Научная статья на тему 'Образ Севастополя для советских туристов: советские справочники-путеводители об особенностях туристических маршрутов в Севастополе'

Образ Севастополя для советских туристов: советские справочники-путеводители об особенностях туристических маршрутов в Севастополе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
669
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / ПАМЯТЬ / СЕВАСТОПОЛЬ / СПРАВОЧНИК / ТУРИЗМ / CHARACTER / MEMORY / SEVASTOPOL / REFERENCE BOOK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сибиряков Игорь Вячеславович

В статье проанализированы пять справочников-путеводителей по Севастополю, изданные в 60-80-е гг. ХХ в. в СССР. Автор обосновывает тезис о том, что образ Севастополя, который формировался в глазах советских туристов, благодаря изданиям такого рода, носил динамичный, идеологически и политически ориентированный характер. Это был образ города-героя. Основное внимание туристов привлекалось к памятникам, связанным с обороной Севастополя в 1854-1855 гг. и Великой Отечественной войной. Последние советские справочникипутеводители по Севастополю отличались большим количеством фотографий, лаконичными текстовыми конструкциями, более сложной внутренней структурой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTER OF SEVASTOPOL FOR SOVIET TOURISTS: SOVIET BOOKS-GUIDEBOOKS OH FEATURES OF TOURIST ROUTES IN SEVASTOPOL

In the article 5 books-guide books are analysed on Sevastopol, published in 60-80th ХХ of century in the USSR. An author grounds a thesis that character of Sevastopol thatwas formed in the eyes of soviet tourists, due to editionssuch, carried dynamic, ideological and politically oriented character. This was character of city hero. Basic attention oftourists was brought over to the monuments related to the defensive of Sevastopol in 1854--1855 and Great Patriotic war. The last soviet books-guide-books on Sevastopol differed in plenty of photos, laconic text constructions, more-difficul underlying structure.

Текст научной работы на тему «Образ Севастополя для советских туристов: советские справочники-путеводители об особенностях туристических маршрутов в Севастополе»

УДК 94(470) + 379,85 ББК Т3(2) 622,82 + Ч 518,14

DOI: 10.14529^160408

образ СЕВАСтополя для СоВЕтСКих туристов: советские справочники-путеводители об особенностях туристических маршрутов В СЕВАСтополЕ*

И. В. Сибиряков

В статье проанализированы пять справочников-путеводителей по Севастополю, изданные в 60—80-е гг. ХХ в. в СССР Автор обосновывает тезис о том, что образ Севастополя, который формировался в глазах советских туристов, благодаря изданиям такого рода, носил динамичный, идеологически и политически ориентированный характер. Это был образ города-героя. Основное внимание туристов привлекалось к памятникам, связанным с обороной Севастополя в 1854—1855 гг. и Великой Отечественной войной. Последние советские справочники-путеводители по Севастополю отличались большим количеством фотографий, лаконичными текстовыми конструкциями, более сложной внутренней структурой.

Ключевые слова: образ, память, Севастополь, справочник, туризм.

Процесс формирования любого образа в исторической памяти социума — это очень сложный процесс, состоящий из огромного множества элементов и проходящий различные этапы развития. Важнейшей функцией исторической памяти является «создание идеального образа прошлого таким, каким оно должно было бы быть, что бы оправдать легитимность существующего институционального порядка и пробудить чувство гордости за принадлежность к данной «мы — группе», ощущающей свое единство» [7]. При этом «коллективная память» социума может, как помогать, так и препятствовать выполнению данной функции. Как справедливо замечает О. Б. Леонтьева «в коллективной памяти могут одновременно уживаться различные образы прошлого и способы повествования о прошлом; в каждом из таких повествований могут присутствовать одни и те же опорные моменты, персонажи, сюжетные эпизоды, но смысловое наполнение этих сюжетов будет различным» [6].

