ее ^
| Библиографический список
^ О
1. Петренко Е.А. К вопросу разработки методов исследования сформирован-§ ^ ности общекультурных компетенций учащихся колледжей // Педагогика 5 и психология образования. 2016. № 1. С. 93-99.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 060501 Сестринское дело.
А.Л. Цынцарь
Психологическое сопровождение формирования самосознания подростков из дистантных семей
В статье рассматривается проблема психолого-педагогического сопровождения формирования самосознания подростков из дистантных семей. Представлена психолого-педагогическая программа, способствующая адекватному развитию самосознания подростка.
Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, самосознание подростка, дистантные семьи, подростки.
Подростковый возраст занимает особое место среди других возрастных этапов становления личности. В подростковом возрасте имеют место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. У подростков выделяют «доминанту усилия» (тяга ребенка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям) и «доминанту романтики» (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму).
Однако самое главное новообразование этого возрастного этапа -развитие рефлексии и на ее основе - самосознания. В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания
о ^
X О
б ^
С IX
о.
зависит от культурного содержания среды [2]. Самосознание подростка -это новый и очень существенный уровень формирования его личности. В подростковом возрасте впервые в развитии личности акты самосознания: самопознание, самонаблюдение, самоотношение, саморегулирование поведения и деятельности, - становятся необходимой потребностью личности. Степень развития этой потребности влияет на формирование нравственных качеств личности в процессе дальнейшего ее становле- ^ о ния. В свою очередь потребность в самосознании стимулируется воз- П никновением в этом возрасте другой важнейшей потребности - потребности в самовоспитании [2].
Процесс развития самосознания подростка протекает сегодня на фоне изменившихся социально-экономических условий. Сегодня любая семья в нашей стране испытывает на себе все сложности социально-экономических условий и вытекающие отсюда проблемы становления личности подростка. Появляются семьи, где один из родителей по разным причинам не может принимать полноценного участия в воспитании детей. Эта категория детей получила название «дистантные семьи» [4; 6].
Отъезд одного из родителей на длительное время является нестандартной ситуацией внутрисемейного развития. Все члены семьи вынуждены приспосабливаться к новым внутрисемейным условиям. Дети испытывают психологический дискомфорт, особенно если их связывали с уехавшим родителем теплые доверительные отношения. Оставшиеся члены семьи вынуждены распределять между собой обязанности временно отсутствующего родителя, что ведет к дополнительной не только эмоциональной, но и физической нагрузке, увеличивается нагрузка на подростка и в ежедневных домашних обязанностях.
Любые психологические переживания подростка требуют поддержки и помощи близких. Но не всегда оставшийся родитель (в силу возросшей нагрузки и др. причин), способен уделить подростку необходимое внимание: поговорить с ним «по душам», оказать психологическую поддержку и вселить уверенность в том, что любые трудности временны и с ними можно справиться. Поэтому сейчас остро встал вопрос об организации психологического сопровождения становления самосознания подростков из дистантных семей [Там же].
В психологических исследованиях существует ряд определений понятия «психологическое сопровождение». В своем исследовании мы использовали определение М.Р. Битяновой: психологическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психического развития ребенка [1].
2 Е Цель психологического сопровождения в развитии личности ребен-|о ка заключается в организации сотрудничества, направленного на его о 5 самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и систе-
§ ^ мой отношений.
ш
с М.Р. Битянова считает, что психологическое сопровождение - это
ценностное основание работы психолога с ребенком, адекватный метод психологической работы и, наконец, организационная модель деятельности психолога. Она выделяет три основных идеи, лежащие в основании различных моделей психологической деятельности.
Идея первая: суть психологической деятельности - в научно-методическом руководстве педагогическим процессом. Ее цель может задаваться разными словами, например, как научное психолого-педагогическое обеспечение педагогического процесса.
Идея вторая: смысл деятельности психолога - в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей.
Идея третья: суть психологической деятельности - в сопровождении ребенка в процессе всего обучения и воспитания [1].
Деятельность психолога в рамках сопровождения предполагает:
1) осуществляемый совместно с педагогами анализ школьной среды с точки зрения тех возможностей, которые она предоставляет для обучения и развития подростка, и тех требований, которые она предъявляет к его психологическим возможностям и уровню развития;
2) определение психологических критериев эффективного обучения и развития подростков;
3) разработку и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития подростков;
4) приведение этих создаваемых условий в некоторую систему постоянной работы, дающую максимальный результат.
