Из жизни вуза
97
O. Н. ШИРОКОВ, профессор Т.Н. ИВАНОВА, профессор
P. А. ИДРИСОВ, доцент Д.А. ЯЛТАЕВ., доцент
С.Н. КОДЫБАЙКИН, доцент
Опыт организации патриотического воспитания в классическом университете
Основу статьи составил опыт проведения воспитательной работы преподавателями историко-географического факультета ЧГУ им. И.Н. Ульянова. Многообразие ее форм и методов обусловливает эффективность данного направления образовательной деятельности. Статья содержит конкретные примеры этих форм, предлагаемые авторами к широкому применению в современной российской высшей школе.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, историческое образование, гражданственность, профессиональные требования, толерантность, менталитет
Тесная взаимосвязь исторического образования с воспитанием гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения может рассматриваться как аксиома. Между тем в постсоветские годы преподаванию истории уделяется, на наш взгляд, недостаточное внимание: в средних учебных заведениях сокращены учебные часы, появились концептуально противоречащие друг другу учебники. Процессы реформирования привели к глобальной перестройке всех общественных институтов, повлекли за собой радикальные сдвиги в стратификационной структуре, полностью изменили структуру социальных ценностей. Всё это обусловливает особую значимость и сложность задач воспитания студенческой молодежи, к которым относятся не просто выработка определенных морально-этических норм, но и усвоение ценностей интеллектуального труда, его особой общественной роли.
Исходя из актуальности данной темы, Ученый совет Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова в 2009 г. принял решение о введении учебной дисциплины «Граждановедение и патриотическое воспитание», которая читается на первом курсе студентам всех специальностей в качестве факультатива. Она занимает важное место в вузовской системе воспитательной работы, ставящей сво-
ей целью формирование социально активной личности гражданина, обладающего чувством национальной гордости, любви к Отечеству и готовностью к выполнению конституционных обязанностей.
Общественный блок курса состоит из таких тем, как семейные ценности, религиозные особенности основных российских конфессий. Важной составляющей является преподавание политологических знаний. Подавляющее большинство первокурсников весьма поверхностно знакомы с госу-
98
Высшее образование в России • № 11, 2014
дарственной структурой Российской Федерации. Изучаемое студентами «Правоведение » дает определенные знания о составе прав и обязанностей гражданина. Задача же «Граждановедения» - привить их понимание и осознанное использование или выполнение. Практические занятия включают самые разнообразные формы, в том числе доклады, дискуссии, задачи на решение правовых задач, экскурсии в военно-патриотические музеи и художественные галереи города Чебоксары. Все это способствует усвоению студентами многогранного значения слова «патриотизм».
Учебная дисциплина «Граждановедение и патриотическое воспитание » преподается сотрудниками кафедры отечественной истории историко-географического факультета, при этом ими отработаны разные варианты курса для студентов гуманитарной, естественнонаучной и технической направленности [1; 2], подготовлены учебные и учебно-методические пособия для отдельных факультетов, учитывающие их специализацию. Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова является пионером в преподавании данной дисциплины на всех специальностях и направлениях обучения. Сегодня она начинает вводиться и в других вузах республики, что свидетельствует об успешности данной идеи. Не случайно этому учебному курсу были посвящены две межрегиональные конференции - 2011 и 2013 гг., организованные на базе Чувашского государственного университета. На научно-практической конференции «Стратегия воспитания в условиях модернизации высшего профессионального образования», проведенной Советом ректоров вузов Приволжского федерального округа 12-13 марта 2014 г. в Нижнем Новгороде был сделан доклад «О формировании патриотизма и гражданской позиции у студентов».
Сегодня на всех уровнях системы высшего образования ведётся поиск креативной модели воспитательного процесса, способ-
ной достойно ответить на вызовы, которые ставят перед нами изменяющиеся внешние и внутренние факторы. Ценен опыт как вузов-флагманов системы высшего образования России, так и небольших региональных вузов, нередко действующих на своем уровне гораздо более эффективно. Положительным качеством последних является своеобразие самой воспитательной среды, сформировавшейся в них за весь предыдущий период существования. В таких вузах до сих пор высоко ценится, например, личный пример педагога, откровенный, пусть даже и нелицеприятный разговор со студентами, способный порой оказать большее воспитательное воздействие, чем соединенные усилия административных органов и средств массовой информации. Подобный подход продолжает лучшие традиции российской профессуры [3, с. 186].
