УДК 94(470) «1854/1855» ББК Т3(2)522
DOI: 10.14529/ssh160206
кдртины героического прошлого СЕВАСтополя: панорама «оборона севастополя 1854—1855 гг.» и диорама «штурм сапун-горы 7 мая 1944 г.»1
И. В. Сибиряков
Рассматривается история создания самых известных живописных картин, посвященных героическим страницам истории Севастополя. С использованием сравнительно-исторического и хронологического методов обосновывается важная роль панорамы и диорамы в формировании образа Севастополя в исторической памяти советского общества. Особое внимание уделяется анализу архивных документов и материалов периодической печати, через которые раскрываются некоторые особенности восприятия панорамы и диорамы жителями и гостями города Севастополь во второй половине ХХ в.
Ключевые слова: героическое прошлое, диорама, памятники, панорама, Севастополь.
История города Севастополь неразрывно связана с историей войн. Не случайно в этом городе установлены десятки памятников, посвященных героям различных военных конфликтов. Особая мемориальная культура, которая сформировалась в городе в XIX—XX вв., позволила сохранить в нем многие памятники, созданные в дореволюционные, революционные и постреволюционные годы. Непрерывность мемориальной традиции стала своеобразным фундаментом культурно-исторической памяти севастопольцев.
Двумя очень важными, системообразующими элементами этой традиции являются, на наш взгляд: панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» и диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.». Оба сооружения по-своему уникальны. Они представляют интерес, как с точки зрения искусствоведческой, культурологической, так и с точки зрения исторической, раскрывая важные детали того образа Севастополя, который сформировался и закрепился в памяти многих советских людей.
Панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» была открыта к пятидесятилетию героической обороны города в мае 1905 г. Полотно панорамы по поручению Комитета по восстановлению памятников Севастопольской обороны создал Ф. А. Рубо. «к порученному делу художник отнесся очень серьезно. Он приехал в Севастополь, изучал документы, беседовал с ветеранами, написал около 50 этюдов. В январе 1902 года Рубо выставил эскиз Панорамы в Зимнем дворце в Петербурге. Эскиз одобрили, и художник отправился в Мюнхен для написания полотна. В работе ему помогали художники Л. Шенхен, И. Мерте, К. Фрош и двадцать студентов Баварской Академии художеств» [9]. Автором проекта здания панорамы был инженер-полковник О. И. Энберг. При строительстве участвовал архитектор В. А. Фельдман. Здание было заложено 27 октября 1902 г., а закончено в 1904 г.
Панорама отображает события одного дня из Крымской кампании — 6 (18) июня 1855 г., когда английские и французские войска предприняли штурм
1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-01-00219.
Корабельной стороны. По замыслу художника, стоя на смотровой площадке, зритель как бы оказывался на вершине Малахова кургана в день штурма. Он имел возможность своими глазами увидеть многих героев севастопольской обороны, оценить масштабы сражения. После официального открытия панорама пользовалась большой популярностью. «Особенно ее полюбили и охотно посещали матросы и солдаты. Через некоторое время было решено показать панораму царю и Петроградскому гвардейскому гарнизону» [8, с. 41]. В 1909 г. панорама была перевезена в Петербург. В декабре 1910 г. она была возвращена в Севастополь.
Интерес жителей и гостей города Севастополь к панораме проявился с новой силой уже в 1920— 1930-е годы, когда активно шел процесс формирования новой советской культуры, создавались образы новых исторических героев, разрушались старые и устанавливались новые памятники. Показательно, что панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» сумела сохранить свое особое место в культурной жизни города и страны даже в это непростое время. В 1924 г. панораму посетили 51 396 человек, в 1932 г. — 182 347, в 1935 г. — 236 507, в 1937 г. — 263 307 и в 1938 г. — 293 940 человек [2, л. 18].
Панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 годов» действовала и принимала посетителей до лета 1942 г.
