16
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
31. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сла-стенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
32. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. -576 с.
33. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2001. - 480 с.
34. Слепцова И.Ф. Формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошколь-
ного возраста в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2007. -22 с.
35. Солопова М. А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Череповец, 2002. - 228 с.
36. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: Алматы: Гылым, 1998. -320 с.
37. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: Алматы: Гылым, 1998. -320 с.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ СЕМЕЙ-МИГРАНТОВ В ПРИНИМАЮЩЕМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Бурковская Татьяна Валерьевна
Канд. пед. наук, доцент кафедры непрерывного образования и новых образовательных технологий, г. Орел
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается проблема социокультурной адаптации семей мигрантов в принимающем российском обществе. Уделяется внимание анализу нормативно-правовой составляющей процесса миграции. Выделены компоненты, определяющие успешность процесса адаптации семей мигрантов. Приведен опыт работы с мигрантами.
ABSTRACT
This article deals with the problem of socio-cultural adaptation of migrants' families in the receiving Russian society. Attention is paid to the analysis of the legal component of the migration process. Select a component determining the success of the adaptation process of migrant families. The experience of working with migrants.
Ключевые слова: миграция, адаптация, интеграция, социокультурная адаптация, технология социально-педагогической деятельности.
Keywords: migration, adaptation, integration, sociocultural adaptation, technology and social and educational activities.
Казалось бы, совсем недавно Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» от 22 июня 2006 года. Согласно Указу, была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Программа начала действовать c 1 января 2007 года. Переселенцы в Россию, обращающиеся в представительства России за рубежом становились участниками Государственной программы, которая предлагала переселенцу конкретное место трудоустройства в России (по заявкам субъектов федерации) и оказывала поддержку в переезде, предоставляла "подъёмные", компенсации и социальные гарантии членам семьи. Предполагалось, что в программе, рассчитанной на 2006-2012 годы, примут участие несколько миллионов русскоговорящих жителей. Безусловно, принятие государственной программы в отношении мигрантов позволило решить ряд ключевых демографических, социально-экономических и политических проблем внутри нашей страны. Однако и на сегодняшний день, несмотря на обострившуюся внешнеполитическую ситуацию Российская Федерация продолжает оставаться одним из наиболее привлекательных в миграционном плане государств. За последние годы отмечается тенденция к значительному увеличению количества иностранных граждан, посещающих Россию, из которых большая их часть стремиться в нашу страну в поисках
работы. С одной стороны, Российская экономика нуждается в привлечении иностранной рабочей силы, а с другой стороны трудовая миграция привносит в общественную жизнь России значительные социальные риски: деформирует национальную структуру занятости населения, вносит дисбаланс в социальную сферу, приводит к обострению межнациональных конфликтов и ксенофобии, обостряет криминогенную обстановку. В этой связи одним из проблемных элементов миграции являются семьи и молодежь, почти не владеющие русским языком и не готовые к адаптации и интеграции в социально-культурное пространство российского общества.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [1], Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [2] определяют основные направления государственной политики в сфере адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации и требуют создания инфраструктуры для адаптации и интеграции иностранных граждан. По мнению российских законодателей, инфраструктура должна включать в себя организации, оказывающие адаптационные и интеграционные услуги, включая обучение русскому языку, основам законодательства Российской Федерации, истории, информирование о культурных традициях народов России и правилах поведения принятых в российском обществе, центры информационной и правовой поддержки, центры социальной адаптации и интегра-
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
17
ции, центры профессиональной подготовки и переподготовки, создаваемые с учетом специфики регионов Российской Федерации.
Адаптационные и интеграционные услуги мигранту должны предоставляться на возмездной основе - за счет мигранта, его работодателя или благотворительного фонда.
Каковы же ожидания российских законодателей от принятия Федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации» [3]. Ожидания законодателей лежат в плоскостях создания инфраструктуры, координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере адаптации и интеграции мигрантов, снижения уровня незаконной миграции и оптимизации процессов занятости населения на российском рынке труда, а также популяризации русского языка и русской культуры за рубежом, формирование позитивного имиджа Российской Федерации.
Как показывает практика работы с мигрантами, их семьи всегда оказываются в сложной социальной ситуации. С одной стороны, государство не в состоянии эффективно решать все их социально-экономические и бытовые проблемы, а с другой - миграционные потоки влекут за собой весьма сложные социально-психологические и психолого-педагогические процессы [4, с.6].
