Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ'

ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история дошкольной педагогики / ребёнок дошкольного возраста / патриотическое воспитание / нравственно-патриотическое воспитание / педагог дошкольного образования / history of preschool pedagogy / preschool child / patriotic education / moral and patriotic education / teacher of preschool education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демкович Виктория Иосифовна, Рачковская Надежда Александровна

Актуальность исследования определяется необходимостью в процессе нравственно-патриотического воспитания сформировать у детей дошкольного возраста приверженность непреходящим духовно-нравственным идеалам и чувство принадлежности к многовековой отечественной истории и культуре. Цель исследовать в исторической ретроспективе отечественный педагогический опыт нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, что позволит плодотворно его использовать для проектирования моделей нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и организациях дополнительного образования детей. Методы исследования. Ведущим методом является диалектический метод познания, заключающий в себе требование учёта целостности системы и взаимосвязи всех её сторон. В процессе исследования использованы комплекс методов общетеоретического уровня (анализ, синтез, обобщение, сравнение, актуализация, систематизация, и др.), а также эмпирический (метод экспертных оценок) и герменевтический методы, предусматривающие интерпретацию текстов. Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость заключается в том, что в работе были выявлены тенденции и закономерности в развитии идеи нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в советский период отечественной истории на основе ретроспективного анализа исторических первоисточников и научно-педагогической литературы. Теоретически осмыслены и проанализированы характерные особенности становления и развития отечественной системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Развитие системы нравственно-патриотического воспитания детей рассматривается как процесс, детерминированный социокультурными и историко-педагогическими факторами, а также как процесс, стимулирующий социально-экономическое и культурное развитие страны. Осуществлённый анализ опыта развития педагогической идеи нравственно-патриотического воспитания содействует совершенствованию подходов, форм и методов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе. Результаты. Результатом данного исследования является представление о становлении и развитии отечественной системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста как о последовательном процессе накопления научно-педагогического знания и практического опыта с учётом специфики социокультурных и политических особенностей всех этапов отечественной истории советского периода. Развитие идеи нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста происходило в условиях полиэтнического и поликультурного общества, что определило содержание, формы, методы и средства данного направления воспитательной работы в дошкольных образовательных организациях. Выводы. Анализ исторической ретроспективы становления педагогической идеи нравственнопатриотического воспитания в советский период отечественной истории показал, что в условиях смены общественной формации наиболее эффективным является проектирование моделей патриотического воспитания детей, начиная с периода дошкольного детства как составной части нравственного воспитания. В отечественной педагогике дошкольного образования советского периода происходила глубокая разработка средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников, таких как изобразительное искусство, литература, музыка, народный фольклор, природа родного края, народные традиции и т. п.; красной нитью проходила идея опоры на общечеловеческие ценности и на культивирование эмоций и чувств ребёнка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демкович Виктория Иосифовна, Рачковская Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE DOMESTIC PEDAGOGY OF THE SOVIET PERIOD

Relevance. The relevance of the research is determined by the need, through moral and patriotic education, to restore lost moral values in Russian society, to form in the younger generation a commitment to spiritual ideals and a sense of belonging to the centuries-old national history and culture. Aim. To investigate, in historical retrospect, the domestic pedagogical experience of moral and patriotic education of preschool children, which will allow us to fruitfully use its lessons to improve the effectiveness of the functioning of preschool children moral and patriotic education models in modern conditions. Research methods. The leading method is the dialectical method of cognition, which includes the requirement to consider the system integrity and the interconnection of all its aspects. In the course of the research, a set of methods of the general theoretical level (analysis, synthesis, generalization, comparison, actualization, systematization, etc.), as well as empirical (the method of expert assessments) and hermeneutic methods providing for the interpretation of texts were used. Scientific novelty and/or theoretical and/or practical significance. The study significance lies in the fact that trends and patterns in the development of the idea of moral and patriotic education of preschool children in the Soviet period of national history are revealed on the basis of the retrospective analysis of historical primary sources and scientific pedagogical literature. The characteristic features of the formation and development of the national system of moral and patriotic education of preschoolers are theoretically comprehended and analyzed. The development of the system of moral and patriotic education of preschool children is considered as a process determined by historical, pedagogical and socio-cultural factors, as well as as a process that stimulates the socio-economic and cultural development of the country. The conducted analysis of the experience of the moral and patriotic education system development contributes to the improvement of approaches, forms and methods of moral and patriotic education of preschool children at the modern stage. Results. The result of this study is an idea of the formation and development of the national system of moral and patriotic education of preschool children as a consistent process of accumulation of scientific and pedagogical knowledge and experience, taking into account the specifics of political and socio-cultural features of various stages of Soviet period national history. The development of the idea of moral and patriotic education of preschool children took place in a multiethnic and multicultural society, which determined the content, forms, methods and means of this educational work direction in preschool educational organizations. Conclusion. The analysis of the historical retrospective of the moral and patriotic education pedagogical idea formation in the Soviet period of national history has shown that in the conditions of a fundamental change in social formation, the most effective means is the design of models of patriotic education of children, starting from the period of preschool childhood as an integral part of moral education. In the domestic pedagogy of preschool education of the Soviet period, there was a deep development of means of moral and patriotic education of preschoolers, such as fine arts, literature, music, folklore, the nature of the motherland, folk traditions, etc.; the idea of relying on universal values and on the cultivation of emotions and feelings of the child was the key factor

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ»

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 3

УДК 373. 2

DOI: 10.18384/2949-4974-2023-3-47-59

проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике советского периода

Демкович В. И.1, Рачковская Н. А.2

1 Московский педагогический государственный университет

119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1/1, Российская Федерация

2 Российский биотехнологический университет

125080, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 11, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность исследования определяется необходимостью в процессе нравственно-патриотического воспитания сформировать у детей дошкольного возраста приверженность непреходящим духовно-нравственным идеалам и чувство принадлежности к многовековой отечественной истории и культуре.

