Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
13
Психология зрелости рассматривается только как один из разделов психологии развития. Хотя имеются научные публикации и работы в области развития профессионализма личности и деятельности.
В результате, наука акмеология нацелена на изучение творческого потенциала и жизненной самореализации личности, факторов, путей и способов достижения социального успеха и профессионального мастерства. Основной задачей является выявление оптимальных факторов и условий, позволяющие человеку достичь своего «акме» в профессиональной деятельности. Поэтому развивающаяся, самореализующаяся достигающая вершин профессионализма личность - объект исследований в акмеологии. Следует отметить, что кроме общей акмеологии активно развиваются различные ее направления, связанные к конкретной областью профессиональной деятельности. Так в последние два десятилетия получили широкое распространение военная, информационная, медицинская, управленческая, педагогическая, политическая, спортивная, этническая акмеология и др.
Список литературы
1. Акмеология / под ред. А.А. Деркач. - М.: РАГС,
2004. - 299 с.
2. Акмеология: учебное пособие / А. Деркач, В. Зазы-кин. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб: Питер, 2001. - 288с.
4. Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. - 2-е изд. - М.: Джангар, 2012. - 864 с.
5. Зазыкин В.Г. Краткий акмеологический словарь. -М.: РАГС, 2010.
6. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. - СПб.: Политехника, 2003. - 395 с.
7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и
сред.пед.учеб.заведений. - М.: Академия, 2003. -176 с.
8. Основы общей и прикладной акмеологии. Учебное пособие /под ред. А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой. -М, 2000. - 388с.
9. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Совр.слово, 2005. -720 с.
10. Педагогическая акмеология: коллективная монография / под.ред. О.Б. Акимовой; ГАОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед.ун-т». - Екатеринбург, 2012. -251 с.
11. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М Бим-Бад. - М.: Большая Росс. Энциклопедия, 2003. - 528 с.
12. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.
13. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ,
2005. - 176 с.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Бикбулатов Руслан Рафаильевич
Учитель НИШ ФМН г.Костаная, аспирант КНИТУ, г.Казань
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются основные подходы к определению «готовность». Показана связь между структурными и функциональными компонентами готовности преподавателей работать с интеллектуально одаренными обучающимися.
ABSTRACT
This article considers the basic approaches to the word definition “readiness ". Shows the connection between structural and functional components of teachers ’ readiness to work with intellectual gifted students
Ключевые слова: готовность, управленческая деятельность, интеллектуально одаренные обучающиеся
Keywords: readiness, management activity, intellectual gifted students
Анализ современной научно-педагогической литературы показывает, что до сих пор нет единой трактовки понятия «готовность».
Б.Г. Ананьев одним из первых применил данное понятие. Он рассматривал готовность как психологическую категорию, отражающую определенное состояние личности [3, с. 245].
В общем словаре русского языка «готовность» определяется как: «1) согласие сделать что-нибудь и 2) состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [27, с. 100].
В толковом словаре В. Даля «Готовность - состояние или свойство готового, подготовленность» [11, с. 398]. Понятию «готовность» соответствуют синонимы желание, добрая воля, охота, решимость [1, с. 4].
В психологическом словаре-справочнике «готовность» трактуется как «активно-действенное состояние
личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задач. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия. Готовность к определенному виду деятельности (игра, учение, труд) предполагает определенные мотивы и способности» [15, с. 87].
В психолого-педагогических исследованиях готовность рассматривается как состояние психической и физиологической готовности к действию или деятельности; настрой и мобилизация на предстоящую деятельность (Е.П. Ильин) [19], как особое психическое состояние, целостное проявление личности, занимающее промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности (В.А. Бодров [4], А.К. Макарова [26]); как синтез свойств личности, определяющих ее пригодность к деятельности (А.А. Деркач) [12].
14
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
В то же время ряд авторов выделяют частные аспекты готовности: психологическую и практическую готовность (Ф.Н. Гоноболин [9], А.И. Щербаков [37]); функциональную и личностную (Ф. Генов [8], В.А. Сластенин [33]); общую и специальную (Б.Г. Ананьев [2]).
