Научная статья на тему 'Празднование двухсотлетней годовщины Севастополя в контексте политики памяти'

Празднование двухсотлетней годовщины Севастополя в контексте политики памяти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
710
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВАСТОПОЛЬ / SEVASTOPOL / ПОЛИТИКА ПАМЯТИ / MEMORY POLICY / ИСТОРИЧЕСКАЯ ГОДОВЩИНА / ANNIVERSARY / КОММЕМОРАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ / COMMEMORATIVE PRACTICES / ДИСКУРС / DISCOURSE / МИФЫ / MYTHS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Волков Евгений Владимирович

В статье рассматриваются события, связанные с празднованием в 1983 г. двухсотлетней годовщины со дня основания города Севастополя. Автор анализирует образы Севастополя, запечатленные в памятниках, книгах, картинах, пьесах, фильмах и факт награждения города орденом Октябрьской революции. Проведенное исследование дает основание говорить о целенаправленной политике памяти со стороны властей в период позднего СССР. В ходе празднования данного юбилея конструировались и транслировались идеологически окрашенные дискурсы, служившие основой для мифов советской эпохи. Такие мифы формировали коллективные представления многих советских людей о прошлом Севастополя. Акции празднования двухсотлетней годовщины города, прежде всего, подчеркивали советский образ Севастополя, связанный с событиями революции 1917 г., Великой Отечественной войны и «социалистического строительства» после войны. При этом впервые власти стали уделять большое внимание истории города в XVIII в. и таким фигурам как Ф. Ф. Ушаков и А. В. Суворов. Однако в то же время не получили широкого распространения имена Екатерины II, Г. А. Потемкина, Ф. А. Клокачева, Ф. Ф. Мекензи и Д. Н. Сенявина как лиц, причастных к основанию Севастополя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sevastopol’s two hundred year anniversary celebration in the context of memory policy

The events associated with the two hundred year anniversary of the founding of Sevastopol in 1983 are studied in this article. The author analyzes images of Sevastopol captured in monuments, books, films, and plays, as well as the awarding of the Order of the October Revolution to the city. This research highlights the targeted memory policy of the authorities in the late USSR. During the celebration of this anniversary, ideologically colored discourses were designed and broadcast to serve as the basis for the myth of the Soviet era. Such myths have formed a collective representation for many Soviet people about the past of Sevastopol. Two hundred year anniversary celebration of the city underlined the Soviet image of Sevastopol which associated with the events of the Revolution of 1917, the Great Patriotic War and the “socialist construction” after the war. For the first time authorities have started to pay attention to the history of the city in the XVIII century and such figures as F. F. Ushakov and A. V. Suvorov. However, at the same time such names as Catherine II, G. A. Potemkin, F. A. Klokachev, F. F. Mackenzi and D. N. Senyavin as the individuals who were involved in the founding of Sevastopol were not widespread.

Текст научной работы на тему «Празднование двухсотлетней годовщины Севастополя в контексте политики памяти»

УДК 94(470)«1983» ББК Т3(2)633

DOI: 10.14529^160202

празднование двухсотлетней годовщины CEВAСтополя в контексте политики памяти1

Е. В. Волков

В статье рассматриваются события, связанные с празднованием в 1983 г. двухсотлетней годовщины со дня основания города Севастополя. Автор анализирует образы Севастополя, запечатленные в памятниках, книгах, картинах, пьесах, фильмах и факт награждения города орденом Октябрьской революции. Проведенное исследование дает основание говорить о целенаправленной политике памяти со стороны властей в период позднего СССР. В ходе празднования данного юбилея конструировались и транслировались идеологически окрашенные дискурсы, служившие основой для мифов советской эпохи. Такие мифы формировали коллективные представления многих советских людей о прошлом Севастополя. Акции празднования двухсотлетней годовщины города, прежде всего, подчеркивали советский образ Севастополя, связанный с событиями революции 1917 г., Великой Отечественной войны и «социалистического строительства» после войны. При этом впервые власти стали уделять большое внимание истории города в XVIII в. и таким фигурам как Ф. Ф. Ушаков и А. В. Суворов. Однако в то же время не получили широкого распространения имена Екатерины II, Г. А. Потемкина, Ф. А. Клокачева, Ф. Ф. Мекензи и Д. Н. Сенявина как лиц, причастных к основанию Севастополя.

Ключевые слова: Севастополь, политика памяти, историческая годовщина, коммемора-тивные практики, дискурс, мифы.

Торжества и мероприятия по поводу исторических годовщин, несомненно, являются важными ком-меморативными практиками с точки зрения осуществления политики памяти. Обычно люди, участвуя в подобных праздниках, предпочитают вспоминать о ключевых событиях прошлого в определенном ракурсе, с целью утверждения и понимания себя в настоящем. Интеллектуальная, духовная и повседневная жизнь любого современного общества во многом основана не только на научных знаниях, но и на мифах, содержащих как достоверную, так и идеологически окрашенную информацию [6, с. 265—323]. Таким образом, празднование исторических юбилеев в данной перспективе является необходимым механизмом конструирования и трансформации мифов, призванных объяснить и утвердить настоящее.

