Научная статья на тему 'РОЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СОЗДАНИИ И РАЗВИТИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СЕВАСТОПОЛЯ: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

РОЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СОЗДАНИИ И РАЗВИТИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СЕВАСТОПОЛЯ: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
106
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история вузов Севастополя / социализация участников войны / традиционные источники / потенциальные источники / социальные сети / просопография / биографический метод / устная история / History of Sevastopol universities / socialization of war veterans / traditional sources / potential sources / social networks / prosopography / biographical method / oral history

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хапаев Вадим Вадимович, Борисов Сергей Дмитриевич

В статье проанализирован комплекс источников, позволяющих выявить роль ветеранов Великой Отечественной войны в развитии системы высшего образования города Севастополя в послевоенный период, предложена методология исследования этой проблемы. Актуальность темы исследования связана с тем, что процесс послевоенной социализации участников Великой Отечественной войны в различных сферах народного хозяйства СССР недостаточно исследован, его региональные особенности не выявлены. Методология такого рода исследований специально не разрабатывалась. В статье впервые в качестве изучаемой фокус-группы исследованы ветераны Великой Отечественной войны, участвовавшие в создании и развитии высших учебных заведений Севастополя. Выявление и систематизация источниковой базы и разработка его методологии осуществлены в прикладных целях, но могут быть использованы при иных разысканиях по социальной истории второй половины ХХ века. Сделан вывод, что источниковая база по теме исследования обширна, разнообразна, взаимодополняема и включает как традиционные, так и потенциальные исторические источники. К традиционным относятся фонды государственных и ведомственных архивов, опубликованные и не опубликованные мемуары, материалы региональной и многотиражной периодической печати, визуальные источники (фотографии). Потенциальные источники включают в себя официальные и неофициальные сайты высших учебных заведений Севастополя и их подразделений, блоги, личные и групповые страницы социальных сетей, специализированные сайты, посвященные увековечению памяти участников войны, виртуальные некрополи. Методологический арсенал, который следует применять при выявлении роли ветеранов в развитии системы высшего образования Севастополя, определяется предметом исследования и включает в себя: просопографический и биографический методы, методики источниковедческого анализа архивной документации, периодической печати и музейных фондов, методологию устной истории и методику работы с информационным ресурсом в социальных сетях. Материалы сети Интернет, в том числе социальных сетей целесообразно привлекать на завершающем этапе исследования, когда уже определены лакуны в корпусе традиционных исторических источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Хапаев Вадим Вадимович, Борисов Сергей Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF GREAT PATRIOTIC WAR VETERANS IN THE CREATION AND DEVELOPMENT OF SEVASTOPOL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS: SOURCE-STUDYING AND METHODOLOGICAL ASPECTS

The article analyzes a set of means for identifying the role of the Great Patriotic War veterans in the development of the system of higher education in Sevastopol in the post-war period, and suggests a methodology for studying the problem. The relevance of the research topic lays in the fact that the process of post-war socialization of the Great Patriotic War participants i in various spheres of the national economy of the USSR has not been sufficiently studied, its regional features have not been identified. The methodology for this kind of research has not been specially developed. For the first time, the article examines the veterans of the Great Patriotic War who participated in the creation and development of higher educational institutions in Sevastopol as part of the focus group under study. The identification and systematization of the sources of this kind of research and the development of its methods were carried out for appliсations, but can be used in any search in social history of the second half of the twentieth century. It is concluded that the source base on the research topic is extensive, diverse, complementary and includes both traditional and potential historical sources. Traditional sources in this case are: state and departmental archival funds, published and unpublished memoirs, materials of regional and large-circulation periodicals, visual sources (photographs). Potential sources include official and unofficial websites of educational institutions of Sevastopol and their subdivisions, blogs, personal and group online-pages in social networks, specialized sites dedicated to the perpetuation of the Great Patriotic War participants, virtual cemeteries. The methodological arsenal that should be used in identifying the role of the Great Patriotic War veterans in the development of the higher education system in Sevastopol is determined by the subject of the study and includes: prosopographic and biographical methods, modalities of source study analysis of archival documentation, periodicals and museum funds, oral history methodology and techniques of working with information resource in social networks. It is advisable to involve materials from the Internet, including social networking sites at the final stage of the study, when gaps in the set of traditional historical sources have already been identified.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СОЗДАНИИ И РАЗВИТИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СЕВАСТОПОЛЯ: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

36. Gerakov G.V. Putevye zametki po mnogim rossijskim guberniyam. 1820. Statskogo sovetnika Gavriila Gerakova. - SPb., 1828.

37. Tarasov D.K. Imperator Aleksandr I. Poslednie gody carstvovaniya, bolezn', konchina i pogrebenie: po lichnym vospominaniyam lejb-hirurga D.K. Tarasova. - SPb.: Tip. t-va A.S. Suvorina «Novoe vremya», 1915.

38. Trubnikov D.I. Puteshestviya blazhennoj i vechnoj pamyati dostojnogo Gosudarya Imperatora Aleksandra I po Volge, vo vremya Vysochajshego proezda chrez Simbirskuyu guberniyu v gorod Orenburg sentyabrya 7 i 8 chisla 1824 goda// Otechestvennye zapiski. - 1826. -Ch. 25. - №71. - S.373-397.

39. Stecenko A.I. Simbirsk glazami sovremennikov. Vospominaniya o Simbirske kak istoricheskij istochnik. // URL: https://ulzapovednik.ru/upload/iblock/f51/f5144e932964b7063bf09dd092eaad9c.doc (data obrashcheniya: 22.04.2022)

40. Slavin I.Ya. Minuvshee - perezhitoe: Vospominaniya. - Saratov: KnigoGrad, 2013.

41. Unikal'naya kollekciya XIX veka: virtual'naya vystavka rukopisnyh knig Grigoriya Meshkova. // URL: https://kitaphane.tatarstan.ru/index.htm/news/2028007.htm (data obrashcheniya: 21.04.2022)

42. Puteshestvie v proshloe. Samarskij kraj glazami sovremennikov / Sost. Zaval'nyj A.N., Rybalko Yu.E. - Samara: kn. Iz-vo, 1991. - S. 173-183.

43. Popov A. I., Homchenko S.N. Iz vospominanij I.A. Vtorova o voennoplennyh 1812-1814 gg. // Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. - 2018. - T. 20. - №. 3. - S. 566-576.

44. Solov'ev A.Yu. Putevye zametki I.A. Vtorova (Moskva - Sankt-Peterburg)// XVIII vek / otv. red. N.D.Kochetkova. - M.: SPb., 2015. - Sb.28. - S. 428-472.

45. Majorova A.S. Dnevnik kupca D.M. Vakurova v gosudarstvennom arhive Saratovskoj oblasti // Otechestvennye arhivy. - 2015. - № 6.

46. Nauchnyj arhiv Russkogo geograficheskogo obshchestva (NA RGO). Razryad 34. Op. 1. D. 15.

47. Kodan S.V. Istochniki lichnogo proiskhozhdeniya v izuchenii istorii sovetskogo gosudarstva i prava: teoreticheskie i metodologicheskie osnovy issledovaniya // Universum Juris. - 2017. - № 1. // URL: http://www.universum-juris.org/ (data obrashcheniya: 22.04.2022)

48. Majorova A.S. Gorodovaya letopis' Saratova i ee avtor Gerasim Alekseevich Skopin // Kraevedy i kraevedenie Povolzh'ya v kontekste obshchestvennogo razvitiya regiona: istoriya i sovremennost': Materialy X Mezhregional'nyh kraevedcheskih chtenij. - Saratov: Izd-vo SGTPP, 2003.

49. Zaharov V.M. Letopiscy Saratovskogo Povolzh'ya // Izvestiya Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta imeni V.G. Belinskogo. Gumanitarnye nauki. -2011. - № 23.