Во многих работах отмечается, что, помимо готовности как психического состояния, у человека часто проявляется готовность как устойчивая характеристика личности. Она действует постоянно, ее не нужно формировать; такая готовность - существенная предпосылка успешной деятельности и относится к длительной или устойчивой готовности, имеет определенную структуру: положительное отношение к виду деятельности, в том числе профессиональной; адекватные требования к профессиональной деятельности, черты характера, способности, темперамент, мотивация, а также необходимые знания, умения, навыки [18].
Сделав анализ научно-педагогических исследований, можно выявить основные подходы к определению понятия «готовность».
Во-первых, готовность определяется как личностное качество (В.А. Сластенин [32], Н.Д. Хмель [36]).
Интегральное качество личности может обеспечить целенаправленное решение педагогических задач (Т. А. Забкова [16], И. Ю. Исаева [20], Л. А. Кравцова [22] и др.).
Сложное динамически развивающееся целостное личностное образование может характеризоваться совокупностью внешних и внутренних мотивов, обеспечивающих успешное осуществление профессиональной деятельности (А.В. Кисляков [21], Р.И. Пенькова [28], М.А. Солопова [35] и др.).
Во-вторых, готовность определяется как психическая функция (И.М. Дьяченко. Л.А. Кандыбович [14], А.Н. Леонтьев [24], С.Л. Рубинштейн [30]).
По мнению С.В. Бухаловой готовность является психическим состоянием педагога, обеспечивающее успешность профессиональной деятельности [5]. И.П. Слепцова рассматривает готовность как психическое состояние человека, выраженное на личностном уровне и отражающее общий тип мышления и особенности менталитета педагога [34].
В-третьих, готовность определяется как профессиональное качество: например, интегральное образование профессионально значимых качеств личности педагога (Л.В. Винская [7], З.В. Крецан [23]).
В-четвертых, готовность выступает как новообразование: например, сложное интегральное профессионально значимое новообразование, обеспечивающее оптимальное функционирование личности учителя в обществе (Л.М. Гура [10]); целостное системное интегративное новообразование, определяющее личностный рост будущего педагога, обеспечивающее профессиональную
адаптацию и способствующее успешной реализации (В.Н. Запорожец [17]).
В-пятых, готовность рассматривается как предварительное состояние. По мнению Н.В. Майоровой существует некоторое состояние субъекта готовности приступить к профессиональной деятельности [25]. К.К. Платонов рассматривает субъективное состояние индивида, осознающего себя подготовленным к выполнению разных видов профессиональной деятельности [29].
В-шестых, готовность рассматривается как активно-действенное состояние. С.Л. Васильченко рассматривает готовность как результат личностного роста воспитателя в своей профессии, который характеризуется реальными действиями по совершенствованию своего мастерства [6]. К.М. Дурай-Новикова понимает под готовностью сформировавшееся активно действенное состояние личности, обеспечивающее быструю адаптацию, эффективную актуализацию и использование в процессе практической работы, приобретенных в вузе ЗУН [13].
Совокупность профессионально обусловленных требований к преподавателю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма [31].
Наличие разных точек зрения на сущность понятия «готовность» позволяет говорить о его сложности и многогранности.
В нашем исследовании объектом является готовность преподавателей к управлению развитием интеллектуально одаренных обучающихся. Преподаватель не всегда готов к управленческой деятельности, и сама готовность не носит системного характера данной деятельности. В работе отсутствуют цели, ориентированные на развитие личности интеллектуально одаренного обучающегося. Для достижения успешной работы с интеллектуально одаренными обучающимися необходима реализация различных педагогических условий. Необходимо внести коррективы в работу преподавателя, чтобы уметь управлять данным видом деятельности. Стоит определить знания, обеспечивающие результативность управленческой деятельности. Готовность педагога к управлению развитием интеллектуальной одаренностью обучающихся - это интегративное личностное образование, проявляющееся как на личностном, так и на деятельностном уровнях, и обеспечивающее эффективную реализацию данного вида профессиональной деятельности.
Анализ структурных и функциональных компонентов готовности преподавателей работать с интеллектуально одаренными обучающимися позволяет определить между ними связь (таблица 1).
