УДК 378; ББК 74
DOI 10.24411/2658-63 8Х-2020-10162
© Тихомиров С.Н., Мишкина В.А. 2020
WORK OF INSPECTORS FOR JUVENILE AFFAIRS OF THE INTERNAL AFFAIRS DEPARTMENT WITH CHILDREN FROM MIGRANT
FAMILIES
РАБОТА ИНСПЕКТОРОВ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОВД
С ДЕТЬМИ ИЗ СЕМЕЙ МИГРАНТОВ*
Sergei N. Tikhomirov,
Professor of the Department of Pedagogy of Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Сергей Николаевич Тихомиров,
профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат педагогических наук,
доцент
Vita A. Mishkin,
Adjunct of the Faculty of Training Scientific-pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the MIA of Russia named after V.Ya. Kikot'
Вита Александровна Мишкина,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя
Для цитирования: Тихомиров С.Н., Мишкина В.А. Работа инспекторов по делам несовершеннолетних ОВД с детьми из семей мигрантов. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2020. С. 235-237.
Научная специальность: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. *Данная статья впервые была опубликована в электронном сборнике по материалам III Международной конференции «Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология служебной деятельности: состояние и перспективы», проходившей на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 19-20 июня 2019 г.
Abstract. The article examines the experience of work of inspectors for juvenile Affairs of the Department of internal Affairs with children from migrant families. The process of adaptation of migrant children takes place in the most difficult conditions, due to the loss of previous friendships and insufficient time opportunities for building new ones (the deadline for graduation is close), which can lead to negatively directed adaptation (maladaptation) and deviant forms of behavior. A child from a migrant family needs prevention of deviant behavior: professional psychological and pedagogical support; rehabilitation and, possibly, correction based on technologies of subjective interaction with the use of active methods of learning adaptation and socialization, self-presentation and self-realization. In this regard, it is necessary to develop a comprehensive program of interaction between traffic police inspectors, teachers, psychologists and other representatives of public organizations.
Keywords: adaptation, migrants, children, the inspector on affairs of minors.
Аннотация. В статье изучен опыт работы инспекторов по делам несовершеннолетних ОВД с детьми из семей мигрантов. Процесс адаптации детей-мигрантов проходит в максимально сложных условиях, вследствие потери прежних дружеских связей и недостаточных временных возможностей для построения новых (близок срок окончания школы), что может привести к негативно направленной адаптации (дезадаптации) и девиантным формам поведения. Ребенку из семьи мигрантов требуется профилактика деви-антного поведения: профессиональная психолого-педагогическая поддержка; реабилитация и, возможно, коррекция, основанная на технологиях субъектного взаимодействия с применением активных методов обучения адаптации и социализации, самопрезентации и самореализации. В связи с этим требуется разработка комплексной программы взаимодействия инспекторов ПДН, педагогов, психологов и иных представителей общественных организаций.
Ключевые слова: адаптация, мигранты, дети, инспектор ПДН.
В соответствии с Концепцией социально-экономического развития России до 2025 года миграция рассматривается сегодня как ресурс развития
страны. Приток мигрантов обусловливает превращение социального и образовательного пространств в поликультурные и требует учитывать
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY
этнический фактор в работе с подростками и молодежью.
В связи с этим, чрезвычайно актуальной становится проблема адаптации детей мигрантов. Важно помнить, что каждый ребенок имеет право на получение образования. Главное - создать условия, при которых дети независимо от их культурной, расовой, национальной принадлежности могли бы себя полностью реализовать и стать полноценными членами общества. Как показывают исследования, проблемы социальной адаптации возникают в основном, у детей мигрантов неславянской этнической принадлежности, приехавших из азиатских стран СНГ и Кавказа. Она заключается в том, что дети мигрантов плохо говорят и пишут на русском языке или не говорят совсем. И как, следствие: 1) сложность изучения учебного материала; 2) трудности в общении со сверстниками и учителями; 3) проблемы в адаптации. В современной литературе проблема адаптации детей мигрантов еще недостаточно изучена. Эффективное решение задач социально-психологического сопровождения детей мигрантов должна быть реализована через взаимодействие семьи, психологов и педагогов, также немаловажную роль в процессе адаптации и профилактике девиантного и делинк-ветного поведения среди детей мигрантов выполняют сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (далее -ПДН ОВД) Российской Федерации.
Основой профессиональной деятельности сотрудников ПДН ОВД является - предупреждение и пресечение правонарушений, антиобщественных действий, совершаемых несовершеннолетними, борьба с детской безнадзорностью и беспризорностью и т.д. Ответственность за успешное выполнение этих задач и реализацию других направлений профессиональной деятельности, касающихся работы с несовершеннолетними, лежит на подразделениях по делам несовершеннолетних (инспекторах ПДН). Организация деятельности инспекторов ПДН регламентируется Приказом № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»; Федеральным законом № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изменениями от 23 ноября 2015 г.).
