Научная статья на тему 'Особенности развития и поведения детей из дистантных семей'

Особенности развития и поведения детей из дистантных семей Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
474
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНТНАЯ СЕМЬЯ / ТИПЫ ДИСТАНТНЫХ СЕМЕЙ / СЕМЬЯ МИГРАНТОВ / СЕМЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / РАСПАВШАЯСЯ СЕМЬЯ / СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДИСТАНТНЫХ СЕМЕЙ / DISTANT FAMILY / TYPES OF DISTANT FAMILIES / LABOUR MIGRANTS FAMILIES / FAMILY OF A SERVICEMAN / BROKEN FAMILY / PECULIARITIES OF UPBRINGING OF CHILDREN FROM DISTANT FAMILIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шпильчак Л.Я.

В статье обоснована типология дистантных семей, раскрыты особенности функционирования распавшихся семей, семей трудовых мигрантов, семей военнослужащих и других типов дистантной семьи, представлена специфика развития и поведения детей из различных типов дистантной семьи. Результаты исследования могут быть полезными научным работникам, социальным педагогам, практическим психологам, учителям, всем причастным к воспитанию и развитию детей из дистантных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития и поведения детей из дистантных семей»

Шпильчак Л.Я. ©

Преподаватель кафедры языковедения Ивано-Франковского национального медицинского

университета, Украина

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДИСТАНТНЫХ СЕМЕЙ

Аннотация

В статье обоснована типология дистантных семей, раскрыты особенности функционирования распавшихся семей, семей трудовых мигрантов, семей военнослужащих и других типов дистантной семьи, представлена специфика развития и поведения детей из различных типов дистантной семьи. Результаты исследования могут быть полезными научным работникам, социальным педагогам, практическим психологам, учителям, всем причастным к воспитанию и развитию детей из дистантных семей.

Ключевые слова: дистантная семья, типы дистантных семей, семья мигрантов, семья военнослужащих, распавшаяся семья, специфика развития детей из дистантных семей.

Keywords: distant family, types of distant families, labour migrants families, family of a serviceman, broken family, peculiarities of upbringing of children from distant families.

Постановка проблемы. Негативными особенностями жизнедеятельности семьи в Украине является кризис семьи, который означает невозможность самостоятельного выполнения своих функций в обществе через наличие у семей сложных комплексных проблем, в том числе и в такой уязвимой семейной микросреде, которой является дистантная семья. Дистантной нуклеарной семьей считаем динамическую малую социальную группу людей, которые совместно проживают или временно отсутствующие, соединенные родственными отношениями (брака, кровного родства), общностью формирования и удовлетворения биологических, социально-экономических и духовных потребностей, любовью и взаимной моральной ответственностью, один из взрослых членов которой по разным причинам находится в длительном отсутствии вне условий семейного дома, в связи с чем усложняются возможности передачи детям опыта семейных поколений, обедняются возможности социального развития и всестороннего становления ребенка в ролях семьянина, гражданина, труженика, творца. Учитывая особенности существования разных типов дистантных семей в наше время возникает острая проблема квалифицированной помощи социальных педагогов, в частности, в осуществлении социально-педагогического сопровождения детей из этих семей. Социально-педагогическое сопровождение детей из дистантних семей - это разновидность деятельности социального педагога из организации социального взаимодействия с членами этого семейства через создание благоприятных условий в разных типах микросред, в которых происходит их социализация, их социальное становление, осуществляется защита их прав с целью всестороннего развития, преодоления ими жизненных трудностей, сохранения, повышения их социального статуса.

Дистантная семья - это один из четырех типов семей, который научные работники зачисляют к числу неполных. Это семьи, где один из родителей находится на заработках в разных регионах нашей страны и за рубежом, находится в тюремном заключении, длительное время до официального развода проживает отдельно от семьи и др. Учитывая то, что ХХ1 век показал себя веком функционирования неполных семей, актуальность этой проблемы трудно переоценить. Миллионы детей из таких семей лишены надлежащей родительской заботы, слабо подготовлены к семейной жизни, уязвимые к любым жизненным осложнениям.

За отчетом Генеральной Секретаря ООН из мониторинга мирового населения, посвященной международной миграции и развитию, Украина занимает четвертое место за количеством международных мигрантов. По разным оценкам, на протяжении года

© Шпильчак Л.Я., 2014 г.