Цель - исследовать в исторической ретроспективе отечественный педагогический опыт нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, что позволит плодотворно его использовать для проектирования моделей нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и организациях дополнительного образования детей.

Методы исследования. Ведущим методом является диалектический метод познания, заключающий в себе требование учёта целостности системы и взаимосвязи всех её сторон. В процессе исследования использованы комплекс методов общетеоретического уровня (анализ, синтез, обобщение, сравнение, актуализация, систематизация, и др.), а также эмпирический (метод экспертных оценок) и герменевтический методы, предусматривающие интерпретацию текстов.

Научная новизна и/или теоретическая и/или практическая значимость заключается в том, что в работе были выявлены тенденции и закономерности в развитии идеи нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в советский период отечественной истории на основе ретроспективного анализа исторических первоисточников и научно-педагогической литературы. Теоретически осмыслены и проанализированы характерные особенности становления и развития отечественной системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Развитие системы нравственно-патриотического воспитания детей рассматривается как процесс, детерминированный социокультурными и историко-пе-дагогическими факторами, а также как процесс, стимулирующий социально-экономическое и культурное развитие страны. Осуществлённый анализ опыта развития педагогической идеи нравственно-патриотического воспитания содействует совершенствованию подходов, форм и методов нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста на современном этапе.

Результаты. Результатом данного исследования является представление о становлении и развитии отечественной системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста как о последовательном процессе накопления научно-педагогического знания и практического опыта с учётом специфики социокультурных и политических особенностей всех этапов отечественной истории советского периода. Развитие идеи нравственно-патриотиче-

© CC BY Демкович В . И . , Рачковская Н . А . , 2023 .

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 3

ского воспитания детей дошкольного возраста происходило в условиях полиэтнического и поликультурного общества, что определило содержание, формы, методы и средства данного направления воспитательной работы в дошкольных образовательных организациях. Выводы. Анализ исторической ретроспективы становления педагогической идеи нравственно-патриотического воспитания в советский период отечественной истории показал, что в условиях смены общественной формации наиболее эффективным является проектирование моделей патриотического воспитания детей, начиная с периода дошкольного детства как составной части нравственного воспитания. В отечественной педагогике дошкольного образования советского периода происходила глубокая разработка средств нравственно-патриотического воспитания дошкольников, таких как изобразительное искусство, литература, музыка, народный фольклор, природа родного края, народные традиции и т. п.; красной нитью проходила идея опоры на общечеловеческие ценности и на культивирование эмоций и чувств ребёнка. Ключевые слова: история дошкольной педагогики, ребёнок дошкольного возраста, патриотическое воспитание, нравственно-патриотическое воспитание, педагог дошкольного образования

THE PROBLEM OF MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN IN THE DOMESTIC PEDAGOGY OF THE SOVIET PERIOD

V. Demkovich1, N. Rachkovskaya2

1 Moscow Pedagogical State University

ul. Malaya Pirogovskaya, 1/1, Moscow, 119991, Russian Federation

2 Moscow Region State University

ul. Very Voloshinoy, 24, Moscow region, Mytishi, 141014, Russian Federation

Abstract

Relevance. The relevance of the research is determined by the need, through moral and patriotic education, to restore lost moral values in Russian society, to form in the younger generation a commitment to spiritual ideals and a sense of belonging to the centuries-old national history and culture. Aim. To investigate, in historical retrospect, the domestic pedagogical experience of moral and patriotic education of preschool children, which will allow us to fruitfully use its lessons to improve the effectiveness of the functioning of preschool children moral and patriotic education models in modern conditions.

Research methods. The leading method is the dialectical method of cognition, which includes the requirement to consider the system integrity and the interconnection of all its aspects. In the course of the research, a set of methods of the general theoretical level (analysis, synthesis, generalization, comparison, actualization, systematization, etc.), as well as empirical (the method of expert assessments) and hermeneutic methods providing for the interpretation of texts were used. Scientific novelty and/or theoretical and/or practical significance. The study significance lies in the fact that trends and patterns in the development of the idea of moral and patriotic education of preschool children in the Soviet period of national history are revealed on the basis of the retrospective analysis of historical primary sources and scientific pedagogical literature. The characteristic features of the formation and development of the national system of moral and patriotic education of preschoolers are theoretically comprehended and analyzed. The development of the system of moral and patriotic education of preschool children is considered as a process determined by historical, pedagogical and socio-cultural factors, as well as as a process that stimulates the socio-economic and cultural development of the country. The conducted analysis of the experience of the moral and patriotic education system development contributes to the improvement of approaches, forms and methods of moral and patriotic education of preschool children at the modern stage.

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 3

Results. The result of this study is an idea of the formation and development of the national system of moral and patriotic education of preschool children as a consistent process of accumulation of scientific and pedagogical knowledge and experience, taking into account the specifics of political and socio-cultural features of various stages of Soviet period national history. The development of the idea of moral and patriotic education of preschool children took place in a multiethnic and multicultural society, which determined the content, forms, methods and means of this educational work direction in preschool educational organizations.

