Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ УЧЕТ В РЕШЕНИИ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ УЧЕТ В РЕШЕНИИ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СЕМЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЙ-МУЖЧИНА / ВЫБОР ПАРТНЕРА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ / МОТИВЫ / ЛЮБОВЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL FEATURES / THE FAMILY OF A SOLDIER / FAMILY FUNCTIONS / MALE SOLDIER / PARTNER CHOICE / PSYCHOLOGICAL COMPATIBILITY / MOTIVES / LOVE / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT / LIFE VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябуха Елена Викторовна

В статье рассматриваются некоторые психолого-педагогические особенности семей военнослужащих и их учет в решении семейных проблем, представлен ряд тенденции, характерных для современных семей военнослужащих, кратко проанализированы основные функции семьи, мотивы вступления в брак и ценностные ориентации военнослужащих-мужчин и их жен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF FAMILIES OF SERVICEMAN AND THEIR ACCOUNT IN THE RESOLUTION OF FAMILY PROBLEMS

The article examines some of the psychological and educational features of military families and their consideration in solving family problems, presents a number of trends typical for modern military families, briefly analyzed the main functions family, the motives for marriage and the value orientation of male soldiers and their wives.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ УЧЕТ В РЕШЕНИИ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ»

Теория основана на рассмотрении коллектива как особой формы организации людей в обществе и решающего фактора развития личности. Согласно этой теории, человек может расти только в команде, поэтому он становится основой для учебной, трудовой, творческой и другой деятельности.

Педагогическая теория формирования команды была создана благодаря усилиям многих российских педагогов и психологов. Взгляды на коллективные проблемы отражали социокультурную и историческую сущность процессов развития России в советское и постсоветское время. В дошкольном и школьном возрасте группа детей под руководством учителя становится социально - культурным образованием с развитой системой социальных связей и объединением детей, преследующих общие цели, сотрудничество и достижение значительных результатов.

Хорошо развитая детская команда является обязательным условием для самоутверждения. В командной работе формируется личность ребенка. Роль коллектива в развитии личности также заключается в том, что он открывает возможности для практического развития демократических форм организации жизни. Впервые это достигается благодаря активному участию в разнообразной общественной жизни. Педагогически ориентированная команда создает благоприятные возможности для формирования социально значимой личности и проявления их индивидуальности.

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические основы идеи воспитании личности в коллективе.

Ключевые слова: развитие, саморазвитие, педагога, идеи воспитании личности в коллективе.

Annotation. The article discusses the theoretical foundations of the idea of educating a person in a team.

Keywords: development, self-development, teacher, ideas of educating a person in a team.

Литература:

1.Амонашвили,Ш.А. Школа Жизни. -М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили,2000. - С. 98.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская A.A. Реан. - СПб.: Питер, 2000.-С. 304.

3. Варламова, А.Я. Педагогика: Учебно - методическое пособие. - Волгоград: Изд - во ВолГУ, 2004. - С. 74.

4. Гребенюк, О.С. Общая педагогика: Курс лекций. - Калининград: Калиниградский университет, 1996.-С. 107.

5. Зуева, И.В. Теория воспитательного коллектива в отечественной педагогике 1946-1991 гг.: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-М.: РГБ,2004.

6. Казакина, М.Г. Взаимосвязь процесса развития коллектива и нравственного формирования личности. Л. - 1983,-С. 19.

7. Караковский, В.А., Новикова Л П., Селиванова ПЛ. // Теория и практика воспитательных систем. -М.: Новая школа, 1996. - С. 160.

8. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь - М.: Педагогика, 2000. - С. 219.

9. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания / О.В. Лишин. - М.: Академкнига, 2003. - С. 336.

10. Луначарский, A.B. О воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1976. - С. 640.

11. Макаренко, A.C. Коллектив и воспитание личности. - М.: Педагогика, 1972. - С. 334.

12. Методики социально-психологического исследования личности и малых групп. // Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева. М., ИП РАН, 1995.

13. Моргаевская, А.Н. Развитие теории коллектива в отечественной педагогике: Автореферат дисс. канд. Пед. наук: 13.00.01. - СПб., 2009. - С. 22.

14. Морено, Я.Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2001. - С. 383.