25 июня 1942 г. в результате прямого попадания в здание панорамы гитлеровской авиабомбы в нем возник мощный пожар. Благодаря героическим усилиям моряков и жителей города удалось спасти несколько фрагментов панорамы, которые эсминцем «Ташкент» были вывезены в Новороссийск, а оттуда уже доставлены в Новосибирск. В 1944 г. фрагменты панорамы в количестве 86 штук, что составляло примерно 60 процентов от изначального полотна, были отвезены в Москву.
В 1946 г. специальная комиссия в составе ведущих художников и реставраторов Советского Союза после изучения фрагментов панорамы пришла к выводу, что полотно восстановить не удастся. Было принято решение заново написать холст панорамы по реставрированным фрагментам. Выполнение этой сложнейшей задачи поручили творческому
Картины героического прошлого Севастополя: панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» и диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.»
И. В. Сибиряков
коллективу под руководством В. Н. Яковлева — крупнейшего советского живописца, реставратора, доктора искусствоведческих наук, народного художника РСфСР. В 1953 г., после смерти В. Н. Лковлева, группу из семнадцати человек возглавил народный художник РСФСР П. П. Соколов-Скаля. Здание панорамы было восстановлено по проекту архитектора В. П. Петропавловского. В процессе работы над полотном советские баталисты дополнили общую картину несколькими новыми сюжетами. Так появился образ великого русского хирурга Н. И. Пирогова на перевязочном пункте. Заново были введены в панораму легендарные русские разведчики — матрос Петр Кошка и солдат Федор Заика [2, с. 48].
16 октября 1954 г., к столетию Севастопольской обороны, панорама вновь открыла свои двери для посетителей. Панораме отводилась очень важная роль в деле воспитания нового поколения советских людей, в процессе формирования нового образа города Севастополя в сознании жителей города и его гостей. Как заявила на митинге в честь открытия панорамы учительница Н. А. Донец: «Эта панорама будет служить делу воспитания советских людей в духе пламенного патриотизма. Она будет способствовать пропаганде замечательных традиций города-героя Севастополя и Черноморского флота» [10]. Восстановленная панорама должна была символизировать связь исторических эпох, благодаря которой героические подвиги советских защитников Севастополя, обретали мощный исторический фундамент, а образ города-героя получал новую многогранную историю.
Панорама произвела очень сильное впечатление на миллионы людей, которые познакомились с ее экспозицией в 1950—1980-е годы. Показательна динамика посещений панорамы. В 1954 г. ее посетили 105 981 человек, в 1955 г. — 329 877, в 1956 г. — 305 572, в 1957 г. — 352 539, в 1958 г. — 376 551 [2, л. 18].
Примечательно, что панораму посещали высшие руководители КПСС и Советского государства, высокопоставленные иностранные гости, известные ученые, спортсмены, деятели культуры. Вместе с тем основной контингент посетителей панорамы составляли моряки и солдаты, рабочие, крестьяне, представители интеллигенции, отдыхавшие в Крыму. В книге отзывов посетителей панорамы можно было встретить много записей, которые свидетельствовали о том, что цель, поставленная при воссоздании этого памятника, была достигнута. Они несколько различались по форме, но были близки по содержанию. К числу наиболее типичных, широко распространенных оценок, на наш взгляд, могут быть отнесены следующие суждения, оставленные посетителями панорамы.
«Третий раз посещаем панораму, и каждый раз уносим новые сведения, новые данные об истории нашей страны и народа. Искренне благодарны работникам Панорамы за большой труд, вкладываемый в сохранение замечательного произведения искусства».
«Интересны рассказы экскурсоводов. Особенно полезны они с точки зрения воспитания патриотизма, для подрастающего поколения».
«Увиденное нами ни с чем несравнимое достояние нашего искусства и отражение исторических дней истории нашей великой Родины. Спасибо создателям величайшего памятника, зовущего к новым подвигам».
«Благодарим работников музея за бережно сохраненную и переданную с любовью и пониманием священную память о героической обороне Вашего города. Такое отношение к памятникам прошлого вселяет надежду на будущее» [3, л. 26].
