Научная статья на тему 'Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики'

Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старший дошкольный возраст / патриотизм / патриотическое воспитание / гражданско-патриотическая позиция / народная педагогика / senior preschool age / patriotism / patriotic education / civil-patriotic position / folk pedagogy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акчулпанова Альфия Ануровна, Ямалова Гульнара Адылжанова

Статья посвящена проблеме формирования гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики. Обоснована актуальность гражданско-патриотического воспитания детей в старшем дошкольном возрасте. Показано, что гражданское и патриотическое воспитание детей является единым, социокультурно обусловленным воспитательным процессом, в основе которого лежит понимание патриотизма и гражданско-патриотической позиции личности ребенка. Раскрыты сущность и содержание гражданско-патриотической позиции с учетом возрастно-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Гражданско-патриотическая позиция переделяется как интегративное качество личности, как сложная система отношений, установок, мотивов, целей и ценностей, формирующая готовность к реализации гражданско-патриотической деятельности детей старшего дошкольного возраста. Показаны развивающие ресурсы народной педагогики как средства формирования гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста. Народное воспитание преимущественно ориентировано на эмоциональную сферу детей, что соответствует возрастно-психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста, для которых характерны образное мышление, эмоциональность и воображение. Описаны различные средства народной педагогики: народная литература, устное народное творчество, народные праздники, игры, народные промыслы. Раскрыт развивающий потенциал в становлении гражданской и патриотической позиции у старших дошкольников русских народных сказок и былин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акчулпанова Альфия Ануровна, Ямалова Гульнара Адылжанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A CIVIL-PATRIOTIC POSITION IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE USING FOLK PEDAGOGY

The article is devoted to the problem of forming a civil-patriotic position in children of senior preschool age using folk pedagogy. The relevance of civil-patriotic education of children in senior preschool age is substantiated. It is shown that the civil and patriotic education of children is a single, socio-culturally determined educational process, which is based on an understanding of patriotism and the civil-patriotic position of the child’s personality. The essence and content of the civil-patriotic position are revealed, taking into account the age-psychological characteristics of children of senior preschool age. The civil-patriotic position is redefined as an integrative quality of the individual, as a complex system of relationships, attitudes, motives, goals and values, which forms the readiness to implement civil-patriotic activities of children of senior preschool age. The developmental resources of folk pedagogy are shown as a means of forming a civil-patriotic position in children of senior preschool age. Public education is predominantly focused on the emotional sphere of children, which corresponds to the age-psychological characteristics of children of senior preschool age, who are characterized by imaginative thinking, emotionality and imagination. Various means of folk pedagogy are described: folk literature, oral folk art, folk holidays, games, folk crafts. The developmental potential in the formation of a civic and patriotic position in older preschoolers of Russian folk tales and epics has been revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики»

НАЧАЛЬНОЕ И СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Формирование гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики

о с

CJ

см о

Акчулпанова Альфия Ануровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии, Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы E-mail: alfiya.akchulpanova@yandex.ru

Ямалова Гульнара Адылжанова,

воспитатель, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 29 г. Уфы E-mail: garnetflo@yandex.ru

Статья посвящена проблеме формирования гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики. Обоснована актуальность гражданско-патриотического воспитания детей в старшем дошкольном возрасте. Показано, что гражданское и патриотическое воспитание детей является единым, социокультурно обусловленным воспитательным процессом, в основе которого лежит понимание патриотизма и гражданско-патриотической позиции личности ребенка. Раскрыты сущность и содержание гражданско-патриотической позиции с учетом возрастно-психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Гражданско-патриотическая позиция переделяется как интегративное качество личности, как сложная система отношений, установок, мотивов, целей и ценностей, формирующая готовность к реализации гражданско-патриотической деятельности детей старшего дошкольного возраста. Показаны развивающие ресурсы народной педагогики как средства формирования гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста. Народное воспитание преимущественно ориентировано на эмоциональную сферу детей, что соответствует возрастно-психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста, для которых характерны образное мышление, эмоциональность и воображение. Описаны различные средства народной педагогики: народная литература, устное народное творчество, народные праздники, игры, народные промыслы. Раскрыт развивающий потенциал в становлении гражданской и патриотической позиции у старших дошкольников русских народных сказок и былин.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, патриотизм, патриотическое воспитание, гражданско-патриотическая позиция, народная педагогика.

