Научная статья на тему 'Взаимосвязь интолерантных форм поведения и неадаптивных копинг-стратегий в межэтническом взаимодествии среди старших подростков'

Взаимосвязь интолерантных форм поведения и неадаптивных копинг-стратегий в межэтническом взаимодествии среди старших подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
333
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NOT ADAPTIVE COPING STRATEGIES / ELDER TEENAGERS / ETHNOS / DIFFICULT SITUATION / INTOLERANCE / НЕАДАПТИВНЫЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / ЭТНОС / СЛОЖНАЯ СИТУАЦИЯ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Игонина Марина Сергеевна

В статье изложены результаты теоретического и эмпирического исследования взаимосвязи копинг-стратегий и этнической толерантности в старшем подростковом возрасте. Особое внимание уделяется рассмотрению взаимосвязей интолерантного поведения подростков с неадаптивными копинг-стратегиями. Данный вопрос является актуальным для современного общества с учетом постоянно возникающих конфликтных ситуаций межнационального характера. Используемые в работе статьи методики эмпирического исследования расширяют познавательный опыт подростков, позволяют педагогам дифференцировать учебный процесс в развитии познавательной самостоятельности. В результате проведенного корреляционного анализа были получены прямые взаимосвязи этнической толерантности и копинг-стратегий: чем выше показатели выбора неадаптивных копинг-стратегий, тем выше показатели выбора стратегий интолерантного поведения. Полученные данные могут представлять интерес для специалистов школьного уровня, аспирантов, научных сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Игонина Марина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTERRELATION OF INTOLERANT BEHAVIOUR AND NOT ADAPTIVE COPING STRATEGIES IN INTERETHNIC INTERACTION OF THE ELDER TEENAGERS

The article presents the results of theoretical and empirical research on the interrelation of coping strategies and ethnic tolerance of the elder teenagers. Particular attention is paid to consideration of interrelations of intolerant behavior of teenagers with not adaptive coping strategies. The question is actual for modern society taking into account constantly arising conflict situations of international character. Used in the article methodology of empirical research extend the learning experience of teenagers, allow teachers to differentiate educational process in development of cognitive independence. As a result of the correlation analysis were obtained direct interrelations of ethnic tolerance and coping strategies: the higher the indicators of the choice of not adaptive coping strategies, the higher the performance of the selection strategies of intolerant behavior. The obtained data can be of interest to experts of school level, graduate students, research associates.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь интолерантных форм поведения и неадаптивных копинг-стратегий в межэтническом взаимодествии среди старших подростков»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-12-5 УДК 316.6

ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНТОЛЕРАНТНЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ И НЕАДАПТИВНЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ В МЕЖЭТНИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕСТВИИ СРЕДИ СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ

Игонина М.С.

В статье изложены результаты теоретического и эмпирического исследования взаимосвязи копинг-стратегий и этнической толерантности в старшем подростковом возрасте. Особое внимание уделяется рассмотрению взаимосвязей интолерантно-го поведения подростков с неадаптивными копинг-стратегиями. Данный вопрос является актуальным для современного общества с учетом постоянно возникающих конфликтных ситуаций межнационального характера. Используемые в работе статьи методики эмпирического исследования расширяют познавательный опыт подростков, позволяют педагогам дифференцировать учебный процесс в развитии познавательной самостоятельности. В результате проведенного корреляционного анализа были получены прямые взаимосвязи этнической толерантности и копинг-стратегий: чем выше показатели выбора неадаптивных копинг-стратегий, тем выше показатели выбора стратегий интолерантного поведения. Полученные данные могут представлять интерес для специалистов школьного уровня, аспирантов, научных сотрудников.

Ключевые слова: неадаптивные копинг-стратегии; старший подростковый возраст; этнос; сложная ситуация; интолерантность.

THE INTERRELATION OF INTOLERANT BEHAVIOUR AND NOT ADAPTIVE COPING STRATEGIES IN INTERETHNIC INTERACTION OF THE ELDER TEENAGERS

Igonina M.S.

The article presents the results of theoretical and empirical research on the interrelation of coping strategies and ethnic tolerance of the elder teenagers. Particular attention is paid to consideration of interrelations of intolerant behavior of teenagers with not adaptive coping

strategies. The question is actual for modern society taking into account constantly arising conflict situations of international character. Used in the article methodology of empirical research extend the learning experience of teenagers, allow teachers to differentiate educational process in development of cognitive independence. As a result of the correlation analysis were obtained direct interrelations of ethnic tolerance and coping strategies: the higher the indicators of the choice of not adaptive coping strategies, the higher the performance of the selection strategies of intolerant behavior. The obtained data can be of interest to experts of school level, graduate students, research associates.