приблизительно 5 млн. наших соотечественников находятся на заработках за рубежом [3, 48; 4, 56-57]. Как допускает Н. Гордиенко, если Украину за последние годы покинуло 7 миллионов граждан, то без родительской заботы в настоящее время живет приблизительно 7,5 - 9 млн. несовершеннолетних [1, 31]. Поэтому вопросы профессиональной компетентности лиц, которым государство поручает осуществлять социальное, психолого-педагогическое сопровождение таких детей, всегда находятся в центре внимания как практиков, так и научных работников.

Дистантная семья как ячейка воспитания детей, лишенных в большой степени родительской заботы, которая сочетает в себе психосоциальные и социально-педагогические проблемы, изучена в Украине недостаточно. Отдельные аспекты этой проблемы исследовали: эмоциональную сферу и тревожность подростков (М. Гончарук, О. Григорьева, О. Движона, О. Раевская, М. Табаковод), их трудновоспитаннность (К. Гринык, Р. Зозуляк, О. Копоть, Н. Кубьяк, Д. Пенишкевич, О. Пнева) и делинквентное поведение (Я. Мудрый, М. Филяк); предотвращение педагогической запущенности (Н. Кубьяк, К. Гринык); основы жизнедеятельности дистантных семей военнослужащих (А. Капская, Н. Олексюк); семью, которая распалась через расстройства супружеских отношений (Б. Ковбас, В. Костив); возможности ввода для детей трудовых мигрантов временной опеки (К. Гринык, Н. Кубьяк, К. Левченко), совершенствования социально-педагогической деятельности (Т. Веретенко, Р. Матвиив, И. Трубавина), предоставления помощи и социально-педагогического сопровождения детей трудовых мигрантов (Н. Гевчук, Н. Гордиенко, А. Изотова, Г. Католик, Л. Ковальчук, К. Левченко, В. Петренко, А. Пидсаднюк, Д. Романовская, И. Трубавина, И. Цушко); подготовку социальных педагогов к работе с дистантными семьями (Н. Кубьяк, Л. Смеречак, Д. Пенишкевич); анализ зарубежного опыта (Б. Грюнвальд, Т. Крюкова, О. Куфтяк, Г. Макаби, С. Минухин, Р. Овчарова, М Сапоровская, Ч Фишман, О. Холоденко).

Следовательно, существуют отдельные научные и популярные работы, посвященные функционированию в Украине дистантных семей, которые не дают целостного представления о ее жизнедеятельности. Имеющийся зарубежный опыт требует специального анализа, переработки и трансформации относительно объективных и субъективных условий жизнедеятельности украинских семей [7].

Результаты исследования и их анализ. К детям из дистантных семей относят преимущественно категории социальных сирот, когда родители едут за границу на заработки и длительное время не занимаются воспитанием детей (Д. Пенишкевич, О. Копоть, 2009). Даже длительное отсутствие ребенка в семье через передачу его в интернатное заведение относят к признакам дистантной семьи (Г. Батищева, З. Зайцева, 1996; Р. Матвиив, 2009). "Одинокими родителями" Б. Грюнвальд и Г. Макаби [2, 322] называют вместе с вдовцами, разведенными и лицами, которые никогда не вступали в брак, тех родителей, которые проживают отдельно от семьи в течение длительного времени (военнослужащие; те, кто вынуждены работать далеко от дома; те, кто находится в тюрьме или в другом учреждении закрытого типа).

Ф. Мустаева определяет дистантной семью, в которой жизнедеятельность каждого из супругов через специфику их профессии проходит в большей степени отдельно (семьи бортпроводников, моряков, артистов, космонавтов, геологов, военных, спортсменов; в среднем таких семей - 4-6% от общего количества семей) [6]. С ней солидарна И. Трубавина, определяющая дистантной семью, члены которой находятся по разным причинам на расстоянии друг от друга - профессия, заключение, лечение, неспособность содержать семью и передача детей временно в интернат и т. под. [9].

Анализируя жизнедеятельность дистантных семей работников за рубежом, Д. Пенишкевич подает такую классификацию, условно разделяя их на категории: 1) семьи, где существует взаимопонимание (каждый из родителей исполняет отведенную ему роль, а один из них зарабатывает деньги на учебу детей, строительство жилья, открытия собственного бизнеса и т. д.; их нельзя назвать неблагополучными); 2) неблагополучные дистантные семьи (с детьми дома остается один из родителей; невозможность сочетания в этих условиях выполнения роли матери и отца; потеря нередко работы через необходимость ухода за ребенком; решение потребности в материальных средствах за счет заработка мигранта; злоупотребление алкоголем

и безнадзорность ребенка); 3) оба родители длительное время находятся на заработках за рубежом (ребенок, как правило, остается на попечении бабушки, дедушки, дальних родственников, соседей, друзей и т. под.; следствие этого - дезадаптация и социальная незащищенность ребенка) - [8, 89-93].