Следует отметить, что в настоящее время в России появилось понимание ценности исторического образования в патриотическом воспитании, о чем свидетельствует успешная разработка нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. На наш взгляд, большое значение для развития исторического образования
I
I
*>- Ь У
Из жизни вуза
99
имеет основание Российского исторического общества, одним из первых членов которого стал Чувашский университет.
При творческом подходе к делу, наличии энтузиастов и нестандартных решений патриотическое воспитание может занимать достойное место в образовательном процессе в вузе. В этом отношении хотелось бы поделиться опытом патриотического воспитания на историко-географическом факультете ЧГУ. Классическая модель воспитательного процесса включает здесь все шесть широко распространенных элементов: патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, физическое воспитание, культурно-массовая и творческая деятельность, студенческое самоуправление, студенческая научно-исследовательская работа. В традиционную модель вписывается, например, деятельность преподавателей факультета в составе университетской комиссии по профилактике правонарушений среди студентов. Показателем ее успеха можно считать отсутствие самих фактов серьезных правонарушений, совершенных нашими студентами [4].
Для любого гостя факультета с первых его шагов становится ясно, что он находится на территории, где царит история. Во всех учебных аудиториях и на стенах коридора висят более 120 высококачественных компьютерных копий известных исто-рическихполотен. В одном кабинете сосредоточены картины, в которых отражена эпоха М. Ломоносова, в другом - события Смутного времени, в третьем - сцены Отечественной войны 1812 года. Работают выставки, посвященные Первой мировой и Второй мировой войнам. Ряд учебных аудиторий одновременно являются музеями (археологический, этнографический, музей Великой Отечественной войны). Всего в Чувашском государственном университете сегодня действуют шесть музеев, половина из них относится к историко-географическому факультету, остальные функционируют при его непосредственном участии.
На факультете работают несколько студенческих научных кружков. Во-первых, это поисковый клуб «Георгиевская лента». Связанное с ним поисковое движение было создано в стенах Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова ещё в конце 1980-х гг. В 1990-е в силу объективных трудностей оно прервалось и возобновилось только в 2013 г. Инициатором воссоздания этого патриотического движения стало руководство факультета, нашедшее полную поддержку со стороны ректората университета. Свой первый опыт поисковый отряд, состоявший из студентов историко-географического факультета, получил в ходе участия в международной «Вахте памяти », проходившей в 2013 г. в Смоленской области. Одним из результатов этой экспедиции стала организация музея Великой Отечественной войны, созданного с помощью спонсора (компания «Термотехника»). В 2014 г. желание принять участие в поисковом движении выказали студенты уже нескольких факультетов ЧГУ. Раскопки проходили на местах боёв в Калужской области. Движение продолжает набирать популярность: ежегодно к нему присоединяются десятки студентов.
100
Высшее образование в России • № 11, 2014
Во-вторых, следует отметить деятельность археологического кружка. Как правило, экспедиции проходят на территории Чувашии. Изучение студентами археологического прошлого своей малой родины способствует осознанию богатства ее древней истории и роли в становлении мировой цивилизации. Особым событием в жизни факультета стало участие студентов и преподавателей в организации и проведении раскопок в сквере К. Иванова на месте захоронения бабушки первого царя из династии Романовых - Марии Шестовой. Факт проведения этих раскопок приобрел настоящее общественное звучание и привлек внимание как специалистов, так и жителей города и республики, неравнодушных к истории России и своего края. В связи с этими событиями состоялся приезд в Чувашию главы Российского императорского дома великой княгини Марии Владимировны Романовой.