Conclusion. The analysis of the historical retrospective of the moral and patriotic education pedagogical idea formation in the Soviet period of national history has shown that in the conditions of a fundamental change in social formation, the most effective means is the design of models of patriotic education of children, starting from the period of preschool childhood as an integral part of moral education. In the domestic pedagogy of preschool education of the Soviet period, there was a deep development of means of moral and patriotic education of preschoolers, such as fine arts, literature, music, folklore, the nature of the motherland, folk traditions, etc.; the idea of relying on universal values and on the cultivation of emotions and feelings of the child was the key factor. Keywords: history of preschool pedagogy, preschool child, patriotic education, moral and patriotic education, teacher of preschool education

ВВЕДЕНИЕ

Патриотизм - это сложное социальное чувство, которое возникает ещё в дошкольном детстве, в процессе формирования основ ценностного отношения к окружающему миру, и формируется у детей постепенно как целенаправленный процесс развития у них ценностных ориентаций личности на основе привязанности к семье и к своей малой родине, деятельностного проявления чувства любви к близким людям, к природе родного края. Важным аспектом анализа патриотического сознания ребёнка выступает нравственный контекст патриотизма, в котором преобладает эмоционально-чувственное восприятие дошкольником окружающей действительности

Российское общество сегодня остро осознаёт необходимость нравственно-патриотического воспитания детей [7], которое является ведущим направлением государственной политики и отражено в ключевых программных документах: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3, Национальной доктрине образования в Российской Федерации (утв . постановлением Правительства РФ от 04.10.2022 № 751), Стратегии развития

воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г (утв распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).

На основании ключевых программных документов сформированы положения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования1, в котором определены пути патриотического воспитания детей дошкольного возраста через приобщение к традициям семьи, общества и государства, через формирование у детей представлений о социокультурных ценностях российского народа в качестве ключевой цели образовательных программ детей дошкольного возраста обозначены воспитание гражданственности и патриотизма с целью обеспечения преемственности поколений для сохранения и развития национальной культуры и воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию

1 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (с изменениями и дополнениями от 08.11.2022) [Электронный ресурс]. URL: https://shkolastaro-timoshkinskayar73 . gosweb . gosuslugi . ru/netcat_files/ userfiles/DetSad/FGOS_DO_v_deystvuyuschey_ redaktsii_s_17.02. 2023 .pdf (дата обращения: 25 .07.2023).

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 3

Исходя из отечественной традиции [9], в понятии «патриот» присутствует общественно-политический и идеологический аспект, однако в патриотизме важен прежде всего нравственный компонент. За более чем семьдесят лет существования советского государства успело вырасти несколько поколений детей, воспитанных в соответствии с подходами, разработанными советскими дошкольными педагогами . Пройдя в своём развитии несколько этапов, советская дошкольная педагогика создала уникальную систему нравственно-патриотического воспитания, которая, в числе всего прочего, способствовала энтузиазму советского народа в период индустриализации (1928-1941 гг. ), обеспечила сплочённость в тяжёлые годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг. ) и напряжённый период послевоенного восстановления (конец 40-х - 50-е гг. ХХ столетия), успешно прививала нескольким поколениям детей гордость великими соотечественниками, своей страной, её многовековой историей и достижениями .

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель исследования - изучить исто-рико-педагогические предпосылки, специфику становления и развития идеи патриотического воспитания детей дошкольного возраста в советский период отечественной истории, системное представление о которых поможет успешно проектировать и реализовывать модели нравственно-патриотического воспитания дошкольников на современном этапе

Методология исследования

Исследование опирается на положения гуманитарных наук о диалектической взаимосвязи системы образования с общественно-политическими и историко-культурными условиями жизни государства и общества Основными подходами в исследовании являются системный и деятельностный, базирующиеся на принципе комплементарности Исследование

проводилось с опорой на принципы научности, историзма, вариативности, сочетания ретроспективы с перспективой

в процессе исследования использовались теоретические методы научно-педагогического поиска, адекватные его цели и задачам: изучение исторических первоисточников, научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования, анализ, сравнение, обобщение, систематизация

Организация исследования и этапы работы

Исследование проводилось в форме научно-поисковой работы и последующего эмпирического исследования на базе факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета

Исследование состояло из двух этапов. На первом этапе изучались исторические документы, а также истори-ко-педагогическая литература с целью сбора информации, её структурирования и проведения анализа, автором осуществлялась ретроспективная рефлексия своего профессионального опыта На втором этапе были выявлены историко-педагогические тенденции и сформулированы выводы

Активное развитие отечественная педагогическая теория нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста получила ещё в XIX в . Она строилась на принципах народности, заложенных К Д . Ушинским [16], который идею патриотического воспитания детей видел в гражданском, трудовом воспитании и духовно-нравственном развитии ребёнка. Его педагогическая концепция основывалась на единстве идей народности, православия и научности. Таким образом, до Революции 1917 г. в отечественной педагогической науке решение задачи нравственно-патриотического воспитания опиралось на идеи народности в образовании, а целью воспитания и образования было разностороннее (ум-

vsoy

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 3

ственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое) развитие ребёнка, подготовка его к будущей самостоятельной жизни, воспитание гражданина-патриота в национальных и православных традициях русского народа

Кардинальные перемены в истории Российского государства вследствие Революции 1917 г. существенным образом отразились на дальнейшем развитии педагогической мысли, подходах к воспитанию подрастающего поколения . Социалистическое патриотическое воспитание выделилось в отдельное направление образования и тесно соединилось с идеологией, поскольку провозглашалась задача воспитания «нового человека» .