В социально-психологическом плане почти все мигранты переживают высокий уровень стресса и оказываются в социальной изоляции, так как вынуждены приспосабливаться к новым для них формам повседневного существования. Ощущение социального вакуума у большинства из них усугубляется как противоречиями между персональными социальными ожиданиями и той реальностью, в которой они оказываются, так и синдромом «культурного шока», обусловленным негативными последствиями переселения, возникающими в новой этнокультурной среде так и сложным социально-экономическим положением семей мигрантов (нерешенность жилищных проблем, низкий уровень трудоустройства родителей и др.) Все это вызывает отрицательные психологические переживания, чувства утраты, неполноценности и отверженности, трудности в реализации социальных ролей и трансформации в системе ценностных отношений личности.
В связи с этим возникает практически важная проблема поиска технологий социально-педагогической деятельности, которая обеспечит коррекцию опыта и поведения мигрантов, выявит те социально-психологические и педагогические условия, которые будут способствовать успешной адаптации всех членов семей мигрантов к новой ситуации жизнедеятельности.
Наш практический опыт работы с членами семей мигрантов и детьми-мигрантами показывает, что социокультурная адаптация мигрантов, представляет собой целостное системное образование, характеризующее процесс и состояние активного приспособления личности к новым условиям жизнедеятельности на принимающей территории. Системообразующим фактором организации процесса социокультурной адаптации мигрантов являются цели и задачи специальной социально-психолого-педагогической деятельности, обеспечивающие достижение адекватного функционально-ролевого состояния личности мигранта в условиях деятельности и взаимодействия в новой ситуации её развития. В свою очередь адекватность функционально-ролевого состояния личности во многом зависит от внешних факторов, а именно от тех условий, которые создаются педагогами при приеме мигрантов в
новую среду (для взрослых членов семьи: трудовой коллектив, ближайшее окружение - соседство, для детей и молодежи коллективы образовательных учреждений, соседство и т.д.).
В социально-психологическом плане сущность социокультурной адаптации составляет сложный комплекс устойчивых качеств и свойств личности, характеризующих мигрантов по критериям проявления персональной ролевой и функциональной идентификации в новых условиях среды, социально-коммуникативной компетентности и культурной интеграции личности в социальные нормы и ценности самотворческой жизни в новой среде. Именно эти критерии позволяют судить о степени интеграции мигранта в принимающем обществе. Ведущим организационно-педагогическим условием достижения социокультурной адаптации семей мигрантов выступает педагогическое проектирование и реализация целостной социально-психолого-педагогической программы. В организационно-педагогическом плане такая программа обеспечивается, во-первых, диагностикой основных проблем мигрантов, во-вторых, конкретизацией на этой базе содержания социально-психолого-педагогической деятельности, адекватного задачам достижения социокультурной адаптированности личности мигранта, в-третьих, опережающей комплексной подготовкой специалистов к применению реабилитационных и социально ориентирующих технологий в их единстве, что формирует в итоге ценностноосмысленный личный опыт успешных социальных коммуникаций, персонально ответственное самоотношение детей-мигрантов и их активную позицию в процессе заинтересованной самореализации в новой жизненной ситуации. Нами накоплен значительный практический опыт работы как с детьми-мигрантами, так и со взрослыми (их родителями) в рамках программы «Миграция населения» (2000-2003гг.), реализуемой на базе Орловского городского отделения «Российский Красный Крест» и проектов «Познай себя - Поверь в себя» (20022005гг.), «Добро пожаловать, соотечественники» (2005 -н.в.). Основу работы в рамках программы и проектов составляет скоординированная и взаимосвязанная работа служб помощи мигрантам: правовой, социальной и психолого-педагогической. Сотрудники служб в своей работе используют социально-ориентирующие технологии взаимодействия с мигрантами как детьми так и со взрослыми. Основной целью работы с мигрантами является социокультурная адаптация семей переселенцев соотечественников (мигрантов) на принимающей территории, а также проведение информационно-разъяснительной работы с жителями г.Орла.
