larina T. I. Vliyaniye obucheniya v vuze na izmeneniye tsennostnykh oriyentatsiy obuchayushchikhsya [The impact of university studies on changing the value orientation of students]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2021, no. 4, pp. 99-111 (in Russian.

6. Areandachuk I. V. Sub''yektno-deyatel'nostnyye determinanty obrazovatel'no-razvivayushchey aktivnosti uchashcheysya molodezhi [Subject-activity determinants of educational-developing activity of the student]. Obrazovaniye i samorazvitiye - Education and Self-Development, 2020, vol. 15, no. 2, pp. 103-119 (in Russian).

7. Vishnevskiy Yu. R., Narkhov D. Yu. Upravlentsam vuzov o sotsiokul'turnom razvitii [University managers on socio-cultural development]. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz - University Management: Practice and Analysis, 2018, vol. 22, no. 3, pp. 165-172 (in Russian).

8. Abdullin A. G., Likholetov V. V., Ryabova M. G. Samoopredeleniye i samorealizatsiya molodezhi Rossii: sotsial'no-nravstvenny-ye i psikhologo-pedagogicheskiye aspekty problemy [Self-determination and self-realization of the youth of Russia: socio-moral and psychological and pedagogical aspects of the problem]. Integratsiya obrazovaniya - Integration of Education, 2021, vol. 25, no. 3, pp. 440-462 (in Russian).

9. Mirkiskin V. A. Voyennaya i nauchnaya deyatel'nost'DmitriyaMikhaylovicha Karbysheva. Avtoref. dis. kand. ist. nauk [Military and scientific activities of Dmitry Mikhailovich Karbyshev. Abstract of thesis cand. histor. sci.]. Moscow, 2004. 14 p. (in Russian).

10. Gosudarstvennaya programma "Patrioticheskoye vospitaniye grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gody" (utv. Post-anovleniyem Pravitel 'stva RF ot 30 dekabrya 2015 no. 1493) [State program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2016-2020"] (in Russian). URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201601040050 (accessed 26 June 2022).

11. Popp I. A., Shakhnovich I. S. Proyektnyy podkhod v patrioticheskom vospitanii molodezhi (na primere vserossiyskogo patri-oticheskogo proyekta "Zhivaya istoriya" [Project approach in patriotic education of youth (on the example of the All-Russian patriotic project "Living History")]. Pedagogicheskoye obrazovaniye v Rossii, 2015, no. 12, pp. 189-194 (in Russian).

12. Strategiya razvitiya molodyozhi Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Youth Development Strategy of the Russian Federation for the period until 2025] (in Russian). URL: https://vmo.rgub.ru/files/project-937-2.pdf (accessed 26 June 2022).

13. Akhmedkhanova S. M. Formirovaniye natsional'noy identichnosti [The formation of the national is identical]. Molodoy uchenyy, 2015, no. 14, pp. 438-441 (in Russian).

14. Yarkova E. N., Ivanov A. G., Mal'tsev Ya. V. Eticheskoye obrazovaniye: puti formirovaniya moral'nogo soznaniya lichnosti (opyt osmysleniya tyumenskoy etiko-filosofskoy traditsii) [Ethical education: ways to form the moral consciousness of a person (experience in understanding the Tyumen etiquette-philosophical tradition)]. Obrazovaniye i nauka - The Education and Science Journal, 2022, vol. 24, no. 6, pp. 11-40 (in Russian).

15. Shadrikov V. D. Kategorii deyatel'nosti iyeyoprimeneniye k izucheniyu kachestvaprofessional'nogo obrazovaniya [Categories of activity and its application to the study of the quality of vocational education]. Moscow, Izdatel'skiy dom Vysshey shkoly eko-nomiki Publ., 2012. 175 p. (in Russian).

Информация об авторах

Хилько Н. Ф., старший научный сотрудник, Сибирский филиал Российского института наследия им. Д. С. Лихачева (ул. Андрианова, 28, Омск, Россия, 644077); профессор, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (пр. Мира, 55, Омск, Россия, 644077).

Озерова О. А., доцент, Омский государственный педагогический университет (наб. Тухачевского, 14, Омск, Россия, 644099).

Information about the authors

Khilko N. F., Senior Researcher, Siberian Branch, Russian Institute of Heritage named after D. S. Likhachev (ul. Andrianova, 28, Omsk, Russian Federation, 644077); Professor, Dostoevsky State University (pr. Mira, 55, Omsk, Russian Federation, 644077). Ozerova O. A., Associate Professor, Omsk State Pedagogical University (nab. Tukhachevskogo, 14, Omsk, Russian Federation, 644099).

Статья поступила в редакцию 26.06.2022; принята к публикации 03.02.2023 The article was submitted 26.06.2022; accepted for publication 03.02.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.