Научная статья на тему 'Педагогическая готовность к работе с интеллектуально одаренными обучающимися'

Педагогическая готовность к работе с интеллектуально одаренными обучающимися Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
готовность / управленческая деятельность / интеллектуально одаренные обучающиеся / readiness / management activity / intellectual gifted students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бикбулатов Руслан Рафаильевич

В данной статье рассматриваются основные подходы к определению «готовность». Показана связь между структурными и функциональными компонентами готовности преподавателей работать с интеллектуально одаренными обучающимися.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers the basic approaches to the word definition “readiness”. Shows the connection between structural and functional components of teachers’ readiness to work with intellectual gifted students

Текст научной работы на тему «Педагогическая готовность к работе с интеллектуально одаренными обучающимися»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

13

Психология зрелости рассматривается только как один из разделов психологии развития. Хотя имеются научные публикации и работы в области развития профессионализма личности и деятельности.

В результате, наука акмеология нацелена на изучение творческого потенциала и жизненной самореализации личности, факторов, путей и способов достижения социального успеха и профессионального мастерства. Основной задачей является выявление оптимальных факторов и условий, позволяющие человеку достичь своего «акме» в профессиональной деятельности. Поэтому развивающаяся, самореализующаяся достигающая вершин профессионализма личность - объект исследований в акмеологии. Следует отметить, что кроме общей акмеологии активно развиваются различные ее направления, связанные к конкретной областью профессиональной деятельности. Так в последние два десятилетия получили широкое распространение военная, информационная, медицинская, управленческая, педагогическая, политическая, спортивная, этническая акмеология и др.

Список литературы

1. Акмеология / под ред. А.А. Деркач. - М.: РАГС,

2004. - 299 с.

2. Акмеология: учебное пособие / А. Деркач, В. Зазы-кин. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб: Питер, 2001. - 288с.

4. Жмуров, В. А. Большая энциклопедия по психиатрии. - 2-е изд. - М.: Джангар, 2012. - 864 с.

5. Зазыкин В.Г. Краткий акмеологический словарь. -М.: РАГС, 2010.

6. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. - СПб.: Политехника, 2003. - 395 с.

7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ.высш. и

сред.пед.учеб.заведений. - М.: Академия, 2003. -176 с.

8. Основы общей и прикладной акмеологии. Учебное пособие /под ред. А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой. -М, 2000. - 388с.

9. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. - Мн.: Совр.слово, 2005. -720 с.

10. Педагогическая акмеология: коллективная монография / под.ред. О.Б. Акимовой; ГАОУ ВПО «Рос.гос.проф.-пед.ун-т». - Екатеринбург, 2012. -251 с.

11. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М Бим-Бад. - М.: Большая Росс. Энциклопедия, 2003. - 528 с.

12. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М.: Высшая школа, 2004. - 512 с.

13. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ,

2005. - 176 с.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К РАБОТЕ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Бикбулатов Руслан Рафаильевич

Учитель НИШ ФМН г.Костаная, аспирант КНИТУ, г.Казань

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются основные подходы к определению «готовность». Показана связь между структурными и функциональными компонентами готовности преподавателей работать с интеллектуально одаренными обучающимися.

ABSTRACT

This article considers the basic approaches to the word definition “readiness ". Shows the connection between structural and functional components of teachers ’ readiness to work with intellectual gifted students

Ключевые слова: готовность, управленческая деятельность, интеллектуально одаренные обучающиеся

Keywords: readiness, management activity, intellectual gifted students

Анализ современной научно-педагогической литературы показывает, что до сих пор нет единой трактовки понятия «готовность».

Б.Г. Ананьев одним из первых применил данное понятие. Он рассматривал готовность как психологическую категорию, отражающую определенное состояние личности [3, с. 245].

В общем словаре русского языка «готовность» определяется как: «1) согласие сделать что-нибудь и 2) состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь» [27, с. 100].

В толковом словаре В. Даля «Готовность - состояние или свойство готового, подготовленность» [11, с. 398]. Понятию «готовность» соответствуют синонимы желание, добрая воля, охота, решимость [1, с. 4].

В психологическом словаре-справочнике «готовность» трактуется как «активно-действенное состояние

личности, установка на определенное поведение, мобилизованность сил для выполнения задач. Для готовности к действиям нужны знания, умения, навыки, настроенность и решимость совершить эти действия. Готовность к определенному виду деятельности (игра, учение, труд) предполагает определенные мотивы и способности» [15, с. 87].