Анализ материалов профильных конференций и Всероссийских съездов по дошкольному воспитанию (1919-1928 гг. ) убедительно доказывает, что основную ставку в деле воспитания «нового человека» молодое советское государство делало именно на детей дошкольного воз-раста1. Было определено, что дальнейшая деятельность всех дошкольных учреждений должна строиться исходя из задач воспитания, диктуемых классовыми интересами пролетариата, и из представления о ребёнке как продукте социальной среды При этом семья как носитель старого мировоззрения и быта признавалась элементом, препятствующим новым воспитательным задачам и процессу формирования идеологии подрастающего человека Как следствие - провозглашается необходимость общественного государственного воспитания в противовес семейному При этом всеобщность и обязательность дошкольного образования рассматривалась как инструмент продвижения в социум новой идеологии. В работах того времени (Н . К . Крупская [8], А. В. Луначарский [10], А. Б . Залкинд [5] и др ) делался акцент на необходимости разработки педагогических методов пла-

1 Первый Всероссийский Съезд по дошкольному воспитанию: доклады, протоколы, резолюции . Москва: Государственное издательство, 1921. 224 с .

номерного воздействия на подрастающее поколение с целью воспитать определённый тип человека

детские дошкольные организации становятся объектом пристального внимания педологов, т. е. ребёнок становится предметом изучения всех наук, объединённых в это научное направление, ведётся активный поиск путей педагогического воздействия на детей в целях социалистического патриотического воспитания На первом педологическом съезде, прошедшем зимой на рубеже 1927-1928 гг. , советский психиатр, психолог, председатель межведомственной плановой педологической комиссии при Наркомпросе А Б Залкинд отмечал, что подобная опытная работа «является оптимистической основой для серьёзной перестройки возрастной методики педагогических воздействий - в духе советской педологической системы , с заострением внимания на классовом детском материале» [5, с. 3].

Ключевым «маркёром» советского патриотизма являлась безоговорочная приверженность коммунистической идеологии Ведущая роль в становлении личности ребёнка отводилась общественному укладу как основному средству воспитания советского патриотизма В качестве ключевых методов декларировались изучение жизни и деятельности лидеров советского государства в доступной для дошкольников форме, приобщение детей к труду, в том числе путём ознакомления их с трудом взрослых

Таким образом, основной задачей дошкольной педагогики в первые годы советской власти (1917-1922 гг.) являлось создание нового социума, при этом дошкольному воспитанию отводилась роль одного из ключевых участков формирования «нового человека», а сам ребёнок рассматривался как пассивный продукт социальной среды Воспитание патриотизма понималось как взращивание в детях чувства безоговорочной любви к социалистической Родине и Коммунистической партии, преданности

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 3

социализму и коммунизму Содержание советского патриотического воспитания определялось через призму коммунистической идеологии, а сам процесс патриотического воспитания дошкольников имел плановый характер и находился под постоянным контролем партийных и государственных органов . Каждый поворот в политике незамедлительно сказывался на стратегии воспитания подрастающего поколения, причём упор делался на общественное, а не семейное воспитание

Дальнейшее расширение границ государства (с декабря 1922 г. ) и последующий процесс образования Союза Советских Социалистических Республик способствовали тому, что центральное место в деле патриотического воспитания стала играть идея коллективизма, а список «маркёров», характеризующих советского патриота, пополнился интернационализмом как фактором, способствующим укреплению государственности детский коллектив, его формирование и развитие было объявлено важным фактором воспитания юных патриотов, поиск форм и методов патриотического воспитания дошкольников продолжился с учётом новых реалий

Педагоги, используя термин «детское сообщество», обосновывали необходимость при формировании детского коллектива опираться на традиции и обычаи народов СССР, на воспитательный потенциал окружающей среды [1], демократические принципы организации общения детей [6], приобщение их к совместному труду [13], возможности изобразительного искусства [17], кинематографа [12], детской литературы [4]. Это обусловило смещение ориентиров в патриотическом воспитании детей: от слепого поклонения идеологии к воспитанию патриотизма через познание, в том числе посредством развития эмоционально-чувственной сферы ребёнка. Таким образом, ребёнок перестал рассматриваться в качестве пассивного продукта социальной среды, педагогическая мысль обратилась к его личности

в предвоенное десятилетие произошли изменения и в позиции относительно семьи, которая стала рассматриваться как «семейный коллектив» и то место, где «...реализуется прелесть человеческой жизни...» (А. С. Макаренко), происходит отбор и воспитание человеческих потребностей, а потому утверждалось, что нахождение в семейном коллективе также способствует развитию патриотических чувств [11]. Следует отметить, что идеи А С макаренко относительно важности семейного воспитания исследуются и в трудах современных ученых Так, например, В . Е. Цибульникова пишет: «Большого внимания заслуживают идеи А. С . Макаренко о трудовом воспитании детей в семье . секрет успеха семейного воспитания он видел в выполнении родителями их гражданского долга перед обществом.» [19, с. 181]. В итоге выкристаллизовалась идея о том, что привязанность детей к своей семье также является одним из «маркёров» проявления патриотизма

Несмотря на то, что подрастающее поколение по-прежнему считалось инструментом формирования социалистического общества, сама природа новых государственных реалий предполагала учёт социокультурных особенностей различных народов, что требовало формирования более гибкой системы патриотического воспитания Процесс поиска элементов такой системы привёл советскую педагогическую мысль к убеждению в необходимости опоры в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста как на традиционные человеческие, так и национальные ценности, такие как малая родина (родной край) и её культурные традиции, родной язык, семья В итоге патриотизм стал рассматриваться как составная часть понятия нравственности, с главным акцентом на познание ребёнком своей большой и малой Родины Отметим важность этого факта, по сути означающего возврат к исконно русской традиции трактовки патриотизма