В послевоенном советском социуме одним из значимых элементов в механизме формирования образов прошлого стал туризм. Советский довоенный туризм имел ярко выраженный классовый и идеологический характер [5]. В 50-е гг. ХХ в. ситуация стала постепенно меняться. Именно «туристический» фактор во многом определил эволюцию образа Севастополя в исторической памяти части советского общества в 60—80-е годы ХХ в. после того, как город был открыт для посещения туристам [2]. Только за первые 9 месяцев работы Севастопольского экскурсионного бюро, как самостоятельной организации, в 1959 г. было проведено 8102 экскурсии для 223 982 туристов [1 с. 3]. Новый статус города потребовал создания нового механизма для работы с этой группой населения. Важным элементом такого механизма стали справочники-путеводители, которые должны были помочь «гостям» города обратить внимание на те или иные исторические памятники, культурные достопримечательности, социальные достижения и тем самым сформировать «правиль-

* Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-01-00219.

ный» образ Севастополя в начале в восприятии, а в дальнейшем и в памяти туристов. Главными особенностями путеводителей, как очень своеобразного типа литературы были: лаконичность и простота текстовых конструкций, особая яркость вербальных и визуальных образов, ценовая доступность. Путеводители позволяли закрепить в памяти туристов ту информацию и впечатления, которые они получали в ходе экскурсий или самостоятельных прогулок, уточнить, заинтересовавшие туристов сюжеты, показать родственникам и друзьям туристов наиболее понравившиеся достопримечательности города. Как совершенно справедливо писала И. И. Руцинская: «Путеводитель представляет собой лишь способ консервации и репрезентации ценностей и смыслов определенной культурно-исторической эпохи. Он их конкретизирует и опредмечивает, переводя из сферы трудноуловимых категорий в наглядную, доступную, массовую, обусловленную временем форму достопримечательностей...» [10].

Одним из первых путеводителей по послевоенному Севастополю стал справочник-путеводитель «Севастополь», который был издан в издательстве «Крымиздат» в 1959 году. Его авторами были Б. Россейкин, Г. Семин, З. Чебанюк. Путеводитель вышел тиражом 40 000 экземпляров, насчитывал 120 страниц и стоил 2 рубля 60 копеек. Авторы путеводителя начинали рассказ о городе с объяснения названия самого города. «В переводе с древнегреческого слово «Севастополь» означает город славы, город, достойный поклонения, знаменитый город», — утверждали они. Путеводитель последовательно освещал все основные этапы в истории города Севастополь. такого рода хронологический подход был общепринятым для изданий данного типа. Обращает на себя внимание исходный тезис в исторической концепции путеводителя. «Крым — издревле славянская земля. Задолго до нашествия на Русь татаро-монгольских орд Черное море называлось Русским морем» [8 с. 9]. Зафиксировав, таким образом, особый исторический статус Крыма, авторы путеводителя дополнительно обращали внимание читателей на революционные традиции

Севастополя, что вполне соответствовало той общей конструкции восприятия исторического прошлого страны, которая сформировалась в СССР к этому времени. «Севастополь — город славных революционных традиций, которые имеют свои глубокие корни. Вместе с флотом он сыграл большую роль в классовых битвах трудящихся нашей страны против царского самодержавия и капитализма», — констатировали авторы путеводителя.

Особое место в истории Севастополя Б. Рос-сейкин, Г. Семин, З. Чебанюк уделили сюжетам, связанным с гражданской войной. «Многое пережили Севастополь и Черноморский флот в период гражданской войны и иностранной интервенции. Город пять раз переходил из рук в руки. Около семи месяцев его оккупировали и разоряли немецкие империалисты. вместе с русскими белогвардейцами они зверски мучили и убивали советских людей» [9, с. 24]. Такого рода утверждения хорошо вписывались в ту концепцию гражданской войны, что легла в основу учебного процесса в советской средней и высшей школе, а так же была закреплена в разнообразных произведениях советского искусства. Характеризуя развитие города в 20—30-е годы ХХ в., авторы путеводителя выбрали формулировку «промышленный, культурный и курортно-туристический центр юга страны». Наиболее подробно в путеводителе было рассказано о судьбе Севастополя в годы Великой Отечественной войны. Примечательно, что в тексте путеводителя содержалось упоминание о том, что 12 июня 1942 г. руководители обороны города «получили телеграмму Верховного главнокомандующего Сталина, в которой говорилось: "Горячо приветствую доблестных защитников Севастополя..."» [9, с. 30]. Наличие такого сюжета, на наш взгляд, ясно свидетельствует об особом переходном состоянии тех представлений об истории Великой Отечественной войны, И. В. Сталине, сталинизме, которые существовали в советском обществе в этот период. Процесс десталинизации советского социума только начался и носил очень болезненный противоречивый характер. Авторы путеводителя были совершенно уверены в том, что туристы, посещавшие город, должны знать о роли И. В. Сталина в истории Севастополя. Завершающая часть путеводителя получила очень символичное название «Новый великий подвиг». В ней рассказывалось о том, как был восстановлен Севастополь в первые послевоенные годы, и какую роль в этом процессе сыграли не только жители города, но и другие регионы страны. Например, авторы путеводителя особо подчеркнули тот факт, что «трудящиеся Дагестана, взяв шефство над городом героем, прислали сева-стопольцам свыше 4 млн рублей, много продуктов, стройматериалов и оборудования». такое внимание к проблемам восстановления Севастополя в тексте путеводителя выглядит совершенно оправданным. Многие из тех, кто прибывал в Севастополь в конце 1950-х — начале 1960-х годов в качестве туристов, принимали непосредственное или опосредованное участие в восстановлении города, некоторые участвовали в восстановлении других советских городов, разрушенных в годы войны, и поэтому сюжеты, связанные с возрождением послевоенного