Согласно классификации типов семей на основе семейных отношений В. Костив [5] дистантной называет неполную нуклеарную или расширенную семью, в которой постоянно проживает с ребенком один из родителей, а другой по определенным причинам достаточно длительное время отсутствует. По его определению, дистантная семья - это динамичная социальная группа людей, соединенных семейными отношениями (брака, кровного родства, усыновления, опеки), общностью формирования и удовлетворения биологических и социально-экономических потребностей, любовью и взаимной моральной ответственностью. Это семья, которая официально считается полной, а в действительности ребенок не получает родительского влияния из-за отсутствия отца (реже матери) в связи с достаточно значительной дистанцией пребывания одного из родителей от семьи [5, 100].

Анализируя разновидности дистантных семей, он отмечает, что важным типологическим признаком классификации таких семей является причина образования дистантной семьи. Отсюда он выделяет такие дистантные семьи: 1) образованную в результате долговременного тюремного заключения одного из родителей; 2) образованную после выезда на заработки одного из родителей в дальнее зарубежье (как правило, его пребывание за рубежом на заработках длится десяток лет; даже в случае, когда после легализации и заключения трудового договора он (она) приезжает в месячный отпуск, то одинаково его (ее) влияние на ребенка минимальное; 3) образованную после выезда одного из родителей в близкое зарубежье (постоянное пребывание его / ее на сезонных работах; как правило, такие родители приезжают домой только на зимний период или вообще находятся дома только два-три месяца на несколько лет, что влечет за собой появление в местах их пребывания новой, юридически неоформленной семьи; жены/мужья таких "общественных браков" считают, что они являются в браке, что и фиксируется во время переписей); 4) образованную в результате фактического распада семьи (муж/жена проживают от семьи отдельно длительное время, что бывает ориентировочно в таких ситуациях: а) "зашла коса на камень" (никто не хочет уступить, потому один из них проживает у своих родителей, отдельно от семьи с ребенком; б) один из родителей подает на развод, другой препятствует разводному процессу (как правило, такие случаи длятся 3 года и больше); специалисты утверждают, что между разрывом отношений и обращением в суд проходит достаточно длительный период; побочным образом о мере распространения таких семей свидетельствуют данные последних переписей в бывшем Союзе, согласно которым в стране было приблизительно на 1,5 млн. больше замужних женщин, чем женатых мужчин [5, 99-101].

Анализируя специфику взаимоотношений в разных типах дистантных семей, отметим, что в каждом из них актуализируются проблемы воспитания детей и необходимость осуществления их сопровождения через ряд причин. В частности, в дистантной семье трудовых мигрантов такими причинами являются: 1) резкий рост за последние годы количества семей трудовых мигрантов, отсутствие учета семей трудовых мигрантов; разрыв родственных связей; 2) несформированность государственной политики относительно урегулирования проблем семей трудовых мигрантов, отсутствие нормативно-правовых документов относительно защиты прав детей трудовых мигрантов; отсутствие официального представителя ребенка в суде и т. под.; 3) крайности в бытовых и материальных неурядицах; завышение меркантильных и потребительских интересов детей трудовых мигрантов; развитие небрежности, легкомысленности, изменение представлений о труде и профессиях в жизни человека; 4) нечастые встречи с родителями; переживание через отсутствующих родителей, беспокойство, страх, одиночество, чрезмерные попытки самоутверждения; 5) постоянное ожидание и неопределенность; 6) отчуждение и охлаждение как форма поведения; 7) внутренние конфликты, отказ от попыток найти настоящую идентичность; отсутствие понимания у детей трудовых мигрантов национальной и личностной идентичности; 8) формирование неадекватного Я-образа, а отсюда и проблемы дезадаптации, ощущения одинокости и