В качестве приоритетной деятельности работы психолога в модели сопровождения, наряду с психологическим просвещением, профилактикой, пропедевтикой, психодиагностикой, психологическим консультированием и экспертизой, выступает психологическая коррекция [6]. Коррекционная работа невозможна без следующих пяти основных элементов:
- подросток, который имеет целый проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции;
- психолог как специалист, способный оказывать помощь;
- теория, которая используется для объяснения проблем;
- набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем подростка;
- специальные социальные отношения между психологом и подростком, которые помогают облегчить проблемы последнего. В наших исследованиях было установлено, что отъезд родителя является психотравмирующим эмоциональным состоянием и может вызвать нервно-психическое напряжение, беспокойство, усталость, тревожность, 5 неуверенность, субдепрессивные состояния (подавленность, неудовлет- П воренность, тоску) [4; 6]. Как показали исследования, в качестве доминирующей эмоции выступает страх: страх, что придется подчинить свое поведение внешней необходимости, страх перед ограничениями, страх перед внутренним одиночеством. Перечисленные эмоциональные состояния и страхи являются следствием неудовлетворенных притязаний на собственную силу, превосходство; на иллюзорное ожидание блага, поиск счастья; на приятное обращение со стороны окружающих, на любовь.
Предлагаемая нами психолого-педагогическая программа сопровождения была направлена на преодоление подростками эмоциональных переживаний, вызванных отъездом родителя, и на развитие самосознания подростков из дистантных семей. В ней использовались элементы уроков, предлагаемые Е.А. Сорокоумовой [3].
Особое внимание в программе было уделено развитию тех качеств самосознания, которые показали недостаточное развитие по сравнению со сверстниками из традиционных семей, а именно - развитию самоуважения, борцовских качеств, общительности, самоуважения, самопринятия, самоуверенности. Целью формирования самосознания подростков из дистантных семей являлось также развитие качеств, способствующих успешной социализации. Задачи программы:
- способствовать развитию самосознания подростков;
- формировать у подростков установку на самопознание и саморазвитие, способствовать развитию интереса к самому себе;
- способствовать социализации подростков и осознанию ими жизненных целей и путей их достижения;
- стимулировать подростков на самостоятельное решение сложных жизненных ситуаций.
Программа состоит из 4-х блоков:
1 блок - «Кто Я? Какой Я?»;
2 блок - «Я в глазах окружающих»;
3 блок - «Взросление: ребенок и родители»;
4 блок - «Смысл жизни, жизненные цели и пути их достижения» (таблица 1).
о ^
X О
б ^ с к
о.
о
Педагогическая психология
Таблица 1
Программа формирования самосознания подростков из дистантных семей
Блок Название Задачи Методы Кол-во часов
1 блок «Кто Я? Какой Я?» Осознание своей уникальности и ценности как личности; выявление индивидуальных особенностей; сравнение образов «Я-реальный» и «Я-идеальный» Коллаж «Все грани моего Я» Опрос Тренинг «Познание себя» Анализ образов «Я-реальный», «Я-идеальный» Тренинг «Избавление от комплекса» Арт-терапия: «Я и мои страхи» 10
2 блок «Я в глазах окружающих» Сравнение образов «Я глазами сверстников», «Я глазами родителей», «Я глазами взрослых» Ролевое развитие и трансформация, расширение способов коммуникации, идентификация с различными ролями и ситуациями, ритуальный характер действий членов группы. Анализ образов «Я глазами сверстников», «Я глазами родителей», «Я глазами взрослых» Занятие «Общение как ценность» Тренинг «Развитие навыков общения» 5
3 блок «Взросление: ребенок и родители» Осознание своего места и значимости в семье Осознание своих желаний и жизненных целей Осознание счастливых моментов в жизни, осознание того, что нужно сделать, изменить, чтобы почувствовать себя счастливым Тренинг «Когда Я был маленьким» Групповое занятие с родителями «Мои родители, их мечты в детстве и сегодня» 3
4 блок «Смысл жизни, жизненные цели и пути их достижения» Саморазвитие как жизненный путь Тренинг «Я сам строю свою жизнь» [7] Арт-терапия: «Я и мои мечты» 10
Методы реализации программы развития самосознания:
1) психологическое просвещение;
2) психологическая диагностика (выявление динамики изменений), особенностей самосознания, особенностей взаимоотношений подросток - родитель;
3) анализ подростками образов «Я-реальный», «Я-идеальный» «Я глазами сверстников», «Я глазами родителей», «Я глазами взрослых»; ч
4) работа с подростковыми клубами по месту жительства, в тесном П сотрудничестве с социальными педагогами клубов;
5) выявление интересов, жизненных планов подростков, привлечение к новым видам деятельности: творческой, спортивной, социальной;
6) психологическое консультирование подростков (индивидуальное и/или групповое, с родителями и/или без), с проработкой личностных проблем, выстраиванием общего жизненного плана;
7) тренинги: «Познание себя», «Избавление от комплекса», «Развитие навыков общения», «Я был маленьким»;
8) консультирование родителей в области детско-родительских отношений с целью коррекции психотравмирующего эмоционального напряжения в семье, вызванного отъездом одного из родителей; формирование доверительных и поддерживающих отношений между членами семьи;
9) групповая работа с родителями;
10) родительский клуб.