Севастополя должны были восприниматься гостями города совершенно по-особому.

Очерк-путеводитель «Севастополь», который был издан в издательстве «Крым» в 1969 г. уже несколько отличался от своих предшественников. Его автором был П. Гармаш. Путеводитель вышел тиражом 150 000 экземпляров, насчитывал 167 страниц и стоил 63 копейки.

Первое на что должен был обратить внимание читатель этой книги, так это на большое количество фотографий, посвященных городу Севастополь. В общей сложности на страницах путеводителя было опубликовано 52 фотографии, из которых 16 были цветными. Первой цветной фотографией путеводителя была фотография памятника В. И. Ленину. Вторая особенность путеводителя П. Гармаша—это большое внимание к «военно-морской» составляющей в истории Севастополя. «Город моряков, в нем чувствуется морская душа. Она и в строгости, и в подтянутости улиц, и в удивительной чистоте, напоминающей чистоту палубы боевого корабля, и в синеве матросских воротничков, переливающихся синевой бухт. В нем нет праздной беззаботности, присущей южным приморским городам. даже экскурсанты, обычно суетливые и говорливые, соприкоснувшись с его мужеством и героизмом, ходят по улицам и площадям притихшие и сосредоточенные...» [3, с. 5]. Примечательно, что знакомство с городом П. Гармаш предлагал начинать с Малахова кургана. Среди главных точек туристического маршрута он называл: Графскую пристань, памятник П. С. Нахимову, Приморский бульвар, Братское кладбище. Конечно, отдельный сюжет путеводителя был посвящен памятнику В. И. Ленину. Среди главных достопримечательностей Севастополя, связанных с его героической историей П. Гармаш выделил: панораму «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.» и диораму «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.». В путеводителе содержалось упоминание о Херсонесском государственном историко-археологическом музее. таким образом, картина исторического прошлого Севастополя в данном путеводителе стала более объемной, масштабной. Но приоритетными сюжетами для туристов по-прежнему оставались сюжеты, связанные с обороной Севастополя в 1854—1855 гг. и Великой Отечественной войной. третья особенность путеводителя П. Гармаша — это его эмоционально-возвышенная манера изложения материала. Не случайно в путеводителе можно было встретить фрагменты стихотворений севастопольского поэта Н. Криванчикова, а так же других авторов. Такая манера изложения материала, безусловно, была связана не только с личностью автора путеводителя, но и с его желанием донести до читателя, особый героический образ Севастополя, который вновь был востребован в советском обществе. Показательно как завершался в путеводителе сюжет, посвященный диораме «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.». «После осмотра диорамы не спешите покинуть Сапун-гору, — писал П. Гармаш. — Посмотрите, какая величественная картина открывается отсюда, с верхней кромки Сапун-горы, на долину Золотая балка, покрытую огромным ковром виноградников, на высотки и горы, уходящие вдаль! Пусть они еще

исторические науки

и еще раз воскресят в вашей памяти героические события, разыгравшиеся на этой сегодня мирной и тихой земле. Пусть навсегда в вашем сердце останется память о тех, кто отдал свою жизнь за наше счастье, кому обязаны мы мирными рассветами» [3, с. 164]. Общий вывод, которым П. Гармаш завершил весь текст своего путеводителя, позволял читателю еще раз вернуться к главной идее автора: «Как и прежде, Севастополь несет свою бессменную боевую вахту на южном рубеже Родины. Город-воин, город-труженик всегда на посту!» [3, с. 165].