50. Sokolov V.P. Protoirej Nikolaj Gerasimovich Skopin // Saratovskij kraj. - Vyp.1. - Saratov: Saratovskoe obshchestvo vspomoshchestvovaniya nuzhdayushchimsya literatoram, 1893. - C. IX- XXXIX.

БИРЮКОВА АННА БОРИСОВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (annabir@mail.ru).

BIRYUKOVA, ANNA B. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Philosophy, Social and Human Sciences, Samara State Technical University, Samara, Russia (annabir@mail.ru).

УДК 94(477.75)«1945/1991»+930 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-3-188-198

ХАПАЕВ В.В., БОРИСОВ С.Д. РОЛЬ ВЕТЕРАНОВ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В СОЗДАНИИ И РАЗВИТИИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СЕВАСТОПОЛЯ: ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ4

Ключевые слова: история вузов Севастополя, социализация участников войны, традиционные источники, потенциальные источники, социальные сети, просопография, биографический метод, устная история.

В статье проанализирован комплекс источников, позволяющих выявить роль ветеранов Великой Отечественной войны в развитии системы высшего образования города Севастополя в послевоенный период, предложена методология исследования этой проблемы. Актуальность темы исследования связана с тем, что процесс послевоенной социализации участников Великой Отечественной войны в различных сферах народного хозяйства СССР недостаточно исследован, его региональные особенности не выявлены. Методология такого рода исследований специально не разрабатывалась. В статье впервые в качестве изучаемой фокус-группы исследованы ветераны Великой Отечественной войны, участвовавшие в создании и развитии высших учебных заведений Севастополя. Выявление и систематизация источниковой базы и разработка его методологии осуществлены в прикладных целях, но могут быть использованы при иных разысканиях по социальной истории второй половины ХХ века. Сделан вывод, что источниковая база по теме исследования обширна, разнообразна, взаимодополняема и включает как традиционные, так и потенциальные исторические источники. К традиционным относятся фонды государственных и ведомственных архивов, опубликованные и не опубликованные мемуары, материалы региональной и многотиражной периодической печати, визуальные источники (фотографии). Потенциальные источники включают в себя официальные и неофициальные сайты высших учебных заведений Севастополя и их подразделений, блоги, личные и групповые страницы социальных сетей, специализированные сайты, посвященные увековечению памяти участников войны, виртуальные некрополи. Методологический арсенал, который следует применять при выявлении роли ветеранов в развитии системы высшего образования Севастополя, определяется предметом исследования и включает в себя: просопографический и биографический методы, методики источниковедческого анализа архивной документации, периодической печати и музейных фондов, методологию устной истории и методику работы с информационным ресурсом в социальных сетях. Материалы сети Интернет, в том числе социальных сетей целесообразно привлекать на завершающем этапе исследования, когда уже определены лакуны в корпусе традиционных исторических источников.

KHAPAEV, V.V., BORISOV, S.D. THE ROLE OF GREAT PATRIOTIC WAR VETERANS IN THE CREATION AND DEVELOPMENT OF SEVASTOPOL HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS: SOURCE-STUDYING AND METHODOLOGICAL ASPECTS

4 Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ и Правительства Севастополя № 20-49-920005 р_а_Севастополь «Изучение вклада участников Великой Отечественной войны в становление и развитие высших учебных заведений Севастополя».

Key words: History of Sevastopol universities, socialization of war veterans, traditional sources, potential sources, social networks, prosopography, biographical method, oral history.

The article analyzes a set of means for identifying the role of the Great Patriotic War veterans in the development of the system of higher education in Sevastopol in the post-war period, and suggests a methodology for studying the problem. The relevance of the research topic lays in the fact that the process of post-war socialization of the Great Patriotic War participants i in various spheres of the national economy of the USSR has not been sufficiently studied, its regional features have not been identified. The methodology for this kind of research has not been specially developed. For the first time, the article examines the veterans of the Great Patriotic War who participated in the creation and development of higher educational institutions in Sevastopol as part of the focus group under study. The identification and systematization of the sources of this kind of research and the development of its methods were carried out for applications, but can be used in any search in social history of the second half of the twentieth century. It is concluded that the source base on the research topic is extensive, diverse, complementary and includes both traditional and potential historical sources. Traditional sources in this case are: state and departmental archival funds, published and unpublished memoirs, materials of regional and large-circulation periodicals, visual sources (photographs). Potential sources include official and unofficial websites of educational institutions of Sevastopol and their subdivisions, blogs, personal and group online-pages in social networks, specialized sites dedicated to the perpetuation of the Great Patriotic War participants, virtual cemeteries. The methodological arsenal that should be used in identifying the role of the Great Patriotic War veterans in the development of the higher education system in Sevastopol is determined by the subject of the study and includes: prosopographic and biographical methods, modalities of source study analysis of archival documentation, periodicals and museum funds, oral history methodology and techniques of working with information resource in social networks. It is advisable to involve materials from the Internet, including social networking sites at the final stage of the study, when gaps in the set of traditional historical sources have already been identified.

История города федерального значения Севастополь изучена крайне неравномерно. Традиционно наибольший интерес специалистов вызывают военные события. Применительно к истории ХХ века, полнее всего исследованы Вторая героическая оборона города, период немецкой оккупации и освобождение Севастополя в 1944 г. в ходе Крымской наступательной операции. На данном фоне история восстановления и дальнейшего развития города, в особенности гражданских секторов его экономики и социальной сферы, исследована в значительно меньшей степени [1].

Одной из малоизученных проблем является история создания и развития высших учебных заведений Севастополя в послевоенный период. Роль ветеранов войны в этом процессе изучается впервые [2-10]. В статье охарактеризованы методологические подходы и источниковая база исследования этой темы, проанализированы информационные возможности традиционных и «потенциальных» (по определению Е.В. Злобина [11]) исторических источников, под которыми в данном случае понимаются информационные ресурсы сети Интернет.

Исходный массив информации, ставший предметом изучения в рамках проводимого исследования, представляет собой комплекс визуальных источников. Это - коллекция фотографий ветеранов Великой Отечественной войны, работавших в вузах Севастополя, с краткими сведениями о них, оформленными в виде подписей под изображениями или кратких рукописных заметок на обороте (см. рис. 1, 2).

ГЛОТОВ НШЮЛАЙ СТЕПАНОВИЧ подполковник запаса 1ЭЦ2 г. - командир батареи яа корабле П№, сбил Ъ саиолета. 1944 г. - коыанцир БЧ-2, обеспечивал ПВО караванного пути и высадку десанта.

Рис. 1. Фото ветерана ВОВ из фондов музея «Севастопольская Голландия» с полным ФИО и краткой военной биографией.

здБпоциий п. п.

зтцнттт

вйЙаетопоая

Рис. 2. Фото ветерана ВОВ из фондов музея «Севастопольская Голландия» с неполными данными.

Данные фотографии хранятся (пока в несистематизированном виде) в фондах «Севастопольской Голландии» - ведомственного музея Севастопольского государственного университета, созданного в 2015 году на базе всех крупнейших гражданских вузов Севастополя [12]. В ходе дальнейшего изучения фондов музея были выявлены и перенесены на электронные носители анкеты (см. рис. 3), заполненные в 1980 году ветеранами войны, работавшими в Севастопольском приборостроительном институте (СПИ) - первом гражданском вузе Севастополя, созданном в 1951г. как филиал Николаевского кораблестроительного института и преобразованном в самостоятельный вуз в 1963 году. Предположительно, анкеты создавались и заполнялись в преддверии празднования 35-летия Победы.

ГсЧ ¿1,. I/ ■■

> ^^^„-¡у™ г/«

г 1 г •г./ш

АНКЕТА

I ВсЛНшЭ Отечественной войны

,А_

Г'-Зек-рц ЛЗ,

_ __ ____ I

Рис. 3. Анкета Л.И. Новосёлова (кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой политэкономии СПИ в 1970-1983 гг.) из фондов музея «Севастопольская Голландия».