Современная социокультурная ситуация, в которой происходит социализация детей и подростков, связана с изменением жизненных стратегий и ценностных ориентаций подрастающего поколения, с его отчуждением от отечественной культуры, исторического опыта своего народа, с негативным влиянием чуждой западной культуры. В современной России практически отсутствует идеология патриотизма как развитая форма общественного сознания. Это связано с тем, что, во-первых, идея патриотизма была «обескровлена пропагандой западного потребительского общества; во-вторых, многие современные государственные деятели и политические лидеры не могут служить образцом беззаветного служения своей Отчизне; в-третьих, забюрократизированное патриотическое воспитание молодого поколения находится на крайне низком уровне» [2, с. 27]. Поэтому проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время приобретает особую актуальность, решение которой наиболее важно на этапе дошкольного детства.

Гражданское и патриотическое воспитание детей является одной из приоритетных направлений современного дошкольного образования. Цель гражданско-патриотического воспитания -формирование гражданско-патриотической позиции на основе приобщения детей к духовно-нравственным ценностям и любви к своему народу, к своему краю и своей Родине, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) [11]. Понимание гражданско-патриотической позиции в старшем дошкольном возрасте возможно только в контексте анализа возрастно-психологических особенностей старшего дошкольника. В старшем дошкольном возрасте происходит включение детей в социально-значимую деятельность и освоение социального опыта, приобщение к духовным ценностям и народным традициям. С позиции культурологической парадигмы образования социальное развитие детей дошкольного возраста определяется как «динамичный, перманентный процесс усвоения и ин-териоризации ценностей социальной культуры, осуществляемый в ходе социализации, индивидуализации и культуротворчества под влиянием различных обстоятельств и условий (факторов), важ-

неишими из которых являются наследственность, среда, социальная активность и воспитание» [7, с. 180]. Поэтому социальное развитие детеИ старшего дошкольного возраста опосредовано нравственным развитием ребенка, которое определят уровень приобщения к нравственным ценностям социальной культуры. За период дошкольного детства у детей развивается комплекс знаний и представлений о социальном окружении и общественных событиях, доступных их пониманию, «о родном доме, родном крае, неповторимости его природы и красоты, о народном эпосе, сказаниях, о подвигах, мужестве и смелости героев, их славных делах» [1, с. 11], которые формируют основу патриотизма и гражданско-патриотической позиции.

Различные аспекты гражданского и патриотического воспитания детей отражены в работах ученых, которые подчеркивают, что приобщение детей к достижениям мировой культуры и общечеловеческим ценностям лежит через постижение своей родной культуры и национальных ценностей [1; 2; 3; 9; 10; 12]. В научной-методической литературе в большей степени внимание исследователей направлено на изучение патриотического воспитания, которое понимается как один из аспектов целостного воспитательного процесса, «направленного на формирование субъективно-значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам» [3, с. 9]. Патриотическое воспитание детей - это «сложный, социокультурно обусловленный процесс, при котором под воздействием социальных и педагогических факторов происходят перманентные изменения в познавательной и эмоциональной сферах ребенка, ведущие к формированию патриотических представлений, нравственных чувств и качеств» [2, с. 162]. Гражданское воспитание, по мнению Л.В. Фирсовой, также описывается как один из аспектов целостного процесса воспитания, направленного на усвоение воспитанниками той части человеческой культуры, социального опыта, которые необходимы им для активной жизни в демократическом государстве, гражданском обществе [12]. Гражданское воспитание, согласно В.А. Караковскому, прежде всего, направлено на формирование социальной ориентации личности и социальный заказ, вызванный объективными потребностями общества, в основе которого лежат нравственные ценности личности, причем, чем больше они совпадают с идейно-нравственными ценностями общества, тем в большей степени человек является гражданином своего Отечества [5]. Поэтому целесообразно говорить о гражданском и патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста как о едином, социокультурно обусловленном воспитательном процессе.

В основе гражданско-патриотического воспитания лежит понимание патриотизма и гражданско-патриотической позиции. Патриотизм определяет-

ся как «одна из наиболее ярких черт национального характера человека - высокая гуманистическая направленность патриотической идеи, веротерпимость, соборность и законопослушание, общность как устойчивая склонность и потребность людей во всем мире к коллективной жизни, особая любовь к родной природе» [2, с. 39]. В.А. Сухомлин-ский писал о патриотизме как «о высоком духовном и нравственном качестве человека, в котором сочетаются волнение о настоящем и будущем Отчизны, гражданские мысли, чувства, тревоги, гражданский долг, гражданская ответственность» [9, с. 244]. В свою очередь, гражданская позиция Е.В. Казаевой определяется как «интегративное качество личности. С одной стороны, оно включает в себя знания, ценности, нравственные качества, сформированные в процессе воспитания и развития личности и определяющие отношения человека к обществу и государству. С другой же стороны, гражданская позиция находит свое реальное воплощение в поступках индивида» [4, с. 118]. Гражданская позиция, согласно Г.М. Коджаспировой, трактуется как «нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение обязанностей перед государством и обществом» [6, с. 39]. Таким образом, гражданско-патриотическая позиция детей старшего дошкольного возраста раскрывается как интегративное качество личности, как сложная система отношений, установок, мотивов, целей и ценностей, формирующая готовность к реализации гражданско-патриотической деятельности.

