Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1072
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Ирина Александровна, Шинкарева Надежда Алексеевна, Кананчук Лидия Александровна

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей патриотического воспитания дошкольников. Дано теоретико-методологическое обоснование проведенного исследования и показана его объективная актуальность для современной системы дошкольного образования. Приводится обобщающий вывод о том, воспитывать патриотизм следует начинать в дошкольном детстве, работа по патриотическому воспитанию должна включать в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Цель исследования - проанализировать особенности патриотического воспитания детей седьмого года жизни и разработать организационно - педагогические условия его развития посредством литературных произведений Иркутских писателей. Материал и методы исследования. Материалом исследования послужили педагогические наблюдения, проведенные кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования за особенностями организации и планированием деятельности с детьми по патриотическому воспитанию, локальный эксперимент проходился на базе дошкольных организаций города Иркутска. В эксперименте принимали участие дети седьмого года жизни 150 человек, педагоги 50 человек и родители воспитанников 260 человек. Эмпирическая база исследования формировалась с помощью методов: диагностических, качественного и количественного анализа результатов, методов математической статистики с помощью сплошной выборки. Результаты исследования. Обобщены основные существенные характеристики и особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены различные средства патриотического воспитания. Проведен и описан констатирующий эксперимент, охарактеризованы уровни развития патриотического воспитания у участников образовательного процесса. Представлена система работы с детьми, родителями и педагогами. Для проверки эффективности проделанной работы представлены данные контрольного эксперимента, результаты которого показали наличие выраженной позитивной динамики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галкина Ирина Александровна, Шинкарева Надежда Алексеевна, Кананчук Лидия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PATRIOTIC EDUCATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

The article presents the results of an empirical study of the features of patriotic education of preschoolers. The theoretical and methodological substantiation of the conducted research is given and its objective relevance for the modern system of preschool education is shown. A generalizing conclusion is given that patriotism should be brought up in preschool childhood, work on patriotic education should include three components: cognitive, emotional, behavioral. The purpose of the study is to analyze the features of patriotic education of children of the seventh year of life and to develop organizational and pedagogical conditions for its development through literary works of Irkutsk writers. Material and methods of research. The research material was pedagogical observations conducted by the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education on the peculiarities of organizing and planning activities with children on patriotic education, a local experiment, etc.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

V TTK" "37 ПЧ S ft l/^i (TliON l©2022 Контент доступен по лццешнн СС BY-NC 4.0

у A14 J'-UJJ-° |(сс) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. |() 57 145/27 1 28474 2022 11 03 02 lfcae3MI^Mhttps://cteativecommons.otg/licenses/by-nc/4.0/)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© Автор(ы) 2022

ГАЛКИНА Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования

Иркутский государственный университет 664008, Россия, Иркутск, irina_alexsandrovna73@mail.ru

SPIN: 18559-0593 Author ID:661731 ORCID: 0000-0001-8630-8978

ШИНКАРЕВА Надежда Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования Иркутский государственный университет 664008, Россия, Иркутск, shinkaryva@yandex.ru

SPIN: 7031-1335

Author ID:798950

ORCID: 0000-0002-2308-5188

КАНАНЧУК Лидия Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования

Иркутский государственный университет 664008, Россия, Иркутск, kananchuk.la@yandex.ru

SPIN: 3873-6570

Author: 581632

ORCID: 0000-0001-6615-9645

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей патриотического воспитания дошкольников. Дано теоретико-методологическое обоснование проведенного исследования и показана его объективная актуальность для современной системы дошкольного образования. Приводится обобщающий вывод о том, что воспитывать патриотизм следует начинать в дошкольном детстве, работа по патриотическому воспитанию должна включать в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Цель исследования - проанализировать особенности патриотического воспитания детей седьмого года жизни и разработать организационно-педагогические условия его развития посредством литературных произведений Иркутских писателей. Материал и методы исследования. Материалом исследования послужили педагогические наблюдения, проведенные кафедрой психологии и педагогики дошкольного образования за особенностями организации и планированием деятельности с детьми по патриотическому воспитанию. Локальный эксперимент проходился на базе дошкольных организаций города Иркутска. В эксперименте принимали участие дети седьмого года жизни - 150 человек, педагоги - 50 человек и родители воспитанников - 260 человек. Эмпирическая база исследования формировалась с помощью методов: диагностических, качественного и количественного анализа результатов, методов математической статистики с помощью сплошной выборки. Результаты исследования. Обобщены основные существенные характеристики и особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены различные средства патриотического воспитания. Проведен и описан констатирующий эксперимент, охарактеризованы уровни развития патриотического воспитания у участников образовательного процесса. Представлена система работы с детьми, родителями и педагогами. Для проверки эффективности проделанной работы представлены данные контрольного эксперимента, результаты которого показали наличие выраженной позитивной динамики.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, литературные произведения, представления, старшие дошкольники, воспитательный процесс, организационно-педагогические условия.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PATRIOTIC EDUCATION OF OLDER PRESCHOOL CHILDREN