В психолого-педагогических исследованиях готовность рассматривается как состояние психической и физиологической готовности к действию или деятельности; настрой и мобилизация на предстоящую деятельность (Е.П. Ильин) [19], как особое психическое состояние, целостное проявление личности, занимающее промежуточное положение между психическими процессами и свойствами личности (В.А. Бодров [4], А.К. Макарова [26]); как синтез свойств личности, определяющих ее пригодность к деятельности (А.А. Деркач) [12].

14

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

В то же время ряд авторов выделяют частные аспекты готовности: психологическую и практическую готовность (Ф.Н. Гоноболин [9], А.И. Щербаков [37]); функциональную и личностную (Ф. Генов [8], В.А. Сластенин [33]); общую и специальную (Б.Г. Ананьев [2]).

Во многих работах отмечается, что, помимо готовности как психического состояния, у человека часто проявляется готовность как устойчивая характеристика личности. Она действует постоянно, ее не нужно формировать; такая готовность - существенная предпосылка успешной деятельности и относится к длительной или устойчивой готовности, имеет определенную структуру: положительное отношение к виду деятельности, в том числе профессиональной; адекватные требования к профессиональной деятельности, черты характера, способности, темперамент, мотивация, а также необходимые знания, умения, навыки [18].

Сделав анализ научно-педагогических исследований, можно выявить основные подходы к определению понятия «готовность».

Во-первых, готовность определяется как личностное качество (В.А. Сластенин [32], Н.Д. Хмель [36]).

Интегральное качество личности может обеспечить целенаправленное решение педагогических задач (Т. А. Забкова [16], И. Ю. Исаева [20], Л. А. Кравцова [22] и др.).

Сложное динамически развивающееся целостное личностное образование может характеризоваться совокупностью внешних и внутренних мотивов, обеспечивающих успешное осуществление профессиональной деятельности (А.В. Кисляков [21], Р.И. Пенькова [28], М.А. Солопова [35] и др.).

Во-вторых, готовность определяется как психическая функция (И.М. Дьяченко. Л.А. Кандыбович [14], А.Н. Леонтьев [24], С.Л. Рубинштейн [30]).

По мнению С.В. Бухаловой готовность является психическим состоянием педагога, обеспечивающее успешность профессиональной деятельности [5]. И.П. Слепцова рассматривает готовность как психическое состояние человека, выраженное на личностном уровне и отражающее общий тип мышления и особенности менталитета педагога [34].

В-третьих, готовность определяется как профессиональное качество: например, интегральное образование профессионально значимых качеств личности педагога (Л.В. Винская [7], З.В. Крецан [23]).

В-четвертых, готовность выступает как новообразование: например, сложное интегральное профессионально значимое новообразование, обеспечивающее оптимальное функционирование личности учителя в обществе (Л.М. Гура [10]); целостное системное интегративное новообразование, определяющее личностный рост будущего педагога, обеспечивающее профессиональную

адаптацию и способствующее успешной реализации (В.Н. Запорожец [17]).

В-пятых, готовность рассматривается как предварительное состояние. По мнению Н.В. Майоровой существует некоторое состояние субъекта готовности приступить к профессиональной деятельности [25]. К.К. Платонов рассматривает субъективное состояние индивида, осознающего себя подготовленным к выполнению разных видов профессиональной деятельности [29].

В-шестых, готовность рассматривается как активно-действенное состояние. С.Л. Васильченко рассматривает готовность как результат личностного роста воспитателя в своей профессии, который характеризуется реальными действиями по совершенствованию своего мастерства [6]. К.М. Дурай-Новикова понимает под готовностью сформировавшееся активно действенное состояние личности, обеспечивающее быструю адаптацию, эффективную актуализацию и использование в процессе практической работы, приобретенных в вузе ЗУН [13].

Совокупность профессионально обусловленных требований к преподавателю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма [31].

Наличие разных точек зрения на сущность понятия «готовность» позволяет говорить о его сложности и многогранности.

В нашем исследовании объектом является готовность преподавателей к управлению развитием интеллектуально одаренных обучающихся. Преподаватель не всегда готов к управленческой деятельности, и сама готовность не носит системного характера данной деятельности. В работе отсутствуют цели, ориентированные на развитие личности интеллектуально одаренного обучающегося. Для достижения успешной работы с интеллектуально одаренными обучающимися необходима реализация различных педагогических условий. Необходимо внести коррективы в работу преподавателя, чтобы уметь управлять данным видом деятельности. Стоит определить знания, обеспечивающие результативность управленческой деятельности. Готовность педагога к управлению развитием интеллектуальной одаренностью обучающихся - это интегративное личностное образование, проявляющееся как на личностном, так и на деятельностном уровнях, и обеспечивающее эффективную реализацию данного вида профессиональной деятельности.

