Научная статья на тему 'Военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи Чувашии на материалах истории Великой Отечественной войны 1941--1945 годов'

Военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи Чувашии на материалах истории Великой Отечественной войны 1941--1945 годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОЗИЦИИ / НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ / КРУЖКИ / КЛУБЫ И СЕКЦИИ / ВЕТЕРАНЫ ВОЙНЫ И ТРУДА / MILITARY TRAINING AND PATRIOTIC UPBRINGING / MUSEUM EXPOSITIONS / SCIENTIFIC CONFERENCES / PROJECT GROUPS / CLUBS AND SECTIONS / WAR AND LABOUR VETERANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеев Т. С.

В статье анализируются формы и методы военнопатриотического воспитания студенческой молодежи в вузах Чувашской Республики, повышения ее гражданственности, политической активности в эпоху глобальной информатизации, в частности, основные направления в процессе выработки и закрепления у нее исторической памяти на материалах истории Великой Отечественной войны 19411945 годов: лекции, беседы, экскурсии, знакомство с музейными экспозициями, встречи с ветеранами, дискуссии, научные конференции, шествия, возложение венков, кружковая работа, участие в поисковом движении и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сергеев Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MILITARY TRAINING AND PATRIOTIC UPBRINGING OF STUDENTS IN CHUVUSHIA ON MATERIALS OF THE GREAT PATRIOTIC WAR IN 1941-1945

The article analyses forms and methods of military training and patriotic upbringing of students at universities of the Chuvash Republic aimed at increasing their civic consciousness, political activity in the era of global informatization. Main directions in the development and consolidation of historical memory on the materials of the Great Patriotic War in 19411945 are singled out: lectures, talks, excursions, acquaintance with museum exhibits, meetings with veterans, discussions, scientific conferences, processions, laying of wreaths, work in project groups, participation in the search movement, etc.

Текст научной работы на тему «Военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи Чувашии на материалах истории Великой Отечественной войны 1941--1945 годов»

_ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ / HISTORY_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.87.9.040

ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ЧУВАШИИ НА МАТЕРИАЛАХ ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941--1945 ГОДОВ

Научная статья

Сергеев Т.С. *

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, Чебоксары, Россия * Корреспондирующий автор (tikhon-sergeev[at]yandex.ru)

Аннотация

В статье анализируются формы и методы военно-патриотического воспитания студенческой молодежи в вузах Чувашской Республики, повышения ее гражданственности, политической активности в эпоху глобальной информатизации, в частности, основные направления в процессе выработки и закрепления у нее исторической памяти на материалах истории Великой Отечественной войны 1941--1945 годов: лекции, беседы, экскурсии, знакомство с музейными экспозициями, встречи с ветеранами, дискуссии, научные конференции, шествия, возложение венков, кружковая работа, участие в поисковом движении и т. д.

Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, музейные экспозиции, научные конференции, кружки, клубы и секции, ветераны войны и труда.

MILITARY TRAINING AND PATRIOTIC UPBRINGING OF STUDENTS IN CHUVUSHIA ON MATERIALS OF

THE GREAT PATRIOTIC WAR IN 1941-1945

Research article

Sergeev T.S. *

Chuvash State Pedagogical University named after I. Yakovlev, Cheboksary, Russia * Corresponding author (tikhon-sergeev[at]yandex.ru)

Abstract

The article analyses forms and methods of military training and patriotic upbringing of students at universities of the Chuvash Republic aimed at increasing their civic consciousness, political activity in the era of global informatization. Main directions in the development and consolidation of historical memory on the materials of the Great Patriotic War in 1941-1945 are singled out: lectures, talks, excursions, acquaintance with museum exhibits, meetings with veterans, discussions, scientific conferences, processions, laying of wreaths, work in project groups, participation in the search movement, etc.

Keywords: military training and patriotic upbringing, museum expositions, scientific conferences, project groups, clubs and sections, war and labour veterans.

В 2020 г. вся прогрессивная общественность будет отмечать 75-летие со дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941--1945 гг. над фашистской Германией и милитаристской Японией. К сожалению, нынешнее молодое поколение знает о событиях этой войны в основном лишь по кинофильмам, историческим трудам, художественной литературе. Между тем наши зарубежные недоброжелатели всячески искажают настоящую правду о войне, принижая всенародный подвиг представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также заслуги наших полководцев. До недавнего времени не вызывал сомнений вопрос, что такое Великая Отечественная война и кто на какой стороне воевал. Сейчас на Украине и в Молдавии появилась точка зрения, что в Великой Отечественной войне они участия не принимали, зато участвовали во Второй мировой войне, причем в качестве жертв «главного агрессора» - СССР, которая якобы эти страны оккупировала в 1939-1940 гг. [14]. При этом многие исполнители массовых карательных акций, избежавшие в свое время наказания, становятся героями, «борцами с большевистским режимом». Детоубийцы 14-й украинкой дивизии «Галичина», Латышского добровольческого легиона СС, 20-й эстонской дивизии, «накачанные» идеями национального превосходства, восхваляются в шествиях молодых националистов и террористов. Доходит до того, что напуганные националистами жители Украины отказываются от своих дедов и прадедов, когда узнают, что их останки нашли в России [3].