15. Мудрик, A.B. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. - М.: Знание, 1983. - С. 96.

16. Немов, P.C., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. -М.: Педагогика, 1988. - С. 144.

17. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива. - М.: Педагогика , 1978. - С. 144.

18. Петровский, A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982. — С. 255.

19. Подласый, И.П. Педагогика. - М.: Владивосток, 2007 - С. 464.

УДК 37.015.3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ УЧЕТ

В РЕШЕНИИ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ

кандидат педагогических наук Рябуха Елена Викторовна Новосибирский военный институт им. генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)

Постановка проблемы. Феномен семьи для каждого военнослужащего приобретает особую значимость и непосредственно влияет на его служебную и профессиональную деятельность, на его морально-психологическую готовность к выполнению поставленных перед ним задач, а также на создание и поддержание морально-психологического климата в подразделении, в котором он проходит службу. Говоря о семье военнослужащего, необходимо подчеркнуть, что она является малой социальной группой организации личного быта, основанной на супружеском союзе и родственных связях, для которой свойственны особенности военной службы [2].

Цель данной работы рассмотреть некоторые психолого-педагогические особенности семей военнослужащих и учитывать их в решении семейных проблем.

Изложения основного материала исследования. Исследования, проведенные военными учеными на основании мониторинга социально-экономического положения военнослужащих, позволили выделить следующие тенденции [3]:

рост числа холостых молодых офицеров в 2 раза;

средний возраст офицера, вступающего в брак сместился с 23-24 лет до 28-30;

в каждой второй молодой семье нет детей или только один ребенок;

чаще всего только после 3-5 лет совместной жизни в семье молодого офицера рождается ребенок;

увеличивается число разводов и неполных семей, связанных не только с нравственно-социальными проблемами общества, но и с рядом специфических факторов военной службы;

дефицит в общении военнослужащего с семьей, вызванный служебными обязанностями, неблагоприятно сказывается на морально-психологический климат в семье;

недопонимание женой военнослужащего социальной значимости воинского долга супруга. Опрос, проведенный среди военнослужащих, находящихся в браке более 10 лет показал, что из семи основных социальных функций семьи, связанных с удовлетворением потребностей ее членов, на первое место по значимости ставится репродуктивно-воспитательная функция, обеспечивающая потребности мужчины и женщины в супружестве, отцовстве, материнстве, самореализации в детях. Второе место было определено эмоционально-психологической функции семьи, удовлетворяющей потребности военнослужащих в психологическом комфорте, эмоциональной поддержке, ощущении ценности, значимости, в симпатии, чувстве безопасности, любви и эмоциональном тепле. Третье место заняла ценностно-ориентационная функция, выраженная в заботе супругов друг о друге, единством жизненных целей и устремлений. Четвертое место - функция культурного общения, представляющая собой удовлетворение потребностей в совместном отдыхе и досуге, духовном обогащении с учетом культурных запросов. Около 85% военнослужащих и их жен считают значимыми совместное проведение дней рождения, выбор подарков, встреча нового года, семейный поход, отдых на природе, обеды в кругу семьи, желание делится своими новостями (проблемами), семейные просмотры телепрограмм, прогулки, совместную домашнюю уборку. Пятое место - материально-бытовая функция, функция удовлетворения материальных потребностей членов семьи в жилье, пище, деньгах и т.д. Военнослужащие-мужчины особо ценят в супруге умение обустроить жилье, создать уют, вести хозяйство, разумно распоряжаться деньгами. Шестое место - функция социального контроля, обеспечивающая выполнение социальных норм членами семьи. Но удивляет тот факт, что сексуально-эротическая функция в шкале семейных ценностей занимает последнее место, хотя возраст опрошенных составляет 31-44 года.