Для нашего исследования интерес представляет и труд американского историка Р. Уортмана о празднествах, церемониях и мифах российской монархии. В его масштабном исследовании показано как пышные церемонии, различные атрибуты и ритуалы празднеств, инициированных сверху, способствовали конструированию определенных мифов и воздействовали на воображение подданных, и тем самым заставляли почитать и поддерживать власть [27].

Продуктивной в русле понимания празднеств как коммеморативных практик является и теория немецкого исследователя Я. Ассмана о культурной памяти. Согласно его утверждению, политическая риторика, искусство и литература, церковь и школа, являются необходимыми сферами, где происходит конструирование коллективных представлений людей о прошлом. Именно эти структуры с помощью определенного набора механизмов формируют культурную память общества [5, с. 36—84].

Как известно, Севастополь был основан в период правления Екатерины II, в первый год присоединения

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-01-00219.

Крыма к Российской империи, как военная крепость на черноморских берегах. Город выполнял также важную функцию главной базы российского флота на Черном море. Севастополь пережил две осады: во время Крымской (Восточной) и Великой Отечественной войны. Нередко город оказывался в центре разных военных конфликтов, происходившими в бассейне Черного моря.

Зачастую многие важные юбилейные исторические даты, которые отмечались в Севастополе в советский период, как правило, ассоциировались либо с событиями Первой обороны, времен Крымской войны, либо со Второй обороной города от немецких войск в период Великой Отечественной войны. Причем и первая, и вторая обороны закончились сдачей Севастополя. Однако эти поражения превратились в памяти последующих поколений, живших в Российской империи, а затем в Советском Союзе, в символические события, свидетельствующие о беспримерном героизме людей, защищавших город.

К 1983 г. в Севастополе проживало около 350 тысяч жителей. Здесь находились предприятия судоремонтной, машиностроительной, рыбной, винодельческой отраслей, насчитывалось 10 научно-исследовательских институтов, 3 высших учебных заведения (включая военно-морские), 56 общеобразовательных школ, 9 музыкальных и 1 художественная школа. Кроме того тут располагалось 58 библиотек, 2 драмтеатра, 15 клубов, 20 кинотеатров, 4 государственных и более 100 народных музеев и музейных комнат [7, с. 5].

В городе насчитывалось огромное количество памятников и мемориальных комплексов. Например, уже в постсоветский период, к 1 января 1999 г., в Севастополе на государственном учете состояло 2015 памятников, в том числе 246 археологических, 1327 исторических, 27 произведений монументального искусства, 292 архитектурных сооружения [21, с. 376].

Проигнорировать юбилей города было невозможно, поскольку празднование подобных дат уже стало традицией советского общества. Вообще, официальные мероприятия в честь годовщин основания городов превратились в СССР в распространенные коммеморативные практики. Видимо начало подобным праздникам положили торжества 1947 г. в честь 800-летия москвы. Хотя такие акции по своему размаху, конечно, во многом уступали церемониям, связанным с годовщинами «Великой Октябрьской революции» или Победы в войне над нацистской Германией.

Двухсотлетний юбилей Севастополя пришелся на период развития позднего СССР, когда уже стали проявляться кризисные явления и в экономике, и в идеологической сфере. Однако такое положение дел сильно не сказалось на проведении праздничных мероприятий в Севастополе. Официально день города по календарю выпадал на 14 июня, но торжества, связанные с юбилеем, по сути, продолжались в течение года.

Секретарю исполкома горсовета П. я. Веселову поручили составить план-календарь праздничных акций на весь год. Разработанный под его руководством перечень мероприятий предполагал массовые празднества в виде концертов профессиональных артистов и самодеятельных коллективов, кинопоказов, театральных постановок, спортивных состязаний на черном море, встреч с ветеранами, выставок картин, книг, фотографий и политических плакатов [3, л. 1—6].

Видимо не все мероприятия удалось организовать и провести, но многие акции состоялись. конечно, не было масштабных военных парадов и демонстраций, которые проходили в День победы и освобождения города 9 мая или 7 ноября, в очередную годовщину «Великой Октябрьской революции». По своему статусу двухсотлетний юбилей Севастополя на фоне главных советских праздников считался менее значимым.

Открытие памятников и мемориальных знаков, без сомнения, является важным символическим атрибутом любых торжеств. Скульптурные изображения на улицах и площадях наиболее ярко демонстрировали жителям и гостям города, как следует понимать свое прошлое. Все подобные сооружения по тематическому содержанию относились, по крайней мере, к четырем группам. Первая группа — традиционно посвящалась Великой Отечественной войне. Вторая группа, состоявшая из одного восстановленного памятника, напоминала о событиях крымской войны, в частности оборону Севастополя. третья группа монументов стала новым явлением для города-героя — это памятные знаки и скульптуры, посвященные основанию Севастопольской крепости в XVIII в. и известным военным деятелям того времени. четвертая группа архитектурных и скульптурных сооружений, представленная одним памятным знаком, символизировала послевоенный советский период в истории города.