Пропагандистское остриё наших недругов направлено прежде всего на нынешнюю молодежь, которую они хотят оболванить, сделать индифферентной, безразличной к судьбе богатой событиями героической отечественной истории. Негативную роль на формирование мировоззрении молодых людей в последние десятилетия сыграли афганские события, чеченская война, которые понизили престижность армейской службы. С учетом сложной международной обстановки, постоянной угрозы со стороны НАТО, включающей в свой состав 26 стран, провокаций в районе Черного моря, необходимости борьбы с международным терроризмом в настоящее время правительственным органам и общественности России приходится «держать порох сухим», быть в постоянной готовности отразить внешнюю агрессию. В связи с этим определенные задачи возникают и перед педагогическими коллективами вузов Чувашии и их общественными организациями по военно-патриотическому воспитанию будущих специалистов народного хозяйства и культуры. Одним из средств в этом процессе являются материалы истории Великой Отечественной войны 1941--1945 годов, задевшей судьбу почти каждой семьи многонационального Советского Союза.

В качестве источников, помимо опубликованной литературы, нами использованы материалы музеев, периодической печати, особенно чебоксарских вузовских многотиражек «Ульяновец», «Педвузовец», «Студвестник»,

«Чебоксарский политехник», документы из личного архива автора, работающего с 2006 г. по настоящее время на выборной должности заместителя председателя Совета ветеранов ЧГПУ на общественных началах.

Работа по военно-патриотическому воспитанию студенческой молодежи в Чувашском госуниверситете (ЧГУ), Чувашском педуниверситете (ЧГПУ), Чувашской сельскохозяйственной академии (ЧГСХА), в чебоксарских филиалах столичных вузов ведется постоянно с применением разных форм и методов:

1) В процессе преподавания отечественной и всеобщей истории через содержание лекций и практических занятий, особенно героических страниц истории Родины, изучение сборников документов и материалов, архивных фондов, просмотр кино- и видеофильмов, прослушивание патриотической музыки, демонстрация картин военного содержания, выполнение рефератов, курсовых и дипломных (выпускных квалификационных) работ, составление кроссвордов, сочинений на тему «Мои родственники в Великой Отечественной войне», участие в работе научных конференций, в экскурсионной и краеведческой работе, выступления в различного рода конкурсах в честь Дня Победы: в хоровых фестивалях, театральных конкурсах, конкурсах по исполнению военно-патриотических песен, в конкурсе сочинений на тему «Мои родственники в Великой Отечественной войне», в конкурсах рисунков, в «Диктанте Победы» и т. д.

Составляя в порядке выполнения домашнего задания карты-схемы сражений на Неве в 1242 г. на Куликовом поле в 1380 г., под Полтавой в 1709 г., на Бородинском поле в 1812 г., в Сталинграде и под Курском в 1942--1943 гг., Берлинской наступательной операции 1945 г., студенты более конкретно приближаются к этим героическим страницам истории своей Родины, проникаются чувством гордости за подвиги своих отцов, дедов, прадедов, ценой своей жизни отстоявших свободу и независимость любимой стран. При этом преподаватели общественных дисциплин руководствуются требованиями рабочих программ, где в числе общекультурных компетенций (ОК) студента фигурирует такой пункт: «способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции» [20].

