инспектора уголовного розыска Л.Ф. Б-ва, то ему мечтать, а тем более скучать в «застойные» годы было просто некогда. Изученные нами документы его личного архива подтверждают этот вывод со всей очевидностью.
Литература и источники
1. Личный архив Л.Ф. Б-ва.
2. Вайнеры A.A. и Г.А. Город принял!... - М.: Сов. писатель, 1980. - 192 с.
3. Вайнеры A.A. и Г.А. Гонки по вертикали. - М.: АСТ, Жанры, 2014. - 348 с.
4. Вайнеры A.A. и Г.А. Визит к Минотавру. - М.: АСТ, 2014. - 412 с.
5. Словин Л.М. Астраханский вокзал. - М.: Молодая гвардия, 1975. - 280 с.
6. Словин Л.М. Транспортный вариант. - М.: Московский рабочий, 1984. - 318 с.
7. Словин Л.М. Подставное лицо; Дополнительный прибывает на второй путь; Транспортный вариант; Четыре билета на ночной скорый; Свидетельство Лабрюйера: Повести. - М.: Дружба народов, 1994. - 478 с.
8. Липатов В.В. И это все о нем: роман. - Киев: Радянська школа, 1984. - 369 с.
9. Служебная аттестация на старшего инспектора Б-ва Л.Ф. от 06.05.1982 г.
10. ЦДООСО (Центр документации общественных организаций Свердловской области). Ф. 4 (Областной комитет КПСС). Оп. 100. Д. 422.
11. Свердловская область в 1991-1995 годах: статистический сборник. - Екатеринбург: Свердловский областной комитет государственной статистики, 1996.
12. Информационно-аналитическая записка о состоянии правопорядка и основных результатах служебной деятельности ГУ МВД России по Свердловской области в 2019 году // Главное управление МВД России по Свердловской области: офиц. сайт. URL: https://66.xn--b1aew.xn--p1ai/document/19891141 (дата обращения: 03.05.2022).
References and Sources
1. Lichnyj arhiv L.F. B-va.
2. Vajnery A.A. i G.A. Gorod prinyal!... - M.: Sov. pisatel', 1980. - 192 s.
3. Vajnery A.A. i G.A. Gonki po vertikali. - M.: ACT, ZHanry, 2014. - 348 s.
4. Vajnery A.A. i G.A. Vizit k Minotavru. - M.: AST, 2014. - 412 s.
5. Slovin L.M. Astrahanskij vokzal. - M.: Molodaya gvardiya, 1975. - 280 s.
6. Slovin L.M. Transportnyj variant. - M.: Moskovskij rabochij, 1984. - 318 s.
7. Slovin L.M. Podstavnoe lico; Dopolnitel'nyj pribyvaet na vtoroj put'; Transportnyj variant; CHetyre bileta na nochnoj skoryj; Svidetel'stvo Labryujera: Povesti. - M.: Druzhba narodov, 1994. - 478 s.
8. Lipatov V.V. I eto vse o nem: roman. - Kiev: Radyans'ka shkola, 1984. - 369 s.
9. Sluzhebnaya attestaciya na starshego inspektora B-va L.F. ot 06.05.1982 g.
10. CDOOSO (Centr dokumentacii obshchestvennyh organizacij Sverdlovskoj oblasti). F. 4 (Oblastnoj komitet KPSS). Op. 100. D. 422.
11. Sverdlovskaya oblast' v 1991-1995 godah: statisticheskij sbornik. - Ekaterinburg: Sverdlovskij oblastnoj komitet gosudarstvennoj statistiki, 1996.
12. Informacionno-analiticheskaya zapiska o sostoyanii pravoporyadka i osnovnyh rezul'tatah sluzhebnoj deyatel'nosti GU MVD Rossii po Sverdlovskoj oblasti v 2019 godu // Glavnoe upravlenie MVD Rossii po Sverdlovskoj oblasti: ofic. sajt. URL: https://66.xn--b1aew.xn--p1ai/document/19891141 (data obrashcheniya: 03.05.2022).
МАМЯЧЕНКОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры государственного и муниципального управления Уральского государственного экономического университета ([email protected]). MAMYACHENKOV, VLADIMIR N. - Doctor of History, Associate Professor, Professor of the Department of State and Municipal Administration Ural State University of Economics ([email protected]).
УДК УДК 94(47).084.9:37.017.4 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-3-105-113
БОЙЦОВА Е.Е., ШИХАМЕТОВА Э.Р., АНДРЕЕВА А.И. ФОРМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ СЕВАСТОПОЛЬСКОГО ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНОГО ИНСТИТУТА В 1970-1980-е гг. (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛУБА «ПОИСК»)2
Ключевые слова: Великая Отечественная война, историческая память, формы патриотического воспитания, образование, Севастопольский приборостроительный институт.
В статье представлены результаты изучения роли ветеранов Великой Отечественной войны в гражданско-патриотическом воспитании студенческой молодежи в позднесоветский период на примере деятельности научно-поискового клуба «Поиск» радиотехнического факультета Севастопольского приборостроительного института. Актуализируются формы и методы работы по сохранению исторической памяти и патриотическому воспитанию студенческой молодежи 1970-х - 1980-х гг. В качестве примера системного подхода к организации патриотического воспитания студенческой молодёжи рассмотрена деятельность клуба «Поиск» на базе Радиотехнического факультета Севастопольского приборостроительного института, созданного в 1975 году к 30-летию Победы СССР в Великой Отечественной войне. Отмечается, что наиболее активно клуб работал в середине 1970-х - середине 1980-х годов, когда студенты Севастопольского приборостроительного института принимали участие в реализации различных проектов по увековечиванию памяти о событиях Великой Отечественной войны.
