• первокурсники вуза лучше адаптируются к новым условиям обучения, чем первокурсники колледжей;
• студенты первого курса вуза более удовлетворены своим выбором профессии и образовательным учреждением, чем студенты первого курса, получающих среднее профессиональное образование.
Литература:
1. Абабков В. А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Пере. Санкт-Петербург: Речь, 2014. - 165 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. -Москва: Аспект Пресс, 2004. - 384 с.
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Минск.: Харвест, 2008. - 800 с.
4. Мещерякова И.Н. Особенности ценностных ориентаций у студентов / И.Н. Мещерякова, Е.Г. Демец. - Приоритетные направления развития гуманитарных и экономических наук: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 8. Часть I / науч. ред. Д.Н. Литвинов. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2017. - 148 с. С. 88-92.
5. Полянок О.В. Психологические особенности адаптации студентов педагогических специальностей / О.В. Полянок. - Казань: 2012. - 207 с.
6. Рогов Е.И. Эмоции и воля / Е.И. Рогов. - Москва: Гуманит. изд. Центр, 1999. - 304 с.
7. Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонда [Электронный ресурс] // https://studfiles.net/preview/1095455/
8. Методика исследования адаптированности студентов в вузе [Электронный ресурс] // http://www.vash-psiholog.info/psih/20487-metodika-issledovaniya-adaptirovannosti-studentov-v-vuze.html
9. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [Электронный ресурс] // http://www.psycademy.ru/pages/461
Психология
УДК: 159.9
кандидат психологических наук, доцент Морозова Людмила Борисовна
Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);
магистрант кафедры практической психологии Новиков Станислав Александрович
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ВЛИЯНИЕ РОЛЕВЫХ ОЖИДАНИЙ И БРАЧНЫХ УСТАНОВОК НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ
БРАКОМ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Аннотация. Статья посвящена изучению удовлетворенностью браком как показателю функционирования семейной системы. В статье раскрыты понятия «ролевые ожидания» и «брачно-семейные установки»; рассмотрены факторы, влияющее на удовлетворенность браком; описаны аспекты проблем взаимоотношений в семьях военнослужащих. Представлены результаты эмпирического исследования в гражданских семьях и семьях военнослужащих о ролевой адекватности супружеской пары в сферах межличностного взаимодействия в семье и удовлетворенности семейными отношениями.
Ключевые слова: семейные ценности, ролевые ожидания, удовлетворенность браком семья гражданских, семья военнослужащих.
Annotation. The article is devoted to the study of satisfaction with marriage as an indicator of the functioning of the family system. The article discloses the concepts of "role expectations" and "marriage and family settings"; factors affecting marriage satisfaction are considered; aspects of relationship problems in military families are described. The results of an empirical study in civilian families and military families on the role adequacy of a married couple in the areas of interpersonal interaction in the family and satisfaction with family relationships are presented.
Keywords: family values, role expectations, satisfaction with marriage, civilian family, military family.
Введение. В психологических исследованиях семьи и брака наибольший интерес представляет изучение внутренней определенности брачных отношений, в частности таких аспектов как ролевые притязания и ожидания супругов, а также степень удовлетворенности супружеским союзом. Ролевые ожидания - это степень готовности отдать выполнение той или иной семейной функции брачному партнеру. Брачно-семейные установки - это позиция личности в отношении брака и семьи, сформированная на основе опыта, которая определяет состояние готовности к браку и поведение человека в брачно-семейной сфере. Удовлетворенность браком является основным параметром, характеризующим супружеские отношения.
Удовлетворенность браком основывается в результате реализации субъективного представления о семье и согласованности представлений с супругом [4]. Удовлетворенность семейной жизнью зависит от степени удовлетворенности всех потребностей каждой из личности, которые в свою очередь стимулируют вырабатывание положительных эмоций и чувств [11].
