Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение формирования самосознания подростков из дистантных семей'

Психологическое сопровождение формирования самосознания подростков из дистантных семей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1000
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ ПОДРОСТКА / ДИСТАНТНЫЕ СЕМЬИ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цынцарь Анна Леонидовна

В статье рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения формирования самосознания подростков из дистантных семей. Представлена психолого-педагогическая программа, способствующая адекватному развитию самосознания подростка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of formation of consciousness of teenagers from distant families

The article considers the problem of psycho-pedagogical support of formation of consciousness of teenagers from distant families. The author presents psychological and educational program that promotes adequate development of the adolescent self-consciousness.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение формирования самосознания подростков из дистантных семей»

ее ^

| Библиографический список

^ О

1. Петренко Е.А. К вопросу разработки методов исследования сформирован-§ ^ ности общекультурных компетенций учащихся колледжей // Педагогика 5 и психология образования. 2016. № 1. С. 93-99.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060501 Сестринское дело.

А.Л. Цынцарь

Психологическое сопровождение формирования самосознания подростков из дистантных семей

В статье рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения формирования самосознания подростков из дистантных семей. Представлена психолого-педагогическая программа, способствующая адекватному развитию самосознания подростка.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, самосознание подростка, дистантные семьи, подростки.

Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности. В подростковом возрасте имеют место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. У подростков выделяют «доминанту усилия» (тяга ребенка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям) и «доминанту романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Однако самое главное новообразование этого возрастного этапа -развитие рефлексии и на ее основе - самосознания. В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания

о ^

X О

б ^

С IX

о.

зависит от культурного содержания среды [2]. Самосознание подростка -это новый и очень существенный уровень формирования его личности. В подростковом возрасте впервые в развитии личности акты самосознания: самопознание, самонаблюдение, самоотношение, саморегулирование поведения и деятельности, - становятся необходимой потребностью личности. Степень развития этой потребности влияет на формирование нравственных качеств личности в процессе дальнейшего ее становле- ^ о ния. В свою очередь потребность в самосознании стимулируется воз- П никновением в этом возрасте другой важнейшей потребности - потребности в самовоспитании [2].

Процесс развития самосознания подростка протекает сегодня на фоне изменившихся социально-экономических условий. Сегодня любая семья в нашей стране испытывает на себе все сложности социально-экономических условий и вытекающие отсюда проблемы становления личности подростка. Появляются семьи, где один из родителей по разным причинам не может принимать полноценного участия в воспитании детей. Эта категория детей получила название «дистантные семьи» [4; 6].

Отъезд одного из родителей на длительное время является нестандартной ситуацией внутрисемейного развития. Все члены семьи вынуждены приспосабливаться к новым внутрисемейным условиям. Дети испытывают психологический дискомфорт, особенно если их связывали с уехавшим родителем теплые доверительные отношения. Оставшиеся члены семьи вынуждены распределять между собой обязанности временно отсутствующего родителя, что ведет к дополнительной не только эмоциональной, но и физической нагрузке, увеличивается нагрузка на подростка и в ежедневных домашних обязанностях.

Любые психологические переживания подростка требуют поддержки и помощи близких. Но не всегда оставшийся родитель (в силу возросшей нагрузки и др. причин), способен уделить подростку необходимое внимание: поговорить с ним «по душам», оказать психологическую поддержку и вселить уверенность в том, что любые трудности временны и с ними можно справиться. Поэтому сейчас остро встал вопрос об организации психологического сопровождения становления самосознания подростков из дистантных семей [Там же].

В психологических исследованиях существует ряд определений понятия «психологическое сопровождение». В своем исследовании мы использовали определение М.Р. Битяновой: психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психического развития ребенка [1].

2 Е Цель психологического сопровождения в развитии личности ребен-|о ка заключается в организации сотрудничества, направленного на его о 5 самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и систе-

§ ^ мой отношений.

ш

с М.Р. Битянова считает, что психологическое сопровождение - это

ценностное основание работы психолога с ребенком, адекватный метод психологической работы и, наконец, организационная модель деятельности психолога. Она выделяет три основных идеи, лежащие в основании различных моделей психологической деятельности.

Идея первая: суть психологической деятельности - в научно-методическом руководстве педагогическим процессом. Ее цель может задаваться разными словами, например, как научное психолого-педагогическое обеспечение педагогического процесса.

Идея вторая: смысл деятельности психолога - в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей.

Идея третья: суть психологической деятельности - в сопровождении ребенка в процессе всего обучения и воспитания [1].

Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:

1) осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития подростка, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;

2) определение психологических критериев эффективного обучения и развития подростков;

3) разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития подростков;

4) приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.

В качестве приоритетной деятельности работы психолога в модели сопровождения, наряду с психологическим просвещением, профилактикой, пропедевтикой, психодиагностикой, психологическим консультированием и экспертизой, выступает психологическая коррекция [6]. Коррекционная работа невозможна без следующих пяти основных элементов:

- подросток, который имеет целый проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции;

- психолог как специалист, способный оказывать помощь;

- теория, которая используется для объяснения проблем;

- набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем подростка;

- специальные социальные отношения между психологом и подростком, которые помогают облегчить проблемы последнего. В наших исследованиях было установлено, что отъезд родителя является психотравмирующим эмоциональным состоянием и может вызвать нервно-психическое напряжение, беспокойство, усталость, тревожность, 5 неуверенность, субдепрессивные состояния (подавленность, неудовлет- П воренность, тоску) [4; 6]. Как показали исследования, в качестве доминирующей эмоции выступает страх: страх, что придется подчинить свое поведение внешней необходимости, страх перед ограничениями, страх перед внутренним одиночеством. Перечисленные эмоциональные состояния и страхи являются следствием неудовлетворенных притязаний на собственную силу, превосходство; на иллюзорное ожидание блага, поиск счастья; на приятное обращение со стороны окружающих, на любовь.

Предлагаемая нами психолого-педагогическая программа сопровождения была направлена на преодоление подростками эмоциональных переживаний, вызванных отъездом родителя, и на развитие самосознания подростков из дистантных семей. В ней использовались элементы уроков, предлагаемые Е.А. Сорокоумовой [3].

Особое внимание в программе было уделено развитию тех качеств самосознания, которые показали недостаточное развитие по сравнению со сверстниками из традиционных семей, а именно - развитию самоуважения, борцовских качеств, общительности, самоуважения, самопринятия, самоуверенности. Целью формирования самосознания подростков из дистантных семей являлось также развитие качеств, способствующих успешной социализации. Задачи программы:

- способствовать развитию самосознания подростков;

- формировать у подростков установку на самопознание и саморазвитие, способствовать развитию интереса к самому себе;

- способствовать социализации подростков и осознанию ими жизненных целей и путей их достижения;

- стимулировать подростков на самостоятельное решение сложных жизненных ситуаций.

Программа состоит из 4-х блоков:

1 блок - «Кто Я? Какой Я?»;

2 блок - «Я в глазах окружающих»;

3 блок - «Взросление: ребенок и родители»;

4 блок - «Смысл жизни, жизненные цели и пути их достижения» (таблица 1).

о ^

X О

б ^ с к

о.

о

Педагогическая психология

Таблица 1

Программа формирования самосознания подростков из дистантных семей

Блок Название Задачи Методы Кол-во часов

1 блок «Кто Я? Какой Я?» Осознание своей уникальности и ценности как личности; выявление индивидуальных особенностей; сравнение образов «Я-реальный» и «Я-идеальный» Коллаж «Все грани моего Я» Опрос Тренинг «Познание себя» Анализ образов «Я-реальный», «Я-идеальный» Тренинг «Избавление от комплекса» Арт-терапия: «Я и мои страхи» 10

2 блок «Я в глазах окружающих» Сравнение образов «Я глазами сверстников», «Я глазами родителей», «Я глазами взрослых» Ролевое развитие и трансформация, расширение способов коммуникации, идентификация с различными ролями и ситуациями, ритуальный характер действий членов группы. Анализ образов «Я глазами сверстников», «Я глазами родителей», «Я глазами взрослых» Занятие «Общение как ценность» Тренинг «Развитие навыков общения» 5

3 блок «Взросление: ребенок и родители» Осознание своего места и значимости в семье Осознание своих желаний и жизненных целей Осознание счастливых моментов в жизни, осознание того, что нужно сделать, изменить, чтобы почувствовать себя счастливым Тренинг «Когда Я был маленьким» Групповое занятие с родителями «Мои родители, их мечты в детстве и сегодня» 3

4 блок «Смысл жизни, жизненные цели и пути их достижения» Саморазвитие как жизненный путь Тренинг «Я сам строю свою жизнь» [7] Арт-терапия: «Я и мои мечты» 10

Методы реализации программы развития самосознания:

1) психологическое просвещение;