© The Author(s) 2022

GALKINA Irina Aleksandrovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department "Psychology and pedagogy of preschool education" Irkutsk State University 664008, Russia, Irkutsk, irina_alexsandrovna73@mail.ru SHINKAREVA Nadezhda Alekseevna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department "Psychology and pedagogy of preschool education" Irkutsk State University 664053, Russia, Irkutsk, shinkaryva@yandex.ru KANANCHUK Lydia Aleksandrovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education Irkutsk State University 664053, Russia, Irkutsk, kananchuk.la@yandex.ru Abstract. The article presents the results of an empirical study of the features of patriotic education of preschoolers. The theoretical and methodological substantiation of the conducted research is given and its objective relevance for the modern system of preschool education is shown. A generalizing conclusion is given that patriotism should be brought up in preschool childhood, work on patriotic education should include three components: cognitive, emotional, behavioral. The purpose of the study is to analyze the features of patriotic education of children of the seventh year of life and to develop organizational and pedagogical conditions for its development through literary works of Irkutsk writers. Material and methods of research. The research material was pedagogical observations conducted by the Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education on the peculiarities of organizing and planning activities with children on patriotic education, a local experiment, etc.

Keywords: methodological support, teacher's readiness, education of interest in reading, interest in reading, reader's interest, interactive form of work._

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе в обществе остро встала проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, сегодня как никогда стране нужны люди, обладающие стойкой нравственной позицией, отстаивающие интересы своей Родины, родного края, умеющие выстраивать взаимоотношения с разными национальностями и культурами.

Как отмечает А.С. Пугачева, характеристика понятия «любовь к Родине» включает следующие положения: «забота об интересах страны и готовность встать на ее защиту; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом)» [1, с. 115].

Michael S. Merry, A. Ber считают, что основной проблемой современного общества и молодежи является отсутствие патриотической направленности как одного из основополагающих качеств гражданина своей страны [2; 3].

В.И. Слободчиков считает, что основные задачи по формированию патриотизма у подрастающего поколения представлены в правовых документах различного уровня. Так, в «Национальной доктрине образования Российской Федерации» выделены следующие задачи: создать историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России, воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью, гражданской ответственностью, правовым самосознанием, духовностью и культурой [4].

Вопрос о воспитании патриотизма в своих трудах рассматривали Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, К.Д. Ушинский - авторы изучали различные аспекты патриотического воспитания [5; 6; 7].

Понятия патриотизма, патриотического воспитания, особенности его формирования в дошкольном детстве рассмотрены в исследованиях А.Я. Ветохиной, Н.В. Кондукторовой [8; 9].

Р.И. Дудкина, Н.В. Микляева, М.Н. Певзнер, О.М. Зайченко отмечают, что дошкольный возраст выступает сенситивным периодом в патриотическом воспитании. Сложность связана именно с тем, что у детей дошкольного возраста маленький запас представлений, небогатый словарный запас - это затрудняет восприятие и понимание ценностей и их характеристик, например таких, как любовь к Родине, поэтому необходимо, на взгляд авторов, начинать работу с детьми от ближнего окружения и переходить к сложным понятиям [10; 11; 12].

В.П. Ларина утверждает, что в дошкольном детстве мы начинаем формировать первичные ценности, а именно представления об окружающем мире, отношениях его объектов, а также первичные представления о малой родине и Отечестве, ценностях нашего народа, традициях, праздниках, об особенностях природы и др. [13]

М.С. Голубь, Л.В. Долженко считают, что на этапе дошкольного детства патриотическое воспитание включает знакомство с малой родиной, а именно с родным краем, достопримечательностями, особенностями ее природы, людьми, проживающими на ее территории, традициями и культурой - все это является неотъемлемой частью в развитии представлений о патриотизме [14; 15].

Из этого следует, что ознакомление дошкольников с особенностями родного края является обязательной частью их воспитания и обучения в дошкольной образовательной организации.

Если выделять средства патриотического воспита-

ния, огромный потенциал принадлежит художественной литературе. Жанровое многообразие художественной литературы (пословицы, поговорки, стихотворения, потешки, сказки, былины, басни, рассказы и т.д.) позволяет охватить все стороны данной проблемы, сформировать представление о богатствах и недрах родной области, о достопримечательностях города и его героях, традициях, истории, символике страны и города, любовь к природе родного края, к семье и своему народу.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Анализ научных исследований по проблеме развития патриотизма в дошкольном детстве мы начали с рассмотрения ключевых аспектов данной темы - были изучены основные понятия проблемы «патриотическое воспитание», «патриотизм», «представления».

Изучив подходы разных авторов (С.М. Елкина, М.Ю. Новицкой, Г.Я. Затулиной), мы установили, что патриотическое воспитание это - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества, ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие человека [16; 17; 18].