BOICOVA, E.E., SHIKHAMETOVA, ER., ANDREEVA, AI. FORMS OF PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS OF THE SEVASTOPOL INSTITUTE OF INSTRUMENT ENGINEERING IN THE 1970s - 1980s (ON THE EXAMPLE OF THE ACTIVITIES OF THE "SEARCH" CLUB)
2 Исследование выполнено в рамках реализации гранта РФФИ № 20-49-920005 р_а_Севастополь «Изучение вклада участников Великой Отечественной войны в становление и развитие высших учебных заведений Севастополя».
Key words: The Great Patriotic War, forms of patriotic education, historical memory, education, Sevastopol institute of instrument engineering.
The article presents the results of studying the role of veterans of the Great Patriotic War in the civil and patriotic upbringing of students in the late Soviet period on the example of the activities of the scientific club "Search" of the radio engineering Faculty of the Sevastopol institute of instrument engineering. The forms and methods of work on the preservation of historical memory and patriotic upbringing of students' youth of the 1970s - 1980s are updated. As an example of a systematic approach to the organization of patriotic education of student youth, the activity of the Poisk club on the basis of the Radio Engineering Faculty of the Sevastopol Instrument-Making Institute, established in 1975 on the occasion of the 30th anniversary of the USSR Victory in the Great Patriotic War, is considered. It is noted that the club worked most actively in the mid- 1970s - mid- 1980s, when students of the Sevastopol Instrument-Making Institute took part in the implementation of various projects to perpetuate the memory of the events of the Great Patriotic War.
Формы и методы патриотического воспитания студенческой молодежи на разных этапах отечественной истории исследовались как в советский, так и постсоветский периоды. Теоретические основы советской системы патриотического воспитания были заложены еще в 1920-е-1930-е гг. в трудах В.И. Ленина А.В. Луначарского, Н.К. Крупской. С.М. Кирова, А.В. Косарева и других государственных и общественных деятелей, педагогов [1-4].
В соответствии с коммунистической идеологией и принципами государственного строительства, важнейшей задачей воспитания советского патриота являлось формирование готовности к защите родной страны, завоеваний социализма, пролетарского интернационализма и наступательного противостояния чуждой идеологии. Этой работе уделялось огромное внимание, что принесло свои плоды. Эффективность советской системы патриотического воспитания в 1930-е годы подчеркивается в многочисленных работах по изучению феномена патриотизма советского народа, проявленного в годы Великой Отечественной войны, которые показывают, что героизм фронта и тыла - это закономерный результат всестороннего, целенаправленного и длительного процесса формирования личности гражданина - патриота страны и защитника Родины [5-7].
В 1950-1980-е гг. среди исследований патриотического воспитания выделяются работы Л.А. Бублика, Ю.С. Васютина, А.П. Волкова, П.Г. Радько. [8-11]. Исследователи анализировали основные подходы, содержание, формы и методы работы партийных, советских, общественных организаций, военкоматов, педагогических коллективов по патриотическому воспитанию различных групп молодежи. На современном этапе в научных публикациях Е.Л. Кудриной, В.И. Лутовинова, Е.А. Скобиной, Е.В. Севастьяновой, Л.Б. Шиповской и многих других авторов проводится анализ и систематизация советских форм патриотического воспитания студенческой молодежи, акцентируется внимание на комплексном подходе к организации воспитательной работы [12-15]. Однако изучение регионального опыта реализации гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи, его конкретных форм, методов, достижений участников остается актуальной задачей и позволяет расширять возможности современных подходов к организации воспитательной работы в вузах.
Важнейшими источниками по данной теме являются документы и материалы ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ, в частности постановления ЦК КПСС по организации гражданско-патриотического воспитания советских людей, постановления съездов комсомола, пленумов, Бюро и Секретариата ЦК ВЛКСМ, раскрывающие стратегию героико-патриотического воспитания молодежи [16, 17]. Они дают возможность оценить комплексную работу, которую в 50-е - начале 90-х годов XX века проводило руководство комсомола по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. Большой интерес представляют документы отдела спортивной и оборонно-массовой работы ЦК ВЛКСМ и документация Центрального штаба Всесоюзного похода по местам революционной, боевой и трудовой славы КПСС и советского народа за 1966-1989 гг. Особое место в числе источников занимают материалы периодической печати. К ним относятся корреспонденции из центральных газет «Правда», «Комсомольская правда», «Красная Звезда» и др.
Источниковую базу данной статьи образуют как опубликованные документы, так и уникальные рукописные материалы о работе клуба «Поиск» Севастопольского приборостроительного института (далее СПИ), хранящиеся фонде ведомственного музея «Севастопольская Голландия» [18], публикации участников клуба о ветеранах Великой Отечественной войны в ведомственной многотиражной газете «За приборостроительные кадры» [19; 20; 21; 22], фотодокументы из личного архива члена клуба «Поиск», а впоследствии его председателя В.С. Домашенко (с разрешения автора) [23]. В диссертации Т.С. Семенихиной
справедливо отмечается, что для анализа героико-патриотической и поисковой работы значительный интерес представляют источники личного происхождения: мемуарные издания советских полководцев и военачальников, аналитические материалы и воспоминания организаторов героико-патриотического воспитания молодежи и руководителей военно-патриотических объединений - И.В. Бобынцева, В.Х. Шуля, К.Н. Поповой [24, с. 13].
