Научная статья на тему 'Особенности социокультурной адаптации детей-мигрантов'

Особенности социокультурной адаптации детей-мигрантов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
258
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурная адаптация / дети-мигранты / образовательные учреждения / педагогическая среда / sociocultural adaptation / migrant children / educational institutions / pedagogical environment

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сергей Николаевич Тихомиров, Вита Александровна Мишкина

Представлены основные положения социокультурной адаптации детей-мигрантов. Проанализированы современные исследования российских ученых по изучаемой проблематике. Авторы выделяют компоненты и критерии оценки социокультурной адаптации ребенка-мигранта в условиях образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сергей Николаевич Тихомиров, Вита Александровна Мишкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIO-CULTURAL ADAPTATION MIGRANT CHILDREN

The main provisions of the sociocultural adaptation of migrant children are presented. The modern research of Russian scientists on the studied problems is analyzed. The authors identify the components and criteria for assessing the sociocultural adaptation of a migrant child in an educational institution

Текст научной работы на тему «Особенности социокультурной адаптации детей-мигрантов»

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УДК 37.011.33; ББК 74.0 © Тихомиров С.Н., Мишкина В.А. 2019

FEATURES OF SOCIO-CULTURAL ADAPTATION MIGRANT CHILDREN

ОСОБЕННОСТИ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ

ДЕТЕЙ-МИГРАНТОВ

Sergey Nikolaevich Tikhomirov,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor, Department of Pedagogy, Educational and Scientific Complex performance psychology, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot Е-mail: 5103720@gmail.com

Vita Alexandrovna Mishkina,

Adjunct of the Faculty for the Training of Scientific, Pedagogical and Scientific Personnel, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, Е-mail: univervita@mail.ru

Сергей Николаевич Тихомиров,

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Е^Ц: 5103720@gmail.com

Вита Александровна Мишкина,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров, Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, Е-mail: univervita@mail.ru

Для цитирования: Тихомиров С.Н., Мишкина В.А. Особенности социокультурной адаптации детей-мигрантов1. Психология и педагогика служебной деятельности. 4/2019. С. 91-93.

Abstract. The main provisions of the sociocultural adaptation of migrant children are presented. The modern research of Russian scientists on the studied problems is analyzed. The authors identify the components and criteria for assessing the sociocultural adaptation of a migrant child in an educational institution.

Keywords: sociocultural adaptation, migrant children, educational institutions, pedagogical environment.

Аннотация. Представлены основные положения социокультурной адаптации детей-мигрантов. Проанализированы современные исследования российских ученых по изучаемой проблематике. Авторы выделяют компоненты и критерии оценки социокультурной адаптации ребенка-мигранта в условиях образовательного учреждения.

Ключевые слова: социокультурная адаптация, дети-мигранты, образовательные учреждения, педагогическая среда.

В последнее десятилетие количество вынужденных переселенцев в России постоянно растет. Причиной этому служит экономический кризис в стране, различного рода негативные социальные явления. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются мигранты на новом месте жительства, - это проблема социокультурной адаптации. Значительную часть экономических и вынужденных мигрантов составляют дети дошкольного и школьного возраста, многим из которых предстоит в дальнейшем жить и трудиться на территории нашей страны [1].

Для нашего исследования важным является выявление критериев социокультурной адаптации личности ребенка-мигранта, которые проявляются

в его деятельности и общении, установление факторов и условий, которые позволят построить модель социокультурной адаптации детей-мигрантов в смешанной по этническому составу группе в заданной траектории гуманистической педагогики.

Социокультурная адаптация мигрантов рассматривается различными областями знания: социологией (Ю. В. Арутюнян, А. В. Воропаева, Т. Н. Юдина, Н. Луман и др.), психологией (А. Н. Гуляева, Г. Г. Габуния, Г. У. Солдатова и др.), педагогикой (В. С. Айрапетов, А. С. Запесоцкий, С. Н. Иконникова, В. Т. Лисовский, Л. Ф. Новицкая и др.).

Слабость социокультурной адаптации мигрантов проявляется в состоянии растерянности,

1 Данная статья была опубликована в электронном сборнике тезисов выступлений и докладов участников IV Международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление» (к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России), г. Рязань, 20-22 ноября 2019 г. в 10 т. - Рязань: Академия ФСИН России, 2019.

№ 4 / 2019

91

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGY OF SERVICE ACTIVITIES

страха. По мнению О.Д. Воробьевой, «эта ситуация усложняется внутренними российскими проблемами которые накладываются на возникающие противоречия и конфликты между коренным населением и мигрантами, что является индикатором социальных и политических рисков. Представители местного населения не всегда готовы к появлению мигрантов в их окружении» [2].

Дети из семей мигрантов испытывают проблемы разнообразного характера: бытовые, материальные, психолого-педагогические, это приводит к разным формам психосоциальной и педагогической дезадаптации [3]. У многих детей из семей мигрантов удовлетворительное отношение к учебе, слабая инициативность, отклонения личностного развития (заниженная самооценка, повышенная тревожность, сниженное самочувствие, активность, настроение; имеют место проявления агрессивности, нарушения поведения, изменения мотивационно-потребностной сферы, негативное отношение к социокультурным нормам других народов). Нужно помнить, что психолого-педагогические особенности детей и подростков из семей мигрантов, спровоцированные всем комплексом проблем, с которыми приходиться сталкиваться семьям мигрантов в связи с переменой места жительства, могут затруднить полноценное развитие личности.

