Значимость музейной экскурсии для экономики свободного времени:
культурологический аспект The importance of the Museum tour for the economy of free time: cultural
aspect
Никитина И.В.
Nikitina I.
Статья посвящена анализу значимости музейной экскурсии для экономики свободного времени в культурологическом измерении. Автором охарактеризована важность для современного человека выбора музейной экскурсии в качестве вида организации своего свободного времени. Сделана попытка проследить связь музейной экскурсии как вида организации свободного времени с основными показателями теории экономики. Основными критериями для анализа выступают элементы тематических экскурсий обзорного плана в исторических музеях. Прежде всего, изучены такие экскурсии на объектах Севастопольского военно-исторического музея-заповедника. Особое внимание обращено на уяснение, как такие экскурсии воспринимаются их посетителями. Также автор рассматривает актуальность музейной экскурсии в качестве формы организации свободного времени, осмысливает ее проблемы.
Ключевые слова: музейная экскурсия, свободное время, культурное явление, Севастопольский военно-исторический музей-заповедник.
The article is devoted to the analysis of the importance of Museum tours for the economy of free time in the cultural dimension. The author characterizes the importance for the modern man of the choice of the Museum tour as a kind of organization of his free time. An attempt is made to trace the connection of the Museum tour as a kind of organization of free time with the main indicators of the theory of Economics. The main criteria for the analysis are the elements of thematic tours of the review plan in historical museums. First of all, such excursions at the objects of the Sevastopol military-historical Museum-reserve have been studied. Special attention is paid to the understanding of how such tours
are perceived by their visitors. The author also considers the relevance of the Museum tour as a form of organization of free time, comprehends its problems. Keywords, excursion, free time, cultural phenomenon, Sevastopol military-historical Museum-reserve.
В современной экономической науке большое внимание удаляется таким показателям как рабочее и свободное время. В связи со значительными изменениями в социально-экономических отношениях с 1960-х гг. начался процесс увеличения занятости в непроизводственной сфере. Проходили волнообразные изменения соотношения времени, проводимого людьми на рабочих местах, и времени, которое они посвящают своим личным отношениям, семье, увлечениям. Сегодня такое времяпровождение выражается в очень разнообразных формах. Современная наука призвана не только вычленить наиболее важные такие формы, но и постараться проанализировать место каждого вида реализации свободного времени в экономической теории и практике [2]. Одновременно, многие виды реализации свободного времени современного человека требуют и культурологического подхода в изучении, так как относятся к нематериальной сфере человеческой деятельности.
Именно к такой сфере мы отнесем экскурсионные продукты, которые
приобретаются людьми в рамках организации свободного времени. Музейная
экскурсия относится к специфическому виду таких продуктов. Ее основной
целью служит структурирование ознакомления посетителя с музейной
экспозицией или выставкой. При таком посещении музея любого профиля
происходит выделение наиболее важных предметов экспозиции,
акцентирование на наиболее значимых их чертах, а через них донесение до
посетителя основы темы, изучаемой в том или ином музее. Степень
вовлечения посетителя в музейную экскурсию варьируется в зависимости от
характера музейной экспозиции. Люди посещают музей именно с экскурсией
чаще всего в тех музеях, где прием большого потока посетителей без
13
экскурсионного обслуживания технически затруднен. Некоторая несвобода выбора посетителем музейной экскурсии вызывает необходимость осознания ее актуальности для самих людей при организации своего свободного времени.
Место музейной экскурсии в экономике «свободного времени»
Свободное время обычно определяется как часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом необходимых его затрат для свободного развития личности. Свободное время более пластично. Оно направлено на развитие творческих способностей и задатков, повышение культурного уровня, на эстетическое, нравственное, физическое совершенствование человека. Свободное время состоит из двух частей: время для повышения квалификации, учебы, занятий с детьми; и время досуга [7].
Рассматривая музейную экскурсию в качестве одной из форм организации свободного времени, следует учесть, что она может относиться к обеим его частям.
