Научная статья на тему 'Особенности преодолевающего поведения подростков из семей трудовых мигрантов (на примере Приднестровского региона)'

Особенности преодолевающего поведения подростков из семей трудовых мигрантов (на примере Приднестровского региона) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
474
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ ИЗ ДИСТАНТНЫХ И ТИПИЧНЫХ СЕМЕЙ / СЕМЕЙНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / TEENAGERS FROM «COMMUTER» AND TYPICAL FAMILIES / FAMILY WELLBEING / COPING STRATEGIES / LABOR MIGRATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сорокоумова Елена Александровна, Цынцарь Анна Леонидовна

Настоящая статья посвящена анализу преодолевающего поведения подростков из семей трудовых мигрантов (дистантных семей) и субъективному отношению подростков из дистантных семей к благополучию семьи. Анализ результатов свидетельствует о том, что нет разницы между субъективной оценкой семейной ситуации в дистантных и типичных семьях. Наше исследование показало, что большинство подростков из дистантных семей в стрессовых ситуациях чаще всего используют стратегии преодолевающего поведения, ориентированные на задачу, на втором месте стоят ориентированные на избегание, и только затем подростки прибегают к стратегиям, ориентированным на эмоции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сорокоумова Елена Александровна, Цынцарь Анна Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF OVERCOMING BEHAVIOR AND COPING-STRATEGIES OF TEENAGERS FROM FAMILIES OF LABOR MIGRANTS (BY WAY OF EXAMPLE OF TRANSNISTRIA REGION)

The present article deals with the analysis of overcoming behavior of teenagers from families of labor migrants («commuter» families) and subjective attitude of teenagers from «commuter» families to family well-being. The analysis of results testifies that there is no difference between value judgment of a family situation in «commuter» and typical families. Our research showed that in stressful situations by the majority of teenagers from «commuter» families most often is used the strategy of overcoming behavior focused on a task, the second place take strategies focused on avoiding, and only then teenagers resort to the strategy focused on emotions.

Текст научной работы на тему «Особенности преодолевающего поведения подростков из семей трудовых мигрантов (на примере Приднестровского региона)»

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПРИДНЕСТРОВСКОГО РЕГИОНА)

© 2013 Е.А.Сорокоумова1, А.Л.Цынцарь2

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова 2Бендерский политехнический филиал Приднестровского государственного университета

им. Т.Г.Шевченко. Бендеры, Молдавия

Статья поступила в редакцию 06.02.2013

Настоящая статья посвящена анализу преодолевающего поведения подростков из семей трудовых мигрантов (дистантных семей) и субъективному отношению подростков из дистантных семей к благополучию семьи. Анализ результатов свидетельствует о том, что нет разницы между субъективной оценкой семейной ситуации в дистантных и типичных семьях. Наше исследование показало, что большинство подростков из дистантных семей в стрессовых ситуациях чаще всего используют стратегии преодолевающего поведения, ориентированные на задачу, на втором месте стоят ориентированные на избегание, и только затем подростки прибегают к стратегиям, ориентированным на эмоции.

Ключевые слова: подростки из дистантных и типичных семей, семейное благополучие, копинг-стратегии, трудовая миграция.

Введение. Целью нашего исследования является выявление психологических особенностей самосознания подростков из дистантных семей и разработать рекомендации педагогам, родителям, психологам по формированию и развитию конструктивных стресс-преодолева-ющих стратегий поведения.

Проведен анализ особенностей самосознания подростков из дистантных семей в условиях трудовой миграции их родителей. В данном исследовании мы расширяем понятие дистантной семьи применительно к нашему исследованию, оптимальным является следующее определение:

«Дистантная» семья - это близкие родственники (дети и родители) не имеющие общего быта и непосредственного взаимодействия и общения, разделенные временной необходимостью перемещения трудоспособных членов семьи (родителей) из одних населенных пунктов в другие места приложения труда, независимо от продолжительности и регулярности, с целью заработка. (Основным видом общения является телефон, сеть интернет и скайп).

Данное исследование было направлено на подтверждение следующих гипотез: дистантная семья выступает негативным фактором, при

Сорокоумова Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и педагогической психологии факультета психологии и управления человеческими ресурсами. E-mail: [email protected];

Цынцарь Анна Леонидовна, старший преподаватель, кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, замдиректора по научной работе, аспирант МГГУ им.М.А. Шолохова. E-mail: anna-cyncar@mail. ru

формировании эмоционального компонента самосознания подростков. Семейная ситуация не влияет на эмоциональную оценку благополучия семьи. Негативным изменением является повышение эмоциональности во всех сферах жизни подростка.