Новые монументы и памятные знаки о Великой Отечественной войне появились в городе уже в начале юбилейного года. так 22 февраля 1983 г. открыли памятный знак, посвященный военкому ВВС черноморского флота бригадному комиссару

м. Г. Степаненко. Его создали по проекту молдавских архитекторов м. В. фортуны и м. Г. Раду. Установили памятный знак на улице, носящей имя бригадного комиссара [7, с. 166].

На следующий день, 23 февраля, на площади, прилегающей к улице Героев Севастополя, открыли памятник подводникам-черноморцам. монумент был выполнен из кованой меди, бронзы и гранита, достигая в высоту 9,6 метров. Известный севастопольский скульптор С. А. чиж трудился над памятником более трех лет, а архитекторы А. И. Баглей и А. л. шеффер создали общий проект. Памятник представлял собой возвышающуюся над водой бассейна семиметровую бронзовую композицию в виде рубки подводной лодки с фигурами командира и сигнальщика. За этими скульптурами установили стелу с центральным барельефом, на котором изображен один из подвигов моряков-подводников. Слева на стеле надпись: «Участникам Великой Отечественной войны — бесстрашным витязям черноморских глубин», справа — названия 51-й подводной лодки, принимавшей участие в боевых операциях на черном море. [4, л. 4; 11, с. 124—127; 7, с. 166—167]. По словам чижа, главного автора памятника, этот скульптурный портрет подводников-черноморцев с точки зрения профессионального исполнения вызывал в нем всегда гордость [14, с. 13].

Накануне и в течение всего юбилейного года скульптор С. А. чиж создал несколько мемориальных досок со скульптурными ликами советских военачальников, участников Великой Отечественной войны, чья деятельность оказалась связана с Севастополем. Эти мемориальные знаки установили на домах разных улиц города. Некоторые улицы назвали в честь военачальников. творения чижа были посвящены адмиралу ф. С. Октябрьскому, генералу И. е. Петрову, адмиралу И. С. Юмашеву, контр-адмиралу

A. И. Зубкову и маршалу Р. я. малиновскому [4, л. 4; 14, с. 186].

к двухсотлетней годовщине города восстановили и вновь открыли известный памятник адмиралу

B. А. корнилову на малаховом кургане. Этот памятник впервые был сооружен из бронзы и гранита в 1895 г. по проекту художника А. А. Бильдерлинга и скульптора И. Н. шредера. композиция включала сидящую статую смертельно раненного адмирала корнилова, обращающегося с призывом к защитникам города: «Отстаивайте же Севастополь!». Эти слова выбиты на постаменте памятника. С правой стороны внизу от статуи корнилова находилась фигура матроса П. кошки, стоявшего у пушки с ядром в руках. У подножия памятника, на предполагаемом месте смертельного ранения адмирала, был выложен крест из пушечных ядер [1, л. 8].

В 1942 г. монумент разрушили захватившие город немцы. Сохранились лишь пушечные ядра, выложенные крестом. История восстановления памятника ведет свой отсчет с ноября 1977 г., когда вышло постановление Совета министров УССР. Однако реальная работа по воссозданию монумента началась только в июне 1979 г., о чем свидетельствует постановление бюро Севастопольского горкома партии и исполкома городского совета. Авторами восстановленного памятника стали скульптор м. к. Вронский и архитектор В. Г. Гнездилов. Об-

Е. В. Волков

Празднование двухсотлетней годовщины Cевастополя в контексте политики памяти

щая высота скульптурной композиции достигала 8,7 метра. Стоимость восстановительных работ по смете составила 199,5 тысяч рублей [1, л. 8; 11, с. 52—53].

14 июня 1983 г., в День города, на центральной площади города, носящей имя адмирала П. С. Нахимова, открыли небольшой памятный знак высотой 3,41 метра, посвященный двухсотлетию основания Севастополя. Авторами данного сооружения стали архитекторы Г. Г. Кузьминский и А. С. Гладков [11, с. 20—21]. Данный памятник, посвященный событиям XVIII в., стал одним из первых в советском Севастополе.

Тогда же открыли памятник адмиралу Ф. Ф. Ушакову. Скульптурный портрет в виде бюста выполнил скульптор С. А. Чиж, а по проекту архитекторов Г. Г. Кузьминского и А. С. Гладкова создали постамент и общую композицию памятника [4, л. 4; 11, с. 25]. Согласно воспоминаниям скульптора, в процессе работы, возникла проблема, связанная с созданием реалистичного образа Ушакова. Прижизненные изображения адмирала отсутствовали, а известный портрет адмирала, написанный в 1814 г. неизвестным художником из мастерских графа Шереметева, уже после его кончины, был основан на свидетельствах людей, которые видели и знали Ушакова. Реконструкция, созданная антропологом М. М. Герасимовым еще в 1940-е гг. по черепу адмирала, скульптору не понравилась. Этот облик с широким лбом и выступающими скулами больше был «похож на неандертальца». В итоге Чиж вылепил портрет с лика натурщика, бывшего офицера флота, В. А. Науменко, лицо которого походило на облик адмирала [14, с. 22—23]. После открытия памятника на карте города появилась также и площадь Ушакова.