На удовлетворенность браком влияют различные факторы. Соответствие ролевых ожиданий партнеров ролевому поведению, совместимости исполнения супругами своих ролей, а также согласованность ролевого поведения, семейных функций, интересов, ценностей, установок, взглядов, представлений и потребностей супругов влияют на удовлетворенность браком [10, 12, 9, 8].
Одним из важных факторов удовлетворенности браком является способность супругов грамотно и экологично общаться при столкновении противоречивых мнений, представлений партнеров относительно внутрисемейных отношений (К.Левин, 2000; Клецина, 2010) [11, 5, 6].
Фактором удовлетворенности браком можно считать и профессиональную деятельность супругов: удовлетворенность работой, успехи на работе, являющиеся средством самореализации человека и финансового благополучия семьи (Юркевич, 1971; Навайтис, 1999; Крайг, 2000; Загорная, 2007; Туринцева,
2011). Исследователи, выделяют как фактор удовлетворенности браком наличие и количество детей в семье [2].
Наиболее интересным для исследования брачно-семейных отношений в нашей работе являются семьи военнослужащих. Актуальность темы семейно-брачных отношений в целом для России не нова: вопросы, связанные с созданием военнослужащим семьи, подготовка офицеров к семейной жизни и многие другие семейно-бытовые проблемы были в центре внимания государства и командования русской армии уже более 200 лет назад. Семья военнослужащего, выполняя функции обычной семьи, испытывает большее влияние специфики воинской службы. Ей характерно безальтернативное принятие ценностей и норм закрытой социальной системы всеми членами семьи [1]. Семейное положение военнослужащих «регулирует» государство, делая «заказ» на определенный вид армии [13].
В российской науке последние два десятилетия наблюдается повышенный интерес исследователей к социально-психологическим особенностям и проблемам семей военнослужащих, о чем свидетельствует большое количество работ (Андреева, 2006; Власова, 2003; Загорная, 2007; Моцарь, 2004; Туринцева 2011).
Анализ проблемного комплекса жизнедеятельности военнослужащих и их семей, был бы неполным без рассмотрения такой проблемы как своеобразие взаимоотношений в семье военнослужащего. Так, Загорная И.Ю. изучая социально-психологическую адаптацию семей военнослужащих, определила ряд факторов затрудняющих осуществление функций семьи. Среди них можно выделить:
- подверженность факторами неоднократной социально-психологической адаптации при частых сменах места службы профессиональных военнослужащих;
- регламентированность жизнедеятельности семьи военнослужащих;
- ограниченность общения, своего рода «дистантный» стиль жизнедеятельности семьи, обусловленный особыми условиями воинского труда;
- сильная зависимость супружеской совместимости и сплоченности семьи от сходства семейных ценностей супругов и личных качеств жены, способной или неспособной создать здоровую, гармоничную атмосферу в семье;
- подверженность военнослужащего постоянному воздействию специфического фактора гомогенного мужского коллектива, серьезно влияющего на него самого и его семью.
- систематический дефицит социально-психологического и социокультурного общения семьи военнослужащего, (проживание в удаленных гарнизонах, военных городках, сельских населенных пунктах) [7].
Изложение основного материала статьи. Целью эмпирического исследования стало изучение взаимосвязи удовлетворенности браком с супружескими установками, ролевыми ожиданиями и притязаниями у молодёжи в возрасте от 25 до 35 лет, состоящих в браке среди военнослужащих и гражданских лиц.
Исследовательская работа проводилась на базе войсковой части N Нижегородской области и молодёжи Нижегородской области. В исследовании приняло участие 74 человека, для чистоты исследования нами было отобрано 52 человека из 26 полноценных семей, в том числе из них 11 пар военнослужащих и 15 пар гражданских семей. Всех респондентов мы распределили на четыре группы: мужчины военнослужащие, жены мужчин военнослужащих, мужчины гражданской профессии, жены мужчин гражданской профессии.