Первые памятники освободителям Севастополя в районе Сапун-горы установили еще весной 1944 г. военные архитекторы и строители. По просьбе участников боёв было решено к 15-летию освобождения города создать, здесь монументальный живописный памятник — диораму «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.». Безусловно, это решение имело очень сложную внутреннюю природу. С одной стороны, в городе уже были памятники, посвященные героям Великой Отечественной войны, но многие из них оказались связаны с обороной Севастополя, которая, несмотря на мужество и героизм советских воинов закончилась с военной точки зрения неудачно. Для нового этапа патриотического воспитания населения, который начинался в 50-е годы ХХ в. требовались памятники, посвященные победоносным сюжетам истории войны. И с этой точки зрения штурм Сапун-горы в мае 1944 г. был наиболее подходящим «севастопольским» сюжетом. С другой стороны, монументальный памятник-диорама мог заметно усилить интерес жителей города и его гостей именно к истории Великой Отечественной войны, которая после масштабного празднования столетнего юбилея первой обороны Севастополя оказалась несколько «в тени».
Заказ получили члены московской студии военных художников имени М. Б. Грекова. Творческая группа в составе П. Т. Мальцева (руководитель группы), Г. И. Марченко, Н. С. Присекина в 1958 г. приступила к работе. Художники тщательно изучали события, встречались с участниками штурма Сапун-горы, делали зарисовки местности, наброски и эскизы. Непосредственная работа по созданию живописного полотна и предметного плана площадью 83 квадратных метра проходила в Москве на протяжении семи месяцев [7]. По воспоминаниям П. Т. Мальцева: «За время создания диорамы в студии побывало боле 150 участников штурма. Они дали ценные советы, помогали уточнить отдельные моменты боя» [6].
Архитектор, автор проекта диорамы «штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» В. П. Петропавловский подчеркивал, что для этой диорамы впервые в истории СССР было построено специальное самостоятельное «оснащенное по последнему слову технического оборудования монументальное здание общим объемом 4000 кубических метров». Свет попадал в здание через 10 широких окон и с помощью рефлектора равномерно распределялся на полотно диорамы и предметный план. Смотровая площадка была рассчитана на 45—50 человек.
Для более «глубокого наглядного показа героизма советских войск при освобождении Севастополя, на склоне Сапун-горы», вблизи диорамы был
2016, т. 16, № 2
41
исторические науки
создан «заповедник оборонительных сооружений фашистской армии», которые штурмовали советские солдаты [5].
торжественное открытие диорамы состоялось 4 ноября 1959 г. Согласно отчету Севастопольского экскурсионного бюро в 1959 г. диораму посетили 439 экскурсионных групп, а панораму 6618 [4, л. 3]. Примечательно, что в год открытия диорамы, панораму посетило 614 909 человек, а диораму — 52 555 человек. Но в следующем году ситуация изменилась. Количество посетивших панораму в 1960 г. уменьшилось до 59 3717 человек, а количество посетивших диораму увеличилось до 449 137 человек.
Посетители диорамы очень высоко оценили это произведение искусства и его роль в патриотическом воспитании советских людей. Президент Академии наук СССР А. П. Александров записал в книге отзывов гостей диорамы: «Все, особенно молодые, должны посмотреть эту диораму, должны знать, как давалась победа. ... Надо больше вспоминать о прошлом, надо больше раскрывать перед молодыми ту борьбу, которую вынесли их отцы и деды. Именно это воспитывает патриотизм, правильную оценку действительности». А летчик-космонавт А. А. Губарев, посетив музей и диораму, сказал: «Я здесь больше пережил, переволновался, чем за свои 30 суток космического полета. Пусть весь мир знает, что, если нам придется снова защищать свою Родину, то мы так же, как защитники Севастополя, не пожалеем своей жизни, встанем на защиту» [8, с. 80].
Один из участников штурма 7 мая 1944г., герой Советского Союза И. И. Поликахин писал в газете «Слава Севастополя»: «Этот выдающийся художественный памятник героям Севастополя будет многому учить нынешнее поколение защитников советских рубежей. В Советский Союз приезжают иностранные туристы. Пусть смотрят, как мы умели сражаться и постоять за свою Родину. такими же, а может еще бесстрашнее, будут наши сыны и младшие братья, если кто-нибудь задумает нарушить наш мирный, созидательный труд» [11].