Хорошие результаты в коррекции эмоциональных состояния дает арт-терапия, которую мы также активно применяли в предлагаемой программе. В арт-терапии используются упражнения и темы, позволяющие подростку отразить свой жизненный опыт и систему отношений с другими людьми, включая отношение к самому себе; позволяющие исследовать и корректировать поведение в различных критических ситуациях и выражать чувства, связанные с ними. Это сопровождается осмыслением себя в контексте своей жизни, на фоне рефлексии своих чувств и потребностей.
Конечной целью коррекции психотравмирующего эмоционального состояния является снятие психологических барьеров, что способствует ориентации подростка на более глубокое осознание себя, своих психологических проблем и особенностей.
Успешность процесса семейной социализации определяется наличием у семьи необходимого воспитательного потенциала, состоящего в ее способности создать в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды необходимые условия его максимального личностного развития [5].
о ^
X О
б ^ с к
.
о о
* | Нами были разработаны рекомендации для родителей, способствует § ющие эффективному становлению самосознания подростков из дис-о 5 тантных семей.
го 1=
ч
^ • Не злоупотреблять наказаниями и запретами.
• Вовлекать подростка в разные виды деятельности и держать ситуацию под постоянным контролем.
• Не требовать идеального поведения. Разговаривать, объяснять, но не ставить условий.
• В ребенка необходимо верить - это главное!
• Цените их откровенность, искренне интересуйтесь проблемами.
• Общайтесь на равных, тон приказа срабатывает не в вашу пользу.
• Нельзя подшучивать над подростками, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.
• Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.
• Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным тоном, тем самым вы унизите его самого.
• Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.
• Расскажите им о себе, вашей истории первой любви, это поможет вам найти взаимопонимание с ребенком.
• Если вы сумеете установить с ним дружеские отношения, вы будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но влиять на его поступки.
• Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.
• Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь с множеством проблем, а с другой - стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.
Психолого-педагогическое сопровождение, направленное на успешное формирование самосознания подростков из дистантных семей, одновременно охватывает родителей и способствует совершенствованию их самосознанию.
Перед отъездом родители-гастарбайтеры должны позаботиться о следующем: о
- правильно идентифицировать лицо, которое займет их место во время отсутствия, и поставить в известность местную власть;
- убедиться, что у подростка существуют гармоничные отношения с данным лицом;
- уведомить классного руководителя о решении уехать на время за гра- ч ницу; с
- организовать встречу между родителями и классным руководителем, наметить самые важные моменты на период своего отсутствия (обязанности, требования и т.д.);
- обсудить решение своего отъезда с подростком и разработать совместно расписание телефонных контактов, установить период/день возвращения и т.д.
Данные рекомендации родителям, педагогам, психологам, взрослым, взаимодействующими с подростками из семей трудовых мигрантов, окажут помощь и укажут направление формирования гармоничных отношений с подростками.
о ^
VO
о
и ™ с к
о.
VO
о
Библиографический список
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.
2. Психология самопознания как научная основа развития субъектов обучения / Иванов А.А., Бобро Т.П., Куркова Т.Е. и др.; Под ред. Е.А. Сорокоу-мовой, И.В. Усольцевой. М., 2012.
3. Сорокоумова Е.А. Уроки самопознания в начальной школе: Практическое пособие. М., 2007.
4. Сорокоумова Е.А., Цынцарь А.Л. Некоторые особенности дистантных семей (на примере Приднестровья) // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2015. № 4. С. 5-10.
5. Сорокоумова Е.А., Маргун И.П. Позитивные детско-родительские отношения: сущность и специфика // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 5. С. 184-191.
6. Цынцарь А.Л. Психолого-педагогические условия формирования самосознания подростков из дистантных семей: Дис. ... канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2015.
7. Я сам строю свою жизнь: тренинг развития жизненных целей / Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В. и др.; Под ред. Е.Г. Трошихи-ной. СПб., 2007.