Следует отметить, что во второй половине 1960-х-1980-е гг. в организации патриотического воспитания в СССР формируются новые учреждения, в том числе проблемный совет по патриотическому и интернациональному воспитанию при Академии педагогических наук СССР. Вузам предлагается поощрять такие формы работы, как создание клубов, военно-патриотических объединений и движений обучающихся. В преддверии 20-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне, в мае 1965 года многие отряды комсомольцев и молодежи отправились в поход по местам боевых подвигов своих отцов. Это начинание стало массовым в результате обращения ЦК ВЛКСМ к молодежи страны о проведении Всесоюзного туристского похода комсомольцев и молодежи по путям революционной, боевой и трудовой славы советского народа со страниц «Комсомольская правда» 1 июня 1965 г. Состоявшееся вскоре Бюро ЦК ВЛКСМ приняло Постановление, рекомендовавшее всем организациям «с соответствующими советами по туризму ... вовлечь в период летних отпусков и школьных каникул, предвыходные и воскресные дни широкие массы молодых рабочих, колхозников, служащих, студенческую и учащуюся молодежь в туристские экспедиции, путешествия и походы по местам героических сражений Советской Армии и Военно-Морского флота, партизанским тропам» [25, с. 1].
Первый Всесоюзный поход молодежи по местам боевой славы советского народа летом 1965 г. охватил более 3 млн юношей и девушек, которые прошли по дорогам Великой Отечественной и Гражданской войн, познакомились с трудовыми подвигами советских людей в тылу. На местах организаторами похода выступили советы по туризму, комсомольские организации и политические органы воинских частей. Итоги похода были подведены на Всесоюзном слете участников похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа, открывшемся 19 сентября 1965 г. в крепости-герое Бресте. В отчетных материалах было отмечено, что по итогам походов создано более 27 тысяч музеев, комнат и уголков боевой славы, установлено около 6 тысяч памятников, обелисков и мемориальных досок на местах сражений, приведены в порядок 80 тысяч братских могил, установлены имена неизвестных героев войны [25, с. 3]. Однако, несмотря на массовость участия молодежи во Всесоюзном Походе, лишь к концу 1970-х гг. XX столетия появились первые публикации, обобщившие опыт этого массового патриотического движения молодежи [24, с. 5].
Поход позволил привлечь к патриотической работе с молодежью тысячи ветеранов войны, Героев Советского Союза, которые помогли молодым понять величие подвига народа в годы Великой Отечественной войны. Полностью оправдало себя создание при комсомольских комитетах штабов по проведению походов, которые провели большую работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи, объединили вокруг себя широкий актив [25, с. 4].
Одной из важнейших задач патриотического воспитания студенческой молодежи в этот период оставалось вовлечение ее в Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), целью которого было развертывание оборонно-массовой работы, пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди населения, а также допризывная подготовка молодежи к службе в армии [26, с. 5]. Военно-спортивная подготовка молодежи оставалась важнейшей составляющей патриотического воспитания. Распространение получила практика подготовки студентов к выполнению нормативов физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», который был внедрен во все образовательные организации страны, выполняя важные задачи физического воспитания и совершенствования молодого поколения [27, с. 93].
Следует отметить, что в патриотическом воспитании студентов принимали участие не только партийные, комсомольские, профсоюзные и другие общественные организации, но и должностные лица из числа руководства вузов, профессорско-преподавательского состава, членов редколлегий ведомственных журналов и газет, клубных работников и др. Таким образом, наибольший эффект в патриотическом воспитании студенческой молодежи достигался за счет координации усилий всех участников [7, с. 28].
Примером системного подхода к организации патриотического воспитания студенческой молодёжи является деятельность клуба «Поиск» на базе Радиотехнического факультета Севастопольского приборостроительного института. Он был создан в 1975 году к 30-летию победы СССР в Великой Отечественной войне на Радиотехническом факультете Севастопольского приборостроительного института [28, с. 59-61]. Основателем и почетным членом клуба был подполковник в отставке, преподаватель кафедры физики СПИ Павел Иванович Заблоцкий (фото 1).
Фото 1. Павел Иванович Заблоцкий
Свой боевой путь Павел Иванович прошёл в рядах 724 стрелкового полка 315-й Мелитопольской Краснознаменной стрелковой дивизии. Будучи связистом, он обеспечивал поддержание проводной связи со всеми подразделениями полка. Особенно отличился Павел Иванович в операции по освобождению Севастополя, за что был удостоен ордена «Красной Звезды» [29].