С открытием диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» в Севастополе возникла уникальная мемориальная конструкция, объединившая в единое историческое пространство сюжеты, связанные с Крымской войной 1854—1855 гг., и сюжеты, связанные с Великой Отечественной войной 1941—1945 гг. Эти сюжеты были воплощены в оригинальных художественных произведениях, выполненных на очень высоком художественном уровне. Посетители панорамы и диорамы получили редкую для 60— 70-х гг. ХХ в. возможность своими глазами в один день увидеть наиболее драматические страницы истории обороны и освобождения города, которые как бы взаимно дополняли друг друга, рождая очень важное с точки зрения формирования образа города ощущение тесной взаимосвязи различных этапов его истории.
В результате у многих приезжавших в Севастополь советских людей складывался многоплановый, но цельный образ города героя, жители которого проявили подлинное мужество и героизм в ходе различных военных сражений XIX—XX вв.
22 августа 1960 г. в соответствии с постановлением Совета министров УССР № 1268 от 6 августа 1960 г. и Приказом по Управлению культуры Севастопольского горисполкома от 22 августа 1960 г. в Севастополе был создан Музей героической обороны и освобождения Севастополя, который объединил творческие коллективы панорамы и диорамы. Постепенно в него были включены и ряд других музеев Севастополя, призванных сыграть важную роль не только в патриотическом воспитании населения, но и в сохранении памяти о других важных страницах истории города, например, о севастопольском коммунистическом подполье 1942—1944 гг.
И все-таки самым популярным музеем в советском Севастополе оставалась панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.». 6 мая 1969 г. панораму посетил 10-миллионный посетитель, а уже 30 ноября 1969 г. — 11 миллионный посетитель — курсант 1 курса ВВМУ им. Нахимова Н. В. Рябов.
Музей героической обороны и освобождения Севастополя сыграл важную роль в реализации основных направлений мемориальной политики советского государства в 60—80-е гг. ХХ в. За 25 лет его посетили более 49 миллионов человек, делегации из более чем из 60 государств. Трижды посетил музей Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. После одного из посещений он оставил в книге почетных гостей следующую запись: «Смотришь на панораму, а сердце говорит, какой герой русский народ, таких не побеждают. С глубоким уважением думаешь о коллективе художников, которые воспроизвели великое творение искусства» [2, л. 27].
Как отмечал директор музея П. М. Рогачев: «Сотрудники музея не создают материальных ценностей, но их труд необходим партии, народу. Они «сеют» разумное, доброе, вечное. Результатами творческого труда музейных работников пользуются миллионы. Научные сотрудники создают экспозиции, издают научные и популярные труды, постоянно снабжают научные учреждения, издательства редакций газет и журналов, радио, телевидения сведениями о хранимых ими материалах, представляют их для показа и репродуцирования. Уделяют постоянное внимание пополнению фондов, собирают ежегодно тысячи экспонатов. Научные сотрудники, экскурсоводы проводят большую массовую научно-просветительную работу — проводят экскурсии, тематические вечера и уроки мужества, читают лекции, дают консультации и справки» [5, л. 13].
Особенно важно подчеркнуть, что музей продолжал свою работу и в годы «перестройки» и даже в 1991г. в момент распада СССР. Удивительно, но для тех людей, которые посетили музей в это трагическое время панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» и диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.», оставались важным символом единства умирающего советского культурно-исторического пространства. В 1989 г. в панораме был принят «31-миллионный посетитель, в диораме — 22-миллионный» [6, л. 11].
Панорама «Оборона Севастополя 1854— 1855 гг.» и диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» во второй половине ХХ в. были очень важ-
Картины героического прошлого Севастополя: панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» и диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.»
И. В. Сибиряков
ными элементами того образа города Севастополя, который на протяжении многих лет формировался в сознании его жителей и гостей. Они ярко и убедительно демонстрировали героическую военную составляющую этого образа, закрепляя в сознании советских людей особое уважительное отношение морякам, солдатам, офицерам, жителям Севастополя, оказавшим достойное сопротивление неприятелю и одержавшим моральную победу над врагом. Художественные картины героического прошлого Севастополя, созданные авторами панорамы и диорамы, были подкреплены мощным литературным, поэтическим, музыкальным «основанием», что придало новому образу Севастополя особенно устойчивый характер, обеспечив его «выживание» даже в условиях масштабных социально-экономических и политических потрясений.