Анализ структурных и функциональных компонентов готовности преподавателей работать с интеллектуально одаренными обучающимися позволяет определить между ними связь (таблица 1).

Таблица 1

Связь структурных и функциональных компонентов готовности преподавателя к работе с интеллектуально одарен__________________________________________ными обучающимися____________________________________________

Структурные компоненты Функциональные компоненты

Личностная готовность Профессиональная готовность

Мотивационный Ориентирование личности на самосовершенствование - Стремление к работе с одаренными обучающимися. - Совершенствование знаний и умений, чтобы работать с данной категорией обучающихся.

Личностный Развитие: - креативности; - самостоятельности; - критичности мышления; - оригинальности мышления. - Наличие врожденных творческих способностей. Наличие: - способности к педагогическому творчеству; - конструктивных способностей; - коммуникативных способностей; - организаторских способностей

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 15

- Стремление к личностному росту.

Деятельностный Умение свободно ориентироваться в потоке информации, пополнять свои знания, развивать умения, обобщать опыт. - Умение творчески применять знания и умения в педагогической деятельности. - Использование разнообразных интерактивных методов и технологий. - Владение в совершенстве методом педагогического наблюдения. - Знание психологии одаренных обучающихся. - Профессиональная компетентность (по предмету). - Регулярное повышение квалификации.

Рефлексивный Способность анализировать свою деятельность, осознавать свой потенциал, давать адекватную самооценку. Способность анализировать и оценивать свою готовность к работе с одаренными обучающимися.

Готовность преподавателя приводит к возможности управлять развитием интеллектуальной одаренности обучающихся, он сможет сделать им сильный вызов. Только в этом случае у обучающихся появляется мотивация, стремление к получению новых знаний, они способны достигать успеха.

Список литературы

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практ. справ.: ок. 11000 синоним. рядов / З.Е. Александрова. - 14-е изд., стереотип. - М.: Рус. Яз. - Медиа, 2006.- 564с.

2. Ананьев Б.Г. Избранные педагогические труды / Под ред. А.А. Бодалева и др. - М.: Педагогика, 1980. - 288 с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 340 с.

4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

5. Бухалова С.В. Формирование готовности будущего учителя к реализации индивидуально-личностного подхода к учащимся в учреждении дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Самара,

2007. - 248 с.

6. Васильченко С. Л. Формирование готовности работников внешкольных учреждений к педагогической деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Киев,

1989. - 167 с.

7. Винская Л.В. Формирование готовности студентов народного хорового профиля к педагогическому руководству музыкальным восприятием детей: дис. ... канд. пед. наук. - Краснодар, 2006. - 213 с.

8. Генов Ф. Психологические способности мобилизационной готовности спортсмена. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 245 с.

9. Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. 1975. №1. С. 100-111

10. Гура Л.М. Педагогические основы формирования социально-психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. - Иркутск, 1994. -209 с.

11. Даль В. Толковый словарь. Т.1. А-З / В. Даль. - М.: Художественная литература, 1935. - 723с.

12. Деркач А.А. Готовность к деятельности как акмео-логический феномен: моногр. / А.А. Деркач, Е.В. Селезнева, О.В. Михайлов. - М.: Изд-во РАГС,

2008. - 96 с.

13. Дурай-Новакова К.М. Формирование готовности к педагогической деятельности: Автореф. Дис.д-ра пед. наук. - М., 1985. - 32 с.]

14. Дьяченко И.М., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Мн: Изд-во БГУ, 1978. - 175 с.

15. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. М.: АСТ, 2001. С.87

16. Забкова Т.А. Формирование готовности студентов и молодых специалистов к внеучебной воспитательной работе: дис. . канд. пед. наук. - Тюмень, 2001. - 198 с.

17. Запорожец В.Н. Формирование готовности студентов педвуза к социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях: дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2001. - 192 с.

18. Зернова Г.П. Профессиональная готовность учителя к экспериментальной деятельности: дис. . канд.пед.наук / Г.П. Зернова. - М., 1999. - 114 с.

19. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека.

- СПб.: Питер, 2005. - 412 с.

20. Исаева И. Ю. Формирование готовности студентов педагогического вуза к управлению досуговой деятельностью подростков: дис. . канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2006. - 178 с.

21. Кисляков А.В. Формирование готовности будущих учителей к творческой воспитательной деятельности в процессе профессионально-педагогической подготовки: дис. .канд. пед. наук. - Челябинск, 2000. - 201 с.

22. Кравцова Л.А. Формирование готовности студентов педагогического вуза к воспитательной работе: дис. . канд. пед. наук. - Махачкала, 2008. - 188 с.