Семья военнослужащего, являясь социальной единицей общества, обеспечивает реализацию перечисленных 7 социальных функций, осуществление которых бывает ограничено и в виду особенностей и специфики деятельности профессии военного. Специфика деятельности военнослужащего выделяет ряд основных воздействующих на его семью факторов [5]:

ограничение выбора партнера для супружеской жизни, места, время заключения брака; наличие необходимости частой социально-психологической адаптации, связанной с неоднократным изменением места службы кадровых военных (переменой географических, природных, климатических, социальных, бытовых условий);

готовность семьи военнослужащего к подчинению своего жизненного уклада требованиям и запретам, связанным с особенностями служебной деятельности;

присутствие психологического дискомфорта, стресса, конфликта, основанных на отсутствии постоянного жилья, трудоустройства супруги, должного медицинского и социального обслуживания в местах проживания;

наличие ограниченности общения в семье между супругами и детьми, связанной с занятостью и увлеченностью служебными делами мужа, частыми боевыми дежурствами, суточными нарядами, командировками, учениями, отсутствием системного отдыха и отпусков;

зависимость супружеской совместимости, сплоченности семьи военнослужащего от личных качеств супруги (ее выдержки, стойкости, способности переносить вынужденные испытания: разлуку, тревогу за жизнь и здоровье мужа) и ее способности создать благоприятные психологические условия для достойного и позитивного выполнения мужем своих служебных обязанностей;

значимость гармоничной и здоровой социально-психологической атмосферы в доме, домашний уют, необходимости быстрого восстановления в семейной системе ценностей затраченных душевных и физических сил на военной службе;

постоянная подверженность военнослужащего воздействию фактора «мужского» коллектива, влияющего на него самого и на его семью;

частый дефицит социокультурного и социально-психологического окружения семьи военнослужащего, проживающих в отдаленных гарнизонах, военных городках, сельской местности [4].

Данные проведенных исследований показали, что основными ценностями в семье, мужчины-военнослужащие назвали: любовь, дети, взаимопонимание между супругами. Показатели ценностей семейной жизни для их жен - дети, муж, взаимопонимание и здоровье членов семьи.

Мотивом вступления в брак мужья и жены называют любовь, подразумевая под ней особое чувство, духовное родство, взаимопонимание. Для жен военнослужащих в понятии «любовь» особый смысл имеет составляющая «доверие». Симпатия и взаимная любовь являются основой возникновения и создания семьи.

В психологии семейных отношений выведен закон совместимости, относящийся и к семье военнослужащих: врожденные особенности в семейной паре (свойства нервной системы, половая принадлежность и т.д.) должны быть контрастны, а приобретенные свойства, обусловленные воздействием социокультурной среды и воспитанием (ценностные ориентации и установки) - подобны. Общепринятая же формула любви такова, что если мне хорошо от того, что хорошо тебе, и я делаю все для того чтобы тебе было лучше, то я тебя люблю.

Анализируя результаты исследований категорий, представляющих жизненные ценности для военнослужащих-мужчин кроме семьи, это честность, порядочность, дружба, спокойствие, любимая работа, чувство свободы, стабильность, уверенность в завтрашнем дне. По ответам жен военнослужащих, доя них около 90% ценности жизни ограничиваются сферой семьи.

Выводы. Таким образом, семья военнослужащего - особый союз людей, в котором все его члены подчиняют свою жизнедеятельность и судьбу воинскому долгу. Мужчина-военнослужащий воспринимает дом, семью, жену и детей как необходимую психологическую среду, способствующую эмоциональной и психологической «разрядке», стабилизации, возможности получить моральную поддержку, одобрение и помощь. Следовательно, семья для военнослужащего имеет огромное ценностное значение. Здоровые взаимоотношения в семье ведут к увеличению счастья, приносят радость, оказывают помощь, смягчают стрессы и способствуют росту самооценки военнослужащего, что так жизненно необходимо при особенностях его служебно-боевой деятельности.

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые психолого-педагогические особенности семей военнослужащих и их учет в решении семейных проблем, представлен ряд тенденции, характерных для современных семей военнослужащих, кратко проанализированы основные функции семьи, мотивы вступления в брак и ценностные ориентации военнослужащих-мужчин и их жен.

Ключевые слова: психолого-педагогические особенности, семья военнослужащего, функции семьи, военнослужащий-мужчина, выбор партнера, психологическая совместимость, мотивы, любовь, социокультурная среда, жизненные ценности.

Annotation. The article examines some of the psychological and educational features of military families and their consideration in solving family problems, presents a number of trends typical for modern military families, briefly analyzed the main functions family, the motives for marriage and the value orientation of male soldiers and their wives.

Keywords: psychological and educational features, the family of a soldier, family functions, male soldier, partner choice, psychological compatibility, motives, love, sociocultural environment, life values.