В 80-е годы ХХ в. было издано несколько путеводителей по Севастополю, подготовленных разными авторами, и выстроенных уже по несколько иной концептуальной модели. В 1981 г. свет увидел путеводитель «Севастополь» В. Ф. Ольшевского, который вышел в издательстве «таврия» тиражом в 100 000 экземпляров по цене 50 копеек. Путеводитель насчитывал 80 страниц, на которых были размещены 33 цветных фотографии, в основном исторических памятников и зданий города. Показательно, что памятникам и зданиям XIX в. было посвящено 11 фотографий, памятникам и зданиям советского периода 9, истории Великой Отечественной войны 8, истории революций 4, древнейшей истории 1 [4]. Путеводитель В. Ф. Ольшевского открывался следующим утверждением: «Севастополь без преувеличения можно назвать городом всемирно известным. Миллионы людей знают его как город-герой. Но Севастополь еще и крупный морской порт, значительный промышленный, научный и культурный центр юга Украины» [4, с. 3]. Желание обратить внимание туристов не только на героическое военное прошлое города, но и на его производственные, научные, культурные достижения, заявленное в самом начале путеводителя определило и структуру издания.

Пять разделов путеводителя должны были помочь «гостям» города получить представление о самых разных страницах истории и повседневной жизни Севастополя. Разделы носили следующие названия: «Город-воин, город-труженник», «Добро пожаловать!», «Потомству в пример», «Отдыхай-познавай», «Все о транспорте».

Экскурсоводы Севастопольского бюро путешествий и экскурсий подготовили десятки туристических маршрутов по городу Севастополь. Представляя эти маршруты, В. Ф. Ольшевский разбил их на несколько больших блоков. Первый он условно назвал: «Историко-революционные экскурсии». В него вошел 21 маршрут, название которых ясно отражали содержание экскурсии («Конституция живет, работает, действует», «Севастополь в 11-й пятилетке», «История Севастопольской партийной организации, ее роль и значение в жизни города» и т. д.). Второй блок назывался «Военно-исторические экскурсии». В него вошли 12 маршрутов («Здесь курс на бессмертье держал Севастополь», «Севастополь в боях за Родину», «250 дней в огне» и др.). Третий блок получил название «Исторические экскурсии». Он включал в себя 9 маршрутов («Город-герой Севастополь», «Их именами названы улицы», «Памятники Сапун-горы» и др.). Четвертый блок назывался: «литературные экскурсии»