С 1964 года П.И. Заблоцкий работал ассистентом на кафедре физики, был заместителем председателя Совета ветеранов войны и труда СПИ. Помимо преподавательской деятельности, он занимался изучением истории Великой Отечественной войны, был идейным коммунистом и лектором общества «Знание», выступал с различными ценными инициативами [18]. Так, 5 января 1975 года Павел Иванович адресовал партбюро Радиотехнического факультета свои предложения по организации мероприятий ко Дню Победы и военно-патриотическому воспитанию студентов. Главной темой обращения было создание клуба, который объединит студентов для занятий научно-поисковой работой по изучению боевых традиций 315-й Мелитопольской Краснознаменной стрелковой дивизии. Ее выбор в качестве объекта изучения был продиктован следующими соображениями. Дивизия сформирована в 1942 году в Барнауле, принимала участие в боях на Сталинградском фронте, освобождала города Ростовской, Донецкой и Луганской областей, участвовала в прорыве Миус-фронта [30, с. 20; 31, с. 5]. Своё почетное название дивизия получила после освобождения Мелитополя (26 сентября - 5 ноября 1943 г.). Далее соединение принимало участие в Крымской наступательной операции (8 апреля - 12 мая 1944 г.), её название высечено на гранитной плите Обелиска Славы воинам-освободителям на Сапун-горе вместе с другими частями, освобождавшими Севастополь. Сам Павел Иванович Заблоцкий сражался в рядах 315-й Мелитопольской Краснознаменной стрелковой дивизии, состоял в Совете ее ветеранов и долгие годы поддерживал связь с боевыми товарищами. К 1975 году изучением истории части занимались школы Севастополя, Барнаула, Запорожской области и Москвы. «Жаль, что этому вопросу очень мало уделяется внимания комсомольским бюро Радиотехнического факультета СПИ, хотя они изъявили желание заниматься поисковыми работами по 315 Мелитопольской Краснознаменной стрелковой дивизии, но работа пока не ведется» - писал П.И. Заблоцкий [28, с. 59-60].
Инициатива ветерана получила поддержку. Первоначально клуб состоял из десяти человек. В него входили преподаватели, работники научно-исследовательского сектора института и студенты. Заседания проходили не реже одного раза в месяц. Руководство клубом осуществлялось советом, в который входили комсомольцы и коммунисты; каждый из членов совета возглавлял
группу из пяти инициативных студентов - «красных следопытов». Первым председателем «Поиска» был избран ассистент В.Н. Шикунов, секретарем - член комсомольского бюро студентка Галина Лысечко. П.И. Заблоцкий консультировал студентов и квалифицированно выстраивал работу совета. Поскольку создание клуба было приурочено к 30-летию Великой Победы, на первом же задании был рассмотрен вопрос о подготовке к празднованию этой знаменательной даты [28, с. 3].
Каждая группа студентов клуба «Поиск» занималась изучением боевого пути подразделений 315 Мелитопольской Краснознаменной стрелковой дивизии, в состав которой входили 362-й, 724-й, 1328-й стрелковые и 1012-й артиллерийский полки, 431-й отдельный истребительный противотанковый дивизион, 900-й отдельный батальон связи и другие подразделения. Юные исследователи разыскивали ветеранов и их родственников, поддерживали с ними связь, узнавали имена погибших, открывали забытые страницы участия дивизии в Великой Отечественной войне, примеры героизма ее солдат и офицеров. Члены клуба неоднократно публиковали материалы о результатах проводимой работы в многотиражной газете СПИ «За приборостроительные кадры». В частности, в одной из публикаций газеты сообщалось: «Установлена связь с ветеранами этого соединения, собран фактический материал о нем, изготовлены портреты ветеранов, оборудуются и обновляются стенды, лекции, беседы, политинформации со студентами на военно-патриотические темы, организуется посещение мест, где проходили бои, музеев, памятников, братских захоронений и т.д.» [22, с. 2].
Чаще всего статьи в газете были приурочены к 9 мая: П.И. Заблоцкий размещал историческую справку об освобождении Крыма и Севастополя, об участии в нём 315-й Мелитопольской Краснознаменной стрелковой дивизии [21, с. 1]. Постоянные публикации в газете, наглядное оформление работы клуба, несомненно, знакомили студентов и преподавателей института с подвигами ветеранов знаменитой дивизии и привлекали к поисковому движению новых активистов из числа студентов. В члены клуба могли вступить студенты младших курсов, обучавшиеся на «хорошо» и «отлично».
Помимо поисковой работы, члены клуба систематически принимали участие в героико-патриотических мероприятиях, посвященных Великой Отечественной войне. Одно из них -ежегодная встреча участников обороны Севастополя 1941-1942 гг. на командном пункте Приморской армии. Познакомиться с тем, как проходили эти мероприятия в 1979 г. помогают несколько серий фотографий, которые сделал член клуба, впоследствии его председатель Василий Сергеевич Домашенко. Фотографии позволяют реконструировать ход мероприятия, в котором принимали участие преподаватели СПИ - участники Великой Отечественной войны: старший преподаватель кафедры теоретических основ радиотехники И.Н. Деркач, доцент кафедры истории КПСС И.А. Джусь (фото 2).
Фото 2. Линейка на 11-й береговой батарее в мае 1977 г.
Слева направо: Герой Советского Союза Мария Карповна Байда; ст. преподаватель кафедры ТОР Иван Николаевич Деркач; секретарь комсомольской организации факультета РТ Александр Рябоштанов; доцент кафедры истории КПСС Иван Абрамович Джусь.