В рамках исследуемой темы такие источники могут конкретизировать круг поиска работников этого вуза, принимавших участие в войне, а в мирное время активно участвовавших в педагогической, научно-исследовательской, административно-хозяйственной работе института. Это позволяет сузить круг изучаемых лиц в границах предмета исследования. Статистические источники относятся к массовым, и это определяет подходы к их анализу. Ответы, полученные в результате анкетирования, необходимо анализировать в комплексе. Сопоставление ответов различных респондентов на одинаковые вопросы анкеты позволяет выявить не только выраженную, но и скрытую информацию, отражающую взаимосвязи, присущие явлениям [13, с. 110]. Членство ветеранов войны в КПСС, их воинская служба и боевой путь, совместная

деятельность в рамках общественной и военно-патриотической работы - все эти сюжеты из жизни ветеранов раскрывают невидимые структурные связи (служба в одних воинских формированиях, работа в составе одних общественных организаций) и позволяют выявить определенные исторические тенденции.

История севастопольских вузов также нашла отражение на страницах региональной прессы: ежедневной городской газеты «Слава Севастополя», издающейся с 19 декабря 1917 года [14], и официального печатного органа Черноморского флота - газеты «Флаг Родины», выходящего с 15 июля 1920 года [15]. Биографические заметки, некрологи, аналитические статьи повествуют о военных подвигах и педагогических достижениях ветеранов, трудившихся затем в учебных заведениях города [16, 17].

Например, достаточно большой массив публикаций повествует о начальнике (1956-1971) основанного в 1951 году Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища (СВВМИУ) вице-адмирале М.А. Крастелёве. Материалы периодики позволяют проследить боевой путь Михаила Андрониковича, получить сведения о его научной, педагогической и административной деятельности, уточнить список его наград, зафиксировать отношение к нему со стороны коллег и учеников [18, с. 3; 19, с. 4]. Публикации в региональной периодике позволяют комплексно осветить изучаемую проблему, воссоздают исторический контекст, в рамках которого развивались вузы и происходили события, отраженные в других видах источников.

Уникальным историческим источником в рамках этой темы является вузовская многотиражная газета. В выпусках, которые выходили с определенной периодичностью, отражается динамика функционирования организации, выпускавшей эту газету. В ходе предпринятого исследования, в фундаментальной научной библиотеке Севастопольского государственного университета нами выявлен полный комплект многотиражной газеты Севастопольского приборостроительного института «За приборостроительные кадры», издававшейся с 5 мая 1969 года. Для определения информационного потенциала этого издания необходимо проанализировать все номера газеты подряд, а для выявления роли ветеранов в развитии СПИ следует проследить отражение этой проблемы в отдельных материалах многотиражки. Такой опыт был предпринят А.И. Андреевой (пока в рамках выборочного изучения номеров газеты). В частности, исследовательнице удалось обнаружить в одном из выпусков газеты информацию о ветеране - преподавателе истории КПСС СПИ, Иване Абрамовиче Джусе и сопоставить ее с данными, размещенными на информационных порталах «Дорога памяти» и «Память народа» [10].

Важной составляющей исследования являются также мемуарные источники, дающие возможность восполнить лакуны, обнаруженные в материалах периодической печати, музейных коллекциях, и сопоставить их с данными делопроизводственной документации. Важным источником этого вида являются мемуары начальника СВВМИУ (1971-1983), академика РАН (1994) Ашота Аракеловича Саркисова [20].

На основе воспоминаний преподавателей училища (как опубликованных, так и архивных) была написана работа С.Ю. Чупрынина «Севастопольское инженерное» [21]. Заведующий музеем СВВМИУ В.И. Боднарчук, опираясь на воспоминания коллег, личный опыт и материалы фондов руководимого им музея опубликовал еще один труд по истории училища [22].

В сборнике стихов преподавателя СВВМИУ Ю.А. Фомина в художественном осмыслении нашло отражение отношение автора к судьбе военно-морского училища, расформированного после 1991 года: «Мы не можем не высказать чувства обиды, / Что СевВВМИУ отправлено ныне на слом» [24, с. 17]. В эпиграфе к этому стихотворению указано, что оно посвящается профессору В.С. Могильникову и другим преподавателям и ученым СВВМИУ. В книге содержится краткая биографическая справка об авторе - контр-адмирале, профессоре, кандидате технических наук, который посвятил 20 лет жизни подготовке офицеров для службы на атомных подводных лодках. Разделы сборника, посвященные России и Севастополю, передают те идеи и ценности, которые Юлий Александрович прививал курсантам: «У моряков единственная льгота - / Отечество любить издалека» [23, с. 37].

В отличие от относительно большого корпуса воспоминаний, посвященных истории СВВМИУ, мемуаров ветеранов, трудившихся в единственном гражданском вузе послевоенного Севастополя - Севастопольском приборостроительном институте, опубликовано значительно

меньше. На данном этапе исследования удалось выявить только опубликованные воспоминания И.А. Джуся [24].

Делопроизводственная документация севастопольских вузов, отложившаяся в Архиве города Севастополя, позволяет выявить особенности управления, динамику развития и статистические показатели функционирования учебных заведений. В рамках настоящего проекта изучается архивный фонд Р-503 Севастопольского национального технического университета Министерства образования и науки Украины. Фонд содержит документы, которые охватывают весь период существования учебного заведения, вплоть до воссоединения Севастополя и Крыма с Россией и образования Севастопольского государственного университета (1961-2014 гг.). Фонд СВВМИУ в ГКУ «Архив города Севастополя» отсутствует: он находится в одном из федеральных военных архивов. С большинства его документов еще не сняты грифы секретности, и для гражданского исследователя они пока не доступны.

Предмет настоящего исследования определяет необходимость применения биографического и просопографического методов. Система высшего образования - это, прежде всего, люди: преподаватели, администрация, студенты и курсанты. Изучение жизненного пути ветеранов, коллективных биографий, содействует раскрытию их роли в возникновении и развитии севастопольских вузов, формировании психологического климата в учебных заведениях, создании научных школ. Биографии - индивидуальные и коллективные - выявляют мировоззрение, мотивы, ценности ветеранов войны, трудившихся в университетах Севастополя [4-10]. Применение этих методов позволяет выявить и обобщить данные о выдающихся деятелях науки и образования, преподавателях и административно-хозяйственном персонале в рамках одного исследовательского проекта.

Несмотря на богатый информационный потенциал, корпус традиционных исторических источников содержит значительные лакуны, которые могут быть восполнены путем привлечения материалов устной истории. Интервьюирование респондентов, имеющих отношение к исследуемой научной проблеме, позволяет проследить психологический климат в вузах, обнаружить новые факты из истории учебных заведений, узнать о заслугах ветеранов войны на педагогическом, научном и организационном поприще. В рамках исследования проведены два развернутых интервью. Первое (о преподавателях-ветеранах СВВМИУ) - с капитаном I ранга в отставке, директором музейно-мемориального комплекса «35-я береговая батарея» Валерием Ивановичем Володиным, обучавшимся в училище в годы, когда им командовал М.А. Крастелёв. Второе (о преподавателях - ветеранах СПИ) - с профессором Александром Александровичем Чемшитом, работающем в этом вузе (с учетом всех его переформирований) с 70-х годов ХХ века. В ответах респондентов раскрываются подробности деятельности руководителей учебных заведений, нашли отражение анекдоты из студенческого и курсантского быта, освещена деятельность ветеранов войны в области педагогической работы и патриотического воспитания. В интервью А.А. Чемшита особое внимание уделено роли являвшегося ректором СПИ (СевГТУ) с 1975 по 1999 год профессора Михаила Захаровича Лавриненко в трансформации небольшого провинциального вуза в один из флагманов технического образования страны [9].