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 3

как добродетели, духовно-нравственного чувства, отражающего нравственную, духовную культуру человека

дальнейшая разработка темы патриотического воспитания с позиции нравственных ориентиров окончательно утвердила важность чувственного, эмоционально-ценностного компонента в восприятии ребёнком окружающей действительности Была доказана высокая значимость эмоций и чувств в формировании у дошкольников привязанности к своей семье, детскому саду, родному краю через игрушки, образцы народного творчества, художественное слово, а также различные виды изобразительного искусства, широкая палитра которых рассматривалась в качестве одного из ключевых средств нравственно-патриотического воспитания Особая острота детского восприятия обуславливает способность ребёнка запоминать на всю жизнь то, что эмоционально воспринято в детстве Исследования показали высокую значимость культивирования у ребёнка нравственных и эстетических переживаний средствами изобразительного искусства для всестороннего развития его личности Отметим, что эта идея получила в дальнейшем широкое развитие, в том числе в исследованиях современных авторов [3; 15].

Таким образом, была обоснована необходимость нравственного воспитания средствами, акцентирующими чувственную, эмоциональную сторону познаваемого Было доказано, что в процессе нравственного воспитания личность непрерывно изменяется и по мере достижения определённого уровня сформированности нравственных качеств ребёнок включается в социальную среду, после чего начинает процесс самовоспитания Была обоснована важность изучения родного языка, которая обусловлена потребностью в общении с другими людьми Она мотивирует ребёнка к познанию окружающей действительности, Родины, родного края

Таким образом, в период с 1923 г. до середины ХХ столетия советская до-

школьная педагогика прошла путь от полного отрицания дореволюционного педагогического наследия до осознания необходимости использования таких его элементов, как народная музыка, литература, искусство, природа родного края, семейный уклад, в деле патриотического воспитания подрастающего поколения Советские педагоги определили цели, раскрыли содержание патриотического воспитания, разработали средства и методы для практической реализации нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста [2]

Во второй половине ХХ столетия проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста продолжала решаться с позиций формирования ценностных ориентаций личности интернациональной направленности, воспитания коллективизма Учитывая возрастные особенности дошкольного возраста, в качестве основы формирования коллективистских отношений у детей дошкольного возраста игра рассматривалась как основной метод педагогического влияния, в связи с чем уделялось большое внимание педагогическому руководству сюжетно-ролевыми играми Была доказана высокая роль воспитательных возможностей игры при разработке проблем общественного дошкольного воспитания: средствами творческой игры происходит сближение ребёнка с детским коллективом, который формирует основы дружеских отношений и тем самым решает задачу патриотического интернационального воспитания А П Усова пишет: «в условиях общественного воспитания каждому ребёнку нужно войти в общество играющих, найти здесь своё место, закрепиться в этом обществе...»1. При этом отмечалось, что только средствами всех видов деятельности в сово-

1 Усова А . П . Воспитание общественных качеств у ребёнка в игре // Доклады участников Симпозиума по проблемам игры . Москва: Академия педагогических наук РСФСР. Институт дошкольного воспитания, 1963 С 3

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 3

купности - игры, труда, учения - можно достигнуть полноценных результатов в развитии личности ребёнка

Была обоснована эффективность организованного наблюдения окружающей действительности как ещё одного метода формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста Окружающая действительность формирует у ребёнка общественные качества, подводящие его к нормам нравственного сознания . Ф . С. Левин-Щирина пишет: «В результате сложного взаимодействия окружающей действительности с ребёнком и наоборот, формируется отношение ребенка не только к самому себе, но и к другим людям, которое характеризуется коллективизмом, гуманностью, дружелюбием, отношением к труду, отношению к своему народу и к другим народам, отношением к Родине.»1.

Глубоко прорабатывалась тема народного творчества как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста Большое внимание уделялось сказке, подчёркивалась необходимость проводить различные праздники, досуги и занятия, посвящённые русскому народному творчеству, в том числе - рассказыванию сказок, включая и сказки народов СССР

В 1970-е гг продолжился поиск форм и методов нравственно-патриотического воспитания дошкольников с опорой на эмоциональную сферу ребёнка В основу был положен механизм нравственного воспитания, предполагающий единство знаний, отношений и поведения Знания и отношения становятся ценными для развития личности ребёнка, когда находят своё отражение в его поведении: ребёнок наблюдает за окружающей его действительностью и соотносит поступки других людей с моральными нормами, предъяв-

1 Левин-Щирина Ф . С ., Менджерицкая Д . В . Основы коммунистического воспитания детей дошкольного возраста: учебное пособие . Москва: Московский государственный педагогический институт им . В . И . Ленина, 1971. С . 83 .