Помимо исследователей, в клубе работали художники, оформлявшие фотовыставки и альбомы, фотографы, фиксировавшие мероприятия с участием членов «Поиска». Клуб неоднократно подготавливал фотовыставки, посвященные Великой Отечественной войне: «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Они защищали Родину», «Они защищали Севастополь...». Последняя была приурочена к 35-летию освобождения Севастополя, героями этой выставки были ветераны 315-й МКСД. На стендах было размещено более сорока фотопортретов бойцов дивизии - солдат и командиров, особое внимание уделялось женщинам -врачам, санинструкторам, телефонисткам и радисткам. На стендах размещались схемы боевого пути дивизии, с указанием городов, которые были освобождены ею. Встречи студентов с ветеранами в памятных местах - Мелитополе, Севастополе и других городах также нашли отражение на стендах в виде многочисленных коллективных фотографий. Все материалы фотовыставок члены клуба передавали в музей института. Например, ко Дню Военно-Морского флота СССР в 1985 году были оформлены новые стенды, героями которых стали сотрудники СПИ, проходившие службу на флоте: И.И. Фурсин, А.С. Сафонов, К.Д. Гурман, А.И. Доценко, А.Т. Лысенко, Е.С. Уваров [20, с. 2].
Каждый год в мае клуб «Поиск» принимал участие во встречах ветеранов 315-й Мелитопольской Краснознаменной стрелковой дивизии. Ветераны дивизии из разных городов и даже союзных республик собирались в местах боев за освобождение Крыма. При посещении Перекопа, за взятие которого в 1944 году дивизия была награждена орденом Красного знамени, ветераны вспоминали боевые дни и своих товарищей. Вместе с ними на памятные места прибывали родственники погибших, те события еще были свежи в памяти. По пути в Севастополь ветераны посещали братские могилы, проводили митинг и возлагали цветы к памятнику воинам 315-й Мелитопольской Краснознаменной стрелковой дивизии и других соединений 2-й гвардейской армии на склоне Мекензиевых гор у посёлка Фруктовое (фото 3).
Рис. 3. Встреча ветеранов 315-й МКСД 7-9 мая 1979 г. Фото В.С. Домашенко
Встречи ветеранов находили отражение в статьях газеты: «9 мая ветераны дивизии на четырех автобусах прибыли из совхоза-завода имени П. Осипенко на торжественно-траурные мероприятия в Севастополь. Участвовали в митинге, в шествии ветеранов по городу» [19, с. 1]. Студенты в дальнейшем поддерживали связь с ветеранами, отправляли им поздравительные письма и открытки.
По воспоминаниям В.И. Домашенко, наиболее активно клуб работал в середине 1970-х -середине 1980-х годов, когда студенты Севастопольского приборостроительного института принимали участие в реализации различных проектов по увековечиванию памяти о событиях Великой Отечественной войны, в том числе принимали участие и в создании памятника 8-й бригаде морской пехоты, воевавшей в четвёртом секторе обороны в 1941-1942 гг. [28].
8-я бригада морской пехоты, сформированная из моряков береговых частей и кораблей Черноморского флота, 30 октября 1941 г. морем была доставлена в Севастополь из Новороссийска. Основной ее состав сразу же принял участие в боях на одном из самых трудных участков - в четвертом секторе обороны. Командиром бригады был полковник В.Л. Вильшанский, военкомом - бригадный комиссар Л.И. Ефименко. Во время второго наступления, в декабре, гитлеровцы основной удар нанесли в стык третьего и четвертого секторов обороны. На участке хутор Мекензия - гора Азис-Оба они стремились окружить и уничтожить войска четвертого сектора, а затем выйти к Северной бухте и ударами с флангов разгромить войска третьего сектора.
Наиболее ожесточенные бои разгорелись на участке 8-й бригады, занимавшей оборону у горы Азис-Оба. За два дня кровопролитных боев 8-я бригада потеряла около 1700 человек, т. е. более половины состава. В ходе отражения декабрьского наступления советские воины отошли на главный оборонительный рубеж четвертого сектора обороны, но фронт удержали. В конце декабря 1941 г. оставшиеся в строю воины 8-й бригады влились в 7-ю бригаду морской пехоты и в 1-й морской полк, на базе которого в январе 1942 г. была вновь создана 8-я бригада морских пехотинцев. Бригадой второго формирования командовал полковник П.Ф. Горпищенко.
В 1970 г. на 14-м километре Симферопольского шоссе в честь воинов 8-й бригады был сооружен памятный знак - стела из инкерманского камня с мемориальными досками (авторы проекта - студенты Севастопольского приборостроительного института В. Дзивалтовский и А. Пилунский). В 1977 г. на горе Азис-Оба, в районе с. Верхнесадового, где находился командный пункт 8-й бригады и где погибла большая часть ее личного состава, также был открыт памятник, в сооружении которого приняли участие студенты Севастопольского приборостроительного института (автор проекта - доцент 3. Г. Емец, архитектор-консультант - В.М. Артюхов). Он представляет собой каменную плиту с рельефной схемой боев у Азис-Обы. На плите установлен миномет. Надпись на памятнике гласит: «Воинам 8-й бригады морской пехоты ЧФ, 1941-1942 гг. Здесь они стояли насмерть и этим обрели бессмертие» [32, с. 59-90].
Таким образом, многообразие форм и направлений деятельности клуба «Поиск» - яркий пример системной работы по патриотическому воспитанию студенческой молодежи в Советском Союзе. Участие в мероприятиях по сохранению памяти о героях Великой Отечественной войны, научно-поисковая работа, общение с ветеранами, изучение подвигов прошлого воспитывало в личности такие ценности, как гражданственность, патриотизм, ответственность и коллективизм.
Традиционные для советского периода формы патриотического воспитания студентов, включающие проведение поисковых экспедиций, поездки на места сражений, архивных изысканий, общение с ветеранами, вовлечение молодых людей в активность общественных военно-патриотических движений остаются актуальными и в наши дни. В тоже время на современном этапе они дополняются и обновляются в связи с более широким использованием возможностей информационных технологий, мультимедийных ресурсов, которые позволяют студентам изучать и популяризировать историю государства, малой родины, учебного заведения в судьбах конкретных людей.