2) В процессе ознакомления с фондами и экспонатами музеев боевой и трудовой славы. Все первокурсники в ходе изучения курса истории посещают музей В. И. Чапаева, имеющийся в Чебоксарах. Здесь они подробно знакомятся со славной историей 25-й гвардейской Чапаевской дивизии, с боями дошедшей от Северного Кавказа до Будапешта (Венгрия). В составе ЧГУ функционируют Музей боевой и трудовой славы, Музей Великой Отечественной войны [2, С. 408-412], где представлены фотографии преподавателей и сотрудники вуза, бывших фронтовиков. Среди них ректор С. Ф. Сайкин, проректор по научной работе С. А. Абруков, проректор по учебной работе А. К. Аракелян, декан историко-филологического факультета М. М. Михайлов, заведующий кафедрой всеобщей истории В. Ф. Каховский, доцент кафедры русского языка А. С. Уськин и др. В музее истории ЧГПИ можно увидеть фотографии участников войны: профессора кафедры педагогики Ю. П. Сокольникова, декана физико-математического факультета Ю. И. Боголюбова, заведующего кафедрой биолого-химического факультета И. В. Анашкина, доцентов кафедры социально-экономических дисциплин И. В. Звонилова, В. А. Королькова, старшего преподавателя этой же кафедры В. А. Чинаева, доцента кафедры биолого-химического факультета И. М. Олигера, заведующего Музеем материнской славы И. М. Михайлова, начальника отдела снабжения И. А. Петрова, секретаря ректората К. М. Сергиевской, сотрудницы АХЧ В. И. Лукояновой и др. [18]. В Музее представлены пулемет «Максим», стабилизатор немецкой авиабомбы, брошенной с германского самолета во время бомбардировки г. Чебоксар 4 ноября 1941 г. и т. д. Экспонаты музеев позволяют эмоционально почувствовать дыхание войны и всенародного подвига во имя Победы, расширять кругозор будущего учителя, формировать у студенческой молодежи гражданскую позицию защитника Отечества.

3) Участие в таких массовых праздниках, как «День защитника Отечества», «День Победы», «День воинской славы», «День пожилых», участие в массовых демонстрациях, шествиях, пробегах. Так, 4 мая 2014 г. в столице Удмуртии по маршруту Ижевск - Чебоксары - Нижний Новгород - Минск стартовал 11-й международный легкоатлетический пробег, посвященный 69-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне и 70-летию освобождения Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков. К участникам пробега, студентам вузов Ижевска, Минска, Волгограда, Нижнего Новгорода, Казани, присоединились и 5 студентов Чувашского педагогического университета. Торжественные митинги в честь Дня Победы проводили в населенных пунктах по всему маршруту следования пробега. Он завершился митингом у монумента «Курган славы», в районе которого в 1944 г. завершилась операция «Багратион» по освобождению Белоруссии [7].

Становится традиционным участие студентов в Всероссийской патриотической акции «Бессмертный полк» в День Победы - 9 мая - когда родственники фронтовиков-победителей, погибших на полях сражений или ушедших от жизни в мирное время, выстраиваются в специальную колонну - «Бессмертный полк» и проносят транспарант с фотографией своего родственника, фронтовика или труженика тыла. Участием в шествии выражается сопричастность нынешних поколений к подвигу предшественников. Эта акция призвана сохранять память о героическом прошлом дедов и прадедов, которые боролись за освобождение Родины

Наиболее популярны встречи с участниками войны и ветеранами тыла, «круглые столы» с их участием, чествование ветеранов-юбиляров, в ходе которых студентам удавалось соприкоснуться с живыми участниками героических дел. На таких встречах со студентами ЧГУ приглашались участники войны Е. Г. Беляев, И. Я. Тенюшев, М. И. Иванов, преподаватели ЧГПУ участники Великой Отечественной войны И. В. Звонилов, В. А. Чинаев, Д. Е, Егоров, жительница блокадного Ленинграда Л. М. Иванова, несовершеннолетняя узница концлагеря Р. В. Захарова, участники боевых событий в Афганистане А. Ф. Кожокин, С. Н. Моисеев, Г. Г. Семенов, В. В. Федоров, участники боевых действий в Чечне Г. Л. Белов, И. Н. Майоров, ликвидаторы последствий Чернобыльской аварии В. Г. Поляков,

B. Н. Семенов, В. Е. Петров. На одной из встреч со студентами факультета истории, управления и права ЧГПУ в сентябре 2018 г. выступал выпускник физико-математического факультета 1947 г., ветеран педагогического труда В.

C. Давыдов, проживающий ныне в Алатыре рассказавший о периоде временного пребывания пединститута гг. в г. Мариинский Посад. Своими воспоминаниями об этих годах поделилась также труженица тыла А. А. Сергеева, кандидат наук, доцент, 33 года отдавшая педагогическому институту [11]. Общение с участниками боевых действий

не только Великой Отечественной войны 1941--1945 гг., но и других локальных войн и конфликтов, способствует патриотическому и гражданскому воспитанию студентов.