Огромным педагогическим потенциалом патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста обладает народная педагогика как система воспитания, характеризующаяся особыми принципами, функциями, методами и приемами организации воспитательного воздействия. Актуальность формирования гражданско-патриотической позиции у детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики обусловлена противоречием между высоким развивающим потенциалом народной педагогики и недостаточной ее востребованностью в организации патриотического воспитания детей на этапе старшего дошкольного возраста.

В настоящее время накоплен огромный педагогический опыт гражданско-патриотического воспитания детей с использованием традиций народной педагогики, которые наиболее полно отвечают целям и задачам возрастно-психологического развития старших дошкольников. Родоначальником исследования воспитательного воздействия народной педагогики на личность ребенка по праву считается К.Д. Ушинский. Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, по мнению К.Д. Ушинского, «имеет особую воспитательную силу» [10, с. 120], а применение средств «народной педагогики в общественном и семейном воспитании укрепляет и развивает в человеке народность, народное самосознание и народный характер» [10, с. 121]. К средствам

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

народной педагогики относятся и народная литература, и устное народное творчество - пословицы, загадки, сказки, легенды, былины, предания, потешки и песни, а также активно-действенные средства народной педагогики - народные праздники, игры, народные промыслы.

В дошкольном образовании в настоящее время разработаны и реализуются вариативные средства, приемы и методы народной педагогики, используемые в качестве педагогических условий патриотического воспитания детей. К ним относятся: фольклорные средства - использование фольклорных жанров с патриотической тематикой: сказок, песен, пословиц, загадок; празднично-игровые приемы и методы - приобщение детей к празднично-игровой культуре, являющейся для ребенка родной; природосберегающие средства -привитие бережного отношения к природе родного края; ремесленно-трудовые приемы и методы -воспитание трудолюбия через включение в народные промыслы, характерные для людей, проживающих в данной местности [3].

В народной педагогике ярко отражены жизнь и быт народа, особенности народного языка, народных традиций и культуры. Народное воспитание преимущественно ориентировано на эмоциональную сферу детей в яркой, эмоционально насыщенной форме. Это отвечает возрастно-психологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста, для которых характерны доминирование образного мышления, эмоциональная непосредственность и развитое воображение, что является условием развития патриотических чувств детей.

Покажем развивающий потенциал средств народной педагогики при формировании гражданс-ко-патриотической позиции детей старшего дошкольного возраста на примере русского народного творчества, которое обладает значительным педагогическим потенциалом в развитии нравственных и патриотических чувств детей, начиная с раннего возраста. Дети дошкольного возраста с интересом воспринимают русские народные сказки, которые развивают важнейшие нравственные нормы будущего патриота: любовь к природе, уважение к старшим, понимание добра и зла. В русских народных сказках, например, в сказках «Морозко», «Крошечка Хаврошечка», детям прививается трудолюбие, волевые качества, добро. В русских народных сказках русский богатырь выступает как патриот, совершающий ратные подвиги во имя Отчизны. Русский богатырь воплощает в себе идеальные качества народа, обладает смелостью и отвагой: «Стыдно мне, богатырю русскому, - говорит Илья Муромец, - бояться реву звериного, шипу змеиного, стыдно мне по окольным дорожкам прятаться» [8, с. 331].

Таким образом, педагогические средства на-о родной педагогики направлены на воспитание £ у детей старшего дошкольного возраста интересу са к народным традициям и обычаям, промыс-^ лам и ремеслам, воспитание любви к родному ^ краю, к его природе. Использование в воспи-

тательном процессе средств народной педагогики отвечает возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, поскольку для нее характерны занимательность, образность, высокое эмоциональное воздействие, познавательная и ценностно-смысловая наполненность, воплотившая в себе многовековой опыт народного наследия, что является педагогическим условием для формирования гражданско-патриотической позиции детей в старшем дошкольном возрасте.

Литература

1. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие. -М.: Мозаика-синтез, 2012. - 80 с.

2. Героева Л.М. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях любительского театра: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.05. - Санкт-Петербург, 2016. - 199 с.

3. Ивашкина Н.А. Патриотическое воспитание младших школьников на традициях народной педагогики: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 2008. - 24 с.