Дистантная семья выступать негативным фактором, при формировании поведенческого компонента самосознания подростков. Детям из дистантных семей требует затратить больше усилий для совладения и преодоления трудных ситуаций.

Проблема преодолевающего или копинг-поведения начала разрабатываться более полувека назад в зарубежной психологии. Буквально копинг от английского слова «to cope» -справляться, совладать, преодолевать. Более точно копинг определяется как «непрерывно меняющиеся когнитивные и поведенческие попытки справиться со специфическими внешними или внутренними требованиями, которые оцениваются как чрезмерные или превышающие ресурсы человека»1. Вначале действительно понятие coping соотносилось с экстремальными ситуациями, затем феномен coping распространился на описание поведения в поворотные моменты жизни, т.е. в связи со значимыми жизненными событиями, наконец, данное понятие стало широко использоваться при описании поведения в условиях «хронических неприятностей», и в каждодневных стрессовых

1 Капцова Е.А. Особенности самосознания подростков при различном восприятии семейной ситуации: Авто-реф. дисс. ...канд.психол. наук. - М.: 2003.

ситуациях2. Для того, чтобы избежать разночтений в понятийном аппарате вместо понятия «копинг-стратегий», мы используем понятие «стратегии преодолевающего поведения». Сегодняшние подростки переживают наложение всех вышеперечисленных ситуаций (экстремальные, «поворотные», стрессы повседневности), все это сопровождается возрастными кризисами, поэтому актуальность проведенного исследования не вызывает сомнений. Подобный анализ будет полезен при адекватном планировании и реализации эффективной психолого-педагогической помощи современным подросткам.

Трудовая миграция как явление социально-экономического порядка связана, прежде всего, с экономической нестабильностью и высоким уровнем безработицы в малых городах, низкими доходами многих семей. Эти и другие причины вынуждают людей (как мужчин, так и женщин) уезжать на заработки в более благополучные регионы России, меняя привычный уклад и образ жизни, покидая на время семьи и домочадцев.

Решая материальные проблемы по обеспечению достойного существования членов своих семей, трудовые мигранты и их семьи попадают в поле проблем другого рода. К их числу относятся функциональные нарушения семейных отношений (супружеских и детско-роди-тельских), когда один из супругов не может постоянно выполнять свои роли, что ведет к превращению такой семьи в функционально неполную. Этим обстоятельством может быть обусловлено снижение воспитательного потенциала семьи.

Другая проблема - психологические стрессы, переживаемые самими мигрантами и их детьми. Стресс мигрантов вызван социально-психологической адаптацией к новым условиям работы и жизни. Детский стресс обусловлен изменениями структуры детско-родительских отношений после отъезда одного или обоих родителей и в связи с трудностями осваивания новой для подростка среды семейного общения (когда родительские функции выполняются не родителями, а другими родственниками, кратковременно или на длительный срок замещающими их)3.

2 Сорокоумова Е.А.Лобанова А.В. Самопознание в процессе обогащения сознания // Вестник МГОПУ им.М.Шолохова. Сер. Педагогика и психология. -2009. - №3. - С. 89 - 95.

3 Сорокоумова Е.А., Цынцарь А.Л. Психологические

проблемы исследования дистантных семей: Психология этнокультурного образования. - М.: 2012. - С. 57 - 61.

Исследование проводилось в Молдавии (Приднестровье) в школах города Бендеры, в течение 2010 - 2011 г. в одном из наиболее значимых городов республики по массовым трудовым миграциям трудоспособных взрослых людей в экономически более развитые страны. Общее число испытуемых, принявших участие в исследовании, составило 309 учеников 8-ых классов Бендерских школ, в возрасте от 13 - 15 лет, из них 155 мальчиков и 154 девочек. Экспериментальную группу составили 170 человек, контрольную 139 человек. Данные возрастные рамки в целом соответствуют периоду старшего подросткового возраста. Основанием выбора подростков в качестве исследуемого контингента является наибольшая отчетливость психологических преобразований в сфере самосознания в данный период. В процессе достижения поставленной цели предполагалось решение первоочередных задач:

Для исследования удовлетворенности взаимоотношениями в семье использовался «Опросник субъективной оценки семейной ситуации». Опросник состоит из 12 вопросов, предполагающих 3 варианта ответов. По результатам данного опросника оценка семейной ситуации подростками имела три шкалы: неблагоприятную, промежуточную, благополучную4.