4) Выступления с докладами на военно-патриотические темы в научных конференциях, в публичных чтениях, на концертах в составе агитбригад, Часто практикуются доклады преподавателей в соавторстве со студентами, что способствует приобщению последних к научно-исследовательской работе. Исторические кафедры вузов Чувашии неоднократно являлись инициаторами проведения Всероссийских и Региональных научно-практических конференций. Так, 23 апреля 2010 г. кафедра истории Отечества ЧГПУ провела Всероссийскую научную конференцию на тему «Единство фронта тыла в годы Великой отечественной войны 1941--1945 гг. (к 65-летию Победы)». Конференция работала по двум секциям. В работе секции «Героизм советских воинов на фронтах Великой Отечественной войны» приняли участие с докладами и сообщениями 18 человек. На секции «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны» были заслушаны 40 докладчиков. Это были представители вузов и филиалов вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Республики Татарстан, Республики Мордовия, Чувашской Республики. Материалы были изданы отдельным сборником. 28 марта 2015 г. Чувашская народная академия наук искусств совместно с ЧГПУ и Чувашской национальной библиотекой провели Региональную научно-практическую конференцию «Единство фронта и тыла - залог Победы в Великой Отечественной войне 1941--1945 гг.». Конференция собрала более 100 участников [5, С. 3]

5) Пропаганда воинских заслуг земляков через средства массовой информации. Можно привести много примеров публикаций на страницах вузовских многотиражек, рассчитанных на студенческую аудиторию. В газете «Ульяновец» были опубликованы статьи и корреспонденции: О. Кувайской Помнит сердце, не забудет никогда» [12], С. Кобыбайкина «Поисковый отряд «Георгиевская лента» вернулся из Севастополя» [10], И. Демидовой «Его свершений хватило бы на несколько судеб» [4] , в газете «Педвузовец» - статьи О. Кашаевой «Никто не забыт, никто не забыто» [8]. Т. Кугаткиной «В память о военном времени» [13], М. Уколовой «Мой герой» [24] и др.

Доцент кафедры отечественной истории им. А. В. Арсентьевой ЧГУ О. В. Андреев издал монографию «Оборонно-массовая и военно-патриотическая работа в России (ХХ - начало ХХ1 в.), где имеется подраздел «Опыт военно-патриотического обучения и воспитания в Чувашском государственном университете имени И. Н. Ульянова» [2, С. 216--235]. Профессор кафедры медицинской биологии с курсом микробиологии и вирусологии ЧГУ В. Е. Сергеева опубликовала статьи про своих родителей: фронтовике Е. М. Михайлове и труженице тыла И. К. Михайловой, уроженцах дер. Средние Татмыши Канашского района [22, С. 81--83; 23]. Профессор кафедры социальных дисциплин ЧГПУ Г. А. Яковлев опубликовал статью про доцента ЧГПИ, участника войны «К 110-летию со дня рождения Георгия Васильевича Васильева» [25], профессор Л. А. Ефимов - про своего родственника, «Герой Советского Союза Мирон Ефимович Миронов» [6]. Доцент кафедры общеобразовательных дисциплин ЧГСХА Е. В. Агаева опубликовала в соавторстве статью про своего отца, фронтовика, заведующего подготовительным отделением ЧГУ В. Р, Романова [1, С. 238-241]. Автор этих строк издал брошюру про своего отца «Отец, учитель, фронтовик (К 100-летию со дня рождения Сергея Михайловича Михайлова» [21]. Таких примеров много.

6) Участие в сборах, походах, экспедициях по местам боевых действий «Вахта памяти», в поиске и перезахоронении павших в войне солдат и командиров. Поисковое движение в стране - это 42 тыс. человек всех возрастов в составе 1428 отрядов. Отделения имеются в 82 регионах, включая бывшие союзные республики СССР. За 6 лет работы участниками движения были подняты останки 120 тыс. бойцов и офицеров, установлены 6 тыс. имен. Между тем известно, что на войне пропали больше 2 млн. человек, и поисковое движение возвращает героев из этого безмолвия и безвестия [3]. В благородную акцию активно включились и студенты вузов Чувашии. Начиная с 2007 г. в этом движении ежегодно участвует поисковая группа ЧГПУ «Память», созданная на базе исторического факультета и возглавлявшаяся в разные годы Б. В. Каховским, В. А. Захаровым, С. И. Казаковым, Н. С. Мясниковым. За эти годы поисковики педуниверситета побывали с экспедициями в городах Велиж и Сычевка Смоленской области (2007-2008, 2011), Темкинском и Глинковском районах Смоленской области (2009-2010), в деревне Озерно Ульяновского района Калужской области (2012-2014), деревне Гайтолово Ленинградской области (2015-2016), в Кировском районе Ленинградской области (2017). Весной 2017 г. студенческий отряд «Поиск» участвовал во всероссийской акции 11-й раз. Студенты ЧГПУ совместно с поисковыми отрядами других регионов страны обнаружили и описали останки десятков и сотен красноармейцев и командиров периода Великой Отечественной войны. По смертным медальонам установлены имена около ста военнослужащих. Отрядом «Память» ЧГПУ на этот раз были подняты останки 38 бойцов и командиров Красной Армии, в том числе 12 целых останков. Все обнаруженные останки торжественно перезахоронены на воинских мемориальных кладбищах соответственных населенных пунктов. Останки одного из опознанных воинов были переданы в д. Малые Кармалы Ибресинского района для перезахоронения [12].