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2022 г.» патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [19].

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, разработанной А.Я. Данилюк, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым, под патриотизмом понимают «чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с её народом». В концепции выделены две составляющие данного понятия - это чувство гордости за своё Отечество (малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос) и активная гражданская позиция, готовность к служению Отечеству [20].

В своей работе «Дошкольная педагогика» С.А. Козлова, Т.А. Куликова, раскрывая особенности патриотического воспитания дошкольников, отмечают, что данный процесс должен начинаться с раннего детства от любви к семье и ближайшему окружении и переходить к расширению представлений детей «о Родине, формированию патриотических чувств, привитию эталонов нравственного поведения, становлению чувства долга, развитию потребности приносить пользу народу и Отечеству» [6].

Ю.С. Григорьева, Е.В. Шаронова, И.Ф. Харламов, R. Williams, рассматривая саму структуру патриотизма, утверждают, что в нее следует включить «чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины» [21; 22; 23].

Как считают С.А. Козлова, Н.В. Микляева, М.Ю. Новицкая, работа с дошкольниками по патриотическому воспитанию должна быть направлена на «формирование интереса к истории возникновения своей семьи, родного города, и конечно же, страны России; бережного отношения к объектам окружающего мира; желания изучать традиции семьи, своего Отечества; развитие чувства уважения к защитникам Отечества, желание стать им; формирование интереса к российской культуре; воспи-

тание высоких человеческих качеств и чувств; развитие умения видеть состояние окружающей среды, окружающих людей и действовать верно на основе своих наблюдений, развивать потребность в выражении своих эмоции и чувств в поведении, общении; а также создание организационно-педагогических условий для воспитания патриотизма детей седьмого года жизни» [6; 11; 17].

Проведя анализ психолого-педагогической литературы, изучив подходы разных авторов по проблеме нашего исследования, мы пришли к выводу о том, что представления о патриотизме - это представления о своей стране, Отечестве, малой родине, их достопримечательностях, особенностях природы, людях, которые проживают на их территории и прославляющих страну, истории, культуре, народных праздниках и традициях, представления о символике большой и малой Родины и др.

Таким образом, под патриотическим воспитанием мы понимаем целенаправленный, систематический процесс развития патриотического сознания, через создание условий для развития представлений у детей о патриотизме, а также для организации «патриотической деятельности».

Рассматривая различные средства патриотического воспитания, мы остановились на использовании художественной литературы.

Н.В. Кондукторова, Ю.С. Григорьева, Е.В. Шаронова считают, что художественное слово считается одним из основных средств развития [9; 21].

Н.Н. Калашникова отмечает, что детские писатели обращаются к универсальным и понятным для дошкольников категориям и ценностям бытия: дом и семья, справедливость и совесть, добро и зло, истина и красота, дружба и любовь, свобода и ответственность; язык книги в доступной форме преподносит ребенку через знакомые образы и персонажей ценности, формирует нравственные качества, в том числе, патриотизм. Задача педагога грамотно подобрать данные произведения, учитывая опыт ребенка, базовую культуру.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования литературных произведений иркутских писателей в воспитании патриотизма у детей седьмого года жизни.

Объект исследования - процесс воспитания патриотизма у детей седьмого года жизни.

Предмет исследования - литературные произведения иркутских писателей как средство воспитания патриотизма у детей седьмого года жизни.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что воспитание патриотизма у детей седьмого года жизни будет эффективнее с помощью организации следующих условий: обогащения развивающей предметно-пространственной среды (центра художественной литературы), игровыми и дидактическими материалами, способствующими развитию представлений о патриотизме у детей седьмого года жизни; разработки системы занятий по развитию представлений о патриотизме у детей седьмого года жизни средствами литературных произведений иркутских писателей; повышения компетентности педагогов и родителей по проблеме развития представлений о патриотизме у детей седьмого года жизни средствами литературных произведений иркутских писателей.

В соответствии с целью, объектом, предметом были определены задачи исследования: изучить сущность основных понятий, «патриотизм», «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе, проанализировать организационно-педагогические условия его формирования, выявить особенности патриотизма у детей седьмого года жизни, разработать систему занятий на основе художественных произведений, направленных на формирование патриотизма у детей седьмого года жизни, представить последовательность реализации педагогических условий.

Теоретико-методологической основой исследова-

ния являлись позиции С.М. Ёлкиной, раскрывающие понятие, содержание и структурные компоненты патриотизма, патриотического воспитания [16]; положения А.Я. Ветохиной, Н.В. Микляевой, М.Ю. Новицкой, Г.Я. Затулиной и др., раскрывающие особенности нравственно-патриотического воспитания на разных возрастных этапах дошкольного детства [8; 11; 17; 18]; исследования В.Н. Матовой, В.Е. Мусиной и др., раскрывающие средства и методы развития патриотизма у дошкольников [24; 25].

Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач нами был проведен констатирующий эксперимент. Мы использовали следующие методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме, эмпирические методы (диагностические методы, методы качественного и количественного анализа результатов, методы математической статистики).

Для изучения готовности педагогов к патриотическому воспитанию нами был разработан опросник, направленный на определение уровня сформированное™ когнитивного и рефлексивного компонентов готовности педагогов к воспитанию патриотизма у детей дошкольного возраста. В ходе исследования были проанализированы календарно-тематические планы педагогов, их содержание, виды деятельности по воспитанию патриотизма, направленность планируемых мероприятий, тематика консультаций и бесед с родителями в данном направлении, особенности использования художественной литературы (литературных произведений иркутских писателей) как средства развития представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста.

Для изучения понимания проблемы родителями и их участие в патриотическом воспитании детей был разработан опросник для родителей. Мы изучали, насколько родители заинтересованы в данной проблеме, наличие у них теоретических знаний, осведомленность родителей в данной проблеме и организацию родителями работы с детьми в домашних условиях.

Родителям были заданы вопросы: «Что такое патриотизм?»; «С какого возраста можно начинать работу по воспитанию патриотизма?»; «Необходимо ли знакомить детей дошкольного возраста со страной, городом, историей и т.д. ?»; «Кто ответственен за патриотическое воспитание детей?»; «Необходимо ли организовывать работу по патриотическому воспитанию в семье?»; «Какие условия созданы у вас дома для патриотического воспитания дошкольника?»; «Каким образом вы воспитываете патриотизм у ребенка?»; «Чтобы вы хотели узнать в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста?».

Экспертиза развивающей предметно-пространственной среды группы включала анализ условий, созданных в группе для патриотического воспитания детей седьмого года жизни, а именно насыщенность среды, трансфор-мируемость, полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.

Для изучения уровня патриотического воспитания дошкольников нами были подобраны методики, направленные на выявление сформированности когнитивного компонента, мировоззренческо-ценностного компонента и отношения дошкольников к традиционной русской культуре.

1. Анкета «Уровень патриотического воспитания дошкольников» М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой [26]. Цель методики: определение уровня сформированности когнитивного компонента в развитии представлений о патриотизме у дошкольников. Критерии оценки: наличие представлений о родном городе, название своего города, района, домашнего адреса, наличие знаний достопримечательностей города, площадей, скверов и т.д.

2. Диагностика на основе программы «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» под редакцией А.Я. Ветохиной [8]. Цель: выявление

уровня сформированное™ мировоззренческо-ценност-ного компонента в развитии представлений о патриотизме у дошкольников. Критерии оценки: способность к аргументированному суждению, оценке, умение выразить свое отношение к объектам.

3. Диагностика отношения дошкольников к традиционной русской культуре на основе комплексной программы «Детство». Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. [27]. Цель: определить уровень сформированности мотивационно-потребностного компонента готовности педагогов к развитию представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста. Критерии оценки: наличие эмоционально-эстетической отзывчивости, уважение и интерес к культуре народа, народному искусству, традициям, обычаям, фольклору, стремление к их творческому освоению и сохранению.

РЕЗУЛЬТАТЫ

С целью изучения организационно-педагогических условий направленных на развитие представлений о патриотизме у детей седьмого года жизни нами был проведен констатирующий эксперимент в дошкольном образовательном учреждении города Иркутска. В эксперименте принимали дети седьмого года жизни - 150 человек, педагоги - 50 человек, родители воспитанников - 260 человек.

Для получения качественных статистических данных по данному вопросу нами были проведены: анкетирование для педагогов, экспертная оценка развивающей среды группы, анкета родителей. Детям было предложено выполнить ряд диагностических методик, направленных на выявление сформированности когнитивного компонента, мировоззренческо-ценностного компонента, отношения дошкольников к традиционной русской культуре.

В ходе изучения предметно-пространственной среды группы, мы обнаружили, что материалы для воспитания патриотизма символические и являются недостаточно представленными, эпизодически разбросаны. В группе есть фотография президента, а также флаг государства и области.

Анализ календарно-тематических планов показал, что большинство педагогов (48 %) находятся на базовом уровне, который характеризуется: наличием недостаточных теоретических представлений о развитии патриотизма у дошкольников, отсутствием планомерной работы с детьми. Педагоги учитывают только праздничные дни, в группе нет специального центра по патриотическому воспитанию, педагоги не знают методов и технологий развития представлений о патриотизме у детей дошкольного возраста.

Результаты анкетирования родителей показали, что 65 % родителей имеют достаточные представления о понятии патриотизм. Родители понимают, что сегодня это важная задача в работе с детьми, но в целом целенаправленно у своих детей не формируют. Затрудняются в понимании конкретных направлений по данной теме, не создают дома специальных условий для его развития, не могут назвать методы или технологии развития представления о патриотизме у ребенка, возраст оптимальный для развития патриотизма считают около 9-10 лет.