ненадобности; 9) отсутствие передачи опыта, знаний, умений от родителей к детям; 10) дефицит эмоционального общения детей с родителями, нехватка ласки и любви родителей, которая вызывает психологические расстройства; 11) сочетание чувства вины и обиды на родителей, актуализация потребности в близком человеке; 12) неустойчивое положительно-эмоциональное отношение ребенка к себе, своих качеств, отсутствие благоприятных условий развития волевых качеств ребенка, ведущих к неадекватной самооценке, замкнутости, нерешительности, негативизму, упрямству, неорганизованности, импульсивности поведения; возникновения "кладбища невыраженных эмоций" - запрет рассказывать родителям о своих проблемах, настоящем положении вещей; 13) низкий уровень или отсутствие педагогических навыков и культуры у взрослых, присматривающих за ребенком; отсутствие четкой регламентации требований, идущих от взрослых; 14) ограничение самостоятельности ребенка со стороны лиц, заменяющих родителей; 15) потеря авторитета взрослых в глазах ребенка; 16) трудности процесса социализации личности ребенка, изменение его социального окружения, привычек и ценностей, нарушение его социального статуса; 17) недостаточный уровень формирования критического мышления, отсутствие формирования правильного мировоззрения; 18) отсутствие жизненных целей, протест против всего; 19) проблемы с учебой и успешностью, отсутствие доверия к школе, пропуски занятий без уважительных причин, проблема досуга; 20) отсутствие доверия к окружению через иногда несправедливое и жестокое отношение с его стороны; психическое или физическое насилие над ребенком; 21) попадание в "плохие" компании, вредные привычки, конфликты и стрессы; неполноценное воспитание; 22) отсутствие достаточного присмотра и внимания со стороны взрослых (родителей/родственников), ощущение вседозволенности и прибегание к обману, ведущего к формированию девиантного поведения несовершеннолетних, педагогической запущенности, трудностям в воспитании, совершение правонарушений; 23) копирование ребенком модели семьи родителей, отношений в ней, распределения обязанностей и перенесение этих представлений на свою будущую семью; 24) искаженное восприятие семьи детьми эмигрантов, отсутствие позитивной модели семейной жизни; 25) неадекватное построение взаимоотношений с противоположной статью.

К примеру, за результатами исследования, специфическими проблемами одного из типов дистантных семей - семей военнослужащих являются:

• рост количества проблемных, конфликтных, кризисных современных семей военнослужащих; длительное проживание родителей ребенка порознь;

• жилищная неустроенность; присущность семьи военнослужащего феномена "бездомности" в связи с частыми переездами на необустроенные местожительства или с отсутствием собственного жилья; отсутствие надлежащих экономических и бытовых условий для нормального функционирования, воспитание здорового поколения; недостаточный уровень выполнения рекреативной функции семьи из-за отсутствия надлежащих условий и средств, низкий уровень положительно-направленной жизнедеятельности и нарушение функциональности семейных связей;

• малообеспеченность через низкую оплату труда, отсутствие возможности нахождения дополнительного заработка, высокую оплату за аренду жилья; низкий жизненный уровень, ведуший к обнищанию семей и соответственно отражающийся на их здоровье, интеллектуальном развитии; проблемы с трудоустройством и социальным положением жен военнослужащих, характерность деквалификации и синдрома "несостоявшейся карьеры";

• отдаленность от местожительства старшего поколения (исключается его помощь в воспитании внуков); дефицит общения с родителями и родственниками; слабость внутрисемейных контактов, отсутствие эмоциональной близости, разъединенность родителей и детей во многих семьях военнослужащих; внутрисемейная гиперпроекция на отношения с детьми через специфический характер военной деятельности;

• проблема с образованием и воспитанием детей военнослужащих в связи с частыми изменениями учебных заведений, невозможностью их выбора, отдаленностью от культурных и академических центров; узкие социальные контакты со школой, секциями, клубами, что усугубляет дистантность семьи и осуществления ею своих образовательно-воспитательных функций;

• невыполнение должным образом коммуникативной функции семьи военнослужащего через частые и длительные командировки; осложнение социального взаимодействия членов семьи военнослужащего через неблаго-приятный социально-психологический климат, постоянную психическую нагрузку, особенно в случае участия военнослужащего в боевых действиях; заниженный уровень психологического, морального и социального здоровья членов семьи; подчинение собственных семейных потребностей и планов интересам военного содружества;

• рост социальной напряженности, разочарования в профессиональной деятельности через ощущение нереализованности своих возможностей, неуверенность в будущем; повышение физических и психологических нагрузок из-за действия разных негативных факторов среды, необходимость постоянной социально-психологической адаптации к новым условиям;

• глобальное семейное недовольство через расхождения между ожидаемыми и реальными условиями жизни семьи, появление в связи с этим неврозов, депрессии, алкоголизма, акцентуаций характера; семейная тревожность, ее проявление в страхе относительно здоровья, беспомощности и неспособности предотвратить неблагоприятный ход событий; чувства военнослужащего как виновника семейных неурядиц.