В этом же году в центре города открыли бюст знаменитому российскому полководцу А. В. Суворову, установленный на четырехгранном постаменте. Общая высота бюста с постаментом составила 5,34 метра. Авторами памятника выступили скульпторы В. В. Рябков и В. С. Гордеев, архитекторы Г. Г. Кузьминский и А. С. Гладков [11, с. 23]. Территория, примыкавшая к памятнику Суворову, превратилась в площадь, названную его именем.

Одним из своеобразных каменных сооружений, появившихся в юбилейном году в Севастополе, стала Памятная триумфальная арка, установленная при въезде в город со стороны знаменитой Сапун-горы на улице генерала К. С. Мельника. Автором проекта стал архитектор А. Шеффер. Создавали арку рабочие «Севморзавода». В центре, на вершине арки изображена медаль Героя Советского Союза и орден В. И. Ленина, указывающие на звание города-героя. Слева и справа наверху выбиты даты: первая — год основания, вторая — год двухсотлетнего юбилея города. На боковых стенках арки созданы изображения двух советских наград, присвоенных Севастополю: ордена Красного знамени и Октябрьской революции. Таким образом, в данной конструкции присутствует исключительно советская символика. О дореволюционном периоде напоминает лишь дата основания Севастополя — 1783 г.

литература, конечно, также играла важную роль в политике памяти. В юбилейный год издательства Москвы, Киева и Симферополя выпустили целый

ряд книг, которые конструировали и транслировали традиционные для советских людей образы Севастополя. По тематике и содержанию все издания можно разделить на несколько групп. Во-первых, были переизданы произведения известных русских и советских писателей: «Севастопольские рассказы» Л. Н. Толстого, «Осажденный Севастополь» М. М. Филиппова, «Севастополь» А. Г. Малышкина и «Черноморцы» В. С Кучера (в переводе с украинского языка). Данные книги посвящены и Первой обороне Севастополя в Крымской кампании, и революции 1917 г., и Великой Отечественной войне [15; 18; 26; 29].

Другая группа изданий включала путеводители и справочники о Севастополе, где содержалась информация и по истории, и по топонимике города [7; 8; 10]. Еще накануне юбилейного года в симферопольском издательстве «Таврия» вышел очередной путеводитель по памятным местам Севастополя. Примечательным было то, что в данном справочнике в нейтральном ключе упоминался князь Г. А. Потемкин, как исполнитель указа императрицы Екатерины II по строительству крепости на берегу Ахтиарской бухты, которую назовут Севастополь. Авторы путеводителя отмечали, что 3 июня 1783 г. в этом месте появились первые каменные строения, и хотя, официально указ об основании Севастополя датируется 10 февраля 1784 г., однако дату начала истории города следует считать с момента строительства первых крепостных укреплений [17, с. 27, 56, 70].

До этого советский официальный дискурс к основателям Севастополя относил А. В. Суворова. В одном из путеводителей по Севастополю, изданном в 1978 г., указывалось, что именно по приказу Суворова ровно двести лет назад (то есть в 1778 г.) началось возведение крепостных укреплений будущего города. И в то же время отмечалось, что дальнейшее строительство Севастопольской крепости развернулось в 1783 г. по рекомендации вице-адмирала Ф. А. Клокачева [25, с. 7, 8].

В то же время многие советские справочники не упоминали имя русского контр-адмирала шотландского происхождения Ф. Ф. Мекензи в качестве основателя Севастополя. Именно по его приказу 3 июня 1783 г. судовые команды начали строительные работы на этом месте. По сути, он стал первым военным начальником Севастопольского порта [28]. А севастопольский историк Г. И. Ванеев в своем справочнике, изданном в 1983 г., в качестве главной фигуры руководившей первыми постройками крепости, назвал еще и лейтенанта Д. Н. Сенявина, начальника штаба при контр-адмирале Мекензи [7, с. 8]. В общем, история с основателями города оказалась достаточно противоречивой.

Помимо путеводителей и справочников, в 1983 г. историки и архивисты под руководством доктора исторических наук Г. И. Ванеева опубликовали специальный сборник документов и материалов по истории Севастополя [23]. Выход в свет такого издания явилось важным шагом для реконструкции более объективной картины прошлого Севастополя.

Третья группа книг была посвящена истории Севастополя в периоды Великой Отечественной войны и послевоенного «социалистического строительства».

Эти тексты представляли собой либо публицистику, либо научно-популярные очерки, либо воспоминания [9; 12; 13; 20; 30].