В нормативных документах музейная экскурсия обозначена как экскурсионное обслуживание. (Правда, в последнее время в музейном сообществе ведутся активные дискуссии о необходимости выведения музейного продукта из сферы услуг). Она может входить в стоимость входного билета в музей, однако чаще она выступает в качестве отдельной обзорной или тематической программы при посещении музея.
Структура музейных экскурсий: введение, основная часть, заключительная беседа. Музейные экскурсии, безусловно, основаны на методической разработке и обязательно имеют контрольный или индивидуальный текст их проведения. Основной метод проведения -сочетание рассказа и показа, с преобладанием последнего [1].
Экскурсия по выставке «История Севастополя: о мужестве и славе» Культурно-выставочный центр Севастопольского военно-исторического музея-
заповедника (фото 2019 г.) Выбор музейной экскурсии при посещении музея чаще всего происходит в том случае, когда посетитель приходит в него в рамках туристической группы. Так называемый организованный посетитель обычно всего составляет около 40 % от общей численности посетителей музея. В случае с индивидуальным посетителем, при условии свободы выбора музейной экскурсии, выбор в пользу такой экскурсии может и не произойти. Это не означает, что индивидуальный посетитель не стремится к посещению музейной экскурсии, но оно в данном случае не является 100% вероятностью.
В том же в случае, когда посещение того или иного музейного объекта без экскурсии не возможно, выбор такой экскурсии зависит от желания людей посетить этот музей в принципе.
Севастопольский военно-исторический музей-заповедник, ведущий музей г. Севастополя, относится к достаточно хорошо посещаемым музеям. Музей создан в августе 1960 г., до недавнего времени именовался Государственным музеем героической обороны и освобождения Севастополя. Имеет федеральное подчинение. В состав музея входят: Мемориальный комплекс памятников обороны города в 1854 - 1855 гг. «Исторический бульвар» и Панорама «Оборона Севастополя 1854 - 1855 гг.»,
15
Ансамбль мемориального комплекса памятников обороны города в 1854 -1855 гг. и в 1941 -1944 гг. «Малахов курган» и Оборонительная башня Корниловского бастиона (Малахова кургана), Ансамбль мемориального комплекса «Сапун-гора» и Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.», дом-музей севастопольского подполья, Собор св. Равноапостольного князя Владимира - усыпальница выдающихся флотоводцев-адмиралов, культурно-выставочный центр музея.
Среди объектов музея наибольшей популярностью пользуются Панорама «Оборона Севастополя 1854 - 1855 гг.» и Диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.»
В общей сложности объекты и мероприятия музея посещает ежегодно более 1 млн. чел. Непосредственно на экспозициях проходит более 600 тыс. чел. Ежегодно сотрудниками музея проводится более 15 тыс. экскурсий [4].
Время, которое занимает экскурсия на объектах нашего музея, обычно не превышает 1 астрономического часа, чаще всего ее продолжительность варьируется от 30 до 45 минут. Безусловно, в разных музеях, и в рамках разных акций продолжительность экскурсионного обслуживания может доходить до 1,5-2 часов, но редко когда больше.
Ценовые категории экскурсий также варьируются, на настоящий момент они обычно не превышают 1 тыс. руб., нижняя планка - 200 руб. В настоящий момент не выявлены исследования и данные, которые бы позволяли бы четко определить процентную и количественную составляющую музейной экскурсии в распределении расходов граждан на проведение свободного времени.
Относительная финансовая доступность музейной экскурсии,
относительная физическая доступность, адаптация большинства экскурсий к
широким слоям населения (как по социальному, так и по возрастному
принципу) - все это дает возможность рассматривать музейную экскурсию в
качестве одного из важнейших видов распределения свободного времени
населения. Такое времяпрепровождение имеет еще одну особенность. Если
16
посетитель того или иного музея относится к категории местного населения -то речь идет преимущественно о целенаправленном выделении своего времени на музейную экскурсию. Если же он относится к категории иногороднего туриста, то тут мы имеем дело, либо с частью организации свободного времени (в случае краткосрочного нахождения в том или ином городе), либо с дополнительным видом такой организации (если турист находится на длительном отдыхе в одном месте).