Отдельным направлением в рамках применения метода устной истории является поиск и введение в научный оборот материалов, отложившихся или формируемых в социальных сетях. Обращение к этой методике актуализируется в исторических исследованиях последнего времени [25, 26]. Данная актуализация вызвана тем, что назрела необходимость привлечения к историческому исследованию новых источников, а активно развивающиеся Интернет-технологии непрерывно расширяют открывающиеся в этом направлении возможности. Благодаря этому быстрыми темпами идет формирование новых типов и видов источников и расширение эвристического инструментария исследователя, изучающего историю второй половины ХХ -начала XXI веков. Спектр содержащих различные виды источников онлайн-ресурсов обширен и постоянно пополняется, но методология источниковедческой работы с ними находится пока в стадии формирования. В данной статье отражен опыт выявления информационного потенциала различных типов и видов Интернет-источников в рамках изучаемой тематики.

История СевГУ и его вузов-предшественников отражена в публикациях на официальном сайте университета, сайтах и интернет-страницах его институтов и кафедр. В них аккумулирована обширная база на основе архивных материалов, периодической печати и устной истории. Такие

работы освещают этапы истории как университета в целом, так и отдельных кафедр. В них содержится большой (хотя и явно недостаточный) объем данных о выдающихся преподавателях, в том числе ветеранах войны [27-29]. На университетском и кафедральных сайтах размещаются биографии выдающихся профессоров университета [30-31]. Чаще всего основные вехи их жизни содержатся в заметках-поздравлениях или некрологах [32]. Ввиду того, что получаемая таким образом информация отрывочна и, как правило, подверглась серьезной переработке и осмыслению автором публикации, она нуждается в верификации и дополнении, чему могут послужить Интернет-ресурсы других типов. Информационный потенциал важнейших из них проанализирован в интересах проводимого нами исследования.

Одним из наиболее перспективных подходов является исследование контента социальных сетей. Переписка с пользователями социальных сетей и специализированных форумов сближается с классическим методом интервьюирования. Этот инструмент открывает для исследователя доступ к семейным архивам, воспоминаниям наследников ветерана, его друзей, коллег и учеников. Переписка позволяет получить информацию обо всех этапах жизненного (в т.ч. военного и трудового) пути изучаемого лица, восполнить лакуны в имеющихся данных, полученных с помощью традиционных источников.

Преимуществами отложившейся в Интернете источниковой базы является уникальность содержащейся в ней информации, её комплексный характер (чаще всего интервью в Интернет-переписке дают представление обо всем жизненном пути ветерана), возможность уточнения и верификации полученных данных. Вместе с тем, источники личного происхождения, полученные с помощью социальных сетей, несут на себе отпечаток субъективности, в связи с чем их целесообразно анализировать лишь в комплексе с другими материалами.

Благодаря поиску в социальных сетях была собрана информация о 10 ветеранах войны, преподававших в севастопольских вузах. Речь идет о следующих персоналиях:

• И.А. Джусь - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории КПСС СПИ;

• П.И. Заблоцкий - ассистент кафедры физики СПИ с 1964 г., заместитель председателя Совета ветеранов войны и труда, руководитель клуба «Поиск», изучавшей боевой путь 315 Мелитопольской краснознаменной стрелковой дивизии, начавшийся боями под Сталинградом, а завершившийся освобождением Севастополя;

• В.Т. Кумельский - капитан I ранга, кандидат технических наук, профессор, затем начальник кафедры двигателей внутреннего сгорания, впоследствии начальник кафедры теоретической механики, затем начальник кафедры сопротивления материалов СВВМИУ;

• М.А. Крастелёв - вице-адмирал, кандидат технических наук, профессор, начальник СВВМИУ в 1956-1971 годах;

• Н.В. Коцюбенко - инженер-капитан I ранга, первый начальник факультета атомных энергетических установок подводных лодок СВВМИУ;

• Г.З. Нечёсин - капитан I ранга, преподаватель истории КПСС в СПИ;

• Л.И. Новосёлов - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой политэкономии СПИ в 1970-1983 гг.;

• М.И. Губский - заведующий лабораторией общей химии кафедры химии СПИ;

• В.М. Руденко - инженер-капитан I ранга, кандидат технических наук, профессор, начальник кафедры специальных (атомных) энергетических установок СВВМИУ в 1960-1975 гг.;

• И.П. Иларионов - преподаватель кафедры радиотехники СПИ;

Специализированные веб-форумы, создаваемые и администрируемые учащимися, выпускниками, настоящими и бывшими сотрудниками высших учебных заведений Севастополя, могут содержать различного рода информацию об интересующей нас социальной страте. Они классифицированы по двум основным типам: оцифрованные традиционные исторические источники (делопроизводственная документация, мемуары, аудиовизуальные материалы, периодика и др.) и «потенциальные» исторические источники - текстовые комментарии пользователей на форумах, заметки в блогах, на персональных страницах и в специализированных группах в социальных сетях. Выпускники СВВМИУ создали форум, на котором размещены стенограммы выступлений начальствующего состава училища, протоколы заседаний Ученого совета, биографические заметки, фотографии [33-34]. При отсутствии доступа гражданского исследователя к архивным документам училища, фотокопии документов особенно ценны. Один

из разделов этого сайта представляет собой библиотеку, в которой размещены книги по истории СВВМИУ.

Ещё один ресурс, созданный выпускниками инженерного училища, - сайт Межрегиональной общественной организации ветеранов ВМФ «Союз выпускников Севастопольского ВВМИУ-Голландия». Наиболее информативным его разделом является форум, на котором удалось обнаружить полный список первых выпускников СВВМИУ 1958 г., материалы по истории отечественной гидронавтики, а также летопись Союза выпускников СВВМИУ [35].

Таким образом, на специализированных форумах аккумулируются как документальные источники, так и нарративные. Оцифрованные их участниками традиционные источники облегчают стороннему исследователю поиск документов (зачастую иным способом недоступных), дают возможность работы с материалами личных архивов изучаемых персоналий. Мемуарная литература и комментарии пользователей содержат уникальные данные, которые, несмотря на их субъективность и необходимость тщательной верификации, значительно расширяют горизонт исследования, особенно в разрезе истории повседневности.

При исследовании военных биографий важное значение приобретают Интернет-ресурсы, посвящённые войне («Память народа», «1418: Дорога памяти», «Polk.inter.ua» [36], Мемориал Великой Отечественной войны [37], «Победа 1945» [38], «1941-1945 Победители» [39], проект «Обобщённый банк данных "Мемориал"», созданный в 2007 году по инициативе Министерства обороны РФ [40], Виртуальный портал «Бессмертный полк» [41], онлайн-проект «Книга памяти» [42] и др.). Они дают возможность осуществлять поиск архивных данных о ветеранах, в том числе по неполным исходным данным, часто содержат фотокопии фрагментов личных дел, наградных листов и т.п. Некоторые ресурсы дополнены мультимедийной картой хода войны, дающей возможность проследить и визуализировать боевой путь исследуемого лица. В рамках настоящего исследования особенно ценно если этот путь пролегал через Севастополь, и это сыграло роль в выборе ветераном послевоенного места жительства и трудовой самореализации.

В частности, на сайте «Память народа», на базе личных дел и документов по оперативному управлению боевыми действиями, собраны данные о 30 миллионах награждений периода боевых действий Великой Отечественной войны. Эти сведения извлечены из 200 000 архивных дел общим объёмом около 100 миллионов листов. Вместе с тем, часто в документах, сохранившихся в вузах Севастополя, значатся лишь фамилия и инициалы изучаемого лица, по которым невозможно уверенно соотнести личность ветерана с тем, что выдает поисковый запрос. Это обусловлено трудностями первичной архивной эвристики. Ещё одной проблемой является дублирование сведений об одном человеке на нескольких веб-страницах. Информация, полученная с помощью такого рода сайтов, не может быть признана в полной мере достоверной, и требует дальнейших эвристических усилий.