Таблица 1
Связь структурных и функциональных компонентов готовности преподавателя к работе с интеллектуально одарен__________________________________________ными обучающимися____________________________________________
Структурные компоненты Функциональные компоненты
Личностная готовность Профессиональная готовность
Мотивационный Ориентирование личности на самосовершенствование - Стремление к работе с одаренными обучающимися. - Совершенствование знаний и умений, чтобы работать с данной категорией обучающихся.
Личностный Развитие: - креативности; - самостоятельности; - критичности мышления; - оригинальности мышления. - Наличие врожденных творческих способностей. Наличие: - способности к педагогическому творчеству; - конструктивных способностей; - коммуникативных способностей; - организаторских способностей
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 15
- Стремление к личностному росту.
Деятельностный Умение свободно ориентироваться в потоке информации, пополнять свои знания, развивать умения, обобщать опыт. - Умение творчески применять знания и умения в педагогической деятельности. - Использование разнообразных интерактивных методов и технологий. - Владение в совершенстве методом педагогического наблюдения. - Знание психологии одаренных обучающихся. - Профессиональная компетентность (по предмету). - Регулярное повышение квалификации.
Рефлексивный Способность анализировать свою деятельность, осознавать свой потенциал, давать адекватную самооценку. Способность анализировать и оценивать свою готовность к работе с одаренными обучающимися.
Готовность преподавателя приводит к возможности управлять развитием интеллектуальной одаренности обучающихся, он сможет сделать им сильный вызов. Только в этом случае у обучающихся появляется мотивация, стремление к получению новых знаний, они способны достигать успеха.
Список литературы
1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практ. справ.: ок. 11000 синоним. рядов / З.Е. Александрова. - 14-е изд., стереотип. - М.: Рус. Яз. - Медиа, 2006.- 564с.
2. Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды / Под ред. А.А. Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980. - 288 с.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 340 с.
4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
5. Бухалова С.В. Формирование готовности будущего учителя к реализации индивидуально-личностного подхода к учащимся в учреждении дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Самара,
2007. - 248 с.
6. Васильченко С. Л. Формирование готовности работников внешкольных учреждений к педагогической деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Киев,
1989. - 167 с.
7. Винская Л.В. Формирование готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей: дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2006. - 213 с.
8. Генов Ф. Психологические способности мобилизационной готовности спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 245 с.
9. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. №1. С. 100-111
10. Гура Л.М. Педагогические основы формирования социально-психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Иркутск, 1994. -209 с.
11. Даль В. Толковый словарь. Т.1. А-З / В. Даль. - М.: Художественная литература, 1935. - 723с.
12. Деркач А.А. Готовность к деятельности как акмео-логический феномен: моногр. / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева, О.В. Михайлов. - М.: Изд-во РАГС,
2008. - 96 с.
13. Дурай-Новакова К.М. Формирование готовности к педагогической деятельности: Автореф. Дис.д-ра пед. наук. - М., 1985. - 32 с.]
14. Дьяченко И.М., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Мн: Изд-во БГУ, 1978. - 175 с.
15. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. М.: АСТ, 2001. С.87
16. Забкова Т.А. Формирование готовности студентов и молодых специалистов к внеучебной воспитательной работе: дис. . канд. пед. наук. - Тюмень, 2001. - 198 с.
17. Запорожец В.Н. Формирование готовности студентов педвуза к социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2001. - 192 с.
18. Зернова Г.П. Профессиональная готовность учителя к экспериментальной деятельности: дис. . канд.пед.наук / Г.П. Зернова. - М., 1999. - 114 с.
19. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека.
- СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
20. Исаева И. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к управлению досуговой деятельностью подростков: дис. . канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2006. - 178 с.
21. Кисляков А.В. Формирование готовности будущих учителей к творческой воспитательной деятельности в процессе профессионально-педагогической подготовки: дис. .канд. пед. наук. - Челябинск, 2000. - 201 с.
22. Кравцова Л.А. Формирование готовности студентов педагогического вуза к воспитательной работе: дис. . канд. пед. наук. - Махачкала, 2008. - 188 с.
23. Крецан З.В. Формирование готовности учителя к воспитательной работе в образовательных учреждениях: дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2003.