Как известно, весной 2017 г. на территории Чувашии были организованы 16 поисковых отрядов, из них 11 - в учебных заведениях. Отряд «Память» в ЧГПУ оказался одним из результативных [19]. В числе лучших был и поисковый отряд ЧГУ «Георгиевская лента» в составе 13 человек, в основном из студентов историко-географического факультета, осуществлявший поиски под Севастополем, где в 1942 г. мужественно сражались воины 287-го полка 25-й стрелковой дивизии им. В. И. Чапаева. На позициях «Темной балки» было найдено два бойца и четыре «добора» (частичные, неполные останки). Четверо студентов историко-географического факультета в составе поискового отряда из Чувашии «Веда» участвовали в эти же дни в поисках на территории Ржевского района Тульской области [17]. Интерес студентов чувашских вузов к этим местам определялся тем, что в августе-сентябре 1942 г. в «Ржевской мясорубке» погибло 1,1 млн. человек, что сопоставимо с потерями под Сталинградом. В частности, в этих боях погибли и остались незахороненными более 1500 человек из числа воинов 139-й стрелковой дивизии, сформированной в Чувашской АССР. Сводным отрядом из Чувашии в составе 50 добровольцев-волонтеров, в том числе 15 студентов отряда «Память» ЧГПУ, в Ржевском районе были подняты останки 55 воинов, из них членами отряда «Память» -- 14 красноармейцев. Поисковый отряд «Память» за шесть лет экспедиций поднял около 120 бойцов, и только 3 из них с медальонами, установлены имена лишь двух бойцов. В среднем лишь у каждого 35-го

удавалось установить имя. Если даже процент выявленных студентами-поисковиками имен незначительный, это благородное дело продолжается.

Торжественное захоронение останков погибших воинов в г. Ржеве проводятся ежегодно 22 июня, набирается до 1500 урн. Останки установленных лиц передают на малую родину погибших. 14 мая 2019 г. состоялось перезахоронение красноармейца И. В, Кочеткова на его родине - в с. Кочкурово Дубенского района Республики Мордовия. Таким образом, фронтовик благодаря усилиям поискового отряда «Память» ЧГПУ обрел покой на родной земле, а родственники узнали о том, где он принял последний бой, и получили личные вещи солдата: ременную пряжку, пуговицы с шинели, бритвенный станок.

Насколько поисковое движение действует на эмоции его участников, можно судить по высказыванию студента 5-го курса физико-математического факультета ЧГУ Ю. Арланова: «Много слышал о «Вахте Памяти», но никак не получалось съездить. И вот перед окончанием университета решил, что обязан это сделать. На самом деле не знал, чего ожидать. Но влился в отряд, ощутил особую атмосферу. Для меня «История» в школе была простым учебником, который читал и не понимал, о чем идет речь. Но когда мы в первый день нашли останки солдата, у меня внутри все перевернулось. Когда ходишь по лесу и находишь гранаты, гильзы, представляешь, что было здесь. Когда нашли медальон и закричали «Ур-ра!», я не знал, что произошло, но мне тоже захотелось закричать» [17].

Отрадно отметить, что среди двух десятков бойцов отряда «Память» есть и девушки. Так, студентка историко-филологического факультета Анна Володина за годы учебы в педагогическом университете побывала в пяти поисковых экспедициях. За большой личный вклад в установление имен погибших и судеб пропавших без вести военнослужащих сотрудниками военного комиссариата Чувашии ей, наряду с командиром поискового отряда «Память» Николаем Мясниковым, членами отряда Иваном Лексиным, Александром Илларионовым, был вручен знак «За отличие в поисковом движении» III степени. Став учителем истории и обществознания МАОУ «СОШ № 59» г. Чебоксары, магистрантом ЧГПУ, полученные навыки поисковой работы она передает учащимся вверенного ей класса [15]. Таким образом, поисковое движение прочно входит в репертуар студенческих и школьных мероприятий.

7) Общая физическая подготовка, участие студентов в военно-прикладных видах спорта. Не случайно студенческий спортивный клуб (ССК) ЧГПУ носит название «Патриот». Имея факультет физического воспитания и в его составе ряд высококлассных спортсменов, ЧГПУ занимает по многим позициям ведущее место по многим видам спорта. В массовых спортивных соревнованиях «Кросс наций», «Лыжня России», в вузовских кроссах, в спартакиадах вузов меряются силами студенты всех вузов республики.