Специалисты приемной юрист, психолог, социальный работник и добровольцы - студенты ВУЗов г.Орла, осуществляют прием и консультирование вынужденных переселенцев, прибывших на территорию г.Орла и области по вопросам, связанным с их интеграцией на новом месте жительства. В ходе работы приемной осуществляется общественный контроль за процессом переселения и соблюдением прав переселенцев. Проводится мониторинг, с целью получения достоверной информации о проблемах возникающих в процессе адаптации на новом месте жительства. Педагогический отряд «Милосердие» проводит информационно разъяснительную работу с жителями г. Орла лекции, беседы, встречи по месту жительства для создания положительного отношения к переселенцам со стороны местного населения. Таким образом,
18
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
реализуются практико -ориентированные технологии оказания помощи мигрантам и обеспечиваются условия необходимые для их успешной социокультурной адаптации на принимающей территории.
Список литературы
1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] // [сайт]. [2015].URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/15635/ (дата обращения: 14.07.2015).
2. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025
года" [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» http://base. garant.ru /7028481/
3. Проект Федерального закона «О социальной и
культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации» года [Электронный ресурс] // [сайт]. [2015].URL: http://www. fms. gov.ru/documentation/865/details/81610/ (дата
обращения: 14.07.2015).
4. Бурковская Т.В. Социокультурная адаптация подростков из семей мигрантов: теоретические и технологические аспекты. Монография [Текст] / Т. В. Бурковская. - Орел: ООО ПФ «КАРТУШ», 2007. - 200 с.
КРИТЕРИИ ОТБОРА В СПОРТИВНУЮ СЕКЦИЮ ТХЭКВОНДО НА НАЧАЛЬНОМ
ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ
Вершинин Михаил Александрович
Доктор пед. наук, профессор, и.о. ректора Волгоградской государственной академии физической культуры,
г. Волгоград Вандышев Сергей Владимирович
Соискатель кафедры теории и методики физического воспитания, Волгоградской государственной академии физической культуры, г. Волгоград
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются факторы, определяющие успешность ведения современного поединка в тхэквондо на этапе начальной подготовки. На основе данных, полученных с помощью метода экспертных оценок, авторами представлены и описаны десять факторов проранжированных по степени значимости в данном виде спорта в контексте соревновательной деятельности.
Ключевые слова: тхэквондо, антропометрия, юный тхэквондист, индекс перспективности, поединок.
Актуальность проблемы спортивного отбора на современном этапе развития спорта не только не снижается, а возрастает с новой силой. Это связано с тем, что существующая практика отбора в спорте пока не может быть оценена как достаточно эффективная и соответствующая современным требованиям стремительно развивающегося спорта высших достижений [3, 4, 5].
Сложность современного процесса спортивного отбора обусловлена необходимостью учета многих критериев. При этом, определение важности того или иного
критерия является приоритетной задачей. С другой стороны, оценивать перспективность спортсмена на основе одного или двух, допустим, даже самых важных критериев было бы не верно.
На основе анализа научной литературы [1, 2, 6] мы выделили десять критериев отбора в спортивную секцию тхэквондо. Для определения важности критериев спортивного отбора на начальном этапе подготовки мы провели анкетный опрос среди тренеров, имеющих достаточный опыт работы. Результаты опроса представлены в табл. 1.
Таблица 1
Важность критериев отбора в спортивную секцию тхэквондо на начальном этапе подготовки____
№ Критерий Место (M±m), баллы
1 Антропометрические показатели (длина и масса тела, длина ног, соотношение роста к длине ноги, длина стопы, длина туловища 2,8±0,4
2 Мотивация к занятиям спортом 3,4±0,6
3 Качество освоения технических элементов и оценка координационных способностей, специализированных восприятий (способность к сохранению равновесия) 4,6±0,5
4 Уровень физической подготовленности и развитие двигательных качеств, обусловленных природными задатками 5,0±0,7
5 Оптимальный уровень психологических показателей (тип темперамента, уверенность в себе, низкий уровень тревожности, тип нервной системы) 5,2±0,4
6 Отношение родителей к занятию детей спортом 5,4±0,7
7 Высокий уровень психофизиологических показателей (сложная и простая двигательная реакция, помехоустойчивость, высокие показатели теппинг-теста) 5,8±0,7
8 Оптимальный возраст занятия спортом (тхэквондо) 6,6±0,6
9 Опережение паспортного возраста биологическим 7,7±0,7
10 Способность к выполнению монотонной работы 8,2±0,3