Для настоящего исследования актуально-значимой является работа с детьми-мигрантами. Можно сразу отметить, что работа это непростая, дети-мигранты представляют в российских шко-
лах особый контингент, который выделяют на основе трех критериев: 1) прибытие семьи мигрантов и ребенка из стран ближнего и дальнего зарубежья, а также региона Северного Кавказа; 2) период проживания ребенка-мигранта в территории (не более 10 лет); 3) иноэтничность (для учащегося-мигранта русский язык не является родным). Именно при работе с такими детьми инспектора ПДН и педагоги испытывают затруднения.
На основе анализа социологических, психолого-педагогических исследований, нормативных документов, содержания профессиональных задач, решаемых инспекторами ПДН ОВД в процессе социально-педагогической и профилактической работы с детьми из семей мигрантов, можно отметить, что в процессе профессиональной подготовки инспектора ПДН ОВД должны овладеть: 1) знаниями по этнопедагогике и этнопсихологии, которые позволяют выстраивать педагогическое взаимодействие с семьей мигрантов, определять, понимать и учитывать индивидуальные особенности ребенка-мигранта; 2) знаниями этнопедагогических особенностей социализации в культуре ребенка-мигранта, а также знаниями по социальной психологии и поликультурному образованию, на основе которых будет создаваться детский коллектив и организовываться деятельность воспитанников, в том числе и детей-мигрантов; 3) знаниями истории этносов, закономерностей протекания межгрупповых процессов в этноконтактных ситуациях, основ конфликтологии и специфики этнических конфликтов, современных подходов к проблеме толерантности и технологий ее формирования. Кроме того, в структуре личности инспектора ПДН ОВД должны быть сформированы поликультурно значимые личностные качества (действенная эмпа-тия, этническая толерантность, позитивная этническая идентичность).
В свою очередь, затруднения, с которыми сталкивается сотрудник ПДН ОВД, напрямую зависят от качества их профессиональной подготовки. Решение обозначенной проблемы видится в формировании профессиональных компетенций у курсантов образовательных организаций МВД России, обучающихся по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», специализация «Социальная педагогика».
Профессиональная подготовка курсантов образовательных организаций к профессиональной деятельности в ПДН ОВД также исходит из совокупности требований, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования III поколения, включа-
ющим различные группы компетенций: общие, профессиональные, специальные.
Сегодня компетентностный подход является доминирующим в мировой образовательной практике. Необходимость его использования в конструировании содержания профессионального образования возникла в связи с попыткой отобрать способы деятельности, которыми должны овладеть будущие специалисты. Особенность ком-петентностного подхода, заключающаяся в том, что он призван устранить разрыв между знаниями и умениями, которые человек получает в результате обучения, и возможностью их применения на практике, в реальной профессиональной среде. С точки зрения академика А.М. Новикова, ком-петентностный подход позволяет перейти от его ориентации на воспроизведение знаний к их применению и организации, т. е. от «знаниевой» образовательной парадигмы к «деятельностной», что предполагает совершенно иначе строить цели и содержание образования.
Нужно заметить, что именно овладение компетенциями лежит в основе как профессиональной подготовки в образовательной организации, так и в основе профессиональной деятельности сотрудников ПДН ОВД. Несмотря на четкую регламентацию деятельности сотрудников ПДН ОВД (права, обязанности, органы взаимодействия, совокупность требований) возникают определенные профессиональные затруднения. Особо следует выделить проблемы взаимодействия сотрудников ПДН с семьями-мигрантами и их детьми.
Обязательным условием работы инспектора ПДН ОВД является взаимодействие с семьями детей-мигрантов. Семьи мигрантов оказываются в сложной социальной ситуации. С одной стороны, государство не в состоянии эффективно решать их социально-экономические и бытовые
проблемы, а с другой - миграционные потоки влекут за собой весьма сложные социально-психологические и психолого-педагогические процессы. При этом процесс социокультурной дезадаптации в ряде случаев не может быть снят школьным педагогом или психологом в силу поведенческих и языковых барьеров во взаимодействии с ребенком и семьей мигранта в целом, что усугубляет и без того тяжелое социально-психологическое состояние личности.
Процесс адаптации детей-мигрантов проходит в максимально сложных условиях, вследствие потери прежних дружеских связей и недостаточных временных возможностей для построения новых (близок срок окончания школы), что может привести к негативно направленной адаптации (дезадаптации) и девиантным формам поведения. Ребенку из семьи мигрантов требуется профилактика девиантного поведения: профессиональная психолого-педагогическая поддержка; реабилитация и, возможно, коррекция, основанная на технологиях субъектного взаимодействия с применением активных методов обучения адаптации и социализации, самопрезентации и самореализации. В связи с этим требуется разработка комплексной программы взаимодействия инспекторов ПДН, педагогов, психологов и иных представителей общественных организаций.
Библиографический список
1. Мишкина В.А. Ретроспективный анализ работы с детьми семей мигрантов // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № (4): 317-20. DOI 10.24411/2414-3995-2018-10064.
2. Новиков А.М. Основания педагогики: Пособие для авторов учебников и преподавателей. [Текст] / А.М. Новиков. - М. : Эгвес, 2010. 152 с.