В качестве диагностического инструментария мы использовали опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) (А.Н. Волкова), опросник «Измерение установок в супружеской паре» (Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гозман, Е.М. Дубовская), экспресс тест-опросник удовлетворенности браком (В.В.Столин, Т.Л. Романова, Г.П.Бутенко). Для семей военнослужащих было разработаны бланки тестирования по указанным методикам. Для семей гражданских лиц для большего удобства и быстроты сбора результата была разработана онлайн анкета, путём создания Google формы.
Для анализа индивидуальных показателей шкалы семейных ценностей, ролевых ожиданий и притязаний мы использовали методику «Ролевые ожидания и притязания». Анализ проводился на основании подсчета баллов по каждой из 7 шкал и в каждой группе.
Сравнительный анализ интимно-сексуальной сферы семей военнослужащих и гражданских показал, что практически половина респондентов из каждой группы имеют низкие и средние показатели по данной шкале, за исключением жен военнослужащих, у них средний показатель равен 27%. Низкие оценки по шкале мы можем интерпретировать как недооценку сексуальных отношений в браке. В то же время 18% жен военнослужащих придают высокую значимость интимно-сексуальной сферы. Они считают сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, их отношение к супругу существенно зависит от оценки его как сексуального партнера.
Результаты исследования по шкале личностной идентификации с супругом (супругой) показали, что у всех респондентов данная сфера занимает высокую степень значимости (от 47% до 64%). Таким образом, испытуемые демонстрируют общность интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов времяпрепровождения с мужем (женой). Гражданские мужчины наиболее склонны к автономии, чем мужчины военнослужащие. При рассмотрении групп семей, показатели личностной идентификации выше в семьях военнослужащих.
Результаты исследования показали неравнозначность распределения данных в хозяйственно-бытовой сфере. По критерию высоких показателей, уровень ожиданий и уровень притязаний одинаково (40%) выражен у гражданских мужчин. У гражданских женщин уровень ожиданий (33%) ниже по сравнению с уровнем притязаний (47%). Уровень ожиданий (45%) у мужчин военнослужащих ниже, чем уровень притязаний (55%), а у жен военнослужащий уровень ожиданий (9%) находится в явном противоречии с уровнем притязаний (64%). Если сравнивать высокие показатели по уровню ожиданий и уровню притязаний, то необходимо отметить, что у мужчин обеих групп они находиться примерно в равных пропорциях, и они ожидают от своего партнера активного решения бытовых вопросов. В тоже время у женщин уровень притязаний выше, чем уровень ожиданий, особенно это наблюдается у жен военнослужащих, и это отражает их установки на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства.
Анализируя результаты в родительско-воспитательской сфере необходимо отметить, что у всех испытуемых уровень ожиданий не соответствует уровню притязаний. Уровень притязаний мужчин военнослужащих (91%) и гражданский мужчин (87%) выше, чем уровень ожиданий (73% и 60% соответственно). Таким образом, мы может утверждать, что у мужчин большая ориентация на собственные
обязанности в воспитании детей. Уровень ожиданий жен военнослужащих (82%) и жен гражданских (73%) выше, чем уровень притязаний (55% и 33% соответственно). Это показывает выраженность установки супруги на активную родительскую позицию брачного партнера.
По шкале социальной активности уровень ожиданий и притязаний у женщин находится в соответствии. Самый гармоничный показатель у жен гражданских по обоим уровням (60%), у жен военнослужащих уровень ожиданий (64%) несколько превышает уровень притязаний (55%). У всех мужчин наблюдается дисбаланс между уровнем ожиданий и уровнем притязаний. Так у гражданских мужчин уровень притязаний (80%) почти в 2 раза превышает уровень ожиданий (47%), у мужчин военнослужащих уровень притязаний (73%) почти в 3 раза превышает уровень ожиданий (27%). По гендерным различиям женщины обеих групп в большой степени ориентируется на то, что ее брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль. Меньше половины гражданских мужчин и всего только треть мужчин военнослужащих ожидает от супруги становление в профессиональной карьере. Это свидетельствует о внесемейных интересах мужа в процессе межличностного взаимодействия супругов.