Keywords: not adaptive coping strategies; elder teenagers; ethnos; difficult situation; intolerance.

Проблема этнической толерантности в поликультурном государстве всегда современна и актуальна. От того насколько правильно будут поняты особенности поведения конкретных этнических групп, зависят характер отношений между народами, их сотрудничество, взаимопомощь и взаимопонимание. Но в силу культурных, религиозных и исторических различий межэтнические контакты могут приобрести отрицательное значение. Данные различия могут проявляться как в вербальных, так и невербальных формах взаимодействия, затрагивать традиционные нормы поведения, ценности, взгляды и суждения на конкретные ситуации в обществе, которыми руководствуются представители данных этносов.

Отечественная этнопсихология рассматривает феномен этнической толерантности с точки зрения нескольких подходов, так В.А.Тишков (Тишков В.А., 1997) понимает данный термин как «уважение» и «невмешательство»; Л.М. Дробижева (Дробижева Л.М., 2003) - как «готовность принять других, такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия» [4, с. 40]; Н.Г.Стефаненко (Стефаненко Т.Г., 2002) - как осознание индивида своей этнической принадлежности к определенной группе и включенность во взаимные отношения «Я и этнической среды»; Н.М. Лебедева (Лебедева Н.М., 1999) - как характеристика межэтнической интеграции.

Н.М. Лебедева в своих исследованиях, опираясь на положения Дж. Берри и М. Плизента о психологической природе этнической толерантности в многонациональном обществе и ее роли в регуляции отдельных групп, заключает, что в норме для группового сознания характерна тесная внутренняя связь между позитивной групповой идентичностью и межгрупповой толерантностью. В неблагоприятных условиях данная связь может распадаться и становиться обратной [6].

Критерии проявления интолерантности, в нашем истолковании с позиции этнической нетерпимости, выделенные Г.У. Солдатовой следующие: негативные выплески эмоций; игнорирование; стереотипы; этноцентризм; поиск виноватого; демонстрация агрессивного поведения; дискриминация; расизм; ксенофобия; национализм; фашизм; империализм; эксплуатация; религиозное преследование; сегрегация; репрессии [9].

С точки зрения понимания возникновения интолерантности А.П. Садохин (Садохин А.П., 2006) предполагает, что в основе разделения всех окружающих на «своих» и «чужих» сокрыто в инстинктах человека, подчиняясь им, индивид благосклонен к родным людям и недоверчив, подозрителен ко всем другим. Это естественный процесс человека, способствующий выживанию в социуме.

Таким образом, неприятие человека другой этнической группы, неготовность к принятию и познанию его культуры будет свидетельствовать о преобладании интолерантности в межкультурном взаимодействии [3, с. 240, 10]. Интолерантность может проявляться через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение. Но стоит отметить, что каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Во многом такой выбор зависит от конкретной ситуации и от ресурсной базы личности.

И здесь особое внимание нужно уделить на формирование этнической толерантности в подростковом возрасте. Так как, в подростковом возрасте дети все больше начинают интересоваться историческими и культурными аспектами прошлого и настоящего своего и других народов. На этом этапе происходит формирование этнического самосознания и собственно этнической идентичности подростка, углубленное представление о системе ценностей, культурных и этнопсихологических особенностях своего этноса в сравнении с «иным» окружением [1, 2, 5, c. 9].

Во время межэтнического взаимодействия отношения могут меняться в зависимости от ситуации и ресурсной базы личности, при этом ситуация принимает полюс восприятия как отрицательный. Как правило, старшие подростки в подобных случаях все чаще начинают руководствоваться осознанными стратегиями совладания и реже пассивными психологическими защитными механизмами. Применение адаптивных или неадаптивных (избегание, агрессия, эмоциональная нестабильность) копинг-стратегий зависит от личностно-ресурсной базы подростка и особенностей ситуации. При этом авторы зарубежных и отечественных теорий копинга выделяют схожие стратегии совладания, которые можно отнести к адаптивным: Э. Фрайденберг (Frydenberg, Lewis, 2000) отдельно выделяет копинг-стратегию в категории «обращение к другим»; стратегия разрешения проблем, по мнению Дж. Амирхана (Amirkhan J.,

1990), представляет собой активные поведенческие действия; Ч. Карвер (Carver, Scheier, 1988) и его коллеги, выявили наличие взаимосвязи между выбором предпочитаемых копинг-стра-тегий и субъективной оценкой контролируемости/неконтролируемости ситуации, выдвинутая еще Р.Лазарусом и С.Фолкман (Lazarus, Folkman, 1984); по мнению В.В. Авдеева (Авдеев В.В., 1992), именно стратегия «решение проблемы» (когнитивно-поведенческий процесс) обеспечивает применение адаптивных способов реагирования на стрессор [7, 8].