Основными особенностями взаимоотношений в дистантных семьях являются: недостаточность воспитательного потенциала дистантной семьи в связи с длительной разлукой супругов, при которой отец (мать), который остается с ребенком (детьми) вынужден (а) ограничить социальные контакты, что приводит к самоизоляции семьи, порождает чувство одинокости и эмоционально-зависимые детско-родительские отношения; присутствие отца (матери) в семье имеет эпизодический характер, вызывает временные нормативно-ролевые трансформации в семье, но не влияет на систему воспитания детей, поскольку сводится к позиции гостя в собственном доме, чья непонятная родительская функция часто противоречит материнской линии воспитания; прослеживается непоследовательный стиль родительского (материнского) с преобладанием ограждающе-опекунского отношения, в результате которого формируется ребенок инфантильно-зависимого типа личности.

Эти обстоятельства выступают в качестве существенного препятствия для динамической социализации детей, особенно в подростковом возрасте, который требует от них активного самоутверждения в среде ровесников. Факторами социализации детей из дистантних семей являются: неравный "мерцающий" режим функционирования семьи в связи с приходом и отходом отца (матери); низкая социальная интеграция членов семьи; искривление родительских функций в сторону материнского (женского) или родительского (мужского) типа воспитания; неопределенность и непрочность предлагаемых семьей моделей поведения и мировоззрения; незначительное включение детей в хозяйственные заботы семьи; стремление к мифологизации в семейном воспитании, связанной с идеализацией образа отца (матери) как идентификационного ориентира в процессе социализации. Результатами таких условий появляется структурно-ролевая, функционально-нормативная и коммуникативная незавершенность семьи, которая находится большей частью в режиме ожидания своего возобновления.

Неустойчивый, дрейфующий характер социализации детей из дистантных семей задает особенную, постоянно переменную конфигурацию воспитательного влияния. Развитие детей в этих семьях не может приобрести стойкого социального русла через напряжение, существующее между семьей и социумом. Семья стремится замкнуться в своих пределах от социума, препятствуя полноценной социальной интеграции детей. Внутри распавшейся семьи ребенок не может получить полноценную модель идентификации и необходимые нормы социального поведения.

Сегодня основное задание всех специалистов, работающих с семьей - найти оптимальные способы гармонизации отношений между дистантной семьей и социальным окружением через поиск позитивных ресурсов внутри семьи, создания такой ситуации в стране, которая привела бы к уменьшению количества детей, находящихся в таких сложных условиях. Укрепление социализирующей роли самой семьи стоит осуществлять через предоставление ей

развернутой социально-педагогической помощи, психологической поддержки и установления производительных связей с социумом.

В процессе изучения теоретического аспекта социально-педагогической помощи распавшейся семьи в воспитании ребенка, мы выяснили, что целью поддержки воспитателей и детей в такой семье является предоставление помощи ребенку в процессе его социализации и создания условий для его самореализации в обществе. Для достижения поставленной цели специалисту, осуществляющему социально-педагогическую работу с такими семьями необходимо: изучать личность ребенка и людей, его окружающих, анализируя влияние социальной среды на его формирование; организовать взаимодействие всех членов дистантной семьи на основе методики контактного взаимодействия; помочь исправить ошибки воспитания, негативно влияюших на развитие личности ребенка; помочь матери (отцу) и ребенку из дистантной семьи найти и реализовать себя; оказать помощь в сфере эмоционально-психологического здоровья.

Критериями эффективности воспитательного потенциала по делу социализации детей из дистантных семей являются: ценностное освоение школьной среды, включения детей в социокультурное пространство (учреждения культуры, дополнительного образования, секции, кружки и т. п.), включение ребенка в социальный многогранный процесс (общественные организации, объединения и т. п.), включение отца (матери) в образовательный и воспитательный процесс (школьный совет, микрокружки, общие мероприятия); мера участия общественных организаций, социальных психологических служб в воспитании детей; отсутствие социально-негативных явлений в подростковой среде; возможность самореализации в жизненном пространстве по месту жительства (наличие развитой инфраструктуры обеспечения социально-полезного досуга); совокупность педагогических условий обеспечения успешной социализации детей из дистантных семей (организационные, тактические, технологические, методические); зависимость успешной социализации детей в дистантной семье от активной компенсаторной роли отцов (матерей), оставшихся с ребенком, как агентов социализации.