И наконец, к четвертой группе изданий можно отнести тексты для детей. так писатель и драматург

A. В. митяев издал книжку об адмирале Нахимове, а м. л. лезинский и Б. м. Эскин написали повесть о юных партизанах и подпольщиках, действовавших в крыму в период Великой Отечественной войны [16; 19].

Некоторые севастопольские художники также обратили внимание на юбилейную дату, взяв за сюжетную основу своих произведений известные факты из истории города. Например, живописец

B. Г. Пузырьков запечатлел памятник затопленным кораблям в бушующих прибрежных водах черного моря, подчеркивая неразрывную связь истории Севастополя с событиями крымской войны [22, с. 226, № 511].

Другой художник П. к. Столяренко написал полотно «Ника», на котором изобразил три фигуры советских воинов, матроса, командира и девушки в униформе. В мае 1944 г. они стоят на территории древнего Херсонеса на фоне памятника греческой богине Ники, символизирующей победу над врагом. таким образом, живописец представил советских воинов, освободителей Севастополя, как наследников древнегреческой цивилизации [22, с. 226, № 508].

В 1983 г. севастопольский художник В. Б. Озер-ский создал картину «Дежурный слушает». центральным образом полотна является среднего возраста советский морской офицер, в форме капитана 2-го ранга. Он принимает тревожную новость по телефону, стоя у карты. На боку у него висит кобура с пистолетом. можно без труда сделать вывод, что на картине отражены дух и обстановка холодной войны. Своим произведением художник подчеркивает мысль о современных советских героях, несущих боевую службу на флоте, охраняя черное море и всю страну от нападения врагов извне.

Даже почта СССР выпустила к юбилею Севастополя специальную марку с изображением с одной стороны — старого парусного военного судна у памятника затопленным кораблям, а с другой стороны — современного советского крейсера и летящих над ним двух боевых реактивных самолетов. В центре снизу запечатлена золотая звезда Героя Советского Союза на фоне морской и георгиевской ленточек. Сзади всей композиции возвышался контур обелиска «штык-парус», сооруженного в 1977 г. в честь города-героя. контур обелиска как бы делит два изображения с кораблями пополам. Сверху марки над изображением — надпись «200 лет городу-герою Севастополю»

Не остались в стороне и севастопольские театры. Русский драматический театр имени А. В. луначарского поставил пьесу «Осада» с подзаголовком «драматическая хроника». Спектакль давали в мае 1983 г. дважды. Автором пьесы выступил драматург Б. м. Эскин, а поставил спектакль режиссер В. И. ясно-горский. На сцене использовалась в качестве фона документальная военная хроника, музыкальная композиция Е. Н. лысенко и звучал голос известного диктора Ю. Б. левитана. Сюжет пьесы был основан на противопоставлении двух штабов, советского и

немецкого, в период многомесячной обороны Севастополя. Пьеса рассказывала о событиях, связанных со вторым штурмом Севастополя в декабре 1941 г. 11-й немецкой армией. Главными героями выступили руководители обороны: вице-адмирал ф. С. Октябрьский (актер А. И. Подлесный), генерал-майор И. Е. Петров (актер В. м. Ефимов), дивизионный комиссар Н. м. кулаков (актер А. В. котельников), начальник береговой обороны генерал-майор П. А. моргунов (актер Ю. А. моцарев), глава городского комитета обороны и секретарь горкома партии Б. А. Борисов (актер Г. А. шестаков), секретарь комитета обороны по промышленности А. А. Сарина (актриса З. ш. Семашко) [2, л. 1—2].

Противоположный вражеский лагерь был представлен генерал-полковником Э. ф. манштейном (актер В. П. тимашев). Появление этого отрицательного персонажа на сцене стало уже не первым явлением в советском массовом искусстве. В 1970 г. образ манштейна предстал на экране в киноэпопее «море в огне». кинематографический манштейн в исполнении актера Э. кнаусмюллера, показан как умный и опытный военачальник. В эпизоде, где генерал посещает боевые позиции, подчеркнута близость его к простым солдатам вермахта. Сидя в окопе, он вместе с подчиненными ест и нахваливает солдатскую кашу. теперь этот персонаж вышел на театральную сцену. Исполнение характера немецкого генерала советским актером, пусть даже в негативных коннотациях, говорит о стремлении создателей спектакля показать не только своих, но и врагов, понять их мысли и действия.

кроме того в спектакле фигурировали и рядовые защитники Севастополя — разведчица мария Байда (актриса л. м. шестакова) и краснофлотец Сидоров с крейсера «червонная Украина» (актер Н. Б. карпенко) [2, л. 2].

Помимо данной пьесы в 1983 г. Русский драматический театр имени А. В. луначарского и Драматический театр черноморского флота имени Б. А. лавренева отметились новыми постановками «Придет корабль российский» Б. м. Эскина и «флаг адмирала» А. П. штейна. Спектакли рассказывали о событиях в крыму XVIII в. и войне России с турцией. конечно, постановка пьес была приурочена к двухсотлетней годовщине города.