Поиск сведений о ветеране на вышеупомянутых Интернет-платформах может быть в значительной степени упрощен благодаря сопоставлению выдаваемой ими информации о наградах с орденами и медалями, различимыми на фотографии изучаемого лица. Во многих случаях это позволяет достоверно сопоставить человека на фотографии из вузовского музея и человека, чья военная биография описана на Интернет-ресурсе. Поэтому в ходе исследования необходимо сочетать традиционный метод специальной исторической дисциплины (фалеристики) с поиском информации в сети Интернет.

Специализированные порталы содержат основную информацию о человеке с указанием на архив, в котором содержатся документы о нем (с номером фонда, описи и дела в архиве Министерства обороны). Эти источники позволяют проследить основные вехи биографии ветерана, определить дислокации войсковых частей, в которых проходила его служба, обнаружить его фото, установить годы жизни. Интернет-ресурсы, на которых размещаются данные об участниках войны, не содержат дату смерти в том случае, если человек не погиб в годы войны. Такую информацию приходится искать в еще одной быстро развивающейся в последние годы группе Интернет-ресурсов - виртуальных некрополях («Виртуальный некрополь Севастополя», «Крымский виртуальный некрополь» [43]). Однако на сегодняшний день размещенные в Интернете базы данных кладбищ Севастополя и Крыма нельзя считать исчерпывающими, поскольку в них не содержится сведений обо всех захоронениях последних лет. В таких случаях

следует выяснять место захоронения ветеранов и уточнять годы их жизни у родственников или посредством личного посещения некрополей и обращения к их администрации для выявления данных в регистрационных книгах кладбищ.

Международный объединенный биографический центр - ресурс, на котором размещены биографии множества известных деятелей отечественной истории. Поиск и публикация этих материалов осуществляется в рамках шеститомного проекта «Солдаты XX века», инициатором и главным редактором которого стал С.М. Семенов. Основным источником информации послужили беседы с ветеранами войны: маршалами, генералами, Героями Советского Союза и рядовыми красноармейцами, которые добились успеха в различных сферах жизни в послевоенное время. Все материалы были опубликованы также в формате электронных документов и размещены на портале [44]. С помощью этого ресурса удалось обнаружить уникальные данные о биографии преподавателя единственного вуза Севастополя, основанного до Великой Отечественной войны (Черноморского высшего Военно-морского училища имени П.С. Нахимова) - руководителя совета ветеранов училища А.Н. Стрельникова.

Портал «Личности» представляет биографическую базу данных с информацией о людях, которые оставили след в истории человечества. Отличительной чертой этого проекта является деление биографической информации на формальную (ФИО, дата рождения, дата смерти, пол, возраст, место рождения и смерти, профессия) и неформальную (место и роль человека в истории). Формальные данные размещены в обособленные ячейки, по ним можно проводить группировку и независимый поиск. В рамках проекта не ставилась задача написания обширных биографий: акцент делался на выявление фактических данных. В рамках настоящего исследования на этом портале была обнаружена краткая биографическая справка на Н.Ф. Воеводина, заведовавшего кафедрой проектирования и теории корабля СПИ в 1966-1972 годах [45].

В связи с тем, что многие из изучаемых ветеранов в послевоенные годы стали крупными учеными и изобретателями, в поле зрения исследовательской группы находятся также «База патентов СССР» и «Ра1еПВБ» - ресурсы, на которых размещены патенты и авторские свидетельства советской и постсоветской эпох [46, 47]. Эти платформы основаны на реестрах Федерального института промышленной собственности. Здесь размещены оттиски документов авторского права, в которых есть описания, чертежи и модели механизмов и устройств.

Еще одним «потенциальным» источником информации, доступным в сети Интернет, являются блоги. Создающие и администрирующие их физические лица порой публикуют уникальные воспоминания и документы. Д.М. Володихин отмечает, что блоги приближаются к источникам личного происхождения, но имеют самостоятельную структуру, которую нельзя соотнести с понятиями «воспоминаний» или «дневников» [25, с. 175]. На ресурсе «Живой журнал», например, пользователи часто публикуют материалы из личного архива или найденные в сети Интернет. В последнем случае они могут быть снабжены ссылкой на первоисточник, что существенно экономит время исследователю [48]. На эвристическом этапе нашего проекта было установлено, что в личных блогах пользователи часто размещают биографии своих научных руководителей и коллег. Эту же функцию могут нести комментарии в социальных сетях [49].

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы.

Роль ветеранов в формировании системы высшего образования Севастополя в послевоенные годы ранее не подвергалась систематическому изучению, в связи с чем источниковая база такого исследования не выявлялась, и его методология не вырабатывалась.

Источниковая база по теме исследования обширна, разнообразна и включает как комплекс традиционных, так и потенциальные исторические источники, среди которых важнейшими являются как материалы устной истории, так и содержащиеся в сети Интернет.

Методологический арсенал, который необходимо использовать при изучении роли ветеранов Великой Отечественной войны в развитии системы высшего образования Севастополя, включает в себя:

- анализ архивной документации, периодической печати и музейных фондов;

- метод устной истории и методику работы в социальных сетях;

- просопографический и биографический методы.

В ходе изучения темы исследования целесообразно привлекать материалы сети Интернет и социальных сетей на заключительном этапе, когда обнаружены пробелы в традиционном корпусе

исторических источников.

Литература и источники

1. История Севастополя в трех томах. Том III. Севастополь в советский и постсоветский периоды. 1917-2014 гг. - М.: Издательство «Ист. Лит.», 2021. - С. 538-548.

2. Хапаев В.В., Бойцова Е.Е. Роль ветеранов Великой Отечественной войны в создании и становлении вузов Севастополя: к постановке проблемы // Ломоносовские чтения. Материалы ежегодной научной конференции МГУ. Севастополь, 21-23 апреля 2021 г. - Севастополь, 2021. - С. 51-52.

3. Борисов С.Д. Источники и методология изучения биографий ветеранов Великой Отечественной войны, участвовавших в создании и развитии вузов города Севастополя // Потемкинские чтения. Сборник материалов V Международной научной конференции. - Севастополь, 2021. - С. 71-73.

4. Андреева А.И. Заблоцкий Павел Иванович: жизненный путь и вклад в сохранение памяти об участниках Великой Отечественной войны в Севастопольском приборостроительном институте // Потемкинские чтения. Сборник материалов V Международной научной конференции. - Севастополь, 2021. - С. 168-169.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Лекарева В.Д. Александр Иванович Доценко: боевой путь от курсанта до инженер-капитана I ранга и кандидата технических наук // Потемкинские чтения. Сборник материалов V Международной научной конференции. - Севастополь, 2021. - С. 183-184.

6. Лекарева В.Д. Вклад профессора И.К. Бондаренко в развитие кафедры радиоэлектроники и телекоммуникаций севастопольского приборостроительного института // Потемкинские чтения. Сборник материалов V Международной научной конференции. - Севастополь, 2021. - С. 185-186.

7. Николаева М.Ю. Роль ветерана Великой Отечественной войны инженер-капитана I ранга В.М. Руденко в развитии Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища // Потемкинские чтения. Сборник материалов V Международной научной конференции. - Севастополь, 2021. - С. 189-191.

8. Лекарева В.Д. Военная и трудовая биография ветерана Великой Отечественной войны Виталия Кириловича Мухи // Ломоносов-2021. Материалы XXVIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. -Севастополь, 2021. - С. 73-74.

9. Лекарева В.Д., Николаева М.Ю. Роль ветерана Великой Отечественной войны М.З. Лавриненко в развитии Севастопольского приборостроительного института // Ломоносов-2021. Материалы XXVIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Севастополь, 2021. - С. 71-73.

10. Андреева А.И. Джусь И.А.: Жизненный путь и вклад участника Великой Отечественной войны в патриотическое воспитание молодёжи // Ломоносов-2021. Материалы XXVIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. - Севастополь, 2021. - С. 50-51.