Исследование, проведенное по диагностическим методикам, описанным выше, показало, что 15 % детей находятся на высоком уровне развития, дети доброжелательны к другим, знают где они живут, могут назвать свой город и города области, называют всех членов своей семьи, могут рассказать о каждом, и его заслугах, достижениях, называют как семейные традиции, так и традиции своего народа, могут рассказать о символике города и страны, природе, знают географию своей страны, называют людей прославивших свой город и Родину, знают праздники города, страны, могут перечислить народности проживающие в городе.

На среднем уровне находятся 55 % детей. Дети этого уровня могут назвать свое имя и фамилию, знают при-

мерный адрес проживания, но не всегда знают улицу, на которой живут, называют город, в котором проживают, могут назвать страну, показывают правильно флаг страны, некоторые дети могут показать герб, узнают гимн России, но не знают достопримечательностей своего города, улицы, не могут объяснить почему или в честь кого они так названы, не знают героев или знаменитых соотечественников, не могут назвать народные праздники, природные богатства страны, города тоже вызывают затруднения, но дети проявляют заботу о близких, дружелюбны, не всегда оказывают помощь товарищу, не анализируют поступки.

Низкий уровень выявлен у 30 % детей. Респонденты данного уровня могут назвать свои личные данные, все остальные вопросы вызывают затруднения или отказ.

Исходя из полученных результатов мы пришли к выводу о необходимости проведения формирующего эксперимента, целью которого было создать организационно-педагогические условия, направленные на воспитание патриотизма у детей седьмого года жизни средствами литературных произведений иркутских писателей.

Одним из условий патриотического воспитания детей седьмого года жизни являлось создание благоприятной среды, которая способствовала бы поддержке детской инициативы и удовлетворению возможных потребностей ребенка. На базе группы нами были созданы два центра, это литературный центр «Патриот» и центр патриотического воспитания «Моя любимая страна, мой любимый город».

В центре патриотического воспитания располагались атрибуты государственной символики и символики города, края, книги о Родине и крае, альбомы с фотографиями родного края, страны, семьи воспитанника, предметы русских народных промыслов, портреты выдающихся личностей страны и региона, портрет президента, альбомы истории семей воспитанников и др.

В литературный центр мы поместили следующие материалы и атрибуты:

- книги, рассказы, стихи с произведениями иркутских писателей о природе родного края, богатствах и недрах родной области, например: Л.Н. Московенко «Дедушкины уроки: рассказы о природе», в частности, рассказ «Головастики»; В.П. Стародумов «Байкальские сказки», в частности, сказка «Ангарские бусы»; Е.Н. Есипенок «Байкала-озера сказки»; Г.Ф. Кун-гурова «Артамошка Лузин: Историческая повесть»; М.Е. Трофимов «Вышел из лесу медведь» и др.;

- публицистические книги, рассказы, стихи о достопримечательностях города и его героях, например, книги с произведениями: повесть Д. Сергеева «За стенами острога»; историческая повесть, стихотворения М.Д. Сергеева «Иркутск»; С. Рудых «Иркутск - прекрасный город» и др.

- рассказы, сказки, стихи, художественные произведения и публицистика о традициях, истории и народах Сибири - М.Д. Сергеев «Баллада об Иркутске»; стихотворение И.И. Молчанова-Сибирского «Дорогая моя Сибирь»; Г. Распутин; стихотворение «В чудесном доме» М.Д. Сергеева; сборник рассказов «Домашние истории».

1. Художественные произведения по теме «Моя Родина Россия». Так, были подобраны следующие произведения З. Александрова «Родина», «Наша семья», «Дозор»; Л. Кассиль «Твои защитники»; А. Барто «Веревочка», «На заставе»; А. Дугилов «Моя улица» и др.

2. Портреты и иллюстрации авторов литературных произведений (В.П. Стародумов, М.Е. Трофимов, С.Л. Волкова, Ю. Самсонова, Ю. Баранова, А. Байбородина, А. Горбунова, Т. Ясникова и др.);

3. Символика страны и города.

4. Иллюстрации к литературным произведениям; схемы для пересказа, рассказов и схемы для разучивания стихотворений; журналы «Сибирячок» различные выпу-

ски; рабочие тетради «Я живу в Иркутске» и др.

4. Аудиозаписи произведения книг детских авторов о родном городе, стране, героях нашего города. Каталог портретов и автобиографии героев города. В центре книги мы создали микроблоки, которые отражали следующие темы: «Сказки, рассказы, стихи о родном городе», «Писатели и поэты о природе нашего города», «Наши достопримечательности», «Знаменитые земляки». В нашей работе мы учитывали все особенности возраста, индивидуальные интересы детей, опыт; работа велась как в ходе непосредственной образовательной деятельности с детьми (партнерской), так и в ходе культурных практик. Нами была подобрана художественная литература по нескольким блокам:

1. Россия - моя Родина. 2. Любимый Иркутск - середина земли. З.Традиции, история и душа народа Сибири. Сибирь - мой край неповторимый (экологические экскурсии по Сибири). 4. Герои Приангарья.