В этом же году жители и гости города могли увидеть три новых документальных фильма, посвященных истории Севастополя. Первые две киноленты «Достойный поклонения» и «Имя твое Севастополь» рассказывали об истории города в целом, а третий фильм «федор федорович Ушаков» акцентировал внимание зрителей на вклад знаменитого русского адмирала в становление Севастополя как военно-морской крепости.

Видимо, главнейшим событием празднования двухсотлетнего юбилея стало торжественное вручение городу 13 июня 1983 г. ордена Октябрьской революции. Данную награду учредили в СССР относительно недавно, в 1967 г., и она считалась следующей по значимости после ордена ленина. Севастополь стал двадцать седьмым городом, получившим такую награду. Данные орден имел № 90002. В указе о награждении говорилось: «Учитывая боевые и революционные заслуги трудящихся города,

Е. В. Волков

Празднование двухсотлетней годовщины Cевастополя в контексте политики памяти

их вклад в укрепление экономического и оборонного могущества страны и в связи с 200-летием со времени основания, наградить город Севастополь орденом Октябрьской революции» [24, с. 60].

Зная о незначительной роли Севастополя в событиях Октября 1917 г. и последовавшей затем гражданской войне, когда город в основном находился в руках противников большевиков, возможно, такое награждение выглядит довольно странным решением. Но с другой стороны можно говорить о целенаправленной политике по исправлению памяти в сторону акцентирования важности именно советского периода в истории города.

Все эти празднества и церемонии, новые памятники, книги, картины, драматические постановки, фильмы, награждения и другие события, прошедшие под знаком двухсотлетия Севастополя, призваны были вновь и вновь конструировать и транслировать мифы о прошлом с определенной идеологической окраской.

Какие же это мифы? Во-первых, древний миф о борьбе между темными силами зла и светлыми силами добра, олицетворением которых выступал Севастополь, его жители, защитники и освободители. К темным силам причислялись, как правило, внешние враги, как периода Крымской, Второй мировой или холодной войны.

Во-вторых, миф об основании города, судя по появившимся в 1983 г. памятникам, текстам, театральным постановкам и фильмам, прочно теперь связывался с именами флотоводца Ф. Ф. Ушакова и полководца А. В. Суворова. Причем другие фигуры, как участники истории, связанной с закладкой и строительством города, хотя и были к этому времени названы в опубликованных историками и краеведами текстах, все же не были столь известными. На это, видимо, требовалось разрешение свыше. В первую очередь, речь идет о Екатерине II, Г. А. Потемкине, Ф. Ф. Мекензи и Д. Н. Сенявине.

В-третьих, награждение Севастополя в год его двухсотлетнего юбилея орденом Октябрьской революции и акции, связанные с памятью о Великой Отечественной войне, еще раз подчеркивали заслуги города именно в советский период, несмотря на его более богатую предшествующую историю. Таким образом, подобные мероприятия были направлены на то, чтобы еще раз указать, что советское прошлое Севастополя гораздо важнее его дореволюционной истории.

Литература и источники

1. АГС. Ф. Р-183. Оп. 1д. Д. 28.

2. АГС. Ф. Р-434. Оп. 18. Д. 65.

3. АГС. Ф. Р-535. Оп. 6. Д. 11.

4. АГС. Ф. Р-563. Оп. 9. Д. 16.

5. Ассман, Я. Культурная память. Письмо, память и политическая идентичность в высоких культурах древности / Я. Ассман. — М. : Языки славянской культуры, 2004. — 363 с.

6. Барт, Р. Мифологии /Р. Барт. — М. : Академический проект, 2008. — 351 с.

7. Ванеев, Г. И. Севастополь: страницы истории, 1783—1983 : справочник / Г. И. Ванеев. — Симферополь : Таврия, 1983. — 207 с.

8. Веникеев, Е. В. Архитектура Севастополя : путеводитель / Е. В. Веникеев. — Симферополь : Таврия, 1983. — 208 с.

9. Гармаш, П. Е. Севастополь — город-герой / П. Е. Гармаш. — М. : Воениздат, 1983. — 128 с.

10. Доронина, Э. Н. По улицам Севастополя / Э. Н. Доронина, А. А. Ляхович. — Симферополь : Таврия, 1983. —112 с.

11. Доронина, Э. Н. Памятники Севастополя / Э. Н. Доронина, Т. И. Яковлева. — Симферополь : Таврия, 1987. —192 с.

12. Дукачев, А. С. Курс на Севастополь : док. повесть / А. С. Дукачев. — Симферополь : Таврия, 1983. — 271 с.

13. За родной Севастополь : сб. — М. : Молодая гвардия, 1983. — 287 с.

14. Коваленко, А. Скульптор Станислав Чиж и его время / А. Коваленко. — Симферополь : Таврия, 2004. — 200 с.