Таким образом, на выбор стратегий совладания, как отмечают авторы, влияют множество факторов: гендерные различия, возрастные особенности, уровень интеллектуального развития, темперамент, скорость переработки информации в ЦНС и др.

Исходя из теоретического анализа данной проблемы, мы провели эмпирическое исследование, в котором мы рассмотрели выявленную взаимосвязь как адаптивных копинг-стратегий и этничекой толерантности, так и неадаптивных копинг-стратегий с этнической интолерантно-стью в подростковом возрасте.

В данном исследовании принимали участие подростки 14-15 лет (N=205) г. Ртищево и г. Балашова Саратовской области, разной этнической принадлежности: русские, украинцы, казахи, курды, чуваши, мордва, армяне.

В результате был использован следующий тестовый материал: методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В.В. Бойко). Предложенная В.В. Бойко; типы этнической идентичности (Г.У. Солдатова, С.В. Рыжова); копинг-тест Лазаруса; копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер; адаптированный вариант Т.А.Крюковой).

С помощью пакета SPS «Statistik13,0», мы обработали все полученные данные методом корреляционного анализа Спирмена. Взаимосвязи были выявлены по нескольким шкалам. Отдельно стоит выделить взаимосвязи этнической интолерантности с неадаптивными копинг-стратегиями.

1. Шкала «Неприятие или непонимание индивидуальности другого человека». Чем большее неприятие или непонимание индивидуальности другого человека проявляют в коммуникационной сфере подростки, тем ярче они проявляют свою этническую направленность, воспринимают окружающих через призму «свой народ - чужой народ». Прямая взаимосвязь выявлена по шкалам «конфронтационный копинг» ( r = 0,322, при p<0,01), «бегство-избегание» (rs = 0,165, при p<0,05). Данные формы могут проявляться в качестве раздражимости, как реакции на присутствие других этнических групп, вплоть до открытой политики ограничения их прав и возможностей, агрессивных и насильственных действий.

2. Шкала «Использование себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей». Чем выше подростки олицетворяют себя в качестве эталона при оценке поведения и образа мыслей других людей, тем увереннее они готовы возложить на себя ответственность за происходящее (шкала «копинг, ориентированный на решение проблем» г. = 0,178, при р<0,05).

3. Шкала «Категоричность или консерватизм в оценках других людей». Так в межэтническом взаимодействии проявляется в различных формах этническая напряженность: от нетерпимости до целенаправленных насильственных действий. Предполагает определенную степень враждебности и готовности к риску (шкала «конфронтационный копинг» - г. = 0,298, при р<0,01 и шкала «поиск соцподдержки» - г. = 0,173, при р<0,05). Но стоит отметить, что из каждой ситуации большинство ребят стремятся внутренне переосмыслить полученный опыт.

4. Шкала «Этноэгоизм». Чем больше показатели по шкале «этноэгоизм», тем больше показатели по другим шкалам интолерантного значения: «этноизоляция» (г. = 0,607 при р<0,01), «этнический фанатизм» (г. = 0,443 при р<0,01), а также со следующими копинг-стратегиями: шкала «конфронтационный копинг» (г. = 0,446 при р<0,01), шкала «планирование решения проблем» г. = 0,166 при р<0,05).

Подобные взаимосвязи говорят о склонности к интолерантному поведению: отказа другим народам в праве пользования ресурсами и социальными привилегиями, признание приоритета этнических прав народа над правами человека, оправдание любых жертв в борьбе за благополучие своего народа.

5. Шкала «Этноизоляция». Чем больше проявляется убежденность в превосходстве своего народа, тем меньше подростки готовы отступить от сложной ситуации, где задействованы интересы этноса, тем самым готовы активнее действовать по обстоятельствам, применяя стратегии псевдосовладающего поведения: шкала «копинг, ориентированный на избегание» (г. = - 0,232 при р<0,01), субшкала «отвлечение» (г. = - 0,311 при р<0,01).

Это говорит о недостаточно сформированной личностно-ресурсной базы у подростков, навыков активного разрешения проблем в подобных ситуациях (шкала «планирование решения проблем» - г. = 0,150, при р<0,05).

Таким образом, из полученных взаимосвязей, можно сказать, что интолерантное поведение дезадаптирует подростков в межкультурном взаимодействии, заставляет руководствоваться первому всплеску эмоций, ложной информацией, применяя поведение, которое, как им кажется, должно все разрешить и направить в правильное русло. Но находясь в сложной ситуации, пусть даже и подобной, человек не всегда проявляет только толерантные или интолерантные

черты. Важно то, чтобы подростки как можно чаще стремились к конструктивному разрешению ситуации. Поэтому большое значение имеет правильно сформированное представление

о феномене толерантности, об этничности, как своей, так и другого народа.