Литература и источники
1. Авраменко, М. П. Сапун-гора : путеводитель / М. П. Авраменко, А. Т. Кравец, Е. М. Игумнова. — Симферополь : Таврия, 1979. — 96 с.
2. ГАГС. Ф. Р-567. Оп. 4. Д. 1.
3. ГАГС. Ф. Р-183. Оп. 1. Д. 1161.
4. ГАГС. Ф. Р-183. Оп. 1. Д. 141.
5. ГАГС. Ф. Р-567. Оп. 4. Д. 15.
6. ГАГС. Ф. 3-183. Оп. 1. Д. 1189.
7. Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944г.» [Электронный ресурс] — URL: http://www.sev-museum-panorama.com/ru/diorama.html (дата обращения — 20.02.2016)
8. Клавдиев, С. М. Русские панорамы / С. М. Клавдиев. — М. : Советская Россия, 1972. — 136 с.
9. Лещинская, Е. Панорама «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» [Электронный ресурс] — URL: http:// spravka.sevas.com/org/ panorama-oborona-sevastopolya-1854—1855-godov (дата обращения — 20.02.2016)
10. Слава Севастополя. — 1954. — 17 окт.
11. Слава Севастополя. — 1959. — 5 нояб.
Поступила в редакцию 2 марта 2016 г.
СИБИРяКОВ Игорь Вячеславович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия). Сфера научных интересов: история интеллигенции, история политических партий и движений, история системы образования. E-mail: [email protected]
Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2016, vol. 16, no. 2, pp. 40—43
DOI: 10.14529/ssh160206
PICTURES HEROIC PAST OF SEVASTOPOL: PANORAMA "DEFENSE OF SEVASTOPOL IN 1854—1855 GG" AND DIORAMA 'STORM OF SAPUN MOUNTAIN ON MAY 7, 1944."
I. V. Sibiryakov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation [email protected]
The history of creation of the most known picturesque pictures devoted to heroic pages of history of Sevastopol is considered. With use of comparative-historical and chronological methods the important role of a panorama and a diorama locates in formation of an image of Sevastopol in historical memory of the Soviet society. The special attention is paid to the analysis of archival documents and materials of periodicals through which some features of perception of a panorama and diorama inhabitants and city visitors Sevastopol in the second half of the XX century reveal. Keywords: heroic past, diorama, monuments, panorama, Sevastopol.
References
1. Avramenko, M.P., Kravec, A.T., Igumnova, E.M. Sapun-gora. Putevoditel' / M.P. Avramenko, A.T.Kravec, E.M.Igumnova [Text] — Simferopol', Izd-vo «Tavriya», 1979. — 96s.
2. GAGS.F.R-567. Op.4. D.1.
3. GAGS. F.R-183. Op.1. D.1161.
4. GAGS. F.R-183. Op.1. D.141.
5. GAGS.F.R-567. Op.4. D.15.
6. GAGS. F.Z-183.Op.1. D.1189.
7. Diorama «Shturm Sapun-gory 7 maya 1944g.» [Jelektronnyj resurs] — URL http://www.sev-museum-panorama.com/ru/ diorama.html (data obrashcheniya — 20.02.2016)
8. Klavdiev, S.M. Russkie panoramy / S.M. Klavdiev [Text] — M. Izdatel'stvo «Sovetskaya Rossiya», 1972. — 136s.
9. Leshchinskaya, E. Panorama «Oborona Sevastopolya 1854-1855 gg.» [Jelektronnyj resurs] — URL http://spravka.sevas. com/org/panorama-oborona-sevastopolya-1854-1855-godov (data obrashcheniya — 20.02.2016)
10. Slava Sevastopolya. — 1954. — 17 oktyabrya.
11. Slava Sevastopolya. — 1959. — 5 noyabrya
Received March 2, 2016
2016, т. 16, № 2
43