15. Кучер, В. Черноморцы [1952]/В. Кучер. — Симферополь : Таврия, 1983. — 560 с.

16. Лезинский, М. Л. Живи, Вилор! /М. Л. Лезинский, Б. М. Эскин. — М. : Молодая гвардия, 1983. — 112 с.

17. Ляхович, А. А. У карты Севастополя : справочник /

A. А. Ляхович, Л. А. Шорин, Е. В. Веникеев, В. Г. Шавшин. — Симферополь : Таврия, 1982. — 224 с.

18. Малышкин, А. Г. Севастополь [1926]/А. Г. Малыш-кин. — Симферополь : Таврия, 1983. — 528 с.

19. Митяев, А. В. Адмирал Нахимов /А. В. Митяев. — М. : Малыш, 1983. — 32 с.

20. Неверов, И. М. Севастополь: страницы героической защиты и освобождения города-героя, 1941—1944 /И. М. Неверов. — М. : Политиздат, 1983. — 206 с.

21. Севастополь : энциклопедический справочник / ред.-сост. М. П. Апошанская. — Севастополь : НМГООС, 2008. —1120 с.

22. Севастопольский художественный музей им. М. П. Крошицкого: альбом/авт.-сост. Н. А. Бендюкова и др. — Симферополь : Орiанда, 2013. — 340 с.

23. Севастополю 200 лет, 1783—1983 : сб. док. и мат. / сост. Г. И. Ванеев. — Киев : Наукова думка, 1983. — 410 с.

24. Сибиряков, И. В. Советские государственные награды Севастополя / И. В. Сибиряков // Вестник Брестского государственного технического университета. Серия «Гуманитарные науки». — 2015. — № 6. — С. 59—61.

25. Староверов, Г. Д. Севастополь : путеводитель / Г. Д. Староверов. — Симферополь : Таврия, 1978. — 112 с.

26. Толстой, Л. Н. Севастопольские рассказы [1855] / Л. Н. Толстой. — М. : Современник, 1983. — 221 с.

27. Уортман, Р. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии : в 2 т. /Р. Уортман. — Т. 1 [1995]. — М. : ОГИ, 2002. — 608 с.; Т 2 [2000]. — М. : ОГИ, 2004. — 796 с.

28. Усольцев, В. С. Фома Фомич Мекензи /В. С. Усоль-цев. — Севастополь : Арт-Принт, 2001. — 58 с.

29. Филиппов, М. М. Осажденный Севастополь [1889]/ М. М. Филиппов. — Симферополь : Таврия, 1983. — 350 с.

30. Фролова, В. С. Мы родом из подвига : очерки /

B. С. Фролова. — Симферополь : Таврия, 1983. — 160 с.

Поступила в редакцию 14 января 2016 г.

ВОЛКОВ Евгений Владимирович, окончил Челябинский государственный университет (1989). Доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории России, директор научно-образовательного центра «Устная история», Южно-Уральский государственный университет. Сфера научных интересов: история гражданской войны в России, визуальная и культурная история советского общества. E-mail: evgeny-volkov@mail.ru

Bulletin of the South Ural State University Series «Social Sciences and the Humanities» 2016, vol. 16, no. 2, pp. 13—18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

DOI: 10.14529/ssh160202

sevastopol's two hundred year anniversary celebration in the context of memory policy

E. V. Volkov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, evgeny-volkov@mail.ru

The events associated with the two hundred year anniversary of the founding of Sevastopol in 1983 are studied in this article. The author analyzes images of Sevastopol captured in monuments, books, films, and plays, as well as the awarding of the Order of the October Revolution to the city. This research highlights the targeted memory policy of the authorities in the late USSR. During the celebration of this anniversary, ideologically colored discourses were designed and broadcast to serve as the basis for the myth of the Soviet era. Such myths have formed a collective representation for many Soviet people about the past of Sevastopol. Two hundred year anniversary celebration of the city underlined the Soviet image of Sevastopol which associated with the events of the Revolution of 1917, the Great Patriotic War and the "socialist construction" after the war. For the first time authorities have started to pay attention to the history of the city in the XVIII century and such figures as F. F. Ushakov and A. V. Suvorov. However, at the same time such names as Catherine II, G. A. Po-temkin, F. A. Klokachev, F. F. Mackenzi and D. N. Senyavin as the individuals who were involved in the founding of Sevastopol were not widespread.

Keywords: Sevastopol, memory policy, anniversary, commemorative practices, discourse, myths.

References

1. Arhiv goroda Sevastopolya (dalee AGS). F. R-183. Op. 1d. D. 28.

2. AGS. F. R-434. Op. 18. D. 65.

3. AGS. F. R-535. Op. 6. D. 11.

4. AGS. F. R-563. Op. 9. D. 16.

5. Assman, Ya. Kulturnaya pamyat. Pismo, pamyat i politicheskaya identichnost v vysokih kul'turah drevnosti / Ya. Assman [Text]. — M.: Yazyki slavyanskoj kul'tury, 2004. — 363 s.