Актуальность музейной экскурсии в деле организации свободного
времени
Данный вопрос мы рассмотрим на примере анализа основных элементов организации экскурсии на главном объекте нашего музея - в Панораме «Оборона Севастополя 1854 -1855 гг.».
Панорама создана в 1901 - 1904 гг., первое название «Штурм 6-го июня 1855 г.». Автор панорамы художник-баталист Ф. А. Рубо, авторы проекта здания для нее - военный инженер О. И. Энберг и архитектор В. А. Фельдман. В 1920 г. была национализирована советской властью, в 1920 - 1930-е гг. входила в состав Севастопольского музейного объединения. 25 июня 1942 г. купол здания и стены (частично) были разрушены во время бомбардировки Севастополя фашистской авиацией. Возник пожар, из которого спасли 86 фрагментов полотна панорамы. Их вывезли на Кавказ на лидере эсминцев «Ташкент», потом перевезли в Новосибирск, а вскоре в Москву. Восстановление здания панорамы продолжалось с 1949 по 1953 гг. по проекту В.П. Петропавловского. Возрождение панорамы состоялось путем написания фактически нового произведения - из-за значительных повреждений сохранившихся фрагментов с созданием предметного плана коллективом советских художников сначала под руководством В. Н. Яковлева, а после его смерти в июле 1953 г., П. П. Соколова-Скаля. Второе открытие панорамы состоялось 16 октября 1954 г. Она получила современное название [6, с.4].
В 1960 г. панорама вместе с Диорамой «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» стала основой для создания нашего музея. Ныне центральный объект мемориального комплекса «Исторический бульвар».
В основе экскурсионного обслуживания на данном объекте - обзорные экскурсии для широкого круга посетителей по двум маршрутам. Первый -краткое вступление в вестибюле панорамы (причины Крымской войны 1853
- 1856 гг., оборона Севастополя 1854 - 1855 гг., биография автора панорамы Ф.А. Рубо, история панорамы), осмотр с рассказом смотровой площадки панорамы (иллюстрация хода штурма Севастополя 6 июня 1855 г., характеристики героев обороны: хирурга Н.И. Пирогова, Даши Севастопольской, матроса П. Кошки, адмирала П.С. Нахимова и др.). Второй
- вступление в вестибюле (краткие сведения об авторе панорамы Ф.А. Рубо, причины Крымской войны), осмотр с рассказом экспозиционного зала (знакомство посетителей через экспонаты музея с общим ходом обороны Севастополя 1854 -1855 гг., историей панорамы), осмотр самой панорамы.
Дети, отдыхающие в МДЦ «Артек» у здания севастопольской панорамы
(фото 2018 г.)
В период с июня по октябрь месяц допуск в панораму осуществляется только с экскурсией с преобладанием ее первого маршрута. Так что, именно
в данном случае мы имеем относительно вынужденный выбор музейной экскурсии. Одновременно, данный факт не стал препятствием для постоянного высокого потока посетителей на объекте, особенно в летний сезон.
Основные причины такого повышенного интереса со стороны посетителей с учетом, что организация экскурсии в панораме частично носит навязанный характер - масштабность произведения, интерес к исторической тематике, качественная экскурсия, в основе которой классические методики.
Рассмотрим основные факты, которые презентуются посетителям панорамы на примере маршрута экскурсии с посещением экспозиционного зала.
Так, первая часть экспозиции посвящена истории Крымской войны 1853 - 1856 гг. и обороны Севастополя 1854 - 1855 гг. На основе краткого комментария карты Европы и обращения внимания на портреты государей стран участников кампании до посетителя доносится тезис о масштабности этой войны и ее общеевропейском характере. Комплексный показ с привлечением необходимых сведений о литографиях с видами г. Севастополя перед началом его первой обороны позволяет понять уровень развития города в первой половине XIX в. Литографии экспозиции знакомят экскурсантов с первой бомбардировкой укреплений города 5 /17 октября 1854 г., сценами Альминского, Балаклавского, Инкерманского, Чернореченского сражений. В экспозиции также представлены портреты основных героев этих событий. При приведении характеристик таких героев обычно используют или лаконичный комментарий его личного вклада в защиту Севастополя, или приведение сведений о них их современников, цитат воспоминаний и т.д. Так, при рассказе о контр-адмирале В.И. Истомине для подчеркивания его постоянного нахождения на Малаховом кургане как руководителя этой оборонительной дистанции часто указывается, что он «был бессменным часовым Малахового кургана» [3].