Работа с детьми включала ежедневное чтение специально подобранных книг воспитателем, прослушивание аудиозаписей произведений, озвученных известными актерами, рассказов о природе, жизни и подвигах земляков, литературные викторины, виртуальные экскурсии «Там, где родился, там и пригодился», квесты, проекты. Культурно смысловыми контекстами совместной образовательной работы с детьми стали: «Дизайн макет - мой любимый город», организация мини музея «Мои земляки», мультимедийные презентации, разработанные вместе с детьми, - путешествия по любимому городу и его достопримечательностям, история, символика нашей страны и города и др.

Для того, чтобы дети удовлетворить потребность детей в активности, мы, согласно Е.Д. Файзуллаевой, использовали «побуждающие слова, действия, создавали условия для движений, двигательной активности в разных помещениях, чередовали состояние покоя и активности, использовали физические разминки, игровые двигательные сюжеты; использовали предметы, материалы, имеющие эффект новизны для детей; использовали способы обновления уже известных материалов (представление их в новом формате, в другом виде деятельности, с другим партнером, с изменением инструкции, заданий и пр.)» [28, с. 11].

Согласно исследованиям Ж.А. Кармановой, Г.Н. Манашовой, И.В. Костенко, E.L. Desi, R.M. Ryan, нами была организована работа с родителями и педагогами, в образовательную деятельность были включены формы, которые не просто давали информацию, а включали родителей и педагогов в активную познавательно-поисковую деятельность. Родители участвовали с детьми в проектах, приносили книги, фотографии, видеоматериалы, совместно посещали с детьми музеи города, создавали мни - книжки о своей семье, любимых местах города, символике города и страны и др. Также мы активно в своей работе использовали наглядно-информационные формы работы [29].

Таким образом наша система работы строилась по следующим аспектам, которые, на наш взгляд, позволили реализовать поставленные задачи:

• создание развивающей предметно-пространственной среды (патриотический центр, литературный центр);

• эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка (с помощью чтения художественной литературы акцентируем внимание на чувства; лексические темы «Детский сад», «День защитника Отечества», «День Победы» и др.);

• взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно-эмоционального и действенно-практического (узнавать-созерцать-созидать);

• организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций (изодеятельность, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.).

Основным средством патриотического воспитания выступала художественная литература, культурно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

-смысловым контекстом работы являлись проекты, игры (дидактические, сюжетно-ролевые, сюжетно-дидакти-ческие, настольные, интерактивные и др.), праздники и развлечения, театрализованная деятельность, выставки, конкурсы творческих работ, акции, создание музея.

Для проверки эффективности проведенной нами работы мы провели контрольный эксперимент, результаты которого показали, что количество детей седьмого года жизни с высоким уровнем развития представлений о патриотизме увеличилось на 15 %; со средним уровнем увеличилось на 5 %; количество детей с низким уровнем развития представлений о патриотизме уменьшилось на 20 %.

Проведя мероприятия с педагогами по повышению готовности к развитию представлений о патриотизме у детей седьмого года жизни, мы получили следующие результаты: количество педагогов, находящихся на повышенном уровне, увеличилось на 8 %, на базовом уровне увеличился на 8 %, а на критическом уровне количество педагогов уменьшилось на 16 %.

После организации мероприятий с родителями произошли изменения: количество родителей, имеющих частичные представления, увеличилось на 10 %, имеющих достаточные представления, увеличилось на 10 %, а количество родителей, имеющих недостаточные представления, уменьшилось на 20%.

ОБСУЖДЕНИЕ

Изучив подходы разных авторов (С.М. Ёлкин, М.Ю. Новицкая, Г.Я. Затулина, А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков, С.А. Козлова, Т.А. Кули-кова и др. [6; 16; 18; 20]), мы установили, что авторами даны определения понятию патриотическое воспитание дошкольников, установлены цели и задачи патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Изучение теоретической литературы и проведенное исследование показали, что патриотическое воспитание - целенаправленный, систематический процесс развития патриотического сознания, через создание условий для развития представлений у детей о патриотизме, а также для организации «патриотической деятельности».

Мы пришли к выводу, что представления о патриотизме - это представления о своей стране, Отечестве, малой родине, их достопримечательностях, особенностях природы, людях, которые проживают на их территории и прославляющих страну, истории, культуре, народных праздниках и традициях, представления о символике большой и малой Родины и др.