(«литературный Севастополь», «Город у моря», «Л. Н. Толстой в Севастополе» и др. Всего пять экскурсий). Пятый блок назывался «Искусствоведческие экскурсии» («Театральный Севастополь», «Художники и Севастополь», «Скульптурные памятники Севастополя», «Мемориальная скульптура»). Шестой блок составили «Архитектурно-градостроительные экскурсии», в рамках которой предлагались всего два маршрута («Архитектура и строительство до Великой Октябрьской социалистической революции и в наши дни» и «Севастополь строится»). В седьмой блок вошли «Природоведческие экскурсии» («Зеленый наряд Севастополя» и «Лес — наше богатство»). Восьмая группа называлась «Производственные экскурсии» («Севастопольский рыбный порт», «Наше Черное море» и др.) [8, с. 65—70]. По признанию самого В. Ф. Ольшевского, в 1980 г. в Севастополе побывало почти 4,5 млн туристов. Это был один из самых высоких показателей в истории города. Очевидно, что большинство из них посетили экскурсии именно исторической направленности. Не случайно «историческая» составляющая в путеводителе В. Ф. Ольшевского тоже занимала доминирующее место. В историческом очерке путеводителя был, упомянут и Херсонес, и бриг «Меркурий», и адмирал М. П. Лазарев и многие другие герои дореволюционной истории Севастополя. Особое место занимал рассказ о событиях 1854—1855 гг. После многомесячной осады в Севастополе, писал В. Ф. Ольшевский, «не осталось камня на камне». «В городе уцелело всего пять тысяч жителей. довоенного уровня по количеству населения он достиг только в 1895 г.» [8, с. 10]. Но доминантой исторического сюжета путеводителя были события Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления Севастополя. Показательно, что подвиг советских защитников Севастополя В. Ф. Ольшевский сравнивал с подвигом героев XIX в. Он писал: «Как и в дни первой обороны, весь мир был восхищен массовым героизмом и подвигами защитников Севастополя в 1941—1942 гг.» [8, с. 14]. Так же, как авторы других путеводителей В. Ф. Ольшевский обратил внимание своих читателей на образ возрожденного Севастополя. В. Ф. Ольшевский писал: «Возрожденный на основе лучших архитектурных традиций, он составляет как бы единый грандиозный ансамбль, в основу которого положены свойственные южному городу светлые тона и вместе с тем широкий простор, благородство и строгость форм» [8, с. 16]. И еще один сюжет путеводителя В. Ф. Ольшевского, по-нашему мнению, имеет очень показательный характер. Констатируя, что в городе и его окрестностях насчитывается свыше 1200 памятников истории и культуры, он предлагал туристам начать осмотр главных памятников с памятника В. И. Ленину. В. Ф. Ольшевский подчеркивал, что с именем Владимира Ильича Ленина «связаны многие революционные события в городе и ныне Краснознаменном Черноморском флоте». В девяти предложениях, рассказав историю создания памятника, автор путеводителя завершил его характеристику привычной для советской культурной традиции фразой: «В дни рождения Ильича и народных

торжеств севастопольцы и воины-черноморцы возлагают цветы к подножию монумента. Здесь клянутся на верность Родине и Коммунистической партии пионеры, ветераны вручают юношам и девушкам комсомольские билеты. Сюда приходят делегации и гости города-героя». А далее в путеводителе содержался гораздо более подробный рассказ о бывшем Владимирском соборе, который автор путеводителя называл «усыпальницей русских адмиралов» [8, с. 21]. Такая географическая, историческая, сюжетная близость, на наш взгляд, очень ярко отражает совершенно уникальную культуру сосуществования исторических памятников различных эпох, которая сложилась в Севастополе в ХХ в., и которую могли хорошо ощутить «гости» города, а так же читатели справочников и путеводителей.

Еще более «фотографическим» по сравнению с путеводителем В. Ф. Ольшевского выглядел путеводитель «По улицам Севастополя», подготовленный Э. Н. Дорониной и А. А. Ляховичем. Он вышел в том же издательстве «Таврия» в 1983 г. тиражом 50 000 экземпляров по цене 5 рублей. На 112 страницах путеводителя было размещено 66 фотографий, из которых 47 были цветными. На фотографиях были отражены все основные памятники Севастополя, к тому моменту установленные в городе. Это и памятник П. С. Нахимову, и памятник Казарскому, и памятник «Затопленным кораблям» и т. д. Естественно, что среди памятников советского периода особое место в путеводителе занимали памятник В. И. Ленину, памятник комсомольцам Севастополя, обелиск Славы.

Помимо фотографического ряда в текст путеводителя были включены разнообразные справочные сведения, призванные «облегчить» путешествие туриста, оказавшегося в городе. Общая историческая конструкция путеводителя осталась в рамках той традиции, что сформировалась в предшествующие годы. Путеводитель открывался утверждением авторов о том, что «Севастополь — имя гордое и прекрасное. Символично, что в переводе с греческого оно означает «Город величественный, достойный поклонения!» Знают о нем не только во всех уголках нашей необъятной родины, но и далеко за ее пределами. Героизм, стойкость, мужество — синонимы слова «Севастополь», и поэтому этот город, словно магнит, притягивает к себе людские сердца» [4, с. 3]. Основной фактический материал в путеводителе был изложен скорее по географическому принципу с максимальным учетом интересов путешественников, оказавшихся в городе. Такой подход определил и название главных разделов путеводителя: «Страницы героической летописи», «Исторический центр города», «Корабельная сторона», «Северная сторона», «Где были окраины». Но, так же, как и П. Гармаш, Э. Н. Доронина и А. А. Ляхович предпочли завершить основную часть своего путеводителя сюжетом, связанным с подвигом Севастополя в годы Великой Отечественной войны.