В результате анализа эмоционально-психологической сферы можно сказать, что уровень ожиданий и притязаний находится в соответствии только у мужчин военнослужащих и составляет 64 % по обоим уровням. У всех других испытуемых уровень ожиданий практически в 2 раза превышает уровень притязаний. Это указывает на то, что среди гражданских семей и жен военнослужащих есть ожидания, что брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера в семье в вопросах коррекции психологического климата в семье, оказания моральной и эмоциональной поддержки, создания «психотерапевтической атмосферы».
Результаты исследования по шкале внешней привлекательности показали, что у гражданских женщин уровень ожиданий (47%) уровень притязаний (53%) находиться практически в соответствии. В остальных испытуемых уровень ожиданий почти в 2 раза выше, чем уровень притязаний. Это говорит о том, что желание супруга (супруги) иметь внешне привлекательного партнера выше, чем иметь собственную привлекательность, стремление модно и красиво одеваться.
Второй этап обработки результатов включает в себя сравнительный анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок мужа и жены Согласованность семейных ценностей характеризуется разностью показателей шкалы семейных ценностей мужа и шкалы семейных ценностей жены. Чем меньше разность, тем больше согласованность представлений супругов о наиболее значимых сферах жизнедеятельности семьи. Разность до 3 баллов не будет вызывать проблемных взаимоотношений, а более 3 баллов свидетельствует о достаточно высокой степени конфликтности супругов. В нашем исследовании, мы взяли средние арифметические значения по рассматриваемым группам.
Результаты исследования показали, что все шкалы находятся в пределах допустимых значений свидетельствующих о высокой согласованности семейных ценностей у военнослужащих и гражданских семей. Однако стоит заметить, что между семьями военнослужащих и гражданскими семьями есть различия.
Наименьшая согласованность в семьях военнослужащих проявляется в родительско-воспитательской функции (1,23ед.) и в сфере внешней привлекательности (1,18ед.), наибольшая согласованность в интимно сексуальной сфере (0,27ед.) и в сфере социальной активности (0,32ед.).
Наименьшая согласованность в гражданских семьях проявляется в сфере личностной идентификации (0,93ед.) и хозяйственно бытовой сфере (0,87ед.), наибольшая согласованность в сфере внешней привлекательности (0,03ед.), интимно-сексуальной сфере (0,07ед.) и социальной активности (0,07ед.).
Различия в согласованности между двумя группами семей проявляются совершенно в различных сферах.
Конфликтогенным фактором у мужчин военнослужащие может оказаться родительско-воспитательская сфера, а у их жен сфера внешней привлекательности. Конфликты могут возникнуть в недостаточной реализации со стороны супруги своих материнских обязанностей по отношению к детям.
В гражданских семья конфликтогенным фактором мужчин может выступать сфера личностной идентификации. Из всех групп они больше всех стремятся к автономии. Так же, как и мужчины, военнослужащие придают большую значимость воспитанию детей. Женщины придают большее значение хозяйственно-бытовой сфере, и скорее всего, хотят большей отдачи в исполнении своих мужских обязанностей по дому.
У гражданских семей наблюдается наибольшая согласованность в трёх сферах: внешней привлекательности, социальной активности и интимно-сексуальной сфере. Мы считаем, что эти три сферы являются ключевыми в формировании счастливых семейных отношений. У семей военнослужащих полная согласованность выявлена всего в одной интимно-сексуальной сфере.
Третий этап включает анализ степени ролевой адекватности супружеской пары в пяти сферах межличностного взаимодействия в семье: хозяйственно-бытовой, родительско-воспитательской, социальной активности, эмоционально-психотерапевтической и внешней привлекательности.
Анализируя специфику представлений супружеской пары о значимости семейных ценностей, необходимо исходить из того, что установки мужа и жены относительно важнейших сфер жизнедеятельности семьи могут иметь идеальный характер, но не соответствовать реальному ролевому поведению супругов. Адекватность ролевого поведения зависит от соответствия ролевых ожиданий и ролевых притязаний супругов. Учитывая нормы показателей шкал ролевой адекватности супругов (низкие 7-9 ед; средние 4-6 ед; высокие 0-3 ед.) мы получили следующие результаты.