Сегодня воспитание гражданина-патриота также должно являться одним из приоритетных направлений в воспитательной работе образовательной организации высшего образования, носить плановый, системный и постоянный характер. Севастопольский государственный университет чтит традиции по сохранению исторической памяти, военно-патриотическому воспитанию студенческой молодежи и принимает активное участие в различных мероприятиях по увековечиванию памяти участников Великой Отечественной войны, среди которых проект «Бессмертный полк СевГУ» [33]. Преподавателями и студентами кафедры «История» собран и систематизирован значительный массив информации, фотографий о ветеранах, работавших в университете с самого его основания до последних лет, создана и размещена на общедоступной платформе в сети Интернет историко-биографическая иллюстрированная база данных о ветеранах Севастопольского приборостроительного Института со стратификацией по полу, возрасту, уровню образования и дальнейшего повышения квалификации, военным и гражданским специальностям.
Литература и источники
1. Ленин В.И. Задачи союзов молодёжи: Речь на III Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 г. - М.: Молодая гвардия, 1979. - 32 с.
2. Киров С.М. О молодежи. - М.: Молодая гвардия, 1937. - 205 с.
3. Косарев A.B. Отчёт ЦК ВЛКСМ Десятому Всесоюзному съезду Ленинского комсомола. - М.: Молодая гвардия, 1936. -80 с.
4. Крупская Н.К. О коммунистическом воспитании: Избранные статьи и речи. - М.: Молодая гвардия, 1956. - 424 с.
5. Военно-патриотическое воспитание студентов в педагогических институтах: сборник научных трудов / отв. ред. В. В. Розин. - М., 1981. - 175 с.
6. Малый А.Т. Развитие теории и практики воспитания советских воинов в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Дис. ... канд. нед. наук. - М.: ВПА, 1978.
7. Алехин И.А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи в истории России // Мир образования - образование в мире. - 2012. - № 3 (47). - С. 22-31.
8. Радько П.Г. Историография деятельности Коммунистической партии Украины но патриотическому воспитанию трудящихся (1971-1985 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Киев, 1987. - 248 с.
9. БубликЛ.А. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи - на уровень требований КПСС. - М.: ДОСААФ, 1977.
- 95 с.
10. Васютин Ю.С. Ленинский комсомол - боевой помощник КПСС в воспитании молодежи на революционных, боевых и трудовых традициях партии и советского народа. - М., 1977. - 38 с.
11. Волков А.П. Деятельность Коммунистической партии по военно-патриотическому воспитанию допризывной молодежи (1961 - 1988 гг.): Историографическое исследование. Дис. ... канд. ист. наук. - М., 1989. - 112 с.
12. Шевцова М.М., Кудрина Е.Л. К вопросу о патриотическом воспитании детей и молодежи // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - №33-1. - С. 185-193.
13. Лутовинов В.И. Патриотизм и проблемы его формирования у российской молодежи в современных условиях: Социально-философский анализ. Дис. ... докт. филос. наук. - М., 1998. - 488 с.
14. Шиповская Л.Б. Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России.
- Астрахань: Астраханский университет, 2010. - 94 с.
15. Скобина Е.А., Севостьянова Е.В. Опыт патриотического воспитания студентов вуза: структурные компоненты и содержательное наполнение // Педагогика и просвещение. - 2018. - № 4. - С. 131-140.
16. Товарищ комсомол. Документы съездов комсомола, пленумов, Бюро и Секретариата ЦК ВЛКСМ. 1968-1982. - М., 1983. -543 с.
17. Товарищ комсомол. Документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ. Т. 2 (1941-1968). - М., 1969. - 608 с.
18. Заблоцкий П.И. Мои боевые воспоминания, апрель 1991 г. (рукопись).
19. Заблоцкий П. Встречи на родной земле // За приборостроительные кадры. - 1984. - 23 мая. - № 22 (706).
20. Заблоцкий П. Героическая летопись в фото // За приборостроительные кадры. - 1979. - 6 июня. - №23 (474).
21. Заблоцкий П. За Крым, за Севастополь! // За приборостроительные кадры. - 1984. - 9 мая. - № 20 (704).
22. Заблоцкий П. Никто не забыт // За приборостроительные кадры. - 1979. - 28 февраля. - №9 (460).
23. Личный фотоархив В.И. Домашенко [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/album439588969_272461017, https://vk.com/album439588969_281772286 (дата обращения: 09.05.2022).
24. Семенихина Т.С. Деятельность комсомольских организаций и общественных объединений Курской области но гражданско-натриотическому воспитанию молодежи в 50-90-е годы ХХ столетия. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Курск, 2009. - 28 с.
25. Всесоюзный туристский ноход комсомольцев и молодежи но местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. - М.: из-во ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1966. - 26 с.
26. МамаевА.Л. Военно-патриотическое воспитание молодежи в организациях ДОСААФ. - М. 1973. - 38 с.
27. Семенкова С.Н., Аникин И.А. Особенности советского патриотизма в годы Великой Отечественной войны // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - №3 (82). - С. 92-94.
28. Фотоальбом военно-патриотического клуба «Поиск» радиотехнического факультета Севастопольского приборостроительного института (рукопись). Фонд ведомственного музея «Севастопольская Голландия».