Опросник способов совладания Р.Лазаруса и С.Фолкман (Ways of Coping Questionnaire; Folkman& Lazarus, (WCq) 1988). Методика предназначена для определения механизмов совладания и преодоления стрессовых ситуаций, т.е. способов преодоления трудностей в различных сферах психической деятельности (копинг-стратегий). Методика была разработана Р.Лазарусом и С.Фолкман в 1988 году, адаптирована Т.Л.Крюковой, Е.В.Куфтяк, М.С.Замышляевой в 2004 году. Испытуемым предлагаются 50 утверждений, касающихся поведения в трудной жизненной ситуации, необходимо оценить, как часто данные варианты поведения проявляются у него. Р.Лазарус и С.Фолкман описывают следующие ситуативно-специфические стратегии преодолевающего поведения:

Конфронтационный копинг (К) - характеризуется агрессивными усилиями для изменения ситуации, предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску. Дистанцирование (Д) - когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость. Самоконтроль (С) - усилия по регулированию своих чувств и действий. Поиск социальной поддержки (ПСП) - усилия обрести эмоциональный комфорт и информацию от других.

4 Капирва Е. А. Особенности самосознания подростков при различном восприятии семейной ситуации: ....

Принятие ответственности (ПО) - признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попыток ее решения. Бегство-избегание (Б-И) -мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству или избеганию проблемы (а не дистанцирование от нее). Планирование решения проблемы (ПРП) - произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический

подход к проблеме. Положительная переоценка (ПП) - усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности, включает также религиозное измерение. Анализ результатов свидетельствует о том, что нет разницы между субъективной оценкой семейной ситуации в дистантных и типичных семьях. (Гистограмма №1).

Сравнение субъективной оценки семейной ситуации

Рис.1. Гистограмма №1. Сравнение процентных показателей субъективной оценки семейной ситуации

в дистантных и типичных семьях

Преодолевающее поведение возникает, когда человек попадает в кризисную ситуацию. Любая кризисная ситуация предполагает наличие некоего объективного обстоятельства и определенного отношения к нему человека в зависимости от степени его значимости, которое сопровождается эмоционально-поведенческими реакциями различного характера и степени ин-тенсивности5. Ведущими характеристиками кризисной ситуации являются психическая напряженность, значимые переживания как особая внутренняя работа по преодолению жизненных событий или травм, изменение самооценки и мотивации, а также выраженная потребность в их коррекции и в психологической поддержке извне. Психологическое преодоление (совладание) является переменной, зависящей по крайней мере от двух факторов - личности субъекта и реальной ситуации. На одного и того же человека в разные периоды времени со-

5 Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Применение и внедрение программ реабилитации и профилактики зависимого поведения как актуальная задача российской клинической психологии // Медицинская психология в России: Электрон. науч. журн. - 2012. - № 2. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.medpsy.ru (Дата обращения 06.02.2013).

бытие может оказывать различное по степени травматичности воздействие. Согласно подходу, признанному авторами Р.С.Лазарус и С.Фол-кмен, «coping» должен пониматься как динамический процесс, специфика которого определяется не только ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта с внешним миром. Анализ результатов свидетельствует о том, что наиболее низкий уровень напряженности (в среднем 10 баллов), говорящий об адаптивном варианте стартегии прослеживается в принятии ответственности. Подростки признают свою роль в проблеме и пытаются ее решить. (Пример - критикуют и укоряют себя, извиняются или стараются все загладить, понимают, что сами вызвали эту проблему, дают обещание, что в следующий раз все будет по-другому).