ляемыми ему самому. Таким образом, у детей формируются определённые представления, которые влияют на патриотическое сознание Была обоснована необходимость строить патриотическое воспитание дошкольников последовательно, учитывая особенности данного возрастного периода Среди основных методов: знакомство детей с людьми, связанными с родным краем, с защитниками Отечества, работа с семьёй, объяснение того, что, какой бы ни был край, в нём находит отражение что-то типичное для всей страны

Таким образом, в период с середины ХХ в. до 70-х гг. ХХ в. были основательно разработаны формы, методы и средства нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, вызывающие эмоциональный отклик личности Среди основных средств нравственно-патриотического воспитания были выделены: творческая сюжетно-ро-левая игра, изобразительное искусство, народное творчество, родной язык, организованное наблюдение окружающей действительности

В период с 80-х гг. ХХ в. до 1991 г. экономический, социальный и духовный кризис советского общества усложнил процесс нравственно-патриотического воспитания, что обусловило необходимость поиска новых путей педагогической работы в этом направлении В последнее десятилетие существования советского государства учёные сконцентрировались на поиске и разработке средств, стимулирующих у детей положительные эмоции в процессе получения знаний о Родине, её истории, героях Было доказано, что стимулирующее влияние на формирование у детей положительно окрашенных эмоциональных и эстетических переживаний оказывает познание эстетической стороны природы и её значения в жизни людей2, устное народное творчество, в том числе народные пословицы высокого

2 Жуковская Р. И . , Виноградова В . Ф . , Козлова С. А . Родной край: пособие для воспитателей детского сада. Москва: Просвещение, 1981. 208 с .

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

идейного содержания [14], декоративно-прикладное искусство [18].

Педагогические подходы, формы, методы и средства на протяжении всего советского периода разрабатывались во исполнение задач, поставленных правящей Коммунистической партией . В таблице 1 представлены персоналии и ключевые идеи патриотического воспитания детей дошкольного возраста в педагогической науке советского периода отечественной истории

Таблица 1 / Table 1

Таким образом, за годы советского периода отечественной истории в дошкольной педагогике сформировалась модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников, которая представляла собой планомерный, целенаправленный, комплексный воспитательно-образовательный процесс, основанный на нравственных ориентирах и предполагающий включение детей в различные виды совместной коллективной деятельности в рамках общественного

Периодизация Персоналии Идеи

Первые годы Советской власти (1917-1922 гг.: Великая Октябрьская Социалистическая революция, становление советской власти) Крупская Н . К . Луначарский А. В . Залкинд А . Б . Бенкен А . Ф . Блонский П . П . Зеленко А . У. Свентицкая М . Х. Решение задачи формирования «нового человека» . Ребёнок - «продукт» социальной среды Провозглашение необходимости социалистического патриотического воспитания. «Маркёры» патриота - любовь к коммунистической партии и её лидерам Необходимость обязательного общественного дошкольного воспитания в противовес семейному.

С 1923 г до середины ХХ столетия (индустриализация, формирование союзного государства: постепенное присоединение союзных республик и образование СССР) . Крупская Н К Зеленко А . У Левин-Щирина Ф . С. Менджерицкая Д . В . Суровцева А В Тихеева Е . И . Жуковская Р И . Флерина Е . А . Халезова Н Б Сакулина Н П Комарова Т С Патриотизм - составная часть нравственности Воспитание патриотизма через познание своей страны и населяющих её народов, с учётом социокультурных особенностей Формирование методов патриотического воспитания с опорой на общечеловеческие ценности, эмоционально-чувственный компонент в восприятии ребёнком окружающей действительности Воспитание коллективизма, интернационализма «Маркёры» патриота: любовь к стране, интернационализм, привязанность к детскому коллективу и семье .

Хронологический анализ развития идеи патриотического воспитания детей дошкольного возраста в педагогической науке советского периода отечественной истории / Chronological analysis of the development of the idea of patriotic education of preschool children in the pedagogical science of the Soviet period of national history

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 3

Окончание табл. 1

Периодизация Персоналии Идеи

С середины ХХ в . до 80-х гг. ХХ в . («хрущёвская оттепель», «брежневский застой») Сухомлинский В . А. Левин-Щирина Ф . С . Менджерицкая Д . В . Суровцева А В Тихеева Е. И . Жуковская Р. И . Флерина Е . А . Халезова Н . Б . Сакулина Н . П . Комарова Т. С . Суслова Э . К . Усова А . П . Виноградова Н . Ф . Основательно разработаны средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников с опорой на эмоционально-чувственный компонент (народное творчество, родной язык, изобразительное искусство) и методы (творческая и сюжетно-роле-вая игра, организованное наблюдение за окружающей действительностью) Разработан механизм нравственного воспитания, предполагающий единство знаний, отношений к окружающей действительности и поведения .

С 80-х гг. ХХ в .до 1991 г. (экономический, социальный и духовный кризис советского общества, «перестройка», прекращение существования СССР) Левин-Щирина Ф С менджерицкая д В Суровцева А В Тихеева Е. И . Жуковская Р И Флерина Е А Халезова Н . Б . Сакулина Н . П . Комарова Т С Суслова Э К Усова А П Виноградова Н Ф Козлова С А Самсонюк Н . Ф . Халикова Д . Ш . Достижение положительной динамики нравственно-патриотического воспитания через стимулирование положительно окрашенных эмоциональных реакций ребёнка в процессе получения им знаний о родном крае, его истории и культуре, восприятие образцов устного народного творчества (пословиц высокого идейного содержания) Культивирование у ребёнка положительно окрашенных эстетических переживаний в процессе познания природы, изучения народных промыслов, декоративно-прикладного искусства .

воспитания. Историческая ретроспектива убедительно доказывает, что дошкольная советская педагогика достигла в деле патриотического воспитания подрастающего поколения больших результатов, которые способствовали развитию страны и укреплению государственности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Идея нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в отечественной истории прошла в своём становлении долгий путь . В конце XIX в. нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста было постепенно выделено в самостоятельную область педагогики, что открыло широ-

Источник: данные авторов .