11. Злобин Е.В. О некоторых проблемах классификации и описания электронных документов как исторического источника // Круг идей: электронные ресурсы исторической информатики. Ст. в сборнике. - Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2003. - С. 7-36.

12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.10.2014 № 1988-р о создании ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет» [Электронный ресурс]: https://www.sevsu.ru/images/svedeniya/ 3_Docs/7_Rasporyazheпiye_Pravitelstva_Rossiyskiy_Federatsii_o_sozdaпii_SevGU.pdf (дата обращения: 18.09.2021).

13. КовальченкоИ.Д. Методы исторического исследования. - М.: Наука, 1987.

14. «Слава Севастополя»: чтим прошлое, смотря в будущее // Слава Севастополя. [Электронный ресурс]: https://slavasev.ru/o-redaktsii-gazetyi/ (дата обращения: 01.20.2021).

15. Газете «Флаг Родины» исполнилось 92 года // Информационный портал «ForPost» [Электронный ресурс]: https://sevastopol.su/news/gazete-flag-rodiny-ispolnilos-92-goda (дата обращения: 01.10.2021).

16. Все, что было начато при Викторе Андреевиче Карпенко, мы постараемся сохранить // Слава Севастополя, 09 января 2009. [Электронный ресурс]: https://slavasev.ru/2009/01/09/vse-chto-bylo-nachato-pri-viktore-andreeviche-karpenko-my-postaraemsya-sohraпit/ (дата обращения: 15.09.2021).

17. Они познакомились в день снятия блокады и пронесли свою любовь через всю жизнь // Слава Севастополя, 24 января 2014. - [Электронный ресурс]: https://slavasev.ru/2014/01/24/oni-poznakomilis-v-den-snyatiya-blokady-i-pronesli-svoyu-lyubov-cherez-vsyu-zhizn/ (дата обращения: 17.09.2021).

18. Жолковский Е.А. Его призвание // Слава Севастополя. - 1986. - 23 сентября.

19. ХронопулоМ.Н., НекрасовВ.П. и др. Крастелёв Михаил Андроникович // Слава Севастополя. - 1988. - №21. - 30 января.

20. СаркисовА.А. Воспоминания. Встречи. Размышления. 2-е изд. испр. и доп., 2-я ред., актуализов. - М.: Комтехпринт, 2012. - 563 с.

21. Чупрынин С.Я. Севастопольское инженерное: Очерк истории Севастопольского высшего военно-морского инженерного училища. - Севастополь: Флаг Родины, 1976. - 180 с.

22. Боднарчук В.И. Севастопольское высшее военно-морское инженерное училище. Выпуск за выпуском. - Севастополь: РИИЦМ ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», 2016. - 292 с.

23. Фомин Ю.А. Душа моряка всегда молода (сборник стихов). - М., 2001.

24. Джусь И.А. С верой в сердце: о прошлом, настоящем и будущем. - Севастополь, 1997. - 108 с.

25. Володихин Д.М. Блоги как источник по истории России // Проблемы историографии, источниковедения и методов исторического исследования. Материалы V научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко. Сер. «Труды исторического факультета МГУ». - М., 2014. - С. 174-178.

26. ВасильевИ.Ю. Социальные сети как исторический источник // Исторический формат. - 2016. - № 4 (8) - С. 200-203.

27. Ермолов П.П., Редькина Е.А. К 50-летию кафедры радиотехники и телекоммуникаций СевНТУ. Радиотехника в Севастопольском филиале Одесского политехнического института (1960-1963 гг.). [Электронный документ]: http://naukainform.kpi.ua/CriMiCo/Crimico/2010/091_093.pdf (дата обращения: 08.01.2021).

28. Трощенко В.И. Севастопольский национальный технический университет: очерки становления и развития. - Севастополь: СевНТУ, 2005. - 180 с.

29. Гимпилевич Ю.Б., Афонин И.Л. Кафедре радиотехники и телекоммуникаций Севастопольского национального технического университета - пятьдесят! // 6-я Международная молодежная научно-техническая конференция «Современные

проблемы радиотехники и телекоммуникаций РТ-2010»: материалы конференции. Севастополь, 19-24 апреля 2010 г. -Севастополь: СевНТУ, 2010. - С. 36-39.

30. Информационный центр СевГУ. Александру Трифоновичу Барабанову, основателю кафедры технической кибернетики, 90 лет! [Электронный документ]: https://www.sevsu.ru/novosti/item/3711-aleksandru-trifonovichu-barabanovu-osnovatelyu-kafedry-tekhnicheskoj-kibernetiki-90-let (дата обращения: 06.01.2021).

31. К 80-летию доктора технических наук, профессора Л.М. Лобковой. [Электронный документ]: http://rt-sevastopol.ru/department/history/anniversaries/2012lobkova80/ (дата обращения: 06.01.2021).

32. Информационный центр СевГУ. Ушел из жизни профессор СевГУ, бывший ректор СПИ Алексей Иванович Раков. [Электронный документ]: https://www.sevsu.ru/novosti/item/3604-ushel-iz-zhizni-professor-sevgu-byvshij-rektor-spi-aleksej-ivanovich-rakov (дата обращения: 06.01.2021).

33. Доклад председателя оргкомитета Глуховского В.И. на общем собрании выпускников 19.10.85 г., посвященном 25-летию выпуска 1960 года. [Электронный документ]: http://www.svvmiu.ru/forum/viewtopic.php?t=4987 (дата обращения: 05.08.2021).

34. Протокол Счетной комиссии на Заседании Ученого Совета в/ч 31104 от 26.06.59 г по вопросу замещения штатных должностей преподавательского состава по конкурсу. [Электронный документ]: http://forum.svvmiu.ru/viewtopic.php?t=4468 (дата обращения: 05.08.2021).

35. История Союза выпускников Севастопольского ВВМИУ. [Электронный документ]: http://moov-vmf.ru/istoriya-soyuza (дата обращения: 04.08.2021); Список выпускников первого набора в Голландию 1952 г. [Электронный документ]: http://moov-vmf.ru/forum-1?mode=thread&thread_id=9286 (дата обращения: 04.08.2021).

36. Тётя Женя (биография Е.Ф.Фоменко, жены А.А. Лисуна). [Электронный документ]: https://polk.inter.ua/uk/news/story/60-tetya-zhenya (дата обращения: 06.01.2021).

37. Журавлёв Михаил Степанович / Портал «Мемориал ВОВ. [Электронный ресурс]: https://www.kremnik.ru/node/126258 (дата обращения: 06.01.2021).

38. Социальная сеть о Второй мировой войне. [Электронный ресурс]: http://www.pobeda1945.su/text/about (дата обращения: 08.01.2021).

39. Проект 1941-1945: Победители. [Электронный ресурс]: https://www.pobediteli.ru (дата обращения: 08.01.2021).

40. ОБД «Мемориал». [Электронный документ]: https://obd-memorial.ru/html/ (дата обращения: 08.01.2021).

41. Виртуальный портал «Бессмертный полк». [Электронный ресурс]: https://www.moypolk.ru/ (дата обращения: 08.01.2021).

42. Дереглазов В. Биография Б.И. Васильева / онлайн проект «Книга памяти». [Электронный документ]: https://kubinka1945.ru/nemnogo-istorii/poligon-38-niii-mo/109-vasilev-boris-ivanovich.html (дата обращения: 08.01.2021).

43. Портал «Виртуальный некрополь Севастополя». [Электронный ресурс]: http://www.tombs-sevastopol.ru/ (дата обращения: 02.10.2021); Портал «Крымский виртуальный некрополь». [Электронный ресурс]: http://www.memento-sevastopol.ru/ (дата обращения: 02.10.2021).

44. Проект «Солдаты XX века» / Выдающиеся деятели современности - участники войны. [Электронный ресурс]: http://www.biograph.ru/index.php/persons (дата обращения: 06.01.2021).