Третье студенческое объединение -«Вечерний семинарий» - представляет собой дискуссионную площадку для обсуждения актуальных научныхи политических проблем. Например, одной из последних тем на заседании были российско-украинские отношения, в ее обсуждении принимали участие преподаватели Харьковского национального педагогического университета им. Г.С. Сковороды, в частности, декан исторического факультета доктор исторических наук С.В. Бережная. Заседания «Вечернего семинария» проходят в формате, близком к парламентским дебатам, что требует от участников не только хорошего знания фактического материала, но и умения отстаивать свою позицию.
На факультете систематически организуются студенческие научные конференции. Традиционной является конференция-фестиваль «Человек. Гражданин. Ученый », которая обычно проходит в конце ноября - начале декабря, и итоговая студенческая научная конференция ЧГУ, имеющая статус всероссийской. Многолетняя практика
проведения фестиваля уже стала объектом исследования [5]. Само его название означает, что мероприятие имеет отношение не только к научно-исследовательскому, но и к воспитательному процессу. Помимо этого, при поддержке автономной некоммерческой организации - детского благотворительного фонда «Дети Отчизны - достойная смена» с 2011 г. на базе факультета организуются тематические научные конференции молодежи, посвященные выдающимся общественным деятелям России и знаменитым датам ее истории. Сам фонд был основан по инициативе группы компаний «Термотехника», которую возглавляет выпускник нашего факультета. В 2011 г. при его активном участии проводился открытый конкурс-фестиваль научно-иссле-довательскихи творческих работ школьников и студентов «Великие сыны России -Михаил Ломоносов», в 2012 г. - открытый конкурс-фестиваль «Великие сыны России - Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский », а также «Великие сыны России - Михаил Кутузов». В 2013 г. темами конкурсов стали: «Великие сыны России - династия Романовых, триста лет истории России» и
Из жизни вуза
101
«Великие сыны России - Катуков, Маресьев, Судаев...» [6, с. 3]. Плодотворное сотрудничество продолжилось и в текущем году: в настоящее время идёт подготовка конкурсных работ, посвященных событиям Первой мировой войны.
Важнейший аспект воспитательного процесса на историко-географическом факультете - борьба с фальсификациями исторической реальности, которая ведется специалистами-историками, работающими на факультете, и с помощью средств массовой информации. Летом 2014 г. на базе культурно-выставочного центра «Радуга» г. Чебоксары прошел семинар для учителей истории, на котором обсуждалась эта актуальная общественная проблема.
Любовь к Родине начинается с изучения истории родного края. В ближайших планах факультета - открытие на базе СОШ № 17 центра устной истории, который будет заниматься сбором воспоминаний старожилов города. В этом направлении уже многое сделано. Так, в 2010 г. были опубликованы собранные студентами воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны. В связи с приближающимся 50-летним юбилеем вуза силами студентов осуществляется проект создания интерактивной мультимедийной версии «Летописи Чувашского государственного университета». Ее особенностью должна стать возможность участия в редактировании всех заинтересованных сотрудников, преподавателей, студентов и аспирантов. В рамках работы центра устной истории студенты собирают и фиксируют воспоминания и рассказы ветеранов университета.
Успешным можно считать опыт тесного сотрудничества студентов факультета с клубами исторической реконструкции Волго-Вятского региона, имеющими несомненную привлекательность для молодежи. В определенной степени эта деятельность стала визитной карточкой факультета и дала свои научные плоды, подтолкнув мо-
лодых исследователей к изучению движения исторической реконструкции ВолгоВятского региона как общественного явления [7].
На факультете регулярно проводится мониторинг жизненных целей и ориентиров учащихся, социальных факторов формирования духовной культуры студенческой молодежи. Такая работа осуществляется как в рамках общеуниверситетских мероприятий [8, с. 107], так и по инициативе самого факультета. Традиционными для студентов факультета стали встречи с представителями интеллигенции, известными деятелями науки и культуры. На таких встречах происходит прямой обмен мнениями в неформальной обстановке. Гости факультета открыто высказываются по самым наболевшим для молодёжи вопросам, поэтому их приезд всегда вызывает неподдельный интерес. Так, за последние два года на факультете побывали член Союза писателей России протоиерей Н. Агафонов, летчик-космонавт Герой Российской Федерации Н.М. Бударин, генерал-лейтенант авиации, начальник Управления авиации ФСБ РФ Н.Ф. Гаври-
102
Высшее образование в России • № 11, 2014
лов, председатель Всероссийского спортивного общества «Динамо» В.Е. Прони-чев, пресс-секретарь Союза писателей России Л.М. Анисов и др.