Моментом погружения в события Крымской кампании в экспозиционном зале является краткий анализ Диорамы «Подземно-минная война», позволяющей донести до посетителя ход противостояния русских саперов попытке французов приблизиться под землей к укреплениям Севастополя, чтобы подорвать их из подземных галерей [5,л.4]. Раздел (их в целом два) экспозиции по истории панорамы начинается с рассказа о создании панорамы к 50-летию первой севастопольской обороны, как общего памятника ее участникам, далее раскрывается ее судьба в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., завершается и блок, и экспозиционный зал материалами о возрождении панорамы. Делается акцент на основных вехах биографии автора панорамы Ф.А. Рубо с комплексным обзором экспонатов по теме. Через анализ этюдов и копии эскиза к севастопольской панораме раскрываются этапы работы по ее созданию. Характеризуется комплекс материалов о строительстве здания для панорамы. Понять, какой же была панорама в 1905 г., в год своего первого открытия, помогает размещенный в экспозиции один из первых буклетов севастопольской панорамы.
Судьба панорамы в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.
раскрывается через фото ее разрушенного здания, осколки бомб, найденных
около здания, газету «Маяк Коммуны» с сообщением о бомбардировке
панорамы 25 июня 1942 г. Далее через экспонаты повествуется о эвакуации
панорамы на борту лидера эсминцев «Ташкент» из Севастополя в
Новороссийск, ее нахождение в глубоком тылу в г. Новосибирск. Далее
демонстрируется фрагмент панорамы Ф.А. Рубо «Штурм 6 июня 1855 г.» -
«Даша Севастопольская», ее осмотр дает наглядное представление о том,
почему возрождение панорамы произошло за счет написания нового
произведения. В подразделе о возрождении панорамы раскрываются
основные его этапы. Идет рассказ о двух руководителях группы советских
художников, которые возрождали панораму. Экскурсанты узнают, что
первый из них, В.Н. Яковлев, мечтал возродить ее максимально близко к
20
оригиналу, а второй, П.П. Соколов-Скаля, внес в ее сюжет и цветовое решение много существенных изменений (отсюда и новое название панорамы), о работах художников по возрождению макетов предметного плана и живописного полотна. Ряд фотоснимков, запечатлевших этапы восстановления здания панорамы, помогает понять характер таких работ [5, л.6].
Экскурсия при осмотре самой панорамы имеет целью погружение посетителей в события штурма 6 июня 1855 г, а через него к обозначению величия подвигов участников первой обороны Севастополя. Именно искусство панорамы (большое полотно, помещенное по кругу, искусно списанный с полотном объемный предметный план, верхнее естественное освещение) уже дает возможность посетителям почувствовать себя посреди сражения. Здесь на первый план экскурсии выступают: насыщение ее яркими эмоциональными тезисами и высказываниями, различные цитаты и сравнения, в т.ч. и цифровые. Рассказ про те же 15 затопленных кораблей звучит очень образно, так как на картине люди видят изображение этой заградительной цепи, не позволившей кораблям противника войти в севастопольские бухты [3]. Раскрываются все особенности штурма укреплений Корабельной стороны 6 июня 1855 г., действия французских и английских войск по захвату города, мужество и стойкость защитников укреплений, прежде всего Малахового кургана, в деле отражения атак врага, кульминация штурма, его итоги [3].
Таким образом, в ходе данной экскурсии посетители получают сведения как исторического, так и искусствоведческого содержания, способствующие повышению их общекультурного уровня.
С учетом сезонности увеличения потока посетителей (пик посещаемости
приходится на летние месяцы) - можно утверждать, что в какой-то степени
мы имеем дело с устойчивой традицией для гостей нашего города выбирать
экскурсию в качестве одного из видов своего времяпрепровождения во время
летнего отпуска. Так как данная экскурсия длится не более 40-45 минут
21
(преимущественно 30), она выступает частью комплекса организации сводного времени. Одновременно, ее посещение для большей части посетителей является спланированным мероприятием.