8) Наглядная агитация в вузах. На людных местах установлены стенды «Они сражались за Родину» с фотографиями участников Великой Отечественной войны. В главном учебном корпусе ЧГПУ, на 1 этаже, рядом с кабинетом проректора по воспитательной работе, оформлен стенд «Совет ветеранов ЧГПУ». На втором этаже Мобилизационным отделом вуза оформлены два стенда «Награды Родины». На факультетах представлены стенды с фотографиями ветеранов своего подразделения. Это позволяет студентам ближе узнать об их боевых и трудовых делах. На основе найденных вышеназванными поисковыми отрядами предметов военного быта и документов на историко-филологическом факультете была организована экспозиция по истории Великой Отечественной войны. Часть экспонатов передана в музей ЧГПУ, музеи г. Чебоксары и г. Новочебоксарска и даже в музеи при средних школах. Участники поисковых групп проводят в школах встречи, мастер-классы, помогают оформлять музейные уголки.

9) Работа советов ветеранов ЧГУ, ЧГПУ, ЧСХА, филиалов вузов по военно-патриотическому воспитанию молодежи ведется в соответствии с планами советов ветеранов Ленинского и Московского районных советов ветеранов, республиканской организации «Дети войны». Совет ветеранов ЧГУ, возглавляемый доцентом П, В. Львовым, инициирует многие мероприятия, особенно по проведению юбилейных выставок. В Совете ветеранов ЧГПУ, состоящем из 9 человек и возглавляемой доцентом кафедры русского языка З. Н. Якушкиной, имеется сектор военно-патриотического воспитания, ответственность за которое возложена на автора этих строк, преподавателя с 54-летним вузовским стажем, экс-чемпиона Чувашии 1959 г. в беге на 30 км, в бытность студентом участника эстафетных пробегов на призы газеты «Советская Чувашия», получившего как капитан команды-победительницы переходящий Кубок из рук главного судьи соревнований, Героя Советского Союза М, П. Девятаева, в свое время угнавшего немецкий самолет из фашистского концлагеря и работавшего в 1950-х годах капитаном быстроходного корабля на подводных крыльях серии «Метеор». Своим личным участием в массовых спортивных мероприятиях увлекают молодежь пожилые преподаватели вузов Чувашии, ветераны труда ЧГУ В. Г. Ковалев, В. П. Сергеев, В. Н. Иванов, О. В. Андреев, С. Н. Кодыбайкин, преподаватели ЧГПУ З. Н. Ушакова, Т. С. Сергеев, В. А. Ендиряков, Е. А. Андреева, Ю. Н. Митрасов и другие.

Таким образом, в эпоху глобальной информатизации в коллективах Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова, ордена Трудового Красного Знамени Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Чувашской государственной сельскохозяйственной академии и в чебоксарских филиалах столичных вузов проводится разнообразная и эффективная работа по повышению политической активности, военно-патриотическому воспитанию студентов, по выработке и закреплению у них исторической памяти, формированию гражданского мировоззрения, профилактике с целью предупреждения вовлечения молодежи в экстремистскую террористическую деятельность.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Агаева Е. В. В. Р. Романов - историк, пропагандист, педагог / Е. В. Агаева, Т. С. Сергеев // Вестник ЧНАНИ. -2017. -- № 1--2 (5-- 6). С. 238--240.

2. Андреев О. В. Оборонно-массовая и военно-патриотическая работа в России (ХХ - начало XXI в.) / О. В. Андреев. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2019. - 436 с.

3. Богданова Т. Это надо не мертвым, а живым! / Т. Богданова // Аргументы и факты. - 2019. - № 17. - С. 9.

4. Демидова И. Его свершений хватило бы на несколько судеб / И. Демидова // Ульяновец. - 2019. - 18 января.

5. Вестник Чувашской народной академии наук и искусств. - 2015. - № 1. - 181 с.

6. Ефимов Л. А. «Герой Советского Союза Мирон Ефимович Миронов» / Л. А. Ефимов // Педвузовец». - 2015. -30 апреля.

7. Ижевск - Минск: дорога Памяти» // Педвузовец. - 2014. - 31 мая.

8. Кашаева О. «Никто не забыт, никто не забыто» / О. Кашаева // Педвузовец. - 2006. - 5 мая.

9. Кодыбайкин С. Поисковики вернулись с «Вахты памяти» / С. Кодыбайкин // Ульяновец. - 2016. - 26 мая.

10. Кобыбайкин С. «Поисковый отряд «Георгиевская лента» вернулся из Севастополя» / С. Кодыбайкин // Ульяновец. - 2018. - 18 мая.