45. Николай Фёдорович Воеводин: краткая биографическая справка / Биографический банк данных «Личности». [Электронный ресурс]: https://persons-info.com/persons/VOEVODIN_Nikolai_Fedorovich (дата обращения: 06.01.2021).

46. ВерескунВ.И. Патент на ротор асинхронного двигателя / База патентов СССР. - [Электронный ресурс]: https://patents.su/3-799080-rotor-asinkhronnogo-dvigatelya.html (дата обращения: 06.01.2021).

47. Патенты В.И. Верескуна на Интернет-портале «PatentDB». [Электронный ресурс]: https://patentdb.ru/author/1109556 (дата обращения: 27.01.2021).

48. Пользователь «ucmopucm». Учитель: Александру Трифоновичу Барабанову, основателю кафедры Технической кибернетики, 90 лет! [Электронный ресурс]: https://ucmopucm.livejournal.com/626074.html (дата обращения: 06.01.2021).

49. Пользователь Оксана Мухина (Оксана Юрьевна Мухина, преподаватель в СевГУ). Биография профессора И.А. Гусакова. [Электронный ресурс]: https://vk.com/im?sel=588015972&w=wall-194162361_1154 (дата обращения: 06.01.2021).

References and Sources

1. Istoriya Sevastopolya v trekh tomah. Tom III. Sevastopol' v sovetskij i postsovetskij periody. 1917-2014 gg. M.: Izdatel'stvo «1st. Lit.», 2021. - S. 538-548.

2. Hapaev V.V., Bojcova E.E. Rol' veteranov Velikoj Otechestvennoj vojny v sozdanii i stanovlenii vuzov Sevastopolya: k postanovke problemy // Lomonosovskie chteniya. Materialy ezhegodnoj nauchnoj konferencii MGU. Sevastopol', 21-23 aprelya 2021 g. - Sevastopol', 2021. S. 51-52.

3. Borisov S.D. Istochniki i metodologiya izucheniya biografij veteranov Velikoj Otechestvennoj vojny, uchastvovavshih v sozdanii i razvitii vuzov goroda Sevastopolya // Potemkinskie chteniya. Sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Sevastopol', 2021. - S. 71-73.

4. Andreeva A.I. Zablockij Pavel Ivanovich: zhiznennyj put' i vklad v sohranenie pamyati ob uchastnikah Velikoj Otechestvennoj vojny v Sevastopol'skom priborostroitel'nom institute // Potemkinskie chteniya. Sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Sevastopol', 2021.-S. 168-169.

5. Lekareva V.D. Aleksandr Ivanovich Docenko: boevoj put' ot kursanta do inzhener-kapitana I ranga i kandidata tekhnicheskih nauk // Potemkinskie chteniya. Sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Sevastopol', 2021. - S. 183-184.

6. Lekareva V.D. Vklad professora I.K. Bondarenko v razvitie kafedry radioelektroniki i telekommunikacij sevastopol'skogo priborostroitel'nogo instituta // Potemkinskie chteniya. Sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Sevastopol', 2021. - S. 185-186.

7. Nikolaeva M.Yu. Rol' veterana Velikoj Otechestvennoj vojny inzhener-kapitana I ranga V.M. Rudenko v razvitii Sevastopol'skogo vysshego voenno-morskogo inzhenernogo uchilishcha // Potemkinskie chteniya. Sbornik materialov V Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - Sevastopol', 2021. - S. 189-191.

8. Lekareva V.D. Voennaya i trudovaya biografiya veterana Velikoj Otechestvennoj vojny Vitaliya Kirilovicha Muhi // Lomonosov-2021. Materialy XXVIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. - Sevastopol', 2021. - S. 73-74.

9. Lekareva V.D., Nikolaeva M.YU. Rol' veterana Velikoj Otechestvennoj vojny M.Z. Lavrinenko v razvitii Sevastopol'skogo priborostroitel'nogo instituta // Lomonosov-2021. Materialy XXVIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. - Sevastopol', 2021. -S. 71-73.

10. Andreeva A.I. Dzhus' I.A.: Zhiznennyj put' i vklad uchastnika Velikoj Otechestvennoj vojny v patrioticheskoe vospitanie molodyozhi // Lomonosov-2021. Materialy XXVIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh. - Sevastopol', 2021. - S. 50-51.

11. Zlobin E.V. O nekotoryh problemah klassifikacii i opisaniya elektronnyh dokumentov kak istoricheskogo istochnika // Krug idej: elektronnye resursy istoricheskoj informatiki. St. v sbornike. Barnaul: Izdatel'stvo Altajskogo universiteta, 2003. - S. 7-36.

12. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 08.10.2014 № 1988-r o sozdanii FGAOU VO «Sevastopol'skij gosudarstvennyj universitet» [Elektronnyj resurs]: https://www.sevsu.ru/images/svedeniya/3_Docs/7_Rasporyazheniye_Pravitelstva_Rossiyskiy_Federatsii_o_sozdanii_SevGU.pdf (data obrashcheniya: 18.09.2021).

13. Koval'chenko I.D. Metody istoricheskogo issledovaniya. M.: Nauka, 1987.

14. «Slava Sevastopolya»: chtim proshloe, smotrya v budushchee // Slava Sevastopolya. [Elektronnyj resurs]: https://slavasev.ru/o-redaktsii-gazetyi/ (data obrashcheniya: 01.20.2021).

15. Gazete «Flag Rodiny» ispolnilos' 92 goda // Informacionnyj portal «ForPost» [Elektronnyj resurs]: https://sevastopol.su/news/gazete-flag-rodiny-ispolnilos-92-goda (data obrashcheniya: 01.10.2021).

16. Vse, chto bylo nachato pri Viktore Andreeviche Karpenko, my postaraemsya sohranit' // Slava Sevastopolya, 09 yanvarya 2009. [Elektronnyj resurs] : https://slavasev.ru/2009/01/09/vse-chto-bylo-nachato-pri-viktore-andreeviche-karpenko-my-postaraemsya-sohranit/ (data obrashcheniya: 15.09.2021).

17. Oni poznakomilis' v den' snyatiya blokady i pronesli svoyu lyubov' cherez vsyu zhizn' // Slava Sevastopolya, 24 yanvarya 2014. - [Elektronnyj resurs] : https://slavasev.ru/2014/01/24/oni-poznakomilis-v-den-snyatiya-blokady-i-pronesli-svoyu-lyubov-cherez-vsyu-zhizn/ (data obrashcheniya: 17.09.2021).

18. Zholkovskij E.A. Ego prizvanie // Slava Sevastopolya. - 1986. - 23 sentyabrya.

19. Hronopulo M.N., Nekrasov V.P. i dr. Krastelyov Mihail Andronikovich // Slava Sevastopolya. - 1988. - №21. - 30 yanvarya.

20. Sarkisov A.A. Vospominaniya. Vstrechi. Razmyshleniya. 2-e izd. ispr. i dop., 2-ya red., aktualizov. M.: Komtekhprint, 2012. - 563 s.

21. Chuprynin S.YA. Sevastopol'skoe inzhenernoe: Ocherk istorii Sevastopol'skogo vysshego voenno-morskogo inzhenernogo uchilishcha. Sevastopol': Flag Rodiny, 1976. - 180 s.

22. Bodnarchuk V.I. Sevastopol'skoe vysshee voenno-morskoe inzhenernoe uchilishche. Vypusk za vypuskom. Sevastopol': RIICM FGAOU VO «Sevastopol'skij gosudarstvennyj universitet», 2016. - 292 s.

23. Fomin Yu.A. Dusha moryaka vsegda moloda (sbornik stihov). M., 2001.

24. Dzhus' I.A. S veroj v serdce: o proshlom, nastoyashchem i budushchem. Sevastopol', 1997. - 108 s.

25. Volodihin D.M. Blogi kak istochnik po istorii Rossii // Problemy istoriografii, istochnikovedeniya i metodov istoricheskogo issledovaniya. Materialy V nauchnyh chtenij pamyati akademika I.D. Koval'chenko. Ser. «Trudy istoricheskogo fakul'teta MGU». - M., 2014. - S. 174-178.