2) психологическая диагностика (выявление динамики изменений), особенностей самосознания, особенностей взаимоотношений подросток - родитель;

3) анализ подростками образов «Я-реальный», «Я-идеальный» «Я глазами сверстников», «Я глазами родителей», «Я глазами взрослых»; ч

4) работа с подростковыми клубами по месту жительства, в тесном П сотрудничестве с социальными педагогами клубов;

5) выявление интересов, жизненных планов подростков, привлечение к новым видам деятельности: творческой, спортивной, социальной;

6) психологическое консультирование подростков (индивидуальное и/или групповое, с родителями и/или без), с проработкой личностных проблем, выстраиванием общего жизненного плана;

7) тренинги: «Познание себя», «Избавление от комплекса», «Развитие навыков общения», «Я был маленьким»;

8) консультирование родителей в области детско-родительских отношений с целью коррекции психотравмирующего эмоционального напряжения в семье, вызванного отъездом одного из родителей; формирование доверительных и поддерживающих отношений между членами семьи;

9) групповая работа с родителями;

10) родительский клуб.

Хорошие результаты в коррекции эмоциональных состояния дает арт-терапия, которую мы также активно применяли в предлагаемой программе. В арт-терапии используются упражнения и темы, позволяющие подростку отразить свой жизненный опыт и систему отношений с другими людьми, включая отношение к самому себе; позволяющие исследовать и корректировать поведение в различных критических ситуациях и выражать чувства, связанные с ними. Это сопровождается осмыслением себя в контексте своей жизни, на фоне рефлексии своих чувств и потребностей.

Конечной целью коррекции психотравмирующего эмоционального состояния является снятие психологических барьеров, что способствует ориентации подростка на более глубокое осознание себя, своих психологических проблем и особенностей.

Успешность процесса семейной социализации определяется наличием у семьи необходимого воспитательного потенциала, состоящего в ее способности создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды необходимые условия его максимального личностного развития [5].

о ^

X О

б ^ с к

.

о о

* | Нами были разработаны рекомендации для родителей, способствует § ющие эффективному становлению самосознания подростков из дис-о 5 тантных семей.

го 1=

ч

^ • Не злоупотреблять наказаниями и запретами.

• Вовлекать подростка в разные виды деятельности и держать ситуацию под постоянным контролем.

• Не требовать идеального поведения. Разговаривать, объяснять, но не ставить условий.

• В ребенка необходимо верить - это главное!

• Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.

• Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу.

• Нельзя подшучивать над подростками, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

• Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

• Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.

• Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

• Расскажите им о себе, вашей истории первой любви, это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.

• Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.

• Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

• Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой - стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.

Психолого-педагогическое сопровождение, направленное на успешное формирование самосознания подростков из дистантных семей, одновременно охватывает родителей и способствует совершенствованию их самосознанию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перед отъездом родители-гастарбайтеры должны позаботиться о следующем: о

- правильно идентифицировать лицо, которое займет их место во время отсутствия, и поставить в известность местную власть;

- убедиться, что у подростка существуют гармоничные отношения с данным лицом;

- уведомить классного руководителя о решении уехать на время за гра- ч ницу; с

- организовать встречу между родителями и классным руководителем, наметить самые важные моменты на период своего отсутствия (обязанности, требования и т.д.);

- обсудить решение своего отъезда с подростком и разработать совместно расписание телефонных контактов, установить период/день возвращения и т.д.

Данные рекомендации родителям, педагогам, психологам, взрослым, взаимодействующими с подростками из семей трудовых мигрантов, окажут помощь и укажут направление формирования гармоничных отношений с подростками.

о ^

VO

о

и ™ с к

о.

VO

о

Библиографический список

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.

2. Психология самопознания как научная основа развития субъектов обучения / Иванов А.А., Бобро Т.П., Куркова Т.Е. и др.; Под ред. Е.А. Сорокоу-мовой, И.В. Усольцевой. М., 2012.

3. Сорокоумова Е.А. Уроки самопознания в начальной школе: Практическое пособие. М., 2007.

4. Сорокоумова Е.А., Цынцарь А.Л. Некоторые особенности дистантных семей (на примере Приднестровья) // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2015. № 4. С. 5-10.

5. Сорокоумова Е.А., Маргун И.П. Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 5. С. 184-191.

6. Цынцарь А.Л. Психолого-педагогические условия формирования самосознания подростков из дистантных семей: Дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2015.

7. Я сам строю свою жизнь: тренинг развития жизненных целей / Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В. и др.; Под ред. Е.Г. Трошихи-ной. СПб., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.