Высокая напряженность преодолевающего поведения, свидетельствующая о выраженной дезадаптации (в среднем - 15 баллов), прослеживается в положительной переоценке. (Пример возникает потребность выразить себя творчески, меняются или растут как личность в положительную сторону, набираются опыта в этой ситуации, находят новую веру во что-то, вновь открывают для себя что-то важное, что-

то меняют в себе, молятся). Усилия по созданию положительного значения с фокусированием на росте собственной личности превышают возможности совладания личности. (Гистограмма №2). При сравнении результатов была выявлена статистически достоверная разница между копинг-стратегиям у подростков из дистантных и типичных семей. В зоне критической значимости значений т-критерия Стьюдента оказались такие стратегии как: поиск социальной поддержки (ищут сочувствия и понимания

у родителей, обращаются за помощью к учителям, друзьям), бегство-избегание (пытаются улучшить свое самочувствие едой, выпивкой, курением или лекарствами, отказываются верить, что это действительно произошло, хотят, чтобы все это скорее как-то образовалось или кончилось), планирование (составляют план действии, пользуются прошлым опытом, находят другие способы решения проблемы), положительная переоценка (вновь открывают для себя что-то важное, что-то меняют в себе).

Рис.2. Гистограмма №2. Процентное соотношение уровней напряженности стратегий преодолевающего

поведения по общей выборке

Таб.1. Анализ результатов по стратегиям преодолевающего поведения у подростков

из дистантных и типичных семей

Стратегии преодолевающего поведения Дистантные семьи Типичные семьи Т-критерий

Поиск социальной поддержки 2,2 2,1 2

Бегство-избегание 2,1 1,9 1,5

Планирование 2,3 2,1 1,8

Положительная переоценка 2,4 2,2 2,3

Из таб.1 видно, что в целом уровень по стратегиям в дистантных семьях выше, что свидетельствует о высоком уровне напряжения при совладании с трудностями. Таким образом, подросткам из дистантных семей приходится затрачивать больше усилий и, зачастую, они превышают адаптивные возможности психики личности. Анализируя результаты исследования способов совладения по методике Р.Лазаруса и С.Фолкман в группе подростков из дистантных семей, мы можем заключить, что в поведении испытуемых преобладают следующие доминирующие стратегии совладения с трудной жизненной ситуацией: планирование решения проблемы, бегство-избегание, то есть в большинстве своем неэффективные стратегии являются преобладающими для данной группы.

Тогда как в группе подростков из типичных семей преобладают конструктивные и эффективные стратегии преодолевающего поведения, такие как: планирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки. (Пример планируют свою деятельность, стараются не показывать своих чувств, ищут поддержку у родителей, учителей, друзей). При этом в данной группе присутствуют и дистанцирование, что может быть связано с особенностями подросткового возраста. Данная тенденция указывает, что подростки из типичных семей предпочитают в сложных жизненных ситуациях активнее совершать произвольные, специально предпринятые проблемно-сфоку-сированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблемы. В то время

как преобладающими для группы подростков из дистантных семей являются избегание (перенос) ответственности, дистанцирование от проблемы (откладывание ее решения), хотя они могут использовать и эффективные стратегии, такие как, например, планирование решения проблемы.

Таким образом, можно говорить, что при типичной семье подростки чаще стремятся использовать более конструктивные пути адаптации по отношению к трудным ситуациям, связанные с ее изменением и получением позитивного опыта. И наоборот, подростки из дистантных семей чаще используют неэффективные стратегии совладания со стрессом.

Предпочитаемой поведенческой стратегией современных подростков является такая форма конструктивного преодолевающего поведения, как стратегия, ориентированная на задачу. Современный подросток, сталкиваясь с какой-либо проблемой, в первую очередь сосредотачивается на ней, и думает, как ее можно решить. Вспоминает, как решались сходные проблемы раньше, старается вникнуть в ситуацию, проанализировать ее, разработать несколько различных решений возникшей проблемы. На втором месте по частоте использования у современных подростков стоит стратегия, ориентированная на избегание. Подростки с доминирующей поведенческой стратегией ориентированной на избегание, стараются различными способами отвлечься от создавшейся проблемы, и не думать о ней. И только некоторые подростки используют эмоционально-ориентированную стратегию. Причем, эмоциональное реагирование у подростков-девочек немного выше, чем у подростков-мальчиков. Подростки-девочки погружаются в свою боль и страдания, обвиняют себя за нерешительность, за то, что не знают, как поступить, испытывают нервное напряжение и раздражение, иногда склонны отыгрываться на других6.

Проведенное эмпирическое исследование психологических особенностей самосознания современных подростков из дистантных семей в стрессовых ситуациях позволяет нам сделать весьма интересные выводы.