26. Vasil'ev I.Yu. Social'nye seti kak istoricheskij istochnik // Istoricheskij format. - 2016. - № 4 (8) - S. 200-203.

27. Ermolov P.P., Red'kina E.A. K 50-letiyu kafedry radiotekhniki i telekommunikacij SevNTU. Radiotekhnika v Sevastopol'skom filiale Odesskogo politekhnicheskogo instituta (1960-1963 gg.). [Elektronnyj dokument]: http://naukainform.kpi.ua/CriMiCo/Crimico/2010/091_093.pdf (data obrashcheniya: 08.01.2021).

28. Troshchenko V.I. Sevastopol'skij nacional'nyj tekhnicheskij universitet: ocherki stanovleniya i razvitiya. - Sevastopol': SevNTU, 2005. - 180 s.

29. Gimpilevich Yu.B., Afonin I.L. Kafedre radiotekhniki i telekommunikacij Sevastopol'skogo nacional'nogo tekhnicheskogo universiteta -pyat'desyat! // 6-ya Mezhdunarodnaya molodezhnaya nauchno-tekhnicheskaya konferenciya «Sovremennye problemy radiotekhniki i telekommunikacij RT-2010»: materialy konferencii. Sevastopol', 19-24 aprelya 2010 g. - Sevastopol': SevNTU, 2010. - S. 36-39.

30. Informacionnyj centr SevGU. Aleksandru Trifonovichu Barabanovu, osnovatelyu kafedry tekhnicheskoj kibernetiki, 90 let! [Elektronnyj dokument] : https://www.sevsu.ru/novosti/item/3711-aleksandru-trifonovichu-barabanovu-osnovatelyu-kafedry-tekhnicheskoj-kibernetiki-90-let (data obrashcheniya: 06.01.2021).

31. K 80-letiyu doktora tekhnicheskih nauk, professora L.M. Lobkovoj. [Elektronnyj dokument]: http://rt-sevastopol.ru/department/history/anniversaries/2012lobkova80/ (data obrashcheniya: 06.01.2021).

32. Informacionnyj centr SevGU. Ushel iz zhizni professor SevGU, byvshij rektor SPI Aleksej Ivanovich Rakov. [Elektronnyj dokument]: https://www.sevsu.ru/novosti/item/3604-ushel-iz-zhizni-professor-sevgu-byvshij-rektor-spi-aleksej-ivanovich-rakov (data obrashcheniya: 06.01.2021).

33. Doklad predsedatelya orgkomiteta Gluhovskogo V.I. na obshchem sobranii vypusknikov 19.10.85 g., posvyashchennom 25-letiyu vypuska 1960 goda. [Elektronnyj dokument]: http://www.svvmiu.ru/forum/viewtopic.php?t=4987 (data obrashcheniya: 05.08.2021).

34. Protokol Schetnoj komissii na Zasedanii Uchenogo Soveta v/ch 31104 ot 26.06.59 g po voprosu zameshcheniya shtatnyh dolzhnostej prepodavatel'skogo sostava po konkursu. [Elektronnyj dokument]: http://forum.svvmiu.ru/viewtopic.php?t=4468 (data obrashcheniya: 05.08.2021).

35. Istoriya Soyuza vypusknikov Sevastopol'skogo VVMIU. [Elektronnyj dokument]: http://moov-vmf.ru/istoriya-soyuza (data obrashcheniya: 04.08.2021); Spisok vypusknikov pervogo nabora v Gollandiyu 1952 g. [Elektronnyj dokument]: http://moov-vmf.ru/forum-1 ?mode=thread&thread_id=9286 (data obrashcheniya: 04.08.2021).

36. Tyotya Zhenya (biografiya E.F.Fomenko, zheny A.A. Lisuna). [Elektronnyj dokument]: https://polk.inter.ua/uk/news/story/60-tetya-zhenya (data obrashcheniya: 06.01.2021).

37. Zhuravlyov Mihail Stepanovich / Portal «Memorial VOV. [Elektronnyj resurs]: https://www.kremnik.ru/node/126258 (data obrashcheniya: 06.01.2021).

38. Social'naya set' o Vtoroj mirovoj vojne. [Elektronnyj resurs]: http://www.pobeda1945.su/text/about (data obrashcheniya: 08.01.2021).

39. Proekt 1941-1945: Pobediteli. [Elektronnyj resurs]: https://www.pobediteli.ru (data obrashcheniya: 08.01.2021).

40. OBD «Memorial». [Elektronnyj dokument]: https://obd-memorial.ru/html/ (data obrashcheniya: 08.01.2021).

41. Virtual'nyj portal «Bessmertnyj polk». [Elektronnyj resurs]: https://www.moypolk.ru/ (data obrashcheniya: 08.01.2021).

42. Dereglazov V. Biografiya B.I. Vasil'eva / onlajn proekt «Kniga pamyati». [Elektronnyj dokument]: https://kubinka1945.ru/nemnogo-istorii/poligon-38-niii-mo/109-vasilev-boris-ivanovich.html (data obrashcheniya: 08.01.2021).

43. Portal «Virtual'nyj nekropol' Sevastopolya». [Elektronnyj resurs]: http://www.tombs-sevastopol.ru/ (data obrashcheniya: 02.10.2021); Portal «Krymskij virtual'nyj nekropol'». [Elektronnyj resurs]: http://www.memento-sevastopol.ru/ (data obrashcheniya: 02.10.2021).

44. Proekt «Soldaty XX veka» / Vydayushchiesya deyateli sovremennosti - uchastniki vojny. [Elektronnyj resurs]: http://www.biograph.ru/index.php/persons (data obrashcheniya: 06.01.2021).

45. Nikolaj Fyodorovich Voevodin: kratkaya biograficheskaya spravka / Biograficheskij bank dannyh «Lichnosti». [Elektronnyj resurs] : https://persons-info.com/persons/VOEVODIN_Nikolai_Fedorovich (data obrashcheniya: 06.01.2021).

46. Vereskun V.I. Patent na rotor asinhronnogo dvigatelya / Baza patentov SSSR. - [Elektronnyj resurs]: https://patents.su/3-799080-rotor-asinkhronnogo-dvigatelya.html (data obrashcheniya: 06.01.2021).

47. Patenty V.I. Vereskuna na Internet-portale «PatentDB». [Elektronnyj resurs]: https://patentdb.ru/author/1109556 (data obrashcheniya: 27.01.2021).

48. Pol'zovatel' «ucmopucm». Uchitel': Aleksandru Trifonovichu Barabanovu, osnovatelyu kafedry Tekhnicheskoj kibernetiki, 90 let! [Elektronnyj resurs]: https://ucmopucm.livejournal.com/626074.html (data obrashcheniya: 06.01.2021).

49. Pol'zovatel' Oksana Muhina (Oksana YUr'evna Muhina, prepodavatel' v SevGU). Biografiya professora I.A. Gusakova. [Elektronnyj resurs]: https://vk.com/im?sel=588015972&w=wall-194162361_1154 (data obrashcheniya: 06.01.2021).

ХАПАЕВ ВАДИМ ВАДИМОВИЧ - кандидат исторических наук, заместитель директора Института общественных наук и международных отношений, доцент кафедры «История», Севастопольский государственный университет. БОРИСОВ СЕРГЕЙ ДМИТРИЕВИЧ - магистрант исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

KHAPAEV, VADIM V. - Ph.D. in History, Deputy Director at the Institute of Social Sciences and International Relations, Associate

Professor at the History Department, Sevastopol State University (khapaev007@mail.ru).

BORISOV, SERGEI D. - Master Student, Lomonosov Moscow State University (sergei.borisoff99@gmail.com).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.