Высокими показателями ролевой адекватности отличаются мужчины военнослужащие (3,72 ед.), у жен военнослужащих напротив, показатель завышен (5,91 ед.). В гражданских семьях у мужчин и женщин показатели соответствует средней адекватности (5,07 ед.) и (5,34 ед.).
Если сравнивать гендерные различия, то можно заметить, что у женщин показатель ролевой адекватности ниже, по сравнению с мужчинами.
Показатели ролевой адекватности между двумя группами семей распределены по-разному. В семьях военнослужащих наименьшую ролевую адекватность мужчины проявляют в родительско-воспитательской сфере (1,91 ед.) и социальной активности (1,18 ед.). По трём другим сферам показатель минимален и практически одинаков. У жен военнослужащих наименьшая ролевая адекватность проявлена в сфере внешней привлекательности (2,55 ед.) и хозяйственно-бытовой сфере (1,18 ед). Остальные показатели в основном равнозначны.
В гражданских семьях наименьшая ролевая адекватность у мужчин проявляется в сфере внешней привлекательности (1,40 ед.). Женщины выделяют наибольшую ролевую адекватность сразу в трёх сферах взаимоотношений, это хозяйственно-бытовая, родительско-воспитательская и сфера социальной активности. Наименьшая ролевая адекватность у женщин выражена в эмоционально-психотерапевтической сфере (2,27 ед.) и сфере внешней привлекательности (1,47 ед.).
Четвертый этап обработки включает в себя результаты исследования по тест-опроснику удовлетворенности браком у военнослужащих и гражданских семей. Самый высокий показатель в удовлетворенности семейными отношениями выявлен у мужчин военнослужащих (73%). Несколько ниже абсолютно благополучными считают себя 60% жены гражданских и чуть меньше половины респондентов из остальных групп. Благополучными семьями считает практически каждый третий среди семей военнослужащих, и гражданские мужчины. И только каждая пятая женщина среди гражданских семей считает свой брак благополучным.
Выводы. Корреляционный анализ Пирсона показал, что чем выше показатель ожиданий в хозяйственно бытовой сфере шкале (r=-0,308 при р<0,05), тем ниже удовлетворённость браком и чем выше показатель притязаний (r=0,281 при р<0,05), в родительско-воспитательской сфере, а так же значение детей в жизни человека (r=0,321 при р<0,05), тем респонденты более удовлетворены браком во всех семьях. Анализируя данные у респондентов с наименьшей удовлетворенностью браком, был обнаружен завышенный показатель ожиданий, по сравнению с притязаниями.
Одной из самых значимых сферой жизнедеятельности семьи выступает родительско-воспитательская функция, а самой незначительной выступает интимно-сексуальная сфера. Данная тенденция проявляется как у семей военнослужащих, так и у гражданских лиц.Все мужчины большое значение уделяют воспитанию детей, а женщины в свою очередь хотят надежную опору, ориентированы на роль мужа - добытчика, и соответственно ожидают большей реализации в профессиональной сфере у своих супругов.
В гражданских семьях респонденты большое внимание уделяют внешней составляющей супруга. Мужчины более склонны к автономии, в связи, с чем страдает эмоционально-психологическая сфера, и растет потребность в психологической разгрузке и поддержке, как у женщин, так и у самих мужчин.
В семьях военнослужащих наблюдается большая удовлетворенность браком, негативно относятся к разводу, верят в любовь романтического типа, более позитивно относятся к людям, больше ориентированы на совместную деятельность. Для военнослужащих семья является такой же командой с четкой работой и отдачей каждого супруга. Мужчина берет на себя ответственность эмоционального лидера и функцию психотерапевта. Армейская социальная система воспитывает сдержанность в своих эмоциях, и мужчины военнослужащие переносят это полезное качество еще и на свою семью.