11. Крещенная войной // Педвузовец. - 2019. -- 30 апреля.

12. Кувайская О. «Помнит сердце, не забудет никогда» / О. Кувайская // Ульяновец. - 2017. - 12 мая.

13. Кугаткина Т. В память о военном времени» Т. Кугаткина // Педвузовец. - 2012. - 16 октября.

14. Кудряшов К. Анализируя Сталина. Академик Чубарьян: «Часть трудных вопросов о нашем прошлом перестала быть трудной» / К. Кудряшов // Аргументы и факты. - 2019. - № 24. - С. 5.

15. Личный архив профессора Сергеева Т. С.

16. Мясников Н. С. Нас объединяет память / Н. С. Мясников // Педвузовец. - 2017. - 31 мая.

17. Николаев В. Невеселая экспедиция со счастливым финалом / В. Николаев // Республика. - 2019. - 22 мая.

18. Никто не забыт и ничто не забыто... // Педвузовец. - 2006. - 5 мая.

19. Петрова Л. У всех одна цель - низкий поклон павшим / Л. Петрова // Самраксен хадачё (Газета молодежи). -2017. - 4 мая (на чув. яз.).

20. Сергеев Т. С. Из опыта работы совета ветеранов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева по организации военно-патриотического воспитания студентов / Т. С. Сергеев // Единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны 1941--1945 гг. (к 65-летию Победы): материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. унт, 2010. - С. 129--133.

21. Сергеев Т. С. Отец, учитель, фронтовик (К 100-летию со дня рождения Сергея Михайловича Михайлова) / Т. С. Сергеев . - Чебоксары, 2010. - 119 с.

22. Сергеева В. Е. Мой отец был разведчиком / В. Е. Сергеева // Вестник Чувашской народной академии наук и искусств. -- 2015. -- № 1. -- С. 81--83.

23. Сергеева В. Е. Сельский агроном с шагалкой // В. Е. Сергеева // Вестник Чувашской народной академии. -2015. - № 1. - С. 83--86.

24. Уколова М. «Мой герой» М. Уколова // Педвузовец. - 2016. - 4 мая.

25. Яковлев Г. А. К 110-летию со дня рождения Георгия Васильевича Васильева» / Г. А. Яковлев // Педвузовец. -2013. -- 2 мая.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Agaeva E. V. V. R. Romanov - istorik, propagandist, pedagog / E. V. Agaeva, T. S. Sergeev [Agaeva E.V.V. R. Romanov - Historian, Propagandist, Teacher / E.V. Agaeva, T. S. Sergeev] // Vestnik CHNANI [Bulletin of CNASA]. - 2017.

- No. 1-2 (5-6). - P. 238-240. [in Russian]

2. Andreev O. V. Oboronno-massovaya i voenno-patrioticheskaya rabota v Rossii (XX - nachalo XXI v.) [Mass Defense and Military-Patriotic Work in Russia (XX - beginning of the XXI century)] / O. V. Andreev. - Cheboksary: Publishing House of Chuvash. University, 2019. - 436 p. [in Russian]

3. Bogdanova T. Eto nado ne mertvym, a zhivym! [This is not for the Dead, this is for Those Whoe are Alive!] / T. Bogdanova // Argumenty i fakty [Arguments and Facts]. - 2019. - No. 17. - P. 9. [in Russian]

4. Demidova I. Ego svershenii khvatilo by na neskolko sudeb [His Accomplishments Would be Enough for Several Fates] / I. Demidova // Ulyanovets. - 2019. - January 18. [in Russian]

5. Vestnik Chuvashskoi narodnoi akademii nauk i iskusstv [Bulletin of the Chuvash People's Academy of Sciences and Arts]. - 2015. - No.1. - 181 p. [in Russian]

6. Efimov L. A. «Geroi Sovetskogo Soyuza Miron Yefimovich Mironov» ["Hero of the Soviet Union Miron Efimovich Mironov"] / L. A. Efimov // Pedvuzovets [Student of Pedagogical University]. - 2015. - April 30. [In Russian]

7. Izhevsk - Minsk: doroga Pamyati [Izhevsk - Minsk: Memory Road] // Pedvuzovets [Student of Pedagogical University]

- 2014. - May 31. [in Russian]

8. Kashaeva O. «Nikto ne zabyt, nikto ne zabyto» ["Nobody is Forgotten, Nothing is Forgotten"] / O. Kashaeva // Pedvuzovets [Student of Pedagogical University] - 2006. - May 5. [in Russian]

9. Kodybaikin S. Poiskoviki vernulis s «Vakhty pamjati» [Search Group Has Returned from Memory Watch] / S. Kodybaikin // Ulyanovets. - 2016. - May 26. [in Russian]

