Научная статья на тему 'Использование природных и историко-культурных достопримечательностей Крымского полуострова как способ визуализации учебного материала в образовательном процессе'

Использование природных и историко-культурных достопримечательностей Крымского полуострова как способ визуализации учебного материала в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / ВНЕАУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ / КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимошина Ю. В.

В статье подчеркнута актуальность внедрения новых форм и методов обучения. Рассмотрены основные аспекты организации внеаудиторных занятий на современном этапе. Охарактеризовано вовлечение природных и культурно-исторических ресурсов Крымского полуострова в образовательный процесс средней и высшей школы в качестве способа визуализации учебного материала. Перечислены основные объекты, выступающие в роли баз студенческих практик и центров образовательного туризма в Крыму. Проанализирована необходимость популяризации местностей и отдельных объектов, способных выступать в качестве визуализации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимошина Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование природных и историко-культурных достопримечательностей Крымского полуострова как способ визуализации учебного материала в образовательном процессе»

УДК 371.3

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЕЙ КРЫМСКОГО ПОЛУОСТРОВА КАК СПОСОБ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Тимошина Ю.В., 2018 Севастопольский торгово-экономический техникум, преподаватель, Севастополь

Аннотация: в статье подчеркнута актуальность внедрения новых форм и методов обучения. Рассмотрены основные аспекты организации внеаудиторных занятий на современном этапе. Охарактеризовано вовлечение природных и культурно-исторических ресурсов Крымского полуострова в образовательный процесс средней и высшей школы в качестве способа визуализации учебного материала. Перечислены основные объекты, выступающие в роли баз студенческих практик и центров образовательного туризма в Крыму. Проанализирована необходимость популяризации местностей и отдельных объектов, способных выступать в качестве визуализации образовательного процесса.

Ключевые слова: Крым, внеаудиторные занятия, краеведческие экскурсии, образовательный туризм.

USE OF NATURAL AND CULTURAL ATTRACTIONS OF THE CRIMEAN PENINSULA AS A WAY OF VISUALIZATION OF EDUCATIONAL MATERIAL IN THE EDUCATIONAL

PROCESS

Timoshina Y.V., 2018 Sevastopol trade and economic College, teacher, Sevastopol

Annotation: the article emphasizes the relevance of the introduction of new forms and methods of training. The main aspects of the organization of extracurricular activities at the present stage are considered. The involvement of natural, cultural and historical resources of the Crimean Peninsula in the educational process of secondary and higher education as a way of visualization of educational material is characterized. The main objects acting as bases of student practices and centers of educational tourism in the Crimea are listed. The necessity of popularization of districts and separate objects capable to act as visualization of educational process is analyzed.

Key words: Crimea, extracurricular activities, local history tours, educational tourism.

Современная система взаимоотношений преподавателей и обучающихся подразумевает их сотрудничество в образовательном процессе. Это обусловлено постепенным искоренением сложившейся практики, при которой занятия носят исключительно аудиторный характер и заключаются только в изложении и последующем воспроизведении учебного материала. В связи с этим на сегодняшний день актуальной является разработка инновационных подходов к изучению ряда основополагающих дисциплин. Внедрение новых форм и методов обучения, в том числе активных и интерактивных, положительно влияет на формирование у обучающихся устойчивого интереса к изучаемому предмету, желание заниматься самообразованием, развитие самостоятельности, организованности, творческого подхода к решению поставленных задач и, в конечном результате, ведет к повышению качества знаний и практических навыков.

Значительную роль в образовательном процессе играет организация и проведение внеаудиторных занятий [3]. Внеаудиторные занятия, обеспечивающие наглядность и практическую направленность обучения, могут принимать форму экскурсий, походов, полевых практик и т.д. На сегодняшний день Крымский полуостров обладает значительным потенциалом для обеспечения визуализации учебного материала в образовательном процессе.

Популярными объектами посещения во время краеведческих экскурсий выступают Крымский природный заповедник в Алуште со своим Музеем природы и Дендрозоопарком, где представлена богатейшая природа Крыма. В столице Крыма, городе Симферополе, на базе Таврической национальной академии расположены известные с советских времен Ботанический сад и один из

лучших Зоологических музеев страны, гордостью которого являются коллекции морских животных, рыб и моллюсков, привезенных из международных экспедиций, Два зала посвящены насекомым, по богатству которых Крым мало кому уступает. На полуострове существует более двадцати пяти парков-памятников садово-паркового искусства, во многих из которых, как и в ботанических садах, все примечательные деревья, кустарники и лианы снабжены табличками. При организации внеаудиторных занятий среди преподавателей биологии пользуется популярностью один из старейших в мире музей-аквариум в Севастополе и Никитский ботанический сад в Ялте, который также является идеальным местом для студенческих и академических научных конгрессов по экологии, естественным и сельскохозяйственным наукам [1].

При изучении географических дисциплин хорошими натурными объектами, наглядно иллюстрирующими геологические процессы, являются уникальные памятники природы Крыма -Большой и Чернореченский каньоны (разрывные тектонические движения, водная эрозия), Красная, Мраморная и другие пещеры (карст), Каралезская долина и Долина приведений (ветровая эрозия, выветривание), западное побережье Крыма (абразия), Арабатская Стрелка (морская аккумуляция, береговые процессы), горные массивы Карадаг, Аюдаг, Фиолент, Кастель (эффузивные и интрузивные эндогенные процессы) и другие.