кие возможности дальнейшего исследования и совершенствования этого педагогического направления

События Революциии 1917 г. положили начало формированию форм, методов и средств воспитания у подрастающего поколения социалистического патриотизма и интернеционализма. На протяжении всего советского периода отечественной истории педагогические подходы к вопросу нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения менялись в зависимости от политического вектора и социально-экономических перемен . Тем не менее характерной особенностью педагогической мысли всегда являлось сочетание идеи развития гра-

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 3

жданственности личности, понимаемой как исполнение общественного долга перед Отчизной, и идеи воспитания патриотизма в её нравственно-этической интерпретации В итоге педагогами советского периода были разработаны основы теории и практики нравственно-патриотического воспитания, определено место патриотизма в сознании ребёнка

Вопросы нравственно-патриотического воспитания, в том числе детей дошкольного возраста, приобретают особую значимость на современном этапе развития общества и государства. Это связано прежде всего с изменениями в

социально-экономической, политической, духовной сферах жизни общества и сознании граждан И в этом смысле изучение и критическое осмысление процесса становления и развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников в советский период отечественной истории оказывается весьма полезным для целей формирования системы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в современных условиях

Дата поступления в редакцию 16.08.2023

литература

I. Бенкен А . Естествознание в дошкольном возрасте // На путях к новой школе . 1924. № 9 . С. 2732.

2 . Волобуева Л . М. , Комиссарова Л . Н . , Парамонова М. Ю . Развитие научных педагогических на-

правлений на факультете дошкольной педагогики и психологии МПГУ: вековая история // Педагогическое образование и наука. 2021. № 4. С. 85-94.

3 . Демкович В. И. , Рачковская Н . А. Психологические механизмы развития эстетического вкуса

и эстетическое воспитание детей дошкольного возраста // Традиции и новации в профессиональной подготовке и деятельности педагога: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции / Тверь, 26-28 марта 2020 г. Тверь: Тверской государственный университет, 2020. С. 68-72. 4. Живое слово и книжка в дошкольной работе: сборник / под ред . Р И. Прушицкой, Е . А . Флери-

ной, Э. В . Яновской. Москва: Государственное издательство, 1928. 160 с. 5 . Залкинд А . Б . Речь на первом педологическом съезде // На путях к новой школе . 1928. № 1. С. 131-134.

6. Зеленко А. Опыт дворовой детской площадки для дошкольников // На путях к новой школе. 1925 № 6 С 106-113

7 . Коротаева Е. В . Вопросы патриотически ориентированного воспитания детей дошкольного

возраста: монография . Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2020. 132 с.

8 . Крупская Н . К. Вопросы, стоящие перед IV съездом дошкольного воспитания // Крупская Н . К .

Педагогические сочинения: : в 10 т. Т. 6 . Москва: Издательство Академии педагогических наук, 1959 464 с

9 . Лабыгина А . В . Концепции гражданско-патриотического воспитания в трудах представителей

отечественной педагогической мысли XIX века // Проблемы современного образования . 2021. № 2 . С. 114-124.

10 . Луначарский А . В . К IV Всероссийскому съезду по дошкольному воспитанию // На путях к

новой школе. 1928. № 10-11. С. 111-115 .

II. Макаренко А. С. Книга для родителей. Москва: АСТ, 2023. 512 с.

12 . Менджерицкая Д . В. Ближайшие задачи в области кино для детей // На путях к новой школе.

1927 № 3 С 5-15

13 . Розанов И . Н . Пути и формы вовлечения детей и подростков в работу над трудовой культурой

// На путях к новой школе. 1927. № 4. С. 15-29 . 14. Самсонюк Н . Ф . Народные пословицы в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед . наук. Москва, 1983. 194 с . 15 . Тельнова Ж . Н . , Малашенкова В . Л. , Мякишева М . В . Организационно-педагогические усло-

ISSN 2949-4990

0

Московский педагогический журнал

Г

2023 / № 3

вия патриотического воспитания детей дошкольного возраста // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2021. Т. 15 . № 4. С. 156-166. 16 . Ушинский К. Д . Человек как предмет воспитания . Опыт человеческой антропологии // Ушин-

ский К. Д . Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 1. Москва: Гранд Файр пресс, 2004. С. 37-574. 17. Флерина Е. А. Можно ли рисовать дошколятам с натуры? // Дошкольное образование. 1931. № 12 . С. 36-39.

18 . Халикова Р. Ш . Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю у детей

старшего дошкольного возраста: дис . ...канд . пед. наук. Москва, 1984. 152 с .

19 . Цибульникова В . Е. , Захарова Л . А . Опережающие педагогические идеи А . С. Макаренко и их

реализация в управлении современным образовательным процессом // Образование в России и актуальные вопросы современной науки: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Чебоксары: Экспертно-методический центр, 2020. С. 179-184.

I. Benken A. [Natural science in preschool age]. In: Na putyah k novoj shkole [On the way to a new school], 1924, no . 9, pp . 27-32.

2 . Volobueva L. M . , Komissarova L. N . , Paramonova M. Yu. [Development of scientific pedagogical di-

rections at the Faculty of Preschool Pedagogy and Psychology of MPSU: a century-long history]. In: Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka [Development of scientific pedagogical directions at the Faculty of Preschool Pedagogy and Psychology of Moscow Pedagogical State University: a century-long history], 2021, no . 4, pp. 85-94.