Одним из последних путеводителей по Севастополю, изданных в советский период стал путеводитель Г. Д. Староверова, который был издан в Симферополе в издательстве «Таврия» в 1986 г. тиражом в 50 000 экземпляров по цене 2 рубля.

Его автор долгие годы был редактором городской газеты «Слава Севастополя». В путеводителе Г. Д. Староверова ярко проявились почти все особенности формирования официального образа Севастополя свойственные советским путеводителям 1960—1980-х гг. Он открывался почти стандартным обращением к советским туристам этого времени: «.Вы вступили на героическую землю Севастополя. Нам хочется, что бы он вам понравился, что бы вы почувствовали его мужественную душу, его красоту...» [6, с. 6]. На страницах путеводителя Г. Д. Староверова было размещено 140 фотографий, из которых только 24 были черно-белыми. фотографический образ города стал явно доминировать над текстовыми конструкциями. Процесс постепенного вытеснения текста фотографиями, на наш взгляд, носил закономерный характер. Он был связан не только с технологическими изменениями, происходившими в книгоиздании, но и с изменениями в сознании советских людей, с формированием новой культуры восприятия исторических образов, развитием системы среднего и высшего образования в стране, новыми достижениями советской культуры и искусства. Рассказ о достопримечательностях города Г. Д. Староверов начинал с площади Ленина. «Она венчает главный городской холм, здесь возвышается величественный памятник В. И. Ленину. Четыре бронзовые фигуры у пьедестала—рабочего, крестьянина, солдата и матроса — символизируют собой основные силы социалистической революции. Этот монументальный комплекс воздвигнут к 40-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Авторы — лауреат Государственной премии скульптор П. И. Бондаренко, архитекторы Г. В. Щуко и С. Я. Турковский». Сегодня крайне сложно сказать насколько соответствовал исторической истине следующий тезис автора путеводителя, но его появление в тексте выглядит политически неизбежным. Г. Д. Староверов писал: «Севастопольцы любят приходить сюда во все времена года, а 22 апреля, в день рождения Владимира Ильича, здесь особенно многолюдно. Идут с весенними цветами — рабочие коллективы, целые семьи, стар и млад. Поистине любовь к Ильичу неиссякаема!» [6, с. 8]. Безусловно, основой героического образа советского Севастополя для туристов и в это время оставались памятники, связанные с Великой Отечественной войной. Не случайно портреты ее героев снайпера Л. М. Павлю-ченко, пулеметчицы Н. А. Ониловой, руководителя подпольной организации В. Д. Ревякина и многих других были размещены на страницах путеводителя. Но при этом внимание путешественников не могли не привлечь и памятники, посвященные первой обороне Севастополя. Портреты героев этой обороны так же были размещены на страницах путеводителя, создавая единую визуальную конструкцию образа города.

Сохраняя традиции идеологически ориентированной экскурсионной программы, автор путеводителя, тем не менее, неоднократно возвращался к другому образу города «города у моря — на белых скалах и зеленых по весне холмах.» [6, с. 6]. Конечно, этот образ носил латентный характер, но сам

исторические науки

факт его появления в путеводителе говорит о том, что его автор понимал те процессы, которые происходили в сознании советских людей, приезжавших в Севастополь. Уважение к героической истории города постепенно стало сосуществовать с более спокойным повседневным его восприятием. Не случайно целый раздел путеводителя Г. д. Староверова был посвящен Херсонесскому историко-археологическому заповеднику, который занимал все более заметное место в экскурсионной программе туристов, прибывавших в Севастополь.

Целый ряд исторических источников (отчеты о работе музеев, материалы периодической печати, воспоминания ветеранов и т. д.) свидетельствуют о том, что уровень эмоционального восприятия военных подвигов Севастополя и севастопольцев, «гостями» города достигнув максимальной отметки в 1960—1970-е гг. затем стабилизировался, что вызвало тревогу тех, кто полагал, что он должен продолжать расти. Эта стабилизация была связана с целым комплексом факторов таких как: резкое сокращение числа тех ветеранов, кто непосредственно принимал участие в обороне и освобождении Севастополя, ростом информационных потоков, в первую очередь в связи с развитием радио и телевизионных технологий, изменениями в системе образования, культуре советского общества и т. д. Ситуацию усугубил гигантский рост числа туристов, посещавших Севастополь в середине 80-х годов XX в.