Различные средства патриотического воспитания рассматривали С.А. Козлова, Н.В. Микляева, М.Ю. Новицкая [6; 11; 17] и др. В своем исследовании мы опирались на данные труды и рекомендовали педагогам использовать данную литературу в своей работе, но анализ их работ и программы воспитания показал, что подборка литературы по направлениям патриотического воспитания с региональной точки зрения и специфики возраста не представлена ни в одном исследовании данного направления.

В нашей работе мы разработали диагностический инструментарий с целью изучения организационно-педагогических условий по патриотическому воспитанию дошкольников. Если же рассматривать диагностику данной проблемы в исследованиях других авторов М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой, А.Я. Ветохиной, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. [5; 8; 11; 17; 26; 27], то стоит отметить, что в основном эта методика только для детей, что, на наш взгляд, делает результаты недостаточно полными и достоверными.

Диагностические методики данных авторов имеют свои особенности, они направлены на выявление одного компонента либо когнитивного, либо мировоззренче-ско-ценностного компонента, либо на выявления отношения дошкольников к традиционной русской культуре. В нашем исследовании нами были подобраны методики

для выявления всех компонентов системы патриотического воспитания дошкольников. Была сделана оценка полученных результатов и выделены проблемы в работе по данному направлению.

На основе полученных результатов мы представили систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников, в которой сделали попытку обобщить и систематизировать практический многолетний опыт, учитывая особенности региона, индивидуальные результаты детей, специфику и традиции группы. Данный опыт может быть адаптирован в дошкольных образовательных учреждениях и использован в работе педагогов.

ВЫВОДЫ

Таким образом, патриотическое воспитание детей является одной из основных задач организации дошкольного образования и основой нравственного воспитания. Данный процесс достаточно сложный, но вполне осуществимый в дошкольном возрасте.

Под патриотизмом мы понимаем чувство любви, интереса к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), семье, малой Родине, культуре своего народа, семейным ценностям и традициям.

Процесс воспитания патриотизма у детей седьмого года жизни является достаточно сложным, он зависит от планомерной, систематической работы в раннем возрасте, младшей и средней группе.

Мы пришли к выводу о том, что патриотическая воспитанность дошкольника - это результат плодотворной работы семьи и педагогов детского сада. Предпосылками формирования патриотизма выступает формирование эмоциональной сферы ребенка, а именно осознанное проявление своих чувств, наиболее глубокое восприятие и проживание эмоций. Необходимо дать понять маленькому гражданину, что его родной город, село - это часть одной большой страны, где все люди как одна большая дружная семья, в которой надо вести себя достойно, заботиться о ее состоянии, проявлять любовь и заботу.

Значимая роль в патриотическом воспитании дошкольников отводится родителям. Их задачами выступают: формирование любви к Родине, формирование гордости за ее достижения, воспитание бережного отношения к природе родного края, проявление заботы о ней, мотивирование интереса к особенностям города, ее архитектуре, достопримечательностям.

Педагог детского сада в своей работе может использовать разнообразные формы, методы и приемы. Сюда входят и организация экскурсий с дошкольниками на природу, в музеи, памятные и значимые места города, села. Обязательным условием для работы патриотической направленности выступает обогащение предметной пространственной среды. Как известно, для дошкольников важна наглядность материала, и поэтому воспитателю следует это учесть.

Если выделять средства патриотического воспитания, огромный потенциал принадлежит художественной литературе, жанровое многообразие художественной литературы (пословицы, поговорки, стихотворения, потешки, сказки, былины, басни, рассказы и т.д.) позволяет охватить все стороны данной проблемы, сформировать любовь к природе родного края, представление о богатствах и недрах родной области, о достопримечательностях города и его героях. В этом помогают, например, такие книги с произведениями, как повесть «За стенами острога» Д. Сергеева, историческая повесть, стихотворения М.Д. Сергеева «Иркутск», С. Рудых «Иркутск - прекрасный город» и др., в которых говорится о традициях, истории и народах Сибири, символике страны и города, героях нашего города, любовь к семье и своему народу.

Работа по патриотическому воспитанию с детьми должна быть направлена на формирование трех компонентов: когнитивный, мировоззренческо-ценностный и деятельностный. Кроме ежедневного чтения работа с детьми должна включать прослушивание аудиозаписей

произведении, озвученных известными актерами, рассказов о природе, жизни и подвигах земляков, литературные викторины, виртуальные экскурсии («Там, где родился, там и пригодился»), квесты, проекты.

Культурно-смысловыми контекстами совместной образовательной работы с детьми могут стать проекты, организация мини-музея, мультимедийные презентации, путешествия, история и символика и др.