23. Крецан З.В. Формирование готовности учителя к воспитательной работе в образовательных учреждениях: дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2003.

- 215 с.

24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.

- М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

25. Майорова Н. В. Соответствие человека его профессиональной деятельности: субъектно-деятельностный аспект: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1998.

- 129 с.

26. Макарова А.К. Анализ профессиональной компетентности специалиста. Советская педагогика. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1990. - №8. - С. 62-71

27. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 24 изд., испр. / Под общ.ред. Л. И. Скворцова. М.: Мир и образование, 2007. С.100

28. Пенькова Р. И. Формирование у студентов педагогического института готовности к работе классного руководителя: дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1978. -180 с.

29. Платонов К. К. Структура и развитие личности. -М.: Наука, 1986. - 254 с.

30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб: Питер, 2004. - 713 с.

16

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 7 (16), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

31. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сла-стенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

32. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2005. -576 с.

33. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. - М.: Академия, 2001. - 480 с.

34. Слепцова И.Ф. Формирование готовности будущих воспитателей к взаимодействию с детьми дошколь-

ного возраста в процессе профессиональной подготовки: автореф. дис.... канд. пед. наук. - М., 2007. -22 с.

35. Солопова М. А. Подготовка будущего педагога к профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования: дис. ... канд. пед. наук. - Череповец, 2002. - 228 с.

36. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: Алматы: Гылым, 1998. -320 с.

37. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя: Алматы: Гылым, 1998. -320 с.

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ СЕМЕЙ-МИГРАНТОВ В ПРИНИМАЮЩЕМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Бурковская Татьяна Валерьевна

Канд. пед. наук, доцент кафедры непрерывного образования и новых образовательных технологий, г. Орел

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается проблема социокультурной адаптации семей мигрантов в принимающем российском обществе. Уделяется внимание анализу нормативно-правовой составляющей процесса миграции. Выделены компоненты, определяющие успешность процесса адаптации семей мигрантов. Приведен опыт работы с мигрантами.

ABSTRACT

This article deals with the problem of socio-cultural adaptation of migrants' families in the receiving Russian society. Attention is paid to the analysis of the legal component of the migration process. Select a component determining the success of the adaptation process of migrant families. The experience of working with migrants.

Ключевые слова: миграция, адаптация, интеграция, социокультурная адаптация, технология социально-педагогической деятельности.

Keywords: migration, adaptation, integration, sociocultural adaptation, technology and social and educational activities.

Казалось бы, совсем недавно Президент России Владимир Владимирович Путин подписал Указ № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» от 22 июня 2006 года. Согласно Указу, была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Программа начала действовать c 1 января 2007 года. Переселенцы в Россию, обращающиеся в представительства России за рубежом становились участниками Государственной программы, которая предлагала переселенцу конкретное место трудоустройства в России (по заявкам субъектов федерации) и оказывала поддержку в переезде, предоставляла "подъёмные", компенсации и социальные гарантии членам семьи. Предполагалось, что в программе, рассчитанной на 2006-2012 годы, примут участие несколько миллионов русскоговорящих жителей. Безусловно, принятие государственной программы в отношении мигрантов позволило решить ряд ключевых демографических, социально-экономических и политических проблем внутри нашей страны. Однако и на сегодняшний день, несмотря на обострившуюся внешнеполитическую ситуацию Российская Федерация продолжает оставаться одним из наиболее привлекательных в миграционном плане государств. За последние годы отмечается тенденция к значительному увеличению количества иностранных граждан, посещающих Россию, из которых большая их часть стремиться в нашу страну в поисках

работы. С одной стороны, Российская экономика нуждается в привлечении иностранной рабочей силы, а с другой стороны трудовая миграция привносит в общественную жизнь России значительные социальные риски: деформирует национальную структуру занятости населения, вносит дисбаланс в социальную сферу, приводит к обострению межнациональных конфликтов и ксенофобии, обостряет криминогенную обстановку. В этой связи одним из проблемных элементов миграции являются семьи и молодежь, почти не владеющие русским языком и не готовые к адаптации и интеграции в социально-культурное пространство российского общества.

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [1], Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [2] определяют основные направления государственной политики в сфере адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации и требуют создания инфраструктуры для адаптации и интеграции иностранных граждан. По мнению российских законодателей, инфраструктура должна включать в себя организации, оказывающие адаптационные и интеграционные услуги, включая обучение русскому языку, основам законодательства Российской Федерации, истории, информирование о культурных традициях народов России и правилах поведения принятых в российском обществе, центры информационной и правовой поддержки, центры социальной адаптации и интегра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.