Попытки создания новых мемориальных комплексов, посвященных очередным военным юбилеям в последние годы существования СССР, принципиально ситуацию не изменили. Некоторые последние советские памятники Севастополя привлекали внимание «гостей» города не столько художественными достоинствами, сколько месторасположением и техническими характеристиками [11]. Не случайно уже в постсоветский период севастопольские краеведы, работники музеев, экскурсионных бюро, учебных заведений пытались и пытаются найти новые грани образа Севастополя, что бы сохранить тот интерес к городу, который долгие годы существовал и существует, как в России, так и за рубежом.

Таким образом, даже краткий анализ советских путеводителей-справочников по Севастополю дает основание для трех, на наш взгляд, важных выводов. Во-первых, руководство города Севастополь, представители творческой интеллигенции Крыма понимали важность «туристического» фактора для формирования образа советского Севастополя в сознании и в исторической памяти жителей страны. Во-вторых, основные туристические маршруты строились в Севастополе таким образом, чтобы сконцентрировать внимание туристов на героиче-

ской обороне города в 1854—1855 гг. и истории Великой Отечественной войны. Остальные сюжеты, касавшиеся древнейшей истории, истории революции и гражданской войны, истории восстановления города носили скорее вспомогательный характер, хотя и присутствовали в туристической программе. В-третьих, идеологически «строгая» конструкция официальных туристических маршрутов 1960-х — 1970-х годов постепенно стала дополняться новыми менее формализованными и более интересными для туристов образами. Эти перемены постепенно стали заметны даже в такой своеобразной литературе, как путеводители и справочники.

Литература и источники

1. Архив г. Севастополь. Ф. Р-183. Оп. 1. Д. 141.

2. Богаткевич, Т. А. Главная военно-морская база Черноморского флота г. Севастополь в условиях «холодной войны» (1945—1991 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук [Электронный ресурс] / Т. А. Богаткевич. — URL: http://www.netess.ru/3istoriya/ 9537-1 -glavnaya-voenno-morskaya-baza-chernomorskogo-flota-sevastopol-usloviyah-holodnoy-voyni-1945-1991-gg.php (дата обращения 25 августа 2016 г.)

3. Гармаш, П. Севастополь : очерк-путеводитель / П. Гармаш. — Симферополь : Крым, 1969. — 167 с.

4. Дорошина, Э. Н. По улицам Севастополя : путеводитель /Э. Н. Дорошина, А. А. Ляхович. — Симферополь: Таврия, 1983. — 112 с.

5. Еремеева, С. Туризм по-советски [Электронный ресурс] /С. Еремеева. — URL: http://rustur.ru/article/turizm-po-sovetski (дата обращения 25 августа 2016 г.) и др.

6. Леонтьева, О. Б. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX — начала ХХ вв. [Электронный ресурс] / О. Б. Леонтьева. — URL: http:// do.gendocs.ru/docs/index-31 7530.html (дата обращения 25 августа 2016 г.)

7. Нестеренко, А. Н. Историческая память и современность [Электронный ресурс] /А. Н. Нестеренко. — URL: http://tvister1.livejournal.com/29337.html (дата обращения 25 августа 2016 г.)

8. Ольшевский, В. Ф. Севастополь : путеводитель / В. Ф. Ольшевский. — Симферополь: Таврия, 1981. — 80 с.

9. Россейкин, Б. Севастополь : путеводитель-справочник /Б. Россейкин, Г. Семин, З. Чебанюк. — Симферополь: Крымиздат, 1959. — 120 с.

10. Руцинская, И. И. Путеводитель как инструмент конструирования региональных достопримечательностей вторая половина XIX— нач. XX вв. [Электронный ресурс] /И. И. Руцинская. — URL: http://www.regionalstudies. ru/ publication/article/193 --xix-xx-. html (дата обращения 25 августа 2016 г.)