В целом же, необходимо отметить, в настоящее время те, для кого важно повышение своего культурного уровня, стремятся все активнее приобщиться к высоким образцам искусства и пополнить свои знания по этапам отечественной истории. Музейные экспозиции позволяют это сделать наиболее наглядным образом, а музейная экскурсия - структурировать знания, которые музей представляет через свои объекты.
Музейная экскурсия и экономика.
Музейная экскурсия относится к культурно-образовательной деятельности музейных учреждений. В основе нее лежит необходимость специфическими музейными и экскурсионными средствами донести до посетителя историю того или иного города или события, предприятия или науки.
В музеях военно-исторической направленности большое значение имеет организация различных патриотических акций, элементы которых присутствуют и в тексте экскурсии.
Увеличение интереса к подобным экскурсиям, прежде всего, наблюдается в музеях, экспозиции которых связаны с периодом Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг.
Попробуем вычленить экономическую составляющую организации таких экскурсий на примере музейной экскурсии в Диораме «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.»
В мае 1945 г. на Сапун-горе был открыт военно-полевой музей, он и два памятника армиям-участницам штурма высоты стали основою для формирования военного мемориального комплекса на Сапун-горе, посвященного битве за Севастополь в годы Великой Отечественной войны.
В 1950-е гг. он находился в составе Музея Черноморского флота. В конце 1950-х гг. за счет Херсонского Совнархоза были начаты работы по созданию Диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.» (авторы - художники студии военных художников им. Б. М. Грекова П. Т. Мальцев, Г.И. Марченко и Н.С. Присекин). Работы заняли 1,5 года, здание для диорамы перестроено из здания военно-полевого музея по проекту В. П. Петропавловского. Открытие диорамы состоялось 4 ноября 1959 г. Она отображает наиболее напряженный момент боя за Сапун-гору в 1944 г. [5, с.5].
В 1960 г. вошла в состав Государственного музея героической обороны и освобождения Севастополя (ныне Севастопольский военно-исторический музей-заповедник).
Основные элементы экскурсии: вступление, знакомство с боями за Севастополь в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. в экспозиционном зале, рассказ об истории диорамы на основе материалов выставки в вестибюле диорамы, знакомство с самой диорамой.
В настоящее время ежедневный объем принятых посетителей в летний период доходит до 1,5 тыс. чел. Стойкое увеличение посещений диорамы и всего мемориального комплекса «Сапун-гора» наблюдается с 2006 г. Большой интерес к объекту вызван близостью темы для большей части населения нашей страны. Основными причинами выбора посещения данного объекта и экскурсии по нему является стремление узнать о событиях в истории города в 1941 -1944 гг. [8]
На смотровой площадке Диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.»
(фото 2018 г.)
Экономической составляющей для данного объекта является то, что преимущественно его посещение происходит на платной основе. В настоящее время стоимость взрослого входного билета с экскурсией составляет 400 руб. На данном объекте, как и в целом по музею, часто присутствует так называемый семейный принцип посещения, когда на экскурсию одновременно приходит до 5 чел из одной семьи (в т.ч. и с детьми). В большинстве случаев это посещение по полной стоимости (за исключением случаев, когда посетители относятся к льготным категориям посетителей).
Таким образом, при посещении данного объекта та или иная семья одновременно может потратить на музейную экскурсию от 1 до 2 тыс. руб.
Большой поток посетителей в летние месяцы на диораме также вынуждает администрацию музея организовывать допуск на объект только с экскурсией. Анализ отзывов посетителей по данному вопросу показал, что негативно к такой постановке вопроса относятся примерно 2-3 %. Достаточно часто посетители, наоборот, считают такую форму очень правильной, поскольку музейная экскурсия помогает им сориентироваться в событиях в истории Севастополя, которые отображены как в экспозиции диорамы, так и на других объектах музея.