Список литературы

1. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. 208 с.

2. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования // Педагогика. 2008. № 7. С. 3-12.

3. Дагбаева С.Б. Этническая социализация молодого поколения в изменяющемся мире // Гуманитарный вектор. 2012. №1. С. 240-246.

4. Дробижева Л.М. Толерантность и рост этнического самосознания: пределы современности // Век толерантности. 2003. № 6. С. 40-45.

5. Колесов Д.В. Антиномии природы человека и психология различия (к проблеме идентификации и идентичности, идентичности и толерантности) // Мир психологии. 2004. № 3. С. 9-19.

6. Лебедева Н.М. Теоретико-методологические основы исследования этнической идентичности и толерантности в поликультурных регионах России и СНГ. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. 414 с.

7. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. - М.: Экс-мо, 2008. 400 с.

8. Набиуллина, Р.Р., Тухтарова Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция). - Казань: Казанская государственная медицинская академия, 2003. 99 с.

9. Солдатова Г.У., Асмолов А.Г. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности. 2001. № 1. С. 8-19.

10. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / Лебедева Н.М., Татар-ко А Н. - М.: РУДН, 2002. 296 с.

References

1. Belinskaya E.P., Stefanenko T.G. Etnicheskaya sotsializatsiyapodrostka [Ethnic socialization of the teenager]. - Moscow, 2000. 208 p.

2. Gershunskiy B.S. Tolerantnost' v sisteme tsennostno-tselevykh prioritetov obrazovaniya [Tolerance in system of valuable and target priorities of education], no. 7 (2008): 3-12.

3. Dagbaeva S.B. Etnicheskaya sotsializatsiya molodogo pokoleniya v izmenyayushchemsya mire [Ethnic socialization of the younger generation in the changing world], no. 1 (2012): 240-246.

4. Drobizheva L.M. Tolerantnost'i rost etnicheskogo samosoznaniya:predely sovremennosti [Tolerance and growth of ethnic identity: the limits of modernity], no. 6 (2003):40-45.

5. Kolesov D.V. Antinomii prirody cheloveka i psikhologiya razlichiya (k probleme identifikatsii i identichnosti, identichnosti i tolerantnosti) [Antinomy of human nature and psychology of distinction (to a problem of identification and identity, identity and tolerance)], no. 3 (2004): 9-19.

6. Lebedeva N.M., Tatarko A.N. Etnicheskaya tolerantnost'vpolikul'turnykh regionakh Rossii [Ethnic tolerance in polycultural regions of Russia]. Moscow: RUDN, 2002. 296 p.

7. Lebedeva N.M. Teoretiko-metodologicheskie osnovy issledovaniya etnicheskoy identichnosti i tolerantnosti v polikul'turnykh regionakh Rossii i SNG [Theoretical and methodological bases of research of ethnic identity and tolerance in polycultural regions of Russia and CIS]. - Moscow: Institut etnologii i antropologii RAN, 2002. 414 p.

8. Libina A.V. Sovladayushchiy intellekt: chelovek v slozhnoy zhiznennoy situatsii [Coping intelligence: the person in a difficult life situation]. - Moscow: Eksmo, 2008. 400 p.

9. Nabiullina R.R., Tukhtarova R.R. Mekhanizmy psikhologicheskoy zashchity i sovladaniya so stressom (opredelenie, struktura, funktsii, vidy, psikhoterapevticheskaya korrektsiya) [Mechanisms of psychological protection and coping with stress (definition, structure, functions, types, psychotherapeutic correction)]. - Kazan': Kazanskaya gosudarstvennaya meditsinskaya aka-demiya, 2003. 99 p.

10. Soldatova G.U., Asmolov A.G. Vek tolerantnosti [Century of tolerance], no. 1 (2001): 8-19. ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Игонина Марина Сергеевна, аспирант кафедры психологии

Балашовский институт Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского

ул. К. Маркса, д. 29, г. Балашов, Саратовская область, 412300, Россия E-mail: marina2011.igonina@yandex.ru SPIN-код в SCIENCE INDEX: 2898-8036

DATA ABOUT THE AUTHORS

Igonina Marina Sergeevna, graduate student of the Chair of Psychology Balashov institute of Saratov state university named after N.G. Chernyshevsky 29, K. Marksa street., Balashov, Saratovskiy region, 412300, Russia E-mail: marina2011.igonina@yandex.ru SPIN-Kod e SCIENCE INDEX: 2898-8036

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.