29. Наградной лист от 15 мая 1944 г. // Память народа.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazMeme44125281/?static_hash=ddcef808ba1920edf1e33d50a7b22233 (дата обращения: 09.05.2022).
30. Дорофеев Г.А., Михтунец К.М. 315-я Сибирская в боях за Сталинград: Боевой путь 315-й Мелитонол. стрелковой дивизии.
- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1982. - 151 с.
31. Скуборенко Н.И. Подвиг на земле Донбасса: Исторический очерк. - Луганск: «Лугань», 1992. - 164 с.
32. Крым: Памятники славы и бессмертия / С.Н. Шаповалова, В.Н. Барбух, Л.Н. Вьюницкая и др. - 2-е изд., дон. -Симферополь: Таврия, 1985. - 238 с.
33. Наш бессмертный полк // Сайт Севастопольского государственного университета. - [Электронный ресурс]. URL: https://veteran.sevsu.ru/ (дата обращения: 14.06.2022).
References and Sources
1. Lenin V.I. Zadachi soyuzov molodyozhi: Rech' na III Vserossijskom s"ezde Rossijskogo Kommunisticheskogo Soyuza Molodezhi 2 oktyabrya 1920 g. - M.: Molodaya gvardiya, 1979. - 32 s.
2. Kirov S.M. O molodezhi. - M.: Molodaya gvardiya, 1937. - 205 s.
3. Kosarev A.B. Otchyot CK VLKSM Desyatomu Vsesoyuznomu s"ezdu Leninskogo komsomola. - M.: Molodaya gvardiya, 1936. - 80 s.
4. Krupskaya N.K. O kommunisticheskom vospitanii: Izbrannye stat'i i rechi. - M.: Molodaya gvardiya, 1956. - 424 s.
5. Voenno-patrioticheskoe vospitanie studentov v pedagogicheskih institutah: sbornik nauchnyh trudov / otv. red. V. V. Rozin. - M., 1981. - 175 s.
6. Malyj A.T. Razvitie teorii i praktiki vospitaniya sovetskih voinov v gody Velikoj Otechestvennoj vojny (1941-1945 gg.). Dis. ... kand. ped. nauk. -M.: VPA, 1978.
7. Alekhin I.A. Patrioticheskoe vospitanie studencheskoj molodezhi v istorii Rossii// Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. - 2012. - №3(47). - S.22-31.
8. Rad'ko P.G. Istoriografiya deyatel'nosti Kommunisticheskoj partii Ukrainy po patrioticheskomu vospitaniyu trudyashchihsya (1971-1985 gg.). Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - Kiev, 1987. - 248 s.
9. Bublik L.A. Voenno-patrioticheskoe vospitanie sovetskoj molodezhi - na uroven' trebovanij KPSS. - M.: DOSAAF, 1977. - 95 s.
10. Vasyutin Yu.S. Leninskij komsomol - boevoj pomoshchnik KPSS v vospitanii molodezhi na revolyucionnyh, boevyh i trudovyh tradiciyah partii i sovetskogo naroda. - M., 1977. - 38 s.
11. Volkov A.P. Deyatel'nost' Kommunisticheskoj partii po voenno-patrioticheskomu vospitaniyu doprizyvnoj molodezhi (1961 - 1988 gg.): Istoriograficheskoe issledovanie. Dis. ... kand. ist. nauk. - M., 1989. - 112 s.
12. Shevcova M.M., Kudrina E.L. K voprosu o patrioticheskom vospitanii detej i molodezhi // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. - 2015. - №33-1. - S. 185-193.
13. Lutovinov V.I. Patriotizm i problemy ego formirovaniya u rossijskoj molodezhi v sovremennyh usloviyah: Social'no-filosofskij analiz. Dis. ... dokt. filos. nauk. - M., 1998. - 488 s.
14. Shipovskaya L.B. Vospitanie grazhdanstvennosti i patriotizma studencheskoj molodezhi v usloviyah obnovlennoj Rossii. - Astrahan': Astrahanskij universitet, 2010. - 94 s.
15. Skobina E.A., Sevost'yanova E.V. Opyt patrioticheskogo vospitaniya studentov vuza: strukturnye komponenty i soderzhatel'noe napolnenie // Pedagogika i prosveshchenie. - 2018. - № 4. - S. 131-140.
16. Tovarishch komsomol. Dokumenty s"ezdov komsomola, plenumov, Byuro i Sekretariata CK VLKSM. 1968-1982. - M., 1983. - 543 s.
17. Tovarishch komsomol. Dokumenty s"ezdov, konferencij i CK VLKSM. T. 2 (1941-1968). - M., 1969. - 608 s.
18. Zablockij P.I. Moi boevye vospominaniya, aprel' 1991 g. (rukopis').
19. Zablockij P. Vstrechi na rodnoj zemle // Za priborostroitel'nye kadry. - 1984. - 23 maya. - N° 22 (706).
20. Zablockij P. Geroicheskaya letopis' v foto // Za priborostroitel'nye kadry. - 1979. - 6 iyunya. - №23 (474).
21. Zablockij P. Za Krym, za Sevastopol'! // Za priborostroitel'nye kadry. - 1984. - 9 maya. - № 20 (704).
22. Zablockij P. Nikto ne zabyt // Za priborostroitel'nye kadry. - 1979. - 28 fevralya. - №9 (460).
23. Lichnyj fotoarhiv V.I. Domashenko [Elektronnyj resurs]. URL: https://vk.com/album439588969_272461017, https://vk.com/album439588969_281772286 (data obrashcheniya: 09.05.2022).