Таким образом, мы получили полное представление об иерархии семейных ценностей в семьях военнослужащих и гражданских лиц. Семья - как ценность, для военнослужащих имеет большее значение, чем для гражданских респондентов.
Литература:
1. Андреева Т. В. Психология современной семьи. Монография. - СПб.: Речь., 2005. - 436 с.
2. Баландина Л. Л. Удовлетворенность браком в системе родительско-детских и супружеских отношений // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/udovletvorennost-brakom-v-sisteme-roditelsko-detskih-i-supruzheskih-otnosheniy (дата обращения: 07.01.2019).
3. Власова Т.В. Семейные отношения военнослужащих как объект психологического исследования // Психологические проблемы современной российской семьи. Материалы Всероссийской научной конференции. - Ч.1. - М., 2003. - С. 15-27.
4. Голод, С.И. Социально-демографический анализ состояния и эволюции семьи [Текст] / С.И. Голод / Сборник РФФИ «Трансформация российской семьи в условиях глобализации: теоретическое и экспериментальное моделирование процессов», 2008. - С. 1-24.
5. Грошев, И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин [Текст] / И.В. Грошев. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института. - Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2012. - 464 с.
6. Евграфова, Ю.А. Изучение связи распределения семейных ролей и конфликтов в молодых супружеских парах [Текст] / Ю.А. Евграфова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. - №34. - С. 105-109.
7. Загорная И.Ю. Социально-психологическая адаптация семей военнослужащих к условиям гарнизонной жизни: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2007. - 21 с.
8. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений [Текст] / О.А. Карабанова. - М.: Гардарики, 2012. - 319 с.
9. Обозов, Н.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости [Текст] / Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова // Райгородский Д.Я. Психология семьи. - Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2012. - 326 с.
10. Смирнова Н.Е. Модели взаимодействия супругов и их удовлетворенность браком: дис. ... канд. психол. наук - СПб., 2005.
11. Сысенко, А.В. Супружеские конфликты [Текст] / А.В. Сысенко - М.: Финансы и статистика, 2008. -342 с.
12. Темиргалиева Ю.Е. Удовлетворенность браком и представление супругов о семейном счастье // Вестник Кыргызского российского славянского университета. - 2010 - Т. 10, № 11. - С. 95-99.
13. Туринцева Е.А. Особенности становления и развития семьи военнослужащего в условиях закрытой социальной системы: диссертация ... кандидата социологических наук.- Москва, 2011. - 200 с.
Психология
УДК 159.
кандидат философских наук, профессор, заведующий кафедрой изобразительного искусства и народной художественной культуры Мышляева Ольга Борисовна
ФГБОУ ВО "Гжельский государственный университет" (посёлок Электроизолятор)
РЕКЛАМА МОДЫ, КАК ТОНКИЙ ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО
ВОЗДЕЙСТВИЯ
Аннотация. В статье рассмотрены функции моды и стиля на примере фасцинации и информации посредством традиции, заимствования и инновации в рекламе моды. Автор делает вывод о том, что влиять на потребителя можно только в том случае, если коммуникация действительно происходит, и рекламное сообщение устанавливает с потребителем психологический контакт. Рекламный текст может строиться различными путями: с использованием рациональных аргументов, эмоциональным образом - обращением к чувствам и наклонностям людей.
Ключевые слова: реклама моды, фасцинация, информация, рекламная графика.
An^tatton. The article deals with the functions of fashion and style on the example of fascination and information through tradition, borrowing and innovation in fashion advertising. The author concludes that the impact on consumers can be only if communication is really happening, and the advertising message sets from consumer psychological contact. Promotional text can be constructed in various ways: using rational arguments, emotional way appeal to the feelings and inclinations of the people.
Keywords: fashion advertising, fascination, information, advertising graphics.