В диссертационном исследовании А. В. Пе-троченко отмечается, что, «если адаптацию личности рассматривать с двух сторон: как приспособление организма к природным условиям и как сложное проявление социальных функций: способности участвовать в общественно полезном труде, осуществлять творческую деятельность, создавать оптимальные условия для саморазвития в физической, духовной и социальной сферах, представляя собой диалектическое единство объекта-системы и среды реализации его цели, то это позволяет говорить о социокультурной адаптации» [4].

По мнению М. А. Южанина, «социокультурная адаптация это процесс и результат активного приспособления этнических групп к условиям другой социокультурной среды, исходя из объективного противоречия между «интернализо-ванным этнокультурным фреймом, привычными потребностями, интересами мигрантов, устоявшейся моделью их социальной активности (групповая этническая идентичность мигрантов) и новыми общественными условиями их жизнедеятельности, изменившимися статусными характеристиками (идентичность принимающего сообщества)» [5].

Направленная организация педагогической поддержки адаптации детей-мигрантов в образовательных учреждениях и организациях призвана обеспечить создание специальных возможностей усвоения, принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.

Поскольку социокультурная адаптация выступает как процесс и результат согласования индивидуальных особенностей и состояния ребенка во взаимодействии его с внешним миром, приспособления его к изменившейся культурной среде, новым социальным условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам, то компонентами социокультурной адаптации ребенка-мигранта выступают: личность, социум (общество), культура. Критериями оценки социокультурной адаптации детей-мигрантов являются, соответственно: эмоциональное самочувствие ребенка, характер взаимоотношений между детьми, принятие ребенком другой культуры.

Таким образом, уровень социокультурной адаптации складывается из показателей: эмоциональная стабильность (снижение тревожности, улучшение настроения), вхождения ребенка в ролевую структуру группы (участие в коллективных играх, делах, дружеские связи, снижение тревожности в межличностном общении), усвоение норм и традиций, принятых в данной группе (понимание нравственных норм общества). Эмоциональное самочувствие ребенка-мигранта включает его физиологическое здоровье.

Изучение педагогических условий социокультурной адаптации детей-мигрантов представляет научно-практический интерес для развития системы помощи семьям мигрантов в Российской Федерации. Важной задачей дальнейшего исследования является лонгитюдный мониторинг развития ребенка-мигранта, процесса его адаптации при зачислении в общеобразовательную организацию. Также целесообразно продолжать изучение факторов риска социокультурной адаптации детей-мигрантов с учетом меняющихся социально-педагогических условий жизни населения страны.

Литература

1. Мишкина В. А. Ретроспективный анализ работы с детьми семей мигрантов // Вестник экономической безопасности. 2018. № 4. С. 317-320.

2. Воробьева О. Д. Миграционные процессы населения: вопросы теории и государ-

92

№ 4 / 2019

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ственной миграционной политики // Проблемы правового регулирования миграционных процессов на территории Российской Федерации : аналит. сб. Совета Федерации Федерального Собрания Рос. Федерации. 2003. № 9(202). С. 35.

3. Тихомиров С. Н., Мишкина В. А. Работа инспекторов по делам несовершеннолетних ОВД с детьми из семей мигрантов // Профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел. Педагогика и психология слу-

жебной деятельности: состояние и перспективы : сб. материалов III Междунар. конф. / под рук. С. Н. Федотова. М., 2019. С. 456-460.

4. Петроченко А. В. Педагогические условия социокультурной интеграции иммигрантов в общеобразовательной школе : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012. 212 с.

5. Южанин М. А. О социокультурной адаптации в иноэтнической среде: концептуальные подходы к анализу. URL: http://2008.isras.ru/files/File/ Socis/ 2007-05/Yuzhanin.pdf.

Психология деятельности юриста. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». (2018) Автор: Аминов И.И.

Рассмотрена теория юридической психологии и психологии профессиональной деятельности, а также представлены тесты, упражнения и задачи, направленные на воспитание и развитие практических навыков, навыков общения, наблюдательности, способности разбираться в людях, тренировку памяти, внимания, логического мышления, активизацию интеллектуально-психологических возможностей, так необходимых в работе юриста. Многие задания, представленные в пособии, помогут переключиться с одного вида деятельности на другой и снять напряжение после интенсивного умственного труда.

Для студентов юридических факультетов и институтов, будущих работников правоохранительных органов, судов, прокуратуры и т.д., а также юристов-практиков.

ЮРИДИЧЕСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ

Юридическая психология. Учебное пособие. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки. (2019) Автор: Шевченко В.М.

Пособие разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, с учетом типовых профессиональных образовательных программ и квалификационных требований.

Излагаются теоретические понятия и положения по дисциплине «Юридическая психология», рассматриваются практические задания и ролевые игры, направленные на использование психологических знаний в практической деятельности юриста.

Для студентов и преподавателей юридических факультетов.

№ 4/2019

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.