Как показали результаты нашего исследования, основными педагогическими условиями успешной социализации детей из дистантных семей являются: адресные усилия основных субъектов образовательных учреждений, социальных и психологических служб, общественных и культурных организаций, направленные на укрепление воспитательного потенциала семьи, включение детей и оставшейся матери (отца), в процесс активных социальных взаимодействий и самореализации в разных сферах (в школе, социуме, в сфере домашнего быта, досуга и т. п.). Для обеспечения таких условий в государстве необходимым является взаимосочетание комплекса мероприятий: социально-педагогической диагностики, психолого-педагогического просвещения родителей, коррекции педагогической позиции школьного учителя, включения семьи в школьную внеклассную работу, социально-педагогическая и психологическая поддержка семей, психолого-педагогическое консультирование, социально-педагогическая профилактики семейных проблем, использование тренинговых занятий для коррекции родительско-детских отношений, социально-педагогическая протекция, организация семейного досуга.

Выводы. Таким образом, специалист, работаюший с дистантной семьей, информирует взрослых о важности и возможных способах взаимодействия родителей и детей, раскрывает особенности развития ребенка, дает педагогические советы по воспитанию детей. Объектом действия в семье может быть ребенок, взрослые члены семьи и сама дистантная семья. Деятельность социальных педагогов, осуществляющих социально-педагогическую помощь дистантной семье, включает три основных составляющих: образовательную, психологическую, посредническую. Взаимодействие между родителями и детьми в дистантной семье определяется профессиональной компетентностью социально-педагогических работников, уровнем их психолого-педагогической культуры, навыками контактного взаимодействия, соблюдением требований относительно налаживания контакта и усовершенствования воспитательного потенциала дистантной семьи.

Литература

1. Гордieнко Н., Бобела С. Трудова м^ащя: зрадженi надiï на щасливе ди-тинство // Сощально-психолопчш проблеми виховання дiтей в дистант-них сiм'ях i методично-теоретичнi засади тдготовки спецiалiстiв до роботи з ними : матерiали Всеукрашсько1' наук.-практ. конф., 30-31 жовтня 2008 р. - Чершвщ : Технодрук, 2008. - С. 31-35.

2. Грюнвальд Б., Макаби Г. Консультирование семьи / Пер. с англ. - М. : Когито-Центр, 2004. - 416 с.

3. 1лащук О., Кобилянська Л. Трудова м^ращя: зраджеш нади на щасливе дитинство // Сощально-психолопчш проблеми виховання дтей в дистант-них шм'ях i методично-теоретичш засади пiдготовки спецiалiстiв до роботи з ними : матерiали Всеукрашсько1' наук.-практ. конф., 30-31 жовтня 2008 р. - Чершвщ : Технодрук, 2008. - С. 48-51.

4. Ковальчук Л. Дгги трудових м^анпв // Соцiальний педагог. - 2008. - № 3(15). - С. 56-59.

5. Косив В. Класифшащя дистантних шмей // Науковий вюник Чершвець-кого унiверситету. Серiя "Педагопка i психолопя". - Чернiвцi : Рута, 2009. - Вип. 444. - С. 97-102.

6. Мустаева Ф. Социальная педагогика: Учебник для вузов. - М. : Академи-ческий проспект; Екатеринбург : Деловая книга, 2003. - 28 с.

7. Овчарова Р. Родительство как психологический феномен: Учебное посо-бие. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

8. Пешшкевич Д. Пщготовка майбутшх сощальних педагопв до роботи iз дистантними шм'ями // Науковий вюник Чершвецького ушверситету : зб. наук. праць. Педагопка та психолопя. - 2005. -Вип. 225. - С. 89-97.

9. Сощально-педагопчна та психолопчна робота з дтми трудових м^ан-пв / За ред. К. Левченко, I. Трубавшо1', I. Цушка. - К. : ФОП "Купрiянова", 2007. - 240 с.; 2008. - 377 с.

10. Трубавша I. Сощально-педагопчна робота з неблагополучною шм'ею. Навчальний пошбник. - К. : ДЦССМ, 2003. - 113 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.