- 215 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.
- М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
25. Майорова Н. В. Соответствие человека его профессиональной деятельности: субъектно-деятельностный аспект: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998.
- 129 с.
26. Макарова А.К. Анализ профессиональной компетентности специалиста. Советская педагогика. -
1990. - №8. - С. 62-71
27. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 24 изд., испр. / Под общ.ред. Л. И. Скворцова. М.: Мир и образование, 2007. С.100
28. Пенькова Р. И. Формирование у студентов педагогического института готовности к работе классного руководителя: дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1978. -180 с.
29. Платонов К. К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986. - 254 с.
30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб: Питер, 2004. - 713 с.
16
Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
31. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сла-стенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
32. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. -576 с.
33. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2001. - 480 с.
34. Слепцова И.Ф. Формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошколь-
ного возраста в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2007. -22 с.
35. Солопова М. А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Череповец, 2002. - 228 с.
36. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: Алматы: Гылым, 1998. -320 с.
37. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: Алматы: Гылым, 1998. -320 с.
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ СЕМЕЙ-МИГРАНТОВ В ПРИНИМАЮЩЕМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Бурковская Татьяна Валерьевна
Канд. пед. наук, доцент кафедры непрерывного образования и новых образовательных технологий, г. Орел
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается проблема социокультурной адаптации семей мигрантов в принимающем российском обществе. Уделяется внимание анализу нормативно-правовой составляющей процесса миграции. Выделены компоненты, определяющие успешность процесса адаптации семей мигрантов. Приведен опыт работы с мигрантами.
ABSTRACT
This article deals with the problem of socio-cultural adaptation of migrants' families in the receiving Russian society. Attention is paid to the analysis of the legal component of the migration process. Select a component determining the success of the adaptation process of migrant families. The experience of working with migrants.
Ключевые слова: миграция, адаптация, интеграция, социокультурная адаптация, технология социально-педагогической деятельности.
Keywords: migration, adaptation, integration, sociocultural adaptation, technology and social and educational activities.
Казалось бы, совсем недавно Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» от 22 июня 2006 года. Согласно Указу, была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Программа начала действовать c 1 января 2007 года. Переселенцы в Россию, обращающиеся в представительства России за рубежом становились участниками Государственной программы, которая предлагала переселенцу конкретное место трудоустройства в России (по заявкам субъектов федерации) и оказывала поддержку в переезде, предоставляла "подъёмные", компенсации и социальные гарантии членам семьи. Предполагалось, что в программе, рассчитанной на 2006-2012 годы, примут участие несколько миллионов русскоговорящих жителей. Безусловно, принятие государственной программы в отношении мигрантов позволило решить ряд ключевых демографических, социально-экономических и политических проблем внутри нашей страны. Однако и на сегодняшний день, несмотря на обострившуюся внешнеполитическую ситуацию Российская Федерация продолжает оставаться одним из наиболее привлекательных в миграционном плане государств. За последние годы отмечается тенденция к значительному увеличению количества иностранных граждан, посещающих Россию, из которых большая их часть стремиться в нашу страну в поисках
работы. С одной стороны, Российская экономика нуждается в привлечении иностранной рабочей силы, а с другой стороны трудовая миграция привносит в общественную жизнь России значительные социальные риски: деформирует национальную структуру занятости населения, вносит дисбаланс в социальную сферу, приводит к обострению межнациональных конфликтов и ксенофобии, обостряет криминогенную обстановку. В этой связи одним из проблемных элементов миграции являются семьи и молодежь, почти не владеющие русским языком и не готовые к адаптации и интеграции в социально-культурное пространство российского общества.
Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [1], Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [2] определяют основные направления государственной политики в сфере адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации и требуют создания инфраструктуры для адаптации и интеграции иностранных граждан. По мнению российских законодателей, инфраструктура должна включать в себя организации, оказывающие адаптационные и интеграционные услуги, включая обучение русскому языку, основам законодательства Российской Федерации, истории, информирование о культурных традициях народов России и правилах поведения принятых в российском обществе, центры информационной и правовой поддержки, центры социальной адаптации и интегра-