Патриотическое воспитание - это сложная система формирования патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей по защите интересов Отечества. Подлинный патриотизм основан на глубоком усвоении культуры и истории своего народа, общественной активности и гражданственности личности, осознающей социальную значимость собственной деятельности в интересах укрепления и развития Родины. В современных условиях, когда в общественном сознании получили широкое распространение цинизм, индивидуализм, часто неуважительное отношение к государству и общественным институтам, наблюдается тенденция падения престижа военной службы, весьма актуальным является гражданское воспитание молодого поколения. Оно должно стать залогом стабильного социальноэкономического, политического развития и национальной безопасности Российской Федерации.
Литература
1. Граждановедение и патриотическое вос-
питание: методические указания к практическим занятиям и самостоятельной работе / Сост. О.В. Андреев, А.Д. Григорьев, В.И. Соколова. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2012. 36 с.
2. Проблемы воспитания патриотизма и гражданственности в полиэтническом регионе: материалы межрегиональной на-
учно-практической конференции, 17 марта 2011 г., Чебоксары. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2011. 375с.
3. Иванова Т.Н. Общественно-просветитель-
ские инициативы российской профессуры рубежа XIX-XX вв. как проявление предпосылок становления гражданского общества // Государство и общество в России: тернистый путь взаимоотношений и взаимодействия (к 20-летию российской Конституции): II Смирновские чтения: сб. ст. международ. науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 179-186.
4. Викторов О.Н., Викторова О.О., Красно-
ва М.Н. Ценностные ориентации студенческой молодежи // Проблемы воспитания: исторический опыт и современность. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. С. 47-61.
5. Афанасьев В.В., Лавриненко В.А., Ивано-
ва Т.Н. Опыт организации работы по приобщению к научно-исследовательской деятельности талантливой молодежи в Чувашском государственном университет им. И.Н. Ульянова // Опыт организации научно-исследовательской работы студентов в высших учебных заведениях. Чебоксары, 2006. С. 8-15.
6. Великие сыны России - Катуков, Маресьев,
Судаев... (к 70-летию Курской битвы): сб. материалов Открытого конкурса-фестиваля научно-исследовательских и творческих работ. Чебоксары: Новое время, 2014. 220 с.
7. Донская В.К., Широков О.Н. Историогра-
фия движения исторической реконструкции на примере Волго-Вятского региона // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 15-19.
8. Никитина Н.Д., Федотов В.А. Духовно-
нравственные ориентиры студенческой молодежи // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 107-112.
Авторы:
ШИРОКОВ Олег Николаевич - д-р ист. наук, профессор, декан историко-географического факультета, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, 425954@rambler .ru
ИВАНОВА Татьяна Николаевна - д-р ист. наук, профессор, заведующая кафедрой истории и культуры зарубежных стран, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, [email protected]
Из жизни вуза
103
ИДРИСОВ Рустем Анатольевич - канд. ист. наук, доцент кафедры истории и культуры зарубежных стран, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, [email protected]
ЯЛТАЕВ Дмитрий Анатольевич - канд. ист. наук, доцент кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, [email protected] КОДЫБАЙКИН Сергей Николаевич - канд. ист. наук, доцент кафедры региональной истории, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, [email protected]
SHIROKOV O.N., IVANOVA T.N, IDRISOV R.A,YALTAEVD.A, KODYBAYKIN S.N. EXPERIENCE IN ORGANIZING PATRIOTIC EDUCATION AT CLASSICAL UNIVERSITY
Abstract. The article describes the experience of the educational work of the lecturers of historical-geographical faculty of the CSU of I.N. Ulyanov. A combination ofmanifold forms and methods in this area of educational activity ensures its efficiency. CSU of I.N. Ulyanov was the first university to introduce for all first-course students the discipline “Civic studies and patriotic education” aimed at formation of socially active persons ready for performance of civic duties.