6. Bart, R. Mifologii / R. Bart [Text]. — M.: Akademicheskij proekt, 2008. — 351 s.

7. Vaneev, G.I. Sevastopol: Stranicy istorii, 1783 — 1983. Spravochnik / G.I. Vaneev [Text]. — Simferopol: Izd-vo «Tavriya», 1983. — 207 s.

8. Venikeev, E.V Arhitektura Sevastopolya. Putevoditel / E.V Venikeev [Text]. — Simferopol: Izd-vo «Tavriya», 1983. — 208 s.

9. Garmash, P.E. Sevastopol — gorod-geroj / P.E. Garmash [Text]. — M.: Voenizdat, 1983. — 128 s.

10. Doronina, Eh.N. Po ulicam Sevastopolya / Eh.N. Doronina, A.A. Lyahovich [Text]. — Simferopol: Izd-vo «Tavriya», 1983. — 112 s.

11. Doronina, Eh.N. Pamyatniki Sevastopolya / Eh.N. Doronina, T.I. YAkovleva [Text]. — Simferopol: Izd-vo «Tavriya», 1987. — 192 s.

12. Dukachev, A.S. Kurs na Sevastopol: Dok. povest / A.S. Dukachev [Text]. — Simferopol: Izd-vo «Tavriya», 1983. — 271 s.

13. Za rodnoj Sevastopol. Sb [Text]. — M.: Molodaya gvardiya, 1983. — 287 s.

14. Kovalenko, A. Skulptor Stanislav Chizh i ego vremya / A. Kovalenko [Text]. — Simferopol: Izd-vo «Tavriya», 2004. — 200 s.

15. Kucher, V. Chernomorcy [1952] / V. Kucher [Text]. — Simferopol: Izd-vo «Tavriya», 1983. — 560 s.

16. Lezinskij, M.L. Zhivi, Vilor! / M.L. Lezinskij, B.M. Ehskin [Text]. — M.: Molodaya gvardiya, 1983. — 112 s.

17. Lyahovich, A.A. U karty Sevastopolya. Spravochnik / A.A. Lyahovich, L.A. Shorin, E.V Venikeev, VG. Shavshin [Text]. — Simferopol: Izd-vo «Tavriya», 1982. — 224 s.

18. Malyshkin, A.G. Sevastopol [1926] / A.G. Malyshkin [Text]. — Simferopol: Izd-vo «Tavriya», 1983. — 528 s.

19. Mityaev, A.V. Admiral Nahimov / A.V. Mityaev [Text]. — M.: Malysh, 1983. — 32 s.

20. Neverov, I.M. Sevastopol: Stranicy geroicheskoj zashchity i osvobozhdeniya goroda-geroya, 1941 — 1944 / I.M. Neverov [Text]. — M.: Politizdat, 1983. — 206 s.

21. Sevastopol: Ehnciklopedicheskij spravochnik / red.-sost. M.P. Aposhanskaya [Text]. — Sevastopol: NMGOOS, 2008. — 1120 s.

22. Sevastopolskij hudozhestvennyj muzej im. M.P. Kroshickogo. Albom / avt.-sost. N.A. Bendyukova i dr [Text]. — Simferopol': Izd-vo «Orianda», 2013. — 340 s.

23. Sevastopolyu 200 let, 1783 — 1983. Sb. dok. i mat./ sost. G.I. Vaneev [Text]. — Kiev: Naukova dumka, 1983. — 410 s.

24. Sibiryakov, I.V. Sovetskie gosudarstvennye nagrady Sevastopolya / I.V. Sibiryakov [Text] // Vestnik Brestskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya «Gumanitarnye nauki». — 2015. — № 6. — S. 59 — 61.

25. Staroverov, G.D. Sevastopol. Putevoditel' / G.D. Staroverov [Text]. — Simferopol: Izd-vo «Tavriya», 1978. — 112 s.

26. Tolstoj, L.N. Sevastopolskie rasskazy [1855] / L.N. Tolstoj [Text]. — M.: Sovremennik, 1983. — 221 s.

27. Uortman, R. Scenarii vlasti. Mify i ceremonii russkoj monarhii. V 2-h t. / R. Uortman [Text]. T.1 [1995]. — M.: OGI, 2002. — 608 s.; T 2 [2000]. — M.: OGI, 2004. — 796 s.

28. Usolcev, VS. Foma Fomich Mekenzi / V.S. Usol'cev [Text]. — Sevastopol: «Art-Print», 2001. — 58 s.

29. Filippov, M.M. Osazhdennyj Sevastopol [1889] / M.M. Filippov [Text]. — Simferopol: Izd-vo «Tavriya», 1983. — 350 s.

30. Frolova, V.S. My rodom iz podviga: Ocherki / VS. Frolova [Text]. — Simferopol: Izd-vo «Tavriya», 1983. — 160 s.

Received January 14, 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.