В Севастополе, богатом военно-историческими объектами, изучение исторических дисциплин сопровождается посещением главных музейно-мемориальных комплексов города, среди которых: Мемориальный комплекс памятников обороны города в 1854-1855 гг. «Исторический бульвар» с панорамой «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», Мемориальный комплекс «Сапун Гора» с диорамой «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г.», Мемориальный комплекс памятников двух оборон города «Малахов Курган», Музейный историко-мемориальный комплекс героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея» и т.д.

Одним из инновационных подходов является молодёжный образовательный туризм, под которым понимают познавательные туры различной продолжительности, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений [4].

Для образовательного туризма Крым имеет самое большое в СНГ разнообразие музеев и научных центров, которые являются или потенциально могут стать базами учебных практик для студентов со всей страны. В с. Прохладное Бахчисарайского района функционирует созданная в 1924 году база практики студентов-геологов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе. Особенность района заключается в том, что он является наиболее изученным в мире в области тектоники, минералогии и геологии и в свое время принимал экскурсию Всемирного геологического конгресса. На базе работает геологический и археологический музей. Для изучения студентам предоставлена уникальная коллекция аэрофотоснимков. В этом же районе расположены база практики Санкт-Петербургского государственного университета [2].

Крымский аграрный университет и другие сельскохозяйственные вузы обеспечены опытными плантациями, плодовыми питомниками, тепличными городками. Таврическая академия обладает собственной базой практик у с. Краснолесье на отрогах массива Чатыр-Даг. В Алупке издавна проходят практику студенты Петербургского художественного института им. И.Е. Репина. Севастополь с его вузами и научно-исследовательскими центрами - признанный лидер в области морской экологии, подводной техники и военно-морских исследований.

Многочисленные турбазы, турприюты и палаточные городки Горного Крыма также располагают всеми условиями, необходимыми для организации баз летних студенческих учебных практик, научных экспедиций, диссертационных исследований в области геологии, геоморфологии, геоботаники, метеорологии, гидрологии и других природоведческих наук.

В Государственном историко-археологическом музее-заповеднике «Херсонес Таврический» (г. Севастополь) на протяжении последних десятилетий в летний период организуется летний археологический лагерь, где проходят практику студенты-археологи из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России и зарубежья. Но территория этого музея и прилегающие акватории Карантинной бухты могут стать неплохим объектом для организации практики по палеогеографии,

так как тут на местности можно воочию увидеть результаты морской трансгрессии и медленных вертикальных тектонических движений.

Археологические экспедиции для школьников и студентов проходят и в других прибрежных районах Крымского полуострова: на Тарханкутском полуострове (Калос-Лимен и другие античные поселения), у Евпатории (Керкинитида), на Керченском полуострове (Тиритака, Нимфей и другие поселения). Участие в раскопках сочетается с посещением тематических экскурсий и выполнением заданных практических работ. Сезонные археологические лагеря выступают базами практик для студентов исторических и географических факультетов [5].

Для студентов-географов также интересно управление Карадагского заповедника в п. Курортное (Феодосия). Заповедник ведет исследования в разных областях естественных наук при участии обучающихся профильных вузов России и стран ближнего зарубежья. Здесь можно одновременно осмотреть старинный дендропарк, посетить дельфинарий, изучить оборудованные экологические тропы. Уникальными являются астрономические экспедиции, проходящие во время звездопада в августе. Выбор Карадага обусловлен тем, что местность является одной из лучших в мире по чистоте и прозрачности атмосферного слоя.

В Крыму функционирует несколько научных подразделений ведущих центров России, где активно ведутся космические исследования. Например, в п. Научный можно увидеть самый большой в Европе телескоп. Здесь систематически происходит открытие новых планет, в том числе студентами.

Собственными музеями и научными кружками может похвастаться Международный центр «Артек». Здесь регулярно проходят тематические эколого-географические смены, которые являются не только видом познавательного отдыха для детей, но и предоставляют уникальную возможность практической отработки полученных знаний студентами, работающих на должности вожатых и педагогов. Ежегодно в «Артеке» проводятся конкурсы, где молодые учителя представляют свои авторские программы в области школьного и внешкольного образования.

На сегодняшний день богатые природные ресурсы Крымского полуострова, потенциально пригодные для вовлечения их в образовательную деятельность, используются не в полной мере. В контексте интеграции региона в пространство Российской Федерации необходима популяризация местностей и отдельных объектов, способных выступать в качестве визуализации образовательного процесса средней и высшей школы, посредством распространения информации о них в учебных заведениях, в частности, в университетах, осуществляющих подготовку специалистов в области географии, биологии, археологии. Это будет способствовать не только повышению эффективности обучения, но и укреплению связей между ведущими образовательными и научными учреждениями Крыма и других регионов страны.

Список литературы

1. Емельянова, Н. С. Научный туризм в Крыму и памятники истории [Текст] / Н. С. Емельянова, Ж. И. Глупкина // Культура народов Причерноморья. - Симферополь, 2011.-№ 215. -С. 200-202.

2. Образовательный туризм в Крыму. Базы студенческих полевых практик [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://kraevedenie.net/2014/04/03/obrazovatelnyj-turizm-v-krymu-bazy-studencheskix-polevyx-praktik/

3. Погодина, В. Л. Образовательный туризм как средство развития географической культуры учащихся [Текст] / В. Л. Погодина // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург, 2009. -№116. - С. 59-67.

4. Пономарева, Т. В. Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса [Текст] / Т. В. Пономарева // Молодой ученый. - Казань, 2015. - №12. - С. 792-795.

5. Процай, А. Ф. Перспективные виды туристической деятельности в Крыму [Текст] / А. Ф. Процай // Культура народов Причерноморья. - Симферополь, 2001. - №18. - С. 51-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.