Keywords: patriotic education, historical education, civic consciousness, professional requirements, tolerance, mentality
References
1. Andreev O.V., Grigor’ev A.D., Sokolova V.I. (2012) Grazhdanovedenie ipatrioticheskoe vospitanie
[Civic studies and patriotic education]. Cheboksary: Chuvash St. Univ. Publ., 36 p. (In Russ.)
2. [Problems of patriotic education and civic consciousness in the multiethnic region]. Materialy
mezhregionalnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 17 marta 2011 g., Cheboksary [The materials of the interregional scientific-practical conference, March 17, 2011, Cheboksary]. Cheboksary: Chuvash St. Univ. Publ., 2011, 375 p. (In Russ.)
3. Ivanova T.N. [Public and enlightenment initiatives of Russian professors at the turn of the XIX
century as a manifestation of the prerequisites for the formation of civil society]. Gosudarstvo i obschestvo v Rossii: ternistyy put vzaimootnosheniy i vzaimodeystviya (k 20-letiyu rossiyskoy Konstitutsii): IISmirnovskie chteniya: sb. st. mezhdunarod. nauch.-prak. konf. [State and Society in Russia: a thorny road of relationship and interaction (to the 20th anniversary of the Russian Constitution): II Smirnovsky readings: collection of articles of the international scientific and practical conference]. Cheboksary: CNS «Interactive plus», 2014, pp. 179-186. (In Russ.)
4. Victorov O.N., Viktorova O.O., Krasnova M.N. (2005) [Valuable orientations of student youth].
Problemy obrazovaniya: istoricheskiy opyt i sovremennost’ [Problems of education: historical experience and modernity]. Cheboksary: Chuvash St. Univ. Publ., pp. 47-61. (In Russ.)
5. Afanas’ev V.V., Lavrinenko V.A., Ivanova T.N. (2006) [Experience of the organization of research
work for talented youth at Chuvash State University of I.N. Ulyanov]. Opyt organizatsii nauchno-issledovatelskoy raboty studentov v vysshkih uchebnykh zavedeniyakh [Experience of the organization of research work of students at higher educational institutions]. Cheboksary, pp. 815. (In Russ.)
6. [Great sons of Russia - Katukov, Maresyev, Sudayev ... (to the 70 anniversary of Kursk fight)]. Sb.
materialov Otkrytogo konkursa-festivalya nauchno-issledovatelskikh i tvorcheskikh rabot [Collection of materials of Open competition festival of research and creative works]. Cheboksary: Novoe vremya Publ., 2014, p. 220. (In Russ.)
7. Donskaya V.K., Shirokov O.N. (2012) [Historiography of the movement of historical reconstruction
on the example of the Volga-Vyatka region]. Vestnik Chuvashskogo universiteta [Herald of the Chuvash University]. No. 4, pp. 15-19. (In Russ.)
104
Высшее образование в России • № 11, 2014
8. Nikitina N.D., Fedotov V.A. (2012) [Spiritual and moral guidelines of student’s youth]. Vestnik Chuvashskogo universiteta [Herald of the Chuvash University]. No. 4, pp. 107-112. (In Russ.)
Authors:
SHIROKOV Oleg N. - Dr. Sci. (History), Prof., Dean of historical-geographical faculty, The Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russia, [email protected]
IVANOVA Tatyana N. - Dr. Sci. (History), Prof., Head of the department of history and culture of foreign countries, The Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russia, [email protected]
IDRISOV Rustem A. - Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., The Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russia, [email protected]
YALTAEV Dmitriy A. - Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., The Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russia, [email protected]
KODYBAYKIN Sergey N. - Cand. Sci. (History), Assoc. Prof., The Ulianov Chuvash State University, Cheboksary, Russia, [email protected]