Введение. На наш взгляд, в первом приближении мода должна быть понята как одна из форм социальной регуляции поведения: как индивидуального, так и группового. Модные стандарты, т.е. определенные способы или образцы поведения, которые время от времени сменяют друг друга - это очень существенная сторона моды. Они составляют разновидность культурных образцов, или, как сейчас принято говорить паттернов, т.е. некие способы поведения, зафиксированные в культуре тем или иным образом. Помимо обычая мода сравнивается с социальными институтами и движениями. Но в своей основе мода -регулятор неинституциональный. Включенные в нее институты (предприятия «индустрии культуры», реклама, дизайнерские студии, промышленные фирмы и т.д.) служат инструментами (более или менее мощными и эффективными) реализации неинституциональных по природе модных принципов, установок и ориентации.
Изложение основного материала статьи. Говоря о регулятивных функциях моды и модной коммуникации как таковой, нужно помнить о таком интересном факторе каким является фасцинация. Данное понятие было введено в научный обиход Ю.В. Кнорозовым [2] разработавшим концепцию соотношения фасцинации и информации. Строго говоря, понятие фасцинации означает свойство сообщения привлекать и удерживать внимание адресата. Фасцинация представляет собой, иными словами, создание у адресата установки на прием сообщения. Применительно к моде, это свойство проявляется главным образом в самом модном стандарте, который должен, прежде всего, привлекать к себе внимание, быть заразительным, формировать установку на потребление. По-видимому, можно говорить об особых средствах фасцинации, сопровождающих сообщения в сфере моды. К ним, в частности, относятся реклама, упаковка, название товара, механизм новостей, новинок, сенсаций.
Рассматривая моду как форму социальной регуляции, нельзя не сказать и об ее динамике. Изменение модных стандартов, имеет два измерения: инновационное и циклическое. На внешне наблюдаемом уровне процесс модной инновации состоит в том, что на смену одним стандартам и моделям («старомодным») приходят другие («новомодные»). «Новомодное» и «старомодное» образуют одну систему, функционально обусловливают друг друга. Суть модной инновации состоит в том, чтобы: 1) зафиксировать социальное внимание на изменениях, отличающих «новомодное» от «старомодного»; 2) затем, независимо от того, на сколько радикальны эти изменения, и независимо от реальной временной принадлежности стандартов, «новомодное» и «старомодное» противопоставляются друг другу во времени: первое помещается в настоящее, а второе в прошлое, хотя реально первое может быть старее второго.
Современные исследователи выделяют и рассматривают три способа осуществления три вида модной инновации:
1) инновация посредством традиции;
2) инновация посредством заимствования;
3) инновация в собственном смысле.
Отдельную разновидность модной инновации, как считается, составляет модный бум, при котором модный стандарт захватывает максимально широкое социальное пространство за чрезвычайно незначительный промежуток социального времени, вызывая тем самым массовый энтузиазм, а иногда одновременно и растерянность.
При анализе циклического аспекта модного изменения выделяются два вида модных циклов, обозначаемые обычно как «модные циклы I и II». К первому относятся более или менее регулярные переходы от одного модного стандарта к другому, совершающиеся в определенный промежуток времени - колебания пространственно-стилевых параметров (например, переход от узкого к широкому, от длинного к короткому и т.п.), определенные ритмы чередования цветов, материалов и др. параметров. Понятие «модного цикла II» относится к процессу распространения определенного модного стандарта (объекта), с точки зрения его принятия участниками моды. Цикличность в данном случае состоит в том, что за принятием определенной «моды» незначительным меньшинством участников следует признание большинства и далее вновь уменьшение числа приверженцев, вплоть до замены другим модным стандартом.
Значение целевой аудитории в функционировании моды в целом исключительно велико. Аудитория не только воспринимает, усваивает и распространяет модные стандарты, но и, в значительной степени, сама формирует их, приписывая тем или иным образам и моделям «модные значения». До тех пор пока какой-либо культурный образец не признан аудиторией в качестве «модного», он не может и считаться таковым. Процесс модной коммуникации часто рассматривается как цепь сообщений, отправляемых от «производителей» к