11. Памятник солдату и матросу [Электронный ресурс]. — URL: http://gostyam.livejournal.com/33667.html (дата обращения 25 августа 2016 г.)

12. Староверов, Г. Д. Севастополь : путеводитель / Г. Д. Староверов. — Симферополь : Таврия, 1986. — 160 с.

Поступила в редакцию 28 августа 2016 г

СИБИРяКОВ Игорь Вячеславович, доктор исторических наук, профессор, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск, Россия). Сфера научных интересов: история интеллигенции, история политических партий и движений, история системы образования. E-mail: [email protected]

Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2016, vol. 16, no. 4, pp. 58—63

DOI: 10.14529/ssh160408

CHARACTER oF sevastopol for soVIET TouRIsTs:

soviet books-guide-books oh features of tourist routes in sevastopol

I. V. Sibiryakov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]

In the article 5 books-guide books are analysed on Sevastopol, published in 60—80th XX of century in the USSR. An author grounds a thesis that character of Sevastopol thatwas formed in the eyes of soviet tourists, due to editionssuch, carried dynamic, ideological and politically oriented character. This was character of city hero. Basic attention oftourists was brought over to the monuments related to the defensive of Sevastopol in 1854—1855 and Great Patriotic war. The last soviet books-guide-books on Sevastopol differed in plenty of photos, laconic text constructions, more-difficul underlying structure. Keywords: character, memory, Sevastopol, reference book.

References

1. Arkhiv goroda Sevastopol' (AGS). F.R-183. Op.1. D.141.

2. Bogatkevich, T.A. Glavnaya voenno-morskaya baza Chernomorskogo flota g. Sevastopol' v usloviyakh «kholodnoy voyny» (1945-1991 gg.). Avtoreferat dissertatsii na soiskanie uchenoy stepeni kandidata istoricheskikh nauk [The Main naval base of the black sea fleet in Sevastopol in terms of the cold war (1945-1991)], http://www.netess.ru/3istoriya/ 9537-1-glavnaya-voenno-morskaya-baza-chernomorskogo-flota-sevastopol-usloviyah-holodnoy-voyni-1945-1991-gg.php

3. Garmash, P. Sevastopol'. Ocherk-putevoditel' [Sevastopol. Essay-guide], Simferopol': Izdatel'stvo «Krym», 1969,167p.

4. Doroshina, E.N. Lyakhovich, A.A. Po ulitsam Sevastopolya. Putevoditel' [On the streets of Sevastopol. Guide], Simferopol': Izdatel'stvo «Tavriya», 1983, 112p.

5. Eremeeva, S. Turizm po-sovetski [Tourism in the Soviet], http://rustur.ru/article/turizm-po-sovetski i dr.

6. Leont'eva, O.B. Istoricheskaya pamyat' i obrazy proshlogo v rossiyskoy kul'ture XIX - nachala KhKh vv. [Historical memory and images of the past in Russian culture XIX - early XX centuries], http://do.gendocs.ru/docs/index-317530.html

7. Nesterenko, A.N. Istoricheskaya pamyat' i sovremennost' [Historical memory and present], http://tvister1.livejournal. com/29337.html

8. Ol'shevskiy, V.F. Sevastopol'. Putevoditel' [Sevastopol. Guidebook], Simferopol': Izdatel'stvo «Tavriya», 1981, 80p.

9. Rosseykin, B., Semin, G., Chebanyuk, Z. Sevastopol'. Putevoditel'-spravochnik [Sevastopol. Guide book], Simferopol': Krymizdat, 1959,120p.

10. Rutsinskaya, I.I. Putevoditel' kak instrument konstruirovaniya regional'nykh dostoprimechatel'nostey vtoraya polovina XIX - nach. XX vv. / I.I. Rutsinskaya [Guide as a tool for construction of regional attractions second half of XIX - early XX century], http://www.regionalstudies.ru/ publication/article/193--xix-xx-. html

11. Pamyatnik soldatu i matrosu [The monument to soldier and sailor], http://gostyam.livejournal.com/33667.html

12. Staroverov, G.D. Sevastopol'. Putevoditel' [Sebastopol. Travel guide], Simferopol': Izdatel'stvo «Tavriya», 1986, 160p.

Received August 28, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.