Литература:

1. Андреева T.B. Социальная психология семьи. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006. - 211 с.

2. Власова Т.В. Семейные отношения военнослужащих как объект психологического исследования // Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы Всероссийской научной конференции. -Ч.1.- М.,2003. - С. 15-27.

3. Иванова Е.Н. Исследование готовности к браку у военнослужащих (курсантов и офицеров) // Вестник МГОУ, серия «Психологические науки». М.: Изд-во МГОУ. - 2008. - №2. - С. 20-33.

4. Загорная И.Ю. Социально-психологическая адаптация семей военнослужащих к условиям гарнизонной жизни: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. -21 с.

5. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера: Учебник. Часть 2. / Под ред. Б.П. Бархаева. - М.: ВУ, 1998.

УДК 371.3

РАБОТА КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ГИМНАЗИИ КАК ВЕКТОР ГРАЖДАНСКО-ИАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ «СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГИМНАЗИЯ»

руководитель секций МАН «Искатель» площадки МБУД ЦЦЮТ в МБОУ Серебрякова Елена Борисовна «Симферопольская академическая гимназия» (г. Симферополь)

Постановка проблемы. В условиях постоянно возрастающего информационного потока, самой уязвимой частью общества оказываются дети и молодежь. Информация, часто недостоверна, а порой и преднамеренно искажена, стала не просто широкодоступной, но зачастую агрессивной и навязчивой.

Бесценным источником целевой, выверенной, структурированной и поданной в доступной форме информации являются музеи. Возможность непосредственно взаимодействовать, с желающими получить информацию придает процессу посещения музея форму интерактивного обучения, что делает музеи одним из наиболее эффективных средств распространения информации [5, с. 309].

Отметим, что главную роль при взаимодействии учащихся и культурным наследием выступает учитель. Следовательно, роль проводника между музеями и детьми возлагается на школьного учителя. Его задача состоит не в том, чтобы подменить экскурсовода в музее, что невозможно, да и нецелесообразно. Задача учителя - создать в среде учащихся необходимые предпосылки и настрой, исключающий подмену смысла посещения музея.

Музей, как средство дополнительного образования, является частью педагогического и учебно-воспитательного процесса, а не свободным от школы, развлекательным времяпровождением [1;2;6].

Изложение основного материала исследования. Система воспитательной работы показывает, что за пять лет Симферопольская академическая гимназия стала центром интеллектуального, гражданско-патриотического, физического, художественно-эстетического развития [7].

Одним из основных достижений Симферопольской академической гимназии то, что она стала центром гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания; имеет различные направления для деятельности подрастающего поколения, в том числе и ученическое самоуправление. На базе гимназии проводятся ряд мероприятий, которые уже стали ежегодными, такие как: Республика СМАРТ, внеурочная деятельность, кружки и секции МАН «Искатель», движение ГТО, сотрудничество со службами МЧС, ФСБ, университетами и институтами Крыма, команды «Патриот» и «Юнармия», научно-исследовательская деятельность, социальные проекты, значимые акции, волонтёрское движение, межрегиональное сотрудничество, кадетское воспитание, работа краеведческого музея «Соцветие культур Крыма», выставки, экспозиции, поисковая работа, научные экспедиции.

Таким образом, мы можем утверждать, что благодаря различным видам учебной деятельности в духовно-нравственном воспитании гимназистов появились новые приоритеты - это служение Отечеству, нормы морали и нравственности, историческое единство народов России, приоритет духовного над материальным, преемственность истории нашей Родины, защита человеческой жизни, прав и свобод человека.

Так же необходимо отметить, что данные виды деятельности, которые проводятся на базе гимназии, обеспечивают высокий уровень сформированности гражданской позиции, интегрированности ее в современное общество и нацеленность на совершенствование этого общества. Воспитать гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Помочь учащимся в самоопределении и самореализации личности.

21 января 2016 года в Симферопольской академической гимназии открыт музей «Соцветие культур Крыма». Идея создания музея принадлежит ученическому коллективу и педагогам гимназии, а его открытие приурочено ко Дню Республики Крым. Музей «Соцветие культур Крыма» стал центром образовательно-просветительской деятельности Симферопольской академической гимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.