3 . Demkovich V. I . , Rachkovskaya N. A. [Psychological mechanisms of development of aesthetic taste

and aesthetic education of preschool children]. In: Tradicii i novacii v professionalnoj podgotovke i deyatelnosti pedagoga: sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Tver', 26-28 marta 2020 g. [Traditions and innovations in professional training and teacher activities: collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference / Tver, March 26-28, 2020]. Tver, Tver State University Publ. , 2020, pp . 68-72. 4. Prushicka R . I . , Flerina E. A . , Yanovskaya E. D. , eds . Zhivoe slovo i knizhka v doshkolnoj rabote: sbornik [Living word and book in preschool work: collection]. Moscow, State Publishing House, 1928. 160 p .

5 . Zalkind A . B. [Speech at the first pedological congress] .In: Na putyah k novoj shkole [On the path to a

new school], 1928, no. 1, pp. 131-134.

6 . Zelenko A . [Experience of a courtyard playground for preschoolers]. In: Na putyah k novoj shkole [On

the way to a new school], 1925, no . 6, pp . 106-113 . 7. Korotaeva E. V. Voprosypatrioticheski orientirovannogo vospitaniya detej doshkolnogo vozrasta: mono-grafiya [Issues of patriotically oriented education of preschool children: monograph]. Ekaterinburg, Ural State Pedagogical University Publ. , 2020. 132 p.

8 . Krupskaya N. K. [Issues facing the IV Congress of Preschool Education]. In: Krupskaya N . K. Peda-

gogicheskie sochineniya. T. 6 [Pedagogical works . Vol. 6]. Moscow, Publishing House of the Academy of Pedagogical Sciences, 1959. 464 p .

9 . Labygina A . V. [Concepts of the civil patriotic education in the works of representatives of the do-

mestic pedagogical ideas of the 19th century]. In: Problemy sovremennogo obrazovaniya [Problems of modern education], 2021, no. 2, pp. 114-124.

10 . Lunacharsky A . V. [To the IV All-Russian Congress on Preschool Education]. In: Na putyah k novoj

shkole [On the path to a new school], 1928, no. 10-11, pp. 111-115 .

II. Makarenko A. S . Kniga dlya roditelej [Book for parents]. Moscow, AST Publ. , 2023. 512 p.

12 . Mendzheritskaya D. V. [Immediate tasks in the field of cinema for children]. In: Na putyah k novoj

shkole [On the way to a new school], 1927, no . 3, pp . 5-15 .

13 . Rozanov I . N . [Ways and forms of involving children and adolescents in work on labor culture]. In: Na

putyah k novoj shkole [On the path to a new school], 1927, no . 4, pp . 15-29 . 14. Samsonyuk N . F. Narodnye poslovicy v patrioticheskom vospitanii detej starshego doshkolnogo vozrasta: dis. ... kand. ped. nauk [Folk proverbs in the patriotic education of children of senior preschool age: Cand. Sci. thesis in Pedagogy]. Moscow, 1983. 194 p . 15 . Telnova Zh . N . , Malashenkova V. L. , Myakisheva M . V. , Namsink E. V. [Organizational and pedagogical conditions of preschool children patriotic education]. In: Nauka o cheloveke: gumanitarnye issle-

references

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

2023 / № 3

dovaniya [Russian Journal of Social Sciences and Humanities], 2021, vol. 15, no . 4, pp. 156-166.

16 . Ushinsky K. D. [Man as a subject of education . Experience ofhuman anthropology]. In: Ushinsky K. D.

Pedagogicheskie sochineniya. T. 1 [Pedagogical works . Vol. 1]. Moscow, Grand Fajr press Publ. , 2004. 777 p.

17 . Flerina E. A . [Is it possible for preschool children to draw from life?]. In: Doshkolnoe obrazovanie

[Preschool education], 1931, no. 12, pp. 36-39.

18 . Halikova R. Sh . Narodnoe tvorchestvo kak sredstvo vospitaniya lyubvi k rodnomu krayu u detej starshego

doshkol nogo vozrasta: dis. ... kand. ped. nauk [Folk art as a means of instilling love for the motherland in children of senior preschool age: Cand. Sci. thesis in Pedagogy], Moscow, 1984. 152 p.

19 . Tsibulnikova V. E. , Zaharova L. A . [Leading pedagogical ideas of A . S . Makarenko and their imple-

mentation in the management of the modern educational process]. In: Obrazovanie vRossii i aktual'nye voprosy sovremennoj nauki. materialy II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Education in Russia and current issues of modern science, materials of the II All-Russian scientific and practical conference]. Cheboksary, Expert Methodological Center Publ. , 2020, pp . 179-184.

информация об авторах

Демкович Виктория Иосифовна - аспирант кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета; e-mail: Victoria. demkovich@gmail. com

Рачковская Надежда Александровна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин Института международного образования «РОСБИОТЕХ»; e-mail: nad1606@yandex. ru

information about the authors

Victoriya. I. Demkovich - Postgraduate student, Department of Aesthetic Education of Children of Preschool Age, Faculty of Preschool Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University; e-mail: Victoria. demkovich@gmail. com

Nadezhda A. Rachkovskaya - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof. , Prof, of the Department of "Social and Humanitarian Disciplines", Russian Biotechnological University; e-mail: nad1606@yandex. ru

правильная ссылка на статью

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Демкович В. И . , Рачковская Н . А. Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике советского периода // Московский педагогический журнал.2023. № 3 . С 47-59. DOI: 10.18384/2949-4974-2023-3-47-59

for citation

Demkovich V. I . , Rachkovskaya N . A . The problem of moral and patriotic education of preschool children in the domestic pedagogy of the Soviet period. In: Moscow Pedagogical Journal, 2023, no . 3, рр . 47-59. DOI: 10.18384/2949-4974-2023-3-47-59

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.