Полученные данные позволили сделать вывод об эффективности проведенной работы, о том, что не только художественные произведения разного жанра являются образцом литературной речи, но и литература в целом позволяет обогатить опыт ребенка, усилить образ или впечатление через слово, уточнить или расширить представления, - именно точное авторское слово или выражение, правильный и доступный образ помогает донести до ребенка определенные ценности. Задача педагога грамотно организовать педагогические условия - создать среду, которая будет мотивировать ребенка на познание, организовать совместную партнерскую деятельность, самостоятельную деятельность детей через разнообразный мотивационный материал, ориентироваться на интересы детей, их потребности и задачи государства, повысить компетентность педагогов и заинтересовать родителей, которые должны стать партнерами в данном аспекте. Все представленные положения были учтены нами на формирующем этапе эксперимента и позволили достичь поставленной цели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Пугачева А. С. Проектная деятельность по ознакомлению с народной культурой как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. М. 2020. - 234 с.

2. Michael S. Merry. Patriotism, History and the Legitimate Aims of American Education // Educational Philosophy and Theory. -2009. - Vol. 41, № 4. - P. 381. UN press-release. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/ga/68/meetings/migration/pdf/ internationalmigrantsworldwide_totals2013.

3. Ber. A. Zuzycie historii i pamiqci za posrednictwem mediow / A. Baer//Europejski dziennik kulturoznawstwa. - 2001. - Nie 4. - C. 491—501.

4. Слободчиков В. И. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Проект / под ред. чл.-корр. РАО В. И. Слободчикова. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. М., 2022. 34 с.

5. Виноградова Н. Ф. Дошкольникам о родной стране /Н. Ф. Виноградова. - М.: Просвещение, 2009—112 с.

6. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2019. 416 с.

7. Ушинский К. Д. Проблемы педагогики: сборник/К.Д. Ушинский; сост. и авт. вступ. ст. Э.Д. Днепров. — М.: Изд-во УРАО, 2002.— 591 с.

8. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С., Жигналь Е. Н. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. СПб.: «ООО Издательство «Детство-пресс», 2015. 192 с.

9. Кондукторова Н. В. Исторические взгляды и современные подходы патриотического воспитания дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. 2017. № 1 (7). С. 3—7.

10. Дудкина Р. И. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: психолого-педагогический аспект // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. 2013. № 3. С. 21—38.

11. Микляева Н. В. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников /под. ред. Н. В. Микляевой. М.: Сфера, 2013. 140 с.

12. ПевзнерМ.Н. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / М. Н . Певзнер, О. М. Зайченко, В.О. Букетов и др. / Под ред. М. Н. Певзнера, О. М. Зайченко. — Великий Новгород: Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002.- 316 с.

13. Ларина В. П. Литературное чтение в современной школе /В. А. Лазарева //Первое сентября - 2015. - № 12. — С. 40—43.

14. Голубь М. С. Особенности и педагогические условия патриотического воспитания старших дошкольников // Перспективы Науки и Образования. 2018. №5 (35). С. 110-117.

15. Долженко Л. В. Круг детского чтения и патриотическое воспитание дошкольников //Детский сад: теория и практика. 2017. №11. С. 48-57.

16. Ёлкин С. М., КосоваА.А. О содержании понятий «Патриотизм» и «Патриотическое воспитание» // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2017. № 1 (99). С. 11-13.

17. Новицкая М. Ю. Наследие: Патриотическое воспитание в детском саду. М.: Линка-пресс, 2003. 195 с.

18. Затулина Г.Я. Россия — Родина моя. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации. М.: Центр педагогического образования. 2016. 80 с.

19. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2022 годы // Постановление

от 30 декабря 2015г. № 1493. М.

20. Данилюк А. Я. Д Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Рос. акад. образования. М.: Просвещении, 2009. 28 с.

21. Григорьева Ю. С. Шаронова Е. В. Роль художественной литературы в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста //Пермский педагогический журнал. 2016. № 8. С. 64—67.

22. Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие., - 5-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарика, 2015. 520 с.

23. Williams R. wnioski dla kultury i spoleczenstwa/R. Williams / / czytelnik kulturoznawstwa: historia, teoria,praktyka / red. Manns, G. Rajan, R. Bromley, Nowy Jork: Longman. 1995 1 63 1 74 V.

24. Матова В. H. Краеведение в детском саду. СПб.: Детство -пресс, 2015. 176 с.

25. Мусина В. Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. 156 с.

26. Афанасьева, С. Ю. Мониторинг патриотического воспитания детей в детском саду и начальной школе: Методическое пособие [Текст] / С. Ю. Афанасьева, Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. — М.: Дрофа, 2010. - 156 с.

27. Бабаева, Т. И. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2019. — 352 с.

28. Файзуллаева Е. Д. Открытый стиль педагогической коммуникации как ключевая компетенция современного педагога дошкольного образования //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (178). С. 9—16.

29. Desi E. L, Ryan R. M. Intrinsic Motivation and Self—Determination in Human Behavior. — New York; London: Plenum Press, 1986. — 371 p.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests.

Received date: 04.10.2022 Revised date: 29.11.2022 Accepted date: 10.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.