4. Казаева Е.В. Педагогическая концепция развития гражданской позиции будущего учителя. - М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 439 с.

5. Караковский В.А. Воспитай гражданина. (Записки директора школы). - Москва: Московский рабочий, 1987. - 142 с.

6. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. - М.: Гарда-рики, 1994. - 146 с.

7. Коломийченко Л.В. Организация сетевого взаимодействия педагогических инициатив в социальном развитии и воспитании детей дошкольного возраста // Сибирский педагогический журнал. 2010. - № 9. - С. 179-186.

8. Русские народные сказки и былины. - М.: ТЕР-РА Книжный клуб, 1999. - 390с.

9. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1982. - 270 с.

10. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения в 2-х т. Т. 1. Теоретические проблемы педагогики. Под ред. А.И. Пискунова. -Москва.: Педагогика, 1974. - 584с.

11. ФГОС дошкольного образования. Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - «РГ» - Федеральный выпуск № 6241, 25.11.2013.

12. Фирсова Л.В. Системный подход к гражданскому воспитанию младших подростков во внеучебной деятельности: дис. . кандидата педагогических наук: 13.00.01. - Москва, 2006. - 25 с.

FORMATION OF A CIVIL-PATRIOTIC POSITION IN CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE USING FOLK PEDAGOGY

Akchulpanova A.A., Yamalova G.A.

Bashkir State Pedagogical University im M. Akmully, Ufa Municipal budgetary preschool educational institution No. 29

The article is devoted to the problem of forming a civil-patriotic position in children of senior preschool age using folk pedagogy. The relevance of civil-patriotic education of children in senior preschool age is substantiated. It is shown that the civil and patriotic education of children is a single, socio-culturally determined educational process, which is based on an understanding of patriotism and the civil-patriotic position of the child's personality. The essence and content of the civil-patriotic position are revealed, taking into account the age-psychological characteristics of children of senior preschool age. The civil-patriotic position is redefined as an integrative quality of the individual, as a complex system of relationships, attitudes, motives, goals and values, which forms the readiness to implement civil-patriotic activities of children of senior preschool age. The developmental resources of folk pedagogy are shown as a means of forming a civil-patriotic position in children of senior preschool age. Public education is predominantly focused on the emotional sphere of children, which corresponds to the age-psychological characteristics of children of senior preschool age, who are characterized by imaginative thinking, emotionality and imagination. Various means of folk pedagogy are described: folk literature, oral folk art, folk holidays, games, folk crafts. The developmental potential in the formation of a civic and patriotic position in older preschoolers of Russian folk tales and epics has been revealed.

Keywords: senior preschool age, patriotism, patriotic education, civil-patriotic position, folk pedagogy.

References

1. Bure R.S. Social and moral education of preschool children. Toolkit. - M.: Mosaic-synthesis, 2012. - 80 p.

2. Geroeva L.M. Patriotic education of children of primary school age in an amateur theater: dissertation... candidate of pedagogical sciences: 13.00.05. - St. Petersburg, 2016. - 199 p.

3. Ivashkina N.A. Patriotic education of junior schoolchildren based on the traditions of folk pedagogy: abstract of the dissertation ... candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. - Moscow, 2008. - 24 p.

4. Kazaeva E.V. Pedagogical concept of developing the civic position of a future teacher. - M.: Humanitarian Publishing House. VLADOS center, 2010. - 439 p.

5. Karakovsky V.A. Raise a citizen. (Notes from the school director). - Moscow: Moscow Worker, 1987. - 142 p.

6. Kodzhaspirova G.M. Culture of professional self-education of a teacher. - M.: Gardariki, 1994. - 146 p.

7. Kolomiychenko L.V. Organization of network interaction of pedagogical initiatives in the social development and education of preschool children // Siberian Pedagogical Journal. 2010. -No. 9. - P. 179-186.

8. Russian folk tales and epics. - M.: TERRA Book Club, 1999. -390 p.

9. Sukhomlinsky V.A. About education. - M.: Politizdat, 1982. -270 p.

10. Ushinsky K.D. Selected pedagogical works in 2 volumes. T.1. Theoretical problems of pedagogy. Ed. A.I. Piskunova. - Moscow: Pedagogy, 1974. - 584 p.

11. Federal State Educational Standard for Preschool Education. Ministry of Education and Science of the Russian Federation Order No. 1155 of October 17, 2013 "On approval of the Federal State Educational Standard for Preschool Education." - "RG" -Federal issue No. 6241, November 25, 2013.

12. Firsova L.V. Systematic approach to civic education of younger adolescents in extracurricular activities: dis. . candidate of pedagogical sciences: 13.00.01. - Moscow, 2006. - 25 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.