24. Semenihina T.S. Deyatel'nost' komsomol'skih organizacij i obshchestvennyh ob"edinenij Kurskoj oblasti po grazhdansko-patrioticheskomu vospitaniyu molodezhi v 50-90-e gody XX stoletiya. Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - Kursk, 2009. - 28 s.
25. Vsesoyuznyj turistskij pohod komsomol'cev i molodezhi po mestam revolyucionnoj, boevoj i trudovoj slavy sovetskogo naroda. - M.: iz-vo CK VLKSM «Molodaya gvardiya», 1966. - 26 s.
26. Mamaev A.L. Voenno-patrioticheskoe vospitanie molodezhi v organizaciyah DOSAAF. - M. 1973. - 38 s.
27. Semenkova S.N., Anikin I.A. Osobennosti sovetskogo patriotizma v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. -2020. - №3 (82). - S. 92-94.
28. Fotoal'bom voenno-patrioticheskogo kluba «Poisk» radiotekhnicheskogo fakul'teta Sevastopol'skogo priborostroitel'nogo instituta (rukopis'). Fond vedomstvennogo muzeya «Sevastopol'skaya Gollandiya».
29. Nagradnoj list ot 15 maya 1944 g. // Pamyat' naroda.ru. [Elektronnyj resurs]. URL: https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie44125281/?static_hash=ddcef808ba1920edf1e33d50a7b22233 (data obrashcheniya: 09.05.2022).
30. Dorofeev G.A., Mihtunec K.M. 315-ya Sibirskaya v boyah za Stalingrad: Boevoj put' 315-j Melitopol. strelkovoj divizii. - Barnaul: Alt. kn. izd-vo, 1982. - 151 s.
31. Skuborenko N.I. Podvig na zemle Donbassa: Istoricheskij ocherk. - Lugansk: «Lugan'», 1992. - 164 s.
32. Krym: Pamyatniki slavy i bessmertiya/ S.N. Shapovalova, V.N. Barbuh, L.N. V'yunickaya i dr. -2-e izd., dop. - Simferopol': Tavriya, 1985. -238 s.
33. Nash bessmertnyj polk // Sajt Sevastopol'skogo gosudarstvennogo universiteta. - [Elektronnyj resurs]. URL: https://veteran.sevsu.ru/ (data obrashcheniya: 14.06.2022).
БОЙЦОВА ЕЛЕНА ЕВГЕНЬЕВНА - кандидат исторических наук, заведующий кафедрой «История» Института общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет ([email protected]). ШИХАМЕТОВА ЭЛЬЗАРА РЕФАТОВНА - заместитель директора по образовательной деятельности Института дополнительного профессионального образования, ассистент кафедры «История», Севастопольский государственный университет ([email protected]).
АНДРЕЕВА АЛИНА ИГОРЕВНА - магистрант кафедры «Музейное дело и охрана памятников историко-культурного наследия» Института общественных наук и международных отношений, Севастопольский государственный университет ([email protected]).
BOYTSOVA, ELENA E. - Ph.D. in History, Head of the History Department, Institute of Social Sciences and International Relations, Sevastopol State University ([email protected]).
SHIKHAMETOVA, ELZARA R. - Deputy Director for Educational Activities of the Institute of Additional Professional Education, Assistant at the Department of History, Sevastopol State University ([email protected]).
ANDREEVA, ALINA I. - undergraduate of the Department of Museum Affairs and Protection of Monuments of Historical and Cultural Heritage, Institute of Social Sciences and International Relations, Sevastopol State University ([email protected]).
УДК 94(470):364«199»-053.81 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-3-113-122
ДАВЫДОВ С.Г., БАБАЕВА Е.В. СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ И НАСТРОЕНИЯ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В 1990-Е ГОДЫ
Ключевые слова: российская молодежь, молодежная политика, студенты, коммерциализация высшего образования, асоциальные девиации, аполитичность, здоровье молодежи, идеалы молодежи, эмиграционные настроения.
В статье исследуются социально-экономические условия, в которых оказалось молодое поколение россиян в 1990-е годы. Показано, что условия жизни молодежи серьезно ухудшились, при этом помощь государства в решении молодежных проблем была более чем недостаточной, отсутствовала должная финансовая поддержка важнейших направлений проводимой молодежной политики. В 1990-е годы менялись сознание и настроения молодежи. Политический эскапизм, с одной стороны, соседствовал с готовностью выйти на улицы, участвовать в акциях протеста. Угрожающий рост наркомании и алкоголизации, усилившаяся криминализация молодежной среды, разочарование в способности режима решить волнующие молодежь проблемы, скептическая оценка своих перспектив стали знаковыми чертами эпохи. Менялись идеалы молодежи, деформировалась система ее ценностей и интересов, в худшую сторону менялось отношение к стране. Усиливалась склонность к поиску духовных опор в религии, причем традиционные конфессии уверенно теснились деструктивными культами зарубежного происхождения, разрушающе воздействовавшими на сознание подростков и молодежи. Шло размывание духовно-нравственных основ, изменялось не в лучшую сторону сознание молодого поколения.
DAVYDOV, S.G., BABAEVA, E.V. SOCIAL WELL-BEING AND MOOD OF RUSSIAN YOUTH IN THE 1990S