1. Преодолевающее поведение - это поведение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающее сформированное умение использовать определенные средства для преодоления эмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятность устранения воздействия стрессоров на личность. Особенности этого умения связаны с

6 Сорокоумова Е.А. Психологические особенности нравственного развития современных подростков // Инициативы 21 века. - 2009. - №1. - С. 41 - 45.

«Я-концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды. Совладающее поведение реализуется посредством применения различных стратегий на основе ресурсов личности и среды. Одним из самых важных ресурсов среды является социальная поддержка. К личностным ресурсам относятся адекватная «Я-концепция», позитивная самооценка, низкий нейротизм, ин-тернальный локус контроля, оптимистическое мировоззрение, эмпатический потенциал, аф-филиативная тенденция (способность к межличностным связям) и другие психологические конструкты.

2. На выбор того, или иного типа стратегии преодолевающего поведения может оказывать влияние на подростка общая тревожность, выражающаяся в страхе ситуаций проверки знаний, страхе самовыражения, страхе не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость стрессам, проблемы во взаимоотношениях с родителями и учителями.

3. Определенные показатели инфантильности, такие как гедонистическая направленность, иждивенчество способствуют тому, что подростки-девочки, при преодолении стрессовых ситуаций используют стратегии, ориентированные на эмоции и избегание.

Данные, полученные в эмпирическом исследовании самосознания подростков из дистантных семей и преодолевающего поведения, позволяет нам разработать рекомендации педагогам и психологам.

1) Необходимо продумать систему мероприятий по формированию у подростков с высоким уровнем тревожности, и подростков с чертами инфантилизма (иждивенчество, гедонизм) понимания того, что стрессы - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Помочь подросткам осознать, что большую часть стрессовых ситуаций человек способен решить сам, без посторонней помощи, способствовать активному воздействию самого подростка на ситуацию, вызывающую стресс.

2) В процессе педагогической деятельности педагог должен развивать у тревожных подростков, и подростков с чертами инфантилизма (иждивенчество, гедонизм) умение преобразовывать проблемно-конфликтные и стрессовые ситуации в опыт, способствующий личностному росту, жизнестойкости и зрелости.

3) Особое внимание следует обратить на формирование жизнестойких, конструктивных преодолевающих стрессы стратегий поведения у подростков с высоким уровнем тревожности, с выраженными страхами ситуаций, страхами не соответствовать ожиданиям окружающих, подростков с низкой физиологической сопротив-

ляемостью стрессам, подростков, у которых накопилось множество проблем во взаимоотношениях с родителями.

4) Важно понимание, что игровая роль жертвы, к которой прибегают некоторые подростки (особенно девочки), приносит лишь временное облегчение. Это «псевдопреодоление»,

которое помогает в некоторой степени игнорировать, дистанцироваться (стратегия-избегание) от трудных ситуаций, но не способствует их разрешению. Поэтому педагогам и психологам следует рекомендовать разработку и реализацию тренингов по формированию самосознания подростков из дистантных семей.

FEATURES OF OVERCOMING BEHAVIOR AND COPING-STRATEGIES OF TEENAGERS FROM FAMILIES OF LABOR MIGRANTS (BY WAY OF EXAMPLE OF

TRANSNISTRIA REGION)

© 2013 E.A.Sorokoumova1, A.L.Tsintsar2"

1Sholokhov State University for Humanities. Moscow 2Taras Shevchenko Transnistria State University Bendery polytechnic branch. Moldova

The present article deals with the analysis of overcoming behavior of teenagers from families of labor migrants («commuter» families) and subjective attitude of teenagers from «commuter» families to family well-being. The analysis of results testifies that there is no difference between value judgment of a family situation in «commuter» and typical families. Our research showed that in stressful situations by the majority of teenagers from «commuter» families most often is used the strategy of overcoming behavior focused on a task, the second place take strategies focused on avoiding, and only then teenagers resort to the strategy focused on emotions. Key words: teenagers from «commuter» and typical families, family wellbeing, coping strategies, labor migration.

Sorokoumova Elena Aleksandrovna, the doctor of psychological sciences, the professor of faculty of social and pedagogical psychology of faculty of psychology and management of human resources. E-mail: [email protected]; Tsintsar Anna Leonidovna, the senior teacher, faculties of humanitarian and social and economic disciplines, the associate director on scientific work, graduate student Sholokhov State University for Humanities. E-mail: anna-cyncar@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.