Не всегда, правда, находит понимание у туристов краткосрочность пребывания на наших объектах. Но таких также не много, основная масса посетителей осознает причины такой постановки вопроса. Мы, безусловно, понимаем, что формирование больших групп, наличие более одной группы в экспозиционном зале диорамы или на смотровой площадке панорамы не всегда комфортны для гостей музея. Одновременно, большое количество желающих попасть на два главных объекта музея, небольшой объем их помещений, особенность экскурсионных маршрутов, когда группы идут строго друг за другом, заставляет прибегать к временным ограничениям.
Но, как уже отмечалось, большая часть посетителей адекватно воспринимает такой подход и в большинстве случаев охотно оплачивает входные билеты.
Фрагмент экскурсии в экспозиционном зале Диорамы «Штурм Сапун-горы 7 мая
1944 г.» (фото 2019 г.)
Значимость музейной экскурсии в деле организации свободного
времени.
Количество посетителей нашего музея варьируется в зависимости от сезона, наибольший пик проходится на традиционный период отпусков -август месяц. Так же рост посещаемости мы наблюдаем в периоды школьных каникул, на майские праздники. То есть рост количества желающих посетить
25
музейные объекты совпадает с периодами, когда значительная часть наших соотечественников получают в свое распоряжение дополнительное свободное время. Тот факт, что при посещении нашего города часть такого времени они свободно выделяют для похода в музей, уже можно считать доказательством важности музейной экскурсии для проведения людьми своего свободного времени.
Финансовая составляющая таких посещений (не только в нашем музее) может быть рассчитана таким образом. При стоимости билета от 200 до 400 руб. при проходе в том или ином музее в день в сезон от 3 до 4 тыс. чел. получаем затраты в день (максимальные) на музейную экскурсию от 600 тыс. до суммы около 2 млн. руб.
Не материальная же значимость музейной экскурсии конкретно в нашем случае в том, что она позволяет посетителям углубить свои знания по истории Севастополя, содействует патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Специализированные экскурсии для школьников играют также образовательную роль в деле расширения их представления об истории Отечества.
Выводы.
1) Возросшая популярность музейной экскурсии при организации свободного времени позволяет отнести ее к одной из важнейших форм такой организации;
2) Даже приблизительный подсчет возможных финансовых затрат людей на посещение музейной экскурсии показывает, что можно говорить о значительном объеме как затрат на нее со стороны посетителей, так и финансовых поступлений на счета музеев, что дает им возможность развивать свою техническую базу и формировать новые музейные продукты;
3) Значимость музейной экскурсии в деле организации свободного
времени подтверждает и то, что ныне музеи относительно легко
вводят в перечень своих услуг новые направления таких экскурсий, и они становятся востребованными;
Источники и литература
1. Данные отдела культурно-просветительной работы Севастопольского военно-исторического музея-заповедника.
2. Демина В.В. Зачем нам нужно свободное время// Актуальные вопросы современной экономической науки: Сборник докладов международной научной заочной конференции (Липецк, 20 февраля 2010 г.) в 2 Т. Т. 1/ Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк: Издательский центр «Де-факто», 2010. - С.18-23.
3. Из методических рекомендаций по проведению экскурсий в Севастопольском военно-историческом музее-заповеднике
4. Из отчетов музея за 2018 г.
5. Личный архив автора (Никитина И. В. Текст экскурсии на тему: Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.» - памятник народному подвигу. / Никитина И.В. - Севастополь, 2005.) - 20 л.
6. Никитина И.В. Становление и развитие Национального музея героической обороны и освобождения Севастополя (1960 - 2009 гг.). Авт. канд. дисс. на соискание научной ст. канд. ист. наук; К., 2009 - 20 с.
7. Сошнева Е.Б. Экономическое развитие и свободное время общества // Историческое познание: традиции и новации: Материалы Международной теоретической конференции. Ижевск, 26-28 окт. 1993 г. Часть 2.Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1996.
8. . Полевые исследования на объекте в 2006 —2018 гг.
Сведения об авторе. Никитина Ирина Витальевна, кандидат исторических наук, научный сотрудник Севастопольского военно-исторического музея-заповедника. [email protected]