10. Kobybaikin S. «Poiskovyi otryad «Georgievskaya lenta» vernulsya iz Se-vastopolya» [Search Unit "St. George Ribbon " Returned from Sevastopol] / S. Kodybaikin // Ulyanovets. - 2018. - May 18. [in Russian]

11. Kreshchennaya voinoy [Baptized by War] // Pedvuzovets [Student of Pedagogical University] - 2019. - April 30. [in Russian]

12. Kuvaiskaya O. «Pomnit serdtse, ne zabudet nikogda» [Heart Remembers, It will Never Forget] / O. Kuvaiskaya // Ulyanovets. - 2017. - May 12. [in Russian]

13. Kugatkina T. V pamyat o voennom vremeni [In Memory of War] T. Kugatkina // Student of Pedagogical University. -

2012. - October 16. [in Russian]

14. Kudryashov K. Analiziruya Stalina. Akademik Chubaryan: «Chastm trudnykh voprosov o nashem proshlom perestala byt trudnoi» [Analysing Stalin. Academician Chubaryan: "Part of Difficult Questions about our Past has Ceased to be Difficult"] / K. Kudryashov // Argumenty i fakty [Arguments and Facts]. - 2019. - No. 24. - P. 5. [in Russian]

15. Lichnyi arkhiv professora Sergeeva T. S. [Personal Archive of Professor Sergeev T.S.] [in Russian]

16. Myasnikov N. S. Nas obyedinyaet pamyat [We are United by Memory] / N. S. Myasnikov // Pedvuzovets [Student of Pedagogical University] - 2017. - May 31. [in Russian]

17. Nikolaev V. Neveselaya ekspeditsiya so schastlivym finalom [Sad Expedition with a Happy Ending] / V. Nikolaev // Republic. - 2019. - May 22. [in Russian]

18. Nikto ne zabyt, nikto ne zabyto... [Nobody is Forgotten, Nothing is Forgotten...] // Pedvuzovets [Student of Pedagogical University] - 2006. - May 5. [in Russian]

19. Petrova L. U vsekh odna cel - nizkii poklon pavshim [One Goal for All - a Low Bow to the Fallen] / L. Petrova // CaMpaKceH xagane (Newspaper for Youth). - 2017. - May 4 [in Chuvash].

20. Sergeev T. S. Iz opyta raboty soveta veteranov ChGPU im. I. Ya. Jakov-leva po organizatsii voenno-patrioticheskogo vospitaniya studentov [From the Experience of the Council of Veterans of ChSPU named after I. Ya. Yakovlev on the Organization of Military Training and Patriotic Upbringing of Students] / T. S. Sergeev // Yedinstvo fronta i tyla v gody Velikoy Otechestvennoy voyny 1941--1945 gg. (k 65-letiyu Pobedy): materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. [Unity of the Front and Rear during the Great Patriotic War of 1941-1945. (To the 65th Anniversary of the Victory): All-Russian materials of Science-to-Practice Conf.] - Cheboksary: Chuvash State Ped Univ., 2010. - P. 129-133. [in Russian]

21. Sergeev T. S. Otets, uchitel, frontovik (K 100-letiyu so dnya rozhdeniya Sergeya Mikhailovicha Mikhailova) [Father, Teacher, Front-line Soldier (On the 100th Anniversary of the Birth of Sergei Mikhailovich Mikhailov)] / T. S. Sergeev. -Cheboksary, 2010. - 119 p. [in Russian]

22. Sergeeva V. E. Moi otets byl razvedchikom [My Father was a Scout] / V.E. Sergeeva // Vestnik Chuvashskoy narodnoy akademii nauk i iskusstv [Bulletin of the Chuvash People's Academy of Sciences and Arts]. - 2015. - No. 1. - P. 8183. [in Russian]

23. Sergeeva V. E. Selskiy agronom s shagalkoi [Rural Agronomist with a Walker] // V.E. Sergeeva // Vestnik Chuvashskoy narodnoy akademii nauk i iskusstv [Bulletin of the Chuvash People's Academy of Sciences and Arts]. - 2015. -No. 1. - P. 83-86. [in Russian]

24. Ukolova M. «Moi geroi» M. Ukolova ["My Hero" M. Ukolova] // Pedvuzovets [Student of Pedagogical University]. -2016. - May 4. [in Russian]

25. Yakovlev G. A. K 110-letiyu so dnya rozhdeniya Georgiya Vasiyevicha Va-silyeva [On the Occasion of 110th Birthday Anniversary of Georgy Vasilievich Vasiliev] / G.A. Yakovlev // Pedvuzovets [Student of Pedagogical University] -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013. - May 2. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.